Параноидальный дискурс в российских масс-медедиа в 21 веке

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Журналистика
  • 66 66 страниц
  • 56 + 56 источников
  • Добавлена 15.01.2014
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие о средствах массовой коммуникации 6
1.1. Определение масс-медиа, функции и место в социуме 6
1.2. Масс-медиа и идеология 12
1.3. Параноидальный дискурс в средствах массовой коммуникации 19
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Специфика масс-медиа в разных типах государств 28
2.1. Масс-медиа в идеологии тоталитаризма 28
2.2. Специфика средств массовой информации в демократическом режиме 34
Выводы по второй главе 40
Глава 3. Современное телевидение и параноидальный дискурс 41
3.1. Дискурс катастрофы современных новостей 41
3.2. Гедонистическая функция реалити-шоу и юмористических передач 47
3.3. Конструкт нереального мира в телесериалах 54
Выводы по третьей главе 59
Заключение 60
Список литературы 62
Фрагмент для ознакомления

Зачастую это объяснимо неучастием СМИ в освещении таких событий – если рассказ о смертях показан с большей экспрессией, то сообщение о предотвращенных терактах дано как бы между прочим, не обращая внимания на него аудитории. Таким образом, можно говорить о том, что современные новостные выпуски способствуют развитию паранойи у общества. Это определяется, в первую очередь, новостной сеткой, которая переполнена сообщениями о массовой гибели людей, о незащищенности их в современном мире. Конечно, делается попытка реабилитировать действия властей в таких ситуациях, но массовую истерию она не предотвращает, так как большинство новостей остаются не прочувствованными как журналистами, так и принимающей стороной. 3.2. Гедонистическая функция реалити-шоу и юмористических передачГедонистическая функция современных развлекательных передач формирует мозаичное мышление у публики, в результате чего человек становится направленным не на проживание собственной жизни, а на соответствие типизированным героям, изображенным на телевидении, теряя свои индивидуальные черты. При этом важно помнить, что все образы реалити-шоу – не что иное, как подстроенный по требованиям режиссера передачи образ для того, чтобы программа воспринималась легче, помогала соотносить телезрителю себя и своих знакомых с каким-либо героем, а, как следствие, привлекала его к экрану. Одним из распространенных способов развлечения на телевидении становится жанр реалити-шоу. Специфика его заключается в том, что человек наблюдает жизнь других людей на экране. Именно жанр реалити как никакой другой выполняет гедонистическую функцию, изменяя сознание телезрителя и меняя его мировоззрение, чаще всего, на диаметрально противоположное, подменяя его ценности. Это связано с тем, что жанр реалити-шоу основывается на противопоставлении социальным нормам и правилам, а рейтинговость в нем достигается за счет эпатажности его героев. И именно эта эпатажность негативно влияет на основы общества, обедняя его и наделяя негативными чертами, не свойственными российскому социуму ранее.Феномен жанра реалити-шоу объясняется достаточно просто - это наиболее универсальные из всех существующих развлекательных программ, а поскольку телевидение ставит задачу в прайм-тайм удовлетворить интересы самых разных зрителей, то есть миллионов людей, спрос на реальное телевидение предопределен.В свете коммерческого телевидения, когда телеканалы стремятся догнать западные каналы, подобный подход в значительной мере предопределяет борьбу каналов за рейтинги – успех реалити-шоу нельзя не заметить. В том случае, если характеристики жанра были учтены в достаточной мере, приходится говорить о росте рейтинга, если же подобное действие не произошло, то успех телеканала ограничен. Попытаемся очертить жанровые рамки передачи.Любое реалити-шоу рождается с проекта – оригинальной идеи, не имеющей аналогов на других телеканалах. Все реалити-шоу состоят из множества форматов, которые можно разделить на три большие группы – реалити-приключения, реалити-отношения и реалити-карьера. Первый тип достаточно прост для описания – достаточно вспомнить «Последнего героя». Сюжет этих телепрограмм настолько похож, что он становится причиной судебных разбирательств между множеством мировых продюсеров. Суть его заключалась в том, что за стеклом люди не просто жили, а выживали на необитаемом острове, борясь за каждое задание. Специфика заключалась в том, что проект позволял раскрыть личность каждого из участников, а сама драматургия событий приковала к телевизору зрителей всех возрастов. Как результат, финальная серия «Последнего героя» обогнала по рейтингу телеэфир предновогоднего обращения президента, что как нельзя лучше демонстрирует успех реалити-шоу. Данная телепередача достаточно интересна для зрителя, прежде всего потому, что она раскрывает легкость достижения денег – нужно только выполнить условия игры и победить и тогда крупная сумма денег достанется без огромных усилий со стороны участника. По сути, подобным образом в современном обществе не только насаждается превалирование материальной составляющей жизни над духовной, но и дается установка на то, что зачастую деньги достаются достаточно легко. Как следствие – постоянное желание материального достатка, достигаемое легкими путями. Аудитория превращается в потребителя, который не готов прилагать усилия, но желает пользоваться всеми благами цивилизации. И, если подобный подход в реальности недостижим, то это может привести к депрессии, ощущению собственной несостоятельности, хотя до просмотра телевидения подобных тенденций у человека не наблюдалось и большинство продуктов, продвигаемых ТВ ему не нужно. Отсюда же происходит и стремление человека прожить недостижимую жизнь в реалити-шоу, сопереживая героям почувствовать на себе все прелести «красивой» жизни. Реалити-шоу, построенное по модели карьерной лестницы, заключается в том, что перед глазами телезрителя проходят все этапы формирования спортсменов, бизнесменов или звезд эстрады.Примером такого типа реалити может стать фабрика звезд. Но даже здесь не возникает реального освещения событий, по сути, карьерное шоу превращается в рассказ о бездельниках, которые, занимаясь пением и строя личные отношения достигают народного признания. Реалити-отношения отсылают нас к сложным взаимоотношениям между парнями и девушками, мужьями и женами, а также детьми и родителями, словом, все то, что привлекает внимание телезрителя и может быть перенесено с экрана на реальную жизнь. Специфика жанра заключается, прежде всего, в драматичности постановки. Если действия в «Большом брате» практически не прописаны детально, так как суть передачи сводится к просмотру за людьми, то в «Кандидате» каждое из действий рассмотрено заранее. Для того чтобы накалить атмосферу, на проект профессиональными психологами заранее отбираются потенциально-конфликтные группы, так как телезрителю всегда намного интереснее смотреть на столкновение интересов, нежели на размеренную жизнь реальности. Причина успеха реалити-шоу во многом определяется теми же факторами, что и успех фильмов и телесериалов. Вся их суть заключается в том, что на них находится небольшая горстка героев, которых телезритель увидел и полюбил, которым он может сопереживать на протяжении всего эфирного времени. Кроме того, жанр реалити всегда производит идентификацию телезрителя с каким-либо героем шоу. Даже в тех проектах, где к финалу ничего не происходит, наблюдался рост рейтинга. К примеру, телепроект «Дом» практически не имел законченного логического конца, а герои в большинстве своем просто нервничали из-за трех миллионов, однако рейтинги к концу передачи продолжали расти, что было обусловлено не только интересом к логическому завершению проекта, но и стремлением, пусть даже внутренне, поддержать уже полюбившихся героев. Примечательно, что каждый герой реалити «лепится» в соответствии со своим типажом – в постановке этих шоу оказываются совершенно неинтересными личностные характеристики человека. Естественно, что большинство людей сочетают в себе черты нескольких типов, но в кадр попадают только те сцены, которые соответствуют выбранному сценаристами психотипу. В качестве примера достаточно привести пример Ольги Бузовой из телепрограммы «Дом 2», образ которой соответствует традиционной блондинке. Именно на этих качествах сосредоточен показ в реалити-шоу. А эпизоды, где отображается чтение героиней Бодлера на французском языке остаются вне кадра, так как не соответствует восприятию. Впрочем, впоследствии имидж этой героини был несколько изменен, что не вызвало радости у аудитории, так как привычка восприятия осталась. Драматургия реалити-шоу основывается на продолжительности всего проекта. Чем короче проект, тем напряжённее должен быть показ, и, наоборот, чем длиннее проект, тем размереннее повествование. К примеру, в «Последнем герои» игроки учились делиться водой и питьем, напряженно искать друзей и врагов среди других участников, проявляя свою типажность. В длящемся уже более десяти лет телепроекте «Дом 2» длительность повествования позволяет героям выстраивать интриги. Реалити-шоу создаются ради рейтингов – данный тип не только дешевле, но и более любим телезрителями, так как действия, происходящие на экране, более соответствуют действительности, чем постановочное кино. Кроме того, реалити-шоу выполняют и чисто психотерапевтическую функцию – телезритель понимает, что он не хуже остальных. Ведь зачастую реалити-шоу выигрывает не звезда проекта, а самый «средний» участник. Специализация реалити-шоу – частная жизнь. Это возможность заглянуть в чужие семьи, увидеть. Чем занят другой человек вне общества. Иными словами, шоу нацелено на самые низменные чувства человека, культивируя их и доводя до максимума.Эпатажность, аморальность поведения заставляют задуматься телезрителя о том, что разыгрываемое перед ним не происходит на самом деле, однако, «магическое» воздействие реалити-шоу заключается в том, что человек, даже несмотря на подобные знания, попадает под очарование съемок в режиме «онлайн» и начинает верить в то, что все происходящее на экране – правда. Жанр реалити-шоу, как и жанр репортажа, переводит массовую коммуникацию на уровень прямых ощущений. Человек воочию видит вещи, позы, жесты и т.п. вплоть до спецэффектов цвета и яркости; наяву слышит мелодии, шумы, интонации и т.п. вплоть до спецэффектов типа «скрежет боя» или «звуки любви»; вживую погружается в ритм, накал, паузу и т.п. вплоть до спецэффектов шока и медитации, забывая о собственной жизни. Тем самым не только возбуждаются инстинкты, но и складываются неожиданные комбинации влечений, образуются новые комплексы бессознательного, на основе которых возникают особые потребности и закрепляются подчас невообразимые паттерны мышления, общения и поведения. В лучшем случае большинство негативных действий героев будет осуждено аудиторией с точки зрения ее личного опыта, в худшем воспримется как подходящая модель поведения, опираясь на которую человек будет выстраивать собственное поведение. Результатом такого стремления становится отказ от всех социальных норм, правил и запретов, присущих «нормальному» обществу. В этом случае реалити во многом будет способствовать выработке девиантного поведения, которое он будет переносить на жизнь. Второй вариант развития событий – выработка у человека «наркотического» состояния, заставляющего его не пропускать ни одной серии проекта. Еще одной отличительной чертой реалити-шоу становится воздействие на негативные ожидания аудитории. В настоящее время в средствах массовой информации настолько сильно сформирован дискурс катастрофы, что положительные явления аудитория просто не воспринимает. У большинства телезрителей, благодаря влиянию телевидения, развивается представление о том, что «правда должна быть грубой», что проявляется в стремлении ожидать негативное развитие событий. Именно поэтому негативные слухи вызывают большее доверие, нежели благоприятная правда, а намеренное сгущение красок притягивает всеобщее внимание. Как следствие, почти во всех передачах данного жанра появляются сцены драк, оскорблений участниками друг друга и сексуальных разговоров. Реалити-шоу создают искусственную картину реальности, которая, с одной стороны, потрясает и пугает неокрепшее воображение, с другой, по механизму порочного круга формирует еще худшие ожидания, и в конечном итоге приводит к модификации поведения в соответствие с устрашающей картиной мира. Впрочем, в подобном ключе выполнены и развлекательные передачи. Если противопоставлять юмористические программы аналитическим и информационным, можно заметить, что в последних основной упор делается именно на актуальность, своевременность, оперативность. Развлекательным программам быть оперативными желательно, но необязательно: своевременный отклик на злободневные темы сделает, например, юмористическую передачу более смешной и привлекательной для зрителей, но, если отклика не будет, программа часть своей аудитории не потеряет.По сути, в основе любой юмористической программы во все времена становилось желание с улыбкой смотреть на существующие проблемы. Но ориентация российского телевидения на Запад привела к тому, что юмор в настоящее время спустился до уровня шуток ниже пояса. Безусловно, высмеивать реальность необходимо для того, чтобы противостоять катастрофичности жизни, но современные юмористические передачи достаточно часто выходят за пределы разумного – объектом их становится любовь, семья, родители и даже смерть. Нерешенной до сих пор остается и проблема воздействия данных продуктов на духовно нравственный потенциал личности. Легкие по жанру, они несут в себе значительную деструктивную смысловую нагрузку. Пошлые шуточки охотно воспринимаются подрастающим поколением россиян, которые воспитываются на образах, созданными молодыми артистами, тем самым создавая себе образец для подражания. И образец этот, как можно увидеть из передач в большей степени катастрофичен – это или проститутка, или милиционер, который не берет взятки и считается святым (формируется восприятие необходимости паразитирующего образа жизни), или же агрессивный человек, который целью своей жизни ставит унижение или даже избиение других. Шоу «Наша Russia», «ComedyClub» обыгрывающие повседневные проблемы нашей жизни на уровне низкосортного юмора прочно вошли в сетку телевещания. Особенно губительна их роль, так же, как и роль реалити-шоу в процессе воспитания подрастающего поколения – ведь эти герои становятся образцом для подражания, на них ориентируются, так как именно так выглядят успешные люди в телевизионном эфире. Таким образом, можно сказать о том, что современные развлекательные передачи оказывают растлевающее воздействие на российское общество. В результате такого воздействия формируется личность неспособная задумываться над собственным поведением, не умеющая думать, не желающая учитывать мнение других людей. Современное сознание становится основанным на гедонистическом идеале – стремлении человека к наслаждению реальностью. Если раньше общество было нацелено на информацию, когда главным было всестороннее осведомление личности, стремление дать этой личности рычаги для дальнейшего развития, то сейчас краеугольным камнем становится стремление к низменным ценностям, выгодному преподнесению себя обществу.Специфика развлекательных передач такова, что они вызывает привыкание у потребителя, требуя просмотра серии за серией. Любой фактор, отвлекающий человека от просмотра, вызывает агрессивное настроение, ведь именно в этом жанре человек находит отдушину от сложившихся проблем. 3.3. Конструкт нереального мира в телесериалахХудожественные фильм и мыльные оперы становятся основными проводниками идеологии, так как именно они могут показывать определенные социальные отношения, а также репрезентировать картину действительности и вовлекать зрителя в процесс самоидентификации с изображенным на экране. Российский рынок в настоящее время буквально перенасыщен как низкосортными западными боевиками, так опирающимися на них отечественными фильмами. Шедевры отечественной киноиндустрии ушли далеко в прошлое, и, возродившись после стагнации девяностых годов киноиндустрия явила собой деструктивный элемент. В основе большинства фильмов лежит представление о герое, свое парне, который на протяжении множества фильмов расправляется с огромным количеством злодеев и завоевывает сердце дамы. Но вот герой не вписывается в рамки рыцарской идеологии – в отечественном кино это часто маргинальный элемент – Саша Белый, Антон Вишневицкий, начальник лагеря в котором воспитываются бездомные дети, отдающиеся потом на убой. Список можно продолжать до бесконечности. Герои эти не всегда проявляют себя в экзотических странах, как Данила Багров в недоступной тогда Америке, но чаще всего функционируют в российской ментальности, показывая взаимоотношения между людьми в ней, и отношения эти, стоит заметить, далеки от гуманизма. В принципе, эта же сюжетная линия присутствует во всех фильмах, если рассматривать их глубоко – даже в «Адмирале», повествующем о Русском генерале Колчаке, главный герой больше похож на американского «крепкого орешка», но с русской душой. В целом можно говорить о том, что изображенные герои резонируют с социальными проблемами. Идеологически ключевым для подобных фильмов является конструирование главных образов положительного героя (нашего, «хорошего» парня) и злодея (чужого, «плохого» парня). Сам сюжет – ничто иное, как вечное взаимоотношение добра и зла, которое во все времена волновало человека. Данная метафоричность позволяет привести к восстановлению социального порядка и реализовать то, что является социально приемлемым. Но следует сказать сразу о разрушительном влиянии кинофильмов – зло в них ликвидируется посредством физического уничтожения противника, пропагандируя таким способом насильственный метод решения всех проблем. Отсюда порождение агрессии в современном обществе. Не раз в публикациях отмечалось, что показом кинолент американцы сами спровоцировали падение башен международного торгового центра – в большинстве кинолент происходит разрушение общественно значимых зданий, в том числе, говорилось и о символе Нью-Йорка башнях-близнецах. В качестве примера специалисты приводят «Секретные материалы» (аутентично X-files), где фильм почти полностью повторяет события, хотя и был создан ранее. Естественно, что разрушение это в фильмах вызывало порицание у общества и герой, который террористические группировки ликвидировал был награжден успехом у публике. Когда же действие произошло в реальности, общество так и не смогло осознать, что данные события оно спровоцировало само. То ж, но не в таких масштабах можно увидеть на российском телевидении. Основная опасность заключается в том, что насилие, пропагандируемое фильмами, начинает восприниматься как нечто в порядке вещей и потому общество перестает реагировать на ежедневные убийства, массовую гибель или побои – все это уже не раз было им увидено на киноэкранах. Может показаться странным, но большую идеологическую нагрузку несут и мыльные оперы, которые большинством населения просматриваются для отдыха мозга и которые могут быть сравнимы с дешевой беллетристикой. Данный жанр обыгрывает своеобразный эффект присутствия зрителя в жизни «типичной» (практически соседской) семьи и «отражает существующую реальность». Иными словами, можно говорить о том, что функционирует данное произведение киноиндустрии так же, как и реалити-шоу, позволяя заглянуть за соседские стены. Но при этом следует сказать о том. Что те характеристики, которые показаны в телесериалов отражают эту жизнь лишь фрагментарно, но подавая как тотальные характеристики. В частности, бывшие столь популярными в свое время бразильские сериалы становились рассказом о жизни богатых и бедных, противопоставленных между собой. И при этом советский зритель, который не привык к роскоши, стремился отождествить себя именно с богатым героем, почувствовать всю красоту его жизни. Конструкт удовлетворения потребности, равнения на богатых существует и сейчас. В частности, можно вспомнить молодежные сериалы, в которых показана жизнь «золотой» молодежи, жизнь доступная не каждому, а потому в сопереживании способствующая развитию потребности в материальных благах – маркерах престижа. В частности, герой сериала «Барвиха» достаточно ясно рекламирует гитару «Fender», маркером становится и продукция упоминаемой ранее фирмы «Apple», которая несмотря на действительно большой функционал, предпочитается молодежью не за качество, а за моду на товар. Кроме того, создается иллюзия, что герои сериалов как бы реально существуют, а сюжеты взяты из настоящей жизни и образ данной «настоящей жизни» впечатывается в сознание зрителей со всеми вытекающими идеологическими последствиями. Как следствие, сюжеты сериалов не просто описывают действительность, но конструируют ее, пропагандируя способы разрешения возникающих проблем в действительности. Однако, герои сериалов «Универ» и «Счастливы вместе» далеки от идеальных. В сериалах действуют даже не герои, а психотипы, при этом в первом поддерживается идея разгульной студенческой жизни, без акцента на учебе как таковой, установка на гедонизм, стремление насладиться молодостью, пока есть время. Второй же вообще говорит о разрушении семьи как таковой. Опасность заключается в том, что даже эта абсурдность повествования закладывается в сознании зрителя, направляя его деятельность в данном ключе. Как итог, несмотря на традиционный «Хэппи-энд» во многих сериалах жестокость превалирует над другими сюжетными линиями. Счастливый финал настраивает восприятие на то, что в конце все будет хорошо, но это своеобразная утопия, которая в реальной жизни недостижима. Как следствие, происходит противопоставление жизни идеалу и уход в последнее, о чем уже говорилось выше. Таким образом. Можно говорить о том, что современная киноиндустрия отвечает тем же требованиям, что и развлекательные передачи. Реализация происходит в двух плоскостях – плоскости погони за идеалом, богатой жизнью, которая ассоциируется с большим потреблением и плоскости агрессии, силовых методов разрешения проблем. Создается возможность противопоставления силы жестокости мира.Выводы по третьей главеТаким образом, в ходе практической части работы нами был сделан вывод о том, что современные средства массовой информации не только отражают реальность, но и формируют ее. И воздействие на реципиента может быть описано только с точки зрения паранойи. Параноидальный дискурс проявляется во множестве факторов – многочисленных фобиях, возникающих в результате просмотра телевидения, патологической страсти к потреблению медиапродукта и реализации ценностей, пропагандируемых на телевидении, патологическом стремлении прожечь жизнь, не задумываться о серьезности происходящего. По сути современное общество делает личность индивидуумом, потребителем, который проживает свою жизнь в виртуальном пространстве, внедренном в его сознание медиавирусом. ЗаключениеМедиальные средства коммуникации в настоящее время становятся не только отражением объективно существующей действительности, но и институтом, который эту действительность формирует, преломляя информацию об обществе при помощи преподнесения информации. Российская культура в настоящее время формируется на стыке двух идеологий – идеологии тоталитарной, которая досталась стране еще от Советского Союза и которая отвечает требованиям курса, проводимого В. В. Путиным и демократической идеологии, в основе которой лежит плюрализм мнений и безусловная ставка на коммерческую деятельность. Вполне естественно, что данный факт находит свое отражение в реалиях, показываемых на телеэкранах. Конформистское отношение к окружающему миру прививается, в первую очередь, через рекламу, порождая многочисленные потребности в предметах, без которых человек легко обходился ранее.При помощи передач можно увидеть культуру и обычаи народа, населяющего континент за тысячи километров, телевидение научит правильно приготовить какое-либо блюдо, правильно одеваться, делать ремонт или воспитывать детей. А также сообщит нам о событиях, происходящих на далеком от нас расстоянии, осветит горести и радости людей в разных странах. Впрочем, положительные тенденции телевидения намного слабее, чем негативные – ведь оно становится своеобразным диктатором, навязывающим собственную модель жизни. Аудитория же, воспринимающая подобные советы, склонна, скорее подчиняться им, нежели противодействовать. Современное сознание основано на гедонистическом идеале – стремлении человека к наслаждению реальностью. Если раньше общество было нацелено на информацию, когда главным было всестороннее осведомление личности, стремление дать этой личности рычаги для дальнейшего развития, то сейчас краеугольным камнем становится стремление к удовлетворению, стремление к удовольствию.Специфика телевизионных передач такова, что они вызывает привыкание у потребителя, требуя постоянного просмотра. Любой фактор, отвлекающий человека от просмотра, вызывает агрессивное настроение, ведь именно в этом жанре человек находит отдушину от проблем. Отождествляя себя с героями, он проживает иную жизнь, отличную от той, которая наблюдается в реальности. Можно говорить о том, что современная медийная культура рождает тип общества потребления. Даже пресловутый рейтинг, о котором говорят, как об отражении предпочтений аудитории, является, скорее, сформированным телевидением явлением. Иными словами, можно говорить о том, что причина всех негативных тенденций общества кроется в подаче информации. Список литературыАндреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – с. 57Арендт Х. Скрытая традиция: Эссе / Пер. с нем. и англ. Т. Набатниковой, А.Шибаровой, Н.Мовниной. — М.: Текст, 2008. — 221 с.Бандура А. Теория социального научения./А. Бандура - СПб.: Евразия, 2000. - 320с.Бузин В. Н. Основы медиапланирования. - М. , 2002. - 148 сБурдьёП. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю. Марковой; Отв. ред., предисл. Н. Шматко. — М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры", Институт экспериментальной социологии, 2002. — 160 с.Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. - М.,1998.Данилова А.Г. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях / А.Г. Данилова, Л.В. Матвеева // Психол. журн. – 2000. – Т.21. - №4. – С.98-106; Дебор Ги. Общество спектакля./ Ги Дебор. - М., 2011 – 180 с.Жирков Г. В. История цензуры //http://evartist.narod.ru/text9/38.htm#з_09Засурский Я. Н., Алексеева М. Н., Болотова Л. Д. Система средств массовой информации 6.России: уч. пособие для ВУЗов. - М., 2003. - 125 с.Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. - СПб. : Питер, 2000. – 315 с.Коломиец В. П. Реклама в социологическом видении / В.П. Коломиец // Вестн. Москов. гос. ун-та. Сер. 18. Психология. – 2001. - №1. С.165-170Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием/ С. Г. Кара-Мурза. – М., 2007.- 341 с.Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Нонконформизм // Азбука социального психолога-практика. — Москва: Пер Сэ, 2007. — 464 с.Кин Джон. Средства массовой информации и демократия. - М.:Наука,1993. - 170 с.Кириллова Н.Б. Что такое медиакультура / Н.Б.Кириллова. - http://www.ostankino.ru.Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, И. И. Лагина., М., 1988.Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. - С.П.: «Питер», 2003 ., с.118Курочкина А.А. Система управления средствами массовой информации. - СПб.,1999. - 209 с.Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре.// Психол. журн. - 2001. - Т.21. - №3. - С.27-28.Левашов В.К. Общество и глобализация / В.К. Левашов // Социол. исслед. – 2005 - №4. – С.20. Леонтьев Д.А. Ценности как междисциплинарное понятие : опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопр. философии. - 1996. - №4. - С.15-26; Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени: - (http://www.follow.ru/print.php?id=344&page=1).Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций : прикосновение к ценности / А. Лэнгле // Вопр. психологии – 2004. - №4. - С.5.Маклюэн, Маршалл. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. – М., 2004. – 432 с. Маклюэн, Маршалл. ТЕЛЕВИДЕНИЕ. РОБКИЙ ГИГАНТ. // http://chewbakka.com/teeth/marshall_mcluhanМаркова Н. «Глобальные экономические интересы и СМИ» // Народное образование № 10 - 2008. - с. 259 – 264Медкова М.В. Имидж семьи в рекламе на телевидении / М.В. Медкова, И.В. Проневская // Вестн. Москов. гос. ун-та. Сер. 18. Психология. – 2000. - №4. С.83-67Назайкин А. Медиапланирование на 100%. М., 2005 - 115с.Попов Н.П. Индустрия образов: Идеологические функции средств массовой информации в США. - М.,1986. - 144с.Реснянская Л.Л. Топология СМИ в политическом пространстве постсоветской России //ВМУ, сер. Журналистика, №1, 2000. – с. 45Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – СПб. : Питер, 2002. – 333.Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики (Учебник), М: ЭКСМО, 2002.// http://evartist.narod.ru/text17/0001.htmРожков И. Реклама. Планка для «профи». М., 1997. - 203с.Сапунов Б. «Медиакультура без культуры? (Что стоит за модным понятием)» // Высшее образование в России № 12 - 2006. - с.139 - 142Свенцицкий А.Л. Социальная психология - М. : ТК Велби, 2004 - 336сСиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М.: Изд-во «Вагриус», 1998. С.182-183Сивулка Дж.. Мыло, секс и сигареты/ Сивулка Дж. – М., 2002. – с. 302Силласте Г.Г. «Влияние СМИ на жизненные планы сельской учащейся молодёжи»// 25.Социологические исследования №12 - 2004.Смелзер Н. Социология пер. с анг. М., 1994 с.625Социологический словарь. - М., 1996. - 456с.Сиссорс Д., Бэрон Р. Рекламное медиапланирование. СПб., 2004.Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология - СПб.: Питер,2004 - 767с.Теременко Б.С. Реклама и современная культура : аспект взаимодействия / Б.С. Теременко // Обществ. науки и современность. – 2002. - №1. – С.184-191 и др.Тюников Ю., Мазниченко М. «Технология воспитания школьников как читателей и телезрителей» // Воспитательная работа в школе №2 - 2008. - с. 85 – 96Уэллс У. Реклама : Принципы и практика : учебник / У. Уэллс, Дж. Кернет, С. Mориарти / под ред. И.В. Крылова, А.В. Ульяновского. - М. : Арюх и др.,1999. – С. 75.Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. - М.,1999. - 232 с.Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации - М.: Гардарики,2006.- 303 с.Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. - М.: «Педагогика», 1990. - с.98 - 112Филонов Г. «Телевидение и воспитание» // Воспитание школьников №1 - 2008. - с. 3 - 6Фиофанова О. «Синема - технология как средство воспитания» // Воспитание школьников №3 - 2008. с. 5-8Холод Н.И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей//Ярославский педагогический вестник, № 4, 2005. - С. 34.Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. - 109с. 41.http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=.j19187 /21039/21041).Croteau, D. The Business of Media. Corporate Media and the Public Interest. Pine Forge Press Publication. 2001.Crotcau,D. and Hoynes, W. Media\Society.Industries, Images, and Audiences. Pine Forge Press. 2000.

Список литературы

1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – с. 57
2. Арендт Х. Скрытая традиция: Эссе / Пер. с нем. и англ. Т. Набатниковой, А.Шибаровой, Н.Мовниной. — М.: Текст, 2008. — 221 с.
3. Бандура А. Теория социального научения./А. Бандура - СПб.: Евразия, 2000. - 320с.
4. Бузин В. Н. Основы медиапланирования. - М. , 2002. - 148 с
5. Бурдьё П. О телевидении и журналистике / Пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю. Марковой; Отв. ред., предисл. Н. Шматко. — М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры", Институт экспериментальной социологии, 2002. — 160 с.
6. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и паблик рилейшнз. - М.,1998.
7. Данилова А.Г. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях / А.Г. Данилова, Л.В. Матвеева // Психол. журн. – 2000. – Т.21. - №4. – С.98-106;
8. Дебор Ги. Общество спектакля./ Ги Дебор. - М., 2011 – 180 с.
9. Жирков Г. В. История цензуры //http://evartist.narod.ru/text9/38.htm#з_09
10. Засурский Я. Н., Алексеева М. Н., Болотова Л. Д. Система средств массовой информации 6.России: уч. пособие для ВУЗов. - М., 2003. - 125 с.
11. Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. — М.: Юрид. лит., 2002. — 432 с.
12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин. - СПб. : Питер, 2000. – 315 с.
13. Коломиец В. П. Реклама в социологическом видении / В.П. Коломиец // Вестн. Москов. гос. ун-та. Сер. 18. Психология. – 2001. - №1. С.165-170
14. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием/ С. Г. Кара-Мурза. – М., 2007.- 341 с.
15. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Нонконформизм // Азбука социального психолога-практика. — Москва: Пер Сэ, 2007. — 464 с.
16. Кин Джон. Средства массовой информации и демократия. - М.:Наука,1993. - 170 с.
17. Кириллова Н.Б. Что такое медиакультура / Н.Б.Кириллова. - http://www.ostankino.ru.
18. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, И. И. Лагина., М., 1988.
19. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. - С.П.: «Питер», 2003 ., с.118
20. Курочкина А.А. Система управления средствами массовой информации. - СПб.,1999. - 209 с.
21. Лебедева Н. М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре.// Психол. журн. - 2001. - Т.21. - №3. - С.27-28.
22. Левашов В.К. Общество и глобализация / В.К. Левашов // Социол. исслед. – 2005 - №4. – С.20.
23. Леонтьев Д.А. Ценности как междисциплинарное понятие : опыт многомерной реконструкции / Д.А. Леонтьев // Вопр. философии. - 1996. - №4. - С.15-26;
24. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени: - (http://www.follow.ru/print.php?id=344&page=1).
25. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций : прикосновение к ценности / А. Лэнгле // Вопр. психологии – 2004. - №4. - С.5.
26. Маклюэн, Маршалл. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. – М., 2004. – 432 с.
27. Маклюэн, Маршалл. ТЕЛЕВИДЕНИЕ. РОБКИЙ ГИГАНТ. // http://chewbakka.com/teeth/marshall_mcluhan
28. Маркова Н. «Глобальные экономические интересы и СМИ» // Народное образование № 10 - 2008. - с. 259 – 264
29. Медкова М.В. Имидж семьи в рекламе на телевидении / М.В. Медкова, И.В. Проневская // Вестн. Москов. гос. ун-та. Сер. 18. Психология. – 2000. - №4. С.83-67
30. Назайкин А. Медиапланирование на 100%. М., 2005 - 115с.
31. Попов Н.П. Индустрия образов: Идеологические функции средств массовой информации в США. - М.,1986. - 144с.
32. Реснянская Л.Л. Топология СМИ в политическом пространстве постсоветской России //ВМУ, сер. Журналистика, №1, 2000. – с. 45
33. Ритцер Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – СПб. : Питер, 2002. – 333.
34. Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики (Учебник), М: ЭКСМО, 2002.// http://evartist.narod.ru/text17/0001.htm
35. Рожков И. Реклама. Планка для «профи». М., 1997. - 203с.
36. Сапунов Б. «Медиакультура без культуры? (Что стоит за модным понятием)» // Высшее образование в России № 12 - 2006. - с.139 - 142
37. Свенцицкий А.Л. Социальная психология - М. : ТК Велби, 2004 - 336с
38. Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. – М.: Изд-во «Вагриус», 1998. С.182-183
39. Сивулка Дж.. Мыло, секс и сигареты/ Сивулка Дж. – М., 2002. – с. 302
40. Силласте Г.Г. «Влияние СМИ на жизненные планы сельской учащейся молодёжи»// 25.Социологические исследования №12 - 2004.
41. Смелзер Н. Социология пер. с анг. М., 1994 с.625
42. Социологический словарь. - М., 1996. - 456с.
43. Сиссорс Д., Бэрон Р. Рекламное медиапланирование. СПб., 2004.
44. Тейлор Ш., Пипло Л., Сирс Д. Социальная психология - СПб.: Питер,2004 - 767с.
45. Теременко Б.С. Реклама и современная культура : аспект взаимодействия / Б.С. Теременко // Обществ. науки и современность. – 2002. - №1. – С.184-191 и др.
46. Тюников Ю., Мазниченко М. «Технология воспитания школьников как читателей и телезрителей» // Воспитательная работа в школе №2 - 2008. - с. 85 – 96
47. Уэллс У. Реклама : Принципы и практика : учебник / У. Уэллс, Дж. Кернет, С. Mориарти / под ред. И.В. Крылова, А.В. Ульяновского. - М. : Арюх и др.,1999. – С. 75.
48. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. - М.,1999. - 232 с.
49. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации - М.: Гардарики,2006.- 303 с.
50. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. - М.: «Педагогика», 1990. - с.98 - 112
51. Филонов Г. «Телевидение и воспитание» // Воспитание школьников №1 - 2008. - с. 3 - 6
52. Фиофанова О. «Синема - технология как средство воспитания» // Воспитание школьников №3 - 2008. с. 5-8
53. Холод Н.И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей//Ярославский педагогический вестник, № 4, 2005. - С. 34.
54. Щепанский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1969. - 109с. 41.http://gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=.j19187 /21039/21041).
55. Croteau, D. The Business of Media. Corporate Media and the Public Interest. Pine Forge Press Publication. 2001.
56. Crotcau,D. and Hoynes, W. Media\Society.Industries, Images, and Audiences. Pine Forge Press. 2000.

Вопрос-ответ:

Какое определение масс-медиа?

Масс-медиа - это средства массовой коммуникации, такие как телевидение, радио, газеты, журналы и интернет, которые предназначены для передачи информации широкой аудитории.

Какова роль масс-медиа в обществе?

Масс-медиа выполняют ряд функций в обществе, включая информирование, развлечение, образование и формирование общественного мнения.

Чем масс-медиа связаны с идеологией?

Масс-медиа могут быть использованы для передачи идеологических взглядов и влияния на общественное сознание. Они могут служить инструментом для формирования и поддержания определенной идеологии или политической агенды.

Что такое параноидальный дискурс в средствах массовой коммуникации?

Параноидальный дискурс в средствах массовой коммуникации относится к явлениям и сообщениям, которые поддерживают и распространяют идеи неправдоподобных заговоров, теорий заговора и параноидальных представлений. Он может иметь негативное влияние на общественное мнение и доверие к масс-медиа.

В чем специфика масс-медиа в тоталитарных и демократических государствах?

В тоталитарных государствах масс-медиа контролируются правительством и используются для пропаганды и поддержания политической власти. В демократических государствах масс-медиа должны быть независимыми и свободными, чтобы служить информированию общественного мнения и контролю над властью.

Что такое масс-медиа и какова их роль в обществе?

Масс-медиа - это средства массовой коммуникации, такие как телевидение, радио, газеты, журналы, интернет-порталы и другие, которые предназначены для распространения информации и взаимодействия с аудиторией. Роль масс-медиа в обществе заключается в передаче новостей, информировании, анализе событий, формировании общественного мнения и культуры, осуществлении контроля и пропаганды.

Как связаны масс-медиа и идеология?

Масс-медиа неразрывно связаны с идеологией, так как идеология определяет ценности и установки общества, которые отражаются в средствах массовой коммуникации. Масс-медиа могут служить инструментом идеологического воздействия на общество, распространять определенную версию событий, формировать общественное мнение и восприятие на определенные проблемы и явления.

Что такое параноидальный дискурс в средствах массовой коммуникации и каковы его особенности?

Параноидальный дискурс в средствах массовой коммуникации - это тип информационной линии, который характеризуется переоценкой важности и опасности некоторых явлений или событий. Его особенности включают усиление негативной окраски представления о внешнем мире, представление неконтролируемой угрозы, искажение реальности в пользу чрезмерного внимания и распространения сенсационизма для привлечения внимания аудитории.