Процессный подход в управлении организацией.
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 27.09.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Теоретические аспекты процессного подхода в управлении 3
1.1. Сущность и преимущества процессного подхода 3
1.2. Организация управления процессами на предприятии 5
2. Анализ проблем перехода от функционального к процессному управлению предприятием 11
2.1. Проблемы процессного подхода к управлению 11
2.2. Особенности перехода на процессный подход к управлению предприятием 15
3. Совершенствование бизнес-процессов на предприятии 22
3.1. Автоматизация бизнес-процессов 22
3.2. Применение программных продуктов и методологии процессного подхода 25
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Причем, эта информация должна быть достоверной, а формы ее представления максимально удобным для принятия управленческих решений.
Для эффективного построения процессов необходимо достижение следующих целей:
устранить проблемы взаимодействия между подразделениями и сотрудниками;
повысить эффективность использования ресурсов: стоимость процесса, численность персонала, длительность процесса.
повысить общую управляемость организации;
минимизировать бумажный документооборот;
обеспечить бесперебойное функционирование производства.
Это реализуется путем выполнения этапов, приведенных в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Этапы реализации эффективного процессного подхода
Этап Планируемые результаты 1. Диагностика системы управления, структуры и иерархии существующих бизнес-процессов
Отчет о диагностике, содержащий информацию о:
проблемных направлениях деятельности;
рекомендациях по устранению выявленных проблем;
предлагаемом плане-графике проекта;
распределении ответственности и полномочий по этапам проекта;
рекомендуемой методологии и инструментах моделирования;
стоимости проекта. 2. Построение моделей бизнес-процессов «как есть» комплексная модель процессов организации;
модели отдельных бизнес-процессов. 3. Оценка ресурсоемкости процессов
детализация направлений затрат по бизнес-процессам;
выявление направлений оптимизации затрат;
технологические карты;
расчет минимальных запасов;
хронометраж рабочего времени по процессам;
расчет реальной стоимости человеко-часа;
оценка трудового потенциала;
определение критериев результативности процессов. 4. Построение моделей бизнес-процессов «как должно быть»
модели бизнес-процессов «как должно быть» с учетом результатов 3 этапа;
модель движение документации. 5. Определение функций, полномочий и ответственности структурных подразделений и руководителей должностные инструкции;
положения о подразделениях.
6. Автоматизация оптимизированных бизнес процессов, внедрение и сопровождение
автоматизированные рабочие места (АРМ);
руководство пользователей АРМ;
создание, внедрение и сопровождение ИС. 7. Обучение персонала навыки работы персонала с внедряемой автоматизированной системой. 8. Оценка адекватности разработанной системы экономический эффект для организации.
При этом необходимо принять во внимание, что для последующей оценки эффективности работ внедренной процессной схемы при разработке регламентов целесообразно сразу продумывать и включать в них методы проверки исполнения соответствующих требований. Кроме того, нужно сознавать, что каждый процесс может быть улучшен (путем небольших, последовательных изменений или путем резких, инновационных изменений). Исходя их этого, при внедрении процессного подхода должна быть обязательно поставлена цель постоянного совершенствования процессов организации. В организации должны быть развернуты как система постоянных улучшений («кайдзен») процессов, так и система инновационных улучшений.
Построение в компании системы поддержки процессного управления невозможно без применения современных средств автоматизации. Решить эту задачу при помощи какой-то одной системы практически сложно. Поэтому для получения комплексного решения необходимо интегрировать, как минимум, три системы:
система управления эффективностью;
среда моделирования процессов;
система электронного документооборота.
При использовании такой методики моделирования и оптимизации бизнес-процессов в компании вся ее деятельность будет в полной мере отвечать требованиям качества и наличие сертификата будет не только формальным, но и реализованным в практике.
Применение программных продуктов и методологии процессного подхода
Далее рассмотрим две мощные и наиболее популярные методологии процессного подхода:
I. ARIS 12 - (акроним от англ. Architecture of Integrated Information Systems) — методология и тиражируемый программный продукт для моделирования бизнес-процессов организаций. Продукт и методология принадлежат немецкой компании Software AG 13 как результат поглощения компании IDS Scheer 14 автора методологии Августа-Вильгельма Шеера15 (нем. August-Wilhelm Scheer).
Компания IDS Scheer оптимизирует бизнес-процессы уже более 20 лет. Накопленный за это время богатый опыт управления бизнес-процессами (BPM) привел к разработке платформы ARIS Platform. В научных исследованиях ведущих аналитиков в сфере технологии подчеркивается ведущее место на рынке, которое занимает платформа ARIS Platform, достигнутое благодаря сочетанию обширного опыта работы в проектах и новаторскому подходу к разработке программного обеспечения.
Интуитивный пользовательский интерфейс, интеллектуальные веб-технологии и высокий уровень расширяемости делают программный продукт ARIS эталоном для управления бизнес-процессами (BPM) на всем предприятии. Все эти методы объединены в центральном хранилище ARIS.
Любая организация в методологии ARIS рассматривается с четырёх точек зрения: организационной, функциональной, обрабатываемых данных и структуры бизнес-процессов.
При этом каждая из этих точек зрения разделяется ещё на три подуровня: описание требований, описание спецификации, описание внедрения. Для описания бизнес-процессов предлагается использовать около 80 типов моделей, каждая из которых принадлежит тому или иному аспекту. ARIS предоставляет визуальный инструментарий для обеспечения наглядности моделей. Также инструментарий поставляется с набором рефрентных моделей, заранее разработанных для типичных процессов в различных отраслях.
Среди большого количества возможных методов описания можно выделить следующие:
1. eEPC (англ. extended event-driven process chain) — метод описания процессов;
2. ERM (англ. entity-relationship model) — модель «сущность-связь» для описания структуры данных;
3. UML (англ. unified modeling language) — объектно-ориентированный язык моделирования.
Так же существует возможность создания сценариев автоматизации составления различных аналитических отчётов, нормативных документов, новых моделей. Каждый сценарий представляет собой подпрограмму, запускаемую в ARIS Toolset или непосредственно на сервере ARIS. Сценарии пишутся на специальном языке программирования — SAX Basic. Для автоматизированного формирования того или иного отчёта в ARIS сценарии оперируют данными из базы моделей, вычленяя из неё конкретные объекты и модели.
Технология ARIS Script позволяет в автоматическом режиме производить:
1. Формирование нормативных документов на основании моделей ARIS (например, паспорт процесса, регламент процесса).
2. Формирование аналитических отчётов на основании моделей ARIS.
3. Интеграцию ARIS Toolset с другими приложениями и базами данных.
4. Формирование базы моделей ARIS на основании готовых спецификаций.
Продукт ARIS используется в проектах внедрения и эксплуатации ERP-систем, в частности, есть проработанное интеграционное решение для SAP R/3. Также программное обеспечение ARIS составляет основу пакета Business Process Analysis Suite корпорации Oracle.
Примеры эффективного использования ARIS17:
• Химпром
• СОГАЗ
• Страховая компания РОСНО
• Российские железные дороги
• МЕЧЕЛ
• Норильский никель
• Лукойл
• Сибур
• Роснефть
• Газпром
• МВД РФ
II. AllFusion Process Modeler 7 (ранее BPwin) - инструмент для моделирования, анализа, документирования и оптимизации бизнес-процессов. AllFusion Process Modeler 7 можно использовать для графического представления бизнес-процессов. Графически представленная схема выполнения работ, обмена информацией, документооборота визуализирует модель бизнес-процесса. Графическое изложение этой информации позволяет перевести задачи управления организацией из области сложного ремесла в сферу инженерных технологий.
AllFusion Process Modeler 7 (BPwin) помогает четко документировать важные аспекты любых бизнес-процессов: действия, которые необходимо предпринять, способы их осуществления и контроля, требующиеся для этого ресурсы, а также визуализировать получаемые от этих действий результаты. AllFusion Process Modeler 7 повышает бизнес-эффективность ИТ-решений, позволяя аналитикам и проектировщикам моделей соотносить корпоративные инициативы и задачи с бизнес-требованиями и процессами информационной архитектуры и проектирования приложений. Таким образом, формируется целостная картина деятельности предприятия: от потоков работ в небольших подразделениях до сложных организационных функций.
AllFusion Process Modeler 7 (BPwin) эффективен в проектах, связанных с описанием действующих баз предприятий, реорганизацией бизнес-процессов, внедрением корпоративной информационной системы. Продукт позволяет оптимизировать деятельность предприятия и проверить ее на соответствие стандартам ISO 9000, спроектировать оргструктуру, снизить издержки, исключить ненужные операции и повысить эффективность. В основу продукта заложены общепризнанные методологии моделирования, например, методология IDEF0 рекомендована к использованию Госстандартом РФ и является федеральным стандартом США. Простота и наглядность моделей Process Modeler упрощает взаимопонимание между всеми участниками процессов. Распространенность самого AllFusion Process Modeler 7 позволяет вести согласование функциональных моделей с партнерами в электронном виде.
Основные возможности системы:
• Поддержка различных технологий моделирования
• Анализ показателей затрат и производительности
• Интеграция процессов/данных
• Поддержка стандартных нотаций
• Экспорт объектов и свойств в другие модели
• Документирование информации в пределах всей модели
• Масштабируемость отчетности без потери качества графиков
Аргументы и факты:
• поддерживает сразу три стандартные нотации - IDEF0 (функциональное моделирование), DFD(моделирование потоков данных) и IDEF3 (моделирование потоков работ). Эти три основных ракурса позволяют описывать предметную область более комплексно.
• позволяет повысить эффективность бизнеса, оптимизировать любые процедуры в компании.
• полностью поддерживает методы расчета себестоимости по объему хозяйственной деятельности (функционально-стоимостной анализ, ABC)
• недорог, распространён, по нему много информации и компетентных специалистов.
• лёгок в освоении и применении, есть курсы на русском языке.
• позволяет облегчить сертификацию на соответствие стандартам качества ISO9000.
• является стандартом де-факто, интегрирован с ERwin Data Modeler (для моделирования БД
• благодаря вышеупомянутой интеграции и поддержке совместной, командной работы над одними и теми же моделями (с помощью ModelManager), не имеет аналогов для крупных проектов.
• интегрирован со средством имитационного моделирования Arena 18.
Имитационное моделирование - создание компьютерной модели системы (физической, технологической, финансовой и т. п.) и проведение на ней экспериментов с целью наблюдения/предсказания. Реальный эксперимент проводить дороже, а зачастую опасно или невозможно.
• содержит собственный генератор отчётов.
• позволяет эффективно манипулировать моделями - сливать и расщеплять их.
• имеет широкий набор средств документирования моделей, проектов.
Примеры эффективного использования AllFusion Process Modeler 7 (BPwin):
• Административные органы: NATO
• Разработка КИС: НИИ "Восход"
• Финансовые структуры: слияние двух бирж, автоматизация банков
• Страхование: StanCorp
• Недвижимость, строительство: Portman
• Правоохранительные органы: использование в криминалистике 18 Arena, разработанное компанией Systems Modeling Corporation программное обеспечение для имитационного моделирования, позволяет создавать подвижные компьютерные модели, используя которые можно адекватно представить очень многие реальные системы.
• Армия, оборона: NATO, Quantum Research (англ.)
Заключение
Сложная, постоянно меняющаяся экономическая обстановка в нашей стране, усиливающаяся конкуренция требует от российских предпринимателей серьезного пересмотра принципов и механизмов управления бизнесом. Одним из самых прогрессивных направлений управленческой модернизации является процессный подход к управлению. Его внедрение стало одним из важнейших факторов успеха для многих компаний мирового уровня, позволяя им добиваться постоянного совершенствования производства и более эффективного использования материально-технического, финансового и кадрового потенциала организации.
Этот подход ориентирован, в первую очередь, не на организационную структуру предприятия, а на бизнес-процессы, являющиеся совокупностью разного рода видов деятельности, конечной целью выполнения которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей. Технология описания бизнес-процессов обеспечивает прозрачность всех операций бизнеса, позволяет выявить возможности сбоев на том или ином этапе выполнения работ, вовремя найти и исправить ошибку.
Но, процессный подход, являющийся в настоящее время одной из самых популярных управленческих концепций, не так просто внедрить на практике. Имеются различные методы его внедрения, отличающиеся последовательностью и содержанием этапов создания процессно-ориентированной системы управления.
Результаты применения процессного подхода к управлению предприятием состоят в следующем:
1. Процессный подход позволяет оптимизировать систему управления, сделать ее более прозрачной для руководства и способной гибко реагировать на изменение внешней среды.
2. Процессный подход позволяет получить и использовать систему показателей и критериев оценки эффективности управления на каждом этапе управленческой цепочки.
3. Процессный подход обеспечивает уверенность у соучредителей предприятия в том, что существующая система управления нацелена постоянное повышение эффективности и максимальный учет интересов заинтересованных сторон.
4. Внедрение процессного подхода к управлению и построение системы менеджмента качества гарантирует четко определенный порядок и ответственность за разработку, согласование, утверждение и ведение документации.
5. Поскольку основой процессного подхода к управлению является принятие решений, основанное на фактах, то большое значение имеет наличие на предприятии информационной системы. Внедряемая на предприятии информационная система позволяет владельцам получать владельцам процессов объективную информацию для ведения управления предприятием на основе процессного подхода.
Внедрение процессного подхода к управлению на предприятии рассматривается как проект. Основным заказчиком результатов этого проекта является высшее руководство организации и владельцы процессов.
В заключение необходимо отметить, что внедрение процессно-ориентированного подхода к управлению возможно только при активном участии и ведущей роли руководства организации. Возложение ответственности за реализацию подобных проектов на менеджеров среднего звена приводит просто к созданию большого количества неиспользуемых на предприятии документов. Невозможно внедрить новую парадигму управления без участия управленцев. И сегодня все большее и большее число руководителей понимают это.
Список используемой литературы
Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник.– М.: ИНФРА-М, 2006.– 319 с.
Калянов Г. Н. CASE-технологии: консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. М., 2011.
Кравченко В. Ф., Кравченко Е. Ф., Забелин П. В. Организационный инжиниринг.– М.: «Издательство ПРИОР», 2009.– 256 с.
Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг организаций и информационные технологии.– М.: Финансы и статистика, 2010.– 336 с.
Репин В. В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. М., 2007.
Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов /В. В. Репин, В. Г Елиферов //Стандарты и качество. – 2011. – 498с.
Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ.– СПб.: Издательство С.– Петербургского университета, 2008.– 332 с.
Шеер А.-В.Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. М., 2009.
Вишняков О. Процессно-ориентированный подход в управлении организацией /О. Вишняков, И. Дятлова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.мanagement.com./ERP-system.html.
Дегтева Е. В. Процессно-ориентированная система управления развитием промышленного предприятия/ Е. В. Дегтева// Автореферат. – Белгород, 2008. – 24с.
Королев В. Процессы и системы в управлении предприятием. URL: http:// quality. eup.ru/DOCUM4/psup.htm
Ксенчук Е. В. Процессный подход в управлении. URL: http://quality. eup.ru/DOCUM2/presentofkas.html
Маховский А. Внедряем процессный подход / А. Маховский, В. Патешман// Настольный журнал IT-руководителя. – 2007. – №11. – С. 24-26.
Репин В. В. Процессный подход на практике: проблемы внедрения / В. В. Репин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: sunqality.ru /content/view/121/134/.
Автоматизация бизнес-процессов. URL: http://www.infopark.ru/Services/ IT/Pages/eBP.aspx
Евдокиненко В. Бизнес-процессы, процессное управление и эффективность // Бизнес-инжениринговые технологии. URL: http://www.betec.ru/ index.php?id =06&sid=01
Маховский А. Внедряем процессный подход / А. Маховский, В. Патешман// Настольный журнал IT-руководителя. – 2007. – №11. – С. 24-26.
Репин В. В. Процессный подход на практике: проблемы внедрения / В. В. Репин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: sunqality.ru /content/view/121/134/. – Заглавие с экрана.
Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов /В. В. Репин, В. Г Елиферов //Стандарты и качество. – 2011. – 498с.
Вишняков О. Процессно-ориентированный подход в управлении организацией /О. Вишняков, И. Дятлова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.мanagement.com./ERP-system.html.
Кравченко В. Ф., Кравченко Е. Ф., Забелин П. В. Организационный инжиниринг.– М.: «Издательство ПРИОР», 2009.– 256 с.
Шеер А.-В.Бизнес-процессы. Основныепонятия. Теория. Методы. М., 2009.
1
Директор
Зам.директора по снабжению
Зам.директора по произв-ву
Зам.директора по продажам
Зам.директора по финансам
Сотрудник 1
Сотрудник 2
Сотрудник 2
Сотрудник 2
Сотрудник 2
Сотрудник 1
Сотрудник 1
Сотрудник 1
начальник
подчиненные
потребитель
Процессы предприятия
Результаты стратегического анализа
Стратегия
Разработка модели организации «как есть»
Анализ
модели организации «как есть»
Разработка модели организации «как надо»
Разработка плана перехода из состояния «как есть» в состояние «как надо»
Организация «как надо»
Начало
1.Сформировать схемы цепочек создания ценности
2.Выполнить согласование и корректировку схем цепочек создания ценности
3.Структурировать деятельность подразделений в виде процессов
4.Сформировать карту бизнес-процессов организации на основе схем цепочки создания ценности
5.Дополнить карту на основе информации о деятельности подразделений
6.Выполнить анализ карты. Скорректировать границы процессов и состав участников
Описание деятельности подразделений
Схемы цепочек создания ценности
Схемы цепочек создания ценности
Карты бизнес-процессов
Карты бизнес-процессов
7.Сформировать матрицу процессов
8.Утвердить карту бизнес-процессов и матрицу процессов
Система процессов организации
Конец
Корректировка нужна?
1. Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник.– М.: ИНФРА-М, 2006.– 319 с.
2. Калянов Г. Н. CASE-технологии: консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. М., 2011.
3. Кравченко В. Ф., Кравченко Е. Ф., Забелин П. В. Организационный инжини-ринг.– М.: «Издательство ПРИОР», 2009.– 256 с.
4. Ойхман Е. Г., Попов Э. В. Реинжиниринг организаций и информационные технологии.– М.: Финансы и статистика, 2010.– 336 с.
5. Репин В. В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. М., 2007.
6. Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов /В. В. Репин, В. Г Елиферов //Стандарты и качество. – 2011. – 498с.
7. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Пер. с англ.– СПб.: Издательство С.– Петербургского университета, 2008.– 332 с.
8. Шеер А.-В.Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. М., 2009.
9. Вишняков О. Процессно-ориентированный подход в управлении организа-цией /О. Вишняков, И. Дятлова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.мanagement.com./ERP-system.html.
10. Дегтева Е. В. Процессно-ориентированная система управления развитием промышленного предприятия/ Е. В. Дегтева// Автореферат. – Белгород, 2008. – 24с.
11. Королев В. Процессы и системы в управлении предприятием. URL: http:// quality. eup.ru/DOCUM4/psup.htm
12. Ксенчук Е. В. Процессный подход в управлении. URL: http://quality. eup.ru/DOCUM2/presentofkas.html
13. Маховский А. Внедряем процессный подход / А. Маховский, В. Патешман// Настольный журнал IT-руководителя. – 2007. – №11. – С. 24-26.
14. Репин В. В. Процессный подход на практике: проблемы внедрения / В. В. Репин. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: sunqality.ru /content/view/121/134/.
15. Автоматизация бизнес-процессов. URL: http://www.infopark.ru/Services/ IT/Pages/eBP.aspx
16. Евдокиненко В. Бизнес-процессы, процессное управление и эффективность // Бизнес-инжениринговые технологии. URL: http://www.betec.ru/ index.php?id =06&sid=01
Вопрос-ответ:
Что такое процессный подход в управлении организацией?
Процессный подход в управлении организацией - это методология, основанная на организации работы предприятия в виде процессов. При этом управление осуществляется не отдельными функциональными подразделениями, а функционированием и взаимодействием процессов в целом.
Какие преимущества имеет процессный подход в управлении?
Процессный подход в управлении организацией позволяет повысить эффективность работы предприятия за счет оптимизации бизнес-процессов и лучшего взаимодействия между подразделениями. Он также способствует улучшению качества продукции или услуг, сокращению времени выполнения заказов и повышению удовлетворенности клиентов.
Как можно организовать управление процессами на предприятии?
Организация управления процессами на предприятии включает в себя несколько этапов. Сначала необходимо определить основные бизнес-процессы организации и их взаимосвязи. Затем происходит моделирование процессов, выявление узких мест и проблемных зон. Далее происходит оптимизация процессов, внедрение необходимых изменений и контроль за их исполнением.
Какие проблемы возникают при переходе от функционального к процессному управлению предприятием?
Переход от функционального к процессному управлению предприятием может столкнуться с несколькими проблемами. Это могут быть сопротивление со стороны сотрудников, недостаточное понимание новой методологии, сложность определения границ процессов и их взаимосвязей, а также необходимость проведения изменений во всех уровнях организации.
Какие особенности присущи переходу на процессный подход к управлению предприятием?
Переход на процессный подход к управлению предприятием особенностями, такими как необходимость изменения корпоративной культуры, внедрение новых систем управления, обучение персонала новым навыкам и методам, создание структуры управления, которая будет отвечать требованиям процессного подхода.
Что такое процессный подход в управлении организацией?
Процессный подход в управлении организацией — это методология, которая предлагает рассмотреть организацию как совокупность взаимосвязанных процессов, вместо традиционного функционального подхода. Организация структурируется вокруг бизнес-процессов, которые связывают различные подразделения и функции предприятия.
Какие преимущества дает процессный подход в управлении организацией?
Процессный подход позволяет сделать управление более эффективным и гибким. Он позволяет улучшить координацию между различными подразделениями, упростить взаимодействие с клиентами и улучшить качество продукции или услуг. Благодаря процессному подходу можно легче выявлять и устранять узкие места, оптимизировать работу предприятия и повысить его конкурентоспособность.
Как осуществляется переход на процессный подход к управлению предприятием?
Переход на процессный подход к управлению предприятием может быть сложным процессом. Он требует изменений в организационной культуре и структуре предприятия, а также в методах и системах управления. Для успешного перехода необходимо провести анализ и оптимизацию существующих бизнес-процессов, разработать новые процессы, обучить сотрудников новым методам работы и внедрить соответствующие информационные системы.