Творчество художника Б.Д. Григорьева (1886-1934)
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 04.04.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
1. Основные вехи жизни Б.Д. Григорьева 6
2. Своеобразие живописи Б.Д. Григорьева 10
Заключение 19
Список литературы 20
Список иллюстраций 21
Иллюстрации 22
В каждом из этих лиц, уникальных, не похожих друг на друга, застыло единое предчувствие. Будто каждый из них ощущает нечто, но не может еще высказать, не может выразить открывшуюся ему беду, вставшие перед ним экзистенциальные и социальные вопросы.
Ко времени создания данного цикла Григорьеву было около тридцати лет. Нельзя сказать, что к этому возрасту он прожил длинную и трудную жизнь, но если обратиться к его полотнам, то они обнаруживают всю мудрость, всю глубину переживания человека, осмыслившего и понявшего жизнь его Родины.
Григорьева не назовешь мыслителем в прямом смысле этого слова, он воплощает скорее пророческий тип сознания, предчувствующий и выражающий это предчувствие языком искусства, языком, который напрямую говорит не с разумом человека, а с его душой.
Однако «Расея» - цикл не только изобразительный, но и литературный. Тот протест, те мысли, которые не могут высказать лики на его картинах, он высказывает сам и прибегает к помощи коллег-литераторов. «Поэтическим эквивалентом серии живописных и графических работ, опубликованных в книгах «Расея» и «Лики России» в 1918-1924 гг., стала поэма «Расея» — наиболее значительное произведение Григорьева-литератора. В этой поэме, создававшейся на протяжении 15 лет, запечатлелись искренность и непосредственность художника, приступы разочарования в себе и окружающих, радость творческой удачи, тоска по России и невозможность возвращения. Работа над поэмой началась после отъезда из России, в 1919 году, под впечатлением последнего перед эмиграцией лета, проведенного в Вытегорском уезде».
Вернемся снова к упомянутому уже выше автопортрету Григорьева. «Эта работа занимает особое место в творчестве художника. Данный автопортрет был написан Григорьевым в 1916 году и впервые представлен на выставке «Мира искусства» в 1917 году. Репродукцией этого полотна открывалось берлинское издание «Расеи» (1922). Прекрасно вылепленное лицо мужчины в широкополой шляпе выражает презрение и превосходство, рука энергично сжата в кулак. Редкая композиция поколенного портрета словно возвышает героя над зрителем, а смещение фигуры вправо усиливает неравновесность, подчеркивает исходящую от нее тяжесть и угрозу».
Таким он и останется для нас, отвергнутый Россией, ее великий выразитель, возвышающимся над своим временем. Незадолго до смерти художник этот последний автопортрет, как бы поставив точку в замечательной серии портретов российской интеллигенции, чьи судьбы после Октября 1917 г. сложились столь по-разному.
Заключение
Сложно рассматривать творчество Б.Д.Григорьева в общепринятых рамках поэтапной «творческой эволюции». Хаос истории не мог не отразиться в душе творца, и если раннее творчество Бориса Дмитриевича еще целиком можно трактовать как модернистское, то зрелый и поздний его периоды уже не укладываются в рамки какого-либо одного стилевого направления.
Обращаясь к творчеству Григорьева, сразу отмечаешь, насколько восприимчив был этот человек, насколько открыт реальности как исторической, так и художественной, которую в конечном итоге, смог преобразовать своим гротескным ее видением. Безусловно, реальность Григорьева – это глубоко индивидуальная реальность, и вместе с тем, творчество Бориса Григорьева представляет собой закономерный этап той линии отечественного искусства, которая генетически связана с развитием принципов реализма и его трансформациями в искусстве первой трети XX века.
Русская послереволюционная эмиграция выполнила важную задачу знакомства мировой, а в частности, западной общественности с достижениями русского искусства Серебряного века. В целом данный пласт искусства нельзя признать кардинально новым, но именно он завершает и утверждает в целостное направление весь спектр тенденций искусства XIX – начала ХХ вв. и распространяет их в европейской культуре. И в этом процессе очень велика и значима роль Григорьева, который в 30-е гг. ХХ в. стал одним из ярчайших представителей русского зарубежья.
Его искусство, вобравшее настроения, искушения и ритмы своей эпохи, отмеченное печатью подлинной и яркой индивидуальности, должно по праву занять достойное место в истории русского искусства XX века.
Список литературы
Амирова Г. М. Неоклассические тенденции в русском живописном портрете 1910-х годов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2011, №130.– URL: http://cyberleninka.ru/article/n/neoklassicheskie-tendentsii-v-russkom-zhivopisnom-portrete-1910-h-godov (Дата обращения: 04.03.2013).
Антипова Р.Н. Борис Григорьев. Очерк жизни и творчества. – URL: http://www-personal.umich.edu/~mlmakin/antipova.html. (Дата обращения: 05.03.13).
Вакар И.А. Быть художником в век торговли//Наше наследие. – 2008. – № 87. – URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8715.php (Дата обращения: 04.03.13).
В. Э. МЕЙЕРХОЛЬД И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МОДЕРНА//Петербургский театральный журнал. – 2003. – № 3 (33). – URL: http://ptj.spb.ru/archive/33/historical-novel-33/v-e-mejerxold-i-povedencheskie-modelimoderna/ (Дата обращения: 05.03.13).
Гомбрих Э. История искусства. – М.: АСТ, 1998.
Григорьев Борис Дмитриевич//Искусство и архитектура русского зарубежья. – URL: http://www.artrz.ru/authors/1804822439/1804783956.html (Дата обращения: 05.03.13).
Гусарова А.П. Мир искусства. – Л.: «Художник РСФСР», 1972.
Краткая хронология жизни и творчества Бориса Григорьева // Большая персональная выставка Бориса Григорьева в Русском музее (СПб), 2011. – URL: http://www.mishanita.ru/2011/07/16/11120/#family. (Дата обращения: 05.03.13).
Список иллюстраций
1. Б.Д. Григорьев. Улица блондинок. 1917. Холст, масло. Музей И. Бродского, Санкт-Петербург.
2. Б.Д. Григорьев. Портрет В.Э. Мейерхольда. 1916. Холст, масло. Санкт-Петербург. Государственный Русский Музей.
3. Б.Д. Григорьев. Олонецкий дед. Из цикла «Расея». 1918. Холст, масло. Псков. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
4. Б.Д. Григорьев. Девочка с бидоном. Из цикла «Расея». 1917. Холст, масло. Москва. Частное собрание.
5. Б.Д. Григорьев. Старуха-молочница. Из цикла «Расея». 1917. Холст, масло. Москва. Государственная Третьяковская галерея.
6. Б.Д. Григорьев. Земля крестьянская. Из цикла «Расея». 1917. Холст, масло. Санкт-Петербург. Государственный Русский Музей.
7. Б.Д. Григорьев. Автопртрет. (L'etranger). 1916. Холст, масло. Москва. Частное собрание.
Иллюстрации
1. Б.Д. Григорьев. Улица блондинок, 1917.
2. Б.Д. Григорьев. Портрет В. Э. Мейерхольда, 1916.
3. Б.Д. Григорьев. Олонецкий дед, 1918.
4. Б.Д. Григорьев. Девочка с бидоном, 1917.
5. Б.Д. Григорьев. Старуха-молочница, 1917.
6. Б.Д. Григорьев. Земля крестьянская, 1917.
7. Б.Д. Григорьев. Автопортрет (L’еtranger), 1916.
Вакар И.А. Быть художником в век торговли//Наше наследие. – 2008. – № 87. – URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8715.php (Дата обращения: 04.03.13).
Гусарова А.П. Мир искусства. – Л.: «Художник РСФСР», 1972. – С.7.
Вакар И.А. Быть художником в век торговли//Наше наследие. – 2008. – № 87. – URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8715.php (Дата обращения: 04.03.13).
Григорьев Борис Дмитриевич//Искусство и архитектура русского зарубежья. – URL: http://www.artrz.ru/authors/1804822439/1804783956.html (Дата обращения: 05.03.13).
Амирова Г. М. Неоклассические тенденции в русском живописном портрете 1910-х годов // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2011, №130. – С. 200. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/neoklassicheskie-tendentsii-v-russkom-zhivopisnom-portrete-1910-h-godov (Дата обращения: 04.03.2013).
См. Иллюстрацию 1.
Гомбрих Э. История искусства. – М.: АСТ, 1998. – С. 584.
См. Иллюстрацию 2.
В. Э. МЕЙЕРХОЛЬД И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МОДЕРНА//Петербургский театральный журнал. – 2003. – № 3 (33). – URL: http://ptj.spb.ru/archive/33/historical-novel-33/v-e-mejerxold-i-povedencheskie-modelimoderna/ (Дата обращения: 05.03.13).
См. Иллюстрацию 3.
Краткая хронология жизни и творчества Бориса Григорьева // Большая персональная выставка Бориса Григорьева в Русском музее (СПб), 2011. – URL: http://www.mishanita.ru/2011/07/16/11120/#family. (Дата обращения: 05.03.13).
См. Иллюстрацию 4.
См. Иллюстрацию 5.
Антипова Р.Н. Борис Григорьев. Очерк жизни и творчества. – URL: http://www-personal.umich.edu/~mlmakin/antipova.html. (Дата обращения: 05.03.13).
См. Иллюстрацию 6.
Антипова Р.Н. Борис Григорьев. Очерк жизни и творчества. – URL: http://www-personal.umich.edu/~mlmakin/antipova.html. (Дата обращения: 05.03.13).
Краткая хронология жизни и творчества Бориса Григорьева // Большая персональная выставка Бориса Григорьева в Русском музее (СПб), 2011. – URL: http://www.mishanita.ru/2011/07/16/11120/#family. (Дата обращения: 05.03.13).
См. Иллюстрацию 7.
Краткая хронология жизни и творчества Бориса Григорьева // Большая персональная выставка Бориса Григорьева в Русском музее (СПб), 2011. – URL: http://www.mishanita.ru/2011/07/16/11120/#family. (Дата обращения: 05.03.13).
2
1
27
28
2. Антипова Р.Н. Борис Григорьев. Очерк жизни и творчества. – URL: http://www-personal.umich.edu/~mlmakin/antipova.html. (Дата обращения: 05.03.13).
3. Вакар И.А. Быть художником в век торговли//Наше наследие. – 2008. – № 87. – URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8715.php (Дата обращения: 04.03.13).
4. В. Э. МЕЙЕРХОЛЬД И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МОДЕРНА//Петербургский театральный журнал. – 2003. – № 3 (33). – URL: http://ptj.spb.ru/archive/33/historical-novel-33/v-e-mejerxold-i-povedencheskie-modelimoderna/ (Дата обращения: 05.03.13).
5. Гомбрих Э. История искусства. – М.: АСТ, 1998.
6. Григорьев Борис Дмитриевич//Искусство и архитектура русского зарубежья. – URL: http://www.artrz.ru/authors/1804822439/1804783956.html (Дата обращения: 05.03.13).
7. Гусарова А.П. Мир искусства. – Л.: «Художник РСФСР», 1972.
8. Краткая хронология жизни и творчества Бориса Григорьева // Большая персональная выставка Бориса Григорьева в Русском музее (СПб), 2011. – URL: http://www.mishanita.ru/2011/07/16/11120/#family. (Дата обращения: 05.03.13).
Вопрос-ответ:
Какие были основные вехи жизни Б.Д. Григорьева?
Борис Дмитриевич Григорьев родился в 1886 году и прошел сложный путь в своем творчестве. Он получил образование в Санкт-Петербургской Академии художеств, а затем переехал в Москву. В 1920 году году он стал членом Община Футуристов и вплоть до своей смерти в 1934 году работал в этом направлении.
Чем характерна живопись Б.Д. Григорьева?
Живопись Б.Д. Григорьева отличается своеобразием и уникальностью. В его работах присутствует особый эмоциональный настрой и подчеркнутая экспрессия. Картины Григорьева отражают внутренний мир и состояние души художника, а также многогранные смыслы и идеи, которые он пытался выразить через свое творчество.
Какие экзистенциальные и социальные вопросы задавал себе Б.Д. Григорьев?
Б.Д. Григорьев в своих работах поднимал различные экзистенциальные и социальные вопросы. Он интересовался смыслом жизни, ролью человека в обществе, проблемами индивидуальности и масштабности судьбы. В его работах можно увидеть отражение таких вопросов как сущность человека, его место в мире и стремление к саморазвитию.
Когда Б.Д. Григорьев стал членом Общины Футуристов?
Б.Д. Григорьев стал членом Общины Футуристов в 1920 году и работал в этом направлении до своей смерти в 1934 году. Он активно участвовал в выставках и проектах Общины, представляя свои работы и вкладывая в них свои идеи и эмоции.
Какие основные черты присутствуют в работах Б.Д. Григорьева?
В работах Б.Д. Григорьева можно выделить несколько основных черт. Во-первых, он обращал большое внимание на выражение эмоций и чувств, создавая яркие и интенсивные картины. Во-вторых, его работы часто содержат символические и многозначительные элементы, которые придают им глубину и философский смысл. Кроме того, в работах Григорьева можно заметить акцент на экспрессивности и драматизме, что делает его творчество уникальным и запоминающимся.
Какие были основные вехи жизни Б.Д. Григорьева?
Борис Дмитриевич Григорьев родился в 1886 году. В 1905 году он поступил в Высшую школу художественного образования в Петербурге. В 1910 году Григорьев был избран членом Товарищества художников и начал активно участвовать в выставках. В 1913 году он совершил первую поездку за границу, которая сильно повлияла на его творчество. Впоследствии он неоднократно путешествовал и выставлялся за пределами России. В 1934 году Б.Д. Григорьев скончался от туберкулеза.
В чем состоит своеобразие живописи Б.Д. Григорьева?
Особенностью живописи Григорьева является ее выразительность и глубинный смысл. В его работах часто присутствуют темы экзистенциальной и социальной идентичности. Характерными чертами стиля Григорьева являются деконструкция формы, эмоциональная сила и использование ярких цветовых контрастов. Его картины могут вызывать множество разных эмоций и оставлять глубокий след в душе зрителя.
Какие иллюстрации имеются в статье о художнике Б.Д. Григорьеве?
В статье есть иллюстрации, на которых представлены некоторые работы Бориса Дмитриевича Григорьева. Их можно увидеть в конце статьи.
Когда и где умер Б.Д. Григорьев?
Борис Дмитриевич Григорьев скончался в 1934 году от туберкулеза. Место его смерти не указано.
Какие чувства вызывает творчество Б.Д. Григорьева?
Творчество Б.Д. Григорьева может вызывать разные чувства у зрителя. Некоторые его картины могут вызвать грусть, ностальгию или тоску, в то время как другие могут вызывать радость или восхищение. В целом, его работы обладают выразительностью и глубоким смыслом, что позволяет им оставить глубокий след в душе зрителя.
Какие основные вехи в жизни художника Б.Д. Григорьева?
Основные вехи в жизни Б.Д. Григорьева включают его рождение в 1886 году, обучение в Императорской Академии Искусств, участие в выставках и получение признания за свою работу, а также его смерть в 1934 году.