Бытовой жанр в творчестве Венецианова Алексей Гавриловича
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 40 + 40 источников
- Добавлена 14.02.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЫТОВОЙ ЖАНР В ЖИВОПИСИ
1.1 ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ БЫТОВОГО ЖАНРА В ЖИВОПИСИ
1.2 БЫТОВАЯ ЖИВОПИСЬ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО А.Г. ВЕНЕЦИАНОВА
2.1 БИОГРАФИЯ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ А.Г. ВЕНЕЦИАНОВА
2.2. А.Г. ВЕНЕЦИАНОВ И ЕГО ШКОЛА
ГЛАВА 3. БЫТОВОЙ ЖАНР В КАРТИНАХ А.Г. ВЕНЕЦИАНОВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ (ИЛЛЮСТРАЦИИ)
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Рядом с ней смышленый мальчик с загорелым широкоскулым лицом, с пытливым взором. Он замер, любуясь расцветкой крыльев бабочки. Крестьянам доступно глубокое понимание прекрасного, именно на это Венецианов обращает внимание зрителя. Заметно, что композиция этого полотна продумана достаточно серьезно и детально.Прописанные выразительные формы отражают ее содержание, тот смысл, который вкладывает живописец в свое полотно.В левой верхней части и в правой нижней художник помещает серпы, которые как бы замыкают композицию, придавая ей устойчивость и уравновешенность. Поворот головы крестьянки и взор мальчика, устремленный к ее руке, связывают их воедино. Плотные краски способствуют созданию насыщенного художественного образа. Мы ощущаем и тяжелый зной летнего дня, и необъятность стеной стоящей нивы, и охватившее людей чувство сопричастности красоте земли и душевной близости.Названием картины можно обозначить и важнейшую сквозную тему, которая нитью прошла через всю творческую жизнь художника. И, по мнению специалистов, эта картина – одна из лучших «жатвенных» работ. Сценку, запечатленную на картине, Венецианов подсмотрел в жизни – его крестьяне, привыкшие видеть своего хозяина, бродящего по полям с этюдником, не слишком стеснялись его. И, во всяком случае, не выступали в «театрально-придурочном образе», который так живо описывался в русской литературе. Они вели себя просто и естественно. Но, несмотря на это, в картине «Жнецы» чувствуется некая неестественность. Это явилось следствием того, что герои картины специально для нее позировали. Венецианов, увидевший, как мать и сын любуются бабочками, присевшими на руку жницы, все-таки попросил их попозировать. Но, даже небольшая напряженность и неестественность не помешала художнику донести до зрителя центральную идею – мир прекрасен, и крестьяне умеют чувствовать эту красоту, проникаться ею. По тем временам это была нетривиальная идея. Впервые высказавший ее в литературе Карамзин стал зачинателем нового литературного направления, как и Венецианов – в живописи.В картине «На пашне. Весна» (1820-е годы, ГТГ)(ил. 7) молодая стройная женщина вдлинном розовом сарафане и алом повойнике,красиво обрамляющем высокий лоб, легко и плавно ступает по вспаханному полю, ведя двух запряженных в борону лошадей. С заботливой нежностью оглядывается она на играющего у края пашни ребенка. В картине «На жатве. Лето» (1820-е годы, ГТГ) (ил. 8) отдыхающая крестьянка с ребенком сидит на краю деревянного помоста; на втором плане - часть еще не сжатого поля с мелькающими тут и там фигурами жниц. В спокойной и естественной позе сидящей женщины, в свободно ниспадающих складках ее сарафана, в четких линиях ее повойника есть величавость. Она самодостаточна, у нее есть чувство именно женского достоинства. Конечно, вряд ли зависимый и невольный человек мог испытывать такие чувства, но Венецианов через этот образ передает то женское величие, которое должно быть у каждой.Крестьянка прежде всего – это женщина, она – мать, она – мир, она – женское начало всего сущего. И не важно, что у нее нет свободы, труд ее тяжек. Все же она прекрасна, как сама природа Именно гармонию простого человека и природы стремился передать Венецианов в своих работах.Одной из лучших работ Венецианова является картина «На жатве. Лето», в которойочень характерна по бытовому изображению. Однако, поэтическое видение мира в ней является также определяющим, как и в других полотнах художника. Здесь Венецианов прекрасно передает ощущение жаркого летнего дня, когда солнце еще высоко в небе, но скоро уже начнет медленно клониться к закату. Горячая, прогретая земля. Поля со спелыми, частично уже заскирдованными снопами чередуются с нескошенными полосами ржи, затем идет горизонталь покрытого травой поля, и дальше опять нивы. По технике исполнения картина представляет собой шедевр, чувствует исходящий от нее зной, ноги как будто и вправду ощущают раскаленность земли. Такие реалистичные изображения прекрасно удавались такому мастеру.Многое сближает это полотно с одновременно написанным «На пашне. Весна». И это, прежде всего, изображение в качестве главной темы времени года, причем не отвлеченно, не посредством введения аллегорий, как это было свойственно академическому искусству, а через показ полевых работ с включением фигур работающих и отдыхающих крестьян. Конечно, этот показ еще не совершенен: тема тяжелого крестьянского труда, в сущности, обойдена художником. Героями этих картин, имеющих светлое, лирическое звучание, являются реальные, современные художнику русские крестьяне. Но вот действительно, характерной чертой как раз и является то, что Венецианов, изображая крестьян, не показывал именно тяжелый труд. Конечно, в его картинах крестьяне не сидят без дела, но это обыгрывается очень легко. И даже в представленной картине работающие люди отведены на задний план. В полотне «На жатве. Лето» Венецианов изображает крестьянку в момент краткого отдыха от работы. Картина «Лето» смотрится более монументально. Ее композиция своеобразна: на первом плане выделяется написанная в крупном масштабе женская фигура, за ней расстилается пейзаж, композиция которого построена на горизонталях. Фигура женщины, сидящей на помосте, кажется застывшей. Рядом с ней, на пустой поверхности помоста, лежит серп – постоянный венециановский атрибут полевых работ.И. Дорогоневская отмечает, что в некоторых произведениях Венецианова близко соприкасаются друг с другом портрет и бытовой жанр. Она пишет: «По существу художник продолжает здесь свою линию спокойно-описательной жанровой живописи, но в несколько иных формах. Он создает своеобразные портреты-картины, в которых образ человека раскрывается в его деятельности, что усиливает его типические черты».Красота и поэтичность венециановских крестьянок имеет обобщенный характер; величавой гармоничностью пропорций и линий их образы напоминают женский тип, сложившийся в скульптуре русского классицизма, в частности в изображении нижегородских гражданок на пьедестале памятника Минину и Пожарскому или в мелкой пластике Пименова, в рельефах Федора Толстого.В обеих картинах большую роль играет пейзаж, показанный очень конкретно. Темная пашня, голубое небо с легкими облаками, тонкие, нежно-зеленые молодые деревья — в картине «На пашне. Весна»; неровный край желтого поля спелой ржи, высокое, чистое небо, волнистая линия зеленых, по-летнему поблекших холмов на горизонте — в картине «На жатве. Лето». Пейзаж как самостоятельный вид живописи у Венецианова отсутствует; однако в жанровых произведениях его значение очень велико: это среда, в которой живут и работают люди. Он играет большую роль в создании человеческого образа и сообщает произведению в целом единство настроения. Природа на полотнах Венецианова национальна. Это первое в русской живописи правдивое изображение характерных мотивов среднерусского сельского пейзажа — золотых полей ржи, мягких, густых трав, темного ельника, деревенских изгородей, крытых соломой сараев. Художник изображает эти мотивы с большой любовью и пристальным вниманием. Все это делает Венециановаодним из родоначальников русского лирического пейзажа.Значение Венецианова в русском искусстве определяется и его ролью как педагога, родоначальника целого художественного направления в русской живописи второй трети XIX века. Стремление к пропаганде своих творческих принципов побудило его создать художественную школу.О художественной школе речь шла в предыдущей главе. Но заслуга Венецианова даже не в этом. Он создает, он показывает пример остальным художникам о том, как много прекрасного они упускали до этого момента. Как много русской поэтики, русской души в простом крестьянском быте.ЗаключениеИмя и творческое наследие Алексея Гавриловича Венецианова занимают особое место в истории русской художественной культуры. Одарённый живописец, талантливый педагог, общественный деятель-демократ, Венецианов внёс непреходящий по значению вклад не только в сокровищницу шедевров русского изобразительного искусства, создав десятки прекрасных произведений, но и в дело становления и развития русской реалистической живописи, смело выступив против рутины академизма, противопоставив ему искусство, основанное на принципах реализма, народности и национальности, утвердив эти принципы не только своим творчеством, но и созданием художественной школы, получившей имя Венециановской.Творчество Венецианова - важный этап истории национального искусства. Художник жил и творил в эпоху, полную резких социальных контрастов, всё обостряющегося кризиса крепостнической системы. Современник грандиозных событий: Отечественной войны 1812 года и восстания декабристов, - Венецианов близок передовым демократическим устремлениям своего времени. Его творчество рождено высоким патриотическим подъёмом, ростом самосознания нации, характерных для русского общества первой трети XIX века. Горячий патриот, свято верящий в духовную, нравственную силу и талантливость русского народа, он и в годы мрачной политической реакции, наступившей после жестокого подавления восстания декабристов, остаётся верен светлым гуманистическим идеалам.Художник-новатор, он смело ввёл в русскую живопись темы и сюжеты из народной жизни, сделав героем своих произведений крепостного крестьянина. Утверждая новую красоту, народное понимание прекрасного, Венецианов явился основоположником школы русской бытовой живописи, заложил основы высокого расцвета народной темы в произведениях художников-реалистов середины и второй половины XIX века и прежде всего - художников-передвижников.После смерти художника о нем почти тридцать лет практически не вспоминали. Лишь в 1878 году журнал «Русская старина» опубликовал материал П. Петрова, посвященный жизни и творчеству художника. Именно в этом очерке впервые прозвучала формула – «отец русского бытового жанра». Постепенно она прижилась, хотя, разумеется, в ней присутствовало преувеличение. И здесь опять заметно то колебание, о котором уже упоминалось выше. Исследователи творчества Венецианова говорят, что слишком громко звучало это определение художника, и делают упор на то, что Алексей Гаврилович всего лишь напомнил свои творчеством о вневременной ценности забытого к тому времени художественного мира. Да и не все его работы можно было отнести к так бытовому жанру. К тому же искусствоведы говорят о том, что в этом же жанре в и это время наряду с Венециановым работали такие мастера как Кипренский, Брюллов и другие художники. Но стоит отметить, что в конце жизни у художника обострился интерес к жанровой картине в классическом понимании. И доказательством этому служат такие картины как «Причащение умирающей», «Гадание на картах» и некоторые другие. Но, как искусствоведы склоняются ко мнению, что они получились у мастера не слишком удачно. Данная курсовая работа посвящена достаточно интересной теме «БЫТОВОЙ ЖАНР В ТВОРЧЕСТВЕ ВЕНЕЦИАНОВА АЛЕКСЕЙ ГАВРИЛОВИЧА». Во введении была обозначена причина выбора темы. И этой причиной стало неоднозначное мнение о роли А. Г. Венецианова в процессе появления бытового жанра в русской живописи. Следует заметить, что хотя на сегодняшний день издано достаточно много книг, монографий, сборников не только о самом художники, но, и еще больше, по истории русского искусства и живописи, все же вопрос о том, был ли Алексей Гаврилович родоначальником бытового жанра в русской живописи, до сих пор окончательно не решен. И это обусловлено тем, что нет единого мнения среди исследователей русской живописи девятнадцатого века.И все же, изучив в курсовой работе этот вопрос, не остается сомнений, что бытовой жанр расцвел в работах Венецианова. Он талантливо, живо, с чувством изображает сельский быт, жизнь простых крестьян, он делает именно бытовые сцены главными, акцентируя на них внимание. Во введении также была обозначена актуальность темы, которая практически совпадала с причиной выбора темы. И таким образом, в заключение можно сказать, что актуальность существует и довольна значимая, так как неоднозначности о введении в русскую живопись бытового жанра.Кроме того, была определена цель работы, которая заключалась в том, чтобы на конкретных примерах показать и доказать, что именно Алексей Гаврилович является родоначальником бытового жанра в русской живописи в начале XIX века.Для достижения цели в ходе курсовой работы необходимо было решить ряд задач. Так, в первую очередь следовало определить, что такое бытовой жанр и какие пути развития он прошел от своего появления до наших дней. В первой части первой главы эта задача была решена. Там была дана краткая характеристика истории появления и развития бытового жанра. Во второй части была решена задача о появлении бытового жанра в русской живописи.Во второй главе решалась такая задача, как обзор жизни и творчества А.Г. Венецианова. Была рассмотрена и историческая ситуация, и его мотивы при выборе того или иного жанра в его творчестве. Упомянута в этой главе была и его школа, так этот этап в его жизни и в развитие бытового жанра играл немаловажную роль.Последняя глава посвящена исключительно бытовому жанру его картин. Здесь уже на конкретных примерах рассматривает этот жанр именно в его творчестве. И следует сделать вывод, что А.Г. Венецианов не просто родоначальник бытового жанра в России, но и катализатор его развития.Список литературы«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986Brieger L., Das Genrebild. Die Entwicklung der bürgerlichen Malerei, Münch.. 1922Hütt W., Das Genrebild, Dresden, [1955]Алексеева Т. В. Венецианов и развитие бытового жанра // История русского искусства. Т. 8. Кн. 1. М., 1963. С. 546-598Алексеева Т. В., Художники школы Венецианова, М., 1958. – с.322Алексей Гавриилович Венецианов. 1780—1847: Альбом / Сост. М. В. Алпатов. – М., 1954Алексей Гаврилович Венецианов, 1780—1847 / Составитель альбома и автор вступит.статьи А. Савинов. — М.; Л.: Изогиз, 1963. — 72 с. — (Русские художники).Алексей Гаврилович Венецианов. 1780—1847: Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников / Вступ. статья, ред. и примеч. А. М. Эфроса и А. П. Мюллера. – М.; Л., 1931Алексей Гаврилович Венецианов: Мир художника. Статьи. Письма. Современники о художнике / Сост., вступ. статья и примеч. А. В. Корниловой. – Л.: Искусство, 1980Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. М., 1967Апраксина Н., Бытовая живопись, Л., 1959Батажкова В.Н. Алексей Гаврилович Венецианов. – Л.: Художник РСФСР, 1966. – 52 с. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. СПб, 1901Большая Советская энциклопедияВенецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862Выставка произведений к 200-летию со дня рождения: Каталог / Государственный Русский музей / Авт. вступ. статьи и науч. ред. Г. В. Смирнов. – М., 1983Голубева Э. И. Школа Венецианова / Оформление Я. Д. Соснера. — Л.: Художник РСФСР, 1970. — 56, [2] с. — (Народная библиотечка по искусству)Дорогоневская И.В. Алексей Гаврилович Венецианов. // Алексей Венецианов. Альбом. – М.: Изобразительное искусство, 1969. – С. 2 – 8. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. – М.: Высшая школа, 1989. – 400 с.История русского искусства. / Под ред. И.А. Бартенева и Р.И. Власовой. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 400 с.История русского искусства. В 2-х т. Т. 2. Кн. 1. / Под ред. М.Г. Неклюдовой. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 312 с.Конькова Е.А. Популярная история живописи. – М.: Вече, 2002. – 512с.Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. – М.: Просвещение, 1987. – 319 с.Кузнецова Э.В. Венецианов. // Венецианов. Образ и цвет. Альбом. – М.: Изобразительное искусство, 1976. – С. 4 – 5.Левинсон-Лессинг В. Ф. «История картинной галереи Эрмитажа», (1764—1917), Л. 1985Машковцев Н.Г. Из истории русской художественной культуры. Исследования, очерки, статьи. – М.: Советский художник, 1982. – С. 132 – 142Никифоров Б. М., Жанровая живопись, М., 1961Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. – М.: Просвещение, 1973. – 430 с.Парамонов А.В. Передвижники. // Передвижники. Альбом. – М.: Искусство, 1976. – С. 5 – 22.Петров Н.В. Очерки и исследования. Избранные статьи о русском искусстве XVIII-XXвв. М., 1978Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1977. – 288 с.Ривкин Б. И. Малая история искусств. «Античное искусство», М, 1972Русская жанровая живопись XIX — начала XX века. Очерки. М., 1964Русская жанровая живопись XIX века, М., 1961.Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955Савинов А. Н. Художник Венецианов / Художник П. И. Басманов. — Л.; М.: Искусство, 1949. — 140 с. — (Мастера русского искусства). Сарабьянов Д.В. Федотов. // Федотов. Образ и цвет. – М.: Изобразительное искусство, 1978. – С. 4 – 5Словарь искусствоведческих терминов. – М.: Искусство, 1997. – 351 с.Смирнов Г., Венецианов и его школа. (Альбом, Л., 1973); Т. В. Алексеева, Художники школы Венецианова, 2 изд., М., 1962Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. Искусство. 1978Приложение (Иллюстрации)Иллюстрация 1Венецианов А.Г. «Гумно», 1821-22, холст, масло, 66,5х80,5 Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургИллюстрация 2Венецианов А.Г. «Очищение свеклы», 1820-е, Пастель, пергамент 58х68 Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургИллюстрация 3Венецианов А.Г. «Утро помещицы» (Помещица, занимающаяся хозяйством), 1823 год Дерево, масло. 41,5х32,5 Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургИллюстрация 4Венецианов А.Г. «Спящий пастушок», 1823-1826Дерево, масло, 27,5x36,5 Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургИллюстрация 5Венецианов А.Г. «Крестьянка с васильками», 1820-еХолст, масло, 48,3 x 37,1 Государственная Третьяковская галерея, МоскваИллюстрация 6Венецианов А.Г. «Жнецы»,вторая половина 1820-хХолст, масло Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургИллюстрация 7Венецианов А.Г. «На пашне. Весна», первая половина 1820-х.Холст, масло, 51,2 x 65,5 Государственная Третьяковская галерея, МоскваИллюстрация 8Венецианов А. Г. «На жатве. Лето»,середина 1820-х.Холст, масло, 60 х 48,3Государственная Третьяковская галерея, МоскваСписок иллюстрацийИллюстрация 1. Венецианов А.Г. «Гумно», 1821-22, холст, масло, 66,5х80,5. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургИллюстрация 2. Венецианов А.Г. «Очищение свеклы», 1820-е, пастель, пергамент 58х68. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Иллюстрация 3.Венецианов А.Г. «Утро помещицы» (Помещица, занимающаяся хозяйством), 1823 год, дерево, масло. 41,5х32,5. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургИллюстрация 4. Венецианов А.Г. «Спящий пастушок», 1823-1826. Дерево, масло, 27,5x36,5 Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургИллюстрация 5.Венецианов А.Г. «Крестьянка с васильками», 1820-е, холст, масло, 48,3 x 37,1. Государственная Третьяковская галерея, МоскваИллюстрация 6. Венецианов А.Г. «Жнецы», вторая половина 1820-х, холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургИллюстрация 7. Венецианов А.Г. «На пашне. Весна», первая половина 1820-х, холст, масло, 51,2 x 65,5. Третьяковская галерея, МоскваИллюстрация 8. Венецианов А. Г. «На жатве. Лето», середина 1820-х, холст, масло, 60 х 48,3. Государственная Третьяковская галерея, Москва
1.«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986
2.Brieger L., Das Genrebild. Die Entwicklung der burgerlichen Malerei, Munch.. 1922
3.Hutt W., Das Genrebild, Dresden, [1955]
4.Алексеева Т. В. Венецианов и развитие бытового жанра // История русского искусства. Т. 8. Кн. 1. М., 1963. С. 546-598
5.Алексеева Т. В., Художники школы Венецианова, М., 1958. – с.322
6.Алексей Гавриилович Венецианов. 1780—1847: Альбом / Сост. М. В. Алпатов. – М., 1954
7.Алексей Гаврилович Венецианов, 1780—1847 / Составитель альбома и автор вступит.статьи А. Савинов. — М.; Л.: Изогиз, 1963. — 72 с. — (Русские художники).
8.Алексей Гаврилович Венецианов. 1780—1847: Венецианов в письмах художника и воспоминаниях современников / Вступ. статья, ред. и примеч. А. М. Эфроса и А. П. Мюллера. – М.; Л., 1931
9.Алексей Гаврилович Венецианов: Мир художника. Статьи. Письма. Современники о художнике / Сост., вступ. статья и примеч. А. В. Корниловой. – Л.: Искусство, 1980
10.Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. М., 1967
11.Апраксина Н., Бытовая живопись, Л., 1959
12.Батажкова В.Н. Алексей Гаврилович Венецианов. – Л.: Художник РСФСР, 1966. – 52 с.
13.Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. СПб, 1901
14.Большая Советская энциклопедия
15.Венецианова А. А. Записки дочери Венецианова. 1862
16.Выставка произведений к 200-летию со дня рождения: Каталог / Государственный Русский музей / Авт. вступ. статьи и науч. ред. Г. В. Смирнов. – М., 1983
17.Голубева Э. И. Школа Венецианова / Оформление Я. Д. Соснера. — Л.: Художник РСФСР, 1970. — 56, [2] с. — (Народная библиотечка по искусству)
18.Дорогоневская И.В. Алексей Гаврилович Венецианов. // Алексей Венецианов. Альбом. – М.: Изобразительное искусство, 1969. – С. 2 – 8.
19.Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. – М.: Высшая школа, 1989. – 400 с.
20.История русского искусства. / Под ред. И.А. Бартенева и Р.И. Власовой. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 400 с.
21.История русского искусства. В 2-х т. Т. 2. Кн. 1. / Под ред. М.Г. Неклюдовой. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 312 с.
22.Конькова Е.А. Популярная история живописи. – М.: Вече, 2002. – 512с.
23.Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. – М.: Просвещение, 1987. – 319 с.
24.Кузнецова Э.В. Венецианов. // Венецианов. Образ и цвет. Альбом. – М.: Изобразительное искусство, 1976. – С. 4 – 5.
25.Левинсон-Лессинг В. Ф. «История картинной галереи Эрмитажа», (1764—1917), Л. 1985
26.Машковцев Н.Г. Из истории русской художественной культуры. Исследования, очерки, статьи. – М.: Советский художник, 1982. – С. 132 – 142
27.Никифоров Б. М., Жанровая живопись, М., 1961
28.Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. – М.: Просвещение, 1973. – 430 с.
29.Парамонов А.В. Передвижники. // Передвижники. Альбом. – М.: Искусство, 1976. – С. 5 – 22.
30.Петров Н.В. Очерки и исследования. Избранные статьи о русском искусстве XVIII-XXвв. М., 1978
31.Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1977. – 288 с.
32.Ривкин Б. И. Малая история искусств. «Античное искусство», М, 1972
33.Русская жанровая живопись XIX — начала XX века. Очерки. М., 1964
34.Русская жанровая живопись XIX века, М., 1961.
35.Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955
36.Савинов А. Н. Художник Венецианов / Художник П. И. Басманов. — Л.; М.: Искусство, 1949. — 140 с. — (Мастера русского искусства).
37.Сарабьянов Д.В. Федотов. // Федотов. Образ и цвет. – М.: Изобразительное искусство, 1978. – С. 4 – 5
38.Словарь искусствоведческих терминов. – М.: Искусство, 1997. – 351 с.
39.Смирнов Г., Венецианов и его школа. (Альбом, Л., 1973); Т. В. Алексеева, Художники школы Венецианова, 2 изд., М., 1962
40.Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. Искусство. 1978
Вопрос-ответ:
Какова история появления бытового жанра в живописи?
История появления бытового жанра в живописи насчитывает несколько веков. Он начал появляться в западной Европе в эпоху Возрождения, когда художники стали изображать повседневную жизнь обычных людей. В русском искусстве бытовой жанр стал развиваться с 17 века и достиг своего расцвета в 19 веке.
Какую роль играла бытовая живопись в русском искусстве?
Бытовая живопись играла важную роль в развитии русского искусства. Она позволяла художникам показать реальную жизнь и быт простых людей, что было особенно актуально в эпоху социальных перемещений и реформ. Благодаря бытовой живописи художники могли выразить свое отношение к социальным проблемам и вызвать эмоциональный отклик у зрителей.
Какие особенности творчества А.Г. Венецианова?
Творчество А.Г. Венецианова отличает особая точность и детализация в изображении действительности. Он был мастером в передаче светотени и раскрывал индивидуальность и характер своих персонажей. Его картины излучают тепло, доброту и глубокое понимание человеческой природы.
Какова роль школы А.Г. Венецианова в развитии русской живописи?
Школа А.Г. Венецианова играла значительную роль в развитии русской живописи. Он учил своих учеников работать над передачей настроения, эмоций и психологической глубины персонажей. Благодаря своему влиянию, Венецианов смог внести значительный вклад в развитие русской живописи и прославиться как один из величайших художников своего времени.
Какова история появления бытового жанра в живописи?
История появления бытового жанра в живописи начинается в эпоху Возрождения, когда художники стали уделять внимание повседневной жизни обычных людей. В это время стали создаваться картины, изображающие сцены из быта, обыденные моменты из жизни людей.
Какую роль играет бытовая живопись в русском искусстве?
Бытовая живопись играет важную роль в развитии русского искусства. Она позволяет показать жизнь простых людей, их обычаи, традиции, а также передать атмосферу определенной эпохи. Такие картины помогают нам лучше понять историю и культуру нашего народа.
Кто такой Алексей Гаврилович Венецианов и каков его творческий путь?
Алексей Гаврилович Венецианов - русский художник, живописец, известный своими реалистическими картинами, в которых он изображал простых людей и их быт. Он начал свою творческую карьеру как портретист, но позже обратился к созданию картин с бытовым содержанием. Он стал одним из основателей русского бытового жанра в живописи.
Какое место занимает бытовой жанр в картинах Алексея Гавриловича Венецианова?
Бытовой жанр занимает центральное место в картинах Алексея Гавриловича Венецианова. Он изображал сцены из повседневной жизни русского народа, показывая мельчайшие детали и передавая атмосферу времени. Его работы отличаются реализмом и тонкой художественной отработкой.
Какими характеристиками отличается творчество Алексея Гавриловича Венецианова и его школы?
Творчество Алексея Гавриловича Венецианова отличается реализмом, тонкой психологической проработкой персонажей и вниманием к деталям. Его картины передают атмосферу того времени, позволяя нам заглянуть в жизнь простых людей. Школа Венецианова также известна своими реалистическими картинами, посвященными бытовому жизни. Она внесла значительный вклад в развитие русского бытового жанра в живописи.