Стратегия разрешения конфликтов
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 08.11.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Понятие и сущность конфликта 5
2. Структура конфликта 7
3. Факторы развития конфликтов 10
4. Динамика конфликта 12
4. Взаимодействие сторон в конфликте 15
6. Стратегии выхода из конфликтной ситуации 19
Заключение 24
Список литературы 25
Однако к длительным отношениям такой подход совсем не применим, так как одна из сторон будет проигравшей и вынуждена будет или ограничить или свернуть свои отношения с победителем.
Длительные отношения формироваться только в том случае, если учитываются желания и интересы обоих сторон, а проигрыш одного из участников, как правило, означает совместный проигрыш всех.
В длительных отношениях сторон возможно лишь соревнование, при условии, если оно проводится абсолютно честно, а также по заранее определенным сторонами правилам и результаты соревнования не должны оказывать сильного влияния на отношения между участниками.
Только в этом случае соревнование, способно помочь оживлению обстановки взаимодействия и заставить стороны более активно добиваться своих целей.
Следующая стратегия – это стратегия компромисса. Компромисс, как правило, состоит уже в остром желании оппонентов завершить создавшийся конфликт с обоих сторон, частичными уступками.
Компромисс, таким образом, характеризуется частичным отказом от определенных, ранее выдвигавшихся требований сторон, и готовностью их признать претензии друг к другу частично обоснованными, а также этот процесс должен сопровождаться готовностью простить друг друга.
Компромисс всегда эффективен только в тех случаях, когда обе стороны понимают, что каждый из них непосредственно обладает равными возможностями при наличии взаимоисключающих интересов, в ситуации когда возникает угроза потерять все в случае эскалации конфликта.
Плюсы и минусы данной стратегии состоят в том, что хотя при компромиссе учитываются интересы всех конфликтующих сторон, но его можно рассматривать только лишь как промежуточный этап разрешения конфликта в целом на этапе поиска такого решения, где обе стороны были бы полностью удовлетворены.
Приспособление является вынужденным или добровольным отказом одной из сторон от дальнейшего участия в борьбе, а также полная или частичная сдача собственных позиций.
Принять данную стратегию, обычно вынуждает острое осознание или своей собственной неправоты, или резкая необходимость сохранить отношения с другой стороной или же сильная зависимость от неё, а также желание прекратить эскалацию с целью её возобновления позже или отказаться от участия в конфликте из-за незначительности проблемы.
К такому выходу, как правило, приводит весьма значительный ущерб, который был получен в ходе борьбы, или угроза еще более серьезных последствий, а также отсутствие шансов на какой-либо другой исход или давление некоей третьей стороны.
Плюсы и минусы данной стратегии состоят в том, что если предмет спора не так уж важен, а важно сохранить взаимоотношения с другой стороной, то уступить, и дать ей таким образом самоутвердиться, может оказаться подходящим вариантом поведения.
Но если этот конфликт касается очень важных вопросов, которые затрагивают участников спора, то данную стратегию нельзя назвать продуктивной, так как её результатом являются отрицательные эмоции уступившей стороны, а в уже долгосрочной перспективе и потеря доверия, утрата уважения и взаимопонимания между сторонами.
Уход от решения проблемы, или избегание, является стремлением уйти из конфликта при минимуме затрат.
Оппонент переходит к нему обычно после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречий, желании выиграть время или нежелании решать проблему вообще.
Плюсы и минусы данной стратегии: такая стратегия может быть полезна либо, когда предмет конфликта не очень важен.
Если стороны не могут договориться, какую стратегию совместной деятельности им следует избрать, то им необходимо включиться в сторонние формы деятельности, чтобы избежать конфронтации.
Такое решение может быть эффективным либо когда с другой стороной конфликта не обязательно поддерживать длительные отношения, например, если Вы считаете, что вещь, которую Вам нужно купить в этом магазине слишком дорого стоит, то Вы можете пойти в другой магазин.
Однако в долгосрочных отношениях важно открыто обсуждать все спорные вопросы, а избегание существующих трудностей приводит только к накоплению неудовлетворенности и напряжения.
Сотрудничество является наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте, а также путем выхода из него.
Сотрудничество предполагает обоюдную направленность участников конфликта на поиск конструктивного решения проблемы, а также позитивного отношения к оппоненту не как к противнику в конфликте, а как к союзнику в поиске решения проблемы.
Сотрудничество возможно в ситуациях сильной взаимозависимости участников конфликта, склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников.
Плюсы и минусы данной стратегии состоят в том, что стремление выслушать другого человека, а также понять его точку зрения, учесть обоюдные интересы и найти решение, которое устраивало бы все стороны – необходимо для поддержания долгосрочных отношений.
Такой подход способствует развитию взаимного уважения, понимания, доверия сторон, и, тем самым, делает отношения прочными и стабильными. Если предмет спора важен для обоих участников, этот способ разрешения конфликта можно воспринимать как наиболее конструктивный.
Заключение
Первые шаги по преодолению конфликта наиболее сложны – необходимо преодолеть ряд барьеров: страх, недоверие, агрессию, опасения, понять позиции противоположной стороны, свои потребности. Переговоры для поиска позитивного решения - основа новой альтернативы.
Участники конфликтной ситуации общения могут иметь прямо противоположную мотивацию: они ориентированы на удовлетворение собственных интересов либо на решение конфликта в интересах партнёра.
Чтобы конструктивно преодолевать существующие конфликты, надо знать о различных способах поведения в конфликте и уметь выбрать такой способ поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации.
Как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него способом, и не догадывается о существовании других способов поведения.
Выделяют пять основных речевых стратегий решения конфликта: в зависимости от того, насколько участник коммуникации ориентирован на свои интересы, он выбирает тактику избегания, компромисса, борьбы (чем больше учитываются свои интересы, тем более агрессивно речевое поведение).
Если коммуникант ориентирован на интересы партнёра, он выбирает коммуникативную стратегию избегания, сотрудничества, уступки.
Управляя конфликтом, можно выйти на новый уровень изменений в деятельности и корпоративной культуре. Ведь в этом случае проясняются ценности, позиции, происходит сближение участников конфликта, создаются новые правила и формы взаимодействия.
Список литературы
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 490 с.
2. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – 2-е изд., пе-рераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 538 с.
3. Конфликтология: учебник / А.Я. Кибанов [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 301 с.
4. Левин, С. Разрешение конфликтов: от конфликта к сотрудничеству / С. Левин; пер. с англ. А. Логвинская. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. – 247 c.
5. Лукин, Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами: учебник / Ю.Ф. Лукин. – М.: Академ. Проект, 2007. – С. 197-235.
6. Мокшанцев, Р. И. Конфликтология в социальной работе: учеб. посо-бие / Р.И. Мокшанцев. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 315 с.
7. Светлов, В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент: учеб. пособие для вузов / В.А. Светлов. – СПб.: Питер, 2005. – С. 77-113.
8. Семенов, В.А. Конфликтология: история, теория, методология: учеб. пособие / В.А. Семенов. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008. – С. 13-165.
9. Сивкова Г. Правила «хорошего» конфликта// Управление персоналом. Ураина. № 7 (226), 2012, с. 65 - 67
10. Шварц, Г. Управление конфликтными ситуациями: диагностика, ана-лиз, и разрешение конфликтов = Konfliktmanagement: konflikte erkennen, analysieren, losen / Г. Шварц; пер. с нем.: Л. Конторова. – СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007. – 292 c.
11. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта.— СПб.: Питер, 2003.— 297 с.
Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – 2-е изд., пе-рераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008.
Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007., с. 17
Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – 2-е изд., пе-рераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008
Семенов, В.А. Конфликтология: история, теория, методология: учеб. пособие / В.А. Семенов. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008. – С. 13-165.
Семенов, В.А. Конфликтология: история, теория, методология: учеб. пособие / В.А. Семенов. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008. – С. 13-165.
Семенов, В.А. Конфликтология: история, теория, методология: учеб. пособие / В.А. Семенов. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008. – С. 13-165.
Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – 2-е изд., пе-рераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008
Сивкова Г. Правила «хорошего» конфликта// Управление персоналом. Ураина. № 7 (226), 2012, с. 65 - 67
25
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 490 с.
2. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – 2-е изд., пе-рераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – 538 с.
3. Конфликтология: учебник / А.Я. Кибанов [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 301 с.
4. Левин, С. Разрешение конфликтов: от конфликта к сотрудничеству / С. Левин; пер. с англ. А. Логвинская. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. – 247 c.
5. Лукин, Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами: учебник / Ю.Ф. Лукин. – М.: Академ. Проект, 2007. – С. 197-235.
6. Мокшанцев, Р. И. Конфликтология в социальной работе: учеб. посо-бие / Р.И. Мокшанцев. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 315 с.
7. Светлов, В.А. Конфликт: модели, решения, менеджмент: учеб. пособие для вузов / В.А. Светлов. – СПб.: Питер, 2005. – С. 77-113.
8. Семенов, В.А. Конфликтология: история, теория, методология: учеб. пособие / В.А. Семенов. – СПб.: Изд-во СЗАГС, 2008. – С. 13-165.
9. Сивкова Г. Правила «хорошего» конфликта// Управление персоналом. Ураина. № 7 (226), 2012, с. 65 - 67
10. Шварц, Г. Управление конфликтными ситуациями: диагностика, ана-лиз, и разрешение конфликтов = Konfliktmanagement: konflikte erkennen, analysieren, losen / Г. Шварц; пер. с нем.: Л. Конторова. – СПб.: Изд-во Вернера Регена, 2007. – 292 c.
11. Хасан Б. И. Конструктивная психология конфликта.— СПб.: Питер, 2003.— 297 с.
Вопрос-ответ:
Какое определение можно дать понятию конфликта?
Конфликт - это ситуация, когда две или более стороны имеют несовместимые интересы, цели или позиции, и они сталкиваются друг с другом в попытках защитить или достичь своих целей.
Какова структура конфликта?
Конфликт имеет три основных компонента: конфликтные стороны, конфликтные интересы и конфликтные ситуации. Конфликтные стороны - это группы или индивидуумы, участвующие в конфликте. Конфликтные интересы - это несовместимые желания, потребности или цели сторон. Конфликтные ситуации - это ситуации, в которых возникают разногласия или конфликтные интересы.
Какие факторы могут способствовать развитию конфликтов?
Существует ряд факторов, которые могут привести к развитию конфликтов. Это различия в ценностях и убеждениях, ограниченные ресурсы, соперничество за власть, неправильное понимание или коммуникация, несправедливость или дискриминация, и другие.
Какова динамика конфликта?
Конфликт может развиваться сквозь несколько стадий. Он может начинаться с латентной фазы, где конфликтные интересы существуют, но ещё не декларируются. Затем следует фаза конфликта, когда конфликт выходит наружу и стороны начинают выражать свои позиции. После этого может наступить фаза эскалации, когда конфликт становится более интенсивным. Наконец, возможно наступление фазы разрешения, когда стороны находят способы решения конфликта.
Какие стратегии могут быть использованы для разрешения конфликтных ситуаций?
Стратегии разрешения конфликтов могут быть разными, в зависимости от конкретной ситуации. Это может быть стратегия компромисса, когда обе стороны идут на компромиссное решение. Также возможна стратегия сотрудничества, когда стороны сотрудничают, чтобы найти взаимовыгодное решение. Другие стратегии включают конкуренцию, избегание и сглаживание.
Какова суть конфликта?
Конфликт - это ситуация, при которой две или более стороны имеют несовместимые интересы, цели или взгляды и стремятся получить свою выгоду за счет других.
В чем заключается структура конфликта?
Структура конфликта включает в себя элементы, такие как конфликтующие стороны, причины конфликта, сферы противостояния, методы разрешения и возможные последствия.
Какие факторы способствуют развитию конфликтов?
Развитию конфликтов способствуют факторы, такие как отсутствие или недостаток коммуникации, несогласие по интересам или целям, конкуренция за ресурсы, различия во взглядах и ценностях, нарушение законов и норм поведения.
Какова динамика конфликта?
Динамика конфликта может проходить через несколько стадий, такие как накопление недовольства, обострение конфликта, высшая точка конфликта, снижение интенсивности, разрешение или фиксация конфликта.
Какие стратегии используются для выхода из конфликтной ситуации?
Для выхода из конфликтной ситуации можно использовать стратегии, такие как компромисс, сотрудничество, избегание, конкуренция или применение силы.