Таможенная политика РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 11.11.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 6
1.1.Цели, задачи, нормативное регулирование таможенной политики 6
1.2.Направления таможенной политики Российской Федерации 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 11
2.1.Особенности тарифного регулирования внешней торговли 11
2.2. Применение мер нетарифного регулирования к товарам, перемещаемым через таможенную границу Таможенного союза 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Например, применение такого метода как сложение может стать невозможным из-за нежелания иностранных производителей и поставщиков предоставлять информацию об издержках на производство товара и о формировании цены на товар. Именно наличие полной информации о производстве и доставке товара на таможенную территорию ТС является основным условием применения метода сложения. Безусловно, для эффективного применения системы методов определения таможенной стоимости, необходимо стимулировать применение методов 2-5 декларантами, например, создавая разъяснения на уровне Федеральной таможенной службы по «типичным ошибкам» при использовании подобных методов. нетРисунок 2.1. Система методов определения таможенной стоимости ввозимых товаровВ целом необходимо отметить, что вопросы определения, заявления и контроля таможенной стоимости всегда остаются сложными, полными особенностей и проблем практического применения. Поэтому принимая те или иные меры в регулировании данных вопросов необходимо опираться также и на опыт других государств и рекомендации международных организаций.2.2. Применение мер нетарифного регулирования к товарам, перемещаемым через таможенную границу Таможенного союзаНетарифное регулирование включает многочисленные инструменты государственного воздействия на объемы экспорта и импорта (количественные или стоимостные, в отличие от тарифных – влияющих на стоимость единицы импортного или экспортного товара). К ним относятся практически все методы, включая пошлины, не входящие в таможенный тариф. Считается, что в настоящее время существует около 50 различных инструментов нетарифного регулирования внешней торговли. Такое количество инструментов требует их классификации. При этом используется 2 основные методики:первая (ООН, ЮНКТАД) – классифицирует методы и инструменты по степени непосредственности воздействия на объемы внешнеторговых потоков;вторая (ВТО, аналитические и статистические центры внешней торговли стран и их группировок) – классифицирует их и по характеру воздействия и тому фактору, который снижает или повышает привлекательность экспорта или импорта.Первая методика выделяет 3 группы мер:прямого ограничения (прежде всего импорта), к которым относятся: лицензирование и квотирование импорта, антидемпинговые пошлины, импортные депозиты, добровольное ограничение экспорта, система минимальных импортных цен, увязка поставок с другими условиями контракта и т.д. (это самая многочисленная группа).методы косвенно ограничения, связанные с организацией внешней торговли (методы скрытого протекционизма), к которым относятся: таможенные формальности, санитарные и ветеринарные нормы, технические стандарты, требования к упаковке, маркировке, разливу и т.д., открытие или закрытие таможенных постов, портов для прохождения всех или отдельных товаров и пр.методы внутренней экономической политики, в целом не связанные с внешней торговлей, но, результатом которых, является ограничение или поощрение импорта или экспорта. Это все инструменты и направления денежно-кредитной (особенно валютной) и бюджетно-налоговой политики государства.Вторая методика выделяет 6 групп мер:1) Количественные ограничения - административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений.Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент.Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.Лицензирование — регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.В настоящее время квоты используются несколько чаще, чем тарифы, в основном по двум причинам:тарифные ставки регламентируются международными торговыми соглашениями. За редким исключением, правительства не могут самостоятельно повышать тарифы и вынуждены прибегать к более строгим импортным квотам в целях защиты конкурирующих с импортом отраслей экономики;нуждающиеся в защите отрасли также предпочитают квоты на импорт, так как добиться специальных лицензионных привилегий легче, чем введения тарифа, которое связано с изменением структуры доходов государственного бюджета.Добровольные экспортные ограничения (ДЭО) являются разновидностью экспортной квоты, которую вводит иностранное государство, «добровольно» лимитируя объемы своего экспорта в некоторые страны. «Добровольность», в данном случае, имеет условный характер, так как экспортер идет на ограничения для того, чтобы избежать более серьезных мер торговой политики со стороны своих партнеров.ДЭО имеют две специфические особенности, которые определяют известные преимущества этого инструмента торговой политики:ДЭО менее очевидны для отечественных потребителей, чем тарифы или квоты на импорт. Поэтому потребители воспринимают их более лояльно и не предъявляют претензий к правительству;при ДЭО зарубежные фирмы могут назначать за свою продукцию более высокие цены, чем в случае тарифных ограничений или квотирования импорта. Таким образом, при ДЭО иностранцы частично компенсируют снижение объемов экспорта путем повышения цен на него.2) Методы скрытого протекционизма – включают:- санитарные нормы и технические стандарты, используемые для сдерживания или полного отсутствия возможности ввозить товар в страну,- требования проводить дополнительные экспертизы, получать сертификаты, доказывать допустимость содержания каких-либо компонентов в товаре или его упаковке (товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями, в Канаде — те же требования, но надписи уже должны быть по-английски и по-французски, в Швеции - для продовольственных и аптекарских товаров на упаковке должно быть указано название содержимого на шведском и финском языках) и т.д.- ограничение рекламы- таможенные проволочки, усложнение документации и др.- открытие или закрытие таможенных постовТехнические, санитарные барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения.)Политика в рамках государственных закупок — скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности.Требование о содержании местных компонентов — скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем, чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.3) Финансовые методы, включают – экспортные кредиты, страхование, импортные депозиты.4) Ценовые методы:Внутренние налоги и сборы, Демпинг.5) Институциональные методы– образование союзов товаропроизводителей с целью монополизации рынков и влияния на объемы внешней торговли (классический пример – ОПЕК).6) Политические меры, связанные с проведением экономических санкций по отношению к стране. Классическим вариантом внешнеторговой политики в этом плане является торговое эмбарго – запрещение ввоза товаров из какой либо страны (может применяться отдельной страной), или вывоз товаров (применяется международным сообществом).ЗАКЛЮЧЕНИЕТаможенная политика, применяемая в России представляет собой совокупность мер и инструментов таможенно-тарифного и нетарифного воздействия направленных на реализацию интересов государства. Это касается как внешней торговли, так и развития национальной экономики и потребительского рынка. Основными признаками таможенной политики являются:1)Системность между применяемыми инструментами, а также другими направлениями государства.2)Целенаправленность.3)приоритетность интересов общества.4)Направленность на применение мер нетарифного регулирования внешней торговли, особенно после вступления в ВТО.В связи со вступлением России в ВТО основным напрвлением таможенной политики должно стать:1)Превращение таможенного администрирования в действующий механизм защиты внутреннего рынка.2)Защиты экономического суверенитета и экономической безопасности государства.3)Расширение и укрепление системы, а также структуры таможенных органов, их техническое оснащение и обеспечение высококвалифицированными кадрами. Применяемые в рамках реализации таможенной политики меры можно разделить на две большие группы – тарифные и нетарифные. К мерам тарифного регулирования относятся – таможенный тариф, тарифные преференции, механизмы определения страны происхождения и таможенной стоимости, а также их контроль.Нетарифные методы направлены на регулирование внешней торговли с помощью ограничений и запретов. Например, стоимостных или количественных квот, а также лицензирования и т.п.Проведя анализ применения тарифных и нетарифных мер таможенной политики можно сделать следующие выводы:Невозможно однозначно судить о направленности таможенной политики в России. В нашей стране применяются и те и другие метода. Направленность таможенной политики можно определить как смешанную.В связи со вступлением России в ВТО, нашему государству необходимо смещать ориентиры применения тарифных мер в пользу административных. Это достаточно сложно сделать в условиях пополнения федерального бюджета за счет таможенных пошлин.Также назрела необходимость пересмотра механизма применения тарифных льгот и преференций. Это опять же объясняется тем, что таможенный тариф пересматривается в сторону минимализации ставок на определенные группы товаров.Также важным моментом таможенной политики является ее вклад в развитие национального производства.Оценивая применение таможенной политики в целом в Российской Федерации необходимо отметить, что по большинству критериев она соответствует требованиям Всемирной таможенной организации, однако есть те направления, эффективность применения которых необходимо повысить.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ«Венская конвенция» [Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров от 11.04.1980]. Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №17 (с изменениями от 16.04.2010г.), Постановление Правительства РФ №191 от 06 марта 2012г. «Об утверждении правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации»Приказ ФТС России от 25.04.2007г. №536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным режимом»,Приказ ФТС России от 30.09.2011 № 1978 (ред. от 14.12.2012) «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара».Решение «О едином таможенно-тарифном регулировании № 130 от 27.11.2009 года;Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №229 от 20 ноября 2012г. «Перечень товаров, в отношении которых на 2013год устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств–членов Таможенного союза и Единого экономического пространства».Решение Комиссии Таможенного союза №376 от 20.09.2010 г. «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости».Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 785 «О внесении изменений и дополнений в Порядок декларирования таможенной стоимости товаров».Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 617 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257».Решение Совета Евразийской экономической комиссии №54 от 16.07.2012г. «Об утверждении Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза».Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».Соглашение о применении статьи VII кодекса ГАТТ/ВТО от 15.04.1994г.Соглашение стран-членов Таможенного союза от 25.01.2008г. «О единых правилах определения страны происхождения товаров».Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации». Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии № 1 от 20.06.2012. О Правилах проверки влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на стоимость сделки.Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 202 от 30.10.2012. О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 214 от 13.11.2012. О применении метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров.Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 273 от 12.12.2012. О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров.Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 283 от 20.12.2012. О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011-2013гг.Буваева Н.Э., Зубач А.В. Международное таможенное право. – М.: Юрайт, 2013г. Моисеев Е.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – М.: Проспект, 2013г.Халипов С.В. Таможенное право. – М.: Юрайт, 2011г.Боков К.И. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России в XIX – начале XX века. – М.: Проспект, 2013г.Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2007. – 495 с. – (Библиотека словарей «ИНФРА-М»). Азаров Ю.А. Основы таможенного дела: учеб. пособие. в 2 т., т. 2 / под общ. ред. Ю.Ф.Азарова. – М.: РИО РТА, 2008. – 520 с..Федеральный закон РФ от 8.12.2003 г. № 164-ФЗ «О основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года.
2. Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, принятый Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года №17 (с изменениями от 16.04.2010г.),
3. Постановление Правительства РФ №191 от 06 марта 2012г. «Об утверждении правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации»
4. Приказ ФТС России от 25.04.2007г. №536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным режимом»,
5. Приказ ФТС России от 30.09.2011 № 1978 (ред. от 14.12.2012) «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара».
6. Решение «О едином таможенно-тарифном регулировании № 130 от 27.11.2009 года;
7. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №229 от 20 ноября 2012г. «Перечень товаров, в отношении которых на 2013год устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств–членов Таможенного союза и Единого экономического пространства».
8. Решение Комиссии Таможенного союза №376 от 20.09.2010 г. «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости».
9. Решение Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 785 «О внесении изменений и дополнений в Порядок декларирования таможенной стоимости товаров».
10. Решение Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 617 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 257».
11. Решение Совета Евразийской экономической комиссии №54 от 16.07.2012г. «Об утверждении Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза».
12. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза».
13. Соглашение о применении статьи VII кодекса ГАТТ/ВТО от 15.04.1994г.
14. Соглашение стран-членов Таможенного союза от 25.01.2008г. «О единых правилах определения страны происхождения товаров».
15. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
16. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии № 1 от 20.06.2012. О Правилах проверки влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на стоимость сделки.
17. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 202 от 30.10.2012. О применении методов определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) и по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).
18. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 214 от 13.11.2012. О применении метода вычитания (метод 4) при определении таможенной стоимости товаров.
19. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 273 от 12.12.2012. О применении метода сложения (метод 5) при определении таможенной стоимости товаров.
20. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии № 283 от 20.12.2012. О применении метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
21. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной таможенной службы на 2011-2013гг.
22. Буваева Н.Э., Зубач А.В. Международное таможенное право. – М.: Юрайт, 2013г.
23. Моисеев Е.Г. Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. – М.: Проспект, 2013г.
24. Халипов С.В. Таможенное право. – М.: Юрайт, 2011г.
25. Боков К.И. Становление и развитие таможенного дела и таможенного законодательства России в XIX – начале XX века. – М.: Проспект, 2013г.
26. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2007. – 495 с. – (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
27. Азаров Ю.А. Основы таможенного дела: учеб. пособие. в 2 т., т. 2 / под общ. ред. Ю.Ф.Азарова. – М.: РИО РТА, 2008. – 520 с..
28. Федеральный закон РФ от 8.12.2003 г. № 164-ФЗ «О основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
29. Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года.
Вопрос-ответ:
Какие цели и задачи ставит перед собой таможенная политика России?
Целями и задачами таможенной политики России являются обеспечение экономической безопасности страны, защита национального производителя, обеспечение контроля за перемещаемыми через таможенную границу товарами, поддержка и развитие внешней торговли, а также выполнение обязательств перед международными партнерами.
Какие направления преследует таможенная политика РФ?
Таможенная политика России направлена на установление и поддержание эффективной системы тарифного и нетарифного регулирования, а также на обеспечение прозрачности и предсказуемости внешнеторговых отношений. Основные направления включают: защиту экономических интересов страны, содействие устойчивому развитию внешней торговли, развитие и применение мер по борьбе с контрафактной продукцией и нелегальной торговлей, совершенствование процедур таможенного контроля и др.
Какие особенности есть в применении тарифного регулирования внешней торговли?
Применение тарифного регулирования внешней торговли имеет свои особенности. В России используется система тарифных квот, которые ограничивают объем импортируемых товаров по определенным категориям. Также существуют особые тарифы для товаров, перевозимых через таможенные посты посредством морского и воздушного транспорта. Важной особенностью является также возможность установления временного повышения или понижения таможенных пошлин для регулирования внешней торговли в экономических интересах страны.
Какие меры нетарифного регулирования применяются к товарам, перемещаемым через таможенную границу Таможенного союза?
К товарам, перемещаемым через таможенную границу Таможенного союза, применяются различные меры нетарифного регулирования. Это может быть установление квот на импорт или экспорт определенных товаров, введение запретов или ограничений на ввоз или вывоз определенных товаров, а также применение специальных лицензий или сертификации для товаров. Важным инструментом является также антидемпинговое регулирование, которое направлено на защиту от демпингового поведения и негативных последствий для отечественных производителей.
Какие цели и задачи ставит перед собой таможенная политика России?
Целями и задачами таможенной политики России являются обеспечение экономической безопасности страны, защита национальных интересов, стимулирование внешней торговли, регулирование оборота товаров через таможенную границу, борьба с контрафактной продукцией и незаконным перемещением товаров.
Каким образом осуществляется тарифное регулирование внешней торговли Российской Федерации?
Тарифное регулирование внешней торговли в России осуществляется посредством установления таможенных пошлин и сборов, импортных квот, особых таможенных режимов и других мер. Одной из особенностей тарифного регулирования является возможность изменения ставок таможенных пошлин и сборов в зависимости от рыночной ситуации и национальных интересов.
Какие меры нетарифного регулирования применяются к товарам, перемещаемым через таможенную границу Таможенного союза?
К мерам нетарифного регулирования относятся лицензирование импорта и экспорта, антидемпинговые меры, санитарно-эпидемиологический контроль, технические нормы и стандарты, маркировка товаров и другие. Эти меры применяются для защиты интересов отечественных производителей, обеспечения безопасности и качества товаров, борьбы с контрафактом и недобросовестной конкуренцией.
Какие особенности применения мер таможенной политики России можно выделить?
Одной из особенностей применения мер таможенной политики России является то, что они могут быть изменены в зависимости от изменения политической и экономической ситуации. Также стоит отметить, что применение мер таможенной политики подвержено международным правилам и соглашениям, а также требует сотрудничества с другими странами и таможенными органами.