Нарушение звукового анализа при сенсорной афазии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 90 90 страниц
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 22.12.2013
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СЕНСОРНОЙ АФАЗИЕЙ 8
1.1 Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе 8
1.2 Особенности развития дошкольников при сенсорной афазии 13
1.3 Причины появления нарушения звукового анализа и синтеза у детей с сенсорной афазией 18
1.4 Методика коррекционной работы при сенсорной афазии 22
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ СЕНСОРНУЮ АФАЗИЮ 31
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 31
2.2 Результаты исследования фонематического слуха и звукового анализа при сенсорной афазии у дошкольников в условиях детского сада 36
2.3 Логопедическая работа с использованием различных методик по восстановлению речи у детей с сенсорной афазией 44
Выводы по второй главе 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 82

Фрагмент для ознакомления

Можно использовать сигнальные карточки трех цветов: красная карточка – звук стоит в начале слова, синяя карточка – звук стоит в середине слова, зеленая карточка – звук стоит в конце слова .
Упражнение 4. «Жили-были звуки». Это упражнение связано с навыками детей в различии гласных и согласных звуков, которые ведут к слогообразованию. У педагога в руках две карточки: одна синего цвета, другая – красного. Это упражнение связано с различными сказками. Чтобы не сочинять их, можно использовать отрывки из русских народных сказок, озвучивая в них все предметы: деревья, цветы, животных.
«Жили-были звуки. Но жили они не в домике и не во дворце, а у вас в ротике. Вместе с ними жил вредный змей (пошевелите все своим язычком, это будет наш змей). Одни звуки он любил и свободно выпускал их погулять: [а-а-а], [и-и-и], [о-о-о], [у-у-у], [ы-ы-ы]. Эти звуки всегда веселились, долго жили и носили вот такие красные платьица (показывается красная карточка). На пути других звуков змей строил разные преграды: то двери на пути закрывал – [м-м-м], (обратить внимание детей, что звуку [м] губы мешают пройти), то к потолку прижимал – звук [т]. Заставлял змей звуки шипеть – [ш-ш-ш-], [щ-щ-щ], фыркать [ф-ф-ф], свистеть – [с-с-с], хрипеть – [х-х-х].Некоторые звуки он пугал, рычал, как собака – звук [р-р-р].Этим звукам он строил преграды, выпуская из своего домика, заставлял их носить синие платьица – карточка синего цвета. После такой сказки можно использовать игру «Наряди звук»: учитель произносит звук, а дети поднимают карточку соответствующего цвета – гласный звук – красная карточка, согласный звук – синяя карточка. Термины «гласные» и «согласные» ребенку знать не обязательно. Главное – уметь различать их на слух.
Упражнение 5. «Дружба звуков». Игра с мячом: обыгрывается каждый звук: звук [б] хочет дружить со звуком [а] , бросается мяч любому ребенку, он его ловит и возвращает со слогом [ба].
Упражнение 6. «Собери слово». Цель этой игры заключается в том, что дети учатся составлять слоги с использованием цветных карточек – красных и синих. На помощь в игре приходит сказка о злом волшебнике или маленьком колдуне, которые при помощи колдовства или волшебной палочки «рассыпали слова» по буквам. Слова надо собрать при помощи карточек. Если ребенок не знает всех букв, то он будет выкладывать только последовательность звуков. Если ребенок знает все буквы, то лучше всего в этой игре использовать кубики с буквами или разрезную азбуку. Например, слово КОТ – сначала кладем синюю карточку, потому что звук [к] сидит за закрытыми зубками, потом красную карточку, ведь звук [о] гуляет свободно, затем синюю, ведь [т] сидит в домике-ротике. Игра вначале строится на простых словах, типа: сыр, мак, бак, рот, кит, - здесь звуки произносятся отрывисто, быстро. Затем используются более сложные слова: роса, коза, молоко, колесо, золото.
Упражнение 7. «Кубик». Дети сидят кругом, бросают по очереди кубик, придумывают слова с определенным количеством звуков (сколько выпало на стороне кубика).
Упражнение 8. «Слово – загадка».
1 в. Подберите слова на каждый звук. Дается слово (начинать лучше с небольших по объему и знакомых по значению слов): например,
Р – У- К – А, рот, урок, конфета, аист; Р – Е – К – А, роза, енот, кукушка, астра.
2 в. Записывается первая и последняя буква слова, дети должны подобрать слово (количество звуков не ограничено): Р ….К (рак), У ……А (улица, Ульяна), К … А (кошка, кора, коза).
Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, фонематический слух, умение прислушиваться к звукам, побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что помогает правильно произносить звуки и слова.
VIII. Театрализованные игры.
Театрализованные игры помогают дошкольникам с фонетико-фонематическим недоразвитием речи овладеть навыками связной, выразительной, эмоциональной речью, сформировать основные компоненты языковой системы: фонетико-фонематические, лексические, грамматические. Кроме этого драматизированные игры помогают в развитии психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения. Социально-игровой стиль педагогической деятельности формирует новый стиль взаимоотношений между взрослыми и детьми и адаптирует их к реальной жизни. В детском саду на занятиях использовались два вида театрализованных игр: режиссерские и игры-драматизации.
Режиссерские игры – это настольный театр игрушек и картинок. В этих играх дети сами создают (в группе или индивидуально) сценарии, играют роли игрушечных персонажей. Здесь преобладают такие средства выражения, как: интонация, подражание, мимика. Дети играют здесь с неподвижной фигурой или игрушкой. Эти игры хорошо использовать при составлении рассказов по картинке, по прочитанной книжке.
Игры-драматизации – это произвольное воспроизведение сюжета определенной книги, сказки, сценария. Эти игры основаны на действиях детей – исполнителей пальчикового театра и специальных кукол. Задача детей сложна для их возраста: им надо разыграть в лицах определенный эпизод, при этом сохранить последовательность действий и передать интонационно характер героев. Игры этого типа можно использовать при пересказе сказок или отрывков из сказок – дети становятся артистами: они учатся владеть голосом, громко, четко произносить слова, чтобы услышали зрители. Развивается память, внимание, коммуникативные навыки. Небольшие игры-упражнения можно использовать на физкультминутках во время занятий. Организация предметно-игровой среды способствует коррекционной работе по совершенствованию фонематического слуха и восприятия. Для проведения таких игр необходимо иметь в детском саду специальное оборудование и дидактический материал: костюмы, куклы, дидактические игрушки, иллюстрации, картины, настольную и напольную ширму, большие объемные деревянные или картонные фигурки сказочных героев, декоративные украшения для интерьера и пейзажа .
Все эти игры можно комбинировать и сочетать на каждом занятии. Варианты занятий можно найти в методических пособиях С.П. Хабаровой, И.В. Козиной, Ю.Ф. Гаркуша, Р.Е. Левиной, Л. Смирновой.
IX. Игры в сенсорной зоне, предложенные М. Монтессори.
Развивающие игры М. Монтессори разнонаправлены, охватывают разные сенсорные области, включают как слуховое восприятие, так и зрительное, тактильное, помогают формировать разные сенсорные эталоны, в том числе способствуют развитию неречевого слуха.
Игра 1. Розовая башня.
Материал: Розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжелое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика – 10 см. Цель: формирование понятий «большой» – «маленький», развитие моторики, координации движений, умения упорядочивать предметы.
Игра 2. Коричневая лестница.
Материал: Коричневая лестница состоит из 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны их – квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см; Цель: формирование понятия «толстый – тонкий», развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур.
Игра 3. Блоки с цилиндрами – вкладышами.
Материал: 4 деревянных блока натурального цвета с углублениями для 10 деревянных цилиндров. Цель: узнать о различии размеров при неизменной форме, узнать, как полость и тело соответствуют друг другу, развитие тонкой моторики для обучения письму, подготовка к держанию карандаша при письме, создание порядковых структур (представление о порядке) в области размеров предметов.
Игра 4. Клавишная доска ( шероховатый – гладкий )
Материал: Доска ( 24 см × 12см ), которая разделена на 2 квадрата. Один квадрат гладко отлакирован, другой обтянут шершавой бумагой. Доска ( 24 см × 12 см ), которая разделена на 9 равных полос. Они попеременно отлакированы или обтянуты шершавой бумагой. Цель: развитие осязания, формирование представлений о различных качествах поверхности, развитие тонкой моторики, подготовка к письму.
Игра 5. Шумящие коробки.
Материал: Два ящика по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороной эти коробочки имеют красную или голубую крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой. Цель: восприятие и дифференциация шумовых различий, тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию музыки.
Игра 6. Звоночки.
Материал: Две зеленых доски с белыми и черными полями, которые соответствует клавишами. Восемь звоночков с белыми подставками, шесть звоночков с черными подставками. Соответственно этим звоночкам имеется 14 звоночков с коричневыми подставками. К ним прилагаются палочка и глушитель. Цель: развитие восприятия звуков различной высоты, подготовка к музыкальному воспитанию, тренировка тонкой моторики кисти и руки. .


Выводы по второй главе
Таким образом, результаты экспериментального исследования при помощи неречевых и речевых проб помогают сделать конкретные выводы.
Все подобранные задания соответствовали цели, задачам исследования нарушения речи у дошкольников с разной степенью выраженности сенсорной афазии. Задания, проведенные в игровой форме с небольшими перерывами, способствовали выявлению речевых дефектов в устной речи и понимания самой речи.
Полученные статистические данные показали, что дошкольники, имеющие сенсорную афазию, имеют нарушение фонематического слуха и восприятия, проблемы слухоречевой памяти и узость объема восприятия информации. При использовании неречевых и речевых проб наблюдались ошибки во всех заданиях: при узнавании звуков, при проговаривании звуков, слогов, слов, при работе с картинками и самостоятельном выборе слов на заданный звук.
Ошибки, выявленные при исследовании узнавания неречевых звуков, характеризуют состояние детей при сенсорной афазии: яркое проявление нарушения понимания речи в процессе произношения целых предложений, направленных на точность выполнения действий.
Исследование навыков выполнения элементарного звукового анализа показало уровень сформированности фонематического слуха, уровень понимания слоговой и звуковой структуры слова, точность произнесения слогов, определение количества и места звука в слове. Задания, направленные на определение звуков в начале и конце слова, показали, что умение правильно услышать и точно назвать первый или последний звук сформированы ещё недостаточно прочно. Многие дошкольники смогли правильно назвать звуки только после многократных повторений слов. Это доказывает, что умение детей определять звуковую структуру слова является главным фактором в звуковом анализе.
Было определено, что для детей, имеющих сенсорную афазию, требуется систематическая комплексная работа с логопедом и психологом. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. После диагностики детей были подобраны дидактические игры разной направленности, способствующие преодолению нарушений звукового анализа, подобраны методики для коррекционных занятий. В основе логопедической работы заложены не только педагогические методики, но и методики из области медицины: лечебная, дыхательная и артикуляционная гимнастика.
В основе всей коррекционной работы были заложены методы, предложенные несколькими ведущими учеными: Т.Г. Визель, М.К. Шохор-Троцкой, Л.С. Цветковой: это метод стимуляции понимания активного и пассивного словаря, метод стимуляции понимания ситуативной фразовой речи, метод, направленный на восстановление фонематического слуха, метод, способствующий восстановлению понимания лексического значения слов.
Цель и задачи дипломной работы были достигнуты. Выдвинутая гипотеза: учитывая, что структура нарушения речи дошкольников зависит от степени выраженности сенсорной афазии, возникающей в результате локальных поражений головного мозга, можно предположить, что комплексное изучение у детей дошкольного возраста позволит выявить причины возникновения афазии и определить психолого-педагогические технологии её профилактики. Коррекционная работа логопеда должна строиться с учетом сформированности коммуникативных навыков каждого ребенка, служащих основой успешности социальных отношений в детской среде, нами доказана.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретическое изучение структуры дефекта речи дошкольников при сенсорной афазии показало, что это заболевание обусловлено очагом поражения, относящимся к особому уровню мозговой организации речи и имеющим индивидуальную значимость. Нарушения звукового анализа при сенсорной афазии не являются единичными, наблюдаются нарушения фонематического слуха, фонематического восприятия, речевого слуха, памяти, внимания.
Проблема развития речи детей дошкольного возраста в современное время имеет актуальность и востребованность, так как у многих детей при сенсорной афазии наблюдается отставание от возрастных норм речевого развития, что непосредственно негативно отражается в дальнейшем на социализации дошкольников и на образовательном процессе. У дошкольников, имеющих нарушение звукового анализа при сенсорной афазии, появляются трудности в овладении правильным звукопроизношением, навыков звукового анализа и синтеза, усвоения чтения и письма. Сложность состоит в том, что таким детям трудно правильно услышать звук и представить его в виде знака в быстром потоке речи окружающих. Часть слов или предложений дошкольники при таком заболевании не воспринимают, так как нарушен механизм речевого процесса.
Теоретическое исследование особенностей формирования и развития фонематического слуха, понимания речевых структур в дошкольном возрасте помогло понять, что дети, имеющие сенсорную афазию, не различают звуки по причине недостаточности дифференциальной способности коркового окончания слухового анализатора. Поэтому у детей наблюдается несформированность или слабая сформированность фонематического слуха: они не способны различать фонемы в конкретных слогах, словах или целых предложениях. Неумение распознать звуки, слоги приводит к неправильному произношению, а, следовательно, к непониманию значения слова.
Для дошкольников, имеющие проблемы в развитии речи, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. В социальном и психологическом плане такие дети испытывают трудности в общении. Неточность или нечеткость восприятия звукового образа слова, иногда замедленный темп речи, влияет на игровую деятельность детей с недоразвитием речи, а это, в свою очередь, проявляется в игровом поведении.
Экспериментальное исследование уровня сформированности фонематического слуха и навыков выполнения элементарного звукового анализа привело к следующим психолого-педагогическим выводам:
1. К 5-6 годам речь дошкольников сильно обогащается. В речи дети употребляют существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу. Так как этот этап является подготовительным к школе, то постановка звукопроизношения в этом возрасте становится особенно актуальной проблемой.
2. Исследование нарушения речи при сенсорной афазии с помощью разработанной системы методов позволило выявить следующее: уровень сформированности фонематического слуха, уровень понимания слоговой и звуковой структуры слова, точность произнесения слогов, определение количества и места звука в слове зависит от степени сенсорной афазии. Степень выраженности нарушений звукового анализа при сенсорной афазии характеризует количественные и качественные изменения речи, способность дошкольников воспринимать и осознавать содержание слов или фраз с использованием вербальных и невербальных средств языка.
3. Полученные данные показывают, что сенсорная афазия является многофакторным явлением и требует учета различных факторов в подходе к методам преодоления речевого дефекта:
- решающее значение в восстановлении речи при сенсорной афазии принадлежит комплексной систематической коррекции речевых нарушений;
- эффективность логопедической деятельности с дошкольниками при сенсорной афазии зависит от степени выраженности нарушения речи, соотношения нарушения различных речевых процессов, этиологии, давности заболевания.
4. Вся коррекционная деятельность логопеда и дошкольников, имеющих нарушения звукового анализа при сенсорной афазии, строилась на использовании прямых методов обучения: методе стимуляции понимания обиходного пассивного словаря, методе стимуляции понимания ситуативной фразовой речи, методе подготовки к письму (письменная речь), методе восстановления фонематического слуха с использованием стандартных методик, методе восстановления понимания лексического значения слов. Логопедические занятия с детьми были разработаны с учетом возрастных особенностей развития и речевых возможностей каждого ребенка, то есть с опорой на уровень восприятия и понимания речевых конструкций. Занятия предусматривали совместную деятельность логопеда, психолога, преподавателя физического воспитания. Были определены следующие направления: использование речевых упражнений, артикуляционная гимнастика, парадоксальная гимнастика по Стрельниковой, логопедическая ритмика, ролевые и подвижные игры.
5. Разработанный цикл дидактических игр и упражнений для дошкольников, имеющих сенсорную афазию, можно проводить в любом дошкольном учреждении, так как они способствуют комплексному развитию личности ребенка: совершенствуется координация мелких движений при подвижных играх или играх по правилам, зрительный контакт, развиваются речевые и коммуникативные навыки, навыки звукового анализа и синтеза, звукопроизношения. Систематически пополняется активный словарный запас, развиваются практические умения использовать в речевых ситуациях новые слова и выражения.
6. Индивидуальное развитие фонематического слуха, навыков выполнения звукового анализа основано на самостоятельной деятельности детей, позволяющей им реализовать свою познавательную способность. Эта свобода выбора ребенком зависит от логопеда, который не только наблюдает за его игровой деятельностью, но и координирует её, согласно уровню интеллектуального и психического развития. Коррекционная работа логопеда направлена на перспективу работы в зоне ближайшего развития детей в группе: в этом направлении строятся индивидуальные и групповые занятия по совершенствованию речевых способностей и коррекции оптической дисграфии.
Таким образом, цель и задачи дипломной работы были достигнуты. Выдвинутая гипотеза: учитывая, что структура нарушения речи дошкольников зависит от степени выраженности сенсорной афазии, возникающей в результате локальных поражений головного мозга, можно предположить, что комплексное изучение у детей дошкольного возраста позволит выявить причины возникновения афазии и определить психолого-педагогические технологии её профилактики. Коррекционная работа логопеда должна строиться с учетом сформированности коммуникативных навыков каждого ребенка, служащих основой успешности социальных отношений в детской среде, нами доказана.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова, О.В. Умные игры – Умные дети: Развивающие игры и упражнения для детей / О.В. Антонова. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. – 153с. – (Умница).
2. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
3. Барабанщиков, В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. – М., 2009. – С. 5 – 14.
4. Бейн, Э.С. Афазия и пути ее преодоления [Текст] / Э.С. Бейн. - М., 1994. – 148с.
5. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002. – 384 с.
6. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. М, Изд-во АПН РФ, 2002. – 189с.
7. Бернштейн, Н.А. О построении движений [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1997. - 255с.
8. Бурлакова, М.К. Речь и афазия [Текст] /М.К. Бурлакова - М.: Медицина, 2009. - 279с.
9. Венгер, Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте [Текст] / Л.А. Венгер. – М., 2008. – 378 с.
10. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Для воспитателей дет. cада [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 268с.
11. Венгер, Л.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга [Текст] / Л.А. Венгер, А.А. Ибатуллина. - Вопросы психологии. – 2010. - № 20. – С.43-46
12. Визель, Т.Г. Нейролингвистическая классификация афазий // Глезерман Т.Б. Нейрофизиологические основы нарушения мышления при афазии. - М.: Наука, 2006. - с.154-200.
13. Визель, Т.Г. Нейролингвистический анализ атипичных форм афазии (системный интегративный подход): автореф. докт. дис.Т.Г. Визель. - М., 2002. – 190с.
14. Визель, Т.Г. Как вернуть речь [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 214 с.
15. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: Психология, 2006. – 286 с.
16. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии. Ч.2. Потология речи / Т.Г. Визель. – М.: АСТ, 2009. – 230с.
17. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов вузов [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 352с. – (Коррекционная педагогика).
18. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики: Проблемы общей психологии [Текст] / Соб.соч. Т.3, Т.5 //Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 346с., 420с.
19. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. – М., 2006.
20. Гвоздев, А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М., Педагогика, 2007. – 288 с.
21. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте [Текст] / Ж.М. Глозман. - М., 2006. – 178с.
22. Ершова, Н.В. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст / Н.В. Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова. - СПб.: ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 176с.
23. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М., Педагогика, 2005. – 287 с.
24 Зайцев И.С. Афазия: Учебное пособие [Текст] / И.С. Зайцев. – Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006. – 180с.
25. Краснощёкова, Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты [Текст] / Н.В. Краснощёкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 124с.
26. Криничная, А. Знакомьтесь, Монтессори [Текст] / А. Криничная. – Мой ребенок. – 2005. - № 12. – С. 110-116.
27. Лаврентьева, Т.В. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности [Текст] / Т.В. Лаврентьева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 58с.
28. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: 2001. – 274 с.
29. Лурия, А.Р. Травматическая афазия [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: АМН, 1997. - 367с.
30. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1992. - 504с.
31. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А. Миронова. – М., Просвещение, Пб.: Речь, 2007. – 392 с.
32. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Цветковой. Воронеж, 2004. – 280с.
33. Никоненко, Т.И. Развитие фонематического слуха у дошкольников // Звездочка наша. – 2008. - № 1. – С.47-51.
34. Овчинникова Т.С. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. - СПб., 2002. – С.8.

35. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Владос, 2007. – 347 с.
36. Практикум по нейропсихологии: Программа курса. – Ставрополь, 2009. – 84с.
37. Полный справочник логопеда / Авт.-сост. Л. Смирнова. – Минск: Харвест, 2011. – 384с.
38. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / авторский коллектив: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. –
39. Пылаева, Н.М. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет: Методическое пособие и дидактический материал [Текст] / Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина. - М.: МГУ, 2003. – 240с.
40. Пылаева, Н.М. Разработка и применение системы методов оценки нарушения и восстановления речи при афазии [Текст] / Науч. рук. Л.С. Цветкова. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. – 136с.
41. Сидорова, У.М. Формирование речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста: Упражнения, дидактические игры, логические задачи / У.М. Сидорова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
42. Сикорский, И.А. Душа ребенка: Этапы интеллектуального и речевого развития детей, их нарушения и методы преодоления / И.А. Сикорский. – М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 153с. (Библиотека логопеда).
43. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М., 2001. – 245 с.
44. Филичева, Т.Б. Программа коррекционного воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. – М., Просвещение, 2008. - 319 с.
45. Филичева, Т.Б. Логопедия: Методическое наследие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Волкова, Т.В. Туманова. – М., Владос, 2007 . - 479 с.
46. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. инст. по спец. «Педагогика и психология». Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. – С. 121.
47. Цветкова, Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных [Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: МГУ, 2005. - 327с.
48. Цветкова, Л.С. Афазия и восстановительное обучение [Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. – 230с.
49 Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: нарушения и восстановление интеллектуальной деятельности [Текст] / Л.С. Цветкова .- . М., 2005. – 109с.
50. Цветкова, Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии [Текст] / Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М., 2001. – 186с.
51. Шкловский, В.М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Ч.1. Ч.2.: Методические рекомендации / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. - М., 2005. - 348с.
52. Шохор-Троцкая, М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления: Методические рекомендации [Текст] / М.К. Шорох-Троцкая. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 128с.
53. Шохор-Троцкая, М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления [Текст] / М.К. Шорох-Троцкая. - М.: Книга по Требованию, 2012. – 141с.
54. Шохор-Троцкая, М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии [Текст] / М.К. Шорох-Троцкая.- М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002.



ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Статистические данные исследования уровня сформированности неречевых звуков
Имя, Ф. Неречевые звуки Количество набранных баллов Ошибки в определении звуков инструмента Ошибки в определении звуков игрушки Даша М. 2 Бубен / погремушка Медведь, заяц Женя К. 4 Алеша С. 3 Погремушка / бубен Таня К. 1 Бубен / погремушка Все звуки Наташа Л. 2 Звуки бубна Заяц /обезьяна Володя Л. 4 Маша П. 2 Погремушка / бубен Рома Г. 2 Погремушка / бубен Лия П. 4 Даша Р. 1 Звуки колокольчика Все звуки Юля С. 3 Заяц /обезьяна Настя Н. 4 Лена В. 3 Звуки колокольчика Заяц /обезьяна Ника К. 4 Слава К. 4


Приложение 2
Статистические данные исследования фонематического слуха
Имя, Ф. Оцениваемый критерий Средние данные Слоговая структура Звуковая структура Режим и точность Даша М. 4 3 3 3,3 Женя К. 3 2 3 2,7 Алеша С. 2 3 2 2,3 Таня К. 3 2 2 2,3 Наташа Л. 2 3 2 2,3 Володя Л. 3 4 2 3 Маша П. 3 2 3 2,7 Рома Г. 4 3 2 3 Лия П. 3 2 3 2,7 Даша Р. 2 2 3 2,3 Юля С. 3 3 2 2,7 Настя Н. 3 2 2 2,3 Лена В. 4 2 3 3 Ника К. 4 4 3 3,7 Слава К. 3 4 3 3,3 Среднее значение по критериям 46б. / 3,1 41б. / 2,7 38б. / 2,5


Приложение 3
Статистические данные исследования уровня сформированности элементов звукового анализа у дошкольников, имеющих сенсорную афазию
Имя, Ф. Работа с картинками (высота, тембр звуков) Произношение отдельных звуков (ошибки) Звуковой анализ (задание 4) Даша М. 3 ошибка: индикатор условно-рефлекторная реакция 2б Женя К. 2 ошибки: индикатор повторения [т-ш, г-к], индикатор-буква, инд. условно-рефлекторная реакция 1б Алеша С. 3 ошибка: индикатор условно-рефлекторная реакция 1б Таня К. 2 ошибка: индикатор условно-рефлекторная реакция 0 Наташа Л. 2 ошибки: индикатор-буква, инд. условно-рефлекторная реакция 1 Володя Л. 3 ошибка: индикатор условно-рефлекторная реакция 0 Маша П. 3 ошибка: индикатор условно-рефлекторная реакция 0 Рома Г. 2 ошибки: индикатор-буква, инд. условно-рефлекторная реакция 0 Лия П. 3 ошибка: индикатор условно-рефлекторная реакция 0 Даша Р. 3 ошибки: индикатор повторения [б-л], индикатор-буква, инд. условно-рефлекторная реакция 1 Юля С. 2 ошибка: индикатор условно-рефлекторная реакция 0 Настя Н. 3 ошибка: индикатор условно-рефлекторная реакция 0 Лена В. 2 ошибки: индикатор повторения [б-л], индикатор-буква, инд. условно-рефлекторная реакция 1 Ника К. 3 ошибка: индикатор условно-рефлекторная реакция 1 Слава К. 3 ошибки: индикатор-буква, инд. условно-рефлекторная реакция 1


Приложение 4
Парадоксальная гимнастика по Стрельниковой
Основной комплекс упражнений дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой:
1.Упражнение «ЛАДОШКИ»

Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч, дыхание свободное. Руки согните в локтях (локти должны быть направлены строгов низ) и поверните ладони от себя.
Действие: начинайте делать короткие шумные вдохи носом одновременно в такт сжимая ладони в кулаки, словно хотите схватить воздух. Сделайте подряд 8 ритмичных вдохов носом, затем опустите руки и немного отдохните 3-4 секунды. Это первый цикл! Теперь заново делаем подряд 8 вдохов носом.. и снова отдыхаем. Всего необходимо выполнить 12 циклов по 8 вдохов-движений в каждом.
Старайтесь при выполнении упражнения держать плечи в неподвижном состоянии. Делайте акцент на резком активном вдохе носом, выдох же пусть будет пассивным и совершенно беззвучным через слегка приоткрытый рот. Это упражнения можно выполнять стоя, сидя или лежа.
2. Упражнение «ПОГОНЧИКИ»

Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки и плечи в расслабленном состоянии, дыхание спокойное.
Действие: кисти рук, сжатые крепко в кулаки, прижмите к животу. Сделайте резкий короткий вдох носом и одновременно выполните ритмичный толчок кулаков вниз к полу, разгибая руки в локтях, словно желаете отжаться от пола или сбросить что-то с рук. Во время толчка кулаки разжимаются, руки тянуться к полу, плечи напряжены, пальцы рук широко растопырены. На выдохе (спокойном и беззвучном) принимается исходное положение – кулаки вновь прижаты к животу. Выше пояса кисти не подымайте!
Сделайте 8 таких вдохов-движений, после чего отдохните 3-4 секунды и вновь повторите цикл. Всего необходимо выполнить 12 циклов (по 8 вдохов-движений в каждом цикле).
Это упражнения можно выполнять стоя, сидя или лежа.
3. Упражнения «НАСОС» («Накачивание шины») или «ПОКЛОН»

Исходное положение: встаньте прямо, ноги расставлены чуть больше ширины плеч, руки вдоль туловища, спина и плечи в расслабленном состоянии, дыхание спокойное.
Действие: слегка наклонитесь к полу, при этом спина должна быть округлая, а не прямая, голова опущена, руки свободно свисают к полу, не касаясь его. Плечи и шея расслаблены. Сделайте короткий и шумный вдох носом в конечной точке наклона. Вдох должен выполняться диафрагмой, низом живота. Постарайтесь, чтобы вдох был ритмически связан с наклоном: когда вы закончите наклон – должен закончиться и вдох. После этого слегка приподнимите туловище, однако не распрямляйте спину полностью, именно в этот момент делается пассивный беззвучный выдох воздуха через нос или слегка приоткрытый рот. Далее вновь повторяется наклон, сопровождаемый шумным вдохом и снова слегка разгибаясь делается легкий выдох. Данное упражнение очень напоминает накачивание шины автомобиля и выполняется без особых усилий и дискомфорта в пояснице или плечевом поясе.
Повторите упражнение «Насос» 12 раз, в каждом цикле должно быть по 8 вдохов-движений. Между циклами делается небольшая пауза на 3-4 секунды. Выполнять упражнение можно как стоя, так и сидя.
4. Упражнение «КОШКА» («Приседание с поворотом»)

Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (обратите внимание, что при выполнении данного упражнения ступни ног не должны отрываться от пола). Руки расположены на уровне пояса, плечи и спина в расслабленном состоянии. Дыхание спокойное, диафрагменное, низом живота.
Действие: Представьте себя кошкой, которая подкрадывается к птице. Старайтесь повторить ее движения: слегка приседая, поворачивайте туловище то вправо, то влево, тем самым перенося тяжесть тела переменно то на правую, то на левую ногу в зависимости от того, в какую сторону поворачиваетесь. Выполняйте упражнение легко, пружинисто, глубоко не приседая (слегка сгибайте и выпрямляйте колени), во время приседания делайте руками хватательные движения справа и слева от себя (руки держите на уровне пояса, не размахивайте ими), следите за тем, чтобы спина была абсолютно прямая, поворот осуществляется только в талии, не поворачивайтесь в стороны всем телом!
Сначала приседаем и слегка поворачиваем туловище вправо и одновременно делаем короткий и шумный вдох носом. Затем приседаем и поворачиваем туловище влево, опять же поворот сопровождается коротким и шумным вдохом. Так и продолжаем: поворот вправо – вдох, поворот влево – вдох и т.д. Выдохи происходят непроизвольно между вдохами, все свое внимание акцентируем лишь на вдохах.
Выполняйте 12 циклов (по 8 вдохов-движений в каждом цикле). Между циклами 3-4 секунды отдыха.
Данное упражнение можно выполнять стоя, сидя на стуле, а также лежа (в тяжелом состоянии). Если во время выполнения упражнения у вас появилось чувство дискомфорта в шейном отделе, пояснице или коленях – сократите количество повторений.
5. Упражнение «Обними плечи»

Исходное положение: встаньте прямо, ноги на ширине плеч, дыхание свободное, низом живота. Руки, согнутые в локтях, поднимите на уровень груди кистями друг к другу. Далее «бросайте» руки навстречу друг к другу, таким образом, чтобы левая рука стремилась к правому плечу, а правая рука  – к левой подмышке, словно вы хотите обнять с

Урунтаева Г.А. Дошкольная психология.-М., «Академия», 2009. – с.21.
Гвоздев А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике. М., Педагогика, 2007. – С.103.
Лаврентьева Т.В. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2010. С.27.
Сикорский И.А. Душа ребенка: Этапы интеллектуального и речевого развития детей, их нарушения и методы преодоления. М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – С.47.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: 2001. – с.84
Гвоздев А.Н. Указ. соч. – С. 105.
Овчинникова Т.С. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи. - Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. СПб., 2002. – С.8.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., Просвещение, Пб.: Речь, 2007. – С.57.

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. Под ред. Т.В. Волосовец. М.: Владос, 2007. – С.98.
Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. – М., 2005. – С.8.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: МГУ, 1992. – 504с.
Бейн Э.С. Афазия и пути её преодоления. М., 1994.
Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инст. По спец. «Педагогика и психология». Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. – С. 121.
Лурия А.Р. Указ. соч. – С.61.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологический словарь.
Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека . М.: МГУ, 1992. – С.32.
Бейн Э.С.Афазия и пути её преодоления. – М, 1997.
Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. М.:МГУ, 2005.
Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М., 2005.
Визель Т.Г. Нейролингвистическая классификация афазий. М.: Наука, 2002.
Бурлакова М.К. Речь и афазия. М.: Медицина, 1997.
Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: АСТ, 2009. – С. 251.
Визель Т.Г. Как вернуть речь. М.: ТЦ Сфера, 2005. – С.67.
Зайцев И.С. Афазия: Учебно-методическое пособие. Минск: БГПУ им. М. Танка, 2006. – С. 5.
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет: Методическое пособие и дидактический материал. М.: МГУ, 2003. – С.131.
Лурия А.Р. Травматическая афазия. М.:АМН, 1997. – С.98.
Лурия А.Р. Указ. соч. 1997. – С. 102.
Бейн Э.С. Указ. соч. – С. 76.
Практикум по нейропсихологии: Программа курса. Ставрополь, 2009. С.11.
Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М, Изд-во АПН РФ, 2002. – С.47.

Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М.: Психология, 2006. – С.203.
Шохор-Троцкая М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления. М.: Книга по Требованию, 2012. – С.19.
Венгер Н.А, Ибатуллина А.А.. Соотношения обучения, психического развития функциональных особенностей созревающего мозга. Вопросы психологии. 2010. – С.45.
Филичева Т.Б. Указ. соч. – С. 126-127.
Краснощекова Н.В. Игры, упражнения тесты. Ростов н/Д..: Феникс, 2007.; 300 развивающих упражнений. 5-6 лет. – М., 2006.
Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Выпуск 1. М., 2004.
Гаргуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. М.: Педагогика, 2006. – С.79.
Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов вузов. – СПб.:Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – С.310-330.
Шохор-Троцкая М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления: Методические рекомендации. М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – С. 15.
Шохор-Троцкая М.К Коррекционно-педагогическая работа при афазии. М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – С.9.
Цветкова А.С., Ахутина Т.В. , Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. М., 2001. – С.76.
Шохор-Троцкая. Указ. соч. 2002. – С.104.
Визель Т.Г. Указ. соч. 2009. – С.25.
Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность. Учебное пособие под ред. Л.С. Цветковой. Воронеж, 2004. – С.149.
Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. – С.63-64.
Полный справочник логопеда. Автор-состав. Л. Смирнова. – Минск: Харвест, 2011. – С.264.
Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание : Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия». М., 2008. – С.31.
Антонова О.В. Умные игры – Умные дети: Развивающие игры и упражнения для детей. Новосибирск: Сиб. универ. изд-во, 2008. – С.85.
Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Для воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 2008. – С.106-109.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Педагогика, 2005. – С.192.
Игры и разминки для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для работы в группах. - М.: Компания Nell Warren, 2008. – С.8.
Ершова Н.В. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. СПб.: ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. –С.41.
Флерина Е.А. Игра и игрушка. - Под редакцией Менджерицкой Д.В. - Составитель Батурина Е.Г. - М.: Просвещение, 1973.
Антонова О.В. Указ. сборник игр. – Новосибирск, 2008. – С.65-87.
Гурин Ю.В. Игры для детей от трех до семи лет. – Ю.В. Гурин, Г.Б. Монина. – СПб.: Речь, М.: Сфера, 2008. – С.190, 225.
Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – С.76.
Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста: Упражнения, дидактические игры, логические задачи. М.: ТЦ Сфера, 2006. – С.14.
Криничная А. Знакомьтесь, Монтессори. - Мой ребенок. 2005. № 12. – С. 110.









2

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антонова, О.В. Умные игры – Умные дети: Развивающие игры и упражнения для детей / О.В. Антонова. – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. – 153с. – (Умница).
2. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балабанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
3. Барабанщиков, В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. – М., 2009. – С. 5 – 14.
4. Бейн, Э.С. Афазия и пути ее преодоления [Текст] / Э.С. Бейн. - М., 1994. – 148с.
5. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2002. – 384 с.
6. Бельтюков, В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельтюков. М, Изд-во АПН РФ, 2002. – 189с.
7. Бернштейн, Н.А. О построении движений [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: Медицина, 1997. - 255с.
8. Бурлакова, М.К. Речь и афазия [Текст] /М.К. Бурлакова - М.: Медицина, 2009. - 279с.
9. Венгер, Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте [Текст] / Л.А. Венгер. – М., 2008. – 378 с.
10. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Для воспитателей дет. cада [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 2008. – 268с.
11. Венгер, Л.А. Соотношение обучения, психического развития и функциональных особенностей созревающего мозга [Текст] / Л.А. Венгер, А.А. Ибатуллина. - Вопросы психологии. – 2010. - № 20. – С.43-46
12. Визель, Т.Г. Нейролингвистическая классификация афазий // Глезерман Т.Б. Нейрофизиологические основы нарушения мышления при афазии. - М.: Наука, 2006. - с.154-200.
13. Визель, Т.Г. Нейролингвистический анализ атипичных форм афазии (системный интегративный подход): автореф. докт. дис.Т.Г. Визель. - М., 2002. – 190с.
14. Визель, Т.Г. Как вернуть речь [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 214 с.
15. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: Психология, 2006. – 286 с.
16. Визель, Т.Г. Основы нейропсихологии. Ч.2. Потология речи / Т.Г. Визель. – М.: АСТ, 2009. – 230с.
17. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика: Учебник для студентов вузов [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб.: ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 352с. – (Коррекционная педагогика).
18. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики: Проблемы общей психологии [Текст] / Соб.соч. Т.3, Т.5 //Л.С. Выготский. – М.: Педагогика, 1983. – 346с., 420с.
19. Гаркуша, Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша. – М., 2006.
20. Гвоздев, А.Н. Избранные работы по орфографии и фонетике [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М., Педагогика, 2007. – 288 с.
21. Глозман, Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте [Текст] / Ж.М. Глозман. - М., 2006. – 178с.
22. Ершова, Н.В. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст / Н.В. Ершова, И.В. Аскерова, О.А. Чистова. - СПб.: ООО Изд-во ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 176с.
23. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М., Педагогика, 2005. – 287 с.
24 Зайцев И.С. Афазия: Учебное пособие [Текст] / И.С. Зайцев. – Минск: БГПУ им. Максима Танка, 2006. – 180с.
25. Краснощёкова, Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: Игры, упражнения, тесты [Текст] / Н.В. Краснощёкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 124с.
26. Криничная, А. Знакомьтесь, Монтессори [Текст] / А. Криничная. – Мой ребенок. – 2005. - № 12. – С. 110-116.
27. Лаврентьева, Т.В. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности [Текст] / Т.В. Лаврентьева. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 58с.
28. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р.Е. Левина. - М.: 2001. – 274 с.
29. Лурия, А.Р. Травматическая афазия [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: АМН, 1997. - 367с.
30. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А.Р. Лурия. - М.: МГУ, 1992. - 504с.
31. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С.А. Миронова. – М., Просвещение, Пб.: Речь, 2007. – 392 с.
32. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность: Учебное пособие / Под ред. Л.С. Цветковой. Воронеж, 2004. – 280с.
33. Никоненко, Т.И. Развитие фонематического слуха у дошкольников // Звездочка наша. – 2008. - № 1. – С.47-51.
34. Овчинникова Т.С. Анализ психомоторного развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Актуальные вопросы оториноларингологии и логопатологии. - СПб., 2002. – С.8.

35. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Владос, 2007. – 347 с.
36. Практикум по нейропсихологии: Программа курса. – Ставрополь, 2009. – 84с.
37. Полный справочник логопеда / Авт.-сост. Л. Смирнова. – Минск: Харвест, 2011. – 384с.
38. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / авторский коллектив: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. –
39. Пылаева, Н.М. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет: Методическое пособие и дидактический материал [Текст] / Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина. - М.: МГУ, 2003. – 240с.
40. Пылаева, Н.М. Разработка и применение системы методов оценки нарушения и восстановления речи при афазии [Текст] / Науч. рук. Л.С. Цветкова. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. – 136с.
41. Сидорова, У.М. Формирование речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста: Упражнения, дидактические игры, логические задачи / У.М. Сидорова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.
42. Сикорский, И.А. Душа ребенка: Этапы интеллектуального и речевого развития детей, их нарушения и методы преодоления / И.А. Сикорский. – М.: АСТ Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. – 153с. (Библиотека логопеда).
43. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М., 2001. – 245 с.
44. Филичева, Т.Б. Программа коррекционного воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.А. Каше. – М., Просвещение, 2008. - 319 с.
45. Филичева, Т.Б. Логопедия: Методическое наследие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.С. Волкова, Т.В. Туманова. – М., Владос, 2007 . - 479 с.
46. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. инст. по спец. «Педагогика и психология». Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2009. – С. 121.
47. Цветкова, Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных [Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: МГУ, 2005. - 327с.
48. Цветкова, Л.С. Афазия и восстановительное обучение [Текст] / Л.С. Цветкова. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. – 230с.
49 Цветкова, Л.С. Мозг и интеллект: нарушения и восстановление интеллектуальной деятельности [Текст] / Л.С. Цветкова .- . М., 2005. – 109с.
50. Цветкова, Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии [Текст] / Л.С. Цветкова, Т.В. Ахутина, Н.М. Пылаева. - М., 2001. – 186с.
51. Шкловский, В.М. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Ч.1. Ч.2.: Методические рекомендации / В.М. Шкловский, Т.Г. Визель. - М., 2005. - 348с.
52. Шохор-Троцкая, М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления: Методические рекомендации [Текст] / М.К. Шорох-Троцкая. - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 128с.
53. Шохор-Троцкая, М.К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления [Текст] / М.К. Шорох-Троцкая. - М.: Книга по Требованию, 2012. – 141с.
54. Шохор-Троцкая, М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии [Текст] / М.К. Шорох-Троцкая.- М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002

Вопрос-ответ:

Какие закономерности усвоения звукопроизношения рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе, то есть в процессе развития речевых навыков у детей.

Какие особенности развития дошкольников рассматриваются при сенсорной афазии?

В статье рассматриваются особенности развития дошкольников при наличии сенсорной афазии, которая является нарушением речевого развития.

Каковы причины появления нарушения звукового анализа и синтеза у детей с сенсорной афазией?

В статье рассматриваются причины появления нарушения звукового анализа и синтеза у детей с сенсорной афазией, которые могут быть связаны с несформированностью звукового аппарата или недостатком слуховых функций.

Какая методика коррекционной работы рассматривается при сенсорной афазии?

В статье рассматривается методика коррекционной работы при сенсорной афазии, которая направлена на развитие и улучшение речевых навыков у детей.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

В первой главе статьи делаются выводы о закономерностях усвоения звукопроизношения в онтогенезе, особенностях развития дошкольников при сенсорной афазии, причинах появления нарушения звукового анализа и синтеза у детей с сенсорной афазией, а также о методике коррекционной работы при этом нарушении.

Какие закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе рассматриваются в первой главе статьи?

В первой главе статьи рассматриваются закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе у дошкольников с сенсорной афазией. Изучается процесс развития речи, включая звуковой анализ и синтез.

Какие особенности развития дошкольников при сенсорной афазии объясняются в первой главе?

В первой главе объясняются особенности развития дошкольников при сенсорной афазии, такие как нарушение звукового анализа и синтеза, затруднения в овладении звукопроизношением и другими аспектами речевого развития.

Какие причины появления нарушения звукового анализа и синтеза у детей с сенсорной афазией указываются в первой главе?

В первой главе указываются различные причины появления нарушения звукового анализа и синтеза у детей с сенсорной афазией, такие как генетическая предрасположенность, нарушения работы нервной системы, а также недостаток опыта восприятия и произношения звуков.

Какая методика коррекционной работы при сенсорной афазии описывается в статье?

В статье описывается методика коррекционной работы при сенсорной афазии, которая включает комплексное развитие звукопроизношения, обучение фонематическому слуху, тренировку звукопроизношения и другие специальные упражнения.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

В первой главе статьи были рассмотрены закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе, особенности развития дошкольников при сенсорной афазии, причины появления нарушения звукового анализа и синтеза, а также методика коррекционной работы при сенсорной афазии. Основной вывод заключается в необходимости комплексного подхода к развитию речи у детей с сенсорной афазией.

Какие закономерности усвоения звукопроизношения существуют в онтогенезе?

В процессе онтогенеза дети проходят определенные этапы усвоения звукопроизношения. Сначала они слушают звуки окружающего мира, затем начинают произносить отдельные звуки, а затем могут сочетать их в слоги и слова. По мере взросления различия между звуками становятся более ясными и речь становится более четкой и понятной.