Нарушение фонематических функций у дошкольников с ОНР и пути их логопедической коррекции

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 129 129 страниц
  • 52 + 52 источника
  • Добавлена 17.04.2013
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи 3
1.1. Формирование фонематических функций в онтогенезе 3
1.2. Клинико-психолого-педагогические особенности дошкольников с общим недоразвитием речи 3
1.3. Формирование речи и речевые нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи 3
1.4. Современное состояние проблемы изучения фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи 3
Обобщение теоретических основ исследования 3
Глава 2. Исследование особенностей фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи 3
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей экспериментальной группы 3
2.2. Содержание методики исследования фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи 3
Глава 3. Особенности фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи (анализ экспериментальных данных) 3
3.1. Состояние звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи 3
3.2. Состояние фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи 3
3.3. Состояние фонематического анализа у детей с общим недоразвитием речи 3
3.4. Состояние фонематического синтеза у детей с общим недоразвитием речи 3
3.5. Состояние фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи 3
Обобщение результатов констатирующего исследования, выводы 3
Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по развитию фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитие речи 3
4.1. Основные направления логопедической работы по результатам констатирующего исследования 3
4.2. Дифференцированный подход в процессе коррекции нарушений фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи 3
Заключение 3
Список литературы 3
Приложение 3
Приложение 1 3
Приложение 2 3
Приложение 3 3
Приложение 4 3
Приложение 5 3
Приложение 6 3




Фрагмент для ознакомления

В результате ставится звук [с].Второй способ — с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами, для выработки вибрации кончика языка воспитатель может использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель, палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть) или туго набитую ваткой длинную соску. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук [с], взрослый плоской ручкой чайной ложки поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук [ш].Третий способ — смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.3 этап - закрепление и автоматизация звуков. Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. Детям предлагается ряд слогов, из которых нужно выделить заданный звук (например, поднять флажок, если в слоге слышится звук С). После формирования правильного произношения этого звука проводится его выделение из слога при произнесении (предлагаемые слоги: да, са, мы, ла, со, ну, ра, сы, ак, ум, ос, ыр, ас и т. д.). Слоги не должны включать оппозиционных звуков.Выделение звука на фоне словаЭта работа проводится на материале слов, включающих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками.Предлагаются следующие упражнения.1. Определение наличия заданного звука в слове1.Поднять руку (или флажок и т. п.) на заданный звук.Процедура. Логопед называет слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус.Речевой материал: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус.Инструкция: подними руку, если в слове услышишь звук [с].2. Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.Процедура. Логопед раздает предметные картинки с заданным звуком.Речевой материал: крыша, шуба, пальто, санки, крыса, шапка, мышь, шайба, змея, щетка.Инструкция: Рассмотри картинки и отложи картинки со звуком [ш].3. «Чудо-дерево».Процедура. Логопед раздает детям предметные картинки с заданным звуком и предлагает их поместить на «Чудо-дерево».Речевой материал: лампа, зеркало, стекло, стол, тетрадь, вата, карандаш, зеленый (огурец), солнце, хрустальная (ваза), будильник.Инструкция: Укрась дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется звук [л].Звук дается в разных звукосочетаниях, в начал слова, в середине, в конце. Дифференциация звуков. С детьми проводится постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи. Примеры дифференциации: С-Ш (На доме КРЫША, На крыше — КРЫСА. В берлоге МИШКА, На кухне — МИСКА.); З-Ж (У забора РОЗЫ, На заборе— РОЖИ. У забора КОЗЫ, На заборе — КОЖИ);С-Ц (От лампы яркий СВЕТ, у платья чёрный ЦВЕТ); Ц-Т (Где ТАПКИ, где «ЦАПКИ» у кошки на лапках?)Упражнения.1. «Скажи наоборот».Процедура. Логопед бросает детям по очереди мяч, произнося при этом слоги различной структуры со звуком С или З. Ребенок, поймавший мяч, бросает его обратно, изменяя звук в слоге: са — за, зу — су, аса — аза, озо — осо и т. д.Речевой материал: са — за, зу — су, аса — аза, озо — осо и т. д.Инструкция: Я буду бросать мяч и называть слог. Ваша задача поймать мяч, кинуть его обратно и произнести слог с измененной согласной.2. «Телефон».Процедура. Дети делятся на две команды. Логопед называет слоговой ряд (са-за-са; са-са-за; за-за-са; са-зу-са; зы-со-со; со-зу-сы и т. д.), который дети должны передать друг другу от первого участника команды к последнему. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок воспроизведет слоговой ряд.Речевой материал: са-за-са; са-са-за; за-за-са; са-зу-са; зы-со-со; со-зу-сы и т. Д.Инструкция: я называю цепочку из слогов. Ваша задача, как можно правильнее ее повторить.3. «Веселые картинки».Процедура. Ребенку демонстрируются картинки с изображением лица с вытянутыми вперед губами (звук У), с изображением струи воды, вытекающей из крана (звук С), с изображением комара (звук З). Логопед раскладывает картинки в различной последовательности и просит ребенка называть соответствующий расположению картинок слог. Затем по заданию логопеда ребенок сам составляет слоги, преобразуя их путем перестановки картинок.Речевой материал: предметные картинки со звуками [у], [с],[з].Инструкция: я буду менять картинки местами, а ты назови слоги, которые получатся.Таким образом, коррекция звукопроизношения проходит несколько этапов: подготовительный (включает массаж, артикуляционную гимнастику, выработку правильной воздушной струи), постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков.Развитие фонематического восприятия у дошкольников с ОНР состоит из нескольких взаимосвязанных этапов. 1 этап. Различение слов близких по звуковому составу.Задачи: обучение детей дифференцировать слова, отличающиеся несколькими звуками;обучение детей дифференцировать слова, отличающиеся только одним звуком;Примеры игр и упражнений:Игра «Незнайка запутался».Процедура. Логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет логопед).Речевой материал:лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка, коса, коза, малина, калина и др. Инструкция: рассмотрите предметные картинки. Разложите их на две группы, которые произносятся похоже. Из первой группы найдите слово матрешка.Игра «Придумай слово».Процедура. Логопед предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).Речевой материал: мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса.Инструкция: Я буду вам называть слова, вы должны придумать слово, которое звучит похоже или отличается одним звуком.Игра «Чем отличаются слова».Процедура.Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.Речевой материал: кит—кот, жук—сук, шар—шарф. Маша—каша, горка— норка и т. д.Инструкция: рассмотрите пары картинок. Назовите слова, изображенные на этих картинках. Чем они отличаются?Игра «Лишнее слово».Процедура. Логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:Речевой материал: канава, канава, какао, канава;утенок, котенок, утенок, утенок;ком, ком, кот, ком;минута, монета, минута, минута;винт, винт, винт, бинт;буфет, букет, буфет, буфет;дудка, будка, будка, будка и т.д.Инструкция: Я буду называть вам ряды (группу) слов. Вы слушайте внимательно. Назовите слово, которое отличается от других. Почему?Игра «Лишнее слово» (второй вариант проводится аналогично первому варианту). Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:мак, бак, так, банан;сом, ком, индюк, дом;лимон, вагон, кот, бутон;мак,бак, веник, рак;совок, гном, венок, каток;пятка, ватка, лимон, кадка;ветка, диван, клетка, сетка;каток, моток, дом, поток и т. д.Игра «Мое слово».Процедура. Логопед предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное.Речевой материал: картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.Инструкция: Рассмотри предметные картинки. Назови предметы, изображенные на них. Я произнесу слово, а ты должен определить, какое из твоих слов, похоже на мое. 2 этап - Дифференциация слогов.Задачи: научить детей дифференцировать слоги, различающиеся одним или несколькими звуками;научить детей дифференцировать слоги различающиеся гласными и согласными акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры — открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.Примеры упражнений и игр:1. «Эхо». Процедура. Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками. Речевой материал:та-ка-па ба-да-га па-ка—па ка-на-па ка-ва-ха га-ба-да фа-ха-ка ма-на-ва и т.д. Аналогично — с гласными у, о, ы.Инструкция: Я буду называть ряды слогов, слушай внимательно и повторяй за мной.Все последующие варианты проводятся аналогично.Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов):па-ба са-за та-да по-бо шу-жу ка-га пу-бу фа-ва и т.д. па-ба-па та-да-та пы-бы-пы ва-фа-ва по-бо-по да-та-да га-ка-га фа-ва-фа пу-бу-пу ка-га-ка зу-су-су са-за—са и т.д.   Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости:па-пя по-пё пу-пю пы—пи ма-мя мо-мё му-мю мы-ми ва-вя во-вё ву-вю вы-ви та-тя то-тё ту-тю ты-ти и т.д.    Повторение серий слогов с наращиваниемстечения согласных звуков:па-тпа на-пна ка-фка фа—тфа та-пта на-фна ка-тка ка-пка та~фта ма-кма на-кна та-кта и т.д.    Аналогично — с другими гласными звуками.Повторение серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: пта-пто-пту-птыкта-кто-кту-ктыфта-фто-фту-фтытпа-тпо-тпу-тпы и т.дПовторение серий слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении: пта-тпапка-кпа фпа-пфа и т.д. 2. Игра «Телефон».Процедура. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: се, су—су—со, па—па—са и т. д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.Речевой материал: се, су—су—со, па—па—са и т. ДИнструкция: поиграем в игру «Телефон». Я на ухо шепотом назову ребенку серию слогов. То что услышал первый ребенок, сообщает второму на ухо. Второй – третьему и т.д. последний вслух произносит то, что он услышал.3. Игра«Какой отличается?».Процедура. Логопед произносит серию слогов (например: ну—ну—но, сва— ска—сва, са—ша—са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.Речевой материал: ну—ну—но, сва— ска—сва, са—ша—са и т. д.Инструкция: Я буду называть цепочку слогов. Слушайте внимательно. Ваша задача определить, какой слог лишний.3 этап - Дифференциация фонем.Задачи:научить детей различать фонемы родного языка;научить детей дифференцировать акустически далекие звуки;научить детей дифференцировать акустически близкие звуки; дифференциация звуков несмешиваемых в произношении;дифференциация звуков смешиваемых в произношении;научить детейразличать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речи;Примеры игр и упражнений:1. Игра «Угадай, кто (что) это был(о).»Процедура. Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова — мычит м м-м, тигр — рычит р рр, пчела — жужжит ж ж ж). Логопед длительно (в усложненном варианте — кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.Речевой материал: корова, тигр, волк, пчела, комар, коза и др.Инструкция: Я буду длительно произносить звук. Вы определите, кому он принадлежит, а я покажу картинку.2. Игра«Какой звук лишний?».Процедура. Логопед называет детям звуки а, у и просит запомнить их. Затем логопед называет ряд звуков, включающий наряду с вышеуказанными и другие гласные: э, ы, и, о. Детям предлагается поднимать флажок только на тех звуках, которые были предложены к запоминанию. Аналогично игра проводится с согласными звуками (далекими и близкими по акустическим характеристикам).Речевой материал: а, у; э, ы, и, о и др.Инструкция: я произнесу звуки, вы их должны запомнить. Потом я произнесу другие звуки, вы должны будете поднять флажок, если услышите звук, которые первоначально запоминали. 3. Упражнение на дифференциацию звуков, не смешиваемых в произношении. Процедура. Логопед называет слова-квазиомонимы, а ребенок в это время должен показывать их изображение на картинке. Речевой материал: почка-бочка; мошка-ножка; банка-банька; мышка-мишка; корка-горка и др.Инструкция: Я буду называть похожие слова, вы должны их показать на картинке.4. Упражнениена дифференциацию звуков, смешиваемых в произношении.Процедура. Логопед называет слова-квазиомонимы, а ребенок в это время должен показывать их изображение на картинке.Речевой материал: рак-лак; гроза-глаза; угорь-уголь; суп-зуб; коса-коза; лиса-лица; кочка-кошка; миска-мишка; речка-редька.Инструкция: Я буду называть похожие слова, вы должны их показать на картинке.5. Игра «Различай и повторяй».Процедура. Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания — выделение гласных звуков, согласных (твердых—мягких, звонких-глухих, свистящих—шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т. д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т. д.Инструкция: «Повторяй за мной только звук с» — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.«Повторяй за мной только слоги со звуком с» — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.«Повторяй за мной только слова со звуком с» — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.6. Игра «Озорные звуки».Процедура. Логопед читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно.Речевой материал:Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).Русская красавица Своей козою (косою) славится.На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки.Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).Инструкция: Я прочитаю вам двустишия. Слушайте внимательно и назовите слово, которое «озорничает», произнесено неправильно.В дальнейшем детей учат различать правильно и дефектно произнесенный звук в своей и чужой речи, для этого используется целый ряд игр и упражнений:1. Игра «Недовольный Саша». Процедура. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.Речевой материал: сушить, сушка, сапка, троллейбус, снековик, сыска, стройка, мусорчик, лезать, шкаблить.Инструкция: Я буду вам называть слова, если услышите неверно произнесенный звук – поднимите картинку с изображением недовольного Саши.2. Игра «Как правильно сказать?». Процедура.Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.Речевой материал: зуб-жуб, лампа-рампа, табурет – табулет, шоколад – шохорад, заострить – саострить, цапля-чапля-сапля, мышиный – мызиный, красный-касный.Инструкция: Буду называть слова, в которых все звуки произнесены правильно и неправильно. Сравните произнесенные слова. Назовите правильный вариант.3. Игра «Будь внимателен».Процедура. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный. Речевой материал:Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.Инструкция: Рассмотри картинки. Я буду называть слова. Если я правильно назвала слово, которое изображено на картинке, подними зеленый флажок. Если слово произнесла неверно – подними красный флажок.Таким образом, развитие фонематического восприятия осуществляется поэтапно с постепенным усложнением речевого материала.Развитие фонематического анализа у дошкольников с ОНР состоит из следующих этапов1 этап - Выделение звука на фоне слова.Задачи:Определение наличия или отсутствия звука в односложных словах;Определение наличия или отсутствия звука в двухсложных словах;Определение наличия или отсутствия звука в трехсложных словах;Определение наличия или отсутствия звука в простых словах;Определение наличия или отсутствия звука в словах со стечением согласных;Примерные упражнения:1. «Выдели звук». Процедура. Поднять руку (или флажок и т. п.) на заданный звук. Речевой материал: заяц, шапка, солнце, зима, здание, живой, золотой, зонт, снеговик, здравствуй, зоркий, цепкий, здесь, задержать.Инструкция: Я буду называть слова. Ты подними руку, когда услышишь слово на звук [з].2. «Найди звук». Процедура. Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.Речевой материал: заяц, коза, зонт, глаз, стекло, зяблик, брюки, жасмин, глиняный (кувшин), зеркало, карандаш, ваза, арбуз, лиловая (лента), резкий, зашивать, зимовье.Инструкция: Рассмотри внимательно все картинки и отбери те, в названии которых есть звук [з]. Назови эти слова.3. «Чудо-дерево».Процедура. Логопед раздает детям предметные картинки с заданным звуком и предлагает их поместить на «Чудо-дерево».Речевой материал: лампа, зеркало, стекло, стол, тетрадь, вата, карандаш, зеленый (огурец), солнце, хрустальная (ваза), будильник.Инструкция: Укрась дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется звук [л].4. «Найди звук в предметных картинках». Процедура. Отобрать (а позднее и назвать) картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется соответствующий звук.Речевой материал: помидор, огурец, тыква, яблоко, груша, картофель, баклажан, кабачок и др.Инструкция: Рассмотри внимательно все картинки и отбери те, в названии которых есть звук [р]. Назови эти слова.5. «Лото». Детям раздаются цветные кружки и карточки с изображением 4—6 предметов, в названии которых встречается и не встречается заданный звук. Дается задание: найти картинку, в названии которой есть нужный звук, и закрыть ее кружком. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.6. Подобрать слова с заданным звуком.Процедура. Логопед предлагает детям подобрать слова на заданный звук.Примерный речевой материал (на примере звука [с]):1. Слоги структуры типа СГ (согласный — гласный): та, са, мы, лу, со, ру, сы, ка, су, ко, са, вы и т. д. 2. Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из открытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дом, сон, рак, сын, лак, дым, нос, лес и т. д.3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: сало, мама, лапа, рана, сани, сода, луна, сыпать, рука, сухо, сыро, весы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. д.4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, кубок, сокол, гамак, сурок, повар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый и т. д.5.Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, сотня, карман, сундук, сырки, полка, сукно, сугроб, лесной, весна и т. д.6.Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: стол, стук, крот, сто, сталь, гром, сноп, свой, смог, враг, брат, слух, слон, спор, друг и т. д.7.Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, танк, полк, тигр и т. д.8. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: слава, столы, стулья, трава, скала, свая, слоны, слово, дрова, стакан, скатерть, крыло, спутать и т. д.9. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клумба, кружка и т. д.10.Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, кастрюля, капуста, старики, скамейка, настойка и т. д.Инструкция: Я тебе буду называть звук, ты должен придумать слова по определенной схеме. 2 этап - Вычленение первого и последнего звука из слова.Задачи:Вычленение первого ударного гласного из слова;Вычленение первого безударного гласного из слова;Вычленение первого  согласного из слова из слова;Определение конечного согласного в слове;Примерные упражнения:1. Назвать первый звук в именах детей.Процедура. Логопед просит назвать первый звук в именах детей.Речевой материал: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ада, Ася, Инга.Инструкция: Я буду называть имена детей, вы должны назвать первый звук. 2.Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слов. Процедура. Логопед просит назвать первый звук с услышанных словах.Речевой материал: А) осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.Б) арбуз, окно, игла, автобус, урок, уха, арена и т.д.В) стол, дом, кот, жук, слон и т.д.Инструкция: Я буду называть слова, вы должны назвать первый звук.3.«Какой звук первый?». Процедура. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название. Речевой материал: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.Инструкция: Рассмотри картинки и назови первый звук в слове.4. Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного и безударного гласного).5. Отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (согласного). Например, звук [с]. Даны картинки: нос, снеговик, санки, абрикос, лиса, лес, сахар, сыр. 6. Назвать в заданных словах первый (последний) звук. Например: шапка, стол, игла, астра, сапоги, диван.7. Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).8.  Подобрать названия овощей, фруктов, цветов, которые начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).9. Разложить картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой — в конце слова, в третий — в середине. Логопед ребенку выдает набор предметных картинок. Например: сыр, сахар, снег, сапоги, скакалка, скамейка, нос, троллейбус, ананас, абрикос, таз, арбуз, лиса, посуда, миска, редиска, пастух, носки. Логопед называет слово, ребенок у себя на столе находит нужную предметную картинку и выкладывает ее в соответствии с тем, где находится заданный звук, например: звук [с], в первый, во второй или третий ряд.10. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в начале слова.Предметные картинки: рысь, рука, помидор, ружье, коридор, рама, картина, ручка, огурец.11. Выбрать из предложенных картинок только те, в названии которых заданный звук находится в конце слова. Предметные картинки: кол, лимон, ласка, стол, поплавок, лампа, стул, вол.12. Игра «Лото».Процедура: Детям предлагаются карточки с изображением 4— 6 предметов и цветные кружки. Дается задание: закрыть цветным кружком ту картинку, название которой начинается на заданный звук.Речевой материал: рама, розовый, огурец, рыбак, решение, рисунок, трамвай, ромашка, карандаш, рыба, русалка, корова, ремонтировать.Инструкция: рассмотрите картинки. Кружком закройте ту картинку, в названии которой есть звук [р].13. Игра «Кто больше?».Процедура. Детям предлагается сюжетная картинка (например, «Улица»), на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в конце слова). За каждое правильно названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.Инструкция: Рассмотрите сюжетную картинку и назовите слова, в которые есть звук [л]. За каждый правильный ответ, получите фишку. У кого фишек будет больше, тот победил.14. Игра «Найди общий звук».Процедура. Логопед называет слова и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.Речевой материал: слова например, со звуком С в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес.Инструкция: Слушайте внимательно слова. Какой звук есть в каждом слове? Где он стоит: в начале, середине или конце слова?3 этап - Определение количества, последовательности и места звука в слове.Задачи:Определение последовательности и количества звуков в слове;Определение места звука в слове по отношению к другим звукам;Определение звука в слове (в начале, средине, конце);Примерные игры и упражнения:1.  Упражнение «Работа со звуковой линейкой»Процедура. Логопед демонстрирует предметную картинку. Ребенок последовательно называет звуки в слове, обозначающем название этой картинки, показывая их на звуковой линейке, а затем определяет количество звуков.Речевой материал: карандаш, снеговик, раскраска, строит.Инструкция: рассмотри предметную картинку. Назови последовательно звуки в слове. Покажи их на звуковой линейке. Сколько звуков в слове?2.  Игра «Живые звуки».Процедура. Логопед предлагает поиграть в игру «Живые звуки». Один ребенок — звук С, другой — О, третий — К. Играющие дети называют эти звуки. Затем они прячутся, и логопед приглашает их появиться по одному, спрашивая у остальных детей, какой звук пришел первым, какой звук пришел за ним, какой звук пришел последним. В какой последовательности должны встать дети-звуки, чтобы получилось слово? Какое слово получилось?Речевой материал: звуки [с, о, к]Инструкция: Смотрите внимательно и определите, какой звук пришел первым, какой –вторым, какой - третьим.3.  Рассмотреть картинку, назвать ее, проанализировать слово-название и составить его графическую схему.4.  Из ряда предметных картинок выбрать те, названия которых соответствуют предложенной схеме (сок, нос, стол, лиса, лес, мост, суп, коса).5. Подобрать слова к предложенным графическим схемам.6. Назвать животных, игрушки, овощи, фрукты, слова-названия которых соответствуют предложенной схеме.7. Отобрать картинки, в названии которых заданное количество звуков.8. Придумать слово с заданным количеством звуков.9. Распределить картинки по количеству звуков в слове: в один ряд те, в названии которых три звука, в другой — четыре, в третий — пять.10. Показать карточку с цифрой, соответствующей количеству звуков в названном слове.11. Подобрать слова, начинающиеся и заканчивающиеся на одни и те же звуки, но состоящие из разного количества звуков (четырех-пяти).Например, с...а: из четырех звуков — сода, сова, сама; из пяти звуков — сумка, сушка, сайка.Игра «Угадай-ка».Процедура. Логопед предлагает детям прослушать слова. Определить звук, который стоит в начале (конце) слова. Составить из них слово.а)Речевой материал: сок, осы, носок — сон; ключ, обруч,топор — кот.Инструкция: Угадай, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.б)Речевой материал: автобус, пальто, дом — сом; кенгуру, самолет, носок, игла — утка. Инструкция:Угадай, какое слово получится из последних звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок.Игра «Новоселье».Процедура. Перед детьми предметные картинки с изображениями животных и птиц. Логопед говорит, что у животных и птиц — новоселье и предлагает детям расселить их. Но чтобы звери не поссорились, каждый должен жить на своем этаже: в соответствии с количеством звуков, которые составляют его название. Дети называют изображенных на картинках зверей, определяют количество звуков в слове и место картинки в доме.Предметные картинки: кот, рак, лось, гусь, волк, слон, лиса, коза, овца, зебра, цапля, белка, курица, кролик, журавль.Инструкция: рассмотрите картинки. Произнесите название и определите количество звуков. В соответствии с количеством звуков, расселите птиц и животных по этажам. Игра «Умные часы».На циферблате вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Логопед, установив одну стрелку напротив картинки, название которой состоит из трех (четырех, пяти) звуков, просит ребенка найти ей пару: установить стрелку напротив другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков.4этап - Определение места звука в слове по отношению к другим звукам.При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки. При формировании фонематических функций в процессе выполнения предложенных заданий рекомендуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала (на примере звука С).1. Слоги структуры типа СГ (согласный — гласный): та, са, мы, лу, со, ру, сы, ка, су, ко, са, вы и т. д.2. Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из открытого слога: сад, так, сок, суп, пыль, сыр, мак, дом, сон, рак, сын, лак, дым, нос, лес и т. д.3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: сало, мама, лапа, рана, сани, сода, луна, сыпать, рука, сухо, сыро, весы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. д.4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, кубок, сокол, гамак, сурок, повар, сынок, сухой, топор, сырой, сытый и т. д.5. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, сумка, утка, сопка, сотня, карман, сундук, сырки, полка, сукно, сугроб, лесной, весна и т. д.6. Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: стол, стук, крот, сто, сталь, гром, сноп, свой, смог, враг, брат, слух, слон, спор, друг и т. д.7.Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова: куст, мост, волк, пост, наст, пласт, лист, танк, полк, тигр и т. д.8.Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: слава, столы, стулья, трава, скала, свая, слоны, слово, дрова, стакан, скатерть, крыло, спутать и т. д.9.Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова: ставни, спутник, словно, смуглый, столько, правда, ступка, славный, клумба, кружка и т. д.10.Трехсложные слова: самолет, полоса, сарафан, посуда, кастрюля, капуста, старики, скамейка, настойка и т. д.Работа по развитию более сложных форм фонематического анализа способствует совершенствованию слухо-произносительных дифференцировок, подготавливает дошкольников к усвоению грамоты, проведению слого-звукового анализа слов.Формирование навыка фонематического синтеза звуков в слоги и слова.Задачи:Составление слова из последовательно данных звуков, слогов;Составление слова из звуков (слогов), данных в разбивку.Примерные игры и упражнения:1. Игра «Собери слово».Процедура.Логопед предлагает ребенку составить слово из данных звуков (слогов), звуки произносятся медленно. Условия формирования фонематического синтеза могут иметь разную сложность. Легкие - когда звуки подаются с минимальной паузой, трудные – когда паузы между звуками продолжительные или звуки перемежаются индиферентными словами, например, «сначала [с],потом [о], потом [к].Речевой материал: м,а,к; ш,а,п,к,а; п,е,с,н,я; ш,к,о,л,а.Инструкция: я буду называть тебе звуки, ты их должен вместе составить и произнести слово.2. Игра «Наборщик».Процедура. Логопед предлагает слово, а ребенок должен составить как можно больше новых слов. Речевой материал: например, слово «забор», можно составить: раб, бар, роза, бор.Инструкция: Из слова составь как можно больше новых слов.3. Игра «Рассыпанное слово».Логопед называет звуки, а ребенок должен составить из них знакомое слово (аналогично 1 игре). Игра «Живые звуки». Процедура.Логопед назначает детей на роли «живых звуков». Каждому из них он называет не целое слово, а только его звук. Затем «живые звуки» становятся один за другим, логопед читает текст шарады, а дети пытаются отгадать слово. При затруднениях водящие могут подсказывать «свои» звуки.Речевой материал:Я – дерево в родной стране.Найдешь в лесах меня повсюду.Но слоги переставь во мне – И воду подавать я буду.(СОСНА-НАСОС).Начало деревом зовется.Конец читатели моиА в книге целое найдется,И в каждой строчке есть они. (Бук-ВЫ)Я глубока и полноводна.И вся страна гордится мной.А И ты впереди прибавишь-И стану птицей я лесной! (И-ВОЛГА)Инструкция: слушайте внимательно и выйдите те звуки, которые составляют отгадку.Формирование фонематических представлений.Задачи:Нахождение картинок, в названии которых есть заданный звук.Подбор слов с заданным звуком.Нахождение картинок, в названии которых заданное количество звуков.Подбор слов с заданным количеством звуков.Примерные игры и упражнения:1. Игра «Чудесный художник».Процедура.Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова.Речевой материал: Звуки [р,л, с,ж,ц,ш].Инструкция: нарисуйте предмет на звук [р].2. Игра «Кто в домике живет?». Процедура.Взрослый помещает на доску 2-3 кармашка - домика, а на стол кладет предметные картинки (или вешает наборное полотно с картинками)с изображением животных. Дети должны расселить животных по домикам. : Речевой материал:Примерные картинки: корова, коза, заяц, кот, крокодил.Инструкция: Рассели животных по домикам:в первом домике могут жить животные, в названии которых есть звук [к], во втором – те, у кого в названии есть звук [з].3. Игра «Магазин». Процедура.Логопед раздает каждому ребенку по 6 квадратиков с какой-либо одной буквой, объясняет правила игры: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. На свои деньги каждый из вас может купить в магазине шесть разных предметов. Предметные картинки: сумка, торт, санки, самосвал, солдатик, куртка, фартук, паровоз.Инструкция: у вас есть деньги в виде звуков. На свой звук вы может купить тот предмет, в названии которого этот звук есть. На деньги «С» можно купить те предметы, в названиях которых есть звук [с], на деньги «Р» — вещи со звуком [р]. выигрывает тот, кто быстрее и правильно израсходует свои деньги- карточки. 4. Игра «Кто больше».Дети подбирают слова на заданный звук (повторы недопустимы).5. Игра «Зоркий глаз».Логопед просит ребенка (детей) найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых заданный звук находит в начале (середине или конце слова).6. Игра «Бусы».Логопед дает ребенку бусинки и нитку, а ребенок должен нанизывая бусинку называть слово с заданным звуком.7. Игра «Умные часы».Логопед показывает ребенку часы, на которых вместо цифр расположены картинки, названия которых состоят из разного количества звуков. Ведущий устанавливает одну стрелку напротив картинки, а ребенок должен найти ей пару: установить стрелку напротив другой картинки, название которой состоит из такого же количества звуков. Например: стол-шкаф, мак – сыр, снег-пояс, труба-комар, конфета – чемодан.8. Игра «Кубик». На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из числа звуков, равных количеству точек, выпавших на грани кубика. Таким образом, задания, направленные на развитие фонематических включают в себя мыслительные операции, т.к. представление – это мысленное представление образа звука относительно других звуков в слове. Анализируя теоретические основы проведения логопедической работы по формированию фонематических функций, необходимо отметить, что коррекционная работа осуществляется поэтапно и в комплексе, одновременно уделяя внимания всем сторонам фонематических функций. На одном занятии работа по развитию фонематических функций осуществляется по разным направлениям. ЗаключениеСовременное общество характеризуется не только высокими достижениями в области науки и техники, но и неуклонным ростом рождения детей с различными речевыми нарушениями. Одним из распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Несмотря на достаточно большое количество исследований и работ, связанных с изучением этого речевого нарушения, вопросы исследования фонематических функций остаются актуальными и до конца неисследованными.В нашей работе были рассмотрены особенности фонематических функций у дошкольников ОНР.В ходе теоретического изучения темы пришли к следующим выводам.Фонематические функции начинают формироваться практически с рождения ребенка и в течение всего дошкольного детства совершенствуются.На современном этапе развития логопедической науки и практики существуют несколько понятий, обозначающих фонематические функции: речевой слух, фонематический слух, фонематическое представление, фонематическое восприятия. В связи с тем, что у педагогов недостаточно филологических и логопедических знаний, происходит смешение понятий фонетический и фонематический слух. Но данные понятия являются разным. Если фонематический слух позволяет различать звуки в речевом потоке, то фонематическое восприятие направлено на умение анализировать позицию звука в слове и его место по отношению к другим звукам. В основе фонематического восприятия лежат процессы анализа и синтеза. Следовательно, необходимо различать понятия звук и фонема. Звук конкретное выражение фонемы, тогда как фонема представляет собой абстрактное его выражение. Развитый навык фонематического восприятия позволяет детям успешно овладевать навыками чтения и письма. Формирование и развитие фонематических функций в своем развитии проходит определенные этапы, начиная с рождения и заканчивая концом дошкольного детства. Основополагающим моментом в развитии фонематических функций является тесное общение с окружающими близкими в сензитивный период развития речи. В основе фонематическихфункций лежат фонематические восприятие, анализ и синтез, представления, формируемые в процессе специального обучения.У дошкольников вызывает затруднения дифференциация звуков, слов, близких по звучанию. Из-за того, что у дошкольников с ОНР нарушены фонематические функции, ребенок не слышит собственные ошибки в произношении. К тому же наличие неврологической симптоматики обуславливает артикуляционные нарушения звукопроизношения. Следовательно, фонематические функции и артикуляция являются взаимообусловленными. По степени выраженности нарушение фонематических функций может предшествовать нарушению артикуляторной моторики, а может быть вторично по отношению к ней.Вместе с тем, фонетико-фонематические процессы (фонематические восприятие, представление, анализ и синтез) являются важными в процессе овладения ребенком письмом и чтением. Поэтому выявление и логопедическая коррекция нарушений фонематической стороны является важной работой уже в дошкольный период у детей с ОНР.С целью подтверждения теоретических выводов было организовано исследование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Эксперимент проводился на базе ДОУ … г. …. В исследовании принимали участие группы дошкольников с ОНР в количестве 15 человек, которые составили экспериментальную группу, и 15 дошкольников с нормой речевого развития, которые составили контрольную группу.Методика исследования фонематических процессов включала традиционные для логопедической практики приемы для оценки речи детей. Нами были рассмотрены методики исследования фонематических функций, предложенные Г.А.Волковой, Л.В.Лопатиной, Г.В.Чиркиной и др. На основе анализа для нашего исследования была адаптирована методика исследования фонематических функций, которая включала исследование звукопроизношения, фонематических функций (фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений).У дошкольников с ОНР наблюдались недостатки звукопроизношения в виде замен, искажений, смешений. Замены осуществляются по признаку акустико-артикуляционного сходства ([о-а, о-у, и-ы]; [с-с', с-з, ч-т, с-ш, ц-с]; [р-р', л-м, м-н]). Чаще всего страдает произношение свистящих, шипящих, парных звонких и глухих согласных. У них нарушение звукопроизношение носит полиморфный характер, когда нарушено произношение звуков из разных групп. К тому же из-за перинатальных особенностей у дошкольников с ОНР отмечается назализация, нарушение речевого дыхания, недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий), отклонения тембра голоса (немодулированный, напряженный, монотонный). Таким образом, для детей с данной речевой патологией характерны и просодические нарушения. У дошкольников контрольной группы также наблюдались нарушения звукопроизношения, которые были мономорфны. Чаще всего у них были нарушены сложные по артикуляции звуки.В ходе констатирующего эксперимента у детей с ОНР была выявлена несформированность элементарных форм фонематического анализа, синтеза и представлений. Простые формы фонематического анализа (определение места звука в слове, нахождение заданного звука и т.п.) у дошкольников с ОНР вызвали затруднения. Не всегда могли точно определить место звука в слове, назвать заданный звук. Причиной является патологическое развитие ребенка в натальный период, что обусловило недостаточное развитие звукопроизношения и фонематических функций и когнитивных процессов. Затруднения вызывали задания на сложные формы фонематического анализа и на фонематический синтез.На уровне фонематического синтеза наблюдаются различного рода искажения звукового состава слова, выявлены затруднения в составлении слов из звуков, данные в нарушенной звуковой последовательности (персеверации, пропуски звуков и слогов, вставки звуков и слогов). В процессе выполнения заданий дошкольники с ОНР были невнимательны, часто отвлекались, забывали названные звуки. Фонематические представления у дошкольников с ОНР также нарушены: дети затруднялись назвать слова на определенный звук, им требовались наводящие вопросы, дополнительная помощь.Навыки элементарного анализа и синтеза у дошкольников с речевой патологией развиты в недостаточной степени. Они испытывали затруднения при соотнесении звука с условным обозначением, подсчете количества звуков и проч. Таким образом, данное исследование показывает, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уровень развития звукопроизношения, фонематических процессов, навыков элементарного анализа и синтезанизкий. По итогам качественного и количественного анализа группа из 15 дошкольников ОНР в зависимости от степени сформирвоанности фонематических функций была поделена на две подгруппы.В первую подгруппу с уровнем сформированности фонематических функций ниже среднего вошли 8 (53,3%) детей с грубым недоразвитием фонематических функций. У них не сформированы фонематическиефункции: дети допускали ошибки при дифференциации акустически и артикуляторно близких звуков. Неполноценность фонематических функций проявляется у них в несформированности даже элементарных видов фонематического анализа, что приводит к нарушению звукопроизношения особого характера: смешение, замены различных звуков и их групп, близких акустически и артикуляторно. Со средним уровнем сформированности фонематических функций было выявлено 7 (46,6%) испытуемых, Для этих детейхарактерен достаточно сохранное фонематическое восприятие. Вместе с тем у данной категории детей трудности возникали при установлении звуковой последовательности и определении количества звуков, т.е. нарушены сложные формы фонематического анализа. Таким образом, фонематические функции у детей с ОНР сформированы недостаточно, что требует специальной коррекционно-логопедической помощи. Анализ результатов позволил определить направления логопедической работы:1. Развитие звукопроизношения;2. Развитие фонематического восприятия;3. Развитие фонематического анализа и синтеза, представлений.Нами были определены этапы логопедической работы с дошкольникамис ОНР, для каждого этапа сформулированы задачи, а так же подобраны задания и упражнения, направленные на формирование фонематических функций у дошкольников с данной речевой патологией. Содержание игр и упражнений учитывает особенности уровня сформированности фонематических функций у дошкольников с ОНР. Коррекция звукопроизношения проходила несколько этапов: подготовительный (включает массаж, артикуляционную гимнастику, выработку правильной воздушной струи), постановку, автоматизацию и дифференциацию звуков. Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия осуществлялась поэтапно с постепенным усложнением языкового материала. А дошкольникам с уровнем развития выше среднего и высоким предлагались усложненные задания.По содержанию коррекционная работа для дошкольников с низким и ниже среднего уровнем и дошкольников с высоким и выше среднего отличалась длительностью и сложностью заданий.Предложенные методические рекомендации могут быть использованы в практике воспитателей - логопедов.Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтвердилась. Список литературыБельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и в патологии). – М., 1977.Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии.-М.: Просвещение, 1987.- 157с.Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. учеб.-метод. пособие – 2005Волкова Л.С. Методическое наследие. В 5 кн.- М.,2003.-Кн. 5 Фонетико –фонематическое и общее недоразвитие речи. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка.- СПб., Акцидент, 1995- 65 с.Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000Гуровец Г.В, Маевская С.И К генезису фонетико-фонематических расстройств// Обучение и воспитание с нарушениями речи.-М.: Изд. МПГИ им. В.И. Ленина, 1982.- 67-78 с. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М.,1996.-23сЖинкин Н.И. Психологические основы развития речи //В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1996. -5-25с.Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2-е изд., М., Просвещение, 1990. Журова Л.Е, Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников.- М., 1963.Каше Г.А. , Филичева Т.Б Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М.: Провещение,1978 .- 78с.Каше Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Дефектология. 1985. № 1Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб, 1999. – 160 c.Левина Р. Е. Нарушение слоговой структуры у детей // Спец. школа. 1959. №4.Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. - М.1969.Лопатина Л.В. К вопросу о дифференциальной диагностике стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. // Клинические проявления и методы коррекции. Спб., 1999. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой дизартрией. – СПб, 1994Лопатина Л.В., СеребряковаН.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. «Союз», 2001.-191с.( развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией// Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.- М.,: Изд-во Москв. Ун-та, 1973.Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- 1996 .- №5 С . 3-9. Методы изучения и преодоления речевых расстройств.- СПб., 1994Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена.-1964 . Т.3. – С .44-52.Орфинская В.К. Расстройства речи связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дефектологии. – М., 1967.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. -Л., 1976. Спирова Л.Ф. Формирование фонематического анализа у детей с нарушениями речи // Развитие речи в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.Спирова. Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1957.- 55 с.Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.Ткаченко Т. А. В первый класс- без дефектов речи.-СПб., 1999.Ткаченко Т.А. Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. 1995. №6.Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. 1995. №1. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений - М.: Профессиональное образование, 1993Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М., 2002.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программ обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (старшая группа детского сада). М., 1993, -112 с.Фомичева М.Ф. Воспитание речи у детей с органическими поражениями центральной нервной системы.- М. : Просвещение, 1965 .- 76 с. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся пед. уч. - М.: Просвещение, 1989. Фонетика спонтанной речи –Под. Ред. Н. Д. Светозаровой.- Л. : изд-во ЛГУ, 1998. 245с.Хватцев М.Е. Логопедия. Изд-е 5-е.-М.: Просвещение, 1959.- 476 С.Чевелева Н.А. Приёмы развития логопедического восприятия у дошкольников с нарушениями речи. // Дефектология. 1986.№5.Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.,2003- с . 5-18.Чистович Л.А. Текущее распознавание речи человеком.- М., 1983.Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем детстве. // Известия АПН РФСР.- вып. 13. -1948.- С . 101-133.Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М., 1969.ПриложениеПриложение 1Рисунки предметов для исследования произношенияПриложение 2Дифференциация звуков, не смешиваемых в произношенииПриложение 3Дифференциация звуков, смешиваемых в произношенииПриложение 4Различение слов, близких по звуковому составуПриложение 5Нахождение картинок, в названии которых есть заданный звукПриложение 6Нахождение картинок, в названии которых три звука

1. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и в патологии). – М., 1977.
2. Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии.-М.: Просвещение, 1987.- 157с.
3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. учеб.-метод. пособие – 2005
4. Волкова Л.С. Методическое наследие. В 5 кн.- М.,2003.-Кн. 5 Фонетико –фонематическое и общее недоразвитие речи.
5. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка.- СПб., Акцидент, 1995- 65 с.
6. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
7. Гуровец Г.В, Маевская С.И К генезису фонетико-фонематических расстройств// Обучение и воспитание с нарушениями речи.-М.: Изд. МПГИ им. В.И. Ленина, 1982.- 67-78 с.
8. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.
9. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М.,1996.-23с
10. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи //В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1996. -5-25с.
11. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2-е изд., М., Просвещение, 1990.
13. Журова Л.Е, Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников.- М., 1963.
14. Каше Г.А. , Филичева Т.Б Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М.: Провещение,1978 .- 78с.
15. Каше Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Дефектология. 1985. № 1
16. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб, 1999. – 160 c.
17. Левина Р. Е. Нарушение слоговой структуры у детей // Спец. школа. 1959. №4.
18. Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.
19. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. - М.1969.
20. Лопатина Л.В. К вопросу о дифференциальной диагностике стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. // Клинические проявления и методы коррекции. Спб., 1999.
21. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой дизартрией. – СПб, 1994
22. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. «Союз», 2001.-191с.( развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией// Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.
23. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.- М.,: Изд-во Москв. Ун-та, 1973.
24. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
25. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- 1996 .- №5 С . 3-9.
26. Методы изучения и преодоления речевых расстройств.- СПб., 1994
27. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена.-1964 . Т.3. – С .44-52.
28. Орфинская В.К. Расстройства речи связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дефектологии. – М., 1967.
29. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
30. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
31. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. -Л., 1976.
32. Спирова Л.Ф. Формирование фонематического анализа у детей с нарушениями речи // Развитие речи в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.
33. Спирова. Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1957.- 55 с.
34. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
35. Ткаченко Т. А. В первый класс- без дефектов речи.-СПб., 1999.
36. Ткаченко Т.А. Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. 1995. №6.
37. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. 1995. №1.
38. Филичева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец-ти «Педагогика и психология (дошк.)». - М.: Просвещение, 1989.
39. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999
40. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
41. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений - М.: Профессиональное образование, 1993
42. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М., 2002.
43. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программ обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (старшая группа детского сада). М., 1993, -112 с.
44. Фомичева М.Ф. Воспитание речи у детей с органическими поражениями центральной нервной системы.- М. : Просвещение, 1965 .- 76 с.
45. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии: Учебное пособие для учащихся пед. уч. - М.: Просвещение, 1989.
46. Фонетика спонтанной речи –Под. Ред. Н. Д. Светозаровой.- Л. : изд-во ЛГУ, 1998. 245с.
47. Хватцев М.Е. Логопедия. Изд-е 5-е.-М.: Просвещение, 1959.- 476 С.
48. Чевелева Н.А. Приёмы развития логопедического восприятия у дошкольников с нарушениями речи. // Дефектология. 1986.№5.
49. Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.,2003- с . 5-18.
50. Чистович Л.А. Текущее распознавание речи человеком.- М., 1983.
51. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем детстве. // Известия АПН РФСР.- вып. 13. -1948.- С . 101-133.
52. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М., 1969.



Вопрос-ответ:

Какие функции формируются у детей в онтогенезе?

В онтогенезе формируются различные функции, включая фонематические функции - способность различать и использовать звуковые различия речи.

Какие особенности характерны для дошкольников с общим недоразвитием речи?

У дошкольников с ОНР наблюдаются клинико-психолого-педагогические особенности, такие как задержка речевого развития, ограничение словарного запаса, нарушение артикуляционной стороны речи и другие.

Какие проблемы возникают при формировании речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?

У дошкольников с ОНР могут возникать различные проблемы при формировании речи, включая фонематические нарушения - затруднения в различении и использовании звуковых различий в речи.

Каково современное состояние проблемы изучения фонематических функций?

Современное состояние проблемы изучения фонематических функций включает различные теоретические и практические подходы, основанные на исследованиях и опыте работы с детьми с ОНР.

Какими методами можно проводить логопедическую коррекцию фонематических функций у дошкольников с ОНР?

Для логопедической коррекции фонематических функций у дошкольников с ОНР используются различные методы, включая упражнения на различение и произношение звуков, игровые задания, адекватные возрасту и уровню развития ребенка.

Какие фонематические функции формируются у дошкольников в онтогенезе?

У дошкольников в онтогенезе формируются фонематические функции восприятия и различения звуков речи, а также функция образования фонематических и слоговых структур и функция речепроизводства.

Какие особенности характерны для дошкольников с общим недоразвитием речи?

У дошкольников с общим недоразвитием речи характерны такие особенности, как нарушение артикуляционной стороны речи, недостаточная развитость фонематических функций, ослабленная способность к различению звуков, трудности в образовании слоговых и фонематических структур, а также недостаточная плавность и выразительность речи.

Какие речевые нарушения могут возникать у дошкольников с общим недоразвитием речи?

У дошкольников с общим недоразвитием речи могут возникать такие речевые нарушения, как дизартрия, задержка речевого развития, дисфазия и дислексия. Эти нарушения проявляются в трудностях в произношении звуков, нарушении плавности и ритма речи, ограниченности словарного запаса, трудностях в построении грамматических конструкций и т.д.

Каково современное состояние проблемы изучения фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Современное состояние проблемы изучения фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи связано с активными исследованиями в области логопедии. Однако, несмотря на значительные достижения, вопросы формирования и коррекции фонематических функций все еще остаются актуальными и требуют дальнейших исследований и разработок.

Какими путями можно осуществить логопедическую коррекцию фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи?

Логопедическая коррекция фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи может осуществляться через проведение специальных занятий по фонетике, артикуляции и слоговому анализу, использование различных методик и упражнений, индивидуальную и групповую работу с ребенком, а также сотрудничество с родителями и педагогами.

Как формируются фонематические функции у дошкольников?

Фонематические функции формируются у дошкольников в процессе онтогенеза, который включает различные этапы, такие как слуховая анализатория, звуковая артикулятория, фонематический слух и др.