Искусство слушать
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 27.01.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Слушание как вид речевой деятельности и его фазы 5
2. Процесс слушания и его виды 9
3. Восприятие речевой деятельности 14
Заключение 17
Список литературы 20
Это положение согласуется с концепцией, согласно которой указанные три типа признаков являются основными критериями поиска слова в долговременной памяти. Исходя из этого, в процессе речевосприятия реципиент принимает не частное решение, касающееся одного сигнала или одного отдельного высказывания, а выбирает общую стратегию восприятия (опознания) речи собеседника.
Данная интерпретация процесса восприятия речи предполагает использование понятия предварительной ориентировки, в ходе которой реципиент получает информацию о ситуации речевой коммуникации, источнике информации и выбирает вариант смыслового решения, организующий восприятие речи. Выбор же конкретного решения происходит на следующем этапе восприятия и во многом определяется его первым шагом.
Заключение
Умение слушать – это важнейшее условие правильного понимания точки зрения собеседника, а в целом – залог успешной коммуникации.
Умение слушать – великое и достаточно редкое умение, которое по праву можно назвать искусством. В него включается и умения слышать, то есть умение слышать именно собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им, и умение слушать так, чтобы собеседник хотел вам рассказывать, говорил открыто и с удовольствием.
Слышать, слышание – это процесс, в ходе которого человек стремится понять и запомнить услышанное. Это процесс, при котором человек отбирает из всех внешних звуков те, что отвечают его потребностям и интересам. Об умении слышать говорится как о чем-то большем, чаще всего под этим понимается умение воспринимать именно смысл слов собеседника, а не свои разные соображения по поводу сказанного им.
Рефлексивное слушание предназначено в первую очередь для делового стиля общения, его задача – усвоить и разумно переработать передаваемую информацию. Это слушание содержательное, с вопросами типа: «где, когда, сколько, какие обоснования и что из этого следует?» Разбор, анализ, разумная критика и подсказки – в рефлексивном слушании нормальны и приветствуются. Рефлексивное слушание необходимо развивать, как и многие другие важные коммуникативные навыки.
Активное слушание – слушание с правильной внутренней и внешней активностью. Активное слушание помогает установить контакт и расположить к себе собеседника, понять его точку зрения. Внешним выражением активного слушания являются знаки слушания: поворот или наклон тела в сторону собеседника, кивки, вспышки глазами, поддакивание в знак согласия и пр.
Важным моментом качественного слушания являются точные подстройки под собеседника. Подстройки по жестам, по выражению лица и глаз, темпу речи, словарю и ценностям, подстройки по дыханию – все улучшает контакт в общении.
Умелые собеседники, слушая, повторяют основные мысли собеседника во внутренней речи, а при необходимости уточнить мысль повторяют ее другими словами или придают ей другой оттенок, чтобы собеседник мог на это откликнуться и уточнить свою мысль. Эта техника, известная как внутренний и внешний переводчик, помогает собеседникам лучше слышать друг друга и согласовывать свои позиции.
Умение слушать – в первую очередь умение слушать так, чтобы собеседник хотел рассказывать, говорил открыто и с удовольствием. Это значит внимательно воспринимать звуковые колебания.
Умение слышать – это умение слышать именно собеседника, а не собственные соображения по поводу сказанного им. Слышать именно то, что сказано, суть сказанного. Это процесс, в ходе которого слушающий стремится понять и запомнить услышанное.
При любых типах слушания важнейшим моментом является внимание к собеседнику, внимание к тому, что он говорит. Можно даже сказать, что в общении умение слушать, погружаясь в мысли и чувства собеседника, поддерживая ход его мыслей и разделяя его чувства – важнее, чем умение говорить ярко и интересно.
Умение правильно слушать собеседника необходимо для создания положительного образа, например, на работе, ведь человек способный слушать и слышать коллегу вызывает уважение, к тому повышается и эффективность работы, особенно работы в команде. Умение слушать важно и в межличностном общении для установления дружеских отношений с людьми.
Уметь слушать – это искусство. Искусство быть внимательным, ценить то, что говорят другие, понимать, почему они говорят именно это, также внимательно и ясно читать по глазам собеседника, безмолвно помогать ему жестами, выражением лица, которые свидетельствуют о живом участии слушающего в диалоге. К сожалению, многие недооценивают это умение из-за его пассивного характера. Кажется, что слушать очень просто. На самом же деле это сложный психолингвистический процесс.
Список литературы
Баскакова И.Л., Глухов В.П. Практикум по психолингвистике. – М.: АСТ, Астрель, 2009.
Вартанян И.А. Слух, речь, музыка в восприятии и творчестве. – М.: Росток, 2010.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Модэк, МПСИ, 2001.
Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ, Астрель, 2007.
Красных В.В. Основы психолингвистики. Лекционный курс. – М.: Гнозис, 2012.
Лалаева Р.И., Логинова Е.А., Титова Т.А. Теория речевой деятельности: Хрестоматия. – М., 2000.
Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. – М.: Смысл, 2008.
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: КомКнига, 2006.
Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Т.8. – М.: Модэк, МПСИ, 2001.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: ЛКИ, 2008.
Линдал К. Изучение искусства слушания. Руководство для желающих наладить свои взаимоотношения с окружающими. / Пер. С. Влаженко. – М.: София, 2006.
Поповская Л.В., Лисоченко О.В. Русский язык и культура речи. Основы культуры речевой деятельности. Практикум. – М.: Феникс, 2009.
Радзиховская В. Психолингвистика в очерках и извлечениях. Хрестоматия. – М.: Академия, 2003.
Ушакова Т.Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики. – М.: Институт психологии РАН, 2011.
Шляхов В.И. Речевая деятельность. Феномен сценарности в общении. – М.: Либроком, 2012.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М.: ЛКИ, 2008.
Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. – М.: Смысл, 2008. – с. 88.
Баскакова И.Л., Глухов В.П. Практикум по психолингвистике. – М.: АСТ, Астрель, 2009. – с. 173.
Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ, Астрель, 2007. – с. 112.
Шляхов В.И. Речевая деятельность. Феномен сценарности в общении. – М.: Либроком, 2012. – с. 46.
Ушакова Т.Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – с. 17.
Поповская Л.В., Лисоченко О.В. Русский язык и культура речи. Основы культуры речевой деятельности. Практикум. – М.: Феникс, 2009. – с. 134.
Красных В.В. Основы психолингвистики. Лекционный курс. – М.: Гнозис, 2012. – с. 124.
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: КомКнига, 2006. – с. 167.
Вартанян И.А. Слух, речь, музыка в восприятии и творчестве. – М.: Росток, 2010. – с. 155.
Линдал К. Изучение искусства слушания. Руководство для желающих наладить свои взаимоотношения с окружающими / Пер. С. Влаженко. – М.: София, 2006. – с. 214.
Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Модэк, МПСИ, 2001. – с. 115.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: ЛКИ, 2008. – с. 107.
Радзиховская В. Психолингвистика в очерках и извлечениях. Хрестоматия. – М.: Академия, 2003. – с. 291.
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: КомКнига, 2006. – с. 167.
Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М.: ЛКИ, 2008. – с. 125.
Лалаева Р.И., Логинова Е.А., Титова Т.А. Теория речевой деятельности: Хрестоматия. – М., 2000. – с. 142.
2
1. Баскакова И.Л., Глухов В.П. Практикум по психолингвистике. – М.: АСТ, Астрель, 2009.
2. Вартанян И.А. Слух, речь, музыка в восприятии и творчестве. – М.: Росток, 2010.
3. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. – М.: Модэк, МПСИ, 2001.
4. Ковшиков В.А., Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ, Астрель, 2007.
5. Красных В.В. Основы психолингвистики. Лекционный курс. – М.: Гнозис, 2012.
6. Лалаева Р.И., Логинова Е.А., Титова Т.А. Теория речевой деятельности: Хрестоматия. – М., 2000.
7. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. – М.: Смысл, 2008.
8. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: КомКнига, 2006.
9. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. Т.8. – М.: Модэк, МПСИ, 2001.
10. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: ЛКИ, 2008.
11. Линдал К. Изучение искусства слушания. Руководство для желающих наладить свои взаимоотношения с окружающими. / Пер. С. Влаженко. – М.: София, 2006.
12. Поповская Л.В., Лисоченко О.В. Русский язык и культура речи. Основы культуры речевой деятельности. Практикум. – М.: Феникс, 2009.
13. Радзиховская В. Психолингвистика в очерках и извлечениях. Хрестоматия. – М.: Академия, 2003.
14. Ушакова Т.Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи и психолингвистики. – М.: Институт психологии РАН, 2011.
15. Шляхов В.И. Речевая деятельность. Феномен сценарности в общении. – М.: Либроком, 2012.
16. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М.: ЛКИ, 2008.
Вопрос-ответ:
Что такое слушание как вид речевой деятельности и какие есть его фазы?
Слушание - это процесс восприятия и осмысления речи другого человека. Фазы слушания включают в себя физическое восприятие звуков, понимание смысла высказывания, анализ и оценку информации, а также реакцию на сообщение.
Какие виды слушания существуют?
Существуют различные виды слушания, включая эмоциональное слушание, информационное слушание, критическое слушание, активное слушание и эмпатическое слушание. Каждый вид слушания имеет свои особенности и цели.
Как происходит восприятие речевой деятельности?
Восприятие речевой деятельности включает в себя обработку слуховых сигналов, их декодирование, понимание смысла высказывания и его конструкцию. В процессе восприятия реципиент принимает решения о том, какие признаки языкового материала являются важными и как их интерпретировать.
Что можно прочитать по этой теме?
Вот несколько рекомендуемых книг на эту тему: "Искусство слушать" Джулиан Трезе, "Введение в психолингвистику" Дэвид Каролински, "Психология речи" Мария Бебко.
Какими являются фазы слушания как вида речевой деятельности?
Фазы слушания включают в себя восприятие и интерпретацию речи, а также выработку ответных коммуникативных действий.
Какие виды процесса слушания существуют?
Виды процесса слушания могут быть активное, пассивное и глубокое слушание. Активное слушание подразумевает полное внимание и активное участие в процессе коммуникации. Пассивное слушание - это когда мы просто слушаем, но не принимаем активное участие в диалоге. Глубокое слушание предполагает погружение во внутренний мир собеседника и полное понимание его точки зрения.
Как происходит восприятие речевой деятельности в процессе слушания?
Восприятие речевой деятельности в процессе слушания происходит путем принятия и понимания смысла высказывания, а также распознавания речевых признаков и интонаций.
Какие основные критерии поиска слова в долговременной памяти?
Основными критериями поиска слова в долговременной памяти являются его звуковые признаки, смысловые признаки и морфологические признаки.
Какими характеристиками обладает процесс речевосприятия?
Процесс речевосприятия характеризуется выбором общей стратегии восприятия, а не принятием частных решений по каждому сигналу или высказыванию.
Что такое слушание как вид речевой деятельности и какие у него фазы?
Слушание - это процесс восприятия и понимания речи других людей. Оно имеет несколько фаз: фаза физического восприятия звуков, фаза понимания смысла речи и фаза оценки и реагирования на речь.
Какой процесс происходит во время слушания и какие виды слушания существуют?
Во время слушания происходит восприятие и понимание речи других людей. Виды слушания включают активное слушание, эмоциональное слушание, критическое слушание и т.д. Каждый вид слушания имеет свои особенности и цели.
Как происходит восприятие речевой деятельности в процессе слушания?
Восприятие речевой деятельности в процессе слушания осуществляется через физическое восприятие звуков речи, их декодирование и понимание содержания высказывания. Реципиент анализирует и интерпретирует звуки, чтобы понять и уловить смысл речи.