Цели и принципы организации инновационных решений моногородов.
Заказать уникальный реферат- 30 30 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 09.10.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Инновационные решения моногородов 3
2. Управление инновационной средой моногорода 3
Заключение 3
Список литературы 3
При этом каждая составляющая инновационной инфраструктуры обладает определенным набором специфических свойств и характеристик.Основные направления инновационного развития моногорода находятся в непосредственной связи со специализацией города, что оказывает существенное воздействие на эффективность управления инновационной средой моногорода. Так, в соответствии с официальными данными, предоставленными Рабочей группой по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, в Российской Федерации насчитывается 335 моногородов (30,48% от общего числа российских городов), в которых проживает около 16 млн. человек (25% городского населения страны) и производится около 40% суммарного валового регионального продукта.Моногорода в нестабильных условиях внешней среды требуют качественных трансформаций и преобразований на основе инноваций в целях:модернизации традиционных (градообразующих) производств; диверсификации экономики города (создание новых производств и предприятий сферы обслуживания населения и бизнеса); развития малого и среднего бизнеса;улучшения имиджа города и повышения качества жизни.Как установлено в ходе исследования, одним из депрессивных моногородов является г. Тольятти Самарской области. Промышленный комплекс города формируют преимущественно обрабатывающие производства, удельный вес которых в объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами составляет 88,6%. Наиболее значимыми в обрабатывающих производствах являются производство транспортных средств и оборудования, прежде всего, автомобилестроение (67,4%), химическое производство (22,8%), другие производства, на долю которых приходится 9,8% (производство пищевых продуктов, электрооборудования, резиновых и пластмассовых изделий, машин и оборудования, строительных материалов). Средние и малые предприятия г. Тольятти других отраслей промышленности не отличаются высокой инновационной активностью, что обусловлено низким инновационным потенциалом предприятий (недостатком собственных средств и квалифицированного персонала), низким уровнем инвестиций, высокой стоимостью и длительными сроками окупаемости нововведений, низким платежеспособным спросом на новые продукты.Сегодня г. Тольятти представляет собой монопрофильный город, функционирование которого преимущественно определяется результирующими показателями производственно-хозяйственной деятельности градообразующего предприятия ОАО «АВТОВАЗ». Рынок инновационной продукции г. Тольятти находится на стадии развития и реформирования. Программы инновационного развития, разработанные и осуществляемые предприятиями ведущихотраслей промышленности города,имеют узконаправленный характер ине предполагают установление взаимовыгодных отношений и синергетического взаимодействия с другими малыми и средними предприятиями, что препятствует созданию благоприятной инновационной среды. Следовательно, дальнейшее развитие рынка инноваций моногорода связано с формированием соответствующей инновационной инфраструктуры, которая включает в свой состав совокупность учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории города и осуществляющих создание и распространение новых знаний, продуктов и технологий, а также организационно-правовые условия их хозяйствования, определенные совокупным влиянием государственной научной и инновационной политик, региональной политики, политики, проводимой на федеральном уровне, и социально-экономической политики муниципального образования.Инновационная инфраструктура г. Тольятти находится на стадии формирования и налаживания качественной обратной связи между ее элементами. В настоящее время основными элементами инновационной инфраструктуры г. Тольятти являются следующие: студенческие бизнес-инкубаторы; бизнес-инкубатор Тольятти; ОАО «Технопарк»; венчурный фонд.Как показали результаты исследования, основные проблемы инновационной среды г. Тольятти – это отсутствие местных законодательных актов о политике в инновационной сфере и системе экономических и правовых механизмов регулирования процесса коммерциализации результатов НИОКР. Инновационное развитие г. Тольятти предполагает формирование эффективной инфраструктуры инновационной деятельности на основе синергетического взаимодействия ее элементов (необходимо организовать качественное взаимодействие и обратную связь между вузами, научными организациями и предприятиями г. Тольятти), обеспечивающей защиту интеллектуальной собственности притрансфере наукоемких технологий, создающей благоприятную инновационную среду функционирования субъектов хозяйствования моногорода и являющейся основой формирования устойчивой социально-экономической системы города.В целях разрешения существующих проблем управление инновационной средой моногорода предлагается осуществлять на основе методического подхода, построенного на принципах трансформации, рационализации, эволюции, органицизма, конструктивизма и постмодернизма. Этот подход заключается в следующем:1) инновационное развитие моногорода базируется на временной необратимости и является положительной разницей между текущим и прошлым состоянием;2) инновационное развитие моногорода опирается на динамизм и неповторяемость стадий при трансформации инновационной среды моногорода;3) управление инновационной средой моногорода представляет собой положительные преобразования ее свойств и качественных характеристик при движении к более высокому уровню функционирования;4) управление инновационной средой моногорода является процессом естественным, неизбежным, необратимым и необходимым;5) сущностной характеристикой управления инновационной средой моногорода выступает наличие качественного различия между типовыми и необходимыми стадиями организационных изменений;6) интегральный характер инновационного развития моногорода определяется получением кумулятивного эффекта, основу которого составляют внутренние рычаги самодвижения инновационной среды моногорода, раскрывающие его внутренний потенциал;7) управление инновационной средой моногорода ориентировано на реализацию миссии, что предполагает оценку и выбор критерия развития в соответствии с предпочтениями и интересами контрагентов инновационной среды моногорода с учетом внутренних и внешних факторов.ЗаключениеВ современных условиях в связи с ускоренным динамичным развитием и глобализацией мирового экономического пространства преобразования в области производственно-хозяйственной деятельности социально-экономических систем должны происходить на основе инноваций и инновационной деятельности, в том числе и моногородов, поскольку в условиях инновационной экономики более остро проявляются проблемы их функционирования, что приводит к возникновению депрессивного состояния экономики и к кризисным явлениям в социальной сфере моногорода. Все это вызывает дисфункциональное развитие социально-производственных структур градообразующих предприятий, нарушения их взаимодействий с институциональными структурами и другими хозяйствующими субъектами. Происходит сокращение производственных мощностей на крупных градообразующих предприятиях, вызывающее дефицит бюджета муниципального образования, спад занятости населения и рост социальной напряженности в моногородах.Вместе с тем для того, чтобы осуществлять модернизацию и диверсификацию производства, повысить конкурентоспособность, уровень икачество жизни населения необходимо формирование такой инновационной среды, которая соответствовала современным вызовам внутреннего и внешнего рынков. Таким образом, основой социально-экономического роста моногорода должно стать эффективное управление инновационной средой.Вместе с тем в настоящее время недостаточно исследованы методологические и методические аспекты управления инновационной средой моногорода, не установлены и не регламентированы взаимоотношения предприятий и органов муниципальной власти в ходе реализации программ и стратегий инновационного развития моногородов, отсутствует необходимая информация о социально-экономической приоритетности инновационно-инвестиционных проектов, а также в недостаточной степени проработан организационный механизм управления инновационной средой моногорода и не сформирован инструментарий его реализации. Все это определяет актуальность разработки системы управления инновационной средой моногорода.Список литературы1). Иваньковский С.Л., Былинская А.А., Иваньковская Н.А. «Моногорода в народном хозяйстве страны: развитие, проблемы, перспективы», журнал «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского», издательство: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород), 2011 год, стр. 91-97.2). Кармышев Ю.А. «Доминирующие тенденции и факторы в социально-экономическом развитии монофункционального крупного города», журнал «Социально-экономические явления и процессы», издательство: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (Тамбов), выпуск №11, 2011 год, стр. 99-110.3). РААСН «ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРЫ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И СТРОИТЕЛЬНЫХ НАУК ДО 2030 ГОДА», журнал «Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН», издательство: Уральский Ордена «Знак Почета» научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт РААСН (Екатеринбург), выпуск №3, 2009 год, стр. 6-14.4). Ветров Ф.А. «МОНОГОРОД И ИННОГРАД, ИЛИ К ИННОВАЦИЯМ В РЕЗЕРВАЦИЯХ», журнал «Среднерусский вестник общественных наук», издательство: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва), выпуск №3, 2012 год, стр. 222-226.5). Ветров Ф.А. «МОНОГОРОД VS ИННОГРАД: ПОЛЮСА КРИЗИСНОГО ДИСКУРСА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «ЭКСПЕРТ»)», журнал «Вестник Череповецкого государственного университета», издательство: Череповецкий государственный университет (Череповец), 2012 год, стр. 47-50.6). Лисовик Б.С. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫСВОБОЖДЕНИЯ РАБОТНИКОВ И ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МОНОГОРОДОВ», журнал «Современные проблемы науки и образования», издательство: Издательский Дом «Академия Естествознания» (Пенза), выпуск №2, 2012 год, стр. 333.7). Некрасова Е.В. «ОПТИМИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ МИГРАЦИИ КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МОНОГОРОДОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ», журнал «Экономика региона», издательство: Институт экономики Уральского отделения РАН (Екатеринбург), выпуск №2, 2012 год, стр. 315-320.8). Рощина И.В., Дятлова Н.А. «ВЛИЯНИЕ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВУЮ СФЕРУ МОНОПРОФИЛЬНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, журнал «Известия Иркутской государственной экономической академии», издательство: Байкальский государственный университет экономики и права (Иркутск), выпуск №3, 2013 год, стр. 25-29.9). Рыженков А.В. «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ МОНОГОРОДОВ», журнал «Известия Уральского государственного экономического университета», издательство: Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург), 2011 год, стр. 62-65.10). Лыткин А.И. «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДОЙ МОНОГОРОДА, журнал «Городское управление», издательство: Институт муниципального управления (Обнинск), выпуск № 12, 2012 год, стр. 17-28.
1). Иваньковский С.Л., Былинская А.А., Иваньковская Н.А. «Моногорода в народном хозяйстве страны: развитие, проблемы, перспективы», журнал «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского», издательство: Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород), 2011 год, стр. 91-97.
2). Кармышев Ю.А. «Доминирующие тенденции и факторы в социально-экономическом развитии монофункционального крупного города», журнал «Социально-экономические явления и процессы», издательство: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (Тамбов), выпуск №11, 2011 год, стр. 99-110.
3). РААСН «ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРЫ, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И СТРОИТЕЛЬНЫХ НАУК ДО 2030 ГОДА», журнал «Академический вестник УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН», издательство: Уральский Ордена «Знак Почета» научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт РААСН (Екатеринбург), выпуск №3, 2009 год, стр. 6-14.
4). Ветров Ф.А. «МОНОГОРОД И ИННОГРАД, ИЛИ К ИННОВАЦИЯМ В РЕЗЕРВАЦИЯХ», журнал «Среднерусский вестник общественных наук», издательство: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Москва), выпуск №3, 2012 год, стр. 222-226.
5). Ветров Ф.А. «МОНОГОРОД VS ИННОГРАД: ПОЛЮСА КРИЗИСНОГО ДИСКУРСА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «ЭКСПЕРТ»)», журнал «Вестник Череповецкого государственного университета», издательство: Череповецкий государственный университет (Череповец), 2012 год, стр. 47-50.
6). Лисовик Б.С. «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫСВОБОЖДЕНИЯ РАБОТНИКОВ И ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МОНОГОРОДОВ», журнал «Современные проблемы науки и образования», издательство: Издательский Дом «Академия Естествознания» (Пенза), выпуск №2, 2012 год, стр. 333.
7). Некрасова Е.В. «ОПТИМИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ МИГРАЦИИ КАК МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ МОНОГОРОДОВ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ», журнал «Экономика региона», издательство: Институт экономики Уральского отделения РАН (Екатеринбург), выпуск №2, 2012 год, стр. 315-320.
8). Рощина И.В., Дятлова Н.А. «ВЛИЯНИЕ ГРАДООБРАЗУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВУЮ СФЕРУ МОНОПРОФИЛЬНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, журнал «Известия Иркутской государственной экономической академии», издательство: Байкальский государственный университет экономики и права (Иркутск), выпуск №3, 2013 год, стр. 25-29.
9). Рыженков А.В. «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИВЕРСИФИКАЦИИ МОНОГОРОДОВ», журнал «Известия Уральского государственного экономического университета», издательство: Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург), 2011 год, стр. 62-65.
10). Лыткин А.И. «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДОЙ МОНОГОРОДА, журнал «Городское управление», издательство: Институт муниципального управления (Обнинск), выпуск № 12, 2012 год, стр. 17-28.
Вопрос-ответ:
Какие цели преследуются при организации инновационных решений в моногородах?
Цели организации инновационных решений в моногородах включают в себя развитие и модернизацию экономики, создание новых рабочих мест, привлечение инвестиций, повышение уровня жизни населения и улучшение имиджа города.
Какие принципы руководят организацией инновационных решений в моногородах?
Организация инновационных решений в моногородах основывается на принципах устойчивого развития, конкурентоспособности, открытости и сотрудничества, активного привлечения и поддержки инвесторов, а также эффективного управления инновационной средой.
Какие свойства и характеристики имеет инновационная инфраструктура моногородов?
Инновационная инфраструктура моногородов имеет свойства, такие как наличие научных и исследовательских центров, наличие высокотехнологичных предприятий, доступность учебных заведений, наличие системы поддержки инноваций, наличие технопарков и инкубаторов, наличие инновационных кластеров и развитая система коммуникаций.
Как специализация моногорода влияет на основные направления инновационного развития?
Специализация моногорода оказывает существенное влияние на основные направления инновационного развития, так как определяет отрасли, в которых моногород имеет конкурентные преимущества и потенциал для внедрения инноваций. Например, моногород, специализирующийся на производстве автомобилей, будет ориентироваться на разработку и внедрение инноваций в автомобильной промышленности.
Какие основные принципы управления инновационной средой моногородов?
Основные принципы управления инновационной средой моногородов включают активное привлечение инвесторов, создание благоприятных условий для развития инноваций, поддержку научно-исследовательской деятельности, развитие системы образования и поддержку предпринимательства.
Какие цели преследуются при организации инновационных решений моногородов?
Организация инновационных решений в моногородах направлена на достижение ряда целей. Одной из основных целей является диверсификация экономики, сокращение зависимости от основной отрасли и создание новых рабочих мест. Также целями являются привлечение инвестиций, повышение конкурентоспособности моногорода и создание благоприятной инновационной среды.
Каковы принципы организации инновационных решений моногородов?
Принципы организации инновационных решений в моногородах основаны на сотрудничестве между государственными, частными и общественными организациями. Также важным принципом является поддержка и развитие инновационной инфраструктуры, что включает в себя создание технопарков, инкубаторов, научно-исследовательских центров и других организаций, которые способствуют развитию инноваций и их коммерциализации.
Какие основные направления инновационного развития моногородов?
Основные направления инновационного развития моногородов определяются их специализацией. Например, если моногород специализируется в автомобильной промышленности, то основные направления могут быть связаны с разработкой и производством новых автомобилей, альтернативными источниками энергии для автомобилей и т.д. Каждый моногород имеет свои уникальные направления, опираясь на особенности и сильные стороны города.
Какие свойства и характеристики имеет инновационная инфраструктура моногорода?
Инновационная инфраструктура моногорода имеет ряд специфических свойств и характеристик. Она должна быть гибкой и адаптируемой к изменяющимся условиям, обладать высоким уровнем технического оснащения и доступом к современным технологиям. Также важными свойствами являются наличие квалифицированных кадров и возможность сотрудничества и взаимодействия с другими инновационными центрами.
Какие цели преследуются при организации инновационных решений в моногородах?
Основной целью организации инновационных решений в моногородах является повышение уровня жизни и экономического развития города. Внедрение инноваций позволяет создать новые рабочие места, привлечь инвестиции и улучшить инфраструктуру города. Также, инновации способствуют развитию научных и технических знаний, улучшению условий работы и жизни населения.