Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения оперного творчества Н.Римского-Корсакова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 26 26 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 01.11.2013
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Оперы Римского-Корсакова 5
1.1 Снегурочка 5
1.2 Садко 8
Глава 2.Анализ и изучение опер Римского-Корсакова в школе 12
2.1 Активизация познавательной деятельности 12
2.2 Изучение творчества Римского-Корсакова в школе 17
Заключение 23
Список используемой литературы 26
Фрагмент для ознакомления

Игра обхватывала широкий круг тем, связанных с жизнью и творчеством композитора:• ребяческие годы, проведенные в Тихвине и в Морском корпусе (пристрастия и успеваемость);• содружество композиторов «Могучая кучка» (креативные и дружественные дела);• отношение композитора к творчеству Глинки и Даргомыжского;• работа над оперой «Снегурочка»;• влияние российского фольклора на творчество Римского-Корсакова;В письменных заданиях участники должны:• дописать именитые выражения самого композитора о собственном творчестве или же выражения о нем иных жителей земли, вставив взамен точек необходимое слово;• смотря в нотные образцы из творений Римского-Корсакова (не изучаемых по предмету «музыкальная литература»), заявить, что изображает (как набросок) нотная запись и из какого произведения может быть данный образ (тема «33 богатыря» из оперы «Притча о короле Салтане» изображает морские волны; тема «Выход в свет лебедей» из оперы «Садко» выглядит как птички; «Тема звездных небес» из оперы «Ночь перед Рождеством», по выражению Мтр. Гнесина, смахивает на набросок плеяды Большой Медведицы );• прослушав примеры из произведений Н.А. Римского-Корсакова, в которых применены цитаты пользующихся популярностью этнических песен, назвать данную песню, определить её жанр и произведение, в каком она звучит (к примеру: «Вышина ли, вышина» – былина о Соловье Будимировиче – опера «Садко» или же «Добродушный вечер, святой вечер» – колядка – опера «Ночь перед Рождеством» и так далее);• завершить закономерную цепочку, в которой вслед за именем Римского-Корсакова написаны имена композиторов грядущего поколения, определив, кто были воспитанники Николая Андреевича.Конкурсные задания включали материал не только музыкальной литературы, но и соседних дисциплин, в том числе ритмика, сольфеджио; помимо этого, давая ответы на поставленные вопросы, соучастники игры имели возможность продемонстрировать познания художественной литературы (в аудио-фрагментах из творений композитора, необходимо было выяснить по содержанию творения А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя) и живописи. Энтузиазм детей к игре стимулировался применением в заданиях аудиоматериалов, картинок, музыкальных инструментов, деталей театрализации: костюмы эпохи, вещи, связанные с интересными событиями из жизни композитора, сценический антураж. В музыкальных паузах между раундами звучали иллюстративные музыкальные номера в традиционном варианте и прогрессивной обработке в выполнении учеников и преподавателей школы искусств: 1. «Колыбельная» (из домашнего архива);2. «Песня Шута» из оперы «Притча о царе Салтане»;3. «Колыбельная нянюшек» из оперы «Притча о царе Салтане»;4. «Песня Индийского постояльца» из оперы «Садко» (переложение для скрипки и фортепиано); 5. «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко»;6. «3-я песня Леля» из оперы «Снегурочка».Особо восторженно ученики встречали такие задания, как конкурс на наилучшего барабанщика: по воспоминаниям Римского-Корсакова в раннем возрасте он предпочитал избивать в барабан под аккомпанемент отца, менявшего нежданно - негаданно темп – участники игрытакжедолжны были показать свое чувство ритма;блиц-опрос «Веруете ли вы?»;командное сольфеджирование с листа мелодии из «Парафразы на постоянную тему» в сопровождении фортепиано следующих частей, прописанных Н.А. Римским - Корсаковым: 24 разновидности и Финал (вар. I, VI, XI, XII, XIII, XIX), Менуэт, Небольшая фуга B-A-C-H, Комическая фуга (варианты для выполнения командой определялись жеребьевкой).Закончилась игра награждением фаворитов призовыми яблоками, как когда-либо в детстве награждали Нику Римского-Корсакова в Морском корпусе за прекрасную учебу. Широкий диапазон представленного материала дает возможность его дальнейшей адаптации и применения в поурочной деятельности по предмету «Музыкальная литература», также «Глобальная художественная культура» в виде дидактических игр, таких как: 1) разные викторины; 2) тесты с предложенными вариантами ответов; 3) ребусы, кроссворды, требующие проявления догадливости, исследовательских возможностей; 4) настольные игры, на подобии лото, домино или же игры с кубиком, позволяющие включить в коллективную учебную работу большую численность учеников. Следовательно, включение в учебный процесс обучающих и развивающих игр позволяет ребятам «приблизиться» к сущности творчества композитора, к пониманию некоторых событий его жизни. По результатам игрыбыл проведен мониторинг в следующих формах: 1) анкетирование, выявившее энтузиазм к творчеству композитора и позитивную оценку учениками формы музыкально-интеллектуальной игры и просьба продолжить участие в похожих мероприятиях; 2) сравнительный тест успеваемости по предмету, показавший подъем на 20%. Популярностьигры выразилась в ежегодном повышении численности учеников, желающих принять в ней участие.ЗаключениеЕсли заявлять не об уровне обобщений, а о стилевых отличительных чертах, отдельных свойствах — то творчество Римского-Корсакова довольно выучено. Творчество композитора рассматривается в контексте общекультурных направленностей времени, характеризуются как этапы творчества, так и отдельные творения. В книжке М.Рахмановой - заключительной монографии по Римскому-Корсакову — обнаружено то соответствие обобщенности и детализации, которое дозволяет составить представление о композиторе в художественном, публичном контексте и вмести с этим не утрачивать его особенность; поднимаются вопросы исследованности, востребованности креативного наследия композитора, предусматривается прогрессивное состояние проблематики.При работе с творчеством Римского-Корсакова мы столкнулись с многоуровневым проявлением приспособления архетипа. Вот эти уровни:• архетипический сюжет. Все оперы рассматриваются как единичное «сверхпроизведение», основанное на инвариантной сюжетной схеме, которая к тому же восходит к архетипической сюжетной модели, имеющей место в различных мифологических системах и более именитой в древнегреческом варианте, как мысль о Деметре и Персефоне. В работе инвариантный сюжет назван «метасюжетом»;• ряд архетипических образов, включающий в себя, кроме фигур, достаточных для олицетворения мифологемы — Дева, Мама («земной» дамский образ), и Искуситель, - архетипы, отражающие стадии становлениячеловеческого духа - Тень (трикстер), Анима, Умный старец, Самость (Андрогин);• архетип мифологического места. В некоторых эпизодах происходит активизация архетипа начальной стихии — данное как правило соединено с видами моря и леса;• проекция архетипа в сфере музыкального формообразования: явления «рассредоточенных» форм различного масштаба, также «живописно-картинный симфонизм» как своеобразная черта музыкальной драматургии Римского-Корсакова.Главная проблема исследования — рассмотрение оперного творчества Римского-Корсакова как целостной мифологической системы. Оно трактуется как «сверхпроизведение», в котором накладывается система архетипических образов, отражающих ступени становления человеческого духа. В этой связи встает ряд проблем, связанных с выявлением качеств данной системы:• переустройство инвариантной базы метасюжета, являющегося моделью всех опер Римского-Корсакова; сопоставление с подобными мифологическими сюжетами;• раскрытие и описание системы инвариантных образов, формирующих метасюжет; сопоставление их данных с аналогами в мировой культуре;• раскрытие инвариантных частей, компонент. Гипотеза исследования состоит в том, что все оперы Римского-Корсакова, как сказочные, так и реалистические, считаются изоморфными проявлениями единичной сюжетной модели — в работе она названа «метасюжет» - с устойчивым комплектом инвариантных персонажей.Мир Римского-Корсакова — единичная, довольно закрытая система, вступающая во взаимодействие с наружными воздействиями, но постоянно сохраняющая собственную целостность. Не композитор был созвучен времени; эпоха в какой-то момент выискала разыскиваемое в его творчестве, отличающаяся духовной наполненностью и ровностью художественного итога.В недрах оперного творчества Рнмского-Корсакова состоялось составление системы архетипов, обусловленное мифологическими закономерностями мышления композитора. Мифопоэтическая логика проявилась в интеграции исторически сформировавшихся архетипических моделей в ткань его творений. Архетипы работают на уровнях образов - Тень, Анима, Умный старец, Андрогин (самость), ребенок — и сюжета, схожего мифу о Деметре и Персефоне, но индивидуального по трактовке: у Римского-Корсакова на первый план выходит образ дочери, а образ матери преобразуется в контрастный по нраву дамский вид, конкурирующий с «иномирной» девой.Согласно с мифопоэтической логикой, заложенной в системе, творения Римского-Корсакова трактуются как изоморфы единичного метасюжета. На основании их сопоставления выявляются инвариантные черты архетипических образов и сюжета, относящиеся предпочтительно к музыкальной сфере и подкрепленные ситуативными повторами. Сопоставление с мифологическими прообразами выявляет внутреннюю обусловленность, неслучайность формировавшегося ансамбля инвариантных музыкальных и сюжетных деталей. Список используемой литературы1. Абелюк Е. Миф или сказка. М., 1995.2. Албу А. «Чувство природы» в русской музыкальной классике. И его мировоззренческая сущность. // О композиторском и исполнтитель-ском творчестве русских музыкантов. Научные труды МГК им. П.И.Чайковского. Сб.З. М., 1993, с. 58-71.3. Асафьев Б. Избранные труды. Т.З, М., 1954.4. Асафьев Б. (Игорь Глебов). Римский-Корсаков. Опыт характеристики. Пб., 1922.5. Асафьев Б. Симфонические этюды. П., 1970.6. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М., 1995.7. Баева А. Русская опера последней трети XX века (вопросы эволюции жанра). Автореф. дисс. .д-ра иск. М., 2000.8. Барсова Л. Роль творческой личности в формировании художественной жизни эпохи: па примере творчества Римского-Корсакова. СПб., 2007.9. Ю.Барт Р. Мифологии. М., 1996.10. П.Батракова С. Искусство и миф. Из истории живописи XX века. М., 2002.11. Богданов К. Повседневность и мифология: исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб., 2001.12. Валькова В. Архетип куклы в творчестве Д.Шостаковича. // Миф. Музыка. Обряд. М., 2007, с.95-102.13. Валькова В. Музыкальный тематизм и мифологическое мышление. // Музыка и миф. Труды ГМПИ им. Гпесиных. Вып. 118. М.,1992, с.40-61.14. Валькова В. Музыкознание в поисках «вечного»: о понятии «музыкальные архетипы». // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Сб.тр. по материалам конф. 24-26 сент.2002. / РАМ им. Гне-синых. М., 2002, с.60-71.15. Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М.,1993.16. Гаспаров М. Избранные статьи. М.,1995.17. Гервер Л. К проблеме «Миф и музыка». // Музыка и миф. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 118, 1992, с.7-21.18. Гервер Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). Автореф. дисс. .канд. иск. М., 2000.19. Гервер Л. Совокупный поэтический текст романсового творчества композитора как объект мифологической реконструкции. // Миф. Музыка. Обряд. М., 2007, с.65-72.

Список используемой литературы

1. Абелюк Е. Миф или сказка. М., 1995.
2. Албу А. «Чувство природы» в русской музыкальной классике. И его мировоззренческая сущность. // О композиторском и исполнтитель-ском творчестве русских музыкантов. Научные труды МГК им. П.И.Чайковского. Сб.З. М., 1993, с. 58-71.
3. Асафьев Б. Избранные труды. Т.З, М., 1954.
4. Асафьев Б. (Игорь Глебов). Римский-Корсаков. Опыт характеристики. Пб., 1922.
5. Асафьев Б. Симфонические этюды. П., 1970.
6. Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу. Т. 1-3. М., 1995.
7. Баева А. Русская опера последней трети XX века (вопросы эволюции жанра). Автореф. дисс. .д-ра иск. М., 2000.
8. Барсова Л. Роль творческой личности в формировании художественной жизни эпохи: па примере творчества Римского-Корсакова. СПб., 2007.
9. Ю.Барт Р. Мифологии. М., 1996.
10. П.Батракова С. Искусство и миф. Из истории живописи XX века. М., 2002.
11. Богданов К. Повседневность и мифология: исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб., 2001.
12. Валькова В. Архетип куклы в творчестве Д.Шостаковича. // Миф. Музыка. Обряд. М., 2007, с.95-102.
13. Валькова В. Музыкальный тематизм и мифологическое мышление. // Музыка и миф. Труды ГМПИ им. Гпесиных. Вып. 118. М.,1992, с.40-61.
14. Валькова В. Музыкознание в поисках «вечного»: о понятии «музыкальные архетипы». // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее. Сб.тр. по материалам конф. 24-26 сент.2002. / РАМ им. Гне-синых. М., 2002, с.60-71.
15. Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М.,1993.
16. Гаспаров М. Избранные статьи. М.,1995.
17. Гервер Л. К проблеме «Миф и музыка». // Музыка и миф. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 118, 1992, с.7-21.
18. Гервер Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). Автореф. дисс. .канд. иск. М., 2000.
19. Гервер Л. Совокупный поэтический текст романсового творчества композитора как объект мифологической реконструкции. // Миф. Музыка. Обряд. М., 2007, с.65-72.

Вопрос-ответ:

Какие оперы Римского-Корсакова изучаются в данной статье?

В данной статье изучаются оперы "Снегурочка" и "Садко".

Что такое активизация познавательной деятельности учащихся?

Активизация познавательной деятельности учащихся - это создание условий, которые позволяют учащимся активно и самостоятельно взаимодействовать с учебным материалом, искать ответы на вопросы, развивать критическое мышление и творческие способности.

Какие методы используются для активизации познавательной деятельности учащихся в изучении опер Римского-Корсакова?

В изучении опер Римского-Корсакова в школе используются различные методы активизации познавательной деятельности, такие как анализ музыкальных произведений, обращение к историческому и культурному контексту, проведение творческих заданий и практических упражнений.

Какие темы охватывала игра, связанная с жизнью и творчеством Римского-Корсакова?

Игра, связанная с жизнью и творчеством Римского-Корсакова, охватывала широкий круг тем, включая ребяческие годы композитора, проведенные в Тихвине, а также различные аспекты его творчества и вклад в оперное искусство.

Какое значение имеет изучение творчества Римского-Корсакова в школе?

Изучение творчества Римского-Корсакова в школе имеет большое значение, так как позволяет учащимся расширить их музыкальные знания, развить музыкальный вкус, понимание оперного искусства и восприятие музыки. Также изучение его творчества способствует развитию творческих и аналитических способностей учащихся.

Какая тема статьи?

Тема статьи - активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения оперного творчества Н.Римского-Корсакова.

В чем заключается активизация познавательной деятельности учащихся в изучении оперного творчества Н.Римского-Корсакова?

Активизация познавательной деятельности учащихся включает в себя использование различных методов и приемов, игровые формы работы, анализ и изучение опер Н.Римского-Корсакова в школе.

Какие оперы Н.Римского-Корсакова рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются оперы "Снегурочка" и "Садко" Н.Римского-Корсакова.

Какие главы есть в статье?

В статье есть 2 главы: "Оперы Римского-Корсакова" и "Анализ и изучение опер Римского-Корсакова в школе".

Какие методы активизации познавательной деятельности используются в изучении опер Н.Римского-Корсакова в школе?

В изучении опер Н.Римского-Корсакова в школе используются различные методы, такие как игровые формы работы, анализ и изучение творчества композитора, работа с литературой и другими источниками информации.

Какие темы охватывает статья?

Статья охватывает темы изучения оперного творчества Н.Римского-Корсакова, включая его оперы "Снегурочка" и "Садко". Также рассматривается активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения этого творчества.

Что такое активизация познавательной деятельности?

Активизация познавательной деятельности - это методика, которая позволяет студентам активно взаимодействовать с учебным материалом, искать и анализировать информацию самостоятельно, а не просто passively принимать информацию от преподавателя.