Щедрин

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 18 18 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 10.06.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. «Новая фольклорная волна»: основные черты, представители 4
2. Творческий путь Родиона Щедрина 8
3. Отражение тенденций «новой фольклорной волны» в творчестве Родиона Щедрина 11
3.1 Первый фортепианный концерт 11
3.2 Балет «Конек-Горбунок» 12
3.3 Опера «Не только любовь» 13
3.4 «Озорные частушки» 15
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

В образе главного героя – Ивана, в его лейттеме очевиден музыкальный прообраз пастушеского наигрыша:

В балете используется принцип вариационности, различные народно-песенные истоки, имитация звучания народных инструментов, традиции сказочных опер XIX века (близость образа царя Гороха из «Конька – Горбунка» образу царя Дадона Н.А. Римского – Корсакова, фантатстиаечксая картина «Дно окияна» и аналогичныек образы в «Садко» Римского-Корсакова, и т.п.).

3.3 Опера «Не только любовь»
Опера также относится к ранним образцам творчества Родиона Щедрина. Опера была закончена в 1961 году, ее сюжетной основой стали рассказы Сергея Антонова. Либретто написано В. Катаняном.
Персонажи, оперы - современники Щедрина из колхозного села. Героиня - председатель колхоза Варвара Васильевна - молодая, энергичная, умная и красивая женщина. Она полюбила вернувшегося из города молоденького паренька Володю Гаврилова, жениха односельчанки Наташи. И только сильная воля помогла ей преодолеть это чувство. Сам композитор определил характер оперы как лирический.
В опере, несмотря на лирику и драматизм, жанр частушки занимает очень важное место. Опера открывается хором на основе частушки:

и далее пронизывает мелодии многих номеров оперы, хотя подлинных (цитированных) частушки здесь только три. Щедрин создает собственные мелодии в народном стиле, глубоко проникая в подлинно народные жанры. Фольклорность в опере преломляется через своеобразные гармонии и ритмы, использование полифонических приемов и т.п., т.е. в остро современной стилистике.
Драматизм переживаний главной героини воплощен в имитации народных причетов в песне Варвары Васильевны, и в других номерах, в том числе в финале оперы.
В целом, опера отличается светлым характером, не случайно, такую большую роль в ней заняла любимая Щедрины частушка.

3.4 «Озорные частушки»
Тема частушки находит свое вершинное выражение в концерте для оркестра «Озорные частушки». Это итог первого десятилетия творчества Щедрина. Концерт № 1 для оркестра был написан в 1963 году,
В концерте органично сочетаются тенденции эпического симфонизма, и остро субъективное восприятие музыкальных тем и образов.
В этом произведении находит отражение универсализм Щедрина в его подходе к жанру частушки: «Частушка, подчеркивает Щедрин, - весьма распространенная форма музыкального быта сельских районов России. Это, пожалуй, самая гибкая, самая «портативная» и подвижная область современного русского народного песенного творчества. Все происходящее в жизни народа - от крупнейших исторических событий до интимнейших лирических переживаний - незамедлительно, в тот же день, а то и в ту же минуту (импровизируя на месте) находит свое отражение в частушке».
В «Озорных частушках» сильна тенденция к состязательности (концертный принцип), афоризму музыкальных фраз (лаконичность Щедрин считал одним из основных свойств частушки), вариационность и вариантность в развитии, имитация звучания инструментов (гармошки и т.п.).
Частушечные мотивы подаются максимально концентрировано уже в самом начале (цифра 16):

Резкие и неожиданные смены характеров и типов развития в «озорных частушках» создают тот стремительный темп и особый характер, отличающий данное произведений от других.
В «Озорных частушках» стиль Щедрина обретает законченность и стилевую совершенность.
Заключение

В творчестве Родиона Щедрина пересекаются различные стилевые тенденции, но в раннем стиле основополагающей является тенденция новой фольклорной волны.
В концерте для фортепиано, в балете «конек-Горбунок», опере «Не только любовь» и в «Озорных частушках» - в каждом конкретном случае Щедрин находит свой индивидуальный подход, выявляя в фольклоре то, что ближе его творческим устремлениям и типу мышления.
«Творчество композитора привлекательно именно такой “свободой поступи”. Возникновение новых концепций всегда заставляет композитора находить неожиданные соотношения звукового материала, которые при тщательном рассмотрении оказываются логически оправданными, интересными и убедительными», считает И. Лихачева.
На базе такого творческого подхода Родион Щедрин органично сочетает фольклорный пласт частушек и причетов и остро современный музыкальные выразительные средства.
Список литературы

Лихачева, И. Музыкальный театр Родиона Щедрина. – М.: Советский композитор, 1977.
Прохорова, И. Родион Щедрин: начало пути. – М.: Советский композитор, 1989.
Раабен, Л.Н. О духовном Ренессансе в русской музыке 1960-ых – 1980ых годов. - Спб.: Бланка: Бояныч, 1998.
Тараканов, М.Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60-70-с годы). – М.: Советский композитор, 1988.
Тараканов, М.Е. Творчество Родиона Щедрина. – М.: Советский композитор, 1980.

Прохорова, И. Родион Щедрин: начало пути. – М.: Советский композитор, 1989. С. 9.
Особенно в 1988 году, к 1000летнему юбилею Крещения Руси.
Кроме того, можно назвать такие произведения, как хоры Е.Голубева, Н.Каретникова; «Литургия» Г.Дмитриева; 6-я («Литургическая») симфония А.Эшпая; симфония «Аллилуйя» для оркестра, органа, солиста и цветовых проекторов С.Губайдулиной; 4ая симфония – ритуал А. Шнитке; Реквием, Stabat Mater на латинском языке, «Ave Maria» А. Караманова; «Dies iraе», «Композиция №2» Г. Уствольской,; и т.д.
Прохорова, И. Родион Щедрин: начало пути. – М.: Советский композитор, 1989. С. 9.
Подробнее о симфоническом стиле Р. Щедрина см.: Тараканов, М.Е. Творчество Родиона Щедрина. – М.: Советский композитор, 1980. С. 81-83.
Авторская аннотоция к концерту, цит. по: Тараканов, М.Е. Творчество Родиона Щедрина. – М.: Советский композитор, 1980. С. 83.
Лихачева, И. Музыкальный театр Родиона Щедрина. – М.: Советский композитор, 1977. С. 3.









17

1. Лихачева, И. Музыкальный театр Родиона Щедрина. – М.: Советский композитор, 1977.
2. Прохорова, И. Родион Щедрин: начало пути. – М.: Советский композитор, 1989.
3. Раабен, Л.Н. О духовном Ренессансе в русской музыке 1960-ых – 1980ых годов. - Спб.: Бланка: Бояныч, 1998.
4. Тараканов, М.Е. Симфония и инструментальный концерт в русской советской музыке (60-70-с годы). – М.: Советский композитор, 1988.
5. Тараканов, М.Е. Творчество Родиона Щедрина. – М.: Советский композитор, 1980.

Вопрос-ответ:

Какие основные черты можно выделить в «Новой фольклорной волне»?

Основные черты "Новой фольклорной волны" включают использование народных мотивов и традиционных фольклорных элементов, эксперименты с формой и структурой музыки, а также объединение разных жанров и стилей.

Кто является представителями «Новой фольклорной волны»?

В числе представителей "Новой фольклорной волны" можно назвать таких композиторов, как Родион Щедрин, Валентин Сильвестров, Альфред Шнитке и Владимир Мартынов.

Какой творческий путь пройден Родионом Щедриным?

Творческий путь Родиона Щедрина начался с написания классических произведений, а затем он прошел через период экспериментов с народным фольклором и современными музыкальными тенденциями, создавая новое звучание и стиль.

Какие тенденции «новой фольклорной волны» можно увидеть в творчестве Родиона Щедрина?

В творчестве Родиона Щедрина отражены тенденции "новой фольклорной волны" через использование народных мотивов и элементов, эксперименты с формой и структурой, а также объединение разных жанров и стилей.

Какие произведения Родиона Щедрина отражают тенденции «новой фольклорной волны»?

Произведия Родиона Щедрина, отражающие тенденции "новой фольклорной волны", включают его первый фортепианный концерт, балет "Конек-Горбунок", оперу "Не только любовь" и цикл "Озорные частушки".

Что такое "новая фольклорная волна" и какие у нее основные черты?

"Новая фольклорная волна" – это течение в музыкальной культуре СССР, которое возникло в 1960-х годах. Основные черты этого направления включают использование народных музыкальных традиций, простоту и доступность музыки, а также высокую мастерство исполнения.

Кто является представителями "новой фольклорной волны"?

К представителям "новой фольклорной волны" относятся такие композиторы, как Владимир Высоцкий, Аркадий Северный, Булат Окуджава и Родион Щедрин. Они в своих произведениях часто использовали народные мотивы и темы, чтобы передать дух и народную культуру.

Каков был творческий путь Родиона Щедрина?

Творческий путь Родиона Щедрина включает в себя множество различных жанров и форм, от классической музыки до оперы и балета. Он известен своими инновационными композициями, в которых он сочетает элементы новой фольклорной волны с классическими приемами.

Какие тенденции "новой фольклорной волны" отразились в творчестве Родиона Щедрина?

В творчестве Родиона Щедрина можно увидеть отражение тенденций "новой фольклорной волны" в различных произведениях. Например, его первый фортепианный концерт и оперы, такие как "Не только любовь", содержат элементы народных мелодий и ритмов. Балет "Конек-Горбунок" и песни "Озорные частушки" также отражают эту тенденцию.

Какие произведения Родиона Щедрина относятся к "новой фольклорной волне"?

К произведениям Родиона Щедрина, относящимся к "новой фольклорной волне", относятся его первый фортепианный концерт, балет "Конек-Горбунок", опера "Не только любовь" и песни "Озорные частушки". В этих произведениях он использует народные мотивы и темы, чтобы передать дух и народную культуру.

Основные черты и представители "Новой фольклорной волны"?

Основные черты "Новой фольклорной волны" включают использование народных музыкальных традиций, элементов народного танца и ритма, а также использование известных мелодий в современном контексте. Она появилась в 1960-х годах и была представлена такими музыкантами, как Булата Окуджава, Владимир Высоцкий, Иосиф Кобзон.