Альфред Адлер. Индивидуальная теория личности
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 11.02.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы индивидуальной теории личности
1.1. Предпосылки развития теории личности Адлера
1.2. Основные положения индивидуальной теории личности Адлера
Выводы по Главе 1
Глава 2. Система представлений о личности в теории А. Адлера и их практическое применение
2.1. Структура личности согласно индивидуальной теории А.Адлера
2.2. Перспективы практического применения индивидуальной теории личности А. Адлера
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Эта здоровая форма любвиисходит из настоящей заботы о людях и предоставляет возможность матери развивать у своего ребенка социальный интерес. Многие установки, сформированные в ходе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, к примеру, мать сосредоточена главным образом на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на окружающих людей. Если же она предпочитает только своего мужа, избегает детей и социума, ее дети будут ощущать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся неосуществленными. (Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности / Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. C. 204)2.2. Перспективы практического применения индивидуальной теории личности А. АдлераТеории Адлера стала сильнейшим толчком для развития гуманистической психологии, психотерапевтической практики и теории личности. Многие из его концепций были приняты во внимание другими школами. Выделение Адлером понятия социального интереса сделало психотерапию более социально-ориентированной. Из его работы с сознательными, рациональными процессами появилась первая эго-психология (ego-psychology). Для таких теоретиков, как Эрик Фромм, Карен Хорни и Гарри Стэк Салливан, «нео-адлерианцы» — более точное определение, нежели «нео-фрейдисты». Идеи Адлера оказали большое влияние и на многих прочих знаменитых психологов, но удивителен тот факт, что он относительно неизвестен за пределами своей профессиональной сферы.Виктор Франкл и Ролло Мэй, являющиеся известными экзистенциальными аналитиками, представляли психологию Адлера как значимую предпосылку экзистенциальной психиатрии, а интерес Адлера к холизму, целенаправленности и роли личных ценностей в поведении человека определил многие достижения гуманистической психологии. Абрахам Маслоу считал, что теории Адлера становятся все боле актуальными с каждым годом, появление новых фактов только подтверждают его концепцию. Тем не менее Адлер не получил заслуженного признания в свое время. Понятия, разработанные Адлером, зачастую считаются производными от психоанализа, очевидными или тривиальными. В своем анализе основных школ психиатрической мысли Элленбергер указывал, что у Адлера было заимствовано максимальное количество идей. При этом многие авторы были уверенны, что Адлер даже в большой степени, чем Фрейд является прародителем современной психотерапии. Это связано с тем, что именноон основал эго-психологию, а также был одним из первых гуманистических психологов, он акцентировал внимание на целостности, стремлении к цели и чрезвычайной важности личных ценностей для мышления, эмоционального развития и деятельности человека. Он правильно указывал, что сексуальные побуждения и сексуальное поведение, хотя и играют значимую роль в жизни человека, но, тем не менее, являются скорее результатом, чем причиной несексуальных мыслей человека.Одна из причин того, что Адлер недостаточно популярен, лежит в его способеизлагать мысли. Он был отличный оратор и всегда предпочитал чтение лекций изданию книг. Его записи не всегда обладали точностью и, свои теоретические идеи он стремился излагать в простой, общедоступной форме, и в связи с этим они часто воспринимались поверхностными или мелкими. Адлер в большей мере интересовался практической стороной вопроса, чем теоретической. Его достоинством была работа с фактическим материалом, и потому его записи обладает большей популярностью среди учителей, социальных работников, практикующих врачей — среди представителей тех специальностей, кому в их профессиональной деятельности необходимы практические психологические навыки. Значимым вкладом Адлера в становление и развитие современной психологии обозначались идеи комплекса неполноценности, изучение роли власти и агрессии в поведении индивида, концепция единства и целостности личности и утверждение значимости несексуальных факторов в развитии. (Овсянникова О. А. Основные положения индивидуальной теории личности Альфреда Адлера / О. А. Овсянникова, Д. А. Чаборина Научные записки ОрелГИЭТ. - 2011. - № 2. С. 425-426)Больше всего Адлер стремился создать практическую психологию, которая отвечала бы запросам повседневной жизни. В частности он был заинтересован в формировании такой системы, которая объясняла бы причины неврозов, а также являлась основой для психотерапевтического лечения нарушений такого вида. В настоящий момент возможности использования концепций Адлера для понимания природы неврозов, а также для смягчения их клинических проявлений достаточно широки.С позиции Адлера, невроз рассматривается как диагностически неоднозначный термин, включающий в себя многочисленные поведенческие нарушения, относительно которых обращаются к помощи психиатра и по сей день. Для этих расстройств характерна разнообразная симптоматика (к примеру, тревога, мысли о смерти, страхи, обсессивно-компульсивное поведение). Адлер анализировал в процессе клинического наблюдения, каким образом больные неврозами применяют свой прошлый и настоящий опыт, чтобы избежать ответственности и сохранить самооценку. В отличие от идей Фрейда, в которых симптомы представлены как средство контроля над инстинктивными импульсами и как метод удовлетворения этих импульсов, Адлер анализировал возникновение симптомов как механизм самозащиты – защитную стратегию Я. Адлер издал целые тома, посвященные невротическому поведению, и определял невроз как естественное, логическое развитие индивида, относительно неактивного, эгоцентрически ориентированного на превосходство и поэтому имеющего трудности в развитии социального интереса, что постоянно наблюдается при наиболее пассивных стилях жизни.Если анализировать составные части этого определения в отдельности, то легче дать оценку многим открытиям Адлера относительно невротической личности. Согласно Адлеру, для больных неврозами характерно снижение уровня активности, требуемой для правильного решения своих жизненных проблем. Второй важный момент в определении Адлера – «эгоцентрически стремящийся к превосходству» – обозначает, что больные неврозами обычно осуществляют борьбу за свои эгоистические жизненные цели. По-другому, невротические личности чрезмерно напряженно продвигаются к утрированным целям самовозвышенияпосредством искренней заботы окружающих. (Олешкевич, В. И. Индивидуальная психология и психотерапия Альфреда Адлера [Текст]: учебное пособие для студентов учебных заведений / В. И. Олешкевич. - Москва; Обнинск, Калужская обл.: Социальные науки, 2010. C. 111)Многие из новаторских идей Адлера в настоящий момент используются настолько широко, что воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Его деятельность по вопросам взаимодействия психологических и физических элементов в случаях органической неполноценности стала основой для создания психосоматической медицины, на его исследованияхбазируются приобретающие сегодня все большую популярность руководства для родителей по воспитанию детей. Практически в каждой современной работе о воспитании применяются положения Адлера относительно детского поведения, зачастую без ссылок на него. Ученик Адлера Рудольф Дрейкурс стал значимой фигурой в этой области. Его книга «Дети: вызов» признана классической.Адлерианские учебные заведения, семейные образовательные центры, обучающие группы и профессиональные общества непрерывно увеличиваются, их воздействие только усиливается. Первый адлерианский учебник психологии «Индивидуальная психология», изданный на английском языке, вызвал большой интерес. «Библиография адлерианской психологии» в двух томах включает более десяти тысяч ссылок на литературу по адлерианской психологии.Адлерианская психология в настоящий момент процветает. Влияние работАдлера на ведущих психологов, таких, как Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Ролло Мэй, подтверждено документально. Как неоднократно было доказано, теория Адлера стала предпосылкой возникновения когнитивной теории и продолжает влиять на психологию образования, консультационную психиатрию и педиатрию. (Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2009.C. 301)Выводы по главе 2Наиболее важным вкладом Адлера в современную психологию является доказательство значимости несексуальных факторов в окружающем мире, единства и целостности личности, роли власти и агрессии в поведении человека, а также понятие комплекса неполноценности.Адлер указывал на уникальность каждого человека значимость понимания того, личность постоянно включена в социальную систему.Любой результат развития является итогом стремлений личности компенсировать физическую неполноценность или чувство неполноценности, и эти устремления лежат в основе наиболее значительных достижений человечества.Поведение обусловлено индивидуальной концепцией мира индивида.Анализировать и осуществлятьлечение психологических и эмоциональных проблем необходимо в контексте жизненных целей и жизненного стиля личности. Единый жизненный стиль индивида находит отражение в любой черте его поведения и в любом симптоме.Чувство общности, или социальный интерес является чувством принадлежности к более крупному социальному целому и привязанности к семье, окружению, обществу и человечеству.Центром всех психологических проблем является забота о себе, нежели забота о других.Сотрудничество есть ключевая составляющая социального интереса. Чувство неполноценности может быть преодолено только посредством активного участия человека в жизни других людей в качестве полезного и ценного члена общества.ЗаключениеДанная курсовая работа была посвящена изучению основных идей индивидуальной теории личности А. Адлера. Был проведен анализ базовых положений, предпосылок и перспектив развития теории личности.К основным принципаминдивидуальной теории личности Адлера относятся: целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивирующая сила, а также социальная принадлежность индивида.Согласно Адлеру, люди стремятся компенсировать чувство собственной недостаточности, создавая свой уникальный стиль жизни, в пределах которого они ориентированы на достижение фиктивных целей превосходства или совершенства. Стиль жизни личности формируется у ребенка в первые четыре-пять лет жизни и наиболее четко отражается в ее установках и поведении, направленном на решение трех базовых жизненных задач: профессиональной, сотрудничества и любви. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо выделяет физическую неполноценность, чрезмерную опеку и отвержение спозиции родителей, влияют наразвитие чувства недостаточности и его превращение в комплекс неполноценности.Второй движущей силой развития личности является социальный интерес, который Адлер определял как стремление к сотрудничеству с окружением для достижения общих целей. Социальный интерес обладает врожденными задатками, но окончательное становление происходит в процессе воспитания. Список литературыМарцинковская Т. Д. История психологии: [учебник для аспирантов и соискателей системы послевузовского психологического образования] / Т. Д. Марцинковская, А. В. Юревич. — Москва: ГАРДАРИКИ, 2008. — 413 с.Овсянникова О. А. Основные положения индивидуальной теории личности Альфреда Адлера / О. А. Овсянникова, Д. А. Чаборина Научные записки ОрелГИЭТ. - 2011. - № 2. С. 424-428.Олешкевич В. И. Индивидуальная психология и психотерапия Альфреда Адлера [Текст]: учебное пособие для студентов учебных заведений / В. И. Олешкевич. - Москва; Обнинск, Калужская обл.: Социальные науки, 2010. - 335 с.Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Теории личности и личностный рост. –– М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. - 657 с.Фрейджер Р. Аналитическая и индивидуальная психология: К. Юнг и А. Адлер: [пер. с англ.] / Роберт Фрейджер, Джон [т. е. Джеймс]Фейдимен. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 125 с.Холл Кэлвин С., ЛиндсейГарднер. Теории личности / Пер. с англ. И.Б.Гриншпун. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 672 с.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 607 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
2.Овсянникова О. А. Основные положения индивидуальной теории личности Альфреда Адлера / О. А. Овсянникова, Д. А. Чаборина Научные записки ОрелГИЭТ. - 2011. - № 2. С. 424-428.
3.Олешкевич В. И. Индивидуальная психология и психотерапия Альфреда Адлера [Текст]: учебное пособие для студентов учебных заведений / В. И. Олешкевич. - Москва; Обнинск, Калужская обл.: Социальные науки, 2010. - 335 с.
4.Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Теории личности и личностный рост. –– М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. - 657 с.
5.Фрейджер Р. Аналитическая и индивидуальная психология: К. Юнг и А. Адлер: [пер. с англ.] / Роберт Фрейджер, Джон [т. е. Джеймс] Фейдимен. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 125 с.
6.Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности / Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. – 2-е изд. – М.: Психотерапия, 2008. – 672 с.
7.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2009. — 607 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
Вопрос-ответ:
Какие предпосылки привели к развитию теории личности Адлера?
Основные предпосылки развития теории личности Адлера были связаны с его опытом работы психотерапевтом и анализом пациентов. Он отметил, что многие проблемы людей связаны с их ощущением неполноценности и стремлением к компенсации этой неполноценности. Адлер также уделял внимание социальным аспектам личности, считая, что человек функционирует в социальной среде и его поведение определяется взаимодействием с другими людьми. Все это привело к разработке индивидуальной теории личности Адлера.
Каковы основные положения индивидуальной теории личности Адлера?
Основные положения индивидуальной теории личности Адлера включают представление о том, что неполноценность является основным мотивом поведения человека и стремление к компенсации этой неполноценности. Адлер отмечал, что каждый человек стремится к достижению целостности и взаимодействует с окружающей средой с целью удовлетворения своих потребностей. Он также подчеркивал важность социальных факторов в формировании личности и развитии индивида. В целом, индивидуальная теория личности Адлера представляет собой комплексный подход к пониманию человеческой природы и поведения.
Какова структура личности согласно индивидуальной теории Адлера?
Структура личности в индивидуальной теории Адлера включает три основных компонента: знание, чувства и действия. По мнению Адлера, знание представляет собой основу личности, которая формируется на основе опыта и информации, полученной от окружающей среды. Чувства отражают эмоциональную сторону личности, включая такие аспекты, как эмоциональное состояние и настроение. Действия представляют собой проявление личности в поведении и деятельности.
Какие предпосылки были для развития теории личности Алфреда Адлера?
Основные предпосылки для развития теории личности Адлера были его собственный опыт жизни и клиническая практика. Он сам сталкивался с трудностями в детстве и юности, что повлияло на его взгляды и исследования. Кроме того, он был учеником З. Фрейда в начале своей карьеры, но потом отошел от его теории и разработал свою собственную.
Каковы основные положения индивидуальной теории личности Альфреда Адлера?
Основные положения индивидуальной теории личности Адлера включают понятие о борьбе человека за преодоление комплекса меньшенства, акцент на роль социальных факторов в формировании личности, идею о взаимосвязи между целями, мотивацией и поведением человека, а также концепцию "стиля жизни" как основной поведенческой ориентации.
Какова структура личности согласно индивидуальной теории Адлера?
Согласно индивидуальной теории Адлера, структура личности состоит из трех основных компонентов: "я", "профессия" и "общественно-личностная сфера". "Я" представляет собой центр самосознания и регуляции поведения человека. "Профессия" отражает внешнюю реализацию личности и включает профессиональные умения и навыки. "Общественно-личностная сфера" связана с социальными отношениями и взаимодействием с другими людьми.
В чем заключается практическое применение индивидуальной теории личности Адлера?
Практическое применение индивидуальной теории личности Адлера включает использование его методов и подходов в психотерапии, консультировании, образовании и других сферах. Например, психотерапевты могут помочь клиентам преодолеть комплекс меньшенства и развить более позитивный "стиль жизни". Также, применение теории Адлера может использоваться для повышения мотивации учащихся и развития их личностного потенциала.
Какие предпосылки легли в основу развития теории личности Адлера?
Основные предпосылки развития теории личности Адлера связаны с его собственным биографическим опытом и опытом работы в психотерапии. Адлер считал, что в основе поведения человека лежат его цели и стремление к преодолению комплексов неполноценности.
Какие основные положения имеет индивидуальная теория личности Адлера?
Основные положения индивидуальной теории личности Адлера заключаются в том, что человек развивается в социальной среде и стремится к достижению полноценности и социальной приспособленности. Личность формируется в результате взаимодействия между тремя сферами: индивидуальностью, обществом и физическим телом. Важную роль играют также понятия комплекса неполноценности, целеполагания и стиля жизни.
Какая структура личности предполагается в индивидуальной теории Адлера?
В индивидуальной теории Адлера выделяются три основные структурные компоненты личности: индивидуальность, общество и физическое тело. Индивидуальность включает в себя понятие "я", ориентацию на цели и стремление к преодолению комплекса неполноценности. Общество определяет нормы, ценности и ожидания, и взаимодействует с индивидуальностью. Физическое тело является основой для реализации деятельности и самовыражения личности.
В чем заключаются перспективы практического применения индивидуальной теории личности Адлера?
Индивидуальная теория личности Адлера может найти практическое применение в психотерапии, педагогике, психологическом консультировании и других областях. Она позволяет понять мотивацию и стремления личности, помочь в осознании и изменении негативных установок, а также развитии самоанализа и самореализации.