Факторы риска формирования наркозависимости у школьников с задержкой психического развития

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Специальная психология
  • 74 74 страницы
  • 42 + 42 источника
  • Добавлена 25.04.2013
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ НАРКОЗАВИСИМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 6
1.1. Психолого – педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 6
1.2. Проблема наркозависимости у школьников 12
1.3. Анализ факторов риска формирования наркозависимости у школьников с задержкой психического развития 22
Выводы по главе 32
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ НАРКОЗАВИСИМОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 33
2.1. Организация эмпирического исследования 33
2.2. Методы и методики исследования 35
2.3. Результаты исследования 43
2.4. Анализ и обсуждение результатов исследования 51
Выводы по главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Фрагмент для ознакомления

Соотношение детей с различным полюсом самосознания представлено на рисунке 4.Рис. 4. Соотношение подростков с различным полюсом идентичности.По соотносительным данным видно, что довольно большая часть детей имеет позитивную идентичность, положительно относятся к прошлому, настоящему, будущему, умеют планировать, дать развернутый ответ о себе, как личности. Однако большая часть подростков имеет негативную идентичность – они не могут дать развернутого ответа о себе, своем будущем, оценка их прошлого и будущего – негативная.Полученные результаты исследования требуют в дальнейшем статистической обработки.2.4. Анализ и обсуждение результатов исследованияПолученные результаты исследования были подвергнуты статистическому анализу с помощью методики коэффициент ранговой корреляции Спирмена в программе STATISTIKA8.0. Проверялась взаимосвязь аддиктивного поведения (в виде употребления наркотических веществ) и характерологических, интеллектуальных, эмоциональных особенностей подростков с ЗПР, особенностей их взаимоотношений с родителями и особенностями их личности. Результаты представлены в таблице 8.Таблица 8Результаты корреляционного анализаПараметрыRS12IQ-0,89Гипертимия0,14Застревание0,02Эмотивность0,17Педантичность-0,04Тревожность0,19Циклотимия0,16Демонстративность-0,11Возбудимость0,68Дистимия0,61Экзальтированность0,54Настроенность – фрустрированность0,27Спонтанность – полезависимость-0,54Ригидность – транс0,20Позитивный интерес (мать)-0,92Директивность (мать)0,48Враждебность (мать)0,58Автономность (мать)-0,62Непоследовательность (мать)0,53Позитивный интерес (отец)-0,66Продолжение таблицы 812Директивность (отец) 0,70Враждебность (отец)0,56Автономность (отец)-0,28Непоследовательность (отец)0,26Уровень идентичности-0,79*Жирным шрифтом выделены значимые взаимосвязи с уровнем значимости р < 0,05.При проведении корреляционного анализа были выявлены некоторые значимые взаимосвязи между диагностируемыми параметрами.Выраженность аддиктивного поведения в виде пристрастия к алкоголю, никотину, наркотикам отрицательно связана с уровнем умственного развития. То есть чем ниже интеллект, тем больше вероятность того, что ребенок пристрастится к наркотикам.Выраженность аддиктивного поведения положительно связана с такими акцентуациями характера как дистимия, возбудимость, экзальтированность, то есть к наркозависимому поведению больше склонны подростки с дистимностью (медлительность, слабость волевых усилий, подавленность настроения, низкая контактность) возбудимостью (повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями), экзальтированностью (высокая контактность, словоохотливость, бурное эмоциональное реагирование).Выраженность аддиктивного поведения отрицательно связана с параметром «спонтанность – полезависимость». То есть, чем больше подросток полезависим (низкий энергетический уровень, неадекватная управляемость, зависимость от других людей) тем больше вероятность возникновения наркозависимости. Выраженность аддиктивного поведения отрицательно связана с такими параметрами взаимоотношений с матерью как позитивный интерес, автономность и положительно с параметрами враждебности и непоследовательности. То есть риск развития наркозависимости у подростков с ЗПР увеличивается при отвержении матерью, при пресечении ею автономности ребенка, как разумной ответственной свободы, при враждебном отношении матери к ребенку, при непоследовательности в воспитании.Выраженность аддиктивного поведения отрицательно связана с таким параметром взаимоотношений с отцом как позитивный интерес и положительно с параметрами директивности и враждебности. То есть риск развития наркозависимости у подростков с ЗПР увеличивается при отвержении отцом, при враждебном отношении отца к ребенку, при авторитарном стиле воспитания отцом.Выраженность аддиктивного поведения отрицательно связана с уровнем идентичности. То есть риск развития наркозависимости у школьников с ЗПР повышается при негативном самоотношении, негативном самосознании, когда у подростка размытое представление о себе, своей деятельности, негативное отношение к будущему и к планам на будущее.Таким образом, исследование показало, что развитию наркозависимости у школьников с ЗПР способствуют низкий уровень развития интеллекта, возбудимая, дистимная, экзальтированная акцентуации характера, полезависимость поведения, нарушения в семейных отношениях (отвержение родителями, непоследовательность, директивность воспитания, пресечение автономности), негативное самосознание.Выводы по главеПо результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.1. В среднем школьники с ЗПР знакомы с наркотическими веществами, пробовали наркотические вещества несколько раз, под влиянием компании, друзей, иногда употребляют алкоголь в компаниях, курят, а также имеют друзей, которые употребляют наркотические вещества, в том числе алкоголь и никотин.2. Школьники с ЗПР по умственному развитию отстают от своих сверстников с нормальным развитием, но при сравнении с нормативами, уровень их интеллекта соответствует норме для детей данного возраста с задержкой психического развития.3. Среди старшеклассников с ЗПР встречаются школьники с различными акцентуациями характера. Наиболее часто встречающейся акцентуацией является демонстративность – стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом, быть на виду. Довольно часто встречаются дети с педантической акцентуацией – повышенная ригидность, инертность психических процессов. Многим также характерна застревающая акцентуация характера – склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, подозрительность, ревность).4. Школьники с ЗПР характеризуются неустойчивостью целей, неуверенностью в своих действиях, растерянностью, эмоциональной неустойчивостью,непредсказуемостью поступков, переоценкой значимости тех или иных событий как результата своей деятельности или деятельности других людей. Им присущ низкий энергетический уровень, зависимость от других.5. У школьников с ЗПР средние оценки отношения родителей к ним. Они считают, что мать проявляет больший позитивный интерес к ним, чем отец. Можно сказать, что, по мнению подростков, матери их принимают больше, чем отцы. В тоже время они считают мать более директивной и непоследовательной в воспитании. Отца же считают более враждебным, чем мать.6. Большая часть детей с ЗПР имеет позитивную идентичность, они положительно относятся к прошлому, настоящему, будущему, умеют планировать, дать развернутый ответ о себе, как личности. Однако большая часть подростков имеет негативную идентичность – они не могут дать развернутого ответа о себе, своем будущем, оценка их прошлого и будущего – негативная.7. При проведении корреляционного анализа были выявлены значимые взаимосвязи между диагностируемыми параметрами. Результаты статистического анализа показали, что развитию наркозависимости у школьников с ЗПР способствуют низкий уровень развития интеллекта, возбудимая, дистимная, экзальтированная акцентуации характера, полезависимость поведения, нарушения в семейных отношениях (отвержение родителями, непоследовательность, директивность воспитания, пресечение автономности), негативное самосознание. Данные особенности (низкий интеллект, зависимость от других,неспособность адекватно оценить ситуацию, возбудимая и дистимная акцентуации характера, негативная идентификация) можно считать особенностями детей с задержками развития. Эти особенности являются факторами риска формирования наркозависимости. ЗАКЛЮЧЕНИЕЦелью данного исследования являлось изучение факторов риска формирования наркозависимости у школьников с задержкой психического развития.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе теоретического анализа научной литературы выяснилось, что задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию более младшему возрасту. Наркомания – это состояние хронического отравления организма, при котором человек испытывает непреодолимое влечение к наркотику. При наркомании страдают, в первую очередь, ткани мозга, отвечающие за процесс самосознания человека. Наркотизации школьников предрасполагают особенности подросткового возраста. В целом, у школьников отрицательное отношение к наркомании, но не серьезное. В связи с этим необходимо постоянно искать новые, действенные пути профилактики наркотизации детей.На возможность вовлечения в наркотизацию и формирования наркозависимости влияет целый комплекс биологических, социальных и психологических факторов.У детей с ЗПР факторы риска формирования наркозависимости те же, что и у детей с нормальным развитием. При этом следует учитывать факторы характерные для более раннего возраста. Поэтому важнейшую роль играют биологические и психологические факторы, связанные с нарушением в развитии (отставание в развитии когнитивной, эмоциональной, волевой, коммуникативной сфер) и социальные, в частности семейные факторы (нарушения детско-родительских отношений). В ходе эмпирического исследования выяснилось, что в среднем школьники с ЗПР знакомы с наркотическими веществами, пробовали их несколько раз, под влиянием компании, друзей.Школьники с ЗПР по умственному развитию отстают от своих сверстников с нормальным развитием, наиболее часто встречающейся акцентуацией характера у них является демонстративность. Дети с ЗПР характеризуются неустойчивостью целей, неуверенностью в своих действиях, растерянностью, эмоциональной неустойчивостью, зависимостью от других. Школьников с считают свои отношения с родителями нейтральными. Они считают, что мать проявляет больший позитивный интерес к ним, чем отец. В тоже время они считают мать более директивной и непоследовательной в воспитании. Отца же считают более враждебным, чем мать. Большая часть детей с ЗПР имеет позитивную идентичность, однако многие школьники имеют негативную идентичность.Результаты статистического анализа показали, что развитию наркозависимости у школьников с ЗПР способствуют низкий уровень развития интеллекта, возбудимая, дистимная, экзальтированная акцентуации характера, полезависимость поведения, нарушения в семейных отношениях, негативное самосознание. Данные особенности (низкий интеллект, зависимость от других,неспособность адекватно оценить ситуацию, возбудимая и дистимная акцентуации характера, негативная идентификация) можно считать характерными особенностями детей с задержками развития.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, у школьников с ЗПР факторами риска формирования наркозависимости в первую очередь выступают психологические особенности, связанные с нарушением развития (низкий уровень критичности, незрелость, неспособность адекватно оценить ситуацию) и социальные факторы (деструктивность семьи, нарушения детско-родительских отношений). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнохин И.П., Арзуманов Ю.Л. Коган Б.М., Абакумова А.А., Наговицина И.Л., Колотыгина Р.Ф. Особенности вызванной электрической активности мозга и функций катехоламиновой системы как маркеры предрасположенности к формированию зависимости от психоактивных веществ.// Вопросы наркологии. – 1999. - №2. – с.45 – 56.Бабкина Н.В. Вильшанская А.Д. Шевченко С.Г. Дети с ЗПР. – М., 2003.Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников сзадержкой психического развития. Пособие для школьного психолога[Текст]/ Н.В. Бабкина - М., Школьная Пресса, 2006. — 80 с.Базыма Б.А. Цвет и психика. – Харьков, 2001.Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманах. – СПб., 1998.Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкойпсихическогоразвития. – М., 1999.Васильев В.Л. Юридическая психология.  5-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер., 2005. — 655 с. Власова Т. А., ПевзнерМ. С. Детисотклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973.Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с ЗПР //Дефектология. – 1986. – № 5.Гусева Н.А., Густышкин А.Л, Жданова Т.Н. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в коррекционных образовательных учреждениях. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2002. Еникеев М.И. Юридическая психология: С основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов. - 2-e изд., перераб. - М.: НОРМА, 2006 - 640 с. Исаев Д.Д., Журавлев И.И., Дементьев В.В., Озерецкий С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. – СПб., 1997.Карпов А.М. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркоманий. – Казань, 2000.КовалевВ. В.Психиатрия детского возраста. – М., 1995.Концепция профилактической антинаркотической помощи / Т. Н Дудко, Н. В. Вострокнутов, А. А. Гериш, А. М. Басов, Л. Н. Котельникова; Под рук. Г. Н. Тростнецкой. Разработана МО РФ при поддержке МЗ РФ. —М., 2000.Костенкова Ю.А Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма. – М.: Школьная Пресса, 2004. - 64 с.Кузнецова Л. В. Особенности мотивационно - волевой готовновности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 1986.Лисовский В.Д., Колесникова Э.А. Наркотизм как социальная проблема. – СПб., 2001.Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 1999.Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 1991.Лубовский, В.И., Переслени, Л.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, - М.: Просвещение, 2003. - 164 с.ЛутонянН.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1977. — № 3. — с. 18 -26.Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф.Марковская. - М.: Медицина, 1993. - 337 с.Носов С.С. Формирование неадекватнойсамоидентичности и агрессивность: исследование девиантных детей-сирот // Вопросы психического здоровья детей и подростков. №1, 2003, С.82-84.Основные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. Лебединской К.С. – Москва: Педагогика, 1982.Паюшина М.Н. Я минус наркотик. Методическое пособие по профилактике антинаркотической зависимости подростков. – М.: Крипто-логос, 2006. – 146 с. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С12-16.Практикум по возрастной психологии. Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2008.Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.,2000Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. Ред. и сост:. Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта – М., 2000.Романова О.Л. Этиология зависимостей от психоактивных веществ у подростков и теоретические основы их первичной профилактики: Обзор литературы. // Вопросы наркологии. – 1996. – № 3 – с.57-65Руководство по наркологии./ под ред. Н.Н. Иванца. - т.1.. – М.,2002. – 444 с.Савина Л. Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации // Отечественный журнал социальной работы. 2008. № 4.Свищева Т. Я. Наркомания стучится в каждый дом. Профилактика и лечение. СПб.: ДИЛЯ, 2007. 416с.Сергеев А. Н., Целинский Б. П. Рекомендации педагогам, родителям и сотрудникам правоохранительных органов о проведении профилактической работы по предупреждению распространениянаркотиков и злоупотребления ими в молодёжной и подростковой среде [Электронный ресурс]. — М., 2000. — 30 с. — Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/agit/7.html.Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.:Речь, 2007.Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Теоретические основы копинг- профилактики наркоманий как база для разработки практических превентивных программ //Вопросы наркологии. – 1996. – №4 – с.59-67.Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – СПб., 2004.Социальная работа в наркологии. – М., 1994.Спрангер Б. Анализ обучающих программ «Формирование жизненных навыков» в мире. // Вопросы наркологии. – 1994. – № 1. – с.48-57.Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков: стандартизация и практическая апробация. Пособие для врачей и медицинских психологов. – СПб., 2008.Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. – СПб., 2001.Шешукова Н.Н. Представления младших подростков с задержкой психического развития об одноклассниках // Ярославский педагогический вестник № 4–2009 (61).Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». – М., 2001.Ялтонский В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: автореф. дисс. на соискание уч. степ. д. м. н. – СПб., 1995.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростковИнструкция к тесту. Внимательно посмотрите на ряды квадратов под анкетой. Здесь в каждой строке слева стоят три квадрата. Рисунки в них последовательно и закономерно изменяются. Каким должен быть рисунок в последующем пустом квадрат? Ответ можно выбрать среди шести картинок, стоящих в каждой строке справа. Номер выбранной картинки вписывайте в пустой квадрат. Потренируйтесь на этих четырех примерах. После предупреждения вы перевернёте этот лист и будете решать все последующие задачи. Старайтесь работать, как можно, быстрее, но будьте внимательны, не пропускайте строчки и не делайте ошибок.Тренировочные заданияКлюч к тесту 4 6 3 4 2 1 6 4 2 5 2 6 2 3 3 4 5 1 3 4 4 5 2 5 4 3 2 2 3Приложение 2Методика определения акцентуаций характера Леонгарда – ШмишекаИнструкция: “Вам предлагаются утверждения и вопросы, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением или отвечаете на вопрос “да”, то поставьте в бланке под его номером знак “+”, если же не согласны или отвечаете “нет”, то знак “–”. Над ответами долго думать не следует, правильных и неправильных ответов здесь нет”.Текст опросникаУ Вас чаще бывает веселое и беззаботное настроение. Вы чувствительны к оскорблениям. Бывает ли так, что у Вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т. п.? Сделав что-либо, Вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в этом. В детстве вы были таким же смелым, как другие Ваши сверстники. Часто ли у Вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе? Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, в компании? Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с Вами лучше не разговаривать? Вы серьезный человек. Способны ли вы восхищаться, восторгаться чем-нибудь? Предприимчивы ли Вы? Вы быстро забываете, если Вас кто-то обидит. Мягкосердечны ли Вы? Опуская письмо в ящик, проверяете ли Вы, проводя рукой по щели ящика, что письмо упало в него? Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников? Бывало ли Вам в детстве страшно во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь)? Вы стремитесь во всем и повсюду соблюдать порядок. Ваше настроение зависит от внешних обстоятельств. Любят ли вас ваши знакомые? Часто ли у Вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной неприятности, беды? У вас часто бывает несколько подавленное настроение. Переживали ли Вы хотя бы раз истерику или нервный срыв? Трудно ли вам долго усидеть на месте? Если по отношению к Вам несправедливо поступили, Вы обычно считаете нужным энергично отстаивать свои интересы. Можете ли Вы зарезать курицу или овцу?Вас раздражает, если дома занавес или скатерть висят неровно, и вы сразу же стараетесь поправить их.Вы в детстве боялись оставаться в одиночестве дома. Часто ли у вас бывают беспричинные колебания настроения ?Вы стремитесь быть высококвалифицированным работником в своей профессии.Быстро ли Вы начинаете сердиться или впадать в гнев? Можете ли Вы быть абсолютно беззаботным? Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает Вас? Как Вы думаете, получился бы из Вас ведущий в юмористическом концерте? Вы обычно высказываете свое мнение достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно. Вам трудно переносить вид крови, он вызывает у Вас неприятные ощущения. Нравится ли Вам работа с большой личной ответственностью? Вы склонны выступать в защиту лиц, по отношению к которым допущена несправедливость. Было бы Вам страшно спускаться в темный подвал? Вы предпочитаете работу, в которой надо действовать быстро, но требования к качеству выполнения невысоки. Общительны ли Вы? В школе вы охотно декламировали стихи. Убегали ли Вы в детстве из дома? Кажется ли Вам жизнь трудной? Бывает ли так, что после конфликта, обиды Вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым? Можно ли сказать, что при неудаче Вы не теряете чувства юмора? Если бы Вас кто-либо обидел, предприняли бы Вы первым шаги к примирению? Вы очень любите животных. Вы иногда возвращаетесь, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в порядке, и там ничего непредвиденного не случилось. Вас иногда преследует неясная мысль, что с Вами или Вашими близкими может случиться что-то страшное. Считаете ли Вы, что Ваше настроение очень изменчиво?Трудно ли Вам выступать перед большим количеством людей?Вы можете ударить обидчика, если он Вас оскорбит. У Вас очень велика потребность в общении с другими людьми. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности. У Вас хватает настойчивости добиваться поставленной цели, несмотря на то, что на пути к ней приходится преодолевать много препятствий. Трагический фильм может взволновать Вас так, что на глазах выступают слезы. Часто ли вам бывает трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого или будущего дня все время крутятся в голове?В школе Вы подсказывали или давали списывать товарищам. Вам потребовалось бы большое напряжение воли, чтобы пройти ночью одному через кладбище. Тщательно ли Вы следите за тем, чтобы дома каждая вещь была всегда на своем месте?Бывает ли так, что Вы ложитесь вечером спать в хорошем настроении, а наутро встаете в подавленном, которое длится чуть ли не весь день? Легко ли Вы привыкаете к новым ситуациям? Бывают ли у Вас головные боли? Вы часто смеетесь. Вы можете быть приветливым даже с теми, кого Вы явно не цените и не уважаете. Вы подвижный человек.Вы очень переживаете из-за несправедливости. Вы настолько любите природу, что можете назвать ее своим другом. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери? Вы очень боязливы. Изменяется ли Ваше настроение при приеме алкоголя? В юности Вы охотно участвовали в художественной самодеятельности. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости.Часто ли Вас тянет путешествовать? Ваше настроение может изменяться так резко, что состояние радости вдруг сменяется угрюмостью и подавленностью.Легко ли Вас удается поднять настроение друзей в компании? Долго ли Вы переживаете обиду? Долго ли Вы переживаете горести других людей? Будучи школьником, Вы нередко переписывали страницу, если случайно ставили на ней кляксу. Вы относитесь к людям скорее с осторожностью и недоверием, чем доверчивостью. Часто ли Вы видите страшные сны? Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или выпадете из окна, расположенного на высоком этаже?В веселой компании Вы обычно веселы. Способны ли Вы отвлечься от трудных проблем, требующих Вашего решения? Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя свободнее под влиянием алкоголя. В беседе вы скупы на слова. Если бы Вам надо было играть на сцене, Вы смогли бы войти в роль настолько, чтобы забыть, что это только игра?Обработка результатовГипертимные х3 (умножить значение на 3) + 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77,  –: нет Застревающие х2 + : 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81,  – : 12, 46, 59 Эмотивные х3 + : 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79,  – : 25 Педантичные х2 + : 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83, – : 36 Тревожные х3 + : 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82,  –: 5 Циклотимные х3 + : 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84,  – : нет Демонстративные х2 + : 7, 19, 22, 29,41,44, 63, 66, 73, 85, 88,  – : 51 Возбудимые х3 + : 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86,  – : нет Дистимные х3 + : 9, 21, 43, 75, 87,  – : 31, 53, 65 Экзальтированные х6 + : 10, 32, 54, 76,  – : нет При подсчете баллов по каждой шкале нужно суммировать ответы на пункты в строках “+” со своим знаком и на пункты в строках “–” с обратным знаком, затем сумму умножить на соответствующее данной шкале число.Максимальный показатель по каждому виду акцентуации равен 24 баллам. Признаком акцентуации, т.е. сильной выраженности данного свойства, считается показатель, превышающий 12 баллов. Если ни одно свойство не превышает показателя 12 баллов, можно подсчитать средний показатель по всем свойствам и обратить внимание на те свойства, показатели которых выше этого среднего.Приложение 3Поведение родителей и отношение подростков к нимИнструкция. Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них. Если Вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), напишите рядом с ним "да". Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери) - напишите "частично". Напишите "нет" если, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашему отцу (или матери). ОпросникМой отец (моя мать) Очень часто улыбается мне Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет Не хватает терпеливости в отношении ко мне Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять Постоянно на меня кому-то жалуется Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает Очень любит делать что-нибудь вместе Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я, должен быть наказан Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочуЕсли б я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда – нет Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен Практически позволяет мне делать все, что мне нравится Меняет свои решения так, как ему будет удобно Часто хвалит меня за что-либо Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился Позволяет мне самому выбирать дело по душе Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет Старается открыто доказать, что любит меня Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе Когда я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя» Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею Когда его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну Всегда легко меня прощает Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало Всегда находит время для меня, когда это необходимо Постоянно указывает мне, как себя вести Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит Проведение каникул я планирую по собственному желанию Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел Чувствую, что он пренебрегает мною Моя комната или уголок – это моя крепость: могу убирать ее или нет, он туда не вмешивается Очень тяжело разобраться в его желаниях и указаниях Ключпозитивный интерес: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46; директивность: 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47; враждебность: 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48; автономность: 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49; непоследовательность: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.

1. Анохин И.П., Арзуманов Ю.Л. Коган Б.М., Абакумова А.А., Наговицина И.Л., Колотыгина Р.Ф. Особенности вызванной электрической активности мозга и функций катехоламиновой системы как маркеры предрасположенности к формированию зависимости от психоактивных веществ.// Вопросы наркологии. – 1999. - №2. – с.45 – 56.
2. Бабкина Н.В. Вильшанская А.Д. Шевченко С.Г. Дети с ЗПР. – М., 2003.
3. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с
задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога
[Текст]/ Н.В. Бабкина - М., Школьная Пресса, 2006. — 80 с.
1. Базыма Б.А. Цвет и психика. – Харьков, 2001.
2. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманах. – СПб., 1998.
3. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкойпсихическогоразвития. – М., 1999.
4. Васильев В.Л. Юридическая психология. 5-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер., 2005. — 655 с.
5. Власова Т. А., ПевзнерМ. С. Детисотклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973.
6. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с ЗПР //Дефектология. – 1986. – № 5.
7. Гусева Н.А., Густышкин А.Л, Жданова Т.Н. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в коррекционных образовательных учреждениях. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2002.
8. Еникеев М.И. Юридическая психология: С основами общей и социальной психологии: Учебник для вузов. - 2-e изд., перераб. - М.: НОРМА, 2006 - 640 с.
9. Исаев Д.Д., Журавлев И.И., Дементьев В.В., Озерецкий С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. – СПб., 1997.
10. Карпов А.М. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркоманий. – Казань, 2000.
11. КовалевВ. В.Психиатрия детского возраста. – М., 1995.
12. Концепция профилактической антинаркотической помощи / Т. Н Дудко, Н. В. Вострокнутов, А. А. Гериш, А. М. Басов, Л. Н. Котельникова; Под рук. Г. Н. Тростнецкой. Разработана МО РФ при поддержке МЗ РФ. —М., 2000.
13. Костенкова Ю.А Дети с задержкой психического развития: особенно-сти речи, письма. – М.: Школьная Пресса, 2004. - 64 с.
14. Кузнецова Л. В. Особенности мотивационно - волевой готовновности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 1986.
15. Лисовский В.Д., Колесникова Э.А. Наркотизм как социальная проблема. – СПб., 2001.
16. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. – М., 1999.
17. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. – М., 1991.
18. Лубовский, В.И., Переслени, Л.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, - М.: Просвещение, 2003. - 164 с.
19. ЛутонянН.Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1977. — № 3. — с. 18 -26.
20. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И.Ф.Марковская. - М.: Медицина, 1993. - 337 с.
21. Носов С.С. Формирование неадекватнойсамоидентичности и агрессивность: исследование девиантных детей-сирот // Вопросы психического здоровья детей и подростков. №1, 2003, С.82-84.
22. Основные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. Лебединской К.С. – Москва: Педагогика, 1982.
23. Паюшина М.Н. Я минус наркотик. Методическое пособие по профи-лактике антинаркотической зависимости подростков. – М.: Крипто-логос, 2006. – 146 с.
24. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. № 3. С12-16.
25. Практикум по возрастной психологии. Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2008.
26. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М.,2000
27. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. Ред. и сост:. Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта – М., 2000.
28. Романова О.Л. Этиология зависимостей от психоактивных веществ у подростков и теоретические основы их первичной профилактики: Об-зор литературы. // Вопросы наркологии. – 1996. – № 3 – с.57-65
29. Руководство по наркологии./ под ред. Н.Н. Иванца. - т.1.. – М.,2002. – 444 с.
30. Савина Л. Ю. Социализация детей с ограниченными возможностями в процессе социокультурной реабилитации // Отечественный журнал социальной работы. 2008. № 4.
31. Свищева Т. Я. Наркомания стучится в каждый дом. Профилактика и лечение. СПб.: ДИЛЯ, 2007. 416с.
32. Сергеев А. Н., Целинский Б. П. Рекомендации педагогам, родителям и сотрудникам правоохранительных органов о проведении профилактической работы по предупреждению распространениянаркотиков и злоупотребления ими в молодёжной и подростковой среде [Электронный ресурс]. — М., 2000. — 30 с. — Режим доступа: http://www.narcom.ru/parents/agit/7.html.
33. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.:Речь, 2007.
34. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Теоретические основы копинг- профи-лактики наркоманий как база для разработки практических превентивных программ //Вопросы наркологии. – 1996. – №4 – с.59-67.
35. Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной дея-тельности. – СПб., 2004.
36. Социальная работа в наркологии. – М., 1994.
37. Спрангер Б. Анализ обучающих программ «Формирование жизненных навыков» в мире. // Вопросы наркологии. – 1994. – № 1. – с.48-57.
38. Тестовая методика для определения интеллектуального потенциала у детей и подростков: стандартизация и практическая апробация. Пособие для врачей и медицинских психологов. – СПб., 2008.
39. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. – СПб., 2001.
40. Шешукова Н.Н. Представления младших подростков с задержкой психического развития об одноклассниках // Ярославский педагогический вестник № 4–2009 (61).
41. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». – М., 2001.
42. Ялтонский В.М. Копинг-поведение здоровых и больных наркоманией: автореф. дисс. на соискание уч. степ. д. м. н. – СПб., 1995.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы возникают у детей с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития сталкиваются с рядом проблем, включая трудности в учебе, общении и адаптации в социуме. Они часто испытывают трудности в понимании и выполнении заданий, зачастую имеют ограниченные навыки самообслуживания и ограниченный круг интересов. Такие дети также могут испытывать трудности в социальной адаптации и интеграции в обычное школьное окружение.

Какое влияние наркозависимость оказывает на школьников?

Наркозависимость оказывает серьезное влияние на школьников и может привести к множеству проблем. Это может включать пониженную академическую успеваемость, снижение интереса к учебе, проблемы с поведением, нарушение социальных связей и отношений с родителями и сверстниками. Кроме того, наркозависимость может привести к серьезным психическим и физическим проблемам у школьников.

Какие факторы риска формирования наркозависимости у школьников с задержкой психического развития?

Среди факторов риска формирования наркозависимости у школьников с задержкой психического развития можно выделить такие как ограниченность возможностей, связанных с интеллектуальными и социальными навыками; слабая поддержка и вовлеченность родителей в жизнь ребенка; негативное окружение, включая сверстников с антиобщественным или криминальным поведением; низкая самооценка и проблемы с самоидентификацией, а также низкая перцептивная чувствительность и эмоциональный дисбаланс.

Как можно помочь школьникам с задержкой психического развития в предотвращении наркозависимости?

Для помощи школьникам с задержкой психического развития в предотвращении наркозависимости необходимо создание безопасной и поддерживающей среды в школе и дома. Важно обеспечить регулярное общение и обучение по вопросам здорового образа жизни, а также развитие социальных навыков и умения принятия решений. Отдельное внимание следует уделить работе с родителями и предоставлению им ресурсов и знаний для поддержки и содействия полноценному развитию ребенка.

Какие факторы риска играют роль в формировании наркозависимости у школьников с задержкой психического развития?

Факторы риска формирования наркозависимости у школьников с задержкой психического развития могут быть различными, включая семейные, социальные, психологические и нарушения в образовательной среде. Некоторые из них могут быть наследственными, например, наличие наркозависимости среди близких родственников. Другими факторами риска могут быть низкий уровень образования родителей, отсутствие социальной поддержки, негативная образовательная среда и отсутствие здорового образа жизни.

Какие проблемы сталкиваются школьники с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития сталкиваются с рядом проблем, связанных с их образованием и социализацией. Они могут испытывать трудности в обучении, адаптации в школьной среде, взаимодействии с окружающими. Также у них может быть нарушена самооценка, возникают проблемы социальной коммуникации и формирования социальных навыков.

Какие особенности характерны для детей с задержкой психического развития?

Дети с задержкой психического развития обычно имеют ограничения в когнитивных, эмоциональных и социальных областях. Их интеллектуальное развитие отстает от нормы, у них могут быть проблемы с речью, памятью и вниманием. Также они могут испытывать трудности в саморегуляции и контроле своих эмоций.

Какие выводы можно сделать по анализу факторов риска формирования наркозависимости у школьников с задержкой психического развития?

Анализ факторов риска формирования наркозависимости у школьников с задержкой психического развития позволяет сделать ряд выводов. Одним из них является то, что дети с задержкой психического развития являются уязвимой группой в отношении наркозависимости. Им необходима особая поддержка и внимание со стороны педагогов, родителей и общества. Также выводом является то, что ряд факторов риска можно предупредить и уменьшить, например, через социальную поддержку и здоровый образ жизни.