Формирование романтизма в пейзажах Тернера раннего периода творчества
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 6 + 6 источников
- Добавлена 10.04.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I Английское искусство XIX века 6
Глава II Тёрнер: мир, полный света и цвета 10
Заключение 22
Литература 25
Приложение 26
С точки зрения критиков, картины Тёрнера выглядели “незавершёнными”, а темы “не проработанными” ни в каком из формальных смыслов». И в самом деле, на картине «некоторая чёткость свойственна лишь левой стороне произведения: тут различимы отдельные мазки, которыми обозначен корпус корабля, а расплывающиеся пятна передают огонь и дым. Лапидарность изобразительных средств особенно заметна в подсохших потёках и штрихах (сделанных практически сухой кистью), с их помощью рождается некий фон, на котором можно разглядеть свет, отражённый вздымающимися волнами.Подобную технику уже нельзя расценивать как направленную исключительно на реалистическую передачу объекта. Становится очевидным, что за динамичностью формы и выразительностью цвета скрывается нечто большее, чем простое отображение заката или пожара. Это, скорее, исследовательские работы, своего рода изобретения. Рисунок, его динамика, оказывают непосредственное влияние на чувственный опыт зрителя, открывают ему глаза на некие процессы в природе, которые он никогда не познал бы иным путём. В своё время Тёрнер сделал немало набросков (например, группы деревьев), оттачивая умение не только воспроизводить цвета такими, какими они представляются в действительности, но и создавать определённые оттенки на основе первичных базовых цветов (например, зелёный с помощью синего и жёлтого)».Тёрнер в ранний период своего творчества основное значение «придавал сюжетной привлекательности изображения, что и позволяло ему соединять дух произведений Рафаэля с собственным видением: изображать фигуры, задумчиво парящие в вечернем свете, обыгрывать эффект присутствия картин внутри картины. Необходимо отметить, что подобные стилизации или заимствования ни в коей мере не вызывали порицаний у современника Тёрнера. Напротив, отмечая, что его знаменитое изображение морского прибоя на холсте «Голландские корабли в бурю. Рыбаки пытаются вытащить улов на борт» заимствовано у голландского художника ЛудольфаБакхейзена, они, таким образом, выражали мастеру своё одобрение».Итак, стиль, «ломающий каноны, позволил Тёрнеру представить зрителю собственное видение природы. Указанный стиль знаменовал собой романтический бунт против классицизма, который доминировал в предыдущую эпоху».Большинство работ Тёрнера посвящено поиску способов «передачи света во всех его проявлениях. В любом из его произведений мы обнаружим попытку передать свет, или, точнее, изобразить свет таким, каким он виден в атмосфере. В своём творчестве Тёрнер пришёл к тем же выводам, что и Гёте, который создал собственную теорию, впервые изложенную им в научном труде под названием «Farbenlehre»(«Теория света»). В ней перечислены условия, необходимые для того, чтобы свет на картине доступным глазу. Тёрнер часто изображал одно и то же место в разное время дня или года. Он посвятил немыслимое количество эскизов рассветам и закатам, изучая свойства света, который можно наблюдать только опосредованно, например, через облака или на предметах».Таким образом, если начать выделять средства, с помощью которых художник становился в ряды романтиков, то первым из них становится возвышенность (во многом благодаря тем самым особенностям света, о которых мы говорили). Акройд писал: «В тот год, когда его провозгласили молодым дарованием, Тёрнер впервые поехал на север Англии. Журнал “Коппер-плейтмэгэзин” заказал ему несколько рисунков Шеффилда и Уэйкфилда, и он воспользовался случаем, чтобы исследовать дикие, мало освоенные человеком ландшафты севера. Хотелось к тому ж побывать на Озёрах, уловить отблеск величественного в родных пределах. И не такая уж это случайность, что на будущий год Вордсворт и Кольридж опубликуют свой совместный труд, “Лирические баллады”, общепризнанный провозвестник романтизма – движения, которое сделало очевидным эстетическую заинтересованность в пейзаже возвышенном и возвышающем. Тёрнер испытывал то же радикальное преображение во вкусах и представлениях, которое положило начало поэтическим достижениям английских романтиков, и потому так важно, что рисовал и писал он те самые пейзажи, которые их вдохновляли. Не говоря уж о том, что в результате этой поездки он расширил свой творческий диапазон и укрепил свою репутацию как художника».Другое средство – изображение бушующей стихии, воспевание величия природы. На картинах Тёрнера мы часто видим масштабный пожар или шторм, который подавляет присутствующих людей.Третье средство – это уход в фантастические миры от реальности. Фантастичность и необычность достигается на картинах Тёрнерапутём оригинального сочетания света и цвета.Нельзя говорить о картинах Тёрнера, к какому бы течению они не относились, и не упомянуть об особенностях его стиля, которые выражаются в том, что развитие Тёрнера-художника «шло от завершённых форм к открытым, а не наоборот. Открытая форма не может считаться собственным изобретением Тёрнера. Скорее, это опыт, который каждый мастер приобретает самостоятельно».И, конечно же, это цвет, с помощью которого художник передаёт «внутренний опыт, уточняет настроение работы. Здесь же можно добавить, что при этом цвет отвечает настроению зрителя, по мере созерцания приобретая новые качества. На первый план выходит общий настрой произведения, зашифрованное в его колористическом решении».В то же время особый свет на ранних картинах Тёрнера усиливает не только впечатление зрителя, но и делает природу на его воодушевлённой, величественной и прекрасной; создаёт особое пространство.ЗаключениеАнглийский художник XIX века Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775 – 1851) – мастер огромного и оригинального дарования. Для современной ему эпохи его искусство живописца – совершенно уникально.Романтизмом называется художественное течение XIX столетия, которое «закономерно отделяется в литературоведении и искусствоведении от реализма – художественного течения приблизительно той же эпохи. Однако неправильным было бы прямое, безоговорочное противопоставление романтизма и реализма как одного творческого метода другому. Романтическое направление в литературе и искусстве вовсе не было чуждо реализму как творческому методу. В романтическом искусстве личность художника нередко заслоняет окружающую его действительность. Романтическое искусство далеко не всегда свободно от мелодраматизма, ложной патетики, напыщенности, позёрства. Из всего этого вытекают и некоторые характерные черты, которые нередко встречаются в романтическом искусстве: а) единство мысли и чувства, часто уступающее место господству эмоционального над рациональным; б) смелая ломка канонических, устоявшихся форм порой приводит к утрате строгой логики развития мысли, к гипертрофии отдельных выразительных элементов.Черты английского искусства XIXвека:прагматизм и устойчивость традиций;неослабленный интерес к социальной действительности и природе;изощрённую образность художественной фантазии.Итак, говоря о раннем Тёрнере, следует отметить то тяготение молодого мастера, прежде всего, к пейзажной живописи. Об этом свидетельствуют многочисленные источники: «Тёрнер обратился к пейзажной живописи в девятнадцать лет по совету врача Томаса Монро. В альбомах Тёрнера есть целые серии эскизов, выполненных по мотивам произведений Ричарда Уилсона и француза К. Ж. Верне, высоко ценимого британскими критиками. Большое влияние на творчество начинающего пейзажиста оказали уроки Дж. Рейнолдса, которые он посещал в Королевской Академии, и рассуждения Эдмунда бёрка о «Величии и Красоте».ЭдмугдБёрк утверждал, что пейзажная живопись должна сосредоточиться на бесконечной, всемогущей, дерзкой, непобедимой природе, перед которой человек застывает в восхищении, – то есть на «Величии». Это мы и наблюдаем на многих полотнах художника. Романтические тенденции выразились в творчестве художника следующими способами:а) фантастичность;б) возвышенность;в) величие природы.Касаясь первого пункта, можно отметить:фантазия мастера была настолько велика, что повседневная действительность оказалась «не в состоянии удовлетворить мятущуюся натуру художника, а его изобразительная палитра не поспевала за собственным поэтическим воображением.Возвышенность в творчестве Тёрнера проявляется в виде природных катаклизмов. Мы помним, что одним из краеугольных камней всего здания романтизма является эстетическая концепция возвышенного. Возвышенными можно назвать произведения искусства, которые способны вызывать благоговейный трепет и звать человека в запредельное. В Англии эта концепция получила распространение именно после выхода книги Бёрка, а Бёрк оказал огромное влияние на Тёрнера.Величие природы у Тёрнера выражено оригинальным сочетанием цвета и света, которые в его исполнениии приобретают неповторимый характер.Итак, Тёрнера можно отнести к истинным новаторам, обогнавшим своё время. Обращаясь к творчеству Тёрнера сегодня, можно с уверенностью сказать, что многое в нём созвучно с современной эпохой, и Тёрнер может многое дать нам, ведь не случайно Акройд написал о нём: «Несомненным признаком возросшей его влиятельности было и то, что молодые художники-современники безоговорочно признали его лидерство. Если пожилые собратья по профессии могли упрекать его в “чрезмерности” и революционности, то молодежь считала, что он ведет общество к необходимому преобразованию вкусов. Тёрнер находился на передовой линии художественного фронта, вызывал огонь критики и зависть, но продвигался вперед, занимая новые высоты. Как и многих других художников, живших в разные времена, его обвиняли в том, что он всего лишь стремится шокировать и возмутить публику. Хочет, дескать, новизны во имя самой новизны, не более. Как написали в одном из журналов, “некий живописец до такой степени развратил вкусы молодых художников шарлатанской новизной своего стиля, что один из критиков-юмористов дал ему кличку over-Turner – “ниспровергатель”».Все эти собранные факты позволяют по-новому взглянуть на творчество Тёрнера.ЛитератураАкройд П. Тёрнер. – Издательство Колибри, 2011 г. Бокемюль М. Дж. М. У. Тёрнер. Мир света и цвета. – TASCHEN / АРТ-РОДНИК, 2010.Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях/В. Н. Воскобойников. – М.: МГУК, 1995.Соловцов А. Фридерик Шопен. Жизнь и творчество. – Государственное музыкальное издательство, Москва, 1960.Художественная галерея. Тёрнер. №19, 2005.Ruskin J. The Elements of Drawing. – London 1903 – 12, XV vols. C. 27.ПриложениеКафедральный собор в ЛинкольнеРыбаки в мореСуда, стоящие на якоре (Вид моря в Эгремонте)Мол в КалеПапская вилла в ТвикенхемеПереправа через ручейСнежная буря. Переход Ганнибала через АльпыГибель транспортного суднаМетель. Пароход выходит из гавани и подаёт сигналы бедствия, попав на мелководьеВид с Джудекки на восток. РассветПожар в Английском парламентеГолландские корабли в бурю. Рыбаки пытаются вытащить улов на борт
2. Бокемюль М. Дж. М. У. Тёрнер. Мир света и цвета. – TASCHEN / АРТ-РОДНИК, 2010.
3. Воскобойников В. Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие в 4-х частях/В. Н. Воскобойников. – М.: МГУК, 1995.
4. Соловцов А. Фридерик Шопен. Жизнь и творчество. – Государст-венное музыкальное издательство, Москва, 1960.
5. Художественная галерея. Тёрнер. №19, 2005.
6. Ruskin J. The Elements of Drawing. – London 1903 – 12, XV vols. C. 27.
Вопрос-ответ:
Какие особенности можно наблюдать в пейзажах Тернера раннего периода?
В пейзажах Тернера раннего периода можно наблюдать незавершенность и не проработанность тем в формальных смыслах. Картины могут выглядеть незавершенными, на них могут быть видны отдельные мазки и расплывающиеся пятна.
Какие критики отмечали особенности картин Тернера?
Критики отмечали, что картины Тернера выглядели незавершенными и не проработанными в формальных смыслах. С точки зрения критиков, на картинах отдельные мазки и расплывающиеся пятна были характерны только для левой стороны произведения.
В чем заключаются особенности формирования романтизма в пейзажах Тернера раннего периода творчества?
Особенности формирования романтизма в пейзажах Тернера раннего периода творчества заключаются в незавершенности и не проработанности тем в формальных смыслах. Картины выглядят незавершенными, на них можно увидеть отдельные мазки и расплывающиеся пятна, что создает особый стиль и атмосферу в его работах.
Какие элементы особенно присутствуют в пейзажах Тернера раннего периода?
В пейзажах Тернера раннего периода особенно присутствуют отдельные мазки и расплывающиеся пятна, которые создают незавершенность и не проработанность картин в формальных смыслах. Эти элементы придают особую эмоциональность и выразительность работам художника.
Какие впечатления могут вызывать пейзажи Тернера раннего периода?
Пейзажи Тернера раннего периода могут вызывать впечатление незавершенности и не проработанности в формальных смыслах. Они могут вызывать эмоции, создавая особую атмосферу с помощью отдельных мазков и расплывающихся пятен.
Что отмечали критики в картинах Тернера?
Критики отмечали, что картины Тернера выглядели "незавершенными" и темы были "не проработанными" в формальном смысле.
Что можно сказать о четкости в картинах Тернера?
С точки зрения критиков, некоторая четкость присутствует только на левой стороне картины, где можно различить отдельные мазки и корпус корабля.
Какие темы не были достаточно проработаны в картинах Тернера?
Критики говорили о том, что темы на картинах Тернера были "не проработанными" в формальном смысле.
Чем отличаются картины Тернера от других произведений художников?
Картины Тернера отличаются своей незавершенностью и не проработанными темами, что делает их уникальными с точки зрения критиков.
Какое влияние оказали отзывы критиков на творчество Тернера?
Отзывы критиков о незавершенности и не проработанности картин Тернера не повлияли на художественное видение и стиль Тернера, который продолжал развиваться и находил своих почитателей.