Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха совместной деятельностью со взрослым - на базе детского сада компенсирующего вида №311 г.Новосибирск
Заказать уникальную дипломную работу- 58 58 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 29.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Теоретические аспекты изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. 8
1.1. Психология развития творческих способностей 8
1.2. Онтогенез развития творческих способностей 16
1.3.Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 23
Глава 2. Эмпирическое изучение творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в совместной деятельностью со взрослым - на базе детского сада компенсирующего вида 311 г.Новосибирск 32
Программа исследования 32
Методы изучения творческих способностей детей 33
Анализ результатов эксперимента 35
3. Разработка рекомендаций по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в совместной деятельностью со взрослым - на базе детского сада компенсирующего вида 311 г.Новосибирск 44
Заключение 54
Список литературы 56
Всё радостно. Солнце, лошадь, деревья» Ребёнок хорошо чувствует эмоциональный характер картин. 5 «Весело. Я уже хочу смеяться, буду купаться, можно на бревне поплавать». «Не знаю». Ребенок ассоциирует картину с рядом своих любимых занятий. Он вспоминает свои ощущения и связывает с изображением на картине. картины ребёнок затруднился даль ответ. 6 «Грустная, потому что лес молчит, и листья тихо плавают» «Весёлая, я бы там могла играть в снежки, прокатиться на телеге» Ребёнок чувствует настроение обеих картин, девочка «слышит» как молчит лес на первой картине, а на второй представляет, как бы она весело провела время, если бы оказалась в ситуации, изображённой на картине. 7 Не нравится. Лес очень тёмный. Страшно «Весёлая, шумная, подвижная. Лошадь двигается Здесь также видно, что общий эмоциональный тон картин прочувствован ребёнком. 8 «Грустная…» Молчит, долго смотрит на картину, разглядывает «Весёлая». Девочка чувствует характер обеих картин, но высказалась кратко, т.к. стеснялась. 9 «Спокойная. Все ведь спокойно: и деревья, и цветы, и вода» «Весёлая. Здесь и солнышко светит, лошадка радуется, хорошо» Ребёнок хорошо воспринимает настроение картин, чувствует их художественную выразительность 10 «Грустно и тихо» «Спокойно все. Никто шуметь не сможет кроме лошади» На первой картине ребёнок почувствовал эмоциональный тон картины, на второй – с описанием также можно согласиться, потому что солнечный день может быть одновременно радостным и спокойным, тихим. 11 «Спокойно. Всё так тихо и спокойно стоит. Сказочное все» «Спокойно. Все стоит на своих местах» Ребёнок довольно хорошо воспринимает общий эмоциональный тон картин. 12 «Спокойная. Все спокойно - светит солнце, вода спокойная, деревья спят» «Весёлая, потому что всё сверкает, снег блестит, небо голубое, лошадка Ребёнок чувствует эмоциональную выразительность обеих картин. 13 «Спокойная эта картина. Нет же ни чего – ни ветра, ни кого» «Весёлая картина. И у меня весёлое настроение, потому что зима, можно в снежки поиграть» Ребёнок хорошо воспринимает настроение, эмоциональный характер обеих картин.
Остальные дети отказались от данного эксперимента.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
По методике «Незавершённые фигуры», большая часть детей нарисовала шаблонные рисунки;
По методике «Пейзаж», у большинства детей, принявших участие в эксперименте, диагностирована способность воспринимать эмоциональную выразительность художественного воспроизведения.
Большинство детей столкнулись с затруднениями при выполнении заданий. У части детей рисунок не соответствовал заданной теме. Ребенок затрудняется выразить свое отношение к собственной деятельности; названий своим рисункам не дает, рассказывает о нарисованном неохотно; композиция несложная, подражательная; в рисунке использует один-два цвета, изображение характеризуется небрежностью.
Надо отметить, что процесс повышения креативности имеет системный характер. Для развития креативности необходима нерегламентированная среда с демократическими отношениями и подражание ребенка творческой личности.
Сензитивный период развития креативности, формирование личностных свойств приходится на старший дошкольный и младший школьный возраст. В это время подражание значимому взрослому как образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности.
Повышение показателей креативности связано с работой механизмов идентификации. Идентификация как отождествление позволяет детям эмоционально, символически, «присваивать» и вчувствоваться в других, а также переносить свои чувства, ценности и мотивы. Чувства, возникающие у детей, по отношению к другим людям, переносятся ими на героев, которые они прорисовывают, на сюжет рисунках. Дети идентифицируются с любимыми персонажами, сочувствуют им, и чувства их при этом искренни и сильны. Дети выступают не просто в роли пассивных наблюдателей, слушателей, а являются энергетическими центрами творческой деятельности, создателями оригинальных произведений. Поэтому нами были разработаны рекомендации по развитию творческих способностей, которые представлены в следующей главе.
3. Разработка рекомендаций по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха в совместной деятельностью со взрослым - на базе детского сада компенсирующего вида №311 г.Новосибирск
Анализ ряда программ по развитию детей дошкольного возраста (Приложение) позволяет сделать вывод, что одним из наиболее эффективных средств формирование творческой активности детей происходит в игровой деятельности, а также в изобразительном искусстве.
В начале, в начале перечислим основные направления образовательной деятельности педагога. В качестве одного из самых приоритетных нужно указать направление по созданию педагогом культуры группы. Эта культура представляет собой систему норм и правил, предлагаемых детям. Они должны обеспечивать поддержку детской инициативы и ориентировку ребенка в пространстве дошкольного учреждения и во времени. Они предполагают достаточно четкое структурирование группового помещения и развивающей среды детского сада.
Второе направление предполагает планирование развивающих ситуации. каждая из которых должна не только быть эмоционально привлекательной и насыщенной, но и обладать развивающим эффектом и четкими границами, указывающими на начало и конец ситуации.
Необходимо также особо указать на направление деятельности педагога. связанное с организацией развивающей среды, которая должна включать книги, игрушки и достаточно сложные механические устройства, способствующие развитию познавательной инициативы детей.
Важной областью работы является также установление партнерских отношений с родителями. В качестве приемов, способствующих этому, может выступать предлагаемая детям старшего дошкольного возраста и родителям проектная деятельность» инициатором которой является ребенок. Выполнение таких проектов должно сопровождаться презентацией, имеющей социальную значимость и для ребенка, и для родителей. В этом случае дошкольное учреждение сближается со своим социальным окружением и начинает играть роль образовательного центра.
Для того, чтобы привлечь к данной деятельности взрослых – родителей, в основу было положено декоративно-прикладное искусство и народная игрушка.
Изобразительная деятельность позволяет детям передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать отношение к изображаемому. Рисование, лепка, аппликация очень интересны детям. Всестороннее развитие ребенка может быть обеспечено лишь при условии успешного овладения изобразительной деятельностью. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами обеспечивает детям радость творчества и сенсорное развитие.
Цель программы «Радость творчества» – сенсорное воспитание старших дошкольников средствами народной игрушки.
Основные задачи программы:
· Научить детей замечать и выделять основные средства выразительности художественного произведения на основе изделий различных народных промыслов.
· Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические умения и навыки рисования.
· Закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т.д.
· Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов.
· Закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия способом налепа, процарапывания и росписи.
Данная система занятий построена в соответствии с концепцией эстетического воспитания и развития дошкольников, разработанной Т.С. Комаровой.
Для проведения практических занятий нами были выбраны темы по проблеме исследования. Наиболее наглядно темы и цели представлены в таблице ниже.
Действия ребенка с различными предметами, и, в частности, с игрушками, становится собственно игрой только при "воображаемой ситуации", делающей возможным специфически игровое отражение имеющегося у ребенка социального опыта. Основной формой игровой деятельности, встречающейся у дошкольников, является совместная сюжетно-ролевая игра, которая считается в этом возрасте ведущей, определяющей развитие всех других видов деятельности и психических функций, которые развиваются в её русле и на её фоне. Однако игра у дошкольников в детском саду крайне редко является творческой, а, напротив, обычно отличается в высшей степени репродуктивным характером. С возрастом игра детей меняется лишь незначительно, остается элементарной сюжетно - отобразительной и примитивной; сюжетно-ролевой по усвоенным сюжетам-образцам, качественных изменений в её развитии не происходит.
Освоение содержания народной игрушки наиболее полно осуществляется в специальных видах ситуаций: ситуации ознакомления с народной игрушкой и свободной игры с нею; ситуации творения игрушки-образа и реальной игрушки; ситуации вовлечения народных
Тема Занятий Программное содержание Цель «Волшебная Дымка» - «Дымковские игрушки»,
- «Рисование дымковских узоров»,
- «Лепка и роспись дымковской уточки»,
- «Лепка и роспись дымковского коня»,
- «Лепка и роспись дымковской барышни».
Познакомить детей с дымковской игрушкой. Рассказать детям о происхождении данного промысла (г. Вятка). Закрепить знания детей о декоративных элементах дымковской росписи: точки,круги, полосочки, прямые и волнистые линии.
Научить украшать бумажные силуэты элементами дымковской росписи в соответствии с формой предмета. Формировать умение лепить дымковские игрушки из глины и пластилина.
Научить расписывать объемные игрушки, вылепленные из глины или пластилина. Развивать умение выполнять сюжетные композиции. «Филимоновские свистульки» - «Знакомство с творчеством филимоновских мастеров»,
- «Рисование филимоновских элементов:полосок, елочек, цветов»,
- «Роспись бумажных силуэтов филимоновских игрушек»,
- «Лепка и роспись филимоновской красавицы»,
- «Лепка и роспись курицы-свистульки».
. Познакомить с филимоновской игрушкой. Рассказать детям о происхождении промысла (д. Филимоново Тульской области Закреплять знания о декоративных элементах филимоновской росписи: точки, круги, полосочки,елочки, солнышко. Закреплять знания о цветовой гамме филимоновской росписи: желтый, зеленый, синий, красный и малиновый цвета. Учить украшать бумажные силуэты элементами филимоновской росписи в соответствии с формой предмета; называть отличительные особенности филимоновской и дымковской игрушки. Формировать умение лепить филимоновские игрушки из глины и пластилина. Учить расписывать объемные игрушки, вылепленные из глины или пластилина; выполнять сюжетные композиции. «Городецкие узоры» - «Ознакомление с городецким промыслом»,
- «Рисование купавки, розана и листочка»,
- «Рисование городецких птиц»,
- «Рисование городецкого коня».
Познакомить с городецким промыслом. Рассказать детям о происхождении данного промысла (г. Городец Нижегородской области). Расширять представления об элементах городецкой росписи: листики, купавки,розаны и т.д. Учить выделять характерные особенности данного промысла (цветы,листья, птицы украшаются «оживкой»). Формировать умение выполнять декоративные элементы городецкой росписи. Учить расписывать бумажные силуэты. Закреплять навыки работы с палитрой и умение составлять оттенки цветов, смешивая цветную гуашь с белилами. Формировать представления о стилизованных формах народной росписи. «Голубая Гжель» - «Ознакомление с гжельской керамикой»,
- «Рисование элементов гжельской росписи»,
- «Лепка и роспись гжельских изделий».
Познакомить детей с историей гжельского промысла. Рассказать детям о происхождении данного промысла (п. Гжель Раменского района Московской области). Воспитывать уважение к народным мастерам. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы гжельской росписи: точки, тонкие и широкие линии, капельки, цветы,птицы и т.д. Учить расписывать гжельскими узорами различные бумажные силуэты.Знакомить со способом лепки скульптуры малых форм. Закреплять умение украшать глиняные изделия гжельскими узорами. «Русская матрешка» - «Путешествие с матрешкой»,
- «Копирование матрешек сделанных в Сергиевом Посаде (Загорске)»,
- «Копирование матрешек сделанных в городе Семенове»,
- «Роспись полхов-майданских игрушек-тарарушек».
Знакомить детей с разнообразием русской матрешки. Показать характерные особенности сергиевопосадской, семеновской и полховмайданской матрешки. Формировать эстетическое отношение к русскому сувениру – матрешке. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.
игрушек в игровую деятельность; ситуации дарения игрушек. Эти ситуации способствуют пробуждению интереса к народной игрушке, знакомству с историей возникновения и развития народной игрушки, с назначением игрушек в жизни людей, с духовным содержанием творчества детей, создают условия для словесного и практического творчества детей, для проигрывания разнообразных социальных ролей в специально создаваемых игровых полях, для дарения самостоятельно сделанных игрушек, проведения выставок, ярмарок, возникновения Музея игрушки.
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей как действенной основы общего развития ребенка. Для детей такой наиболее эффективной формой организации сенсорного воспитания являются формирование сенсорных процессов ребенка в системе продуктивной деятельности на занятиях рисованием, лепкой, конструированием.
В данной работе, направленной на сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью народной игрушки, мы опирались на программу дополнительного образования О.А. Соломенниковой «Радость творчества», изданную в 2006 году под общей редакцией: Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой.
Данная программа направлена на дополнительное образование детей по художественно-творческому развитию, в рамках работы по «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,Т.С. Комаровой) по разделу «Художественно-эстетическое воспитание» с целью ознакомления старших дошкольников с народным и декоративно-прикладным искусством.
Еще одна часть программы – театрализована и музыкальная деятельность дошкольников.
В специальных дошкольных учреждениях все чаще в программе обучения и коррекции используются музыкальные занятия. Музыка звучит во время обычных занятий, праздников, физкультурных занятий. В специальных коррекционных образовательных учреждениях для детей с нарушением слуха (I и II степени) введена в план занятий учебная дисциплина: музыкально-ритмические занятия.
Поступающие в специальное дошкольное учреждение маленькие дети имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и людях. Дети не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображениями.
У таких детей сужен объём восприятия, оно характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщённости. У них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому дети с трудом постигают смысл воспринимаемого материала, наблюдаются отставания в моторном развитии, неблагоприятно сказывающиеся на общем развитии. Именно ролевые игры помогают детям становиться ближе к самим себе, потому что позволяют выйти за пределы самих себя. Опыт импровизации позволяет им в большей степени выразить себя, использовать свои возможности, свои ум и тело, чувства и ощущения.
Содержанием детских театрализованных игр является жизнь, деятельность и отношения людей. Чтобы отражать их в игре, ребёнок должен иметь необходимые представления об этом, дошкольники с нарушенным слухом не в состоянии самостоятельно приобрести необходимые знания об этих сторонах действительности.
Проводится предварительная работа в ходе тематических прогулок и экскурсий, где дети получают конкретные и содержательные представления о том, чем занимаются люди разных профессий, какую пользу они приносят (продавец, повар, врач).
Наименование Программное содержание Оборудование Веселый оркестр
эмоциональное развитие детей; знакомство детей с музыкальными инструментами; развитие умения работать в команде. карточки с изображением кузнечика, цветные карандаши, музыкальные инструменты, магнитофон, запись сказки «Три поросенка». Театр на столе
развивать воображения ребенка; развивать актерское мастерство; активизировать мыслительный процесс; способствовать сотрудничеству детей. кукла бибабо «Лиса», пальчиковые куклы, карточки с контурными изображениями сказочных персонажей, цветные изображения сказочных персонажей, фишки. Собираем ягоды
формировать навыки коллективного труда, умения вместе заниматься общим делом и вступать в контакт друг с другом; упражнять в сборе мелких предметов тремя пальцами; развивать мелкую моторику; воспитывать чувство заботы и уважения к старшим. платок и фартук для бабушки, складной домик, стулья, скрепки, пластилиновые шарики красного и синего цвета, корзинки
Организовывать творческое воспитание и руководить им необходимо на протяжении всего дошкольного детства. Воспитателю следует обращать внимание на организацию игрового пространства, в том числе, на то, проявляется ли в игре смысловой центр и перефирия. При этом игровыми действиями нужно насышать
Заключение
Творческая деятельность является определенной реализаций способностей, создание чего-либо нового, интересного, необычного. К условиям, способствующим успешному развитию творческих способностей и самореализации детей, относятся психические познавательные процессы, свойства личности каждого ребенка. Искусство является именно таким средством для развития, включающим в себя такие сферы, как художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности.
Дети с нарушениями слуха являются особой категорией, в работе с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции.
У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Как показали исследования Г.Л.Выгодской, глухие дошкольники долго не переходят от предметно-процессуальных игр, главным в которых является воспроизведение действий с предметами, к сюжетно-ролевым, требующим создания воображаемой игровой ситуации. Их сюжетные игры более однообразны, стереотипны, чем у слышащих детей, они больше склонны к простому подражанию. Воображение глухих дошкольников как бы дольше "привязано" сначала к восприятию, а потом к памяти. Глухие дети часто не могут использовать предметы-заместители, у них наблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения, позже, чем у слышащих, происходит разделение в цепочке "предмет - образ - слово". Таким образом, уже на ранних этапах онтогенеза глухие дети начинают отставать от слышащих сверстников в развитии воображения. И хотя образы памяти у них отличаются достаточной яркостью и живостью, отставание в развитии понятийного мышления мешает отвлечению от конкретного значения слова. Это затрудняет как воссоздание образов по словесному описанию, так и формирование новых образов
Во второй главе представлены результаты экспериментальной работы.
Был разработан и проведён курс развивающих занятий.
Проведенное исследование показало, что имеют место различия между экспериментальной и контрольной группами по показателям гибкости и оригинальности теста Торренса.
Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза подтвердилась, сказочный материал действительно является одним из факторов развития креативности, и предположения о положительной динамике уровня креативности дошкольников, с которыми проводятся развивающие занятия, верны.
Выполненное экспериментальное исследование имеет выраженную общую практическую (прикладную) направленность. Полученные данные являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме.
В заключение следует отметить, что поставленные цель и задачи работы были достигнуты.
Список литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов.- 4-е изд., стереотип.- М.: Академия, 1999.- 672с.
Анастази А. Психологическое тесьтрование. – СПб., 2002. - 841 с.
Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - С. 3-203.
Большой толковый психологический словарь Т 1 (А – О); Пер. с англ. /Ребер А. – ООО «Издательство АСТ», «Издательство «Вече», 2003. – 592 с.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М.: 2001. – 96 с.
Григорьева, Т.А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие. / Т.А. Григорьева. - Мн.: БГПУ, 2006. - 67 с.
Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Из-во, «Лантерна» Вита М. 1995. с 180-200.
Кириллова, К.Д. Развитие воображения в детстве / Учебно-метод. пособие. – Орел: 1992. – С. 23.
Киселева, А.В. О некоторых особенностях творческого воображения младших школьников с нарушением слуха // VIII республиканская межвузов. науч-метод. конференция молодых ученых: сб. материалов, Брест, 19 мая 2006 г.; под общ. ред. Б.М. Лепешко. – Брест: Изд-во БрГУ, 2006. – С. 219-221.
Киселева, А.В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию творческого воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе изобразительной деятельности / А.В. Киселева // От инклюзивного образования к инклюзивному обществу: сб. науч. тр. / под ред. Ю.Л. Загуменнова. – Мн.: – С. 89-01.
Киселева, А.В. О некоторых особенностях воссоздающего воображения детей с нарушением слуха / А.В. Киселева // Молодежь в науке – 2007 : прил. к журн. «Весцi Нацыянальнай акадэмii навук Беларусi»: материалы междунар. науч. конф. молодых ученых, Минск, 23–26 окт. 2007 г.: в 4 ч. – М.: 2008. – Ч. 2.: Серия гуманитарных наук. – С. 308-312.
Киселева, А.В. Основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию воображения младших школьников с нарушением слуха / А.В. Киселева // Актуальныя пытаннi сучаснай навукi : зб. навук. прац. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: В.В. Бущик (отв. ред.) [и др.]. – Мн.: 2007. – С. 49-52.
Киселева, А.В. Творческое воображение глухих и слабослышащих учащихся и его формирование в процессе изобразительной деятельности / А.В. Киселева // Спецыяльная адукацыя. 2011. № 1 (78). – С. 29-34.
Киселева, А.В. Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе обучения изобразительной деятельности / А.В. Киселева // Дэфекталогiя. 2007. № 6. – С. 50-57.
Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2002. 992 с.
Кудрявцев в.т. Творческая природа психики человека. // Вопросы психологии 1990 №3. С.60-68.
Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - СПб., 1992. - С. 15-16, 21-23.
Нудельман, М.М. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников. // Психология глухих детей. – М.: 1971. – С. 15-17.
Нудельман, М.М. Воссоздающее воображение у глухих детей: Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. - М.: 1971. - С. 45.
Обухова, Т.И. Воображение и особенности его развития у детей c нарушением слуха / Т.И. Обухова, А.В. Киселева // Весці Беларус. дзярж. пед. ун-та. 2007. № 2. – С. 23-27.
Обухова, Т.И. Изобразительная деятельность как средство отражения состояния воображения детей со слуховой депривацией / Т.И. Обухова, А.В.Киселева // Сборник трудов факультета специальной педагогики и специальной психологии : Междунар. межвуз выпуск. – Том 2. – М.: 2008. – С. 234-246.
Общая психология: Учебник / Под обще. Ред. А.В.Карпова. - М: Гардарики, 2002. - 232с.
Пономарев Я.Д. Психология творчества.// тенденция развития психологической науки. - М. Наука, 1988. С.21-25.
Развитие художественного творчества неслышащих // под ред. Гейльмана И.Ф., Крахмальникова Ф.Ф. – Ленинград: 1983. – 94 с.
Рау, М.Ю. Развитие воображения глухих школьников средствами изобразительной деятельности. // Дефектология. 1984. № 5. С. 39-46.
Речицкая, Е.Г., Сошина, Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 128 с.
Рибо, Т. Творческое воображение. - Спб.: 1901. - С. 132-140.
Розанова, Т.В. Особенности развития познавательной сферы глухих дошкольников//Дефектология. 1997. № 2. – С. 20- 34.
Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
Тургель В.А. Возможности развития общих творческих способностей младших школьников в художественном творчестве// Герценовские чтения. Начальное образование. Том 1. Начальное образование современной России. – СПб.: Издательство ВВМ, 2010, С.19-24
Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. Вопросы психологии.1991. № 1, с. 27-32
2
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов.- 4-е изд., стереотип.- М.: Академия, 1999.- 672с.
2. Анастази А. Психологическое тесьтрование. – СПб., 2002. - 841 с.
3. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - С. 3-203.
4. Большой толковый психологический словарь Т 1 (А – О); Пер. с англ. /Ребер А. – ООО «Издательство АСТ», «Издательство «Вече», 2003. – 592 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дет¬ском возрасте. Психологический очерк. - М.: 2001. – 96 с.
6. Григорьева, Т.А. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением слуха: учеб.-метод. пособие. / Т.А. Григорьева. - Мн.: БГПУ, 2006. - 67 с.
7. Диагностика эмоционально-нравственного развития / Ред. и сост. Дерманова И.Б. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Из-во, «Лантерна» Вита М. 1995. с 180-200.
9. Кириллова, К.Д. Развитие воображения в детстве / Учебно-метод. пособие. – Орел: 1992. – С. 23.
10. Киселева, А.В. О некоторых особенностях творческого воображения младших школьников с нарушением слуха // VIII республиканская межвузов. науч-метод. конференция молодых ученых: сб. материалов, Брест, 19 мая 2006 г.; под общ. ред. Б.М. Лепешко. – Брест: Изд-во БрГУ, 2006. – С. 219-221.
11. Киселева, А.В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию творческого воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе изобразительной деятельности / А.В. Киселева // От инклюзивного образования к инклюзивному обществу: сб. науч. тр. / под ред. Ю.Л. Загуменнова. – Мн.: – С. 89-01.
12. Киселева, А.В. О некоторых особенностях воссоздающего воображения детей с нарушением слуха / А.В. Киселева // Молодежь в науке – 2007 : прил. к журн. «Весцi Нацыянальнай акадэмii навук Беларусi»: материалы междунар. науч. конф. молодых ученых, Минск, 23–26 окт. 2007 г.: в 4 ч. – М.: 2008. – Ч. 2.: Серия гуманитарных наук. – С. 308-312.
13. Киселева, А.В. Основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию воображения младших школьников с нарушением слуха / А.В. Киселева // Актуальныя пытаннi сучаснай навукi : зб. навук. прац. / Белорус. гос. пед. ун-т ; редкол.: В.В. Бущик (отв. ред.) [и др.]. – Мн.: 2007. – С. 49-52.
14. Киселева, А.В. Творческое воображение глухих и слабослышащих учащихся и его формирование в процессе изобразительной деятельности / А.В. Киселева // Спецыяльная адукацыя. 2011. № 1 (78). – С. 29-34.
15. Киселева, А.В. Формирование воображения младших школьников с нарушением слуха в процессе обучения изобразительной деятельности / А.В. Киселева // Дэфекталогiя. 2007. № 6. – С. 50-57.
16. Крайг Г. Психология развития.- СПб., 2002. 992 с.
17. Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека. // Вопросы психологии 1990 №3. С.60-68.
18. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - СПб., 1992. - С. 15-16, 21-23.
19. Нудельман, М.М. Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников. // Психология глухих детей. – М.: 1971. – С. 15-17.
20. Нудельман, М.М. Воссоздающее воображение у глухих детей: Об эле¬ментарных формах творческого воображения у глухих школьников // Пси¬хология глухих детей / Под ред. И. М. Соловьева и др. - М.: 1971. - С. 45.
21. Обухова, Т.И. Воображение и особенности его развития у детей c нарушением слуха / Т.И. Обухова, А.В. Киселева // Весці Беларус. дзярж. пед. ун-та. 2007. № 2. – С. 23-27.
22. Обухова, Т.И. Изобразительная деятельность как средство отражения состояния воображения детей со слуховой депривацией / Т.И. Обухова, А.В.Киселева // Сборник трудов факультета специальной педагогики и специальной психологии : Междунар. межвуз выпуск. – Том 2. – М.: 2008. – С. 234-246.
23. Общая психология: Учебник / Под обще. Ред. А.В.Карпова. - М: Гардарики, 2002. - 232с.
24. Пономарев Я.Д. Психология творчества.// тенденция развития психологической науки. - М. Наука, 1988. С.21-25.
25. Развитие художественного творчества неслышащих // под ред. Гейльмана И.Ф., Крахмальникова Ф.Ф. – Ленинград: 1983. – 94 с.
26. Рау, М.Ю. Развитие воображения глухих школьников средствами изобразительной деятельности. // Дефектология. 1984. № 5. С. 39-46.
27. Речицкая, Е.Г., Сошина, Е.А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 128 с.
28. Рибо, Т. Творческое воображение. - Спб.: 1901. - С. 132-140.
29. Розанова, Т.В. Особенности развития познавательной сферы глухих дошкольников//Дефектология. 1997. № 2. – С. 20- 34.
30. Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997. 2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
31. Тургель В.А. Возможности развития общих творческих способностей младших школьников в художественном творчестве// Герценовские чтения. Начальное образование. Том 1. Начальное образование современной России. – СПб.: Издательство ВВМ, 2010, С.19-24
32. Шумакова Н. Б., Щебланова С. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении. Вопросы психологии.1991. № 1, с. 27-32
Вопрос-ответ:
Как развивать творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью совместной деятельности со взрослым?
Совместная деятельность с взрослым является одним из эффективных способов развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. Взрослый может стать вдохновителем и помощником, организовывая различные творческие занятия, такие как рисование, лепка, игры с песком и т. д. Он может направлять ребенка, задавать вопросы, помогать ему раскрыть свой творческий потенциал. Это также способствует развитию коммуникативных навыков и укрепляет взаимоотношения между ребенком и взрослым.
Какие теоретические аспекты изучения творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха важно учитывать?
При изучении творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха важно учитывать не только психологические, но и физиологические особенности таких детей. Например, нарушение слуха может влиять на восприятие и понимание музыки и ритма. Поэтому важно создать условия, которые позволят детям с нарушением слуха развивать свои творческие способности, используя другие каналы восприятия, например, зрение или тактильные ощущения.
Какие особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха важно учитывать?
Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха включают возможные проблемы в общении и восприятии проявлений творчества. Например, таким детям может быть сложно выразить свои идеи и эмоции на занятии или в художественной деятельности. Поэтому взрослый должен быть готов поддержать их, помочь им найти способы выражения своих мыслей и чувств. Это важно для их развития и самовыражения.
Какие теоретические аспекты изучаются в рамках развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
В рамках изучения развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха изучаются психология развития творческих способностей, онтогенез развития творческих способностей, а также особенности развития творческих способностей у данных детей.
Какие особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
У детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха есть свои особенности в развитии творческих способностей. Эти дети могут иметь ограниченные возможности в слуховом восприятии, поэтому развитие других сенсорных каналов, таких как зрение и осязание, может быть активно использовано для развития творческих способностей. Для этих детей также важна поддержка и содействие со стороны взрослых в развитии их творчества.
Каков онтогенез развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
Онтогенез развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха происходит похожим образом как и у детей без нарушений слуха. Однако, из-за особенностей их слухового восприятия, эти дети могут активно развивать другие сенсорные каналы, такие как зрение и осязание, что может стимулировать их творческие способности.
Как развивать творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
Для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха можно использовать различные методики и подходы. Важно создавать условия для творческой активности, предоставлять разнообразные материалы и инструменты, поддерживать их интерес к творчеству и активно включаться в совместную деятельность с ними. Также необходимо учитывать особенности восприятия этих детей, используя визуальные и тактильные средства коммуникации.
Как развиваются творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
В детском саду компенсирующего вида 311 г Новосибирск 3 1 осуществляется развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха совместной деятельностью со взрослым. Во время занятий проводятся различные творческие задания, направленные на развитие воображения, творческого мышления и художественных навыков. Важно создать атмосферу доверия и поддержки, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и мог проявить свое творчество.
Какая роль играет взрослый в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
Взрослый играет важную роль в развитии творческих способностей у детей с нарушением слуха. Он создает условия для развития творчества, поддерживает и вдохновляет ребенка. Взрослый может быть гидом и наставником, помогая ребенку открыть и раскрыть свой творческий потенциал. Он также может предложить различные материалы и инструменты, которые помогут ребенку воплотить свои идеи в жизнь.
Какие теоретические аспекты изучают творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
Изучение творческих способностей у детей со слуховыми нарушениями включает в себя рассмотрение психологии развития творческих способностей, онтогенеза и особенностей развития в этом возрасте. Психология развития творческих способностей изучает процессы и механизмы развития творческого мышления, воображения и творческой активности. Онтогенез развития творческих способностей исследует стадии и этапы развития творчества у ребенка, а также факторы, влияющие на его развитие. Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха анализируются с учетом специфических особенностей этой категории детей.
Какие теоретические аспекты изучаются в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
В развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха изучаются такие теоретические аспекты, как психология развития творческих способностей, онтогенез развития творческих способностей и особенности их развития у детей с нарушением слуха.
Какие особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха?
У детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха есть ряд особенностей в развитии творческих способностей. Это может быть связано с использованием дополнительных сенсорных каналов для восприятия информации, а также с особенностями развития речи и коммуникативными трудностями. Использование совместной деятельности со взрослым в детском саду компенсирующего вида помогает развивать творческие способности у этих детей.