Женщина в исламе:история и современность
Заказать уникальный реферат- 26 26 страниц
- 36 + 36 источников
- Добавлена 22.12.2013
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Эволюция образа мусульманки в исследованиях XX—XXI вв. 5
2 Роль и место женщины-матери в исламе 13
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24
А дочь Пророка Фатима и по сей день является образцом скромности, образованности и мусульманской добродетели.
Из всего изложенного следует, что мусульманка не только принимала самое живое участие в общественно-политической жизни своей страны, но и всегда была опорой мужчине в трудных ситуациях, незаменимым помощником в хозяйстве и мудрым советчиком. Женщина в исламе на протяжении веков выступала в общественном сознании не только символом незыблемости и сохранности семейных устоев, но и традиций. В исламской традиции всегда превалировал материнский тип женщины, находящийся внутри природного порядка, подчиненный законам и задачам рода, символизирующий жизнь и приумножение, прирост бытия. Отсюда традиционное внимательное и уважительное отношение в исламской традиции к женскому началу (матери, жене, сестре, дочери).
Заключение
Подводя итог, хотелось бы отметить, что в современных научных исследованиях подчеркивается высокий статус женщины согласно канонам мусульманской религии. Однако признается неисполнение в нужной степени религиозных предписаний и, как следствие, дискриминация женщин в семье и в обществе. Многие авторы рассуждают о причинах, повлекших за собой унижение мусульманок и их закрепощение: во-первых, чаще всего толкователями выступают мужчины, которые интерпретируют священные писания в свою пользу, тем самым нарушая основы ислама. Некоторые исследователи отмечают противоречивые толкования одних и тех же аятов, а также говорят о многоплановости арабского языка. Местные многовековые традиции — адаты — в том или ином социуме часто смешиваются с основами религии и противоречат основам ислама. Однако люди, придерживающиеся таких традиций, считают, что живут согласно религиозным предписаниям, и таким образом дискредитируют своими поступками истинных мусульман. Часто сами женщины не знают о своих правах. Мусульманка может потребовать выполнения своих законных прав или же обратиться непосредственно в соответствующие компетентные инстанции. В случае нарушения своих прав женщина может подавать иски в судебные инстанции или же давать показания в суде. Однако необразованные либо запуганные мусульманки зачастую не реализуют свои права.
Родился даже термин «исламский феминизм», который во многих случаях выражает требования соблюдения и обеспечения прав женщин в соответствии с нормами ислама, что дает мусульманкам возможность защищать и расширять свои права в патриархальном обществе, противопоставляя шариат и этнические обычаи, зачастую уходящие корнями в пережитки доисламского периода.
Как же преодолеть дискриминацию женщин? Необходимо правильное понимание специфики гендерного равенства в исламе. Важно помнить, что мусульманская женщина от рождения наделена всеми общечеловеческими правами и никто не имеет права лишать ее их. Но даже если эти положения будут соблюдаться внутри мусульманской общины, останется нерешенным вопрос: будет ли реализовано равенство с точки зрения западного общества? Ведь целью гендерного равенства на Западе является интеграция принципа равенства полов во все сферы, чтобы равенство продвигалось всеми слоями общества и не существовало никакой дискриминации.
До конца XX в. большинство специалистов по исламу имели критические взгляды при исследовании образа мусульманки и лишь немногие начинали говорить об истинном статусе мусульманки, осторожно намекая на высокое положение женщины в исламе. В XXI в. у подавляющего большинства авторов работ на данную тему не остается сомнений в том, что необходимо обратиться к истокам ислама и вернуть женщине-мусульманке права, данные свыше.
Список использованных источников и литературы
Андреева Л.А., Андреева Л.К. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян // Социологические исследования. 2010. № 9. – С. 95–98.
Бакшеев С. Невеста Аллаха. – М.: Аст; Астрель, 2010; Юзик Ю. Невесты Аллаха: лица и судьбы всех женщин-шахидок, взорвавшихся в России. – М.: Ультра. Культура, 2003.
Bartkowski J.P., Read J.G. Veiled Submission: Gender, Power, and Identity Among Evangelical and Muslim Women in the United States // Qualitative Sociology. 2003. Vol. 26. № 1. – P. 71–92
Haddad Y.Y., Smith J.I., Moore K.M. Muslim women in America: the challenge of Islamic identity today. – Oxford: Oxford University Press, 2006.
Балтанова Г.Р. Мусульманка. – М.: Логос, 2005; Иноземцева Е.Н. К вопросу о положении женщин в исламе // Власть. 2009. № 12. – С. 96–98;
Искандарова А.Р. К проблеме правового положения женщины в мусульманском государстве // История государства и права. 2010. № 3 – С. 44–47.
Вагабов М. В. Ислам и женщина. М. : Мысль, 1968. 230 с.
Шайдуллина Л. И. Арабская женщина и современность. М. : Наука, 1978. 200 с.
Алиева К. Г. Женщины Советского Туркменистана. Ашхабад : Туркменгосиздат, 1950. 71 с.
Аминова Р. Х. Октябрь и решение женского вопроса в Узбекистане. Ташкент : Фан, 1975. 335 с.
Гафурова К. А. Борьба за интернациональное сплочение трудящихся Средней Азии и Казахстана в первые годы Советской власти (1917—1924 гг.). М. : Наука, 1972.
Набиева Р. А. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм. Душанбе : Ирфон, 1973. 276 с.
Пальванова Б. П. Эмансипация мусульманки : опыт раскрепощения женщины Советского Востока. М. : Наука, 1982.
Полетаев В. Е. Революционное движение в России в апреле 1917 г.: апрельский кризис. М. : Изд-во АН СССР, 1958. 933 с.
Фролова Л. В. Статус женщины в исламе // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер.: Философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 2. С. 148—154.
Агзамова Л. М. Роль и место женщины-матери в исламе // Вестн. Башк. ун-та. 2009. Т. 14, № 3. С. 924—927
Абдуллаева М. А. Правовое положение женщины в исламе // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 3. С. 569—575.
Балтанова Г. Р. Мусульманка. М. : Логос, 2005. 373 с.
Балтанова Г. Р. Руководство молодой мусульманки. СПб. : Диля, 2010. 224 с.
Вагабов М. В. Ислам и женщина. М. : Мысль, 1968. 230 с.; Вагабов М. В. Ислам и семья. М. : Наука, 1980. 172 с
Бараева З. М. Женщина в мусульманском обществе : автореф. дис. … канд. филос. наук / Даг. гос. ун-т. Махачкала, 2003. 17 с.
Бараева З. М. Женщина в мусульманском обществе : автореф. дис. … канд. филос. наук / Даг. гос. ун-т. Махачкала, 2003. 17 с.
Аль-Али Насер, Абдель Рахим. Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека. М., 2000. 200 с.
Мутаххари М. Правовой статус женщины в исламе / пер. с перс., примеч. М. Махшулова. СПб. : Петерб. востоковедение, 2010. 288 с
Баш Х. Права женщины в исламе / пер. с тур. под ред. А. Хайдара. Казань : Мастер-Лайн, 2003.
Антипова А. С. Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении // Социол. исслед. 2007. № 3. С. 111—118.
Сакр А. Семейные ценности в исламе : пер. с англ. СПб. : Диля, 2007. 192 с
Любовь и секс в исламе : сб. ст. и фетв. Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Ансар, 2005. 304 с
Коран / Пер. Ю. И. Крачковского. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 537 с
Наджметдин М. О достоинствах женщины… Казань: Академия познания, 2006. 32 с
Нуруллина Г. Ф. Женщина в исламе. М.: Умма, 2003. 384 с.
Осман Эрсан. Женщина в исламе. Ее права и достоинства. М.: САД, 2007. 176 с
Рахматуллина З. Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: изд-во Башкирск. ун-та, 2000. 304 с.
Шариат: теория и практика / Под ред. А. Б. Юнусовой. Уфа: ТАУ, 2000. С. 197–201.
Осман Эрсан. Женщина в исламе. Ее права и достоинства. М.: САД, 2007. 176 с
Агзамова Л.М. Роль и место женщины-матери в исламе // Вестник Башкирского Университета, №3, 2009 г., с.924-927.
Андреева Л.А., Андреева Л.К. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян // Социологические исследования. 2010. № 9. – С. 95–98.
Бакшеев С. Невеста Аллаха. – М.: Аст; Астрель, 2010; Юзик Ю. Невесты Аллаха: лица и судьбы всех женщин-шахидок, взорвавшихся в России. – М.: Ультра. Культура, 2003.
Bartkowski J.P., Read J.G. Veiled Submission: Gender, Power, and Identity Among Evangelical and Muslim Women in the United States // Qualitative Sociology. 2003. Vol. 26. № 1. – P. 71–92; Haddad Y.Y., Smith J.I., Moore K.M. Muslim women in America: the challenge of Islamic identity today. – Oxford: Oxford University Press, 2006.
Балтанова Г.Р. Мусульманка. – М.: Логос, 2005; Иноземцева Е.Н. К вопросу о положении женщин в исламе // Власть. 2009. № 12. – С. 96–98; Искандарова А.Р. К проблеме правового положения женщины в мусульманском государстве // История государства и права. 2010. № 3 – С. 44–47.
Вагабов М. В. Ислам и женщина. М. : Мысль, 1968. 230 с.
Вагабов М. В. Ислам и семья. М. : Наука, 1980. 172 с.
Вагабов М. В. Ислам и женщина. М. : Мысль, 1968. 230 с
Шайдуллина Л. И. Арабская женщина и современность. М. : Наука, 1978. 200 с.
Алиева К. Г. Женщины Советского Туркменистана. Ашхабад : Туркменгосиздат, 1950. 71 с.
Аминова Р. Х. Октябрь и решение женского вопроса в Узбекистане. Ташкент : Фан, 1975. 335 с.
Гафурова К. А. Борьба за интернациональное сплочение трудящихся Средней Азии и Казахстана в первые годы Советской власти (1917—1924 гг.). М. : Наука, 1972.
Набиева Р. А. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм. Душанбе : Ирфон, 1973. 276 с.
Пальванова Б. П. Эмансипация мусульманки : опыт раскрепощения женщины Советского Востока. М. : Наука, 1982.
Мужчина и женщина равны, но различны. У них разные жизненные функции, но одинаковая цель — ибада, служение Богу. Гендерная проблематика в исламе является одной из самых противоречивых тем для дискуссий. Одни и те же аяты о положении мусульманской женщины трактуются по-разному. Автор статьи вслед за известными исламоведами, такими как Хайдар Башем, Г. Р. Балтанова, М. Мутаххари и др., склоняется к трактовке в пользу уважительного отношения к мусульманке и ее особому положению в семье и в обществе.
Полетаев В. Е. Революционное движение в России в апреле 1917 г.: апрельский кризис. М. : Изд-во АН СССР, 1958. 933 с.
Вагабов М. В. Ислам и женщина. М. : Мысль, 1968. 230 с.
Фролова Л. В. Статус женщины в исламе // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер.: Философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 2. С. 148—154.
Агзамова Л. М. Роль и место женщины-матери в исламе // Вестн. Башк. ун-та. 2009. Т. 14, № 3. С. 924—927
Абдуллаева М. А. Правовое положение женщины в исламе // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 3. С. 569—575.
Там же.
Балтанова Г. Р. Мусульманка. М. : Логос, 2005. 373 с.
Балтанова Г. Р. Руководство молодой мусульманки. СПб. : Диля, 2010. 224 с.
Вагабов М. В. Ислам и женщина. М. : Мысль, 1968. 230 с.; Вагабов М. В. Ислам и семья. М. : Наука, 1980. 172 с
Бараева З. М. Женщина в мусульманском обществе : автореф. дис. … канд. филос. наук / Даг. гос. ун-т. Махачкала, 2003. 17 с.
Бараева З. М. Женщина в мусульманском обществе : автореф. дис. … канд. филос. наук / Даг. гос. ун-т. Махачкала, 2003. 17 с.
Там же
Там же
Аль-Али Насер, Абдель Рахим. Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека. М., 2000. 200 с.
Мутаххари М. Правовой статус женщины в исламе / пер. с перс., примеч. М. Махшулова. СПб. : Петерб. востоковедение, 2010. 288 с
Там же
Там же
Баш Х. Права женщины в исламе / пер. с тур. под ред. А. Хайдара. Казань : Мастер-Лайн, 2003.
Там же
Там же
Антипова А. С. Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении // Социол. исслед. 2007. № 3. С. 111—118.
Н.: Сакр А. Семейные ценности в исламе : пер. с англ. СПб. : Диля, 2007. 192 с
Любовь и секс в исламе : сб. ст. и фетв. Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Ансар, 2005. 304 с
Там же
Там же
Коран / Пер. Ю. И. Крачковского. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 537 с
Там же.
Хадис (араб.) – вводимый иснадом (цепочка ссылок на рассказчиков), рассказ о поступках и высказываниях Мухаммада и его сподвижников
Наджметдин М. О достоинствах женщины… Казань: Академия познания, 2006. 32 с
Нуруллина Г. Ф. Женщина в исламе. М.: Умма, 2003. 384 с.
Осман Эрсан. Женщина в исламе. Ее права и достоинства. М.: САД, 2007. 176 с
Рахматуллина З. Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: изд-во Башкирск. ун-та, 2000. 304 с.
Шариат: теория и практика / Под ред. А. Б. Юнусовой. Уфа: ТАУ, 2000. С. 197–201.
Осман Эрсан. Женщина в исламе. Ее права и достоинства. М.: САД, 2007. 176 с
Нуруллина Г. Ф. Женщина в исламе. М.: Умма, 2003. 384 с.
Агзамова Л.М. Роль и место женщины-матери в исламе // Вестник Башкирского Университета, №3, 2009 г., с.924-927.
5
2. Бакшеев С. Невеста Аллаха. – М.: Аст; Астрель, 2010; Юзик Ю. Невесты Аллаха: лица и судьбы всех женщин-шахидок, взорвавшихся в России. – М.: Ультра. Культура, 2003.
3. Bartkowski J.P., Read J.G. Veiled Submission: Gender, Power, and Identity Among Evangelical and Muslim Women in the United States // Qualitative Sociology. 2003. Vol. 26. № 1. – P. 71–92
4. Haddad Y.Y., Smith J.I., Moore K.M. Muslim women in America: the challenge of Islamic identity today. – Oxford: Oxford University Press, 2006.
5. Балтанова Г.Р. Мусульманка. – М.: Логос, 2005; Иноземцева Е.Н. К вопросу о положении женщин в исламе // Власть. 2009. № 12. – С. 96–98;
6. Искандарова А.Р. К проблеме правового положения женщины в мусульманском государстве // История государства и права. 2010. № 3 – С. 44–47.
7. Вагабов М. В. Ислам и женщина. М. : Мысль, 1968. 230 с.
8. Шайдуллина Л. И. Арабская женщина и современность. М. : Наука, 1978. 200 с.
9. Алиева К. Г. Женщины Советского Туркменистана. Ашхабад : Туркменгосиздат, 1950. 71 с.
10. Аминова Р. Х. Октябрь и решение женского вопроса в Узбекистане. Ташкент : Фан, 1975. 335 с.
11. Гафурова К. А. Борьба за интернациональное сплочение трудящихся Средней Азии и Казахстана в первые годы Советской власти (1917—1924 гг.). М. : Наука, 1972.
12. Набиева Р. А. Женщины Таджикистана в борьбе за социализм. Душанбе : Ирфон, 1973. 276 с.
13. Пальванова Б. П. Эмансипация мусульманки : опыт раскрепощения женщины Советского Востока. М. : Наука, 1982.
14. Полетаев В. Е. Революционное движение в России в апреле 1917 г.: апрельский кризис. М. : Изд-во АН СССР, 1958. 933 с.
15. Фролова Л. В. Статус женщины в исламе // Вестн. Адыг. гос. ун-та. Сер.: Философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 2. С. 148—154.
16. Агзамова Л. М. Роль и место женщины-матери в исламе // Вестн. Башк. ун-та. 2009. Т. 14, № 3. С. 924—927
17. Абдуллаева М. А. Правовое положение женщины в исламе // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 3. С. 569—575.
18. Балтанова Г. Р. Мусульманка. М. : Логос, 2005. 373 с.
19. Балтанова Г. Р. Руководство молодой мусульманки. СПб. : Диля, 2010. 224 с.
20. Вагабов М. В. Ислам и женщина. М. : Мысль, 1968. 230 с.; Вагабов М. В. Ислам и семья. М. : Наука, 1980. 172 с
21. Бараева З. М. Женщина в мусульманском обществе : автореф. дис. … канд. филос. наук / Даг. гос. ун-т. Махачкала, 2003. 17 с.
22. Бараева З. М. Женщина в мусульманском обществе : автореф. дис. … канд. филос. наук / Даг. гос. ун-т. Махачкала, 2003. 17 с.
23. Аль-Али Насер, Абдель Рахим. Универсализм и исламская концепция прав и свобод человека. М., 2000. 200 с.
24. Мутаххари М. Правовой статус женщины в исламе / пер. с перс., примеч. М. Махшулова. СПб. : Петерб. востоковедение, 2010. 288 с
25. Баш Х. Права женщины в исламе / пер. с тур. под ред. А. Хайдара. Казань : Мастер-Лайн, 2003.
26. Антипова А. С. Ценности ислама и светского государства в социологическом измерении // Социол. исслед. 2007. № 3. С. 111—118.
27. Сакр А. Семейные ценности в исламе : пер. с англ. СПб. : Диля, 2007. 192 с
28. Любовь и секс в исламе : сб. ст. и фетв. Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Ансар, 2005. 304 с
29. Коран / Пер. Ю. И. Крачковского. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. 537 с
30. Наджметдин М. О достоинствах женщины… Казань: Академия познания, 2006. 32 с
31. Нуруллина Г. Ф. Женщина в исламе. М.: Умма, 2003. 384 с.
32. Осман Эрсан. Женщина в исламе. Ее права и достоинства. М.: САД, 2007. 176 с
33. Рахматуллина З. Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: изд-во Башкирск. ун-та, 2000. 304 с.
34. Шариат: теория и практика / Под ред. А. Б. Юнусовой. Уфа: ТАУ, 2000. С. 197–201.
35. Осман Эрсан. Женщина в исламе. Ее права и достоинства. М.: САД, 2007. 176 с
36. Агзамова Л.М. Роль и место женщины-матери в исламе // Вестник Башкирского Университета, №3, 2009 г., с.924-927.
Вопрос-ответ:
Какой образ мусульманки представлен в исследованиях XX-XXI веков?
Образ мусульманки в исследованиях XX-XXI веков менялся и развивался. В начале XX века многие исследователи считали, что ислам ограничивает права женщин и подавляет их свободу. Однако, с течением времени, ученые стали признавать, что религия Ислам предоставляет женщинам равные права и возможности во многих областях жизни.
Какова роль и место женщины-матери в исламе?
В исламе, роль и место женщины-матери очень почитаемы. Мать считается самым близким и дорогим человеком в жизни мусульманского ребенка. Ислам уделяет большое внимание защите и правам матери и настоятельно рекомендует детям уважать и беречь своих матерей. Мусульманка, будучи матерью, имеет право на уважение и поддержку со стороны семьи и общества.
Кто является образцом скромности и образованности для мусульманок?
Дочь Пророка Мухаммада Фатима является образцом скромности, образованности и мусульманской добродетели для мусульманок. Ее жизнь и поступки вдохновляют многих женщин и служат примером, как быть верной своим принципам и обязанностям в рамках ислама.
Какую роль играют мусульманки в общественно-политической жизни своей страны?
Мусульманки играют активную и значимую роль в общественно-политической жизни своих стран. Они участвуют в выборах, занимают должности в правительстве, работают в сфере образования, медицины и других сферах деятельности. Мусульманки являются важным ресурсом для развития и прогресса своих стран, и их вклад в общество неоценим.
Какая поддержка женщине предоставляется исламом в трудных ситуациях?
Ислам предоставляет поддержку женщине в трудных ситуациях. Религия призывает мужчину быть опорой для своей жены и помогать ей во всех аспектах жизни. Также, сообщество и семья отводят большое значение поддержке и помощи женщинам, особенно в сложных ситуациях, таких как болезнь или потеря семьи. Мусульманка может рассчитывать на поддержку и понимание со стороны своего окружения.
Какой образ мусульманки преобладал в исследованиях XX-XXI вв.?
В исследованиях XX-XXI веков преобладал образ мусульманки как подчиненной и ограниченной в правах, с положением на последнем месте в обществе.
Какую роль и место занимает женщина-мать в исламе?
Женщина-мать в исламе занимает очень важное место. Она считается духовным и физическим центром семьи, от которого зависит благосостояние всей семьи и общества в целом.
Какую роль играла дочь Пророка Фатима в мусульманской истории?
Дочь Пророка Фатима играла важнейшую роль в истории ислама. Она является образцом скромности, образованности и добродетели для всех мусульман по сей день.
Принимала ли мусульманка участие в общественно-политической жизни своей страны?
Да, мусульманка активно участвовала в общественно-политической жизни своей страны и имела значительное влияние на принятие важных решений.
В каких ситуациях мусульманка всегда была опорой мужчине?
Мусульманка всегда была опорой мужчине в трудных ситуациях, когда ему требовалась поддержка, совет или помощь. Она предоставляла мужчине моральную и эмоциональную поддержку.
Как изменился образ мусульманки в исламе с течением времени?
Образ мусульманки изменился с течением времени. В прошлом, во времена Пророка Мухаммада и его дочери Фатимы, женщины играли активную роль в общественно-политической жизни исламского сообщества. Они были образцом скромности, образованности и мусульманской добродетели. Однако, в современности, образ мусульманки стал разнообразнее и зависит от региона и культуры, где она проживает.
Какую роль играет женщина-мать в исламе?
Женщина-мать играет важную роль в исламе. Она является основой семьи и образцом для своих детей. В мусульманской традиции у женщины есть особые права и обязанности по отношению к своим детям. Она отвечает за их воспитание, образование и формирование моральных ценностей. Женщина-мать в исламе заботится о физическом и духовном развитии своих детей, и ее роль несомненно важна для будущего общества.