Встреча цивилизаций: русский мир глазами ренессансной Европы.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 25 25 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 07.05.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Образ русских и России в сочинениях Барбаро и Контарини 5
1.1. Сочинение Барбаро о Московском государстве 5
1.2. Образ России в сочинении Амброджо Контарини 7
3.3. Сравнительный анализ цитат о России в сочинениях Барбаро и Контарини 12
Глава 2. Россия в воспоминаниях Герберштейна С. 17
2. 1. Записки иностранцев, которые посетили Россию в XV - XVI веках 17
2.2. Общая характеристика повествования Сигизмунда фон Герберштейна о России и русских 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Фрагмент для ознакомления

Холмогоры занимали первое место в торговле мехами. Герберштейн говорил, что меха дешевые, так как холмогоры прежде всего по своей простоте меняли меха на самые дешевые вещи.
Герберштейн писал о купцах Москвы, что они торгуют с обманом и лукавством. Когда они покупают иностранные товары, то они всегда снижают наполовину их цену. А иностранцам они цену завышают. Если же во время сделки вдруг обмолвишься, что обещаешь что-нибудь, они всегда в точностях вспомнят об этом и будут требовать, чтобы обещание было исполнено, но сами исполняют свои обещания очень редко.
Из вышесказанного понятно, что торговля этих купцов Москвы с иностранцами заключала в себе характер игры. Они высоко возносили изворотливость и ловкость, объясняя это даром божьим, без которого не нужно и браться за торговлю.
Герберштейн в «Записках о Московии» много написал о религии, что с самого начала времен и до современного дня русские люди христиане. Они открыто хвалятся в летописях, что русская земля раньше Владимира получила крещение от апостола Андрея, прибывший из Греции и приплывшим приплыл к горам вверх по реке, где сейчас стоит Киев, и там уже крестил и благословил всю землю. Он поставил там крест и сказал, что на этом месте будет много церквей благодать божья
Естественно, у иностранцев всегда вызывает большой интерес отличия некоторых религиозных традиций и обрядов у православных и католиков: они причащаются под двумя видами, соединив хлеб и вино. Священник берет часть из чаши и подает ее человеку, который причащается. Любой может принимать Господне тело столько раз, сколько он захочет, но всегда нужно предварительно исповедаться; хотя, у них есть для того время установленное - около Пасхи [3]. 
Вот что он так же говорит о праздниках, которые отмечали в нашей стране: после окончания богослужения мужчины устраивают пир с пьянством и надевают нарядные одежды, а простой люди практически всегда работает, говорит, что отдыхать – это городское дело. Горожане и ремесленники стоят на богослужении, но после возвращаются к работе, полагая, что работать более богоугодно, чем зря тратить время на развлечения. простого звания человеку запрещены алкогольные напитки, но иногда в торжественные дни, например, Рождество, им позволено пить, в эти дни они не работают, для пьянствования.  
Герберштейн среди всех праздников выделяет свадьбу, так как это является целым комплексом обрядов, традиций и правил, которые берут свое начало в глубине веков: для молодого человека бесчестным и позорным считается самому свататься. Отец обращается к юноше с предложением взять его дочь замуж. Если его родители согласны, они все собираются и обсуждают, приданое дочери. После этого день свадьбы назначают. В качестве приданого чаще всего даются оружие, лошади, скот, платье. Гости редко приносят на свадьбу деньги, но присылают будущей жене дары, жених каждый из которых старательно отмечает.
Герберштейн так же уделил особое внимание положению женщины в обществе, отметив, что оно не было слишком высоким: положение женщины плачевно. Они не верят в честь женщины, если она не живет дома взаперти и не выходит никуда. Они в целомудрии отказывают женщине, если она позволяет посторонним смотреть на себя. Сидя дома, они лишь прядут, не совершенно имеют никакого голоса и участия в хозяйстве. Женщины очень редко допускаются в храм, и еще реже на беседы с друзьями, да и то только тогда, когда если эти друзья - абсолютные старики.    
Так же при погребении человека существуют различия и в определенных обычаях и традициях, которые отличаются от Европы. Барон писал, что во время похорон русских, особенно знатных, все друзья усопшего провожают тело в последний путь, среди них есть те, кто не приглашен к тому. Усопшего кладут в гроб, его от четырех до шести человек несут на носилках, гроб покрывается покровом. Женщины начинают громко вопить и причитать. Священники похоронные песни громко поют; но у обычных людей это все делается с не такой торжественностью     
А так же, наряду со всем этим, он отмечал, что из них никто не верит в чистилище, они говорят, что у всякого мертвого есть свое место по его заслугам; полагая, что душа, когда отделяется от тела, не подлежит никакому наказанию, но если душа себя осквернила, когда находилась в теле, то душа должна подвергнуться искуплению вместе с телом. Что же до заупокойной службы, которую они по усопшим справляют, то они верят, что это позволит вымолить и для души добиться нормального места, в котором уже легче было ожидать суда будущего. Никто не кропит святой водой себя сам, но окропление может получить только от священника. Они не освящают кладбища для погребения тел, так как верят, что сама земля освящается помазанными и освященными успопшими, а не тела землей  
Таким образом, мы можем увидеть, что в одном из самом лучшем сочинении той эпохи о Московском государстве мы видим подробное описание быта русского народа.
Герберштейн в итоге своего исследования сумел написать первое полное и всестороннее подробное описание Руси, которое включает в себя историю, торговлю, обычаи, религию, политику и свою теорию политической жизни России. Его сочинение пользовалось бешеным успехом еще в те времена, ведь еще при его жизни оно было 5 раз издано, его перевели на немецкий и итальянский языки. И оно по праву на долгое время стало самым основным и достоверным источником знаний европейцев того и последующих поколений о России.
Это лишь то немногое, что можно сказать об этом великом сочинении барона  Сигизмунда фон Герберштейна «Записки о Московии», которые и до сих пор вызывают живой интерес у исследователей и историков, ведь этот труд поистине является уникальным в своем роде, и единственным, где объективно и достаточно полно рассказывается о Руси той эпохи.


Заключение

Воспоминания иностранцев о Руси XV-XVI веков очень разнообразны, но именно в этом описании их ценность и значение.
Дополняя, восполняя и оспаривая друг друга, сочинения иностранцев позволяют увидеть образ нашей страны, который сложился у них, которые были очевидцами происходящих событий.
Итак, давайте сделаем выводы об образе русских и Руси ХV в.- ХVI в, которые сложились в сознании Герберштейна, Барборо и Контарини:
1. В России наблюдается богатство хлеба, мяса, меда, множество лесов, но, мало фруктов, кроме яблок, и лесных, волошских орехов; 
2. главными доходами России являются меха, хлеб, кожа, поташ, смола, сало и другое сырье;
3. таможня тоже приносит значительные доходы;
4. климат очень суровый: всё замерзает зимой (на санях ездят с удобством), а летом появляется ужасная грязь;
5. русские люди красивы; 
6. русские находятся в христианской вере; но наблюдаются некоторые различия в религиозных традициях и обрядах у православных и католиков;
7. три дня продолжался свадебный пир, которые были проведены в плясках и в других различных удовольствиях; но, брак не всегда прочный, как хотелось того. 
8. мужья не всегда были верны женам, как и жены своим мужьям;
9. женщины занимают не самое высокое место в обществе, заключенны дома, русские женщины лишь сучат и прядут нитки, они совершенно не имеют никакого голоса, а также участия в хозяйстве; женщины очень редко допускаются в храм, и еще реже на беседы с друзьями, да и то только тогда, когда если эти друзья - абсолютные старики;
10. Москва является центром внутреннего движения торговли;
11. важнейшими торговыми пунктами являются Псков, Новгород, Астрахань, Вологда, Архангельск и Ярославль;
12. цены на товары совсем низкие;
13. русские с великим обманом и лукавством ведут торговлю.
Любопытен тот факт, что некоторые труды иностранцев, например, воспоминания Контарини, некоторые записки Барбаро, нам ценны так же тем, что в них создается полное представление о деятельности дипломатов в XV веке, в нашем случае - дипломатов Венеции, в частности об их путешествиях к местам назначения, или деловых встречах с боярами или великим князем, а так же о том, как прошли переговоров, приводятся их результаты.
Данные сочинения, которые были использованы в работе, помогают взглянуть на историю России со стороны, и позволяют увидеть некоторые ее стороны, которые не замечены нашими историками.

Список использованной литературы

1. Барбаро и Контарини в России. К истории итало-русских связей в XV веке /Вступительные статьи, подготовка текста, перевод и комментарии Е. Ч. Скржинской. - Л., 1971.
2. Библ. иностр. писателей — Библиотека иностранных писателей о России. Отделение первое, том первый, иждивением М. Калистратова, трудами В. Семенова (И.Барбаро, А.Контарини, А.Кампензе, П.Иовий). - СПб., 1836.
3. Герберштейн С. Записки о Московии (XV - XVI века). - Москва, 1988 г.
4. Горсей Д. Записки о России XVI - начало XVII веков. - Москва, 1990 г.
5. Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. - Москва, 1991 г.
6. Кудрявцев О. Ф. Барбаро, Контарини// Культура Возрождения. Энциклопедия. – М., 1997, Т. 1.
7. Кудрявцев О. Ф. Русские в восприятии европейцев первой половины XVI в.// Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. - М., 1997.
8. Платонов С.Ф. Курс лекций по русской истории - М., 1991г. 
9. Лукомский Г.К. - Московия в представлении иностранцев XVI-XVII в. Очерки П.Н. Апостола. – Берлин: ACADEMIA, 1922.
10. Моск. свод — Московский летописный свод конца XV века. ПСРЛ, т. XXV, М. — Л., 1949.
11. Рыбаков Б.А. Мир истории. - М.,1984. 
12. Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. - М.: Русский мир, 1997.
13.Синицына Н. В. Два мира: возможность взаимопонимания // Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. - М., 1997.
14. Скрынников Г. П. Проезжая по Московии. - Москва, 1991 г.
15. Скржинская Е.Ч. Барбаро и Контарини о России. - М.: Наука, 1971.
16. Степанова Т.А. Россия глазами иностранцев. Сигизмунд Герберштейн/Т.А. Степанова, О.С. Виноградова // Вестн. Иркут. ун-та. Спец. вып. : материалы ежегод. науч.-теорет. конф. молодых ученых. - Иркутск, 2004.
17. Хорошкевич А. Л. Сигизмунд Герберштейн и его «Записки о Московии»// Герберштейн С. Записки о Московии (XV - XVI века). - Москва, 1988 г.



Барбаро и Контарини в России. К истории итало-русских связей в XV веке. С. 158
Там же. С.159
Барбаро и Контарини в России. К истории итало-русских связей в XV веке. С. 107
Там же. С. 108
Барбаро и Контарини в России. К истории итало-русских связей в XV веке. С. 109
Барбаро и Контарини в России. К истории итало-русских связей в XV веке. С. 110
Барбаро и Контарини в России. К истории итало-русских связей в XV веке. С. 158
Барбаро и Контарини в России. К истории итало-русских связей в XV веке. С. 103
Барбаро и Контарини в России. К истории итало-русских связей в XV веке. С. 103
Герберштейн С. Записки о Московии (XV - XVI века). С. 20
Там же. С. 35
Там же. С. 46
Там же. С. 52
Там же. С. 53
Там же. С.60
Там же. С. 62
Там же. С. 63












4

Список использованной литературы

1. Барбаро и Контарини в России. К истории итало-русских связей в XV веке /Вступительные статьи, подготовка текста, перевод и комментарии Е. Ч. Скржинской. - Л., 1971.
2. Библ. иностр. писателей — Библиотека иностранных писателей о России. Отделение первое, том первый, иждивением М. Калистратова, трудами В. Семенова (И.Барбаро, А.Контарини, А.Кампензе, П.Иовий). - СПб., 1836.
3. Герберштейн С. Записки о Московии (XV - XVI века). - Москва, 1988 г.
4. Горсей Д. Записки о России XVI - начало XVII веков. - Москва, 1990 г.
5. Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. - Москва, 1991 г.
6. Кудрявцев О. Ф. Барбаро, Контарини// Культура Возрождения. Энциклопедия. – М., 1997, Т. 1.
7. Кудрявцев О. Ф. Русские в восприятии европейцев первой половины XVI в.// Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. - М., 1997.
8. Платонов С.Ф. Курс лекций по русской истории - М., 1991г.
9. Лукомский Г.К. - Московия в представлении иностранцев XVI-XVII в. Очерки П.Н. Апостола. – Берлин: ACADEMIA, 1922.
10. Моск. свод — Московский летописный свод конца XV века. ПСРЛ, т. XXV, М. — Л., 1949.
11. Рыбаков Б.А. Мир истории. - М.,1984.
12. Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. - М.: Русский мир, 1997.
13.Синицына Н. В. Два мира: возможность взаимопонимания // Россия в первой половине XVI в.: взгляд из Европы. - М., 1997.
14. Скрынников Г. П. Проезжая по Московии. - Москва, 1991 г.
15. Скржинская Е.Ч. Барбаро и Контарини о России. - М.: Наука, 1971.
16. Степанова Т.А. Россия глазами иностранцев. Сигизмунд Герберштейн/Т.А. Степанова, О.С. Виноградова // Вестн. Иркут. ун-та. Спец. вып. : материалы ежегод. науч.-теорет. конф. молодых ученых. - Иркутск, 2004.
17. Хорошкевич А. Л. Сигизмунд Герберштейн и его «Записки о Московии»// Герберштейн С. Записки о Московии (XV - XVI века). - Москва, 1988 г.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты русского мира были освещены в сочинениях Барбаро и Контарини?

В сочинениях Барбаро и Контарини были освещены различные аспекты русского мира, включая описание московского государства, образ России, а также сравнение цитат об этой стране.

Какой образ России был представлен в сочинении Барбаро?

В сочинении Барбаро описывается Московское государство, его территория, население, политическая система и экономика. Россия представляется как могущественная и сильная страна с развитой культурой и хорошими торговыми связями.

Какой образ России был представлен в сочинении Амброджо Контарини?

Амброджо Контарини описывает Россию как страну с прекрасными природными ландшафтами и богатыми ресурсами. Он также упоминает о развитой торговле и культуре в России.

В чём отличие между образом России в сочинениях Барбаро и Контарини?

В сочинении Барбаро Россия представлена как могущественная и сильная страна с развитой культурой и торговыми связями, а в сочинении Контарини она описывается как страна с прекрасными природными ландшафтами и богатыми ресурсами.

Какие заметки о России остались в воспоминаниях Сигизмунда фон Герберштейна?

В воспоминаниях Сигизмунда фон Герберштейна о России осталось множество заметок о московском дворе, русском обществе, торговле, экономике и культуре. Он также рассказывает о своих впечатлениях от посещения страны и встречи с русскими.

Каким образом русский мир был представлен ренессансной Европой?

Русский мир был представлен ренессансной Европой через сочинения и воспоминания различных иностранцев, которые посещали Россию и описывали ее в XV-XVI веках. Одним из таких сочинений было сочинение Никола Барбаро о Московском государстве, в котором автор описывает богатство и мощь Московии. Однако, некоторые итальянские гуманисты, например Амброджо Контарини, в своих сочинениях смотрели на Россию с иной стороны и выдвигали негативные характеристики. Важное значение имела также книга Сигизмунда фон Герберштейна, в которой автор дает обзор о России и ее жителях.

Какой образ России был представлен в сочинении Никола Барбаро о Московском государстве?

В сочинении Никола Барбаро о Московском государстве, Россия была представлена как мощное и богатое государство. Автор хвалил прекрасные здания и палаты, огромного владыку, его богатство и власть, а также спокойствие и порядок, царящие в государстве. Барбаро также отмечал дружелюбность и благородство русского народа.

Какие особенности образа России можно увидеть в сочинении Амброджо Контарини?

В сочинении Амброджо Контарини Россия описывается в несколько негативном свете. Автор считает русских темными и грубыми внешне, злыми, алчными и жестокими внутри. Он критикует славянскую внешность и отношение к красоте у русских. Контарини также отмечает тяжелые условия жизни в России и нежелание русских соблюдать правила гигиены.