Актуальные аспекты управленческого менеджмента в сфере культуры

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 31 31 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 05.04.2013
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Современные тенденции менеджмента в сфере культуры 7
1.1 Культура – самостоятельная отрасль социального развития 7
1.2 Современные тенденции в развитии сферы культуры 8
Глава 2. Актуальные аспекты в сфере деятельности управленческого менеджмента учреждений культуры 10
2.1 Уровни управления сферой культуры 10
2.2 Специфические аспекты менеджмента в сфере культуры 11
Глава 3. Формирование инновационных методов управления в сфере культуры 15
3.1 Особенности инновационного подхода в управлении в сфере культуры 15
3.2 Суть инноваций в процессе развития управленческого сектора 15
3.3 Развитие методов управления в сфере культуры 19
Заключение 27
Список литературы 30
Фрагмент для ознакомления

В разных странах мира в настоящее время существуют несколько моделей частного взаимодействия в сфере культуре. В частности, в США в период становления конституционной государственности было принято весьма непопулярное решение не поддерживать из государственной казны институты культуры, а переложить это бремя на бизнес-структуры, благотворительные фонды и частное меценатство.
Но государство не просто продекларировало подобную позицию, а подвело под эту идею юридическую базу и, соответственно, довело до общественного сознания свою установку, что, в конечном счете, создало условия для выработки новых мировоззренческих взглядов в обществе.
В результате этих действий возникает институт внебюджетного, многоканального финансирования и технологии спонсоринга и фандрейзинга.
Стандарт многоканального финансирования культуры принят во многих странах мира как в Европе, так в Азии и Америке.
Особую потребность в технологиях многоканального финансирования испытывают учреждения и организации культуры в странах, в которых культурная политика выстраивалась таким образом, что финансирование этой сферы было достаточным.
Подводя краткий итог рассмотрению моделей частного партнерства и творческих организаций, можно констатировать, что в настоящее время существует несколько моделей партнерства:
- модель частного партнерства и сферы культуры и искусства – спонсоринг;
- модель частного партнерства, в котором важное место занимают посреднические организации, агенства, компании, фонды;
- модель партнерства, основанная на консалтиногово-аналитической деятельности;
- творческие кластеры как частный случай организационного партнерства для малого бизнеса;
- модель организационного партнерства или организационное развитие через партнерство, которая может осуществляться через консолидацию или более глубокую интеграцию организационных структур партнерских компаний.
Метод институциональной модернизации сегодня включает в себя эффективные управленческие действия, которые связаны с учреждением государственных организаций культуры, а также созданием общественных и экспертных советов, формированием социально-культурных партнерств.
Сегодня в проекте стратегии инновационного развития Российской Федерации 2020, которая разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года, поставлена главная цель, которая состоит в переводе экономики России на эффективный инновационный путь развития с целью наращивания человеческого капитала в сфере науки и образования, с ростом формирования оптимальной институциональной структуры, обеспечивающей постоянную генерацию новых знаний.
Сегодня именно инновации обеспечат конкурентоспособность стране в глобальной экономической системе, определяя российское государство как одного из лидеров мирового сообщества.
Образование сегодня выступает важнейшим фактором экономического и культурного роста и формирует инновационную экономику, интегрируясь в состав основных приоритетов общества и государства РФ.
Изменение существующей объективной реальности сегодня обусловливает трансформацию качественного состояния современных институтов образования.
Инновации характеризуются образованием новых институциональных факторов.
Динамика развития существующей системы образования как многофакторного процесса прослеживается на уровне институционализации.
Институционализация в этом контексте определяется именно инновационностью. Формализация существующего института образовательного и культурного развития характеризуется качественной определенностью функционального содержания.
Вышеизложенные проекции актуализируют современные исследования методологии институционализации модернизации процессов в образовании России.
Институциональная методология сегодня определяет процесс трансформации/модернизации существующих институтов, которые формализуют современную объективную реальность, и характеризуют механизмы генерации новых знаний, проектируя новые институты и осуществление трансформационных изменений существующих институтов.
Необходима разработка алгоритма, характеризующего ключевого операционального спектра формализации стратегий в систему конкретных действий.
Институциональные изменения сегодня выступают неотъемлемой частью общих модернизационных процессов.
В том или ином смысле модернизация будет совершена комплексно, а трансформации будут носить глубокий характер, а не имитационную форму, как часто происходило в истории нашей страны.
Инновационные методы управления, направленные как на сферу культуры в целом, так и на отдельные субъекты, позволяют повысить хозяйственную самостоятельность и обеспечить развитие отрасли с учетом потребностей информационного общества.
















Заключение
Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности.
Технология менеджмента зависит от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов.
Сфера культуры находится под особым патронажем государства, оно финансирует её, потому что в условиях рынка культура погибнет.
Бюджетное финансирование не требует непосредственной отдачи. Поскольку деньги идут от государства, оно вправе контролировать как эти деньги расходуются.
Расходование прибыли в сфере культуры должно бать только на уставные цели.
Среди теоретических концепций, посвященных особенностям менеджмента некоммерческих организаций в целом, можно выделить теории «производства общественных благ», «невыполненного контракта», «контроля стейкхолдеров».
Теория «производства общественных благ». Согласно теории «производства общественных благ» американских ученых Д. Шифа и Б. Вайсброда , специфика менеджмента некоммерческих организаций следует из самих причин их появления — они возникают вследствие неэффективности коммерческих струк­тур в производстве общественных благ.
Общей отличительной особенностью общественных благ является наличие двух свойств — неконкурентности и неисключаемости, т. е. отсутствие соперничества в потреблении и невозможность воспрепятствовать к потреблению данного блага.
Внедрение новых подходов в управление культурой и продвижение новой профессии немыслимы без развития исследовательского направления, которое изучает сложившуюся ситуацию в том или ином регионе (городе, селе и т.п.), обозначает «точки роста» и предлагает возможные стратегии развития.
Как показывает практика, результаты исследований вызывают немалый интерес у культурных институций и региональных административных органов управления культурой.
С целью развития высокого инновационного потенциала культуры разрабатываются модели управления в сфере культуры, основанные на специфике применения инноваций в культуре.
Сотрудничество и взаимодействие сферы культуры и бизнеса предполагает реальные конкретные дела в социальной сфере, науке, образовании, культуре, нередко далеко выходящие за рамки сферы непосредственной деятельности ком­мерческих, промышленных, торговых фирм, связанные с организационной, экономической, прежде всего — финансовой поддержкой деятельности учреждений культуры, коллективов, начинаний, инициативных групп, отдельных лиц.
Причем не всегда речь идет о чистом альтруизме.
Очень часто подобная деятельность удовлетворяет взаимные интересы, в том числе и интересы фирмы, связанные с перспективами ее развития. Cфера организационно-экономического сотрудничества бизнеса и социально-культурной сферы достаточна богата формами.
По крайней мере, следует различать три основных их вида: спонсорство, патронаж и благотворительность.
Несмотря на неприбыльный характер деятельности, а также таких особенностей, как хроническая финансовая убыточность (болезнь Баумоля – Боуэна) и необходимость множественности источников финансирования, сфера культуры влияет на социально-экономическое развитие страны и общества.
По мнению ряда ведущих мировых экономистов и политологов, в ближайшие годы культура станет движущей силой возникновения новых социально-экономических структур, культура – как общественный капитал – будет играть для экономического развития более важную роль, чем международные денежные потоки и инфраструктуры.
Таким образом, изучение характерных тенденций развития менеджмента в сфере культуры и искусства является одной из важнейших составляющих эффективного функционирования отдельных экономических субъектов и экономики государства в целом.






















Список литературы
1. Бизнес. – №7 (526). – 17 февраля 2003 года // Менеджмент, Маркетинг & Технологии //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.business.ua
2. Громов А. Музей перед лицом жёлтого диявола // Top-Manager.– 2001.– № 10.– С. 23 – 28.
3. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: учеб. пособие. - Москва: МГУКИ, 2003. - 88 с.
4. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие. - 2-е изд. - Москва: МГУКИ, 2006.
5. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2004. – 720 с.
6. Михеева Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Михайлова В.А., 2004. - 170 с.
7. Презентация проекта государственно - частного партнерства на официальном сайте Министерства культуры РФ //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkrf.ru
8. Попов В.В. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования: монография. - Тюмень: ТюмГУ, 2004. - 176 с.
9. Попова Ф.Х. Культуротворческие технологии в подготовке специалистов высшей квалификации [Текст] / Ф.Х. Попова // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов: сборник научных трудов: в 2-х ч. / под редакцией В.Н. Ни. - Челябинск: Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина, 2008. - Ч. 2: Вопросы развития социокультурного и коммуникативного пространства регионов. - С. 204-209.
10. Попова Ф.Х. Культуротворческие технологии: учебно-методическое пособие. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. - 160 с.
11. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2003. - 204 с.
12. Сорокин К.Б. Долгосрочное планирование в сфере культуры. - М.: ВИПКРК, 1987.
13. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практик: межвузовский сборник научных статей [Текст] / Редактор-составитель В.В. Туев . - Кемерово: КемГАКИ, 2005. - 177 с.
14. Социокультурная реальность: спектр аналитических подходов / Научная школа доктора философских наук, профессора В.С. Цукермана; ЧГАКИ. - Челябинск: ЧГАКИ; Гротеск, 2008 . - 304 с.
15. Туев В.В. Технология организации инициативного клуба: учебное пособие для вузов искусств и культуры . - Москва: МГУКИ, 2003. - 250 с.
16. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие для студ. вузов / Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. – СПб.: Лань, 2003. – 528 с.
17. Тюрина Л.А. Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи: учебное пособие [Текст] / Л.А. Тюрина. - Тамбов, 2007
18. Шекова Е. Л. Особенности удовлетворения спроса на услуги сферы культуры // Экономист.– 2002.– № 5.– С. 59 – 63.
19. Шекова Е Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: учебник. – СПб.: Лань, 2004. – 192 с.
20. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. / Н.Н. Ярошенко. - М., 2004.
Шекова Е. Л. Особенности удовлетворения спроса на услуги сферы культуры // Экономист.– 2002.– № 5.– С. 59
Презентация проекта государственно - частного партнерства на официальном сайте Министерства культуры РФ //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkrf.ru
Презентация проекта государственно - частного партнерства на официальном сайте Министерства культуры РФ //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkrf.ru
Бизнес. – №7 (526). – 17 февраля 2003 года // Менеджмент, Маркетинг & Технологии //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.business.ua
Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие для студ. вузов / Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. – СПб.: Лань, 2003.

Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие для студ. вузов / Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. – СПб.: Лань, 2003.

Туев В.В. Технология организации инициативного клуба: учебное пособие для вузов искусств и культуры [Текст] / В.В. Туев . - Москва: МГУКИ, 2003.
Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. / Н.Н. Ярошенко. - М., 2004.
Попова Ф.Х. Культуротворческие технологии в подготовке специалистов высшей квалификации [Текст] / Ф.Х. Попова // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов: сборник научных трудов: в 2-х ч. / под редакцией В.Н. Ни. - Челябинск: Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина, 2008. - Ч. 2: Вопросы развития социокультурного и коммуникативного пространства регионов. - С. 204-209.
Попова Ф.Х. Культуротворческие технологии в подготовке специалистов высшей квалификации [Текст] / Ф.Х. Попова // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов: сборник научных трудов: в 2-х ч. / под редакцией В.Н. Ни. - Челябинск: Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина, 2008. - Ч. 2: Вопросы развития социокультурного и коммуникативного пространства регионов. - С. 204-209.
Шекова Е. Л. Особенности удовлетворения спроса на услуги сферы культуры // Экономист.– 2002.– № 5.– С. 59 – 63.
Шекова Е. Л. Особенности удовлетворения спроса на услуги сферы культуры // Экономист.– 2002.– № 5.– С. 59 – 63.
Громов А. Музей перед лицом жёлтого диявола // Top-Manager.– 2001.– № 10.– С. 24












2

1. Бизнес. – №7 (526). – 17 февраля 2003 года // Менеджмент, Маркетинг & Технологии //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.business.ua
2. Громов А. Музей перед лицом жёлтого ди¬явола // Top-Manager.– 2001.– № 10.– С. 23 – 28.
3. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: учеб. пособие. - Москва: МГУКИ, 2003. - 88 с.
4. Жаркова Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие. - 2-е изд. - Москва: МГУКИ, 2006.
5. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2004. – 720 с.
6. Михеева Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере: учебное пособие. - Санкт-Петербург: Михайлова В.А., 2004. - 170 с.
7. Презентация проекта государственно - частного партнерства на официальном сайте Ми¬нистерства культуры РФ //[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mkrf.ru
8. Попов В.В. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования: монография. - Тюмень: ТюмГУ, 2004. - 176 с.
9. Попова Ф.Х. Культуротворческие технологии в подготовке специалистов высшей квалификации [Текст] / Ф.Х. Попова // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов: сборник научных трудов: в 2-х ч. / под редакцией В.Н. Ни. - Челябинск: Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина, 2008. - Ч. 2: Вопросы развития социокультурного и коммуникативного пространства регионов. - С. 204-209.
10. Попова Ф.Х. Культуротворческие технологии: учебно-методическое пособие. - Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008. - 160 с.
11. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2003. - 204 с.
12. Сорокин К.Б. Долгосрочное планирование в сфере культуры. - М.: ВИПКРК, 1987.
13. Социально-культурная деятельность: история, теория, образование, практик: межвузовский сборник научных статей [Текст] / Редактор-составитель В.В. Туев . - Кемерово: КемГАКИ, 2005. - 177 с.
14. Социокультурная реальность: спектр аналитических подходов / Научная школа доктора философских наук, профессора В.С. Цукермана; ЧГАКИ. - Челябинск: ЧГАКИ; Гротеск, 2008 . - 304 с.
15. Туев В.В. Технология организации инициативного клуба: учебное пособие для вузов искусств и культуры . - Москва: МГУКИ, 2003. - 250 с.
16. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие для студ. вузов / Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. – СПб.: Лань, 2003. – 528 с.
17. Тюрина Л.А. Культуротворческие технологии как фактор формирования досуговой культуры молодежи: учебное пособие [Текст] / Л.А. Тюрина. - Тамбов, 2007
18. Шекова Е. Л. Особенности удовлетворе¬ния спроса на услуги сферы культуры // Эконо¬мист.– 2002.– № 5.– С. 59 – 63.
19. Шекова Е Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций: учебник. – СПб.: Лань, 2004. – 192 с.
20. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: Уч. пособие. / Н.Н. Ярошенко. - М., 2004.

Вопрос-ответ:

Какие являются современные тенденции развития сферы культуры?

Современные тенденции развития сферы культуры включают в себя такие направления, как цифровизация и виртуализация культурных процессов, увеличение влияния массовой культуры, расширение международного культурного обмена и развитие культурного туризма.

Какие уровни управления сферой культуры существуют?

Управление сферой культуры может осуществляться на трех уровнях: государственном, региональном и муниципальном. Государственный уровень предполагает разработку и реализацию государственной политики в сфере культуры. Региональный уровень включает организацию культурных мероприятий и поддержку культурных учреждений на территории региона. Муниципальный уровень связан с управлением культурными учреждениями и мероприятиями на муниципальном уровне.

Каковы специфические аспекты менеджмента в сфере культуры?

Специфические аспекты менеджмента в сфере культуры включают управление творческим процессом, организацию культурных мероприятий, привлечение спонсоров и финансирование культурных проектов, работу с персоналом культурных учреждений и развитие сотрудничества с другими учреждениями и организациями в сфере культуры.

Каковы особенности формирования инновационных методов управления в сфере культуры?

Формирование инновационных методов управления в сфере культуры требует создания гибкой и адаптивной системы управления, внедрения современных информационных технологий, привлечения высококвалифицированных специалистов и учета специфики культурного процесса и потребностей аудитории.

Является ли культура самостоятельной отраслью социального развития?

Да, культура является самостоятельной отраслью социального развития. Она имеет свои уникальные ценности, нормы и символы, влияет на формирование и развитие общественных отношений, способствует развитию творческого потенциала людей и обогащению их жизни.

Какие есть современные тенденции в развитии сферы культуры?

Современные тенденции в развитии сферы культуры включают увеличение роли информационных технологий, развитие цифровых платформ и виртуальных музеев, повышение внимания к культурному наследию и его сохранению, укрепление культурного многообразия, увеличение акцента на устойчивое развитие и экологическую ответственность.

Какие уровни управления сферой культуры?

Уровни управления сферой культуры включают государственное управление, управление на региональном уровне, управление внутри отдельных учреждений культуры, а также управление в общественных организациях и некоммерческих организациях, занимающихся культурными проектами.

Какие специфические аспекты менеджмента в сфере культуры?

Специфические аспекты менеджмента в сфере культуры включают учет особенностей творческих процессов и их организации, координацию работы разных творческих коллективов, привлечение спонсоров и финансирование культурных проектов, управление культурными ресурсами и организацию мероприятий для широкой аудитории.

Как формируются инновационные методы управления в сфере культуры?

Инновационные методы управления в сфере культуры формируются через внедрение новых технологий, развитие сотрудничества между учреждениями культуры и бизнес-сектором, создание сетей и партнерств, активное использование социальных медиа и цифровых платформ, обмен опытом и передачу знаний между специалистами в области культуры и управления.

Почему культура является самостоятельной отраслью социального развития?

Культура является самостоятельной отраслью социального развития, так как она имеет уникальные ценности, способствует развитию личности, формированию идентичности и обеспечивает гармоничное функционирование общества. Культура также создает новые рабочие места, способствует экономическому росту и привлекает туристов, что обеспечивает социальное и экономическое благополучие.

Что такое управленческий менеджмент в сфере культуры?

Управленческий менеджмент в сфере культуры - это система управления, которая применяется в учреждениях и организациях культуры для эффективного управления и развития данной отрасли.