Творчество Михаила Врубеля и пути развития русского символизма в ХХ веке
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 18 + 18 источников
- Добавлена 13.07.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Символизм в искусстве в начале XX века 5
1.2. Русский символизм в начале XX века 5
1.2 Характеристика живописи начала XX века 8
Глава 2. Михаил Врубель и его символизм. 14
2.1 Творчество М. Врубеля 14
2.2 Символизм в картинах М. Врубеля 18
Глава 3. Образ демона в картинах Врубеля как пример символизма 20
Заключение 25
Список литературы 27
Приложение 29
Художника не покидала мечта о монументальном искусстве, но случаи получить такого рода заказы представлялись нечасто, поэтому и Врубель и многие его современники обращались к созданию монументально-декоративной картины, часто глубоко философского содержания, исполняли и декоративные панно, предназначенные для украшения богатых особняков. Такого рода заказы появились у Врубеля с переездом в Москву. Начался новый период его творчества, полный смелых и необычайных замыслов, в которых центральное место занимает образ Демона. Этот образ стал для него как бы автобиографическим. Он подобен лирическому «Я» в поэзии символистов и романтиков, но одновременно является выражением умонастроений многих современников Врубеля, которые также чувствовали трагедию бессилия, непонятости, одиночества, также томились в унылом прозаизме мещанского существования, не находя выхода высоким душевным порывам.Врубель утверждал, что у древних Демон —это олицетворение души человеческой, а вовсе не черт или дьявол, как то было принято считать. Именно так он понимал этот образ в своих произведениях.Первый монументальный вариант был создан в картине «Демон сидящий» (1890). Он юн и прекрасен, полон титанической мощи тела, но скован душевной тоской. Она светится в его глазах, ощущается в позе, в жесте рук, в сплетенных до боли пальцах — во всем.Художник прибегает в этом полотне к романтической гиперболичности пластического языка: преувеличена лепка мускулов; могучая, словно бы величественное изваяние, фигура написана больше, чем в натуру, изображена с низкой точки зрения, расположена в узком холсте так, что ей тесно в его пространстве. Верхняя рама даже несколько срезает голову гиганта; в кольце рук, обнимающих колени, ему тоже тесно. Кажется, что Демон не в силах скинуть с себя давящую тяжесть, не в силах преодолеть и внутреннюю скованность: его дух томится и страдает, не находя выхода в действии; он мучительно переживает свое одиночество.Поиски монументально-декоративного решения станковой картины обусловили своеобразное понимание пространства и трактовку его. Оно воспринимается и как бездонный простор Вселенной, погружающейся в лилово-синий сумрак и как некий плоскостный, декоративный фон, но фигура написана с подчеркнутой пластичностью и объемностью, мощным горельефом. Вместе с тем все эти художественные особенности обусловлены и стремлением создать впечатление фантастичности замысла, передать в картине некий космический мир. Цвет абстрагирован от конкретно-материально-чувственных свойств колорита, красочное пятно в картине укрупнено и обобщено, как в мозаике.Одновременно с картиной «Демон сидящий» Врубель в 1890—1891 годах работал над иллюстрациями к одноименной поэме Лермонтова и другим его произведениям. Созданные иллюстрации были беспрецедентны в русском искусстве того времени и остались, особенно в рисунках к «Демону» и «Герою нашего времени», пока еще непревзойденными. Врубель показал Демона сильным, мужественным, гордым, величаво-прекрасным — это настоящий романтический герой. Такова превосходно написанная «Голова Демона» с черными кудрями, тяжело ниспадающими вдоль лица, с запекшимися губами, тоскующим взглядом, в котором горит злобно-мятежный дух, хотя протестующе-мятежное — лермонтовское — начало в нем выражено менее, чем в самой поэме. Этот рисунок — один из наиболее впечатляющих во всей сюите. Эмоционально выразителен здесь и пейзаж — пустынные вершины гор, покрытые снегом. Несмотря на маленький размер, акварель поражает монументальностью. Отчасти по своим приемам она близка приемам картины «Демон сидящий»: крупный план изображения, приближенного к зрителю, психологическая насыщенность образа, эмоциональность пластически выразительной четко вылепленной обобщенной формы.Подлинной монументальностью веет и от листа «Тамара и Демон». В этом изображении передан пафос клятвы Демона, охваченного могучей страстью; «Клянусь я первым днем творенья,..».Характер Демона показан Врубелем многогранно: герой изображен в различных ситуациях, обрисованных поэтом.В «Демоне поверженном» (1902) художник настойчиво искал максимальную экспрессивность воплощения этой темы. Картина была уже на выставке «Мира искусства», а Врубель в состоянии крайнего душевного напряжения продолжал над ней работать, особенно много он переписывал лицо, усиливая в нем чувство гнева.Чтобы сконцентрировать внимание на лице, на выражении глаз, как всегда у Врубеля, больших, приковывающих своим взглядом, он показал лицо Демона в обрамлении мучительно заломленных над головой рук. Все тело Демона разбито, но дух не сломлен и живет какой-то исключительной силой. Каменистое ложе устлано оперением разбитых, изломанных крыльев. Краски звучат сумрачно, трагично. Преобладают синие, лиловые тона. Холодным блеском сверкают снега в лучах угасающего заката.Врубель мыслил «Демона поверженного» как произведение, синтезирующее станковое и монументально-декоративное начала, Необычны для станковой картины узкий, вытянутый по горизонтали формат, уплощенное пространство. Колорит картины меняется в зависимости от угла зрения на полотно. Врубель мучительно работал над картиной, стремясь добиться полифонического характера образности и пластических приемов, Он смело преображал натуру, иногда создавая образы, лежащие на грани реального и фантастического, и отходил от мерок только натурального правдоподобия во имя эмоциональной силы искусства, Врубелевские краски, врубелевскаяпластическая форма — все было необычным, часто имело субъективный оттенок и вместес тем метафорическое значение.Вне зависимости от того, вкладывал или не вкладывал сам художник символическое содержание в созданный образ, он обладал для современников бесспорно символическим значением и, как всякий символ, допускал разное истолкование. Образ Демона, ранее вошедший в поэзию М, Ю. Лермонтова, после Врубеля стал достоянием поэзии крупнейших символистов — В. Я, Брюсова, А. А, Блока и других. Каждый из них вкладывал в этот символический образ свое субъективное содержание, но всегда связанное с «духовным бунтом».Дисгармоничности мироощущения, выраженной в «Демоне поверженном», Врубель, что было типично для многих его современников, стремился противопоставить эпическую целостность взгляда на жизнь и человека.ЗаключениеВ данной курсовой работе нашло отражение все то, что волновало живописцев, которым выпало творить на рубеже веков, в очень непростое и неспокойное время. Одним из символов данного периода стал Михаил Врубель, символизм и творчество которого оказали огромное влияние на современников и последующие поколения русских живописцев. Если говорить о русском символизме, то это явление достаточно многогранное и не поддающееся единому штампу или трактовке. И рассматривая русские символизм, который имел много аспектов, нельзя обойти стороной именно Михаила Врубеля. Его картины, сказочные и прекрасные, показывают не только мастерство художника, но и открывают глубинный смысл многих, казалось бы обыденных предметов и сюжетов.Во введение к данной курсовой работе была поставлена цель оценить творчество М. Врубеля в контексте русского символизма. И для достижения цели решались следующие задачи. Во-первых, была решена задача характеристики русского символизма в целом, и в живописи в частности.Это дало понимание, какое значение для русского искусства играло новое направление, пришедшее в Россию из Франции. Но, придя на русскую землю, символизм был адаптирован к местным процессам и жизни, и поэтому стал довольно своеобразным и неповторимым, не имеющим единой основы.Второй задачей стоял обзор биографии и символизма в творчестве М. Врубеля. Эта задача была решена во второй главе, где дается краткое описание жизни художника, а также символизм его центральной темы.В третьей главе на конкретных примерах дается символьное значение образа Демона, который использовался художником всю его жизнь.Список литературыИстория русского искусства. В 2т. Т.2. Искусство второй половины XIX века. Под ред. Неклюдовой М.Г., Милотворской М.Б. М.: Изобразительное искусство, 1980. – Кн. 1 - 312с.; Кн. 2 – с.288Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Под ред. Чегодаева А.Д. М., Государственное издательство «Искусство» 1956г. - 1966г.Всеобщая история искусства. Курс лекций. Пантелеева И.А. и др. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 1020с. В мире искусства. Словарь основных терминов. Ред. Мелик-Пашаев А.А. М.: Искусство в школе, 2001. – 384 с.История живописи. В 4-х томах. Александр Бенуа СПб.: Шиповник, 1912 - 1917 гг; 540с., 504с., 510с., 414с. История русского искусства. Конспект лекций. Жуковский В.И. Красноярск: СФУ, 2007. – 397 с. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. Алпатов М.В. М.: Искусство, 1967. – том 1 с.216, том 2 с.328Этюды по истории русского искусства. В 2 т. Алпатов М.В. М.: Искусство, 1967. – том 1 с.216, том 2 с.328История русской живописи в XIX веке. Бенуа А.Н. М.: Республика, 1995.— 448 с.Путешествие в мир русской живописи. Бялик В., Мацкевич М. М.: Арт-Родник, 2000. — 64 с.Русские живописцы. Сергеев А. М.: Белый город, 2003. — 48 с. (серия «История России»)Справочник по мировой культуре и искусству. Петкова С.М. 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007 — 507 с. «Великие художники, их жизнь, вдохновение и творчество» № 077. Киев, 2003. — 32 с. Врубель М.: Директ-Медиа, 2010. — 48 с. (Сер.«Великие художники. №33»)«50 художников. Шедевры русской живописи» № 05. М.: 2010. — 32 с.Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с. - (Мыслители XX в.)Русакова А. Символизм в русской живописи. М.: Искусство, 1995. - М.: Искусство, 1995Пайман А.История русского символизма. М.: Республика, 2000Приложение«Демон сидящий»«Голова Демона»«Тамара и Демон»«Демон поверженный»
2. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Под ред. Чегодаева А.Д. М., Государственное издательство «Искусство» 1956г. - 1966г.
3. Всеобщая история искусства. Курс лекций. Пантелеева И.А. и др. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 1020с.
4. В мире искусства. Словарь основных терминов. Ред. Мелик-Пашаев А.А. М.: Искусство в школе, 2001. – 384 с.
5. История живописи. В 4-х томах. Александр Бенуа СПб.: Шиповник, 1912 - 1917 гг; 540с., 504с., 510с., 414с.
6. История русского искусства. Конспект лекций. Жуковский В.И. Красноярск: СФУ, 2007. – 397 с.
7. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. Алпатов М.В. М.: Искусство, 1967. – том 1 с.216, том 2 с.328
8. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. Алпатов М.В. М.: Искусство, 1967. – том 1 с.216, том 2 с.328
9. История русской живописи в XIX веке. Бенуа А.Н. М.: Республика, 1995.— 448 с.
10. Путешествие в мир русской живописи. Бялик В., Мацкевич М. М.: Арт-Родник, 2000. — 64 с.
11. Русские живописцы. Сергеев А. М.: Белый город, 2003. — 48 с. (серия «История России»)
12. Справочник по мировой культуре и искусству. Петкова С.М. 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007 — 507 с.
13. «Великие художники, их жизнь, вдохновение и творчество» № 077. Киев, 2003. — 32 с.
14. Врубель М.: Директ-Медиа, 2010. — 48 с. (Сер. «Великие художники. №33»)
15. «50 художников. Шедевры русской живописи» № 05. М.: 2010. — 32 с.
16. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с. - (Мыслители XX в.)
17. Русакова А. Символизм в русской живописи. М.: Искусство, 1995. - М.: Искусство, 1995
18. Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 2000
Вопрос-ответ:
Какие были основные особенности русского символизма в начале XX века?
Основные особенности русского символизма в начале XX века включали глубокую философическую основу и интерес к мистицизму, использование символов и метафор, а также стремление к созданию эстетического образа, обладающего скрытым смыслом.
Какую роль играл Михаил Врубель в развитии русского символизма в ХХ веке?
Михаил Врубель считается одним из ведущих представителей русского символизма. Его творчество внесло значительный вклад в развитие этого направления искусства, благодаря разработке новых символов и символических образов, которые стали визуальным языком символистов.
Какие картины Михаила Врубеля можно отнести к символизму?
Михаил Врубель создал множество картин, которые являются проявлением символизма. К ним относятся такие произведения, как "Демон сидит", "Демон с веером", "Сирены", "Тристан и Изольда" и другие.
Каким образом Михаил Врубель использовал образ демона в своих картинах?
Образ демона является одним из центральных в творчестве Михаила Врубеля. Он присутствует во многих его картинах и символизирует страсть, силу и трагическую судьбу. Демон у Врубеля часто изображается в напряженных позах, с пронзительным взглядом и символическими атрибутами.
Какое место занимает монументальное искусство в творчестве Михаила Врубеля?
Михаил Врубель всегда мечтал о создании монументальных произведений искусства. Однако, его возможности в этом направлении были ограничены, и он сосредоточился на живописи и графике. Тем не менее, его работы все же имеют элементы монументальности в своей композиции и символическом содержании.
Какое влияние оказывал Михаил Врубель на развитие русского символизма в ХХ веке?
Михаил Врубель был одним из ключевых представителей русского символизма в ХХ веке. Своим творчеством он вносил новые направления и идеи в символистское искусство, влиял на многих художников своего времени и стал важным фигурантом в культурной жизни России начала XX века.
Какие особенности творчества Михаила Врубеля привлекали к себе внимание?
В творчестве Михаила Врубеля привлекали к себе внимание его яркий символический стиль, необычные композиции, проникновенное изображение духовного мира и чувственные нюансы. Он часто использовал мотивы фантастического и мистического, создавая образы, которые вызывали ощущение загадочности и сакральности.
Какие особенности живописи начала XX века можно наблюдать в работах Михаила Врубеля?
В работах Михаила Врубеля можно наблюдать особенности живописи начала XX века, такие как эксперименты с цветом и светом, поэтичность изображения, использование символов и аллегорий. Он также внес значительный вклад в развитие новых техник и стилей живописи, таких как модерн и персонализм.
Каким образом Михаил Врубель использовал символизм в своих картинах?
Михаил Врубель использовал символизм в своих картинах через создание образов демона – архетипического символа борьбы добра и зла, небесного и земного, мужского и женского начал. Для него демон был не только предметом изображения, но и средством выражения своих душевных переживаний и философских идей.