на тему: «ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСТВЕ И ЛЮБОВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МУЖЧИНАМИ И ЖЕНЩИНАМИ
Заказать уникальную дипломную работу- 86 86 страниц
- 46 + 46 источников
- Добавлена 14.07.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЮБОВНЫХ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1 Понятие любовных отношений в зарубежной и отечественной психологии 5
1.2 Детско-родительские отношения 11
1.3 Понятие любовных отношений в современной психологии и факторы их формирования 14
Глава 1.4 Постановка проблемы, гипотеза и задачи исследования 17
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1 Организация и описание выборки исследования 19
2.2 Методы и методики исследования 20
2.3 Методы статистической обработки данных [18] 26
Глава 3. ЛЮБОВНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСТВЕ 28
3.1 Изучение взаимоотношений с родителями в детстве 28
3.2 Изучение любовных отношений с партнером 34
3.3 Изучение взаимосвязи отношений с родителями в детстве и любовных взаимоотношений с партнером 42
ВЫВОДЫ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 85
Эти люди демонстрируют низкий уровень тревоги и стремления избегать духовной и эмоциональной близости с партнером.
Родители людей, склонных к романтической любви, в большинстве своем демонстрируют принятие, внимание, заботу о ребенке, однако чрезмерно опекали его, что не формирует у индивида понимания того, что нужно брать на себя ответственность в некоторых отношениях, человек повзрослев, так и остался инфантильным. В отношениях присутствует близость, но высокий и уровень тревоги.
Родители людей, склонных к дружеской любви, воспитывали детей в некотором компромиссе: с одной стороны учет интересов ребенка, с другой стороны – стремление что-то навязать свое, с одной стороны – свобода, с другой стороны – санкции и т.д. В результате такого отношения у ребенка не сформировались интимные потребности. В отношениях он в основном опирается на дружескую симпатию. У этих людей в отношениях не выражена тревога, и они не избегают эмоциональной близости, хотя она не так выражена, как у людей, склонных к совершенной или романтической любви.
Родители людей, склонных к страстной любви, в основном демонстрировали отвержение, а также директивный способ общения с ребенком. В этом случае не формируется понятие близости и ответственности, однако индивид стремится обладать предметом своей страсти. Эти люди демонстрируют высокую степень стремления к близости со своим партнером, низкую степень тревоги.
В случае слепой любви родители воспитывали ребенка в симбиотических отношениях, но достаточно строго, по типу повышенной моральной ответственности. В результате не формируется умение принять, но хорошо выражена моральная ответственность за партнера. В этом случае у партнера низкий уровень тревоги и высокий уровень эмоциональной близости.
Родители людей, склонных испытывать симпатию вместо любви, как правило, относились к детям с привязанностью, но директивно и воспринимали их как инфантильных детей, что повлекло отсутствие сформированности стремления брать на себя ответственность и сексуальные оттенки отношений. В этом случае партнер демонстрирует низкий уровень тревоги, средний уровень стремления к близости.
Если отмечаются нарушения в процессе воспитания: отвержение, невнимание к интересам ребенка, жесткое воспитание, восприятие ребенка как инфантильного существа, то в этом случае ребенок не умеет любить. Все эти нарушения и повлекли за собой невозможность взрослых людей испытывать страсть, привязанность и стремление брать на себя ответственность. Эти люди испытывают и высокий уровень тревоги в отношениях, и высокий уровень стремления к избеганию близости.
В заключении необходимо отметить, что освещаемая в работе тема – изучение отношений с родителями в детстве и влияние на дальнейшее формирование любовных взаимоотношений между мужчинами и женщинами остается до сегодняшнего момента не достаточно исследованной, и по-прежнему актуальной. Еще достаточно много ступенек надо будет пройти и открыть, прежде чем мы раскроем все секреты нашего прошлого, детства, семейной истории, скрытой в нас, и которая так отчетливо влияет на дальнейшие отношения между мужчинами и женщинами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Адлер. А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1990 г. 192 с.
А.Адлер. Любовные нарушения и их отношения//Журнал практической психологии и психоанализа, 04.12.2001 г
Андреева Т.В. Психологические аспекты любви и брака // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6. – 2006. – №4
Берн Э. «Секс в человеческой любви», М., 1998 г. 246 с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — СПб, 2009 г. 399 с.
Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // СОЦИС. - 2003 - №7
Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. — М.: Академический Проект, 2004 г. 232 с.
Васильев К.В. Любовь. – М.: Прогресс, 1982 г. 384 с.
Винникотт Д.В. Разговор с родителями. –М.: «Класс», 1994 г. 112 с.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – Издательство М. Университета, 1987. 174 с.
Диагностика межличностных отношений (А.А.Рукавишников) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002 г. 490 с.
Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // СОЦИС. - 2003 - №7
Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. — М.: Когито-Центр, 1998 г. 224 с.
Крукс Р., Баур К. Сексуальность. - М.: Прайм-Еврознак, 2005 г., 452с.
Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб: Питер, 2001 г. 554 с.
Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. – М.: Мир, 1998 г. 721 с.
Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики / Под ред. Г.С. Батыгина. – М.: Наука, 1989 г. 120 с.
Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб: Речь, 2007 г. 392 с.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений. – Самара: СИОКПП, 2001 г. 64-75, 75-85, 103-106 с.
Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология / Пер. с англ.- М.: Независимая фирма «Класс», 2004 г. 256 с.
Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., Просвещение, 2001 г. 208 с.
Куттер Петер «Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей». Перевод с немецкого. С. С. Панкова. — СПб: Б.С.К., 2004 г.
Майерс Д. Психология. Мн.: Попурри, 2001 г. 848 с.
Норвуд Р. Женщины, которые любят слишком сильно / Робин Норвуд — М.: «Издательство «Добрая книга», 2010. — 352 с.
Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. –М.: Московский психолого-социальный институт, 2006 г. 496 с.
Психология и психоанализ любви. Хрестоматия. / Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2002. 688 с.
Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002 г.85-89 с.
Психология привязанности и ранних отношений: Тексты. / Сост. М.Л. Мельникова, Ред. С.Ф. Сироткина. – Ижевск: НИПЦ «ERGO», 2005 г. 362с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., 1996. 64 с.
Рогов. Е. И. Психология отношений мужчины и женщины. - М.: Владос-пресс, 2002
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - Издательство: Питер, 2002 г 720 с.
Соловьев В. С. Смысл любви//Вопросы философии и психологии. — 1894. — № 1
Спок Бенджамин. Разговор с матерью. Книга о воспитании. - Издательство политический литературы, 1990 г. 589 с.
Сюзан Форвард «Мужчины которые ненавидят женщин и женщины, которые их любят», 160 с.
Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Психоаналитическое исследование /Пер. с нем. -М.: Наука, 1995 г. 376 с.
Фромм Э. Искусство любить. – М.: Педагогика ,1990 г. 410 с.
Хендрикс. Х. Как добиться желанной любви. – Кронн-Пресс, 1999 г. 248 с.
Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. – М.: РИПОЛ КЛАСИК, 2003 г. 224 с.
Цельмер З. Искусство быть вместе. – М., 1994 г. 149 с.
Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – Е.: Деловая книга, 2006. 768 с.
Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 г. 512с. (Серия «Кафедра психологии»)
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999.– 656 с.
Энциклопедия психодиагностики т.3 Психодиагностика семьи/БАХРАХ-М Самара, 2009 г. 695 с.
Experiences in Relationships-Revised (ECR-R) Adult Attachment questionnaire, Fraley, R. C., Waller, NG., Brennan, K.A., 2000
Hendrick C, Hendrick SS (Feb 1986). «A theory and method of love». J of Personaliti and Social Psychology 50 (2) – 536 c.
STATISTICA 6. Статистический анализ данных. 2-е изд., переработ. и дополн. Учебник - М.: ООО "Бином-Пресс", 2010 г. - 528 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 6
Расчет корреляции между показателями особенностей родительского отношения и особенностей любовных отношений у женщин, в баллах
Включение (от индивида к людям) Включение (от людей к индивиду) Контроль (от индивида к людям) Контроль (от людей к индивиду) Аффект (от индивида к людям) Аффект (от людей к индивиду) Близость Страсть Преданность Тревожность Избегание близости Эрос Людус Сторге Прагма Маниа Агапе Принятие -0,03 -0,83 -0,82 0,74 -0,89 -0,79 -0,91 0,01 -0,18 0,16 0,57 0,36 0,00 -0,65 -0,12 -0,54
-0,08 Кооперация -0,08 -0,85 -0,86 0,75 -0,88 -0,82 -0,91 0,05 -0,11 0,08 0,66 0,27 0,09 -0,59 -0,08 -0,70 -0,08 Симбиоз 0,03 -0,83 -0,79 0,72 -0,82 -0,84 -0,85 -0,06 -0,16 0,13 0,51 0,33 0,02 -0,51 -0,06 -0,52 -0,10 Авторитаризм -0,22 -0,88 -0,79 0,64 -0,87 -0,77 -0,85 -0,10 -0,11 0,05 0,64 0,19 0,06 -0,58 0,03 -0,60 0,01 «Маленький неудачник» -0,04 -0,73 -0,64 0,64 -0,64 -0,69 -0,69 -0,10 -0,16 0,15 0,47 0,24 0,13 -0,50 -0,09 -0,32 -0,08
Таблица 7
Расчет корреляции между показателями особенностей родительского отношения и особенностей любовных отношений у мужчин, в баллах
Включение (от индивида к людям) Включение (от людей к индивиду) Контроль (от индивида к людям) Контроль (от людей к индивиду) Аффект (от индивида к людям) Аффект (от людей к индивиду) Близость Страсть Преданность Тревожность Избегание близости Эрос Людус Сторге Прагма Маниа Агапе Принятие -0,85 -0,74 -0,83 00,39 -0,63 -0,83 -0,66 00,17 -0,71 0,61 -0,01 00,31 00,19 -0,66 -0,47 -0,27 -0,02 Кооперация -0,76 -0,81 -0,77 00,78 -0,86 -0,72 -0,90 00,53 -0,64 0,74 -0,18 00,56 -0,06 -0,79 -0,78 -0,38 -0,25 Симбиоз -0,81 -0,63 -0,89 00,37 -0,66 -0,87 -0,78 00,38 -0,64 0,64 -0,20 00,54 -0,06 -0,71 -0,65 -0,19 -0,27 Авторитаризм -0,80 -0,69 -0,77 00,39 -0,56 -0,82 -0,62 00,19 -0,66 0,56 0,02 00,33 00,14 -0,62 -0,51 -0,29 00,01 «Маленький неудачник» -0,81 -0,68 -0,82 00,41 -0,62 -0,75 -0,74 00,29 -0,64 0,65 -0,07 00,42 00,09 -0,60 -0,52 -0,28 00,03 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Модифицированный опросник Варга-Столина, отраженное родительское отношение (ОРО).
Инструкция: Вам будет предложен перечень утверждений. Внимательно прочитайте каждое утверждение. Если утверждение является верным в отношении Ваших мамы и папы, мачехи, отчима (в отдельности), то в бланке для ответов, рядом с порядковым номером утверждения поставьте знак «+», если не согласны, то «–».
1. Мои родители всегда сочувствовали мне.
2. Родители считали своим долгом знать всё, что я думаю.
3. Родители уважали меня.
4. Родителям казалось, что моё поведение значительно отклонялось от нормы.
5. Родители считали, что нужно стараться держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6. Родители были расположены ко мне.
7. Родители считали, что хороший родитель ограждает ребёнка от трудностей жизни.
8. Родители часто испытывали чувство неприязни ко мне.
9. Родители всегда старались помочь мне.
10. Родители думали, что в некоторых случаях издевательское отношение к ребёнку может принести ему большую пользу.
11. Родители испытывали досаду в отношении меня.
12. Родители считали, что я ничего не добьюсь в жизни.
13. Родителям казалось, что другие дети потешались надо мной.
14. Родители считали, что я часто совершаю такие поступки, которые достойны презрения.
15. Родители думали, что я для своего возраста немножко незрелый.
16. Родители считали, что я специально вёл себя плохо, чтобы досадить им.
17. Родители считали, что я впитывал в себя всё дурное, как губка.
18. Родители говорили, что меня трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19. Родители считали, что ребёнка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастает порядочный человек.
20. Родителям нравилось, когда мои друзья приходили в наш дом.
21. Родители принимали участие во мне.
22. Родители считали, что ко мне «липнет» всё дурное.
23. Родители считали, что я не добьюсь успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорили о детях, моим родителям было немного стыдно из-за того, что их ребёнок не такой умный и способный, как им бы хотелось.
25. Родители жалели меня.
26. Когда родители сравнивали меня со сверстниками, то мои сверстники казались им взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Родители с удовольствием проводили со мной всё своё свободное время.
28. Мои родители часто грустили о том, что я расту и взрослею, и с нежностью вспоминали о том времени, когда я был маленьким.
29. Мои родители часто проявляли враждебность ко мне.
30. Родители мечтали о том, чтобы я достиг всего того, что им нравится и кажется необходимым.
31. Родители считали, что они должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать от него.
32. Родители старались выполнять все мои просьбы.
33. Родители придерживались мнения, что, принимая семейные решения, следует учитывать мнение ребёнка.
34. Родители очень интересовались моей жизнью.
35. В конфликте мои родители довольно часто признавали, что я по-своему прав.
36. Родители понимали, что дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Родители всегда считались со мной.
Родители испытывали ко мне дружеские чувства.
39. Родители считали, что основными причинами моих капризов были эгоизм, упрямство и лень.
40. Родители думали, что они не смогут нормально оглохнуть, если будут проводить отпуск со мной.
41. Родители считали, что самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, а всё остальное приложится.
42. Моим родителям иногда качалось, что я не способен ни на что хорошее.
43. Родители разделяли мои увлечения.
44. Родители говорили, что я могу вывести из себя кого угодно.
45. Родители понимали мои огорчения.
46. Родители часто испытывали раздражение ко мне.
47. Родители считали, что воспитание ребёнка - это сплошная нервотрёпка.
48. Родители думали, что строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Родители не доверяли мне.
50. Родители полагали, что за строгое воспитание дети потом благодарят.
51. Мне кажется, что иногда родители испытывали ненависть ко мне.
52. Вполне возможно, что родители видели во мне больше недостатков, чем достоинств.
53. Родители разделяли мои интересы.
54. Родители говорили, что я не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, а если и делаю, то обязательно не так.
55. Мои родители опасались, что я могу вырасти неприспособленным к жизни.
56. Родители говорили, что я нравлюсь им таким, какой я есть.
57. Родители тщательно следили за состоянием моего здоровья.
58. Нередко родители восхищались мною.
59. Родители считали, что ребёнок не должен иметь секретов от своих родителей.
60. Родители были не высокого мнения о моих способностях и не скрывали этого от меня.
61. Моим родителям было весьма желательно, чтобы я дружил с теми детьми, которые им нравятся
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Опросник «Стили Любви» по К. Хендриксу.
Инструкция
Испытуемому предлагается ряд утверждений, которые касаются установок в сфере любви. Внимательно прочитайте и оцените каждое утверждение. Из пяти предложенных вариантов (совершенно не согласен, скорее не согласен, нейтральное отношение, скорее согласен, совершенно согласен) - выберите один и поставьте на регистрационном листе галочку напротив того варианта ответа, который подходит больше всего именно Вам.
Приведенные утверждения относятся к конкретным любовным взаимоотношениям. При ответе, нужно представить нынешнего партнёра.
УТВЕРЖДЕНИЯ:
1. В трудное время я всегда пытаюсь помочь своему партнеру. 2. Если мой партнер меня игнорирует, я иногда совершаю глупости, чтобы привлечь е£ внимание. 3. До интимного контакта со своим партнером я пытался вычислить, совместима ли будет наша наследственность, если мы захотим завести детей. 4. Мне трудно сказать, когда именно наша дружба переросла в любовь. 5. Мне нравится «играть в любовь» с моим партнером и рядом других партнеров. 6. Я бы предпочёл пострадать самому, чем заставить страдать моего партнера. 7. Важный фактор при выборе партнера - то, как он или она повлияет на мою карьеру. 8. Я не могу расслабиться, если подозреваю, что мой партнер находится с кем-то ещё. 9. Сначала нам пришлось позаботиться о нашей любви, тогда она стала настоящей. 10. Когда мой партнер становится, слишком зависим от меня, мне хочется слегка отстраниться. 11. Наши занятия любовью очень интенсивны и приносят удовлетворение 12. Я не могу чувствовать себя счастливым, если не вижу, что мой партнер тоже счастлив. 13. Когда дела у моего партнера идут не так как нужно, у меня начинает болеть живот. 14. Мой партер расстроится, если бы он или она узнали о некоторых моих поступках по отношению к другим людям. 15. Мне кажется, что мой партнер и я созданы друг для друга 16. Важный фактор при выборе партнера станет ли он (она) хорошим отцом (матерью) 17. С тех пор как я полюбил (полюбила) своего партнера, мне трудно сосредоточиться на чем-то. 18. У моего партнера и меня нормальная физическая совместимость. 19. Я обычно жертвую своими желаниями, чтобы дать партнеру достичь то, что он жаждет 20. Я надеюсь, что мы с моим партнером всегда останемся друзьями. 21. Мы с моим партнером действительно понимаем друг друга. 22. При выборе партнера, я, главным образом, думаю о том, подойдет он нашей семье. 23. Я предпочитаю держать моего партнера в неведении о своих обязательствах по отношению к ней (ему). 24. Мой партнер соответствует моим идеальным стандартам красоты и привлекательности. 25. Как только мы познакомились, между мной и моим партнером возникло сильное влечение. 26. Когда мой партнер не обращает на меня внимания, я чувствую, что не здоров (здорова). 27. Когда мой партнер начинает на меня злиться, я все равно полностью, и безусловно его люблю. 28. Я считаю, что то, что мой партнер не знает обо мне не причинит ему боли. 29. Наша любовь, как мне кажется, представляет самый лучший тип любви, потому что она основана на длительной дружбе. 30. Выбирая партнера, я считал, что лучше всего любить кого-то с таким же, как у меня образованием. 31. Наша дружба с течением времени переросла в любовь. 32. Всем, чем я владею, может воспользоваться мой партнер. 33. Иногда я так волнуюсь из-за того, что влюблен в своего партнера, что не могу заснуть. 34. Я пытался тщательно спланировать свою жизнь, прежде чем выбрать себе партнера. 35. Наша любовь - это действительно глубокая дружба, а не таинственные или мистические переживания. 36. Мой партнер и я довольно быстро эмоционально «заводимся». 37. Я бы мог быстро и легко прекратить встречаться с моим партнером. 38. Я вытерпел бы все, что угодно ради своего партнера. 39. Мне приходится иногда удерживать моего парнера от поисков других. 40. Я сначала обдумал, кем мой партнер собирается стать, прежде чем брать на себя обязательства по отношению к нему. 41. Если мой партнер и я разорвем наши отношения, я , пожалуй, впаду в такую депрессию, что даже могу подумать о суициде. 42. Наши любовные отношения больше всего меня удовлетворяют, потому что они развились из хорошей дружбы. ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Опросник Р. Стернберга, триада любви.
УТВЕРЖДЕНИЯ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Я не могу представить себе жизнь без ……. 2. Я нахожу ……. очень привлекательным. 3. Я желаю ……. всяческого благополучия. 4. Я очень ценю роль ……. в моей жизни. 5. Я знаю, что я люблю ……. 6. Я хочу быть с ……. и ни с кем другим. 7. Мои отношения с ……. очень романтичны 8. Я ощущаю свою близость к 9. Я не могу представить себе, что мои отношения с ……. могут окончиться. 10. У меня теплые отношения с ……. 11. Даже когда я ссорюсь с ……, у меня не возникает желания нарушить верность. 12. Я очень часто думаю о ……. 13. Я обожаю ……. 14. Я уверен(а) в своей любви к ……. 15. Я не могу себе представить, что может помешать сохранению моей
преданности …….. 16. …….. всегда может рассчитывать на мою поддержку. 17. Когда я смотрю фильмы или читаю книги о любви, я думаю о ……. 18. Я чувствую, что действительно понимаю ……. 19. Я оказываю значительную эмоциональную поддержку ……. 20. Мне особенно приятен физический контакт с ……. 21. Я чувствую, что действительно могу доверять ……. 22. Я твердо решил (а) поддерживать отношения с ……. 23. Я хорошо лажу с ……. 24. Я делюсь с ……. своими глубоко личными переживаниями. 25. Я получаю значительную эмоциональную поддержку от ……. 26. Я люблю ……. и никому не позволю встать между нами. 27. Я намереваюсь продолжить свою связь с ……. 28. У меня часто возникают сексуальные фантазии, связанные с ……. 29. Я уверен(а) в постоянстве моих отношений с ……. 30. Я чувствую, что ……. действительно понимает меня. 31. Я считаю свою связь с ……. постоянной. 32. Я считаю свои отношения с ……. хорошим решением. 33. Я надеюсь сохранить любовь к ……. до конца моих дней 34. Наши отношения с ……. можно назвать страстью. 35. Я не могу себе представить, чтобы кто-то другой сделал меня такой(им) счастливой(ым) как ……. 36.Я испытываю чувство ответственности за ……. 37. В моих отношениях с ……. есть что-то волшебное. 38. Я считаю свою преданность ……. очень сильной. 39. Мои отношения с ……. вполне меня устраивают. 40. Я готов(а) многим пожертвовать для ……. 41. Для меня нет ничего важнее моих отношений с ……. 42. Я идеализирую ……. 43. Мне достаточно увидеть ……, чтобы прийти в возбуждение. 44. Я всегда могу рассчитывать на поддержку ……. 45. Я всегда буду ощущать глубокую ответственность за …….
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Модифицированный опросник «Опыт близких отношений» К. Бреннан и Р.К. Фрейли
Утверждения «+» « - » 1. Если это необходимо, я всегда приду на помощь своему партнёру. 2. Я говорю своему партнеру практически обо всем. 3. Когда у меня завязываются близкие отношения, я становлюсь тревожным и беспокойным. 4. Мне становится не по себе, когда партнер хочет сократить дистанцию между нами слишком сильно. 5. Я боюсь, что могу остаться один. 6. Мы с моим партнером действительно понимаем друг друга. 7. Я хочу быть ближе со своим партнером, но что-то во мне заставляет держаться на расстоянии. 8. Меня выбивает из колеи, если мой партнер не проводит со мной достаточно много времени. 9. Обращение к партнеру не всегда помогает мне, когда я испытываю сложности. 10. Мне часто хочется, чтобы его/ее чувства ко мне были такими же сильными, как и мои к нему/ней. 11. Когда мой партнер не доволен мной, я теряю уважение к себе. 12. Меня расстраивает, если партнера нет рядом в нужный момент. 13. Я стараюсь не показывать партнеру, что я чувствую в глубине души. 14. Если я не могу добиться внимания со стороны партнера, я расстраиваюсь или злюсь. 15. Как только отношения начинают заходить слишком далеко, мне хочется немного отдалиться. 16. Я часто переживаю из-за того, что могу потерять своего партнера. 17. Я стараюсь избегать излишней близости с партнером. 18. Мне часто хочется стать с партнером единым целым, полностью слиться с ним, что, может быть, отпугивает его. 19. Мне легко чувствовать свою зависимость от партнера. 20. Я стараюсь не загружать партнера своими проблемами. 21. Я предпочитаю сохранять границы в отношениях с партнером. 22. Иногда я чувствую, что вынуждаю партнера показывать более сильные чувства и больше преданности. 23. Мой партнер нередко заставляет меня сомневаться в себе. 24. Мне нелегко быть откровенным со своим партнером. 25. Я много волнуюсь из-за своих отношений. 26. Мне необходимо, чтобы мой партнер постоянно подтверждал свою любовь ко мне. 27. Я иногда боюсь, что, узнав меня ближе, партнер может разочароваться и отвернуться от меня. 28. Я могу свободно попросить у партнера помощи, поддержки или совета. ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Расчет корреляции между показателями родительского отношения и стилей партнерских отношений у женщин
Женщины Принятие Кооперация Симбиоз Авторитаризм Маленький неудачник Включение (от индивида к людям) Включение (от людей к индивиду) Контроль (от индивида к людям) Контроль (от людей к индивиду) Аффект (от индивида к людям) Аффект (от людей к индивиду) Близость Страсть Преданность 1 12,02 12,29 19,53 13,86 14,55 6 7 6 4 8 6 8 6 8 2 12,02 12,29 19,53 13,86 14,55 7 8 7 4 7 7 8 7 7 3 12,02 12,29 39,06 13,86 45,57 7 7 8 5 8 8 7 6 7 4 31,01 12,29 39,06 13,86 45,57 6 6 7 4 7 7 7 6 8 5 31,01 12,29 39,06 13,86 70,25 7 6 6 5 6 5 8 8 3 6 31,01 12,29 39,06 13,86 45,57 7 7 6 6 6 6 7 7 3 7 53,79 19,22 39,06 32,13 70,25 6 8 7 5 7 6 7 8 4 8 31,01 19,22 57,96 32,13 70,25 5 7 6 4 7 5 7 8 2 9 31,01 19,22 57,96 32,13 70,25 7 6 7 5 8 7 7 8 3 10 31,01 19,22 57,96 32,13 70,25 5 6 7 5 7 7 7 9 4 11 53,79 19,22 57,96 32,13 45,57 6 7 7 5 5 8 6 8 4 12 53,79 19,22 57,96 32,13 45,57 6 6 8 4 6 7 7 8 3 13 53,79 19,22 57,96 53,87 84,81 7 6 7 5 6 7 7 3 7 14 53,79 19,22 57,96 53,87 84,81 5 5 6 5 5 5 7 3 7 15 53,79 48,82 74,97 53,87 84,81 6 4 6 4 7 6 6 2 6 16 53,79 48,82 74,97 53,87 84,81 5 5 5 6 6 5 6 3 7 17 53,79 48,82 74,97 53,87 84,81 4 6 6 5 5 4 6 2 7 18 77,21 48,82 74,97 69,3 84,81 4 5 5 7 4 5 3 7 3 19 77,21 48,82 86,63 53,87 84,81 45 4 4 7 4 4 3 8 4 20 77,21 48,82 74,97 69,3 84,81 4 5 3 8 5 4 2 8 3 21 77,21 48,82 74,97 69,3 84,81 3 5 3 7 4 2 3 7 3 22 77,21 48,82 86,63 69,3 93,04 3 4 4 8 5 3 3 8 4 23 77,21 48,82 86,63 69,3 96,83 4 3 2 7 3 2 3 9 2 24 77,21 80,93 74,97 69,3 84,81 3 4 3 5 3 3 2 7 7 25 77,21 80,93 86,63 83,79 84,81 2 3 3 6 4 2 2 8 7 26 84,17 80,93 86,63 69,3 84,81 4 2 2 6 2 4 3 7 6 27 84,17 80,93 86,63 69,3 93,04 2 3 4 7 3 2 2 8 7 28 84,17 80,93 86,63 83,79 96,83 3 2 3 7 3 3 2 9 8 29 84,17 80,93 86,63 83,79 84,81 3 3 2 7 2 3 3 4 3 30 84,17 80,93 86,63 83,79 84,81 2 2 2 6 2 2 3 2 2 Xср 56,4 41,1 64,8 49,6 72,5 6,13 5,07 5,07 5,63 5,17 4,83 5,07 6,47 4,97 S 24,32 24,85 22,18 25,51 22,37 7,53 1,78 1,96 1,25 1,88 1,95 2,26 2,27 2,11 Сумм XY1 10236,98 7528,92 7437,77 10177,52 7556,76 7090,34 7122,59 10957,19 8134,57 Сумм XY2 5722,82 3988,01 3859,52 6318,01 3978,27 3686,58 3599,41 6556,63 4800,67 Сумм XY3 11300,29 8257,50 8203,64 10807,86 8399,26 7730,81 7968,95 11656,48 8799,03 Сумм XY4 9654,14 7832,93 7847,74 10582,25 7960,18 7472,57 7568,33 11302,32 8648,47 Сумм XY5 13124,47 10179,53 10210,56 12771,34 10464,33 9635,88 10009,89 13917,44 10579,56 r1 -0,03 -0,83 -0,82 0,74 -0,89 -0,79 -0,91 0,01 -0,18 r2 -0,08 -0,85 -0,86 0,75 -0,88 -0,82 -0,91 0,05 -0,11 r3 0,03 -0,83 -0,79 0,72 -0,82 -0,84 -0,85 -0,06 -0,16 r4 -0,22 -0,88 -0,79 0,64 -0,87 -0,77 -0,85 -0,10 -0,11 r5 -0,04 -0,73 -0,64 0,64 -0,64 -0,69 -0,69 -0,10 -0,16 r1 -0,03 -0,83 -0,82 0,74 -0,89 -0,79 -0,91 0,01 -0,18 r2 -0,08 -0,85 -0,86 0,75 -0,88 -0,82 -0,91 0,05 -0,11 r3 0,03 -0,83 -0,79 0,72 -0,82 -0,84 -0,85 -0,06 -0,16 r4 -0,22 -0,88 -0,79 0,64 -0,87 -0,77 -0,85 -0,10 -0,11 r5 -0,04 -0,73 -0,64 0,64 -0,64 -0,69 -0,69 -0,10 -0,16
Расчет корреляции между показателями родительского отношения и стилей партнерских отношений у мужчин
Мужчины Принятие Кооперация Симбиоз Авторитаризм Маленький неудачник Включение (от индивида к людям) Включение (от людей к индивиду) Контроль (от индивида к людям) Контроль (от людей к индивиду) Аффект (от индивида к людям) Аффект (от людей к индивиду) Близость Страсть Преданность 1 12,02 9,77 19,53 13,86 14,55 8 6 7 4 4 5 7 8 7 2 12,02 7,88 19,53 13,86 14,55 7 5 7 5 5 6 7 8 7 3 12,02 9,77 19,53 32,13 45,57 8 7 8 6 4 5 6 7 7 4 31,01 9,77 39,06 32,13 14,55 7 7 7 5 5 4 7 6 6 5 31,01 9,77 39,06 32,13 70,25 8 7 6 4 6 5 6 7 3 6 31,01 12,29 19,53 32,13 45,57 6 5 6 5 5 6 7 8 3 7 53,79 19,22 19,53 32,13 70,25 6 6 7 6 4 5 7 9 2 8 31,01 12,29 57,96 13,86 45,57 5 6 5 5 3 4 6 8 3 9 31,01 9,77 39,06 32,13 45,57 7 5 6 4 3 5 7 9 3 10 31,01 12,29 39,06 32,13 70,25 5 7 5 5 5 5 6 8 4 11 53,79 19,22 19,53 53,87 45,57 6 5 7 5 4 6 6 9 2 12 53,79 12,29 39,06 69,3 45,57 6 6 7 5 5 5 6 9 2 13 53,79 19,22 57,96 53,87 45,57 6 6 5 4 4 7 3 7 14 53,79 12,29 57,96 69,3 45,57 7 6 6 5 5 4 7 3 7 15 53,79 12,29 57,96 69,3 45,57 5 7 5 6 6 4 8 3 6 16 53,79 12,29 57,96 53,87 70,25 6 5 4 5 4 2 6 3 7 17 53,79 12,29 57,96 83,79 70,25 5 6 5 4 4 3 7 3 7 18 77,21 12,29 57,96 83,79 70,25 4 5 4 4 5 2 7 3 3 19 77,21 12,29 39,06 83,79 70,25 4 4 5 5 3 3 7 4 3 20 77,21 12,29 39,06 83,79 70,25 5 4 4 6 4 2 7 3 2 21 77,21 48,82 74,97 83,79 70,25 4 5 3 7 2 1 2 8 3 22 77,21 48,82 86,63 83,79 93,04 2 4 3 7 3 1 2 8 3 23 77,21 48,82 74,97 83,79 96,83 3 3 3 7 3 2 2 9 3 24 77,21 48,82 74,97 83,79 84,81 3 3 2 8 2 3 2 8 3 25 77,21 48,82 74,97 83,79 84,81 2 4 3 8 2 2 2 8 2 26 77,21 48,82 74,97 83,79 84,81 3 2 2 8 2 2 1 9 2 27 84,17 80,93 86,63 83,79 93,04 4 3 3 8 1 2 2 8 3 28 77,21 48,82 86,63 95,76 96,83 2 2 3 9 2 1 2 9 2 29 84,17 80,93 74,97 95,76 84,81 2 2 3 9 1 1 2 8 2 30 84,17 80,93 74,97 95,76 84,81 3 2 2 9 1 1 2 3 3 55,9 27,8 52,7 61,5 63,0 5,0 4,8 4,8 6,0 3,6 3,4 5,1 6,6 3,9 Xср 55,90 27,80 52,70 61,50 62,99 4,97 4,83 4,77 6,00 3,57 3,37 5,10 6,63 3,90 S 23,83 23,82 22,76 27,66 24,01 1,90 1,64 1,79 1,65 1,45 1,69 2,35 2,44 1,99 Сумм XY1 7211,22 7260,61 6968,21 10500,93 5344,36 4670,35 7484,61 10888,82 5767,06 Сумм XY2 3141,15 3117,84 3015,78 5891,94 2111,10 1971,22 2791,67 5922,15 2624,43 Сумм XY3 6836,17 6956,82 6482,43 9891,75 5009,79 4356,47 6854,43 10399,85 5806,12 Сумм XY4 7942,50 8005,49 7684,82 11584,49 5930,25 5094,24 8243,96 11779,50 6555,86 Сумм XY5 8318,69 8357,32 7989,59 11810,47 6114,97 5477,66 8426,27 12665,47 6562,41 r1 -0,85 -0,74 -0,83 0,39 -0,63 -0,83 -0,66 -0,14 -0,56 r2 -0,76 -0,81 -0,77 0,78 -0,86 -0,72 -0,90 0,23 -0,46 r3 -0,81 -0,63 -0,89 0,37 -0,66 -0,87 -0,78 -0,05 -0,27 r4 -0,80 -0,69 -0,77 0,39 -0,56 -0,82 -0,62 -0,23 -0,40 r5 -0,81 -0,68 -0,82 0,41 -0,62 -0,75 -0,74 0,08 -0,58 r1 -0,85 -0,74 -0,83 0,68 -0,63 -0,83 -0,66 -0,14 -0,56 r2 -0,76 -0,81 -0,77 0,90 -0,86 -0,72 -0,90 0,23 -0,46 r3 -0,81 -0,63 -0,89 0,71 -0,66 -0,87 -0,78 -0,05 -0,27 r4 -0,80 -0,69 -0,77 0,65 -0,56 -0,82 -0,62 -0,23 -0,40 r5 -0,81 -0,68 -0,82 0,67 -0,62 -0,75 -0,74 0,08 -0,58 ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Таблица критических значений
Достоверные (критические) значения r
Достоверность оценивается по специальной таблице стандартных коэффициентов корреляции. При этом достоверным считается такой коэффициент корреляции, когда при определенном числе степеней свободы (n — 2), он равен или более табличного, соответствующего степени безошибочного прогноза р ≥95%.
Число степеней свободы — 2 Уровень вероятности р (%) 95% 98% 99% 1 0,997 0,999 0,999 2 0,950 0,980 0,990 3 0,878 0,934 0,959 4 0,811 0,882 0,917 5 0,754 0,833 0,874 6 0,707 0,789 0,834 7 0,666 0,750 0,798 8 0,632 0,716 0,765 9 0,602 0,885 0,735 10 0,576 0,858 0,708 11 0,553 0,634 0,684 12 0,532 0,612 0,661 13 0,514 0,592 0,641 14 0,497 0,574 0,623 15 0,482 0,558 0,606 16 0,468 0,542 0,590 17 0,456 0,528 0,575 18 0,444 0,516 0,561 19 0,433 0,503 0,549 20 0,423 0,492 0,537 25 0,381 0,445 0,487 30 0,349 0,409 0,449
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Сводный протокол первичных диагностических данных у женщин
Женщины Принятие Кооперация Симбиоз Авторитаризм Маленький неудачник Включение (от индивида к людям) Включение (от людей к индивиду) Контроль (от индивида к людям) Контроль (от людей к индивиду) Аффект (от индивида к людям) Аффект (от людей к индивиду) Близость Страсть Преданность 1 12,02 12,29 19,53 13,86 14,55 6 7 6 4 8 6 8 6 8 2 12,02 12,29 19,53 13,86 14,55 7 8 7 4 7 7 8 7 7 3 12,02 12,29 39,06 13,86 45,57 7 7 8 5 8 8 7 6 7 4 31,01 12,29 39,06 13,86 45,57 6 6 7 4 7 7 7 6 8 5 31,01 12,29 39,06 13,86 70,25 7 6 6 5 6 5 8 8 3 6 31,01 12,29 39,06 13,86 45,57 7 7 6 6 6 6 7 7 3 7 53,79 19,22 39,06 32,13 70,25 6 8 7 5 7 6 7 8 4 8 31,01 19,22 57,96 32,13 70,25 5 7 6 4 7 5 7 8 2 9 31,01 19,22 57,96 32,13 70,25 7 6 7 5 8 7 7 8 3 10 31,01 19,22 57,96 32,13 70,25 5 6 7 5 7 7 7 9 4 11 53,79 19,22 57,96 32,13 45,57 6 7 7 5 5 8 6 8 4 12 53,79 19,22 57,96 32,13 45,57 6 6 8 4 6 7 7 8 3 13 53,79 19,22 57,96 53,87 84,81 7 6 7 5 6 7 7 3 7 14 53,79 19,22 57,96 53,87 84,81 5 5 6 5 5 5 7 3 7 15 53,79 48,82 74,97 53,87 84,81 6 4 6 4 7 6 6 2 6 16 53,79 48,82 74,97 53,87 84,81 5 5 5 6 6 5 6 3 7 17 53,79 48,82 74,97 53,87 84,81 4 6 6 5 5 4 6 2 7 18 77,21 48,82 74,97 69,3 84,81 4 5 5 7 4 5 3 7 3 19 77,21 48,82 86,63 53,87 84,81 45 4 4 7 4 4 3 8 4 20 77,21 48,82 74,97 69,3 84,81 4 5 3 8 5 4 2 8 3 21 77,21 48,82 74,97 69,3 84,81 3 5 3 7 4 2 3 7 3 22 77,21 48,82 86,63 69,3 93,04 3 4 4 8 5 3 3 8 4 23 77,21 48,82 86,63 69,3 96,83 4 3 2 7 3 2 3 9 2 24 77,21 80,93 74,97 69,3 84,81 3 4 3 5 3 3 2 7 7 25 77,21 80,93 86,63 83,79 84,81 2 3 3 6 4 2 2 8 7 26 84,17 80,93 86,63 69,3 84,81 4 2 2 6 2 4 3 7 6 27 84,17 80,93 86,63 69,3 93,04 2 3 4 7 3 2 2 8 7 28 84,17 80,93 86,63 83,79 96,83 3 2 3 7 3 3 2 9 8 29 84,17 80,93 86,63 83,79 84,81 3 3 2 7 2 3 3 4 3 30 84,17 80,93 86,63 83,79 84,81 2 2 2 6 2 2 3 2 2
Сводный протокол первичных диагностических данных у мужчин
Мужчины Принятие Кооперация Симбиоз Авторитаризм Маленький неудачник Включение (от индивида к людям) Включение (от людей к индивиду) Контроль (от индивида к людям) Контроль (от людей к индивиду) Аффект (от индивида к людям) Аффект (от людей к индивиду) Близость Страсть Преданность 1 12,02 9,77 19,53 13,86 14,55 8 6 7 4 4 5 7 8 7 2 12,02 7,88 19,53 13,86 14,55 7 5 7 5 5 6 7 8 7 3 12,02 9,77 19,53 32,13 45,57 8 7 8 6 4 5 6 7 7 4 31,01 9,77 39,06 32,13 14,55 7 7 7 5 5 4 7 6 6 5 31,01 9,77 39,06 32,13 70,25 8 7 6 4 6 5 6 7 3 6 31,01 12,29 19,53 32,13 45,57 6 5 6 5 5 6 7 8 3 7 53,79 19,22 19,53 32,13 70,25 6 6 7 6 4 5 7 9 2 8 31,01 12,29 57,96 13,86 45,57 5 6 5 5 3 4 6 8 3 9 31,01 9,77 39,06 32,13 45,57 7 5 6 4 3 5 7 9 3 10 31,01 12,29 39,06 32,13 70,25 5 7 5 5 5 5 6 8 4 11 53,79 19,22 19,53 53,87 45,57 6 5 7 5 4 6 6 9 2 12 53,79 12,29 39,06 69,3 45,57 6 6 7 5 5 5 6 9 2 13 53,79 19,22 57,96 53,87 45,57 6 6 5 4 4 7 3 7 14 53,79 12,29 57,96 69,3 45,57 7 6 6 5 5 4 7 3 7 15 53,79 12,29 57,96 69,3 45,57 5 7 5 6 6 4 8 3 6 16 53,79 12,29 57,96 53,87 70,25 6 5 4 5 4 2 6 3 7 17 53,79 12,29 57,96 83,79 70,25 5 6 5 4 4 3 7 3 7 18 77,21 12,29 57,96 83,79 70,25 4 5 4 4 5 2 7 3 3 19 77,21 12,29 39,06 83,79 70,25 4 4 5 5 3 3 7 4 3 20 77,21 12,29 39,06 83,79 70,25 5 4 4 6 4 2 7 3 2 21 77,21 48,82 74,97 83,79 70,25 4 5 3 7 2 1 2 8 3 22 77,21 48,82 86,63 83,79 93,04 2 4 3 7 3 1 2 8 3 23 77,21 48,82 74,97 83,79 96,83 3 3 3 7 3 2 2 9 3 24 77,21 48,82 74,97 83,79 84,81 3 3 2 8 2 3 2 8 3 25 77,21 48,82 74,97 83,79 84,81 2 4 3 8 2 2 2 8 2 26 77,21 48,82 74,97 83,79 84,81 3 2 2 8 2 2 1 9 2 27 84,17 80,93 86,63 83,79 93,04 4 3 3 8 1 2 2 8 3 28 77,21 48,82 86,63 95,76 96,83 2 2 3 9 2 1 2 9 2 29 84,17 80,93 74,97 95,76 84,81 2 2 3 9 1 1 2 8 2 30 84,17 80,93 74,97 95,76 84,81 3 2 2 9 1 1 2 3 3
2
68
86
аффект (от людей к инд-ду)
r = - 0,82
Близость
r = - 0,91
Контроль (от инд-да к людям)
r = - 0,86
Контроль (от людей к инд-ду)
r = 0,75
Включение (от людей к инд-ду)
r = - 0,85
Кооперация
Принятие
Избегание близости
r = 0,66
аффект (от инд-да к людям)
r = - 0,88
Включение (от людей к инд-ду)
r = - 0,83
Маниа
r = - 0,54
Контроль (от инд-да к людям)
r = - 0,82
Контроль (от людей к инд-ду)
r = 0,74
аффект (от инд-да к людям)
r = - 0,89
аффект (от людей к инд-ду)
r = - 0,79
Близость
r = - 0,91
Избегание близости
r = 0,57
Сторге
r = - 0,65
Сторге
r = - 0,59
Маниа
r = - 0,70
Симбиоз
Включение (от людей к инд-ду)
r = - 0,83
Контроль (от инд-да к людям)
r = - 0,79
Контроль (от людей к инд-ду)
r = 0,72
аффект (от инд-да к людям)
r = - 0,82
аффект (от людей к инд-ду)
r = - 0,84
Близость
r = - 0,85
Избегание близости
r = 0,51
Сторге
r = - 0,51
Маниа
r = - 0,52
Авторитаризм
Включение (от людей к инд-ду)
r = - 0,88
Контроль (от инд-да к людям)
r = - 0,79
Контроль (от людей к инд-ду)
r = 0,64
аффект (от инд-да к людям)
r = - 0,87
аффект (от людей к инд-ду)
r = - 0,77
Близость
r = - 0,85
Избегание близости
r = 0,64
Сторге
r = - 0,58
Маниа
r = - 0,60
Маленький неудачник
Включение (от людей к инд-ду)
r = - 0,73
Контроль (от инд-да к людям)
r = - 0,64
Контроль (от людей к инд-ду)
r = 0,64
аффект (от инд-да к людям)
r = - 0,64
аффект (от людей к инд-ду)
r = - 0,69
Близость
r = - 0,69
Включение (от людей к инд-ду)
r = - 0,74
Сторге
r = - 0,50
Принятие
Контроль (от инд-да к людям)
r = - 0,83
аффект (от инд-да к людям)
r = 0,63
аффект (от людей к инд-ду)
r = 0,83
Близость
r = 0,66
Преданность
r = - 0,71
Тревожность
r = 0,61
Сторге
r = 0,66
Включение (от инд-да к людям)
r = - 0,85
Кооперация
Включение (от людей к инд-ду)
r = - 0,81
Контроль (от инд-да к людям)
r = - 0,77
Контроль (от людей к инд-ду)
r = 0,78
аффект (от инд-да к людям)
r = 0,86
аффект (от людей к инд-ду)
r = 0,72
Близость
r = 0,90
Страсть
r = - 0,53
Преданность
r = - 0,64
Включение (от инд-да к людям)
r = 0,76
Тревожность
r = 0,74
Эрос
r = 0,56
Сторге
r = 0,79
Прагма
r = 0,78
Симбиоз
Включение (от людей к инд-ду)
r = - 0,63
Контроль (от инд-да к людям)
r = - 0,89
Авторитаризм
аффект (от инд-да к людям)
r = 0,66
аффект (от людей к инд-ду)
r = 0,87
Близость
r = 0,78
Включение (от людей к инд-ду)
r = - 0,69
Преданность
r = - 0,64
Тревожность
r = 0,64
Эрос
r = 0,54
Сторге
r = 0,71
Прагма
r = 0,65
Включение (от инд-да к людям)
r = 0,81
Контроль (от инд-да к людям)
r = - 0,77
аффект (от инд-да к людям)
r = 0,56
аффект (от людей к инд-ду)
r = 0,82
Близость
r = 0,62
Преданность
r = - 0,66
Тревожность
r = 0,56
Маленький неудачник
Сторге
r = 0,62
Прагма
r = 0,51
Включение (от инд-да к людям)
r = 0,80
Включение (от людей к инд-ду)
r = - 0,68
Контроль (от инд-да к людям)
r = - 0,82
аффект (от инд-да к людям)
r = 0,62
аффект (от людей к инд-ду)
r = 0,75
Близость
r = 0,74
Преданность
r = - 0,64
Тревожность
r = 0,65
Сторге
r = 0,60
Прагма
r = 0,52
Включение (от инд-да к людям)
r = 0,81
2. А.Адлер. Любовные нарушения и их отношения//Журнал практической психологии и психоанализа, 04.12.2001 г
3. Андреева Т.В. Психологические аспекты любви и брака // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6. – 2006. – №4
4. Берн Э. «Секс в человеческой любви», М., 1998 г. 246 с.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. — СПб, 2009 г. 399 с.
6. Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // СОЦИС. - 2003 - №7
7. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. — М.: Академический Проект, 2004 г. 232 с.
8. Васильев К.В. Любовь. – М.: Прогресс, 1982 г. 384 с.
9. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. –М.: «Класс», 1994 г. 112 с.
10. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – Издательство М. Университета, 1987. 174 с.
11. Диагностика межличностных отношений (А.А.Рукавишников) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002 г. 490 с.
12. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества // СОЦИС. - 2003 - №7
13. Кроник А.А., Кроник Е.А. Психология человеческих отношений. — М.: Когито-Центр, 1998 г. 224 с.
14. Крукс Р., Баур К. Сексуальность. - М.: Прайм-Еврознак, 2005 г., 452с.
15. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб: Питер, 2001 г. 554 с.
16. Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. – М.: Мир, 1998 г. 721 с.
17. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики / Под ред. Г.С. Батыгина. – М.: Наука, 1989 г. 120 с.
18. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб: Речь, 2007 г. 392 с.
19. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. – Самара: СИОКПП, 2001 г. 64-75, 75-85, 103-106 с.
20. Кернберг О.Ф. Отношения любви: норма и патология / Пер. с англ.- М.: Независимая фирма «Класс», 2004 г. 256 с.
21. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., Просвещение, 2001 г. 208 с.
22. Куттер Петер «Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей». Перевод с немецкого. С. С. Панкова. — СПб: Б.С.К., 2004 г.
23. Майерс Д. Психология. Мн.: Попурри, 2001 г. 848 с.
24. Норвуд Р. Женщины, которые любят слишком сильно / Робин Норвуд — М.: «Издательство «Добрая книга», 2010. — 352 с.
25. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен. –М.: Московский психолого-социальный институт, 2006 г. 496 с.
26. Психология и психоанализ любви. Хрестоматия. / Ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2002. 688 с.
27. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Под ред. Е.Г. Силяевой. М., 2002 г.85-89 с.
28. Психология привязанности и ранних отношений: Тексты. / Сост. М.Л. Мельникова, Ред. С.Ф. Сироткина. – Ижевск: НИПЦ «ERGO», 2005 г. 362с.
29. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М., 1996. 64 с.
30. Рогов. Е. И. Психология отношений мужчины и женщины. - М.: Владос-пресс, 2002
31. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - Издательство: Питер, 2002 г 720 с.
32. Соловьев В. С. Смысл любви//Вопросы философии и психологии. — 1894. — № 1
33. Спок Бенджамин. Разговор с матерью. Книга о воспитании. - Издательство политический литературы, 1990 г. 589 с.
34. Сюзан Форвард «Мужчины которые ненавидят женщин и женщины, которые их любят», 160 с.
35. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: Психоаналитическое исследование /Пер. с нем. -М.: Наука, 1995 г. 376 с.
36. Фромм Э. Искусство любить. – М.: Педагогика ,1990 г. 410 с.
37. Хендрикс. Х. Как добиться желанной любви. – Кронн-Пресс, 1999 г. 248 с.
38. Хоментаускас Г. Семья глазами ребенка. – М.: РИПОЛ КЛАСИК, 2003 г. 224 с.
39. Цельмер З. Искусство быть вместе. – М., 1994 г. 149 с.
40. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. – Е.: Деловая книга, 2006. 768 с.
41. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000 г. 512с. (Серия «Кафедра психологии»)
42. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999.– 656 с.
43. Энциклопедия психодиагностики т.3 Психодиагностика семьи/БАХРАХ-М Самара, 2009 г. 695 с.
44. Experiences in Relationships-Revised (ECR-R) Adult Attachment questionnaire, Fraley, R. C., Waller, NG., Brennan, K.A., 2000
45. Hendrick C, Hendrick SS (Feb 1986). «A theory and method of love». J of Personaliti and Social Psychology 50 (2) – 536 c.
46. STATISTICA 6. Статистический анализ данных. 2-е изд., переработ. и дополн. Учебник - М.: ООО "Бином-Пресс", 2010 г. - 528 с.
Семь
дифференциация Сексуальной
1
ОМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
дифференциация Сексуальной
Реферат
Выполнила: Кунгурцева С. П.
3-й курс, специальность психология
Проверила: Кубрина Л. В.
Омск
2004
Содержание
дифференциация Сексуальной 2
1.2. Определение половой дифференциации 4
1.3. Активный подход к проблеме половой дифференциации 5
1.4. Причины половозрастных различий 6
1.5. Сексуальное поведение. Эмоциональная адаптация 72. Половые различия в способности 7
2.2. Словесные характеристики 8
2.3. Память 9
2.4. Пространственные и технические способности. Числовые способности 93. Половые роли в детстве 10
3.2. Свобода пересечении межполовых границ, 12
3.3. Укрепление межполовых границ. 12
3.4. Возрастные изменения 13
3.5. Социальная ориентация женщин 154. Половозрастная стратификация общества 16
4.2. Интересы и установки 17
4.3. Социогенетические основания половозрастных различий, 18
4.4. Профессиональные достижения 195. Процесс половой социализации в современных условиях 20
Список литературы 24