Современные методы и приемы работы преподавателя с учащимися в классе фортепиано

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Музыка
  • 18 18 страниц
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 21.10.2013
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
Глава 1. Роль психологических факторов в работе преподавателя на уроках в классе фортепиано 4
Глава 2. Основные тенденции, методы музыкальной педагогики. Организация фортепианного урока и особенности работы над музыкальным произведением 9
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

Таким способом ученик предельно наглядно усваивает временные расстояния.
2. Осознание клавиатурного рисунка вовсе не то же, что расшифровка нотных знаков: ученик младших классов, даже правильно прочитав нотный знак, далеко не всегда находит нужную клавишу. Здесь полезен метод проигрывания мелодии одним пальцем вне ритма, что освобождает ученика от забот о точной реализации аппликатуры.
3. Методы сольфеджирования и свободное от неточностей «осторожное проигрывание» являются основными способами, ведущими к слуховому осознанию высотности мелодического рисунка.
4. Метод игры с предварительным названием пальца и метод беззвучного контактирования пальцев с клавиатурой способствует лучшему запоминанию нотного текста и устранению желания быстро играть последующие звуки, а, наоборот, концентрируясь на отдельных элементах музыкальной ткани.
5. Руководствуясь методическим приемом вычленения простого из сложного, можно облегчить восприятие музыки, временно фиксируя внимание ученика на одних заданиях и допуская при этом приблизительное выполнение других.
6. Велика роль распространенного в практике метода исполнительского показа как средства, подсказывающего пути овладения конкретными исполнительскими задачами и трудностями.
7. Для активизации самостоятельности исполнительских решений полезен метод наводящих вопросов. Например, «Что тебе в этой пьесе совсем не удалось?», «Красиво ли это прозвучало?» и т. д.
8. Суть метода «звук – слово» или подстрочный текст заключается в том, что к музыкальной фразе или к интонационному обороту подбирается словесный текст, что позволяет ученику точнее почувствовать выразительность музыки: интонационные акценты, окончания фраз.
9. На этапе разучивания произведений с учащимися младшего возраста, следуя принципу ускорения темпов прохождения учебного материала с целью отхода от механической «зубрежки», полезно использовать метод «нескучных способов разучивания», рекомендуемый Г. Хохряковой. Процесс разучивания таким методом состоит из нескольких этапов:
Учитель предлагает ученику «покататься» на руке учителя. Рука ученика должна почувствовать себя пассажиром самолета, задремавшим в удобном кресле. При этом ученик хорошо ощущает движение, сущность штрихов. Чуткость ученика обостряется еще больше, если его глаза будут закрыты.
Игра ансамблем. При игре вдвоем сравнительно легче достигается целостность и хорошее качество исполнения.
Способ игры через «увеличительное стекло» был рекомендован К. Н. Игумновым. Этот способ позволяет «рассмотреть» все переплетения звуков, вслушиваться в звучание, оценивать свои движения в медленном темпе.
Способ «поделим трудности на двоих» (при котором играют учитель и ученик, меняясь на цезурах), позволяет провести соревнование на ловкость (разумеется, учитель нарочно иногда не успевает или промахивается).
Если ученик не соглашается с аппликатурой, ему предлагается придумать свой вариант и доказать, что он не хуже. Учитель защищает аппликатуру, поставленную в нотах.
Разучивание с конца. Сыграть последнее построение, потом начать «на шаг» раньше, и так приближаться к началу трудного места. Делить не механически, а подчиняясь логике музыкальной речи.
Игра «замри – отомри». Педагог исполняет произведение, а ученик в любой момент говорит: «Замри!». Как только будет сказано «Отомри!» - играет дальше. Потом учитель и ученик меняются ролями. Задача педагога – удачно выбрать момент остановки: момент начала неудобного места, судорожного движения [2].
На третьем этапе произведение оформляется в единое художественное целое. Здесь важно достичь целостности в исполнении произведения посредством развития навыка перспективного слухового мышления и антиципации (умения представлять результаты своего действия еще до его осуществления); достижения ровного и незатрудненного исполнения (и по нотам, и на память); преодоления двигательных трудностей в сложных пассажах и элементах музыкального материала; углубления выразительности игры; уточнения характера звучности (распределение силы звука, педализации); уточнения ритмики и достижение единства темпа всего произведения (без учета темповых изменений автора или редактора) [2].
Здесь целесообразно использовать такие методы работы: пробно проигрывать пьесу целиком, проводить занятия в «представлении» (работа без инструмента), заниматься дирижированием, сопоставлять небольшие фрагменты произведения из разных его частей, многократно повторять, постепенно удлинять музыкальную мысль.
В плане закрепления технической работы на третьем этапе большую роль может сыграть применение «метода вариантов» в его различных видах. В практике пианиста-исполнителя широко распространены «ритмические варианты», применяемые при проработке звуковых линий из ровных мелких длительностей (проучивание пунктирным ритмом); «силовые варианты», например, замедленная игра ровным форте или (реже) предельно слабым звуком, или варьирование нюансировки (в этюдах), или варьирование относительной силы голосов (в полифонии) и т.п.; «артикуляционные варианты», например, игра нон легато или стаккато взамен легато [1].
Заключительный этап связан с подготовкой произведения к исполнению на сцене. На этом этапе исполнение произведение должно достичь эстетической завершенности.
Достичь этой задачи возможно, укрепляя навыки перспективного слухового мышления и антиципации с помощью следующих методов: исполнение произведения целиком, как на сцене; занятие в «представлении». Также имеет смысл использовать «метод раздвинутых проигрываний», как всей пьесы в целом, так и отдельных эпизодов частей.



Заключение


Таким образом, современная музыкальная педагогика стремится к тому, чтобы воспитать разносторонне развитую творческую личность, которая может с успехом реализовать себя в любом виде деятельности. Для развития навыков игры на фортепиано, музыкального слуха, памяти и музыкального вкуса целесообразно сочетать в педагогической практике традиционные и инновационные методы работы.
На начальных этапах обучения, как уже отмечалось ранее, очень важно постоянно поддерживать интерес к обучению, к творчеству. Этого возможно достичь за счет применения разных методов обучения, игровых форм обучения, усиления творческой атмосферы на занятиях в классе фортепиано.
На сегодняшний день к педагогам предъявляются особенно высокие требования в плане знаний психологии детей. Это объясняется большой эффективностью личностно ориентированного подхода к обучению. На занятиях в классе фортепиано реализация данного подхода также приносит очень хорошие результаты.



Список литературы



Вицинский А.В. Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением. - М.: Классика - ХХI, 2003.
Дралова Е.К. Освоение музыкального произведения в классе фортепиано: основные этапы и методы работы (методические рекомендации). [Ресурс локального доступа]
Исаева Е.О. Особенности современного обучения игре на фортепиано.// http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/117-music/1309--q-q.html
Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М.: Классика – ХХI, 2002.
Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. - М.: Кифара, 2002.
Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. - М. – Л., 1964.
Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения? – М., 1998.















2

Список литературы



1. Вицинский А.В. Процесс работы пианиста – исполнителя над музыкальным произведением. - М.: Классика - ХХI, 2003.
2. Дралова Е.К. Освоение музыкального произведения в классе фортепиано: основные этапы и методы работы (методические рекомендации). [Ресурс локального доступа]
3. Исаева Е.О. Особенности современного обучения игре на фортепиано.// http://ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/117-music/1309--q-q.html
4. Мартинсен К.А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано. - М.: Классика – ХХI, 2002.
5. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. - М.: Кифара, 2002.
6. Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. - М. – Л., 1964.
7. Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения? – М., 1998.

Вопрос-ответ:

Какие психологические факторы играют роль в работе преподавателя на уроках фортепиано?

Роль психологических факторов в работе преподавателя на уроках фортепиано очень важна. Один из таких факторов - мотивация ученика. Если ученик не заинтересован в процессе обучения, то преподаватель должен стимулировать его интерес, демонстрируя привлекательность урока и связывая его с практическими результатами. Еще один фактор - уровень самооценки ученика. Преподаватель должен помочь ученику развивать положительное отношение к своим способностям и достижениям, поощрять его и поддерживать в трудных моментах. Психологический комфорт на уроке также играет важную роль. Преподаватель должен создавать атмосферу доверия и взаимопонимания, где ученик чувствует себя комфортно и может свободно выражать свои мысли и чувства. Важными психологическими факторами являются также концентрация внимания, умение управлять своими эмоциями и развитие музыкального восприятия.

Какие основные тенденции и методы современной музыкальной педагогики используются при обучении на фортепиано?

Современная музыкальная педагогика ориентируется на развитие творческой и самостоятельной активности ученика. Она предлагает различные методики, такие как активное слушание музыки, импровизацию, анализ и интерпретацию музыкальных произведений. Кроме того, в современной музыкальной педагогике акцент делается на индивидуальный подход к каждому ученику, учитывая его способности и интересы. Важным элементом является также использование современных технологий и мультимедийных средств обучения.

Как организовывается фортепианный урок и какие особенности работы над музыкальным произведением?

Организация фортепианного урока зависит от индивидуального подхода преподавателя, но обычно он включает следующие этапы: разминочные упражнения, разучивание нового музыкального материала, исполнение уже изученных произведений, анализ и интерпретация музыки. Особенностью работы над музыкальным произведением является постепенное углубление в его содержательную и художественную структуру, отработка технических навыков, выразительное исполнение и самостоятельное музицирование.

Какие методы и приемы применяются преподавателями при работе с учащимися в классе фортепиано?

Преподаватели по классу фортепиано используют различные методы и приемы для обучения учащихся. Они могут включать в себя использование специальных упражнений для развития техники игры на фортепиано, использование разнообразных пьес и композиций для развития музыкальности и музыкального вкуса учащихся, а также применение различных игровых элементов и техник для увлекательного и эффективного обучения.

Какую роль играют психологические факторы в работе преподавателя на уроках в классе фортепиано?

Психологические факторы играют важную роль в работе преподавателя на уроках в классе фортепиано. Преподаватель должен уметь мотивировать учащихся, создавать комфортную атмосферу на уроке, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и находить подходящие под его потребности и возможности методы обучения. Психологический подход позволяет создать оптимальные условия для эффективного обучения и развития учащихся на уроках фортепиано.

Какие основные тенденции и методы музыкальной педагогики применяются при обучении фортепиано?

В музыкальной педагогике применяются различные методы и тенденции при обучении игре на фортепиано. К ним относятся использование индивидуального подхода к каждому ученику, активное использование разнообразных пьес и композиций для развития музыкальности и технических навыков, использование игровых элементов и техник для увлекательного и эффективного обучения, а также использование современных технологий в процессе обучения, таких как компьютерные программы и приложения.

Как организовывается фортепианный урок и какие особенности работы над музыкальным произведением могут быть учтены?

Фортепианный урок обычно начинается с разминки и выполнения специальных упражнений для развития технических навыков игры на фортепиано. Затем ученик занимается работой над музыкальным произведением, которое предварительно было выбрано учителем. В процессе работы преподаватель может уделять особое внимание тем моментам, которые требуют более глубокого изучения, таким как исполнение сложных фраз, работа над качеством звука и музыкальное выражение.

Какие методы и приемы работы преподавателя можно использовать на уроках фортепиано?

На уроках фортепиано преподаватель может использовать различные методы и приемы, такие как демонстрация игры на инструменте, объяснение теоретических основ, активное прослушивание произведений, проведение групповых занятий и др. Эти методы позволяют ученикам лучше понять и усвоить материал, развить навыки игры на фортепиано и музыкальное выражение.

Какую роль играют психологические факторы в работе преподавателя на уроках фортепиано?

Психологические факторы играют важную роль в работе преподавателя на уроках фортепиано. Преподаватель должен уметь мотивировать учеников, создавать положительную атмосферу на занятиях, развивать уверенность и самооценку учащихся, работать с их эмоциональным состоянием и стрессом. Это помогает ученикам лучше усваивать материал и достигать лучших результатов в обучении.

Какие основные тенденции и методы музыкальной педагогики используются на фортепиано?

Основные тенденции и методы музыкальной педагогики на фортепиано включают в себя индивидуальный подход к каждому ученику, развитие технических навыков игры на инструменте, развитие музыкального слуха и выразительности, использование интерактивных технологий и программ для обучения, включение элементов импровизации и творчества в уроки и др. Эти методы позволяют сделать уроки более интересными и эффективными для учеников.