Сравнительный анализ территории и организации экологического туризма в США и Российской Федерации
Заказать уникальную дипломную работу- 75 75 страниц
- 55 + 55 источников
- Добавлена 24.07.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава первая. Основные представления об экологическом туризме и его формах 7
1.1История, определение и главные особенности экологического туризма 7
1.2. Современные концепции экологического туризма 15
1.3. Сравнительный анализ организации и состояния экологического туризма в США и Российской Федерации 26
Выводы по 1 главе 31
Глава вторая. Системы ООПТ в США и Российской Федерации 33
2.1. Особоохраняемые природные территории в США 33
2.2. Особоохраняемые территории в Российской Федерации 37
2.2.1. Федеральное ООПТ: заповедники, национальные парки, федеральные памятники природы 37
2.2.2. Региональные ООПТ: природные парки, заказники, памятники природы 43
2.3. Сравнительный анализ системы ООПТ США и Российской Федерации 50
Глава третья. Современное состояние экологического туризма в США и Российской Федерации 59
3.1.Поток туристов и доходы от экологического туризма в США 59
3.2. Инфраструктура ,поток туристов и доходы от экологического туризма в Российской Федерации 72
3.3. Сравнительный анализ состояния экологического туризма в США и Российской Федерации 83
Заключение 93
Список литературы 96
В большом разнообразии предлагаются экотуры к Заливу HalfMoonBay.Рассмотрим основные показатели, характеризующие развитие экотуризма в США за период 200-2012 гг. (табл. 17). Из таблицы видно, что за анализируемый период число прибытий в страну в целях экотуризма возросло с 598 до 827 млн. прибытий (38,3 %), при этом за исключением 2001 года и кризисных 2008-2009 гг данный показатель стабильно растет. Основную долю экотуристов (порядка 45 %) интересуют маршрутные экотуры, предполагающие путешествие с познавательными целями по нескольким объектам туристского интереса в рамках одного тура (путешествия). Визиты в один из определенных объектов ООПТ США привлекает 37-38% туристов в год, соответственно, агротуризма и связанные с ним виды туризма занимают 17-18 % общего потока экотуристов.Что касается совокупного дохода от экотуризма, то данный показатель за период увеличился с 1060,25 млрддолл в 2000 г. до 1566,34 млрд долл в 2012 году (47,73 %), при этом рост происходил более равномерно: спад наблюдается только в 2008 году, в 2009 году уже был практически достигнут уровень 2007 года, в 2010 году – был превышен докризисный уровень. Данный факт вызван в том числе и ростом цен и длительности пребывания туристов в стране.Таблица 17 – Основные показатели развития экологического туризма в СШАГодыэкотуризм, всегоагротуризмООПТмаршрутный экотуризммлн. прибытийсовокупный доходдоход от 1 туристамлн. прибытийсовокупный доходдоход от 1 туристамлн. прибытийсовокупный доходдоход от 1 туристамлн. прибытийсовокупный доходдоход от 1 туриста20005981060,251,773102181,221,777225397,601,767271481,441,77720015651010,791,78997172,001,773212379,041,788256459,741,79620026021084,201,801103184,501,791226406,581,799273493,131,80620036181134,651,836105193,301,841232425,491,834281515,861,83620046291150,441,829107195,571,828236431,421,828286523,451,83020056871273,701,854116216,531,867258477,641,851313579,531,85220067151327,041,856121225,601,864267497,641,864327603,801,84620077861462,751,861133248,671,870295548,531,859358665,551,85920087981493,061,871136253,821,866299559,901,873363679,341,87120097851472,661,876134250,351,868294552,251,878357670,061,87720107931491,631,881135253,581,878298559,361,877360678,691,88520118111531,171,888139260,301,873304574,191,889368696,681,89320128271566,341,894141266,281,888310587,381,895376712,681,895Доход от одного экотуриста за данный период вырос с 1,773 до 1,894 тыс. долл США (6,82 %), практически повторяя динамику ранее проанализированных показателей.На основании имеющихся данных можно составить прогноз данных показателей до 2015 года. Графически данные представлены на рис. 7-9.Рис. 7. Динамика и трендовый прогноз числа прибытий в целях экотуризма в СШАРис. 8. Динамика и трендовый прогноз суммарного дохода от экотуризма в СШАРис. 9. Динамика и трендовый прогноз дохода от1экотуриста в СШАИз полученных трендовых прогнозов видно, что планируется дальнейший рост анализируемых показателей: к 2015 году число туристских прибытий в целях экотуризма превысит 920 млн, суммарный доход будет составлять не менее 1775 млн.долл США, что дает рост дохода от 1 экотуриста до 1,930 долл США.Что примечательно, в отличие от многих других туристических стран, федеральное правительство США не принимает непосредственного участия в продвижении национального турпродукта в зарубежных странах и не выделяет денежных средств на рекламу туристических возможностей страны. Для выполнения этой работы в 42 странах мира действуют комитеты Visit USA – общественные некоммерческие организации, объединяющие представителей туриндустрии, заинтересованных в популяризации направления, организации эффективных контактов с представителями принимающих компаний в США.Кроме этого, в продвижении туризма активно участвуют правительства штатов и местные органы власти. К примеру, туристическая администрация штата Нью-Мексико разработала новую кампанию, которая должна повысить популярность штата и привлечь внимание путешественников из Европы. Основой программы стала природа этой части США. Для более успешной пропаганды отдыха в Нью-Мексико, власти штата заключили контракт с ведущей компанией Германии, которая взяла на себя обязательства по брендингу и маркетингу в Европе. Таким образом, правительство штата Нью-Мексико привлекает внимание европейцев к своим экологическим маршрутам и природным достопримечательностям.В заключение необходимо отметить, что за последние 10 лет экотуризм приобрел особую популярность и может стать серьезным подспорьем для развития американского туризма в целом и открытьдля страны новые горизонты в этой сфере.3.2. Инфраструктура ,поток туристов и доходы от экологического туризма в Российской ФедерацииК первым национальным паркам РФ, которые достигликонкретныхуспехов в развитии экологического туризма, возможно отнести Водлозерский и Кенозерский парки на Российском Севере, Валдайский и Марий Чодра в центральной полосе России,. Югыд-ва в Коми, Тангай на Южном Урале, Прибайкальский и Забайкальский в Сибири и некиеиные. Количествопутешественников, навещающих национальные парки РФ, пока же не настольковеликопо сравнению с популярными парками мира. Но, следуетувидеть ,чтосо временем все наибольшеечисло заповедников и государственныхпарковых зонРФпоказываютэнтузиазм к развитию экскурсионно-туристической работы. Ниже приводятся данные , которые получены в процессе анкетирования участников семинаров, проводимых эколого-просветительским центром "Заповедники". Сообразноитогам анкетирования 1996 года, парк Марий Чодра, который присутствуетвцентральнойдоли бассейна Волги, в год посещают от 500 до 700 тысяч человек. Это, наверное, исключительновысочайшаяпопулярность для наших государственныхпарковых зон, сопоставимая с этимзнаменитейшим парком мира, как Денали на Аляске (эти же 500-700 тысяч ). Валдайский государственный парк, сообразнотаким жеисследованиям, приезжают вв год до 60 тысяч человек. А знаменитыйне столько у нас в РФ ,да идалеко за ее пределами Водлозерский парк навещаютвсего лишьчутьболее 4 тысяч человек. Для сопоставления: Йеллоустонскийнациональный парк в Соединенных Штатов, площадью 900 тыс.га, в год приезжают в 3 миллиона человек. Правда , и срок функционирования у нашего парка всего ничего - немногоболее 5 лет, а Йеллоустоуну - все 125.По состоянию на конец 1999 года, 76 заповедников (79%) обозначили на чтойместности экологические тропы и маршруты на местности заповедника, его охранной зоны, подконтрольных ему заказников и памятников природы либо на сопредельной местности. Центральнаядлинаданных троп и маршрутов на один заповедник - 57 километрах.Обустроенные либооказавшиесяв ходе обустройства и оборудования экотропы на земли заповедника, его охранной зоны, подконтрольных ему заказников и памятников природы либо на сопредельной местности имеют 22 заповедника (24%) : Байкальский, Баргузинский, "Басеги", Башкирский, Ботчинский, "Брянский лес", Волжско-Камский, Воронежский, Воронинский, Кавказский, Костомукшский, Кроноцкий, Курильский , Лапландский и др.В 1999 году туристские группыприехали в 64 заповедника (67%), в том числезаграничныетургруппы - 47 заповедников (49%). Общееколичествогостей заповедников равняетсявыше 140 тысяч, жителей других стран - выше 5 тыс.. Помимо всего этого, выше 300 тыс. человек приехало в рекреационный участок легендарного заповедника "Столбы" в Красноярском Крае).Самое большоеколичествогостейзаписано в заповеднике Тебердинском (34619), "Кивач" (32600), Кавказском (31857), Приокско-Террасном (10450). Самое большоеколичествозарубежныхпутешественниковприехали в заповедники "Кивач" (1309), Командорский (580), Курильский (385), Кроноцкий (344).Практически в 2 раза в сравнении с 1999 годом в 2000 году возрослочисло заповедников, имеющих или жеоказавшихсяв процессе оборудования экологические тропы и маршруты, впрочемисключительноменьше половины из них имеют ту или инуюстепень обустройства. Обустроенные либоотчасти обустроенные экологические тропы в 2000 году имели 39 заповедников(39%).В 2000 году санкционированные туристические группыприехали в 79 заповедников(80%), а всего заповедники обрели 149 231 гостей, кроме тогозаграничные туристские группыобщейколичеством 5055 человек приехали в 52 заповедника (53%). Болеепосещаемыми оказались заповедники Тебердинский (57 206 человек), Кива- 30 000 человек, Приокско-Террасный- 12 959 человек. Для заморскихгостейболеепривлекательным оказался заповедник Кивач (2 тысячи человек. К проведению экскурсий в 65 заповедниках (66%) привлекались работники, серьезные за экологическое просвещение, в 58 (59%)- научные работники, в 40 (40%)- сотрудники службы охраны и в 27(27%) - работникисторонних организаций.Основная массаОтечественных заповедников, которые начали заниматься экотуризмом, любят развивать его не на основнойместности, ну а в охранной полосе. К этим заповедникам, например , относится Катунский на Алтае. Летом в его окрестности прибываютв пределах 500 горных путешественников, Сто туристов-водников и 50 альпинистов-скалолазов.Оченьпривлекателены для познавательного туризма заповедники Приморья (Дальний Восток РФ). Так, Сихотэ-Алиньский заповедник,. отметивший не так давно свое 60-и летие, приезжают вв год в пределах 2 тысяч человек. Ну а вУссурийском, по возрасту немногостаршепредшествующего (организован в 1932 году), за год посещаетв пределах 6 тыс. человек.Нельзя не сказать еще о одном заповеднике, который присутствует на берегу самого глубочайшего озера на Земле. Это Байкальский заповедник, который начал развивать экологический туризм не более чем 3 года назад, хотяименно в данный моментпопулярен и привлекает вниманиепутешественников. Как правилоэтозаграничные туристы из различныхгосударств мира. С эколого-туристической работой неразрывно связана и работа в сфере музейного дела, направленнаятолько лишь на гостей заповедника. Этоболееобычное направление в эколого-просветительской сфере заповедников. В течении десятилетий непосредственноданной форме придавалось (официально) приоритетное значение, числилось, чтоконкретнопо её вине (и как правило ей) возможно обеспечить подабающий уровень пропаганды заповедного дела. Собственные Музеи Природы есть в 37 заповедниках РФ(39%). В 1999 году общеечислогостей музеев в заповедниках превысило 158 тысячи человек. Самое большоечислогостейзарегистрировано в музеях следующих заповедников: Ильменский- 48751, "Кивач"- 24320, Приокско-Террасный- 10450, Воронежский- 9173, Кавказский- 9110.При 15 заповедниках (15%) для гостей организованы визит-центры, еще в 38 заповедниках (40%) созданы информационные пункты иных форм (экоцентры, "уголки" и др.).Рассмотрим экономические показатели экотуризма в России (табл. 18).Таблица 18 – Динамика показателей экотуризма в России, 2000-2012 гг.Годыэкотуризм, всегоиностранные туристыроссийские экотуристытыс. челдоход, тыс. доллдоход от 1 туриста, тыс.доллтыс. челдоход, тыс. доллдоход от 1 туриста, тыс.доллтыс. челдоход, тыс. доллдоход от 1 туриста, тыс.долл2000654,5641,410,98187,000396,442,12467,50244,9700,5242001661,3654,690,99189,000404,462,14472,30250,2270,5302002702,4730,501,04208,000451,362,17494,40279,1360,5652003723,6774,251,07212,000462,162,18511,60312,0920,6102004747,9815,211,09215,000475,152,21532,90340,0610,6382005766,5927,471,21267,000595,412,23499,50332,0550,6652006789,41018,331,29302,000685,542,27487,40332,7860,6832007858,31132,961,32331,000761,32,3527,30371,6560,7052008851,21115,071,31329,000750,122,28522,20364,9520,6992009847,51110,231,31325,000744,252,29522,50365,9750,7002010869,41156,301,33334,000771,542,31535,40384,7620,7192011891,11202,991,35346,000806,182,33545,10396,8050,7282012906,41241,771,37359,000840,062,34547,40401,7080,734Из представленных данных видно, что общее число туристов, путешествующих по России с целями экологического туризма, за анализируемый период увеличилось с 654,5 до 906,4 тыс.чел (38,5 %), в том числе число иностранных экотуристов выросло со 187 до 359 тыс. чел. (91,9 %), число российских экотуристов - с 467,5 до 547,4 тыс. чел (17,1 %). Таким образом, наблюдается опережающий рост числа иностранныхэкотуристов в России (рис. 10). Рис. 10 Динамика числа экотуристов в РоссииПри этом, средний доход на 1 туриста за данный период также возрос: общий прирост данного показателя составил 39,8 %, в том числе доход от иностранных туристов в расчете на 1 человека составил10,4 %, на 1 российского - 40,%. При этом сумма, которую дает 1 иностранный экотурист практически в 3 раза больше, чем доход от 1 российского экотуриста (рис. 11). Под влиянием роста данных факторов, совокупный доход от экотуризма вырос за период на93,6 %, в том числе доход от иностранного экотуризма – 111,9 %, от российского экотуризма – 63,9%. (рис. 12).Рис. 11. Динамика среднего дохода на 1 экотуриста в РоссииРис. 12. Динамика совокупного дохода от экотуризма в России, тыс. доллТаким образом, можно сделать вывод, что необходимо и дальше развивать именно иностранный экотуризм, привлекая максимально возможное число иностранных туристов в Россию, одновременно предлагая российским экотуристам более дорогие, но обеспеченные инфраструктурой условий экологических туров, с целью повышения доходности российского экотуризма.Не взирая нанекиеполезныепримерыстановления экологического туризма в национальных парках и заповедниках РФ, стоит сновазаявить, чтоэто всетолько самые 1-ые шаги. Недоступность у основной массы ОПТ изначальногокапитала на созданиеэкоцентров отодвигает решение экообразовательныхвопросов (дажеисследованиеконкретных программ преподавания, адаптированных к естественным и социально-экономическим условиям) на дальнийпроект. Сама жепроблема экологического образования гостей переходит из разряда приоритетных вопобочные, уступая место решению по превосходствудомашнихвопросов. И ,поэтому, не взирая на грандиозный природно-познавательный потенциал, подъемпопулярности наших заповедников и государственныхпарковых зонподчасслучаетсяв высшей степенимедлительно. Предпосылкиданногоскрываются в изъяне рекламы, в высшей степени скудном комплекте рекреационных услуг и низкойудобства мест ночлега и отдыха. Также, ОПТ претерпеваютзначительныйнедостатокфактическихнавыков в воплощенииидей экотуризма и экообразования. В большинстве из них отсутствует методологиястановленияданных направлений деятельности применительно к точныместественным и социально-экономическим условиям. Нет комплесного описания сети маршрутов. Стихийно применяемые для экотуризма маршруты не имеют ни подходящего оборудования, ни информационного обеспечения. Не налажена система подготовки кадров для приема и экологического просвещения гостей, не сделаныэкоцентрыи т.п.и т.д.Программы пребывания туристов на территории ОПТ практически ничем не отличаются от таковых в обычном туристском путешествии вне пределов охраняемой территории. Ведь переориентация прогулочно-развлекательной деятельности на эколого-познавательную- это сложный, трудоемкий и длительный процесс.Имея сравнительно хорошо отлаженную систему заповедников, мы до сих пор и в них (что вполне обоснованно) , и в наших национальных парках ( что, в принципе, абсолютно неверно) пытаемся сохранить приоритет за природной средой, оставляя на втором месте работников парка и лишь на последнем- его посетителей. Тогда как в национальных парках других стран дело обстоит как раз наоборот. Туристов и экскурсантов там считают главным компонентом парка.И еще одна немаловажная, но, стоит надеяться, преходящая особенность экологического туризма в России.Многие наши заповедники пока отдают предпочтение приему иностранных туристов. Причина этого- не только естественное желание получить большую прибыль в максимально короткий срок и при минимальном количестве посетителей, но и негативные традиции многих российских туристов.Тем не менее, следует заметить, что анализ нашего исторического опыта позволяет с надеждой смотреть в будущее. Дело в том, то у России есть не только богатые потенциальные ресурсы экотуризма, но еще и давние традиции развития туристской деятельности, весьма близкой по характеру к экологическому туризму.Таким образом, говоря о существующем объеме туристского потока на ОПТ, можно отметить , что он невысок и растет медленно. Необходимо принимать и разрабатывать меры, которые помогут поднять престиж российских национальных парков и заповедников,привлечь туристов на ОПТ, а также избежать ошибок и трудностей, с которыми сталкивались и продолжают сталкиваться многие парки мира.Однако при этом природные территории не должны потерять свое природное, социально- историческое и культурное своеобразие. Необходимо бережно хранить хорошие традиции и обычаи.не уступать сиюминутным требованиям повышения комфортности и привлекательности для посетителей в ущерб уникальной природе и национальной культуре. Перспективной с точки зрения развития туризма, в том числе экологического, в российской практике выступает применение форм особого экономического режима. Особая, свободная или специальная экономическая зона (ОЭЗ или СЭЗ) — один из видов привлечения финансовых ресурсов в приграничные районы, представляющая собой ограниченную территорию с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Эта форма оказалась стихийной, нерегулярной и плохо регламентированной. В начале 90-х гг. СЭЗ воспринимались как территории, которые быстрее начнут внедрять практику рыночных отношений и станут «флагманами» капиталистической экономики. Ситуация была введена в правовое русло с появлением федеральных законов и используемого в них понятия «особая экономическая зона». Принятие закона об особых экономических зонах в российском парламенте произошло только в 2005 г. Далее, 3 февраля 2007 г. постановлением Правительства РФ в России было создано семь ОЭЗ туристско-рекреационного типа: 1) в Калининградской области - «Куршская коса» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73);2) в Краснодарском крае (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70);3) в Ставропольском крае - «Кавказские Минеральные Воды» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71);4) в Алтайском крае - «Бирюзовая Катунь» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69)5) в Республике Алтай - «Алтайская долина» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67);6) в Республике Бурятия - «Байкальская гавань» (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68);7) в Иркутской области - ОЭЗ на территории п. Листвянка (Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72).Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. № 201 на территории острова Русский Приморского края создана туристско-рекреационная особая экономическая зона. В 2012 году здесь проходил саммит организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособного экологического туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Отличия туристско-рекреационных зон от экономических зон:- могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований;- на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц;- в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;- земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.Особый интерес туристско-рекреационные зоны будут представлять для малого и среднего бизнеса сферы экологического туризма, поскольку весь бизнес здесь связан со сферой услуг.Составим прогноз развития экотуризма в России по проанализированным ранее показателям при сохранении выявленных тенденций.На рис. 13 покажем трендовый прогноз общего числа экотуристов в России. Согласно расчетам и графику, при сохранении текущих тенденций, число экотуристов в России в 2015 году должно приблизиться к 1 млн. чел.Рис. 13. Прогноз динамики числа экотуристов в России, тыс. чел.На рис. 14 показан прогноз совокупного дохода от экотуризма в России, который должен составить к 2015 году 1450 тыс. долл.Рис. 14. Прогноз роста совокупного дохода от экотуризма России, тыс. долл.Соответственно, сумма дохода от одного туриста составит в 2015 году не менее 1,5 тыс. долл.Рис. 15. Прогноз дохода на 1 экотуриста в России, тыс. доллПо расчетам Министерства экономического развития и торговли, до 2026 г. федеральный бюджет потратит на туристско-рекреационные зоны 44,5 млрд. руб., бизнес вложит в них более 270 млрд. руб., а налоговые поступления достигнут почти 260 млрд. руб.После того как механизм создания туристских зон будет полностью отработан, будет объявлен еще один конкурс на создание экономических зон туристского типа. Однако, по словам министра, это произойдет не ранее чем через 2 года.3.3. Сравнительный анализ состояния экологического туризма в США и Российской ФедерацииЭкотуризм является единственным видом в индустрии туризма, направленным на сохранение естественной природной среды или ее отдельных компонентов (памятников природы, определенных видов животных или растений и т. д.). В процесс экотуризма вовлечено местное население, которое становится заинтересованным в использовании данных ресурсов на основе их рационального хозяйствования. Одним из видов связей со СМИ является опрос экологических туристов. Существует два подхода. Подход, основанный на воздействии, применяется для анализа экологической деятельности на макро уровне: как социальное явление, интегрированное в функционирование различных общественных институтов; в то время как подход, основанный на намернеии, применяется для изучения установок, мотивов проэкологической деятельности субъектов. Данные показывают, что доля тех, кто не был включен ни в какие экологические практики, больше среди российских туристов, (14,5%0, чем американских (2,9%).Рис 16. Распределение ответов в России и США на вопрос «В каких экологических мероприятиях Вы участвовали в прошлом году?»В целом, значительная часть экологических туристов была вовлечена в разнообразное множество проэкологических действий. Наиболее интересными практиками для туристов из России были: потребление очищенной воды, экономическое использование электроэнергии, экономическое использование воды и т.д.Проведя анализ туристов по полу в России в США были определены следующие результаты. Рисунок 17. Распределение по полу туристов экотуризма в России и СШАЧто касается объемов спроса на природоведческий туризм в странах-поставщиках туристов, то Eagles/Higgins (1998) полагают, что самый большой объем спроса существует в Северной Америке, за ней следуют Западная Европа (прежде всего Германия и Великобритания) и Австралия/Новая Зеландия В некоторых странах большое значение имеет также спрос на природный туризм на внутреннем рынке (например, Таиланд, Индонезия)Рисунок 18. Спрос на экологический туризм в России и СШАСогласно «Бизнес-плану центра экологического и сельского туризма (с финансовой моделью)», компании IntescoResearchGroup, в последние годы экологический туризм является одним из наиболее перспективных видов туризма. Эта отрасль туризма занимает от 10% до 20 % объема всего мирового туристического рынка. Экологические технологии в туризме могут быть использованы и в пляжном отдыхе, и в авиаперевозках, и в прочих отраслях. Таблица 19 – Соотношение параметров экологического тура в России и СШАПоказательРоссияСШАпродолжительность тура7-10 дней8-14 днейтратят 1-1,5 тысдолл на тур3%26%пол50\5050\50образование высшее43%82%возраст, лет25-4035-54Значимость доходов, получаемых от экотуризма в конкретных странах, в большой степени зависит как от масштабовкак туристской деятельности, так и от специфики развития этих стран, и от степени развития (диверсификации) их экономики. В зависимости от этих факторов, при одинаковом объеме туризма, в одной стране доход может быть значимым на национальном уровне, а в другой - несущественным. Так, например, относительно небольшой поток экотуристов послужил причиной существенного прогресса в экономике Руанды и Доминики. В то же время, аналогичное количество туристов не играет существенной экономической роли в Мексике и играет незначительную роль в Эквадоре и Коста-Рике. При этом в странах, где поток экотуристов в целом относительно невелик, экотуризм может играть важную роль в экономике отдельных регионов или местностей.В табл. 20 представлены основные показатели развития экотуризма в России и США.Таблица 20 – Сравнение показателей экотуризма России и СШАГодыЧисло туристов, тыс. челСовокупный доход, тыс. доллДоход на 1 туриста, тыс. доллСШАРоссияСШАРоссияСШАРоссия2000598000654,51060250641,411,7730,982001565000661,31010790654,691,7890,992002602000702,41084200730,51,8011,042003618000723,61134650774,251,8361,072004629000747,91150440815,211,8291,092005687000766,51273700927,471,8541,212006715000789,413270401018,331,8561,292007786000858,314627501132,961,8611,322008798000851,214930601115,071,8711,312009785000847,514726601110,231,8761,312010793000869,414916301156,31,8811,332011811000891,115311701202,991,8881,352012827000906,415663401241,771,8941,37Таким образом, видно, что в США абсолютные показатели развития экотуризма на 3 порядка выше, чем в России, относительный показатель дохода на 1 туриста также превышает российский. Но если в 2000 году доход США от 1 экотуриста превышал показатель России на 81 %, то в 2012 году разрыв сократился до 38,2 %. Таким образом, можно сделать вывод, что по данному оказателю российский экотуризм приближается к показателю США, следовательно, чтобы добиться роста абсолютных показателей роста экологического туризма, необходимо активизировать работы по привлечению туристов, для чего необходимо развитие инфраструктуры и законодательства в сфере экологического туризма в России.В силу относительно более ограниченных масштабов экотуризма по сравнению с другими видами туризма, его социально-экономическая значимость наиболее высока именно на местном и региональном уровнях (рабочие места местному населению и доходы в местнуюэкономику). Каналы и формы финансовых поступлений могут быть различными. Среди наиболее распространенных:- Отчисление доходов от туризма в местный бюджет или специальные фонды в качестве компенсации за природопользование или за эксплуатацию коммунальных объектов. - Плата за передачу прав пользования от местных органов управления иногородним туристическим компаниям (аренда и т.п.);- Оказание на местах предварительных услуг турфирмам (например, снабжение продуктами питания, строительными материалами, ремесленными изделиями и т.п.);- Работа по найму (служащие профессиональных туристических агентств).Однако, роль экотуризма отнюдь не исчерпывается прямыми финансовыми поступлениями. Не менее важны так называемые немонетарные преимущества, которые не всегда возможно оценить экономически или которые лишь косвенно выражаются экономическими категориями. К ним относятся, к примеру, создание новых рабочих мест, экологическое образование, повышение культурного уровня населения, развитие сети инфраструктуры, подъем экономики отсталых районов. Особое значение среди немонетарных преимуществ развития экотуризма имеют различные аспекты охраны природы. Например, в развивающихся странах экотуризм нередко является альтернативой другим, более истощительным формам использования природных ресурсов - малоэффективному сельскому хозяйству, охоте, собирательству, лесозаготовкам, разработке полезных ископаемых, развитию массового курортного туризма и др.Для дальнейшего перспективного развития сферы туризма в России, и въездного туризма, в частности, следует определить следующие ключевые направления:создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу туризма, стимулирование развития малого и среднего бизнеса вокруг объектовпрежде всего экологического туризма. решение проблемы профессиональной подготовки кадров для работы в сфере туризма путем совершенствования системы профессиональных стандартов. использование новейших достижений в области высоких информационных технологий, развитие информационной инфраструктурыпроведение дальнейшей целенаправленной работы по продвижению отечественногоэкотурпродукта у нас в стране и за рубежом. формирование современной туристской инфраструктуры в основных туристских экоцентрах страны. Здесь требуют решения помимо основных и множество сопутствующих задач: развитие транспортной системы, развитие системы общественного питания, индустрии развлечений, обеспечение выпуска качественной сувенирной продукции.проведение разнообразных выставок, ярмарок, конференций, семинаров и т.д., не обязательно связанных с вопросами экологического туризма, но привлекающих посетителей, а следовательно – туристов.Актуальность всех этих проблем тем более велика, что в нашей стране в ближайшие годы планируется проведение таких мероприятий как Универсиада в 2013 году в Республике Татарстан, XXI Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года.С 2002 года был предпринят комплекс мероприятий в целях всестороннего показа туристских возможностей Российской Федерации на международном и внутреннем рынке путем:а) организации единой национальной российской экспозиции на крупнейших международных туристских выставках. б) проведения некоммерческой рекламы туристских возможностей России.в) изготовления рекламно-информационной имиджевой продукции.г) проведения международных событийных мероприятий.Особое внимание следует уделить проблеме развития внутреннего туризма, т.е. путешествия граждан России внутри страны. В основном, внутренний туризм в России развивается за счет путешествий россиян на курорты Краснодарского и Ставропольского края, так же достаточно популярными являются туры на Сахалин и Камчатку, приравненные к экстремальным. Тем не менее, внутренний туризм в России во много раз превышает въездной : так, в 2010 году количество внутренних туристов равнялось 32 миллионам человек, однако его рост в последнее время замедлился. Основной проблемой внутреннего туризма в России является его сравнимость по цене с отдыхом зарубежом, причем в гораздо лучших условиях, чем предлагают российские средства размещения. Но большим плюсом российского отдых для россиян, кроме отсутствия ряда формальностей и языкового барьера, является высокое качество ряда дополнительных услуг, например уровня лечения на курортах, по сравнению с зарубежными аналогами, а также растущий уровень сервиса.Но, кроме технического оснащения, в туризме важно еще и такое понятие как «гостеприимство», которое предполагает на современном этапе не просто общее предложение транспортных, гостиничных, ресторанных и других услуг туристу, а комплексную программу обслуживания, ориентированную на конкретного клиента.На настоящий момент можно выделить следующие положительные тенденции в развитии российских ТРЗ:Предсказуемость, связанная с обеспеченным законодательством ведением бизнеса.ТРЗ представляют собой перспективные модели развития регионов, обладающих определенными показателями для образования центров роста.Гарантированное бюджетное финансирование и частные инвестиции.Технический прогресс, рост уровня жизни способствуют развитию ТРЗ.Льготное таможенное, налоговое, валютное регулирование в ТРЗ.Удачное географическое положение.Отдельные службы, связанные с туристско-рекреационной деятельностью, уже имеют практический опыт в сфере туризма. При этом существуют трудности организационно-правового плана, не позволяющие использовать все преимущества льготного таможенного, налогового, валютного регулирования в ТР ОЭЗ. К тому же ТРЗ занимают значительную территорию и обустроить их достаточно сложно, большая часть ресурсов ТР ОЭЗ истощена и существует необходимость их сохранения и воспроизводства, что также требует дополнительных вложений средств.Коррумпированность государственного аппарата при осуществлении функций контроля, лицензирования, технического регулирования также является негативным аспектом создания и эффективного функционирования ТРЗ России.Поэтому, можно определить следующие основные возможности развития ТРЗ в России:Туристская деятельность на территориях ТРЗ позволит эффективно использовать и аккумулировать финансовые средства, развивая соответствующие регионы в целом.Упрощение порядка регистрации предприятий, что стимулирует развитие бизнеса в смежных сферах деятельности».Комплексное решение социально-экономических проблем конкретного туристско-рекреационного региона за счет средств резидентов ОЭЗ. Повышение качества и диверсификация предлагаемых туристских услуг.Развитие конкуренции в регионах, что также дает повышение социально-экономического их развития.Развитие и сохранение самобытности регионов, их индивидуальной привлекательности и уникальности.Данные возможности предопределяют дальнейшее развитие построения ТРЗ в России.ЗаключениеВ данной работе были рассмотрели состояние рынка экологического туризма на примере России и США.В первой главе были рассмотрели особенности экологического туризма. Экологический туризм, по своей сути, выступает одним из самых подходящих вариантов, которые позволяют человеку выстроить наиболее гармоничные отношения с окружающей природой без нанесения ей какого-либо вреда. Движение экологического или зелёного туризма является ответвлением в туризме, которое характеризуется стремительными темпами своего развития. В странах Запада экотуристы уже составляют 1/3 от всего числа отдыхающих. Да и к тому же отдых на лоне первозданной природы как нельзя наилучшим образом подходит для жителей современных мегаполисов с многомиллионным населением, уставших от ежедневной суеты, загазованности воздуха и целого ряда факторов, вызывающих собой состояние дискомфорта.Вторая глава является аналитической, в ней были рассмотрены возможности России и США в, в частности по организации ООПТ. В США создание ООПТ, национальных парков и других объектов экотуризма идет достаточно давно и успешно, что обусловило хорошие темпы развити экотуризма в данной стране. В России базой развития экотуризма является широка сеть заповедников и национальных парков, но именно развитие экотуризма на данных объектах пока законодательно не обосновано и имеется большое число проблем, тормозящих этот процесс. В третьей главе мы изучили возможности и сравнили экологические подходы к туризму в России и США,В качестве основного вывода, можно сказать, что экологический туризм в России находится на стадии формирования цивилизованного рынка. Это означает, что необходимы интенсивные маркетинговые и социологические исследования и усилия для развития этого перспективного направления туристического бизнеса. В этой связи необходима разработка следующих взаимосвязанных направлений маркетинга: формирования потребительского рынка, реклама, сегментация рынка эколого-туристских услуг с разработкой отдельных направлений для каждого сегмента рынка, а также разработка новых направлений экологического туризма.Составленный на основе имеющихся данных прогноз развития экотуризма показал, что при сохранении имеющихся тенденций и в России и в США экотуризма будет развиваться и дальше, но если в США показатели прибытий и дохода от экологического туризма исчисляются миллионами, то в России – только тысячами. Поэтому основные надежды развития российского экотуризма связываются с Федеральной программой создания туристско-рекреационных зон и дальнейшего развития экотуристического потенциала России на их основе.Проанализировав преимущества и недостатки экотуристического потенциала России, можно определить следующие задачи, стоящие перед инфраструктурой социально-культурного сервиса и туризма:1. Рационально использовать удобное географическое положение– позиционировать его на мировом рынке, разработать соответствующую рекламную кампанию на рынке туруслуг.2. Организовать в СМИ ряд публикаций с пропагандой развития экотуризма в России.3. Обеспечить транспортную составляющую туристской инфраструктуры экотуризма достаточными средствами для реконструкции и дальнейшего развития4. Оптимизировать структуру средств размещения по месту расположения, классности и т.п. в соответствии с ожиданиями потребителей туруслуг5. Активизировать создание новых турпродуктов в сфере экологического туризма, в обязательном порядке предлагая экскурсионное, анимационное и др. виды дополнительного обслуживания деловых визитов.6. Работать на опережение потребительского спроса на экологические туруслуги, оптимизируя соотношение «цена- качество», создавать новые экотурпродукты для внутреннего и въездного туризма.7. Развивать агро-, водо- и прочие виды экотуризма, базируясь на природном потенциале регионов.8. Формировать систему экологических событий в регионах, привлекающих туристов (фестивали, карнавалы, тематические недели), повышать аттрактивность.9. Модернизировать загородные места размещения (базы отдыха, детские оздоровительные лагеря) с целью снижения сезонности в использовании.10. Развивать активные виды отдыха и досуга, формировать интерес к здоровому образу жизни и соответствующим турпродуктам.11. Ориентировать сферу бизнеса на налаживание межрегиональных и международных контактов.12. Формировать у населения потребности в эко туризме внутри регионов, привлечение жителей соседних областей и стран для реализации собственных запросов в нашем регионе.Список литературыАлександрова, А.Ю. Международный туризм: Учебник / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс. - 2004. - 470 с.Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. – 4-e изд. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2002. – 320 с. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы социокультурного проектирования Учебное пособие. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 1997. - 260 с.Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика. – М.: Эксмо, 2006. – 450сГорбунова, М.Ю. Организационные основания культурного туризма // Проблемы и перспективы развития культурного туризма. – 2003. - № 5. – С. 21-25Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 2004. – 206сДолматов, Г.М. Международный турбизнес: история, реальность, перспективы / Г.М. Долматов. - Р\Д: Феникс, 2001. - 326с. Драчева, Е.Л. Экономика и организация туризма: Международный туризм / Е.Л. Драчева, Д.К. Исмаев, Ю.В. Забаев. – М.: Кнорус, 2005 – 216сДурович, А.П. Организация туризма: Учеб.пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. – 3-e изд., 2006. - 640 с.Дурович А.П., Маркетинг в туризме: Учеб.пособие/ А.П. Дурович-3-е изд., стереотип.- Мн.: Новое знание, 2003.- 496с. Енджейчик, И. Современный туристский бизнес: Экостратегии в управлении фирмой / И. Енджейчик; Пер. с польск. - М.: Финансы и статистика. -2003. - 319 с.Изотова, М.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме / М.А. Изотова, Ю.А. Матюхина. – М.: Советский спорт, 2006. – 329сИльина, Е.Н. Туроперейтинг: Организация деятельности / Е.Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2007. -403сЖукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: ФиС. - 2004. – 236сЗапесоцкий, А.С. Стратегический маркетинг в туризме. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 317сЗорин И.В. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности / В.А. Квартальнов, И.В. Зорин, Т.П. Каверина и др. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 263сЗорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 230с.Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: ФиС. - 2004. - 200 с.Запесоцкий, А.С. Стратегический маркетинг в туризме. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 352 с.Зорин, И.В. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности / В.А. Квартальнов, И.В. Зорин, Т.П. Каверина и др. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 287 с.Зорин, И.В. Феномен туризма / И.В. Зорин. – М.: Наука, 2005. – 280 с. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 450 с.Изотова, М.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме / М.А. Изотова, Ю.А. Матюхина. – М.: Советский спорт, 2006. – 224 с.Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности / Е.Н. Ильина. – М., 2005. – 340 с.Исмаев, Д.К. Маркетинг иностранного туризма в РФ. Теория и практика деятельности туристских фирм / Д.К. Исмаев. - 2-е издание. - М., 2004. – 370 с.Исмаев, Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. Теория и практика маркетинга / Д.К. Исмаев. - М., 2006. – 378 с.Исмаев, Д.К. Основная деятельность туристской фирмы: Учебно – практическое пособие / Д.К. Исмаев. - М., 2005. – 248 с. Исмаев, Д.К. Организация въездного туризма в РФ: Учебно – практическое пособие: / Д.К. Исмаев. - М., 2005. – 290 с.Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. –320 с. Квартальнов В.А. Иностранный туризм / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 312 с. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. / Ф. Котлер, Дж. Боуэн. - 2-е издание. – М.: Юнити, 2005. – 540 с.Культурно-досуговая деятельность / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М., 2001. – 180 с. Курило, Л.В. Теория и практика анимации. – М.: Советский спорт, 2006. – 195 с.Курс менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Д.Д. Вачугова. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003.- 137сЛамбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. – СПб.: Наука, 1996. – 502с.Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 329 с. Основы туристической деятельности: Учебник / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др. – М.: Советский спорт, 2003. – 200 с.Российский статистический ежегодник 2006:Стат. Сб. / Росстат. - М., 2006. - 1003 с.Рябова, И.А. Экономика и организация туризма: международный туризм / И.А. Рябова, Ю.В. Забаев, Е.Л. Драчева. - М.: Кнорус, 2005. – 349 с.Савина, Н.В. Экскурсоведение: Учеб.пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. – Мн.:, 2004. – 300 с.Семенихин, В.В. Туристическая деятельность / В.В. Семенихин. – М.: Эксмо, 2005. – 300 с. Сухов, Р.И. Организация работы туристического агентства / Р.И. Сухов. – М.: Март, 2005. – 400 с.Ушаков, Д.С. Прикладной туроперейтинг: Учеб.пособие / Д.С. Ушаков. – М.: Март, 2004. - 460 с.Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес . – М.: Мир деловой книги, 2000. – 250с.Чудновский, А.Д. Управление индустрией туризма: Учеб.пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.С. Сенин. – М.: Кнорус, 2004. – 340 с.ЖурналыЖурнал «Турбизнес». - 2001. - №3. – С. 10-11.Журнал «Турбизнес». – 2001. - № 4. – С. 5. Ильина, Е.Н. Узловая функция туроперейтинга в развитии российского туризма / Е.Н. Ильина // Теория и практика физической культуры. – 2005. - № 8. – С. 10-15Крупенина, Т.В., Международная Академия маркетинга и менеджмента / Т.В. Крупенина // Управление персоналом. - № 1. - 2005. – С. 15-17Электронные ресурсы:Официальный сайт туристской фирмы «Нева»\ История фирмы URL: http://www.nevatravel.ru. (дата обращения: 27.02.2013).Клименко Ю.Беловежская пуща стала заповедником для богатых20.11.2003 Электронный источник http://bp21.org.by/ru/art/a031120.html Платонов А.Е. Статистика туризма за 2011 год.\\электронный журнал «Русский туризм» URL: http://www.russiatourism.ru. (дата обращения: 11.03.2013).Электронный журнал «Тысяча туров». Предложения туристских фирм по направлению Доминикана. URL: http://www.10000turov.ru. (дата обращения: 19.02.2013).Ежегодное послание губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга (23 апреля 2008 года) \\ Нравственный кодекс Петербуржца 2008. URL:http://www.nkspb.ru/archive/2008/05/poslanie.htm(дата обращения: 24.02.2013).Электронный ресурс. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами http://www.rosoez.ru/(дата обращения: 24.02.2013).Приложение 1
1. Александрова, А.Ю. Международный туризм: Учебник / А.Ю. Александрова. - М.: Аспект Пресс. - 2004. - 470 с.
2. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. – 4-e изд. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2002. – 320 с.
3. Бирженюк Г.М., Марков А.П. Основы социокультурного проектирования Учебное пособие. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 1997. - 260 с.
4. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс MBA. Принципы управленческих решений и российская практика. – М.: Эксмо, 2006. – 450с
5. Горбунова, М.Ю. Организационные основания культурного туризма // Проблемы и перспективы развития культурного туризма. – 2003. - № 5. – С. 21-25
6. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. – М.: Нолидж, 2004. – 206с
7. Долматов, Г.М. Международный турбизнес: история, реальность, перспективы / Г.М. Долматов. - Р\Д: Феникс, 2001. - 326с.
8. Драчева, Е.Л. Экономика и организация туризма: Международный туризм / Е.Л. Драчева, Д.К. Исмаев, Ю.В. Забаев. – М.: Кнорус, 2005 – 216с
9. Дурович, А.П. Организация туризма: Учеб.пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. – 3-e изд., 2006. - 640 с.
10. Дурович А.П., Маркетинг в туризме: Учеб.пособие/ А.П. Дурович-3-е изд., стереотип.- Мн.: Новое знание, 2003.- 496с.
11. Енджейчик, И. Современный туристский бизнес: Экостратегии в управлении фирмой / И. Енджейчик; Пер. с польск. - М.: Финансы и статистика. -2003. - 319 с.
12. Изотова, М.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме / М.А. Изотова, Ю.А. Матюхина. – М.: Советский спорт, 2006. – 329с
13. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: Организация деятельности / Е.Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2007. -403с
14. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: ФиС. - 2004. – 236с
15. Запесоцкий, А.С. Стратегический маркетинг в туризме. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 317с
16. Зорин И.В. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности / В.А. Квартальнов, И.В. Зорин, Т.П. Каверина и др. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 263с
17. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 230с.
18. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. - М.: ФиС. - 2004. - 200 с.
19. Запесоцкий, А.С. Стратегический маркетинг в туризме. – СПб.: СПбГУП, 2003. – 352 с.
20. Зорин, И.В. Менеджмент туризма: Туризм как вид деятельности / В.А. Квартальнов, И.В. Зорин, Т.П. Каверина и др. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 287 с.
21. Зорин, И.В. Феномен туризма / И.В. Зорин. – М.: Наука, 2005. – 280 с.
22. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 450 с.
23. Изотова, М.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме / М.А. Изотова, Ю.А. Матюхина. – М.: Советский спорт, 2006. – 224 с.
24. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности / Е.Н. Ильина. – М., 2005. – 340 с.
25. Исмаев, Д.К. Маркетинг иностранного туризма в РФ. Теория и практика деятельности туристских фирм / Д.К. Исмаев. - 2-е издание. - М., 2004. – 370 с.
26. Исмаев, Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. Теория и практика маркетинга / Д.К. Исмаев. - М., 2006. – 378 с.
27. Исмаев, Д.К. Основная деятельность туристской фирмы: Учебно – практическое пособие / Д.К. Исмаев. - М., 2005. – 248 с.
28. Исмаев, Д.К. Организация въездного туризма в РФ: Учебно – практическое пособие: / Д.К. Исмаев. - М., 2005. – 290 с.
29. Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. –320 с.
30. Квартальнов В.А. Иностранный туризм / В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 312 с.
31. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. / Ф. Котлер, Дж. Боуэн. - 2-е издание. – М.: Юнити, 2005. – 540 с.
32. Культурно-досуговая деятельность / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. – М., 2001. – 180 с.
33. Курило, Л.В. Теория и практика анимации. – М.: Советский спорт, 2006. – 195 с.
34. Курс менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Д.Д. Вачугова. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2003.- 137с
35. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. – СПб.: Наука, 1996. – 502с.
36. Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. – 329 с.
37. Основы туристической деятельности: Учебник / Г.И. Зорина, Е.Н. Ильина, Е.В. Мошняга и др. – М.: Советский спорт, 2003. – 200 с.
38. Российский статистический ежегодник 2006:Стат. Сб. / Росстат. - М., 2006. - 1003 с.
39. Рябова, И.А. Экономика и организация туризма: международный туризм / И.А. Рябова, Ю.В. Забаев, Е.Л. Драчева. - М.: Кнорус, 2005. – 349 с.
40. Савина, Н.В. Экскурсоведение: Учеб.пособие / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. – Мн.:, 2004. – 300 с.
41. Семенихин, В.В. Туристическая деятельность / В.В. Семенихин. – М.: Эксмо, 2005. – 300 с.
42. Сухов, Р.И. Организация работы туристического агентства / Р.И. Сухов. – М.: Март, 2005. – 400 с.
43. Ушаков, Д.С. Прикладной туроперейтинг: Учеб.пособие / Д.С. Ушаков. – М.: Март, 2004. - 460 с.
44. Чеботарь Ю.М. Туристический бизнес . – М.: Мир деловой книги, 2000. – 250с.
45. Чудновский, А.Д. Управление индустрией туризма: Учеб.пособие / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, В.С. Сенин. – М.: Кнорус, 2004. – 340 с.
Журналы
46. Журнал «Турбизнес». - 2001. - №3. – С. 10-11.
47. Журнал «Турбизнес». – 2001. - № 4. – С. 5.
48. Ильина, Е.Н. Узловая функция туроперейтинга в развитии российского туризма / Е.Н. Ильина // Теория и практика физической культуры. – 2005. - № 8. – С. 10-15
49. Крупенина, Т.В., Международная Академия маркетинга и менеджмента / Т.В. Крупенина // Управление персоналом. - № 1. - 2005. – С. 15-17
Электронные ресурсы:
50. Официальный сайт туристской фирмы «Нева»\ История фирмы URL: http://www.nevatravel.ru. (дата обращения: 27.02.2013).
51. Клименко Ю.Беловежская пуща стала заповедником для богатых20.11.2003 Электронный источник http://bp21.org.by/ru/art/a031120.html
52. Платонов А.Е. Статистика туризма за 2011 год.\\электронный журнал «Русский туризм» URL: http://www.russiatourism.ru. (дата обращения: 11.03.2013).
53. Электронный журнал «Тысяча туров». Предложения туристских фирм по направлению Доминикана. URL: http://www.10000turov.ru. (дата обращения: 19.02.2013).
54. Ежегодное послание губернатора Санкт-Петербурга Законодательному Собранию Санкт-Петербурга (23 апреля 2008 года) \\ Нравственный кодекс Петербуржца 2008. URL:http://www.nkspb.ru/archive/2008/05/poslanie.htm(дата обращения: 24.02.2013).
55. Электронный ресурс. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами http://www.rosoez.ru/(дата обращения: 24.02.2013).
Вопрос-ответ:
Какие основные представления об экологическом туризме и его формах?
Экологический туризм представляет собой вид туризма, ориентированный на сохранение природы и минимизацию экологического воздействия. Он включает в себя посещение заповедников, парков, природных достопримечательностей, экологических маршрутов и других мест с ограниченным доступом. Основная цель экологического туризма - сознательное взаимодействие человека с природой, обучение экологическим принципам и распространение экологического сознания.
Какие современные концепции экологического туризма существуют?
Среди современных концепций экологического туризма выделяются: экотуризм, экофермы, экопарки, экоразвлечения, экобизнес и др. Экотуризм представляет собой форму туризма, направленную на ознакомление с природными богатствами и культурным наследием региона, с соблюдением принципов социальной ответственности и охраны природы. Экозоны и экоразвлечения предлагают различные активности на природе, такие как пешие и велосипедные прогулки, водные виды спорта и полеты на воздушных шарах.
Как сравнивается организация и состояние экологического туризма в США и Российской Федерации?
В США экологический туризм развит на более высоком уровне, чем в России. В США созданы обширные национальные парки, заповедники и резерваты, а также развита инфраструктура для экологического туризма, включая маршруты, смотровые площадки и информационные центры. В России также существуют места природного и культурного наследия, но их организация и инфраструктура требуют дальнейшего развития.
Какие особоохраняемые природные территории существуют в США и Российской Федерации?
В США существуют такие особоохраняемые природные территории, как национальные парки (например, Йосемити, Гранд Каньон), национальные заповедники (например, Йеллоустон, Эверглейдс) и национальные леса. В Российской Федерации также имеются национальные парки (например, Красноярский, Байкальский), заповедники (например, Заповедник Алтаи) и другие формы охраняемых природных территорий.
Какие основные представления об экологическом туризме представлены в статье?
Статья представляет историю, определение и главные особенности экологического туризма, а также рассматривает современные концепции данного вида туризма.
Какие концепции экологического туризма рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются современные концепции экологического туризма, которые помогают понять его особенности и значение в различных регионах мира.
Какой сравнительный анализ организации и состояния экологического туризма в США и Российской Федерации представлен в статье?
В статье представлен сравнительный анализ организации и состояния экологического туризма в США и Российской Федерации, который позволяет определить различия и сходства в развитии данного сектора в обеих странах.
Какие выводы делаются по первой главе статьи?
Выводы по первой главе статьи позволяют оценить основные достижения и проблемы экологического туризма в обеих странах и сделать обобщенные выводы о его значимости и перспективах развития.
Какие системы особоохраняемых природных территорий рассматриваются во второй главе статьи?
Во второй главе статьи рассматриваются системы особоохраняемых природных территорий (ООПТ) в США и Российской Федерации, что позволяет сравнить подходы к охране природы и управлению туристической деятельностью в обоих странах.
Какие основные представления об экологическом туризме?
Основные представления об экологическом туризме включают в себя историю, определение и главные особенности данного вида туризма.