Художественный образ в натюрморте начала 20 века (России)
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 24.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Становление художественного образа натюрморта начала XXв. 6
Глава 2 Художники, творившие в исследуемый период 19
Заключение 27
Список литературы 29
Список иллюстраций 31
Альбом иллюстраций 32
Ноглавное—оннаучилихвидетьипониматьнатуру.Осознававший,чтомногиепроизведения,созданныеимвпоследнийпериод,гораздонижееговозможностей,Машковссередины1930-хгодовпересталучаствоватьвхудожественнойжизнистолицы.ОнредкопокидалнадолгосвойдомвстаницеМихайловскойнаДону.ИхотянаследиеМашковавесьмазначительно,всознаниисовременныхзрителейоносталсяхудожником1910-хгодов.РобертФальк, какидругиепредставители«Бубновоговалета»,всвоейживописистремилсясочетатьновейшиепринципыевропейскогоискусствасрусскимифольклорнымитрадициями,но,вотличиеотсоратников,онписалболеелиричныеизадушевныекомпозиции.Фалькникогданесоздавалсюжетныеработы,егопривлекалипредметыиприрода.Художникписал:«Ястремилсясдвигамиформыакцентироватьэмоциональнуювыразительность».ЖивописецитеатральныйхудожникРобертРафаиловичФалькзанималсявчастныхмастерскихК.Ф.ЮонаиИ.И.Машкова(1903-1904),затемобучалсяуВ.А.СероваиК.А.КоровинавМосковскомучилищеживописи,ваянияизодчества(1905-1910).Онбылучастникомтакиххудожественныхобъединений,как«Мирискусства»,«Бубновыйвалет»,Обществомосковскиххудожников,АссоциацияхудожниковреволюционнойРоссии.ЖивописнуюманеруФалькаотличаютинтенсивностьцвета,резкостьконтуров,стремлениепередатьобъемность.Значительноевоздействиенахудожникаоказалосезанновскоеискусство,ккоторомумастерподошелтворчески.ПереосмысливнаследиеСезанна,Фалькначалсоздаватьпроникнутыедраматизмомкартинысобобщеннымигеометризированнымиформами(«ПортретМидхадаРефатова»,1915;«Негр»,1917;«Краснаямебель»,1920).Постепенночертыкубизмаоставляюттворчествохудожника,начавшегоуделятьбольшоевниманиепередачесветовоздушнойсреды,окутывающейпредметыичеловеческиефигуры.Таковыпортретныекомпозиции1923—1924годов,пронизанныеощущениемтишиныипокоя(«Женщинавбелойповязке»,дваавтопортретаидр.).«ВэтотжепериодФалькработалнадоформлениемспектаклейдляГосударственногоеврейскоготеатравМоскве(«Ночьнастаромрынке»,1925и«ПутешествиеВениаминаIII»,1927).» [6]В1928годухудожник,занимавшийдолжностьдеканаживописногофакультетаВхутеина,уехалвоФранциюсцельюизученияклассическогонаследия.Картины,созданныевПариже,отличаютсяинтимностьюисозерцательностью,имсвойственнынеобыкновеннояркиекрасочныесочетания.Глубоколиричныженскиепортретныеобразы(«ПортретЛ.М.Эренбург»,1933-1934;«Больная»,1935;«Парижанка»,1936).Фалькпробылзаграницейцелыхдесятьлет.В1938годуонвернулсявМоскву.ВпериодВеликойОтечественнойвойныхудожникжилвСреднейАзии.Среднеазиатскиевпечатлениянашлиотражениевкрасочныхкомпозициях«Золотойпустырь.Самарканд»,«Регистан»,«Ухауса.Самарканд»(все—1943).Художниквсвоихнатюрмортахоченьтщательноразрабатывалкаждыймотив.Вэтихпроизведенияхотсутствуетвнешняядекоративность,нетвнихнеобычныхпредметныхсопоставленийиконтрастов(«Натюрмортснегритянскойскульптурой»,1944,частноесобрание).НатюрмортыФалькатребуютпродолжительногосозерцания,толькотогда,когдазрительвнимательновсматриваетсявдеталикартины,вцветовыеоттенки,предметначинаетоживатьнаегоглазах.Наслаиваямазкиодиннадругой,художникдобиваетсянеобыкновенноговпечатления,тончайшихцветовыхпереходовикрасочныхпереливов.ПредметывнатюрмортахФальканепростонаписанынаопределенномфоне,онипогруженывокружающуюсредуиуженемогутсуществоватьбезнее.Впослевоенныйпериодживописецсоздавалодухотворенныеистрогиепортреты(С.М.Михоэлса,1947-1948;В.В.Шкловского,1948;К.А.Некрасовой,1950;А.Г.Габичевского,1951и1952-1953),атакженатюрморты(«Голубкаироза»,1952;«Картошка»,1955).Непринятыйофициальнымискусством,Фалькнемогучаствоватьввыставках,нопродолжалупорноработатьвсвоеймосковскоймастерской.ЗаключениеИсходя из проделанной работы, можно сделать вывод, что в начале XXвека происходит становление нового типа натюрморта. Натюрмортстановитсятворческойлабораториейживописи. Русские художники вслед заевропейскими пытаются найти новые выразительные средства в живописи. И натюрморт как жанр живописи претерпевает изменения. Сначала это отход от максимально реалистичной позиции, от «обманок». Затем поиски в духе импрессионистов. Натюрморт теперь передает настроение, ощущение света. Натюрморт становится не просто рисунком предметов а отражением внутреннего мира человека. Он входит в жанровую живопись. Но художники не останавливаются на этом. Они ведут поиск новых форм, новых техник и живописных приемов. Экспериментируют с наклейками, коллажами. Расчленяют предмеры на составляющие. ФранцузскиемастерафовизмаА.Матиссидругиепытаютсявыявитьэмоциональные,декоративныеиэкспрессивныевозможностицветаифактуры.ПредставителикубизмаЖ.Брак,П.Пикассоидр.,находятновыеспособыпередачипространстваиформы.Натюрмортпривлекаетимастеровдругихтечений.ВрусскомискусственатюрмортпоявилсявXVIIвеке.Иллюзорностьэтихнатюрмортовдалиоснованиеназыватьих«обманками».Вдальнейшемразвитиерусскогонатюрмортавтечениезначительноговремениносилоэпизодическийхарактер.ОднаковконцеXIXвеканатюрмортвыходитнапередовыепозициикакжанризобразительногоискусства.ВначалеэтобылисюжетныекомпозицииП.Федотова,В.Петрова,В.Маковского,В.Поленова.Натюрмортвжанровыхкартинахраскрывалиусиливалсоциальнуюнаправленностьихпроизведений,характеризовалвремя.Возникаетявлениенатюрморта-этюдавработахМ.А.ВрубеляиВ.Борисова-Мусатова.НаначалоXXвекаприходитсярасцветрусскогонатюрморта.Средиисканийхудожниковведетсяпоискновыхформ,цветовыхсочетаний,пространственногопостроения.Этипоискинаправленынарасширениевозможностиизобразительногоязыка.Художникиобращаютсяктрадиционномудревнерусскомуинародномуискусству.Такжеориентиромявляетсясовременнаяимфранцузскаяживопись.КлучшимобразцамэтогопериодаотноситсяимпрессионистическиеработыК.А.Коровина,И.Э.ГрабаряА.Я.Головина.Яркие,пронизанныеполнотойбытиянатюрмортымастеров«Бубновоговалета»П.П.Кончаловского,И.И.Машкова,А.В.Куприна,Р.Р.Фалька,А.В.Лентуловаидругих.Черезнатюрмортхудожникипытаютсяфилософскиосмыслитьсовременность.Ихпроизведениястановятсяобостренныепокомпозиции.Ихотличаетсвоеобразиецветовогоиперспективногопостроения.Рольпредметавнихмногопланова.Изобразительныесредствахудожникарасширяются.Жанрнатюрмортаобогащенновымитемами,образамиихудожественнымиприемами.Егоразвитиепроисходитстремительно.Заполторадесятилетияонпроходитпутьотимпрессионизмадоабстрактногоформотворчества.НатюрмортиграетбольшуюрольвстановленииискусстваXXвека.Никогдаранеевисториионнезанималтакоговидногоместаврусскойживописи.Длямногиххудожниковонсталлабораториейпоискановогоживописногоязыка.Запериодсвоегостремительногоразвитияврамкахуказанноговременинатюрмортобогатилформальныйязыкживописи,еесодержание,метод,принципыееобразнойсистемы.Границынатюрмортакакизобразительногожанрарасширились.Сложностьэпохипомоглаемураскрытьсямногосторонне.Раскрываетсяполнееглубиннаясущностьявленияокружающегомира.Понятиепрекрасноговнатюрмортесталоболееразнообразным.Художникпередаетбогатствоформикрасоктам,гдепреждененаходилничегопримечательного.Неизмериморасширялсякругявленийнаходящихсвоеизображениевнатюрморте.СписоклитературыАлпатов М. Искуство - М.: Просвещение, 1969.Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. Изображение вещи в живописні8-20 веков. -М., 1989.Борисова Е.А, Стернин Г.Ю. Русский модерн - М.: Советский художник, 1990Виппер Б. Р., Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань, 1922;Выборнова Г.В. Роль освещения в натюрморте. Художник, 1984.Герчук Ю.Я. Живые вещи. - М., 1977. Лотман Ю.М. Натюрморт в перспективе семиотики. // Вещь в искусстве: Материалы научной конференции 1984г. М., 1986. С.6-13.Геташвили Н. В. Художественные направления и стили.. М. 2004Глозман И. М., К истории русского натюрморта 18 в., в кн.: Русское искусство 18 века. Материалы и исследования, М., 1968, с. 53-71;Даниэль. С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи. - СПб.: Азбука, 2000. - 368 с.Г. Дятлева Мастера натюрморта 2002г.Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997Иогансон. Молодым художникам о живописи. - М.: Издательство АХ. СССР, 1959.Кибрик, Е.А. Работа и мысли художника [Текст] / Е.А. Кибрик; предисл. В Кеменова, О. Верейского; послесл. И. Кибрик. - И.: Искусство, 1984. - 255с.Кончаловский П.П. Краски земли / Вступит.ст. Д. Корзухина. - М.: Советский художник, 1974. - 22 с.Кончаловский П.П. Художественное наследие / Вступ. ст. А.Д. Чегодаева. - М.: Искусство, 1964. - 544 с.Кузнецов Ю. И., Западноевропейский натюрморт, Л. - М., 1966;Недошивин Г.Н. Беседы о живописи. М., 1959.Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство русских художников ХIХ века. М.: Гардарика, 1997.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом, 1982.Пушкарёв В. И., Пружан И. Н., Русский и советский натюрморт, М. - Л., 1971Ракова М. М., Русский натюрморт конца 19 - начала 20 века, М., 1970;Смирнов Г.Б. Живопись. М.,1975.Федоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. - М.: Искусство, 1975. - 740 с.Черлинка Т.К. Натюрморт в советской живописи, серия: «Искусство» №5. - М., 1988.Щербачёва М. И., Натюрморт в голландской живописи, Л., 1945; СписокиллюстрацийИ. Левитан «Лесные фиалки и незабудки» холст, масло 49х35см, 1889г. Третьяковская галереяМаковский «Алексеич» холст, масло 1882г.Третьяковская галереяКустодиев «Купчиха за чаем»,холст, масло, 120,5х121,2, 1918г., Русский музейГрабарь «Сирень и незабудки» холст, масло, 80х801904г., Русский музейКоровин «За чайным столом»холст, масло, 60,5 x 48,5. 1888г, музей-усадьба В.Д.ПоленоваКончаловский «Незабудки в корзине»холст, масло68х73, 1908г.,собственность семьи художника,МоскваМашков«Яблоки и груши на белом» холст, масло, 62 х 80. 1908г., Третьяковская галереяМашков „Натюрморт с синими сливами” холст, масло,1910г., Третьяковская галереяМашков «Снедь московская. Хлебы» холст, масло 128,7 x 145, 1924г., Третьяковская галереяКуприн "Мальвы на черном фоне",холст, масло, 79x89, 1910г.Фальк «Натюрморт с бутылкамии кувшином», 1912,собственностьсемьи художника,МоскваРозанова «На письменном столе» холст, масло, 66 x 49, 1914 г. Русский музейАльбомиллюстраций1123456789101112
2. Болотина И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. Изображение вещи в живописні8-20 веков. -М., 1989.
3. Борисова Е.А, Стернин Г.Ю. Русский модерн - М.: Советский художник, 1990
4. Виппер Б. Р., Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань, 1922;
5. Выборнова Г.В. Роль освещения в натюрморте. Художник, 1984.
6. Герчук Ю.Я. Живые вещи. - М., 1977. Лотман Ю.М. Натюрморт в перспективе семиотики. // Вещь в искусстве: Материалы научной конференции 1984г. М., 1986. С.6-13.
7. Геташвили Н. В. Художественные направления и стили.. М. 2004
8. Глозман И. М., К истории русского натюрморта 18 в., в кн.: Русское искусство 18 века. Материалы и исследования, М., 1968, с. 53-71;
9. Даниэль. С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи. - СПб.: Азбука, 2000. - 368 с.
10. Г. Дятлева Мастера натюрморта 2002г.
11. Звездина Ю. Н. Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа. М., 1997
12. Иогансон. Молодым художникам о живописи. - М.: Издательство АХ. СССР, 1959.
13. Кибрик, Е.А. Работа и мысли художника [Текст] / Е.А. Кибрик; предисл. В Кеменова, О. Верейского; послесл. И. Кибрик. - И.: Искусство, 1984. - 255с.
14. Кончаловский П.П. Краски земли / Вступит. ст. Д. Корзухина. - М.: Советский художник, 1974. - 22 с.
15. Кончаловский П.П. Художественное наследие / Вступ. ст. А.Д. Чегодаева. - М.: Искусство, 1964. - 544 с.
16. Кузнецов Ю. И., Западноевропейский натюрморт, Л. - М., 1966;
17. Недошивин Г.Н. Беседы о живописи. М., 1959.
18. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство русских художников ХIХ века. М.: Гардарика, 1997.
19. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом, 1982.
20. Пушкарёв В. И., Пружан И. Н., Русский и советский натюрморт, М. - Л., 1971
21. Ракова М. М., Русский натюрморт конца 19 - начала 20 века, М., 1970;
22. Смирнов Г.Б. Живопись. М.,1975.
23. Федоров-Давыдов А.А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. - М.: Искусство, 1975. - 740 с.
24. Черлинка Т.К. Натюрморт в советской живописи, серия: «Искусство» №5. - М., 1988.
25. Щербачёва М. И., Натюрморт в голландской живописи, Л., 1945;
Вопрос-ответ:
Кто являлся основными художниками, творившими в исследуемый период?
На протяжении исследуемого периода творческую активность проявляли такие художники, как Мария Семёнова, Константин Коровин, Борис Кустодиев и другие.
Какие художественные образы были популярны в натюрморте начала 20 века в России?
В натюрморте начала 20 века в России были популярны такие художественные образы, как фрукты, цветы, предметы интерьера и др.
Почему Машков перестал участвовать в художественной жизни столицы в середине 1930-х годов?
Машков перестал участвовать в художественной жизни столицы в середине 1930-х годов, так как он редко покидал свой дом в станице Михайлов, поскольку осознавал, что многие произведения, созданные им в последний период, гораздо ниже его возможностей.
Какие художники творили в исследуемый период?
В исследуемый период творчеством выделялись такие художники, как Мария Семёнова, Константин Коровин, Борис Кустодиев и др.
Какие периоды становления художественного образа натюрморта начала 20 века в России рассматриваются в статье?
В статье рассматривается становление художественного образа натюрморта начала 20 века в России в 3 главе, а также 6 главе, где приводятся примеры художников, творивших в исследуемый период.
В чем заключается художественный образ в натюрморте начала 20 века в России?
Художественный образ в натюрморте начала 20 века в России выражается в изображении предметов, преимущественно неподвижных, которые передают настроение и эмоции, а также отражают художественное видение автора.
Что особенного в художественном образе натюрморта начала 20 века в России?
Особенностью художественного образа натюрморта начала 20 века в России является использование различных стилей и техник, отражающих эпоху их создания, а также экспериментирование с цветовыми решениями и композицией.
Кто были художники, творившие в исследуемый период?
В исследуемый период художественные натюрморты создавали такие художники, как Машков, Михайлов и другие, которые внесли значительный вклад в развитие живописи в России.
Почему Машков перестал участвовать в художественной жизни столицы в середине 1930-х годов?
Машков в середине 1930-х годов перестал участвовать в художественной жизни столицы из-за того, что он ощутил ограничения в своих творческих возможностях и предпочел проводить больше времени в своем доме на станице Михайлов.