Влияние средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 02.11.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности развития речи ребенка в онтогенезе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 15
1.3. Воздействие СМИ на речевое развитие детей дошкольного возраста 25
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
2.1. Цель, задачи и организация констатирующего эксперимента 34
2.2. Методика констатирующего эксперимента 35
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования 41
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ 53
3.1. Основные направления и принципы коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста 53
3.2. Методы и приемы логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
ЛИТЕРАТУРА 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 79
Предлагается следующий комплекс занятий с использованием сказок и дидактических игр. При разработке комплекса занятий опирались на методики О.С. Ушаковой и Г.А. Урунтаевой [41; 42].
Комплекс занятий по развитию речи
Тема занятия Цель занятия Методы и приемы Дидактические игры, звуковые упражнения 1. Игрушка заговорила Развивать фонематический слух, навыки произношения трудных слов и словосочетаний. Учить грамотно строить простые предложения. 1. Игры с предметами.
2. Кукла приглашает поиграть.
3. Рассказ кукле или любой игрушке
4. Ответ игрушки. - Ловим звук
-Бусы из слов
-Начало, середина, конец.
2.Занятие «Составление рассказов об игрушках» 1. Загадки о домашних животных.
2. Дидактические игры.
3. Подвижные игры.
4.Ситуация общения «Правильно - неправильно». Д/упражнение «Что кем будет».
- «Представь, что ты можешь»
- «Кошки-мышки» 3.Занятие «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами». Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Закрепить в речи названия животных и их детёнышей. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного 1. Рассматривание сюжетных картинок.
2. Обмен мнений.
3. Помощь Незнайке.
4.Дидактические игры - Д/и «Исправь ошибку».
-Словесная игра с мячом «Что умеет делать кошка?»
- «Опиши предмет» 4.Занятие «Сочинение историй с помощью предметов» Развитие связной монологической речи через обучающие игровые действия. Игра развивает активную речь детей, дети учатся строить простые однотипные предложения 1.Подсказка, исправление 2.Дидактические игры
3. Работа в парах.
- Игра «Магазин».
- «Подарки для зайца». 5.Занятие «Составление повествовательного рассказа «Как лиса за зайцем охотилась». Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных 1.Обучение рассказу по вопросам
2. Обсуждение. 3.Дидактические игры 4.Коллективное раскрашивание рисунка
5.Мотивация (выставка рисунков) -«Подбери слова к игрушке»
- игра в вопросы-ответы с мячом 6. Занятие «Составление рассказа по картине «Собака со щенятами». Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Формировать умение включаться в совместное с воспитателем рассказывание. 1.Обучение рассказу по схеме
2. Загадка, обсуждение. 3.Дидактические игры
4. Речевые ситуации. -Д/упр. «Составь рассказ по картине»
- «Кто самый внимательный?» 7.Занятие «Составление повествовательного рассказа «Приключение Маши в лесу» Формировать умение составлять совместный повествовательный рассказ с помощью заданной воспитателем схемы высказывания. Формировать умение придерживаться сюжетной линии при составлении рассказа. Упражнять в подборе признаков к животному, а также подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. 1.Обучение рассказу по вопросам
2. Загадка, беседа. 3.Дидактические игры 4.Коллективное раскрашивание рисунка
5.Мотивация (выставка рисунков) - «Подбери слова к картинке»
- «Кто знает другое слово»
8. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей» Развивать устную монологическую речь, логику мышления, внимание. 1. Выбор эпизодов.
2. Пересказ по цепочке.
3. Игры на внимание
4. Игры на формирование сенсорных эталонов - «Кузнечик»
- «Паутинки»
«Узелок на память»
- «Ведерочко с сюрпризом» 9. Игра-драматизация «Зимовье зверей» Развивать устную диалогическую речь, внимание, память. Координация речи и движений. 1. Разучиваем стихи, скороговорки.
2. Моделирование сказки.
3. Я и мой герой. - «Дополни пословицу»
- «Сочини загадку»
- Игра на самочувствие: «Волшебный ковер» 10. Занятие «Составление рассказов по картине «Ежи»
Формировать умение составлять коллективный рассказ по картине, придерживаясь определённого пункта плана. Упражнять в подборе слов, близких по значению; в отгадывании описательных загадок на заданную тему. Воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его; оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. 1. Рассматривание картинок.
2.План рассказа.
3.Коллективное составление рассказа.
4.Составление рассказа по частям.
5.Дидактические игры 6.Соревновательный момент - «Закончи предложение»
- «Скажи ласково»
11. Придумывание новой сказки Активизировать словарь. Развивать навыки связной речи: логичность, выразительность, эмоциональность. 1. Словесный лабиринт.
2. Пословицы, поговорки.
3. Учимся читать стихи.
4. Конкурс новых сказок. - Подбери синонимы
- Ищем антонимы
- «Сказочный хоровод» 12.Занятие «Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке»
Продолжать формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой; составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений. Упражнять в отгадывании слов путём подбора букв. Упражнять в подборе слов близких по значению. 1. Рассматривание картинок.
2.Загадки
3.Дидактические игры 4.Вручение фишек победителям - «Скажи по-другому»
- «Кто это? Что это?»
13.Театрализованная игра по теме «Домашние животные»
Развивать фонематический слух; активизировать словарь по изучаемой теме; формировать общие речевые навыки; развивать зрительное внимание, память, мышление, творческие возможности и способности детей 1. Животные в гостях
2. Обыгрывание ролей
3.Звукоподражательные игры
4. Дидактические игры -«Кто спрятался?»
-«Самое полезное животное»
- «Кто это? Что это?»
14. Подготовка к итоговому занятию. Выбор сказки Развивать навыки подражательности, развивать общую моторику. Учить использовать в речи эмоционально-выразительные средства языка. 1. Знакомство со сказочными героями.
2. Выбираем сказку.
3. Действия и поступки героев сказки.
4. Дидактические игры - «Сказка наоборот»
- «Замок»
- «Веселый счет – игры с мячом»
- «Один – много»
«Раздувайся пузырь» 15. Подготовка к инсценированию сказки Способствовать развитию творческих языковых способностей. 1. Незнайка в гостях
2. Расскажи о своей роли в театральной постановке
3. Развивающие игры. - «Давай знакомиться»
- «Образуй новое слово»
- Новый герой в сказке 16. Итоговое занятие
Театрализованная игра «Покажем сказку» Показать уровень сформированных коммуникативных качеств речи. 1. Песенки героев
2. Спектакль по сказке _ «Веселый хоровод»
- Загадки-разминки
- «Наша сказка»
Таким образом, процесс обучения предлагается строить следующим образом: сначала дети учатся описывать игрушки, затем предметные картинки и, наконец, сюжетные картинки, затем вводится «словесное рисование».
Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю, в первой половине дня. Продолжительность занятий – 20-25 минут.
3.2. Методы и приемы логопедической работы по коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста
Рекомендуется использовать наглядные, словесные и практические методы. Наглядные методы предполагают наблюдение объектов, если же объекты недоступны для непосредственного наблюдения, воспитатель знакомит с ними детей опосредованным путем, применяя, например, изобразительные средства, показ картин, фотографий и пр. Для формирования связной речи используются такие методы, как рассматривание картин со знакомым детям содержанием, рассматривание и описание детьми картинок и игрушек, придумывание сюжетных рассказов. При этом обязательно необходимо слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления.
Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Далее можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.
В детском саду применяются в основном те словесные методы, которые связаны с художественным словом. Например, воспитатель читает детям художественные произведения, предусмотренные программой, используется и пересказ.
Дети учатся пересказывать литературное произведение, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого, затем вместе с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение) и, наконец, самостоятельно. При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, внимание обращается на персонажей картины и их действия, а затем дети составляют короткий рассказ сначала вместе со взрослым, а затем самостоятельно.
Пересказ представляет собой творческое воспроизведение литературного образца. Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают образные слова, словосочетания. Учатся владеть живым языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказывания, ценность формы композиции и языка учат дошкольников четко и последовательно строить рассказ, не выпуская главного, не увлекаясь деталями, т.е. формирует правильную связную речь. Кроме того, на занятиях по пересказу дети упражняются в умении слушать и анализировать пересказы своих сверстников. Благодаря систематической работе по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков хорошо воспроизводить содержание текстов (рассказов, сказок) они начинают глубоко переживать произведение, у них появляется потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные связи событий. Практика показывает, что у детей развивается пытливость, самостоятельность мысли, умение анализировать, делать выводы.
Отметим, что словесные методы в чистом виде в детском саду употребляются очень редко. Одним из основных дидактических принципов, на основе которого строится методика занятий с дошкольниками, является применение наглядности в сочетании со словом. Важно учитывать, что возрастные особенности дошкольников 4-5 лет требуют опоры на наглядность, поэтому в словесных методах применяют такие наглядные приемы, как показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций и пр.
Когда малыш овладел описанием отдельных игрушек, можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов. Предлагают, например, несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно уводят детей от подражания, предлагая придумать самостоятельный рассказ.
Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу. Здесь можно использовать образец. Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам (например, «Назови три предмета»); находят алогизмы в суждениях.
Цель практических методов - обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер.
Дидактическая игра, как с наглядным материалом, так и словесная, используется для решения всех задач развития речи. Отметим, что дидактическая игра в педагогическом процессе выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что и определяет характер руководства ею. Воспитатель осуществляет подбор дидактических игр и игрушек, отвечающих воспитательно-образовательным задачам и возможностям детей, знакомит их с различными способами проведения игры, правилами и контролирует выполнение этих правил (особенно в младшей и средней группах). Дидактические игры дают положительный результат при условии системности (планомерности) их проведения. Системность предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
Работу со знакомым литературным текстом можно проводить также с помощью игры-драматизации, настольной инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. Игры – драматизации служат наиболее эффективным средством для формирования диалогической и монологической речи, так как они содержат специальные методы и приемы, способствующие высказыванию мыслей, развивают фонетико-фонематические, лексические, грамматические, стилистические компоненты языка. Игры с куклами являются наиболее популярными в детском возрасте. Обыгрывая ситуацию с использованием любимой игрушки, дошкольники не боятся ошибиться, сказать что-то неправильно: ведь эти ошибки принадлежат не им, а игрушкам. Оценивая речь и поступки кукол (игрушек) дети постигают навыки речевого взаимодействия, осваивают непростые правила жизни, то есть реальные ситуации окружающего мира.
В играх – драматизации или театрализованных играх освоение ролей непосредственно связано с развитием речи: вначале отрабатывается четкое произношение букв, звуков, слов, фраз, целых предложений – этому способствуют пословицы, поговорки, повторы из сказок, чистоговорки. Затем отрабатывается логическое ударение, лексический материал к сказке, сказочным героям. Постепенно происходит переход к сказке.
Для развития навыков связной речи разыгрывание сказок подходит лучше всего. Воспитатель вместе с детьми «погружается в сказку»: вначале сказка читается, а затем идет подготовка к проигрыванию отрывков из сказки. Одновременно с этим можно вводить проблемные игровые ситуации по сказкам: можно изменить сюжет сказки, но сохранить героев сказки. Большую роль для развития диалогической речи играет сам процесс подготовки к спектаклю: все дошкольники хотят участвовать в игре-драматизации, поэтому так важно помочь детям договориться о роли. Для развития речевых навыков можно использовать для каждой роли пары сменного состава «артистов». Дети в парах свободно овладевают навыками выразительности, проговаривают отдельные фразы, поправляя друг друга. Это общение воспитатель продвигает вперед: он просит выделить в каждом герое отличительные черты характера и объяснить, как они смогут изобразить эти нравственные качества. В этом процессе речь дошкольников сопровождается невербальными способами: жестами, мимикой, звуками. Дошкольник пытается анализировать поступки героя, копирует понравившиеся фразы, что служит развитию связной речи. При помощи взрослых каждый ребенок индивидуально отрабатывает сценическую выразительность: речь, движения, жесты героя, интонацию, - так создается образ и формируются навыки связной диалогической речи.
К практическим методам следует отнести и наглядные игры-занятия, игры-инсценировки. Основная задача таких игр-занятий — воспитание культуры поведения детей, но они чрезвычайно важны и для развития речи, так как обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Например, на занятии «Кукла Таня у нас в гостях» дети не только наблюдают действия с куклой, но и сами садятся вокруг накрытых к чаю столов, учатся поддерживать общий разговор во время еды, проявлять внимание к гостю и друг к другу, стараются красиво есть, правильно держать себя за столом [10].
Каждый из рассмотренных методов представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач по развитию связной речи детей дошкольного возраста. По роли наглядности и эмоциональности на приемы можно подразделить на словесные, наглядные и игровые.
Речевой образец, то есть правильная, заранее отработанная речевая деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами—пояснениями, указаниями. Речевой образец должен предшествовать речевой деятельности детей, он преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.
Еще одним приемом является повторение, то есть преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Это может быть повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение, а также хоровое.
Приемом развития связной речи детей дошкольного возраста является и объяснение, представляющее собой раскрытие воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия. Наиболее широко применяется этот прием в словарной работе, но он находит место и при решении других задач развития связной речи.
Еще одним приемом является указание, то есть разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата.
Приемами развития связной речи детей дошкольного возраста являются также словесное упражнение и оценка детской речи. Словесное упражнение представляет собой многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
Еще одним приемом является вопрос — словесное обращение, требующее ответа, задание ребенку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. По содержанию выделяются вопросы, требующие констатации, репродуктивные (Что? Какой? Где? Куда? Как? Когда? Сколько? и т. п.); более сложная категория — поисковые, т. е. вопросы, требующие умозаключения (Зачем? Почему? Чем похожи? и др.). По формулировке вопросы можно разделить на прямые, наводящие, подсказывающие.
Среди наглядных приемов развития связной речи детей дошкольного возраста можно выделить показ картинки, игрушки, движения или действия (например, в игре-драматизации). Наглядные приемы также обычно сочетаются со словесными приемами, например, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого.
В развитии речи дошкольников очень важны игровые приемы. На занятии, особенно в конце его, можно задавать шутливые вопросы, использовать небылицы, перевертыши, игру «Так или не так», игровой персонаж (внести Петрушку, мишку), употреблять игровые формы оценки (фишки, фанты, аплодисменты).
По их обучающей роли приемы развития связной речи можно разделить на прямые и косвенные. Примерами прямых приемов являются образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указания и др. Косвенными приемами, являются напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.
Важно отметить, что на одном занятии воспитателем обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов).
Выводы по главе 3
1. Учитывая выявленный на основе диагностики недостаточный уровень сформированных коммуникативных качеств речи: точность, правильность, логичность, эмоциональность, выразительность, логичность, богатство словаря, возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста, предложен комплекс занятий с использованием сказок и дидактических игр. Процесс обучения строится следующим образом: сначала дети учатся описывать игрушки, затем предметные картинки и, наконец, сюжетные картинки, затем вводится «словесное рисование».
2. В методике развития связной речи можно выделить наглядные, словесные и практические методы. Приемы развития речи (игровые приемы, речевой образец, вопросы, объяснения, оценка действий и ответов детей и др.) составляют основную специфику методики. Развитие речи ребенка представляет собой систему, где задания детям и приемы обучения располагаются от легкого к трудному, где сочетаются разные методы и приемы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность данного исследования обусловлена проблемой негативного влияния средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста. Телевизор есть в большинстве современных квартир, причем, как правило, не один: телевизоры стоят в гостиной, на кухне, в спальне. Современные дети превратились в телеманов - они едят и спят, играют, общаются с друзьями и родителями при включенном телевизоре. Телевизор становится для детей основным источником информации. Последствия такого пристрастия к телевизору могут быть довольно серьезными. При всех положительных качествах телевидения, к сожалению, отрицательных качеств от просмотра телепередач больше: нарушается развитие детей – как физическое и психическое, так и речевое. Дети не умеют общаться со сверстниками и взрослыми, становятся вялыми и малоподвижными, нервными и капризными. Дети, которые много смотрят телевизор, обычно менее подвижны, имеют избыточный вес, у них выше уровень холестерина в крови. Не стоит забывать, что просмотр телепередач для ребенка - большая зрительная нагрузка.
Анализ литературных источников показал, что одной из главных задач речевого воспитания дошкольника является формирование активного словаря и связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание. Связная речь, то есть развёрнутые, состоящие из нескольких или многих предложений высказывания, позволяют ребенку систематично и последовательно излагать свои мысли.
В среднем, а тем более – в старшем дошкольном возрасте, к детям предъявляются серьезные требования в отношении связности рассказывания. В рассказывании по картинке ребенок должен самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию, указывая предположительно время и место действия, придумывать события, предшествующие изображенному и следующие за ним. В рассматриваемом возрасте дети, рассказывая что-то, должны пользоваться высказываниями разных типов — описательными, повествовательными, контаминированными (смешанными). Все эти требования должны учитываться педагогами ДОУ в процессе развития монологической речи дошкольника не только потому, что это важно для его умственного развития (формирования «чувства языка»), но и потому, что это поможет ему адаптироваться в школе, группе сверстников: ребенок, который хорошо рассказывает, станет вызывать интерес, у него появится много друзей, а значит, в будущем он вырастет уверенным в себе, что положительно скажется на развитии его личности.
Проведенный анкетный опрос родителей по разработанной нами анкете «Ребенок и телевидение» показал, что 65,4% детей смотрят телевизор ежедневно. Время ежедневного просмотра телепередач детьми составляет в среднем более двух часов. Двадцать один (41,4%) ребенок смотрит телепередачи безо всякого выбора и исключений. Восемнадцать (34,8%) детей предпочитают проводить свободное время у телевизора, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе, общение с семьей и даже игры. Телевизор включен всегда с утра до вечера в 30,8% домов, еще в 46,2% домов телевизор «чаще всего включен». Это показало, что у большинства детей есть реальная возможность превратиться в «телеманов». При этом 48,1% родителей недооценивают негативное влияние телепередач на развитие речи ребенка.
На основании анкетирования родителей мы получили результаты, позволившие разделить детей на две группы: экспериментальную группу, в которую вошли 26 детей, родители которых совершенно не контролируют своих детей, не регулируют процесс влияния СМИ на ребёнка, и контрольную, в которую вошли 26 детей, родители которых осознают глубину проблемы влияния СМИ на их ребёнка и ограничивают влияние телепередач.
Проведенное исследование словарного запаса показало, что результаты детей ЭГ значительно ниже, чем у детей КГ: общие средние баллы соответственно 2,5 и 3,31. Исследование связной речи также показало, что результаты детей ЭГ значительно ниже, чем у детей КГ: общие средние баллы соответственно 2,77 и 3,35.
Таким образом, гипотеза исследования доказана: современные средства массовой информации оказывают негативное влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста.
На основе анализа литературных источников и результатов эксперимента предложен комплекс занятий с использованием сказок и дидактических игр. Процесс обучения строится следующим образом: сначала дети учатся описывать игрушки, затем предметные картинки и, наконец, сюжетные картинки, затем вводится «словесное рисование». В методике развития связной речи можно выделить наглядные, словесные и практические методы. Приемы развития речи (игровые приемы, речевой образец, вопросы, объяснения, оценка действий и ответов детей и др.) составляют основную специфику методики. Развитие речи ребенка представляет собой систему, где задания детям и приемы обучения располагаются от легкого к трудному, где сочетаются разные методы и приемы.
С учетом выявленного негативного влияния средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста, обязательным является привлечение родителей к процессу развития речи детей, подверженных негативному влиянию СМИ. В частности, родителям рекомендуются правила борьбы с телеманией, проводятся беседы специалистов ДОУ и индивидуальные консультации.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. – 364 с.
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2006.
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей/ А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-синтез. 2002.
Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. -222 с.
Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Детство-пресс, 2001. - С. 29-37.
Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. - М.,1984.
Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1996 - 496 с.
Влияние СМИ на развитие ребёнка // http:// doshkolnoe.org/sovety-psihologa /vliyanie-smi-na-razvitie-rebyonka.html.
Володина М.Н. Влияние языка СМИ на современный русский язык / М.Н. Володина // http:// volodina@philol.msu.ru
Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996.
Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2003. - 512 с.
Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галанов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 96с.
Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
Глухов В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.А. Глухов, В.П. Ковшиков. – М.: АСТ, 2007.
Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 2006.
Дети и СМИ // http://index.php/igraya-ravivaemsya/232-smi.
Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка; взгляд лингвиста / М.Б. Елисеева // Логопед - 2005. - №4. - С.18.
Камаровская Е.В. Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет: все, что нужно знать родителям / Е.В. Камаровская. - СПб. : Питер, 2010.
Каптерев П. О природе детей / П. Каптерев. - М.: Карапуз, 2005. – 288с.
Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 416 с.
Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / И.Ю. Кондратенко. - М., 2005. – 296 с.
Кононова И.Г. Влияние СМИ на развитие детей / И.Г. Кононова // http: // zorenka.moy.su / publ /sovety_logopeda /vlijanie_smi_na_rech_detej / 6-1-0-13.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / Кулагина И. Ю.. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: СПб, 2003.
Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2000.
Методика развития речи детей дошкольного возраста // Под ред. Ушаковой О.С., Струниной Е.М.: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.:Центр «Владос», 2004. – 288 с.
Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Российская и др.–М.: Аркти, 2003.–240 с.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М., Просвещение, Пб.: Речь, 2007. – 392 с.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. – М.: Academia, 2009. – 640 с.
Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новотворцева. – Ярославль, «Гринго», 2003. – 254 с.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова. М. : Мозаика-синтез, 2001.
Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство / Н.Н. Поддьяков. - М.: Речь, 2010.
Развитие речи детей 4 — 5 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М.: Вентана-Граф, 2007.
Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2007 - 712 с.
Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 366 с.
Соботович Е.Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования / Е.Ф. Соботович. – М., 1997.
Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1999.- 263 с.
Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи / Т.Н. Ушакова // Дефектология. – 2004. - №5. - С. 7-14.
Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева.– М., 2000. – 314 с.
Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие / С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000.
Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. М., 2003.
Шаграева О. А. Детская психология: Учеб. пособие / О.А.Шаграева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – 368 с.
Шахнарович А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики / А.М. Шахнарович. — М., 1999.
Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.Г Зернова. – М., 2007.
Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. — Воронеж, 1995. - 226 с.
Юдина А. Ю. Влияние СМИ и компьютерных игр на развитие речи и мышления ребенка / А. Ю. Юдина / http://do.gendocs.ru/docs/index-289137.html.
Ядэшко И. Развитие речи детей от трех до пяти лет / И. Ядэшко. - М.: Просвещение. 1966.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Таблица 5
Результаты исследования словарного запаса слов детей ЭГ по методике «Словарное богатство»
№ Правиль
ность Точное называние
предмета Логика Богатство (качества) Общий
балл Уровень 1 1 1 1 1 4 В 2 1 1 0 1 3 С 3 1 1 1 0 3 С 4 1 0 0 0 1 Н 5 1 1 0 1 3 С 6 1 1 1 1 4 В 7 1 1 1 0 3 С 8 1 0 0 0 1 Н 9 1 1 1 0 3 С 10 1 1 1 1 4 В 11 1 1 0 1 3 С 12 1 1 0 1 3 С 13 1 0 0 0 1 Н 14 1 1 1 0 3 С 15 1 0 0 0 1 Н 16 1 1 1 0 3 С 17 1 0 0 0 1 Н 18 1 1 1 0 3 С 19 1 1 0 1 3 С 20 1 0 0 0 1 Н 21 1 0 0 0 1 Н 22 1 1 1 0 3 С 23 0 0 1 0 1 Н 24 1 1 1 0 3 С 25 1 1 1 1 4 В 26 1 0 0 1 2 Н Ср.
знач. 0,96 0,65 0,50 0,38 2,50
-
Таблица 6
Результаты исследования словарного запаса слов детей КГ по методике «Словарное богатство»
№ Правиль
ность Точное называние
предмета Логика Богатство (качества) Общий
балл Уровень 1 1 1 1 1 4 В 2 1 1 1 1 4 В 3 1 1 1 1 4 В 4 1 1 0 1 3 С 5 1 1 1 1 4 В 6 1 1 1 1 4 В 7 1 1 1 1 4 В 8 1 1 1 0 3 С 9 1 1 0 1 3 С 10 1 1 1 1 4 В 11 1 1 1 1 4 В 12 1 1 1 1 4 В 13 1 1 0 1 3 С 14 1 1 1 0 3 С 15 1 1 0 1 3 С 16 1 1 0 1 3 С 17 1 0 1 1 3 С 18 1 1 1 1 4 В 19 1 1 1 1 4 В 20 1 0 1 1 3 С 21 1 1 0 1 3 С 22 1 1 1 0 3 С 23 1 0 0 0 1 Н 24 1 1 1 0 3 С 25 1 1 0 1 3 С 26 1 0 0 1 2 Н Ср.
знач. 1,00 0,85 0,65 0,81 3,31
-
Таблица 7
Результаты исследования связной речи детей ЭГ по методике
О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Пересказ с использованием сюжетных картинок»
№ Правильность конструир-я предложений Точное знание героев Логическая
связь
предложений Лексика Общий
балл Уровень 1 1 1 1 1 4 В 2 0 1 0 1 2 Н 3 1 1 0 1 3 С 4 0 1 0 1 2 Н 5 1 1 0 1 3 С 6 1 1 1 1 4 В 7 1 1 0 1 3 С 8 0 1 0 1 2 Н 9 1 1 0 1 3 С 10 1 1 1 1 4 В 11 1 1 0 1 3 С 12 0 1 0 1 2 Н 13 1 1 0 1 3 С 14 0 1 1 0 2 Н 15 0 1 1 0 2 Н 16 1 0 1 1 3 С 17 1 1 1 1 4 В 18 0 1 0 1 2 Н 19 0 1 1 1 3 С 20 0 1 0 1 2 Н 21 1 1 1 1 3 С 22 0 1 0 1 2 Н 23 1 1 0 1 3 С 24 0 1 0 1 2 Н 25 1 1 0 1 3 С 26 1 1 1 0 3 С Ср.
знач. 0,58 0,96 0,38 0,88 2,77
-
Таблица 8
Результаты исследования связной речи детей КГ по методике
О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной «Пересказ с использованием сюжетных картинок»
№ Правильность конструир-я предложений Точное знание героев Логическая
связь
предложений Богатство словаря Общий
балл Уровень 1 1 1 1 1 4 В 2 1 1 1 1 4 В 3 1 1 1 1 4 В 4 1 1 0 1 3 С 5 1 1 1 1 4 В 6 1 1 1 1 4 В 7 1 1 1 1 4 В 8 1 1 0 1 3 С 9 1 1 1 1 4 В 10 1 1 1 1 4 В 11 1 1 1 1 4 В 12 1 1 0 1 3 С 13 1 1 0 1 3 С 14 1 1 0 0 2 Н 15 0 1 1 1 3 С 16 1 1 0 1 3 С 17 1 1 1 1 4 В 18 1 1 0 1 3 С 19 1 1 1 1 4 В 20 0 1 1 0 2 Н 21 1 1 0 1 3 С 22 1 1 0 0 2 Н 23 1 1 1 1 4 В 24 1 1 1 0 3 С 25 1 1 0 1 3 С 26 1 1 0 1 3 С Ср.
знач. 0,92 1,00 0,58 0,85 3,35
-
3
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 1999. – 364 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2006.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей/ А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-синтез. 2002.
4. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. -222 с.
5. Балобанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Детство-пресс, 2001. - С. 29-37.
6. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М. Бородич. - М.,1984.
7. Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Академия, 1996 - 496 с.
8. Влияние СМИ на развитие ребёнка // http:// doshkolnoe.org/sovety-psihologa /vliyanie-smi-na-razvitie-rebyonka.html.
9. Володина М.Н. Влияние языка СМИ на современный русский язык / М.Н. Володина // http:// volodina@philol.msu.ru
10. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1996.
11. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.– 1008 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2003. - 512 с.
13. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 3 до 5 лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей / А.С. Галанов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2006. — 96с.
14. Гвоздев Л.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
15. Глухов В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.А. Глухов, В.П. Ковшиков. – М.: АСТ, 2007.
16. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В.Слободчикова, вып.2,-Томск, 2006.
17. Дети и СМИ // http://index.php/igraya-ravivaemsya/232-smi.
18. Елисеева М.Б. Развитие речи ребенка; взгляд лингвиста / М.Б. Елисеева // Логопед - 2005. - №4. - С.18.
19. Камаровская Е.В. Раннее развитие ребенка с рождения до 6 лет: все, что нужно знать родителям / Е.В. Камаровская. - СПб. : Питер, 2010.
20. Каптерев П. О природе детей / П. Каптерев. - М.: Карапуз, 2005. – 288с.
21. Козлова С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 416 с.
22. Кондратенко И.Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / И.Ю. Кондратенко. - М., 2005. – 296 с.
23. Кононова И.Г. Влияние СМИ на развитие детей / И.Г. Кононова // http: // zorenka.moy.su / publ /sovety_logopeda /vlijanie_smi_na_rech_detej / 6-1-0-13.
24. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / Кулагина И. Ю.. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
25. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М.: СПб, 2003.
26. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста / Г.М. Лямина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2000.
27. Методика развития речи детей дошкольного возраста // Под ред. Ушаковой О.С., Струниной Е.М.: Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М.:Центр «Владос», 2004. – 288 с.
28. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Российская и др.–М.: Аркти, 2003.–240 с.
29. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова. – М., Просвещение, Пб.: Речь, 2007. – 392 с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В.С. Мухина. – М.: Academia, 2009. – 640 с.
31. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Пособие для родителей и педагогов / Н.В. Новотворцева. – Ярославль, «Гринго», 2003. – 254 с.
32. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-синтез, 2010. - 304 с.
33. Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие / Л.Н. Павлова. М. : Мозаика-синтез, 2001.
34. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка от рождения до 6 лет. Новый взгляд на дошкольное детство / Н.Н. Поддьяков. - М.: Речь, 2010.
35. Развитие речи детей 4 — 5 лет: Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М.: Вентана-Граф, 2007.
36. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.
37. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - СПб: Издательство «Питер», 2007 - 712 с.
38. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2006. – 366 с.
39. Соботович Е.Ф. Психолингвистическая структура речевой деятельности и механизмы ее формирования / Е.Ф. Соботович. – М., 1997.
40. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 1999.- 263 с.
41. Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических учи¬лищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю.А.Афонькина — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 291 с.
42. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста
Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
43. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи / Т.Н. Ушакова // Дефектология. – 2004. - №5. - С. 7-14.
44. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева.– М., 2000. – 314 с.
45. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие / С.Н. Цейтлин. – М.: ВЛАДОС, 2000.
46. Чиркина Г. В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. М., 2003.
47. Шаграева О. А. Детская психология: Учеб. пособие / О.А.Шаграева. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. – 368 с.
48. Шахнарович А. М. Детская речь в зеркале психолингвистики / А.М. Шахнарович. — М., 1999.
49. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.Г Зернова. – М., 2007.
50. Эльконин Д. Б Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин. — Воронеж, 1995. - 226 с.
51. Юдина А. Ю. Влияние СМИ и компьютерных игр на развитие речи и мышления ребенка / А. Ю. Юдина / http://do.gendocs.ru/docs/index-289137.html.
52. Ядэшко И. Развитие речи детей от трех до пяти лет / И. Ядэшко. - М.: Просвещение. 1966.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе?
Особенности развития речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе включают постепенное увеличение словарного запаса, развитие грамматических структур, формирование навыков связного и осмысленного выражения мыслей, улучшение произношения звуков и развитие речевого слуха.
Какие психолого-педагогические особенности характерны для детей дошкольного возраста?
Дети дошкольного возраста характеризуются быстрым темпом психического развития, активным любопытством и желанием узнавать новое. Они находятся в стадии формирования своей индивидуальности, развивают фантазию и воображение, улучшают свои двигательные навыки и социальную адаптацию.
Какое влияние оказывают средства массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста?
Средства массовой информации, такие как телевидение, интернет, компьютерные игры, имеют значительное влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста. Они могут стимулировать развитие словарного запаса, а также негативно влиять на качество и содержание речи, приводить к формированию негативных стереотипов и неправильного произношения звуков.
Как исследования показывают влияние средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста?
Ряд исследований показывает, что длительное пребывание перед телевизором или пользование другими средствами массовой информации может снизить уровень развития речи у детей дошкольного возраста. Однако, также есть исследования, которые указывают на положительные аспекты использования средств массовой информации, таких как повышение навыков социализации и развитие когнитивных способностей.
Какие выводы можно сделать о влиянии средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста?
Влияние средств массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста зависит от множества факторов, включая количество времени, проведенное перед экранами, качество контента, социальное окружение и родительскую поддержку. Родители и педагоги должны быть внимательны к тому, что смотрят и слушают дети, и поощрять активное общение и чтение вместо пассивного потребления информации.
Какое влияние оказывают средства массовой информации на речевое развитие детей дошкольного возраста?
Существует мнение, что средства массовой информации, такие как телевидение, радио, интернет, могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на речевое развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны, эти средства могут способствовать обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных навыков и расширению кругозора ребенка. Однако с другой стороны, избыточное количество времени, проводимое перед экраном, может приводить к отставанию в развитии речи, нарушению внимания и концентрации, а также к поведенческим проблемам. Важно, чтобы родители и педагоги контролировали и регулировали использование средств массовой информации у детей дошкольного возраста, чтобы обеспечить их нормальное речевое развитие и разностороннее развитие личности.
Какие особенности развития речи у детей в онтогенезе?
Развитие речи у детей проходит через несколько этапов. Сначала ребенок усваивает звуковую сторону языка, воспринимая и воспроизводя различные звуки. Затем формируется лексическая сторона речи, когда ребенок начинает учиться словам и их значениям. Постепенно дети осваивают синтаксические и грамматические нормы, грамматическое строение предложений. Важно заметить, что основной период речевого развития приходится на детство, так как в этот период мозг находится в состоянии максимальной пластичности и способен воспринимать и запоминать информацию с большей легкостью.
Какие особенности развития речи у детей дошкольного возраста учитываются в данной статье?
В данной статье учитываются особенности развития речи у детей дошкольного возраста в онтогенезе, такие как возрастные особенности речевого развития, формирование звуковой стороны речи, грамматического строения предложений, словаря детей и развитие речи как средства общения.