Изотерапия в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ОНР III уровня
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 12.07.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Понятие «изотерапия» 4
2. Развитие связной монологической речи у детей с ОНР III уровня 5
3.Методика изотерапии 8
Заключение 17
Список литературы 18
Ест рябину. Когда наступает зима, снегири прилетают к нам. А когда приходит весна, они улетают на Север. Загадка, которую придумала Яна: Красная грудка, черная шляпка. Зимующая птичка, любит холодную зиму.
Илья В.: Это клест. Он красно-коричневого цвета. Перышки на крыльях и хвосте темно-коричневого цвета. У клеста нижняя и верхняя часть клюва перекрещивается, для того, чтобы щелкать орешки. На лапках острые коготки, чтобы выковыривать орешки из шишек.
Загадка, которую сочинил Илья: Крепкий клюв крючком, а лапки с острыми когтями. Щелкает орешки. Кто это?
Рассказ Феди А.: Я назову свой рассказ «Клест». У клеста красивая окраска перьев – красная. У больших клестов клюв скрещенный, а у маленьких птенцов нет. Клесты живут в хвойном лесу. Они питаются семенами шишек сосен и елей. Птенцы рождаются зимой в феврале, пока весной не раскрылись шишки, а то нечем их будет кормить. Загадка, которую загадал Федя детям: Эта птица живет на ели. Клюв у нее скрещенный. Питается она семенами шишек. Кто это?
В свободное от занятий время такой вид работы как сочинение загадок очень понравился детям и они стали даже проводить мини-конкурсы на лучшую загадку.
Следующий прием работы, который применяется на занятиях при обучении составлению сравнительного описания двух предметов: старшие дошкольники используют не только свою работу, но и рисунок товарища. Составляя описательные рассказы они используют в своей речи сложносочиненные предложения с союзом А; или последовательное выделение ряда признаков, отличающих предметы какой-либо одной группы (береза и рябина, снегирь и синица и др.).
При изучении таких тематических циклов как «Семья», «Новый год», «Зимние виды спорта и зимние забавы», «Моя улица», «С чего начинается Родина?» и др., дошкольникам предлагаются задания по рассказыванию с элементами творчества или составление рассказов на основе личного опыта. Для активизации и развития связной монологической речи необходимо использовать речевое планирование и «сопровождающее» описание выполняемых действий, словесный отчет ребенка о выполненном задании и, наконец, составление небольшого творческого рассказа по выполненному рисунку, аппликации. Для этой цели использовались следующие приемы: составление рассказа по вопросному плану с уточнением последовательности, деталей повествования; дополнение рассказа ребенка другими детьми. План составляется совместно с ребенком с помощью подсказки, направляющих, уточняющих вопросов.
На занятии по рисованию детям предлагались творческие виды работы, например, сочинение сказки с предварительной работой, которая проводится на занятии по развитию речи. На начальном этапе сказка сочиняется коллективно, по вопросам педагога, используется прием договаривания предложений воспитателя ребенком. Затем сказка иллюстрируется каждым дошкольником в зависимости от придуманного предложения или короткого сюжета, эпизода. Педагог, в процессе придумывания сказки, привлекает детей к связыванию получающегося текста в сюжет. Затем, читает сказку и предлагает ее пересказать по нарисованным к ней иллюстрациям. Рисунки и текст сшиваются и обложка оформляется в технике коллаж с помощью аппликации, получилась самодельная книжка.
Дальнейшая работа по развитию навыков рассказывания продолжается дома. Родителям предлагаются домашние задания: дети пересказывают родителям составленные рассказы, а затем, в домашних условиях, придумывают другие рассказы на эту же тему, иллюстрируя их. Такие задания выполнялись детьми совместно с родителями, когда изучались лексические темы: «Комнатные растения», «Чем мне запомнился Новый год?» и др. В таких случаях родителям предлагается использовать предваряющий вопросный план.
В процессе коррекционной деятельности необходимо обращать внимание на все стороны речевого развития.
В обучении уделялось большое внимание составлению рассказов в соответствии с заданной темой, используя собственный рисунок, который являлся опорой для речевых упражнений. С этой целью во время рисования и аппликации уточнялись представления о предметах, возможных связях между ними, усваивались знания об их свойствах, признаках, положении в пространстве, взаимном расположении частей относительно друг друга. Словарь детей расширился и при составлении описательных рассказов, они называли прилагательные, и это были не только внешние признаки (коричневая, маленькая, крупная, высокая), но и другие качества (пушистая, шерстяная, красивая, милая) [6].
Заключение
Коррекционно-развивающий эффект занятий изобразительной деятельностью может быть достигнут при условии систематического обучения, с учетом особенностей речевой и изобразительной деятельности старших дошкольников с ОНР (III уровень).
Изобразительная деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом.
Занятия рисованием, аппликацией детей с ОНР III уровень) служат средством всестороннего развития детей и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии вербальных и невербальных психических функций.
Занятия по рисованию, аппликации в массовом детском саду объединяются под названием изобразительная деятельность или продуктивная деятельность, так как результатом их является создание ребенком определенного продукта: рисунка, аппликации.
Организация обучения этой категории детей на занятиях рисованием и аппликацией предполагает формирование умений планирования собственных высказываний, самостоятельная ориентировка в условиях речевой ситуации, самостоятельное определение содержания своего высказывания. В центре развития связности речевого высказывания находиться формирование у старших дошкольников с ОНР (III уровень) представление о структуре разных типов текстов, обучение умению использовать разнообразные средства связи, а также семантический отбор необходимых лексических средств, их правильное грамматическое и звуковое оформление.
Список литературы
Развитие детей дошкольного возраста. / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М., 1996.
Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.
КиселеваМ. В. Арттерапия в работе с детьми. СПб., 2008.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Чевелева Н.А. Основы логопедии. - М., 1989.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2005.
Худенко Е.Д., Шаховская С.И., Ткаченко Т.А. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. - М., 1995. - 111 с., ил.
Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. / Под ред. Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой. - М., 2003.
11
2. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 1982.
3. КиселеваМ. В. Арттерапия в работе с детьми. СПб., 2008.
4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Чевелева Н.А. Основы логопедии. - М., 1989.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М., 2005.
6. Худенко Е.Д., Шаховская С.И., Ткаченко Т.А. Планы-конспекты логопедических занятий по формированию связной устной речи у детей. - М., 1995. - 111 с., ил.
7. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. / Под ред. Г.Р. Шашкиной, Л.П. Зерновой, И.А. Зиминой. - М., 2003.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой изотерапия?
Изотерапия - это метод коррекционной работы с дошкольниками, имеющими органические нарушения речи (ОНР) III уровня, направленный на развитие связной и монологической речи.
Как развивается связная и монологическая речь у детей с ОНР III уровня?
У детей с ОНР III уровня связная и монологическая речь развивается слабо или отсутствует вообще. Они испытывают трудности с формулированием длинных высказываний и передачей содержания.
Какая методика используется в изотерапии?
Методика изотерапии включает в себя использование специально разработанных игровых упражнений и заданий, направленных на развитие связной и монологической речи у детей с ОНР III уровня.
Какие результаты можно ожидать от изотерапии?
После прохождения изотерапии у детей с ОНР III уровня ожидается улучшение связной и монологической речи, повышение уровня понимания и усвоения речевых конструкций, а также улучшение устной коммуникации и общего уровня развития.
Какие книги рекомендуются для изучения изотерапии?
Вот несколько книг, которые могут быть полезны при изучении изотерапии: "Методика изотерапии для детей с ОНР III уровня" автора Ивановой Е.И., "Развитие связной речи у детей с ОНР III уровня: практические аспекты" автора Смирновой Н.А., "Игровая технология в коррекционной работе с дошкольниками с ОНР III уровня" автора Петровой А.В.
Что такое изотерапия?
Изотерапия - это метод коррекционной работы с детьми, основанный на использовании игровых ситуаций, специально разработанных для развития связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня.
Как развивается связная монологическая речь у детей с ОНР III уровня?
У детей с ОНР III уровня связная монологическая речь развивается медленнее и с большими трудностями по сравнению с их сверстниками. Они испытывают затруднения в сохранении связности высказывания и проблемы с переходом от одной мысли к другой. Однако, с помощью изотерапии, можно эффективно развивать эту речевую умение у детей с ОНР III уровня.
Какова методика изотерапии в коррекционной работе?
Методика изотерапии включает в себя использование специально разработанных игровых ситуаций и заданий для развития связной монологической речи у детей с ОНР III уровня. В процессе изотерапии, дети участвуют в различных играх, заданиях на рассказы и диалоги, тренируют навыки речевой активности, долгой речи и междусловных пауз, а также развивают лексический и грамматический запас.
Как эффективна изотерапия в работе с детьми с ОНР III уровня?
Изотерапия является эффективным методом в работе с детьми с ОНР III уровня. Она способствует развитию связной монологической речи, улучшает понимание и выражение мыслей, развивает навыки коммуникации и оказывает положительное влияние на общее психическое состояние ребенка. Регулярное проведение изотерапии помогает достичь заметного прогресса в развитии речи у детей с ОНР III уровня.