Форма государства

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Правоведение
  • 26 26 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 25.12.2013
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1.Понятие, значение и структура формы государства 5
2.Типология форм государства 10
2.1 Формы государства по признаку формы правления 10
3.Форма территориального, государственного устройства и его виды 18
Список использованных источников 26
Фрагмент для ознакомления

Соотношение между высшими органами государственной власти федерации в целом и высшими органами государственной власти каждого из субъектов федерации, а также их компетенция определяются на основе договора. Законодательство в таких государствах состоит из федерального законодательства и законодательства каждого субъекта федерации. Федерациями являются, например, США, Германия, Индия, Россия, Швейцария и др.
Важным признаком федеративного государства является также наличие двойного гражданства: гражданства федерации и гражданства соответствующего субъекта в составе федерации.
Понятие «федерация» шире, чем просто форма государственного устройства. Характеризует этот феномен всю политическую систему общества.
Выделяют различные виды федераций:
- дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности;
- национально-территориальные федерации;
- договорно-конституционные федерации;
- симметричные федерации;
- асимметричные федерации, т.е. в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации.
Основной проблемой любой федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит правовой статус субъектов в составе федерации и характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Эти отношения определяются конституцией федерации или федеративными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. В зависимости от этого в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип государственного устройства. Например, Конституция Российской Федерации 1993 г. определяет предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72) и предметы ведения субъектов в составе Российской Федерации (ст. 73).
Согласно Конституции Российская Федерация состоит из 89 субъектов федерации, равноправных в отношениях с федеральными органами. К ним относятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Разнообразие форм составляющих федерацию образований – результат исторического развития России, особенностей ее национального состава. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Конфедерация (лат. confoederatio – «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств (Швейцария с 1815 по 1848 г.; США с 1776 по 1787 г. и др.). Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского союза прежде всего преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества.
Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется на основе договора по принципу добровольности и согласия всех членов.
В конфедеративных государствах для достижения поставленных целей создаются необходимые органы управления. Однако здесь нет центрального государственного аппарата, отсутствует единая система права. Все государства, объединившиеся в конфедерацию, обладают суверенитетом и имеют полную политическую самостоятельность. Обладает ли сама конфедерация суверенитетом? На этот счет в юридической литературе есть разные точки зрения. Хотя в конфедерациях и имеются высшие органы власти, но решения этих органов не являются обязательными для государств, входящих в этот союз, если эти решения не одобрены их парламентами. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Учитывая все это, конфедерацию обычно не считают суверенным государственным образованием.
В современной юридической литературе выделяют и содружество как форму объединения государств (СНГ). Содружество так же, как и конфедерация, создается для достижения определенных целей.
Истории известна также такая форма государственного устройства, как империя – сложное государство, созданное насильственным путем в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. Империи существовали с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала XX в. (Великобритания, дореволюционная Россия). Однако единого государственно-правового статуса у составных частей империй никогда не было.
Таким образом, форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. Унитарное государство – это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Федеративное государство – представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств – членов или государственных образований (субъектов федерации). Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
Заключение

Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова в конечном счете будет и его форма.
Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучить же государство с точки зрения его формы – это значит, в первую очередь, изучить его строение, его основные составные части, его внутреннюю структуру, основные методы осуществления государственной власти.
В отечественной и зарубежной научной литературе нет единого общепризнанного представления о том, что такое форма государства. Высказываются самые разные точки зрения. Имеют место самые различные подходы к определению понятия и содержания формы государства.
Существует два подхода к форме государства:
1. Элементный подход. Форма государства – это единство трех ее основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политический режим. Этот подход весьма удобен, так как он отличается четкостью, удобен для анализа и запоминания. Однако он не дает синтезированного представления о форме государства в целом.
2. Системный подход. Форма государства – это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности). Общепризнанная классификация форм государства отсутствует.
Существует два подхода к пониманию формы правления: узкий – под формой правления понимается лишь положение главы государства, широкий – в форму правления помимо прочего также включают политическую среду. В итоге, в науке под формой правления понимается нечто среднее. Форма правления – представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.
В рамках данного понятия выделяют монархическую и республиканскую форму правления. Монархия – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Наблюдается общемировая тенденция уменьшения государств с такой формой правления, при этом в государствах которые сохраняют монархическое устройство, идёт активное ограничение прав монарха.
Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
Политический режим – представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное – «государственный (государственно-правовой режим)». В отличии от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин государственный режим характеризует её функциональную сторону – формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти.

Список использованных источников

Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). М.: Проспект. - 2009. – 704 с.
Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011. – 416 с.
Гумплович Л. Общее учение о государстве./Справочно-правовая система Гарант.
Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. СПб. - 2004. – 576 с..
Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. – М.: Проспект. - 2010 г. – 144 с.
Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Маркет ДС, - 2007. – 640 с.
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996. – 400 с.
Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник для бакалавров . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2013. — 428 с.
Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, - 1999. —240с.
Шумилов В.М. Правоведение: учебник. - М.: Проспект. - 2009. – 272 с.

Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. —С.108.
См: Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - М.: Проспект. - 2009. – С.24.
Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. СПб. - 2004. - С. 66.
Гумплович Л. Общее учение о государстве./Справочно-правовая система Гарант.
Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. – М.: Проспект. - 2010 г. – С.21.

Шумилов В.М. Правоведение: учебник. - М.: Проспект. - 2009. – С.27.

Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Маркет ДС, - 2007. - С. 47.
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996. – С. 79.
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996. – С. 79.
Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник для бакалавров . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2013. — 428 с. — С.84
Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011. – 416 с.















5

Список использованных источников

1. Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). М.: Проспект. - 2009. – 704 с.
2. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011. – 416 с.
3. Гумплович Л. Общее учение о государстве./Справочно-правовая система Гарант.
4. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. СПб. - 2004. – 576 с..
5. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие. – М.: Проспект. - 2010 г. – 144 с.
6. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Маркет ДС, - 2007. – 640 с.
7. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Белые альвы, 1996. – 400 с.
8. Перевалов, В. Д. Теория государства и права : учебник для бакалавров . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2013. — 428 с.
9. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, - 1999. —240с.
10. Шумилов В.М. Правоведение: учебник. - М.: Проспект. - 2009. – 272 с.

Вопрос-ответ:

Что такое форма государства?

Форма государства - это способ организации политической власти в обществе, которая определяет, каким образом осуществляется принятие решений и управление государством.

Какова структура формы государства?

Структура формы государства обычно включает в себя форму правления и форму территориального государственного устройства.

Какие бывают формы государства по признаку формы правления?

Существуют такие формы государства по признаку формы правления, как монархия (когда государство контролируется одним монархом), республика (когда власть принадлежит народу или его представителям) и автократия (когда власть сосредоточена в руках единоличного правителя).

Какие виды форм территориального государственного устройства существуют?

Виды форм территориального государственного устройства включают унитарное государство (когда власть распределена между центральным правительством и его подразделениями), федерацию (когда власть делится между центральным правительством и регионами) и конфедерацию (когда власть принадлежит региональным правительствам, а центральное правительство имеет ограниченные полномочия).

Какое соотношение высших органов государственной власти федерации и высших органов государственной власти каждого из субъектов федерации определяется?

Соотношение между высшими органами государственной власти федерации в целом и высшими органами государственной власти каждого из субъектов федерации, а также их компетенция, определяются на основе договора и законодательства.

Что такое форма государства?

Форма государства - это организационно-правовая форма, которая определяет способ организации государственной власти, отношение государства и граждан, а также структуру и функции государственных органов.

Какие типы форм государства существуют?

В зависимости от формы правления можно выделить монархию, президентскую республику, парламентскую республику. Также можно различать формы государства по территориальному устройству - федерация, унитарное государство.

Какие виды форм территориального государственного устройства существуют?

Существует несколько видов форм территориального государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация. Унитарное государство - это государство, в котором власть сосредоточена в центральном правительстве. Федерация - это государство, состоящее из различных территориальных единиц, которые имеют определенную степень автономии. Конфедерация - это союз независимых государств, которые передают часть своей суверенности в области внешней политики и обороны.