Страхование потребительских кредитов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Страхование
  • 37 37 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 11.07.2013
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Особенности корпоративного страхования в РФ 4
1.1 Сущность и принципы корпоративного страхования 4
1.2 Особенности рынка корпоративного страхования 8
2. Корпоративное страхование заемных средств 11
2.1 Виды страхования кредитов 11
2.2 Особенности рынка банковских кредитов 13
2.3 Основы корпоративных отношений страховых организаций и банков 26
Заключение 34
Список использованных источников 35
Фрагмент для ознакомления

Он призван играть ключевую роль в ресурсном обеспечении финансовых потребностей предприятий и, прежде всего, потребностей в инвестировании основного капитала, создании инновационных продуктов кредитного и финансового рынков и условий для стабильного и сбалансированного экономического роста.
Рассмотрим основы корпоративных отношений между страховыми организациями и банками.

2.3 Основы корпоративных отношений страховых организаций и банков
Основу взаимосвязи страховых компаний и банковских учреждений определяют экономические отношения, связанные с привлечением и использованием денежных доходов и свободных средств населения и предприятий, и функции, выполняемые финансовыми институтами.
Для привлечения денежных доходов и свободных средств населения и предприятий банки предлагают различные формы депозитов — вклады до востребования, срочные вклады, депозитные сертификаты, сберегательные вклады целевого назначения и др.; а страховые компании — различные страховые продукты страхования жизни: смешанное страхование жизни, страхование ренты, пенсионное страхование, страхование аннуитетов и др. В результате можно сделать вывод, что предложения банковскими и страховыми организациями населению и предприятиям различных финансовых услуг по капитализации свободных денежных средств означают формирование конкурентных отношений между анализируемыми финансовыми институтами. При этом отмеченные отношения конкурентного противоборства сопровождаются как среди банков, так и страховщиков, а также участием других финансовых посредников — негосударственных пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов и др.
Иной характер взаимоотношений между банками и страховыми компаниями складывается в связи с рисковой функцией страхования. Общественная потребность в возмещении материальных потерь предприятий и населения и страхового обеспечения граждан удовлетворяется лишь страховщиками. Поэтому соответствующие денежные ресурсы предприятий и населения, направленные на обеспечение страховой защиты и страхового обеспечения граждан, не являются сферой жизненных интересов кредитных учреждений. Более того, как и любая сфера деятельности, банковское дело сопряжено с риском, причем как общими для всех предприятий рисками (природно-естественными, техногенными, противоправными действиями третьих лиц и т. д.), так и специфичными рисками для кредитных учреждений (кредитными, депозитными, процентными, расчетными и др.). В этом случае банки являются носителями общественной потребности в страховании, носителями риска, а страховые организации принимают их, и в случае проявления риска компенсируют понесенные потери кредитных учреждений. В этом случае между банками и страховыми компаниями формируются отношения сотрудничества.
Отношениям сотрудничества между страховыми организациями и банками способствует и предупредительная функция страхования, выражающаяся в финансировании страховщиками мероприятий, минимизирующих банковские риски и возможные убытки кредитных учреждений.
Особые отношения между банками и страховыми организациями накладывает инвестиционная функция. Для обеспечения выполнения функции капитализации свободных денежных средств населения и предприятий банки и страховые организации осуществляют инвестиционную деятельность. При этом инвестиционная деятельность страховщиков касается не только страхования жизни, которое изначально предполагает необходимость капитализации собранных страховых взносов для обеспечения выполнения принятых обязательств, но и инвестирование страховых премий по другим видам страхования, обеспечивая также проведение убыточных видов страховой деятельности и конкурентоспособность страховых организаций.
Страховые организации имеют возможность разместить свои финансовые ресурсы по многим направлениям, в частности страховые резервы — в государственные ценные бумаги, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, корпоративные ценные бумаги, паевые инвестиционные фонды, уставные капиталы обществ с ограниченной ответственностью и вкладов в складочный капитал товариществ на вере, жилищные сертификаты, недвижимое имущество, слитки золота и серебра. Инвестиционная деятельность страховщиков может быть обеспечена и банковской системой. Поэтому инвестиционная деятельность страховых организаций для банков имеет прикладное значение. Банки являются для страховых компаний важнейшими финансовыми институтами, обеспечивающими капитализацию финансовых ресурсов страховщиков. В результате мы видим, что конкурентные отношения банков и страховых организаций за свободные денежные средства населения и предприятий дополняются отношениями сотрудничества по размещению финансовых ресурсов страховщиков.
Действующие правила размещения страховых резервов допускают возможность инвестирования до 40% страховых резервов в стоимость банковских вкладов (депозитов), в том числе удостоверенных депозитными сертификатами, и векселей банков. Кроме того, допускается размещение до 30% резервов в корпоративные ценные бумаги, эмитентами которых могут быть и банки. Таким образом, действующими правилами допускается размещение в банковских активах до 70% страховых резервов страховщиков. При этом установлены ограничения по размещению резервов в один банк — суммарная стоимость ценных бумаг, прав собственности на долю в уставном капитале, средств на банковских вкладах, в том числе удостоверенных депозитными сертификатами, и расчетном счете, а также в общих фондах банковского управления одного банка не может превышать 15%. Следует также отметить и то обстоятельство, что размещение других финансовых ресурсов страховых организаций (уставного капитала, прибыли, резервов, сформированных из прибыли и др.) в настоящее время не регламентируется, что также расширяет поле взаимного инвестиционного интереса банков и страховщиков.
Важнейшей предпосылкой организации взаимоотношений банков и страховых организаций является банковская функция расчетно-кассового обслуживания юридических и физических лиц. В соответствии с действующим законодательством расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием физических лиц могут осуществляться как в наличной, так и безналичной форме. При этом функция безналичных расчетов между хозяйствующими субъектами возложена на банк. Кроме того, юридические лица, в том числе страховые организации, обязаны открыть в банке расчетный счет, предназначенный для зачисления поступлений и изъятий денежных средств, осуществления расчетов с поставщиками, с бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с работниками по выплате им заработной платы, с внебюджетными фондами по отчислениям в них и др. Расчетно-кассовое обслуживание многочисленной клиентуры страховых компаний выгодно для банков, оно способствует увеличению банковских ресурсов. Остатки на банковских счетах страховых клиентов, образующиеся при их расчетно-кассовом обслуживании, являются заемными средствами, которые банк получает более легким и дешевым способом по сравнению с поступлением заемных средств из других источников (депозиты, межбанковские кредиты и др.). Кроме того, средства, получаемые банком при расчетно-кассовом обслуживании клиентов страховщиков, как и других клиентов, обеспечивают ликвидность банковского учреждения.
Общим в деятельности банков и страховых организаций является наличие значительной клиентуры у двух сторон. Банковские учреждения и страховщики оказывают различные финансовые услуги большому числу юридических и физических лиц. Не противопоставляя банковские и страховые продукты, а дополняя их, взаимодействие страховых и банковских учреждений способствует обмену клиентами, повышению конкурентоспособности обоих финансовых посредников. Страховые компании на партнерской основе имеют возможность использовать банки для продвижения своих страховых продуктов, одновременно банки обеспечивают соответствующее расчетно-кассовое сопровождение. С другой стороны, страховые организации, представляя свои помещения банкам, позволяют последним продвигать банковские продукты и услуги по расчетно-кассовому обслуживанию.
Эффект взаимовыгодного сотрудничества повышается при использовании филиальной сети исследуемых финансовых посредников. Общим принципом организации банковского и страхового дела является принцип территориальной организации, означающий необходимость организации бизнеса на значительной территории посредством открытия филиалов и представительств. Совместное использование материальной базы и кадровых ресурсов контрагентов позволяет финансовым посредникам, с одной стороны, расширить клиентскую базу, а с другой стороны, сократить расходы банкам и страховым компаниям по развитию филиальной сети, следовательно, повысить эффективность банковской и страховой деятельности.
Банковское обслуживание страховой деятельности характеризуется многосложностью и многоконтактностью: большая клиентская база страховщиков, различные формы внесения страховых взносов, наличное и безналичное обслуживание, единовременные и периодические страховые взносы и выплаты, значительное число и различные формы страховых выплат, сопровождаемые системой налогообложения, определяют высокие требования к качеству банковского сопровождения страховой деятельности. При этом достаточный профессионализм, компетентность и высокое качество банковского обслуживания обеспечивается организацией функциональных специализированных страховых банков, что подтверждается как зарубежной, так и отечественной практикой.
Отношения между банковскими учреждениями и страховщиками могут приобретать достаточно острые конкурентные формы в том случае, когда национальное законодательство позволяет банкам осуществлять страховые операции — страхование жизни, страхование имущества и т. д., а страховым организациям проводить банковские операции: предоставлять кредиты, организовывать чековое обслуживание и др. Допускаемые формы деятельности банков и страховых организаций обусловлены принадлежностью исследуемых финансовых институтов к единой системе — финансовым посредникам, а также функциональной близостью страховой и банковской деятельности.
Выявленная основа взаимоотношений страховых организаций и банков подтверждается историей их появления, развития и взаимодействия.
Первые договора страхования были обусловлены рисковой функцией страхования. Первые банки обеспечивали посредничество в платежах.
Причастность страховщиков и банковских учреждений к финансовым посредникам, обеспечивающим капитализацию свободных средств предприятий и населения, соотносится с периодом становления капиталистических отношений в Европе в XVII в. и в США в начале XVIII в. Именно в этот период прослеживается масштабное появление банков и страховых компаний. Это свидетельствует о том, что интенсивный рост банков и страховых компаний как посреднических финансовых институтов обусловлен главным образом не расширением товарно-денежных отношений на ранних этапах развития товарного производства, а периодом становления и развития капиталистических отношений. Именно период интенсивной капитализации экономики характеризуется высвобождением денежных средств у населения и предприятий и их желанием сохранить и приумножить эти средства.
Развитие капиталистических форм хозяйствования, промышленной революции, торговли, особенно международной торговли, глобализации финансов сформировали потребность в надлежащем страховом обеспечении. Кредит и страхование развивались в тесной взаимосвязи. Страхование имущества заемщика, передаваемого кредитору под обеспечение ссуды, вызвало к жизни выделение из числа кредиторов особую группу профессионалов-страховщиков, в руках которых сосредотачивались ресурсы страхового фонда.
Современные формы взаимоотношения банков и страховых организаций стали формироваться в начале XX в. в капиталистически развитых странах, причем особое развитие получили в США и Великобритании. В это время формируется система банковского страхования, идентифицируемая как страхование депозитных договоров. Первый договор банковского страхования был заключен в 1911 г. в США.
Именно в США в годы великой депрессии была создана система общефедерального страхования банковских вкладов. Аналогичная система была создана в 70-80-е гг. в Европе, Канаде, Японии и других странах.
В послевоенные годы широкое распространение в промышленно развитых странах получило кредитное страхование, обеспечивающее гарантии банкам, финансовым компаниям, торговым фирмам и другим крупным заимодавцам по кредиту в рассрочку в случае смерти заемщика. Его рост в послевоенное время вызван увеличением продаж товаров длительного пользования в кредит. Особое развитие такое страхование получило в США и Великобритании.
Страхование экспортных кредитов зародилось в Европе после Первой мировой войны, но широкое распространение получило в 50-х гг. в связи с активизацией внешнеэкономической деятельности.
Взаимовыгодное сотрудничество между банками и страховыми компаниями прослеживается в организации продаж страховых полисов через операционные залы банков, их представительства. Данная форма взаимоотношений получила интенсивное развитие в Европе и США в 70-е гг.
Наряду с сотрудничеством страховых организаций и банков в отдельных странах прослеживается жесткая конкуренция за деньги клиентов между ними, когда национальное законодательство допускает возможность осуществления банками операций страхования или страховым компаниям проводить банковские операции. Крупнейшие страховые компании мира, представляющие собой финансовые конгломераты, помимо страхования занимаются предоставлением кредитов, займов, организовывают чековое обслуживание клиентов, эмитирование расчетных кредитных карточек по поручению клиентов и т. д. С другой стороны, коммерческие банки стремятся организовывать страховое обслуживание своей клиентуры.
Наряду с отмеченными процессами в экономически развитых странах наблюдается интеграция банков и страховых компаний. Среди причин, обусловивших интеграцию банковского и страхового капитала, немаловажное значение имеет ослабление банковских позиций на рынке оказания финансовых услуг в связи с тем, что аналогичные банковские услуги начали оказывать сберегательные кассы, отделения связи, страховые компании и др.











Заключение

Расширяющийся рынок сотрудничества банков и страховщиков несет в себе потенциальную двойную выгоду. Во-первых, прирост объемов бизнеса страховщиков и банков, связанного с совместными продуктами. Во-вторых, появляются возможности для формирования следующей тенденции. Страхование ответственности заемщиков и риска непогашения кредитов означает снижение кредитных рисков для банков, которое, в свою очередь, при наращивании массива соответствующих сделок спустя некоторое время сможет повлиять на снижение процентных ставок по застрахованным кредитам для конечного клиента. Именно через этот механизм свою выгоду от взаимодействия страховщиков и банков получают и клиенты банков.

















Список использованных источников

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» 27 ноября 1992 года № 4015-1 от 27.07.2010.
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1. Изменения, внесенные Федеральным законом от 15.11.2010 N 294-ФЗ.
Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Учебник для ВУЗов, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
Годин А.М., Демидов С.Р., Фрумина С.В. Страхование сегодня. – М.:Дашков и Ко, 2010. - 504 с.
Ермасова Н.Б. Страхование. Учебник для ВУЗов, 2-е изд,. - М.: Юрайт, 2010.
Кроливецкая Л.П. Банковское дело: кредитная деятельность коммерческих банков. – М.: Кнорус, 2009. -  280 с.
Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.-М.: Кнорус, 2010. - 320 с.
Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2009.
Кравцова Г.И. Деньги, кредит, банки / Под общ. ред. проф. Г.И. Кравцовой. – Мн.: Мисанта, 2006. – 482 с.
Рублева О.В. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Рублевой. - М.: Юрайт-М, 2009. – 543 с. 

Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2009.
Ермасова Н.Б. Страхование. Учебник для ВУЗов, 2-е изд,. - М.: Юрайт, 2010.
Годин А.М., Демидов С.Р., Фрумина С.В. Страхование сегодня. – М.:Дашков и Ко, 2010. - 504 с.
Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» 27 ноября 1992 года № 4015-1 от 27.07.2010.
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1. Изменения, внесенные Федеральным законом от 15.11.2010 N 294-ФЗ.
Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Учебник для ВУЗов, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
Рублева О.В. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Рублевой. - М.: Юрайт-М, 2009. – 543 с.
Кроливецкая Л.П. Банковское дело: кредитная деятельность коммерческих банков. – М.: Кнорус, 2009. -  280 с.
Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.-М.: Кнорус, 2010. - 320 с.
Кравцова Г.И. Деньги, кредит, банки / Под общ. ред. проф. Г.И. Кравцовой. – Мн.: Мисанта, 2006. – 482 с.











2

1. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» 27 ноября 1992 года № 4015-1 от 27.07.2010.
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1. Изменения, внесенные Федеральным законом от 15.11.2010 N 294-ФЗ.
3. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Учебник для ВУЗов, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
4. Годин А.М., Демидов С.Р., Фрумина С.В. Страхование сегодня. – М.:Дашков и Ко, 2010. - 504 с.
5. Ермасова Н.Б. Страхование. Учебник для ВУЗов, 2-е изд,. - М.: Юрайт, 2010.
6. Кроливецкая Л.П. Банковское дело: кредитная деятельность коммерческих банков. – М.: Кнорус, 2009. - 280 с.
7. Лаврушин О.И. Деньги. Кредит. Банки. Учебное пособие.-М.: Кнорус, 2010. - 320 с.
8. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2009.
9. Кравцова Г.И. Деньги, кредит, банки / Под общ. ред. проф. Г.И. Кравцовой. – Мн.: Мисанта, 2006. – 482 с.
10. Рублева О.В. Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Рублевой. - М.: Юрайт-М, 2009. – 543 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет корпоративное страхование в России?

Корпоративное страхование в России имеет свои особенности, такие как сущность и принципы, а также особенности рынка. Например, важным принципом корпоративного страхования является обязательный страховой платеж, который должны выплачивать все участники компании. Рынок корпоративного страхования также характеризуется высокой конкуренцией между страховыми компаниями и разнообразием предлагаемых услуг.

Какие виды страхования кредитов существуют?

Существуют различные виды страхования кредитов. Например, это может быть страхование жизни и здоровья заемщика, страхование от утраты трудоспособности или страхование от потери работы. Каждый вид страхования кредитов предназначен для защиты заемщика от потери кредитных обязательств в случае возникновения определенных событий.

Каковы основы корпоративных отношений страховых организаций и банков?

Основы корпоративных отношений страховых организаций и банков определяются рядом факторов. Во-первых, страховые организации предлагают банкам услуги по страхованию кредитов, что позволяет банкам снизить свои риски. Во-вторых, банки и страховые компании могут вести совместную деятельность в рамках финансового рынка, что способствует развитию их бизнеса.

Какие преимущества и риски имеет страхование потребительских кредитов?

Страхование потребительских кредитов имеет несколько преимуществ. Во-первых, оно обеспечивает защиту заемщиков от финансовых потерь в случае возникновения определенных событий. Во-вторых, страхование кредитов может помочь заемщику получить кредит на более выгодных условиях. Однако, страхование потребительских кредитов также имеет свои риски, такие как возможность неправомерного отказа в выплате страхового возмещения или высокие страховые платежи, которые могут увеличить общую стоимость кредита.

Какие особенности имеет рынок корпоративного страхования в РФ?

Рынок корпоративного страхования в РФ отличается своими особенностями. Во-первых, большинство компаний предлагает услуги по страхованию определенных рисков, таких как пожар, стихийные бедствия и другие. Во-вторых, страховые компании активно сотрудничают с банками, предлагая различные виды страхования заемных средств. В-третьих, на рынке корпоративного страхования существует конкуренция и выбор страхового продукта и страховщика осуществляется компаниями.

Какие виды страхования кредитов существуют?

Существуют различные виды страхования кредитов. Один из самых распространенных видов - страхование потребительских кредитов. Это страхование, которое предлагается кредитными организациями для обеспечения выплат кредитов в случае смерти или инвалидности заемщика. Также существует страхование кредитов от непогашенной задолженности и страхование кредитов от утраты работы.

С чем связана необходимость корпоративного страхования заемных средств?

Корпоративное страхование заемных средств является необходимым для банков и других кредитных организаций, так как они хотят защитить себя от возможных убытков, связанных с невозвратом кредитов. Такое страхование позволяет банкам обеспечивать безопасность своих операций и привлекать больше заемщиков, так как заемщик будет знать, что его кредит будет покрыт страховой компанией в случае его смерти, инвалидности или других неблагоприятных обстоятельств.

Какие вопросы нужно учитывать при установлении корпоративных отношений между страховыми организациями и банками?

При установлении корпоративных отношений между страховыми организациями и банками необходимо учитывать следующие вопросы: общие правила и условия страхования, права и обязанности каждой из сторон, порядок выплат страхового возмещения, условия расторжения договора и другие важные моменты. Также важно обеспечить прозрачность и легкость взаимодействия между страховщиками и банками для эффективной работы и удовлетворения потребностей клиентов.

Какие особенности имеет корпоративное страхование в России?

Корпоративное страхование в России имеет свои особенности. Существует несколько основных принципов, которыми руководствуются страховые компании при оформлении корпоративной страховки. Также на рынке корпоративного страхования в России есть свои особенности, которые необходимо учитывать. Это связано с особенностями российской экономики и законодательства.

Какие виды страхования кредитов существуют?

Существует несколько видов страхования кредитов. Это может быть страхование от утраты работы, страхование от несчастных случаев, страхование от потери трудоспособности и даже страхование от смерти заемщика. Каждый вид страхования имеет свои особенности и позволяет защитить заемщика от различных рисков.

Каковы основы корпоративных отношений страховых организаций и банков?

Основы корпоративных отношений страховых организаций и банков включают в себя сотрудничество и взаимодействие между этими двумя сферами. Банки обычно требуют от заемщиков страховку для обеспечения погашения кредита в случае возникновения нефорсированных обстоятельств. Страховые компании, в свою очередь, предоставляют банкам услуги по страхованию заемных средств и выплате страхового возмещения в случае необходимости.