Пункты пропуска через государственную границу РФ: Понятия, классификация, установление, проблемы функционирования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Таможенное дело
  • 34 34 страницы
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 23.02.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПУНКТЫ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ 5
1.1. Понятие пунктов пропуска 5
1.2 Классификация пунктов пропуска 9
2. УСТАНОВЛЕНИЕ И РЕЖИМ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ 16
2.1. Установление и открытие пунктов пропуска 16
2.2. Режим пунктов пропуска 19
3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПУНКТОВ ПРОПУСКА 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Фрагмент для ознакомления

Тем не менее, из года в год, по мнению исследователей, наблюдается одна и та же картина: скопление десятков, а то и сотен грузовиков на подъезде к государственной границе. Были, конечно, времена и другие: в разгар кризиса подъезды к пунктам пропуска практически пустовали, но после относительной стабилизации мировой экономической обстановки международным перевозчикам необходимо работать, а не простаивать долгое время на таможне.За прошедшие десятилетия на объектах государственной границы накопилось много проблем. Это и запущенная инфраструктура, и устаревшее оборудование, и принадлежность имущества пунктов пропуска к частной собственности.В соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация этих пунктов возложены на Федеральное агентство по обустройству государственной границы. Что же касается автомобильных дорог, то проектирование, прокладку, реконструкцию, ремонт и содержание федеральных магистралей осуществляет Росавтодор, а трасс региональных и межмуниципальных – соответственно местные органы исполнительной власти. При этом в федеральной собственности находятся 32, в собственности субъектов РФ – 75, муниципальной – 4 дороги. В программе ФЦП «Государственная граница РФ (2012-2020 гг.)» предусмотрено финансирование строительства и реконструкции 20 автомобильных пунктов пропуска. Между тем подпрограмма «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2012-2015 гг.)» предусматривает реконструкцию только трех участков автодорог общего пользования федерального значения на подъездах к двум реконструированным пунктам пропуска: МАПП «Нижний Зарамаг» и «Адлер». Больше по программе строительство дорог не предусмотрено. В региональных целевых программах по развитию дорожной сети и объектов дорожного сервиса мероприятий по реконструкции и содержанию участков дорог на подъездах к пунктам пропуска также не предусмотрено. Тем не менее, из-за отсутствия подъездных путей зачастую плохо работают и пункты пропуска.По мнению руководителя Росграницы, финансовый вопрос является далеко не единственным стоящим на пути к наведению порядка на российских пунктах пропуска. Не менее, если не более важной остается проблема несогласованности действий и отсутствия координации между ведомствами, отвечающими за нормальное функционирование пунктов пропуска. В частности, передача функций государственного заказчика по обустройству пунктов пропуска от Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ Росгранице повлекла за собой путаницу с проектной документацией по их строительству. Она разрабатывалась в 2008 г. ФТС России, Росморречфлотом и Росжелдором без учета изменений в законодательстве, внесенных в документ, в котором прописаны требования государственных контрольных органов к обустройству пунктов пропуска. В результате Росграница перерабатывала все контракты, из-за чего агентство отстало по срокам по вводу новых объектов в эксплуатацию. На первый взгляд несущественный вопрос, касающийся спецсвязи на пунктах пропуска, тоже создает немало трудностей.В числе проблем, влияющих на качественную работу таможенных постов, – несовершенство инфраструктуры: более 60% автомобильных пунктов пропуска были введены в эксплуатацию в 90-е годы прошлого столетия, они морально и технически устарели. К образованию очередей приводит также нехватка полос контроля, недостаточность площадей, предназначенных для размещения транспортных средств, отсутствие оборудованных площадок для работы инспекционно-досмотровых комплексов, нехватка помещений для должностных лиц, осуществляющих таможенный и иные виды государственного контроля, ненадлежащий уровень бытовых условий и обеспечения резервного электроснабжения, отсутствие в полном объеме необходимого весового оборудования, погрузоразгрузочной техники, ненадлежащий уровень оснащения информационно-техническими средствами и несовершенство каналов связи, используемых для передачи данных, нехватка штатных единиц на таможенных постах, состояние дорог, подъездных путей и отсутствие накопителей для транспорта, игнорирование фактической пропускной способности при определении числа разрешений на международные транспортные перевозки и прочие факторы.Российское законодательство наделило функциями по обеспечению нормальной работы приграничных пунктов пропуска несколько ведомств, разграничив полномочия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Так, строительство, реконструкция, содержание и эксплуатация автомобильных пунктов пропуска возлагаются на Росграницу. При этом проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание автодорог, в том числе объектов дорожного сервиса, а также условия использования и содержания автодороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов, обеспечиваются Росавтодором в отношении автодорог федерального значения и органами исполнительной власти субъектов РФ в отношении автодорог регионального и межмуниципального значения. Кроме того, на государственную компанию «Российские автомобильные дороги» возлагаются функции по мониторингу состояния объектов дорожного сервиса.Основными причинами низкой эффективности системы пропуска через государственную границу в пределах федеральных округов, является:недостаточная проработка и несогласованность федеральных целевых программ с региональными программами экономического развития; несовершенство приграничной транспортной инфраструктуры и транспортно-логистических систем в пределах округа; недостаточная техническая оснащенность пунктов пропуска современными техническими средствами и специализированными комплексами пограничного и таможенного контроля; отсутствие синхронизации в деятельности пунктов пропуска на российско-китайском участке государственной границы; ограниченные полномочия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в пунктах пропуска, в части принятия решений по вопросам регионального значения и вопросам функционирования пунктов пропуска.Совместно с Росграницей в 2010г. проведен мониторинг всех пунктов пропуска, подготовлены объемные справочные материалы для Государственной пограничной комиссии, Председателя Правительства РФ с полным описанием их строительного состояния, технического оснащения. В работе участвовали 8 территориальных управлений Росграницы, 24 филиала ФГУ Росгранстрой. Сегодня обособленными отделениями филиалов производится детальное обследование пунктов пропуска: изучается динамика изменения пропускной способности, определяются проблемы, разрабатываются пути их решения, составляются сметы.29 июня 2011 года таможенные органы России приступили к осуществлению в пунктах пропуска через госграницу РФ дополнительных полномочий по проведению транспортного контроля, а также документального санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля.Полностью обновлена нормативно-правовая база, регулирующая действия должностных лиц при совершении таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским, авиационным, автомобильным и железнодорожным транспортом. Эффективно реализуется система таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), применение которых позволяет пресекать нелегальное перемещение оружия, наркотиков, сокрытых товаров и добиваться общего профилактического эффекта. По результатам использования ИДК, например, в 2011 году было возбуждено 1,4 тыс. административных и 15 уголовных дел, принято 201 решение о запрете ввоза товаров на территорию России. Пресечен ввоз на территорию России более 190 радиационно-опасных объектов, загрязненных в результате аварии на АЭС «Фукусима-1».Все системы, которые устанавливаются на пунктах пропуска, все мероприятия, которые проводятся по пунктам пропуска, должны иметь высшую категорию обеспечения безопасности. Это и пожаробезопасность, и энергобезопасность. Пункты пропуска зачастую удалены от населенных пунктов и, следовательно, от стационарных источников энергопитания. А это приводит к дополнительным трудностям.Федеральным агентством поставлена задача по разработке и созданию пункта пропуска нового облика, который воплотит все самые современные технологии. Это будет способствовать максимальному ускорению пропуска в обе стороны граждан, грузов и транспорта, повышению эффективности внешнеэкономической деятельности, а также создаст все необходимые предпосылки для установления самого жесткого и неприступного барьера для недобросовестных участников ВЭД или преступников. Все конструктивы такого пункта пропуска позволят контрольным органам комфортно себя чувствовать и хорошо выполнять свою работу.Конечно же, руководство страны очень заботит и внешний вид пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Это ворота в страну. По первому впечатлению о пункте пропуска, по уровню сервиса при пересечении границы человек составляет свое первое впечатление и о стране. Создание и внедрение пункта пропуска нового поколения поднимет престиж России, а увеличение пропускной способности за счет применения различных новых технологий позволит увеличить поступления в государственный бюджет.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог курсовой работы можно сделать вывод, что в работе исследовано понятие пунктов пропуска через Государственную границу, классификация постов и их установка, а также анализ имеющихся на сегодняшний день проблем в плане пропуска через границу.Итак, пересечение Государственной границы лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных осуществляется в пунктах пропуска.Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности.Пункты пропуска устанавливаются международными договорами Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации.В зависимости от вида международного сообщения, в каждом пункте пропуске устанавливается правовой режим. Цель режима, чтобы создать в пунктах пропуска определенного комплекса организационных, разрешительных мер и режимных ограничений, исключить доступ на территорию пунктов пропуска посторонних лиц и возможность использования ее, а также транспортных средств и грузов для незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации.Режим в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации утверждаются Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой. Органы пограничного контроля осуществляют контроль за соблюдением режима в пунктах пропуска гражданами РФ, иностранными гражданами и лиц без гражданства, должностными лицами и работниками организаций, расположенными на территории пунктов пропуска, в пределах правомочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации.Целями государственной политики в названной сфере являются повышение уровня пограничной безопасности и надежности защиты государственной границы, создание благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности и приграничного сотрудничества.Наиболее обустроенными и технически оснащенными являются воздушные пункты пропуска, то есть пункты пропуска в аэропортах.Автомобильные пункты пропуска, в особенности на казахстанском и украинском участках границы, обустроены не более чем на 20-25%. На эффективность работы автомобильных пунктов пропуска влияет еще пока слабое развитие дорожных сетей.Хуже всего обстоят дела на железнодорожных пунктах пропуска, где отмечается фактически полное отсутствие обустроенности и недостаток технических средств контроля.Из почти 70 морских пунктов пропуска только 6 обустроены и открыты в установленномпорядке. Остальные пункты пропуска необходимо модернизировать.В ходе официально проведенного мониторинга пропускных пунктов обнаружено также, что в некоторых пунктах пропуска расположеныгостиницы, АЗС, платные стоянки, ремонтные мастерские и пр. Такого рода услуги в соответствиис законодательством не могут предоставляться на территории пунктов пропуска.Реализация принятой Концепции на 2012-2016 гг. предполагает не только эффективное противодействие проявлению внешних угроз, но и рост внешнеторгового оборота, международного туризма, развитие приграничных территорий.Эти показатели легко измеряются.В рамках реализации Концепции можно провести много мероприятий, но они окажутся неэффективны, если не приведут к сокращению сроков процедур пересечения границы и, соответственно, к сокращению финансовых потерь, а также к увеличению пропускной способностипунктов пропуска и оптимизации затрат на их обустройство.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫКонституция Российской Федерации, принята 12.12.1993Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17)(ред. от 16.04.2010) // СПС «Консультант-Плюс»Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 № 4730-1 (ред. от 25.06.2012) «О Государственной границе Российской Федерации»Указ Президента РФ от 12.03.96 № 371 (ред. от 26.01.2007) «О совершенствовании порядка пересечения государственной границы Российской Федерации»Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 № 482 «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации»Постановление от 11 сентября 2008 №1309-р «О концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации»Богомолова, А.А. Таможенное право. Конспект лекций: Учебное пособие / А.А. Богомолова. – М.: Юрайт, 2010. – 169 с.Маховикова, Г.А. Внешнеэкономическая деятельность.Учебный курс: Учебное пособие / Г.А. Маховикова, Е.Е. Павлова. – М.: Эксмо, 2009. – 319 с.Молчанова, О.В. Таможенное дело: Учебное пособие / О.В. Молчанова, М.В. Коган. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 317 с.Покровская, В.В. Таможенное дело: Учебник / В.В. Покровская. – М.: Юрайт, 2012. – 731 с.Таможенные режимы и процедуры // Таможенное регулирование. Таможенный контроль, 2011. – № 4Толкушкин А.В. Таможенное дело: Учебник / А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2010. – 512 с.«Шаг за шагом: Путеводитель по таможенным вопросам в России». – М.: «АЕБ Бизнес», 2012. – № 1. – 128 с.Интернет-ресурс: http://www.tamognia.ru/


1. Конституция Российской Федерации, принята 12.12.1993
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010) // СПС «Консультант-Плюс»
3. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 № 4730-1 (ред. от 25.06.2012) «О Государственной границе Российской Федерации»
4. Указ Президента РФ от 12.03.96 № 371 (ред. от 26.01.2007) «О совершенствовании порядка пересечения государственной границы Российской Федерации»
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 № 482 «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации»
6. Постановление от 11 сентября 2008 № 1309-р «О концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации»
7. Богомолова, А.А. Таможенное право. Конспект лекций: Учебное пособие / А.А. Богомолова. – М.: Юрайт, 2010. – 169 с.
8. Маховикова, Г.А. Внешнеэкономическая деятельность. Учебный курс: Учебное пособие / Г.А. Маховикова, Е.Е. Павлова. – М.: Эксмо, 2009. – 319 с.
9. Молчанова, О.В. Таможенное дело: Учебное пособие / О.В. Молчанова, М.В. Коган. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 317 с.
10. Покровская, В.В. Таможенное дело: Учебник / В.В. Покровская. – М.: Юрайт, 2012. – 731 с.
11. Таможенные режимы и процедуры // Таможенное регулирование. Таможенный контроль, 2011. – № 4
12. Толкушкин А.В. Таможенное дело: Учебник / А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2010. – 512 с.
13. «Шаг за шагом: Путеводитель по таможенным вопросам в России». – М.: «АЕБ Бизнес», 2012. – № 1. – 128 с.
14. Интернет-ресурс: http://www.tamognia.ru/

Вопрос-ответ:

Что такое пункты пропуска через государственную границу РФ?

Пункты пропуска через государственную границу РФ - это специально оборудованные и установленные места, где осуществляется контроль и регулирование перемещения людей, транспорта и грузов через границу Российской Федерации.

Как классифицируются пункты пропуска через государственную границу РФ?

Пункты пропуска через государственную границу РФ классифицируются по различным признакам, включая степень использования, виды контроля, направление пересечения границы и другие. Например, они могут быть классифицированы как автомобильные, железнодорожные, воздушные, водные, а также как пограничные пункты пропуска.

Как устанавливаются и открываются пункты пропуска через государственную границу РФ?

Установление и открытие пунктов пропуска через государственную границу РФ осуществляются по решению компетентных органов власти, таких как Федеральная пограничная служба РФ. Это процесс, который требует проведения определенных процедур, включая выбор и подготовку места, установку соответствующего оборудования и запуск необходимых служб контроля и проверки.

Какой режим действует в пунктах пропуска через государственную границу РФ?

В пунктах пропуска через государственную границу РФ действует режим, регулирующий процедуры контроля и проверки, связанные с перемещением людей, транспорта и грузов. Здесь осуществляется паспортный контроль, таможенный контроль, санитарный контроль и другие виды проверок в соответствии с действующим законодательством и международными соглашениями.

Какие проблемы могут возникать при функционировании пунктов пропуска через государственную границу РФ?

При функционировании пунктов пропуска через государственную границу РФ могут возникать различные проблемы, такие как перегрузка пунктов пропуска, неэффективность работы контролирующих органов, недостаточная инфраструктура, проблемы с техническим обеспечением и другие факторы, которые могут затруднять процесс перемещения и приводить к длительным задержкам.

Что такое пункты пропуска через государственную границу РФ?

Пункты пропуска через государственную границу РФ - это специальные территории, которые предназначены для организации и контроля процесса перемещения людей и грузов через границу Российской Федерации.

Как классифицируются пункты пропуска через государственную границу?

Пункты пропуска через государственную границу РФ классифицируются на пункты пропуска для автотранспорта, пункты пропуска для железнодорожного транспорта, пункты пропуска для пешеходов и пункты пропуска для воздушного транспорта.

Как осуществляется установление и открытие пунктов пропуска через границу?

Установление и открытие пунктов пропуска через границу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Этот процесс включает в себя определение необходимости открытия нового пункта пропуска, разработку проекта, строительство или реконструкцию соответствующих объектов инфраструктуры и проведение всех необходимых мероприятий для обеспечения безопасности и эффективности пропускного режима.

Каков режим работы пунктов пропуска через государственную границу РФ?

Режим работы пунктов пропуска через государственную границу РФ определяется Правилами пропуска государственной границы Российской Федерации. Обычно пункты пропуска работают по определенному графику, предусматривающему четкое время начала и окончания работы. Некоторые пункты работают круглосуточно. Режим работы также может варьироваться в зависимости от сезона и особенностей территории, через которую осуществляется пропуск.

Какие проблемы возникают при функционировании пунктов пропуска через государственную границу?

При функционировании пунктов пропуска через государственную границу РФ возникают различные проблемы, такие как нехватка персонала, технические сбои, задержки при проверке документов и грузов, неправильное выполнение процедур и др. Также существуют проблемы с организацией безопасности на границе, контролем за незаконным перемещением людей и запрещенных товаров.

Что такое пункты пропуска через государственную границу РФ?

Пункты пропуска через государственную границу РФ - это специальные места, где осуществляется контроль и регулирование движения людей, транспорта и грузов при пересечении государственной границы Российской Федерации.