Конституционный контроль: назначения, основные модели
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 24.04.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие «конституционный контроль» 5
2. О соотношении понятий «конституционный контроль» и «конституционный надзор» 8
3. Правовая охрана конституции 12
4. Некоторые современные модели конституционного контроля 15
Заключение 17
Список литературы 18
По мнению М.В. Баглая,субъектами соблюдения и охраны конституцииявляются должностные лица, органы государства,общественные объединения, граждане, особенноконституционный суд. Ряд автороввключают в систему охраны конституцииследующие элементы: совершенствованиезаконодательства; порядок внесенияконституционных поправок; надзорно-контрольныемеры (контроль парламентский, управленческихорганов, судебный, общественный, специализированный конституционный, ведомственный,прокурорский надзор); меры защиты; мерыответственности.4. Некоторые современные модели конституционного контроляВ мире существуют две основные модели конституционного контроля.Первая модель заключается в том, что конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции. При этом в одних случаях такой контроль возложен только на верховный суд, в других - на суды всех инстанций. Суды общей юрисдикции, осуществляющие конституционный контроль, могут ставить вопрос о конституционности закона в связи с рассмотрением конкретного судебного дела — конкретный контроль. Такую модель принято называть «американской». Характеризуя масштабы распространения американской модели конституционного контроля, Н.В. Витрук пишет: «Такая модель принята - кроме США - в Канаде, во многих странах Латинской Америки - Аргентине, Боливии, Мексике и др... Конституционный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции, имеет две разновидности: конституционный контроль, осуществляемый всеми общими судами при рассмотрении конкретных - гражданских, административных, уголовных - дел в соответствии с правилами обычной судебной процедуры (децентрализованный контроль), конституционный контроль, осуществляемый верховными судебными инстанциями, возможно, по особой процедуре (централизованный контроль)...».Вторая модель преобладает в европейских странах. Конституционное правосудие осуществляется специальным органом - конституционным судом. В федеративных государствах создаются, кроме федеральных конституционных, суды субъектов, которые являются самостоятельными и обладают собственными компетенциями.Следует отметить, что в ряде стран утверждается смешанная модель конституционного контроля, для которой характерно сочетание не только различных форм и видов контроля, но и осуществление его как судами общей юрисдикции, так и специализированными органами конституционного правосудия. Например, Греция, Португалия, ЮАР.Конституционный суд специальный орган, которому во многих странах вверена функция конституционного контроля. Обычно он формируется при участии разных ветвей власти (законодательной – парламента, исполнительной – президента), а также судейского корпуса (высшего совета магистратуры или аналогичных органов судебного руководства). В его составе часто есть не только профессиональные судьи, но и профессора права, политики, бывшие государственные служащие.Конституционные суды рассматривают вопрос о конституционности закона в связи с запросом субъектов, обладающим таким правом. Тем самым, инициаторами конституционного контроля могут быть физические и юридические лица, и, в первую очередь, органы государства, наделенные правом обращения в органы конституционного контроля. Круг субъектов конституционного надзора устанавливается либо конституциями, либо специальными законами о конституционных или обычных судах.ЗаключениеВ литературе наблюдается многообразие понимания конституционного контроля.В литературе не сложилось единое мнение по поводу соотношения понятий «конституционный контроль» и «конституционный надзор».Конституционный контроль осуществляют различные государственные органы (парламент, глава государства, правительство, правоохранительные органы, суды, Уполномоченный по правам человека и др.).В контексте проблемы конституционного контроля, предполагающего действия органов публичной власти по охране и защите конституции, в литературе поднимается вопрос о содержании и объеме «правовой охраны конституции». Правовая охрана Конституции – особый институт, который включает нормы и иные средства, обеспечивающие «строгое соблюдение режима конституционной законности.Конституционный контроль - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. Основная цель конституционного контроля, - обеспечивать охрану прав человека.В мире существуют две основные модели конституционного контроля.Первая модель заключается в том, что конституционный контроль осуществляют суды общей юрисдикции.Вторая модель преобладает в европейских странах. Конституционное правосудие осуществляется специальным органом - конституционным судом.Список литературыБаглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2006. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Норма, 2011.Дадиани Л.Я. К вопросу о сущности, формах и оценке института конституционного контроля // Труды Ун-та дружбы народов им. П. Лумумбы. Т. 20. Вып. 2. – М., 1967Еременко Ю.П. Советская конституция и законность. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982.Ломовцева М.Л. Российская и американская системы конституционного судебного контроля. Сравнительно-правовое исследование: Дис. … канд. юрид. наук. – М.: РГБ, 2005. – С. 22.Несмеянова С.Э. Теоретико-правовое исследование конституционного судебного контроля в Российской Федерации: Дис. … док.юрид. наук. Екатеринбург, 2004. – С. 33-34.Туманов В.А. Судебный контроль за конституционностью нормативных актов // Сов.государство и право. – 1988. – № 3. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: Учеб.пособие для вузов. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2006.
2. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Норма, 2011.
3. Дадиани Л.Я. К вопросу о сущности, формах и оценке института конституционного контроля // Труды Ун-та дружбы народов им. П. Лумумбы. Т. 20. Вып. 2. – М., 1967
4. Еременко Ю.П. Советская конституция и законность. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1982.
5. Ломовцева М.Л. Российская и американская системы конституционного судебного контроля. Сравнительно-правовое исследование: Дис. … канд. юрид. наук. – М.: РГБ, 2005. – С. 22.
6. Несмеянова С.Э. Теоретико-правовое исследование конституционного судебного контроля в Российской Федерации: Дис. … док. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. – С. 33-34.
7. Туманов В.А. Судебный контроль за конституционностью нормативных актов // Сов. государство и право. – 1988. – № 3.
8. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд: Учеб. пособие для вузов. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997.
Вопрос-ответ:
Что такое конституционный контроль?
Конституционный контроль - это процесс проверки соблюдения конституции и законности деятельности государственных органов. Он осуществляется различными субъектами, такими как конституционные суды, органы законодательной и исполнительной власти.
Каковы основные модели конституционного контроля?
Существует несколько моделей конституционного контроля, включая модель американского типа, модель европейского типа, модель французского типа и др. Каждая модель имеет свои особенности, но общей целью является защита конституционных прав и свобод граждан.
Кто является субъектами конституционного контроля?
Субъектами конституционного контроля могут быть должностные лица, органы государства, общественные объединения, граждане и конституционный суд. Все они имеют право и обязанность контролировать соблюдение конституционных принципов и правил.
Каково соотношение понятий "конституционный контроль" и "конституционный надзор"?
Понятия "конституционный контроль" и "конституционный надзор" часто используются как синонимы. Они оба относятся к процессу проверки соблюдения конституционных норм и законности деятельности государственных органов. Различия между этими понятиями могут быть незначительными и зависят от контекста использования.
Как осуществляется правовая охрана конституции?
Правовая охрана конституции осуществляется путем конституционного контроля и надзора, проведения судебных процессов, обеспечения соблюдения конституционных прав и свобод граждан. Она основана на принципах верховенства конституции, разделения властей и независимости судебной системы.
Что такое конституционный контроль?
Конституционный контроль - это механизм проверки соответствия нормативных актов и действий органов государственной власти Конституции. Он предназначен для обеспечения правовой охраны и соблюдения принципов, установленных в конституции, а также для обеспечения устойчивого функционирования правовой системы страны.
Чем отличается понятие "конституционный контроль" от "конституционного надзора"?
Понятия "конституционный контроль" и "конституционный надзор" имеют сходное значение, но все же отличаются. Конституционный контроль является более широким понятием и охватывает все механизмы проверки соответствия законодательства Конституции, включая как контроль осуществляемый судами, так и контроль, осуществляемый другими органами государственной власти. Конституционный надзор, в свою очередь, включает в себя только судебный контроль осуществляемый конституционными судами.
Как осуществляется правовая охрана конституции?
Правовая охрана конституции осуществляется через механизм конституционного контроля. Он предусматривает проверку соответствия нормативных актов и действий должностных лиц, органов государственной власти и других субъектов права конституционным принципам и нормам. В случае обнаружения нарушения конституции конституционные суды имеют право признать недействительность таких нормативных актов или действий и применить иные меры и санкции с целью восстановления конституционного порядка.