Ообенности проявления авторской позиции в романе И.А.Гончарова
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 09.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
АВТОРСКОЕ МИРОВИДЕНИЕ ГОНЧАРОВА В РОМАНЕ «ОБЛОМОВ» 5
Гончаров и «Обломов» 5
Авторская позиция в отношении к главным героям 6
Соотнесенность писателя с созданным им образом Обломова 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16
В романе авторское «я» равно удалено от жизненных воззрений как Обломова, так и
Штольца и других героев. Позиции всех героев не признаются абсолютными, они и взаимоопровергаются, и взаимоутверждаются. Автор при этом как бы «самоотстраняется», и эту позицию он сохраняет до конца романа.
Итак, автор в романе объективен, что исключает возможность оценок героев – оппонентов Обломова и Штольца с однозначных позиций. К тому же большинство исследователей видят жизненные пути обоих героев «тупиковыми», так как в конечном итоге, Штольц, как и Обломов, приходит к «обломовщине» - ему «больше некуда идти» в идиллических отношениях с Ольгой. Штольц сдается и перед «мятежными вопросами» духа, которые мучают Ольгу. Иначе говоря, в жизни Штольца реализуется гончаровская программа примирения с рациональным началом.
Мы можем заключить, что система характеров романа отражает двойственность натуры писателя. В духовной биографии Гончарова существовал конфликт между передовыми взглядами той эпохи и консервативной привязанностью к уходящему прошлому. Штольц воплощает мечту писателя о социально-общественном признании России, но его образ весьма схематичен, что было признано всеми критиками. В то же время Гончаров с душевной теплотой обрисовал персонажи, которые принадлежат старому миру, который должен подвергаться критике автора. Противоречия своей эпохи Гончаров ощущал как личностный конфликт, пытаясь преодолеть эти противоречия в романе. Мышлению Гончарова чуждо представление о том, что в человеческой индивидуальности могут присутствовать трудносовместимые свойства. Вероятно, поэтому его герой Обломов не может изменить свой характер под влиянием Ольги. Таким образом, это заостряет жизненные, психологические и идеологические конфликты и коллизии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исследовав особенности проявления авторской позиции в романе Гончарова «Обломов», мы сделали следующие выводы:
Гончарову была с детства близка обстановка вечного покоя и безмятежности, нарисованная им в главе «Сон Обломова». Те же безмятежные картины наблюдал он на улицах родного города Симбирска. Да и уклад его жизни мало чем отличался от дворянского уклада, несмотря на то, что он был из купеческой семьи. Значит, мы можем заключить, что в «Сне Обломова» писатель создал некий райский уголок, место близкое и дорогое ему.
В отношении писателя к главным героям романа мы можем сказать, что Обломов вполне симпатичен автору в силу свойств его души, честности, порядочности. Обломов олицетворяет как бы уходящий мир, живущий по старым законам и отстаивающий свое право на индивидуальность. Но это герой без характера, об уходе которого скорбят в романе все. Если в Обломове Гончаров выразил типаж уходящей России, то в Штольце он попытался изобразить прогрессивного человека, которому суждено изменить страну. Но этот образ по свидетельству большинства критиков не отражает реального человека – таких людей в России еще нет. И сам Гончаров это осознавал. Образ Штольца не более чем манекен. В отношении Ольги автор выразил столько живости, ума, деятельности, но в то же время она не обладает теми душевными качествами, которыми наделен Обломов. Следовательно, будущее России проигрывает по чистоте чувств ее патриархальному прошлому.
Можно ли сказать, что в образе Обломова или Штольца Гончаров в какой-то мере выразил самого себя? Безусловно, можно найти какие-то черты, близкие ему в Обломове. Да и Штольцу Гончаров отдавал должное, понимая, что в таких людях заключается будущее России. Но утверждать это с полной уверенностью нельзя, так как сам Гончаров держался весьма
отстраненно от своих персонажей. Но нельзя и отрицать того, что он изображал то, что любил, что было ему бесконечно дорого, близко его духовному миру. Благодаря этому роману мы смогли увидеть Россию глазами писателя, Россию уходящую, которую он бесконечно любил, но понимал, что ее время уже прошло.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ivan-goncharov.ru/kritika/goncharov-oblomov.shtml
Богомолова Н.В. Эволюция авторского мировидения в трилогии И.А. Гончарова: Автореф. диссерт.- М., 2009.
Гончаров И.А. Собрание сочинений в 8 т. Т. 8.-М.: Гос. изд-во худ. лит., 1955. – с. 300.
Добролюбов Н.А. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи.- М.: Наука, 1970.
Дружинин А.В. Литературная критика. «Обломов». Роман И.А. Гончарова / Сост. Н.Н. Скатова.- М.: Сов. Россия, 1983.
Ермолаева Н.Л. Эпическое мышление И.А. Гончарова: Автореф. диссерт.- Иваново, 2011.
Иван Гончаров. Его жизнь и литературная деятельность [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.goncharow.net.ru/lib/ar/author/843
Ким Ч.Ж. Роман И.А. Гончарова «Обломов»: Автореф. диссерт.- Спб., 2004.
Котельников В.А. Иван Александрович Гончаров.- М., 1993.- С. 62
Пинженина Е.И. Автор и герой в художественном мире И.А. Гончарова (структура текста и типология характеров): Автореф. диссерт.- Красноярск, 2011.
Писарев И.Д. Обломов: Роман И.А. Гончарова [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.goncharow.net.ru/lib/ar/author/842
Строганов М.В. Странствователь и домосед [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.goncharow.net.ru/lib/ar/author/842
Цит. по: Богомолова Н.В. Эволюция авторского мировидения в трилогии И.А. Гончарова: Автореф. диссерт.- М., 2009.
Иван Гончаров. Его жизнь и литературная деятельность [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.goncharow.net.ru/lib/ar/author/843
Цит. по: Котельников В.А. Иван Александрович Гончаров.- М., 1993.- С. 62
Строганов М.В. Странствователь и домосед [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.goncharow.net.ru/lib/ar/author/842
Там же.
Писарев И.Д. Обломов: Роман И.А. Гончарова [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.goncharow.net.ru/lib/ar/author/842
Дружинин А.В. Литературная критика. «Обломов». Роман И.А. Гончарова / Сост. Н.Н. Скатова.- М.: Сов. Россия, 1983.
Дружинин А.В. Литературная критика. «Обломов». Роман И.А. Гончарова / Сост. Н.Н. Скатова.- М.: Сов. Россия, 1983.
Добролюбов Н.А. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи.- М.: Наука, 1970.
Богомолова Н.В. Эволюция авторского мировидения в трилогии И.А. Гончарова: Автореф. диссерт.- М., 2009.
Гончаров И.А. Собрание сочинений в 8 т. Т. 8.-М.: Гос. изд-во худ. лит., 1955. – с. 300.
Ермолаева Н.Л. Эпическое мышление И.А. Гончарова: Автореф. диссерт.- Иваново, 2011.
Пинженина Е.И. Автор и герой в художественном мире И.А. Гончарова (структура текста и типология характеров): Автореф. диссерт.- Красноярск, 2011.
Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ivan-goncharov.ru/kritika/goncharov-oblomov.shtml
Там же.
Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ivan-goncharov.ru/kritika/goncharov-oblomov.shtml
Там же.
Ким Ч.Ж. Роман И.А. Гончарова «Обломов»: Автореф. диссерт.- Спб., 2004.
Там же.
Там же.
3
1. Анненский И.Ф. Гончаров и его Обломов [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.ivan-goncharov.ru/kritika/goncharov-oblomov.shtml
2. Богомолова Н.В. Эволюция авторского мировидения в трилогии И.А. Гончарова: Автореф. диссерт.- М., 2009.
3. Гончаров И.А. Собрание сочинений в 8 т. Т. 8.-М.: Гос. изд-во худ. лит., 1955. – с. 300.
4. Добролюбов Н.А. Русские классики. Избранные литературно-критические статьи.- М.: Наука, 1970.
5. Дружинин А.В. Литературная критика. «Обломов». Роман И.А. Гончарова / Сост. Н.Н. Скатова.- М.: Сов. Россия, 1983.
6. Ермолаева Н.Л. Эпическое мышление И.А. Гончарова: Автореф. диссерт.- Иваново, 2011.
7. Иван Гончаров. Его жизнь и литературная деятельность [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.goncharow.net.ru/lib/ar/author/843
8. Ким Ч.Ж. Роман И.А. Гончарова «Обломов»: Автореф. диссерт.- Спб., 2004.
9. Котельников В.А. Иван Александрович Гончаров.- М., 1993.- С. 62
10. Пинженина Е.И. Автор и герой в художественном мире И.А. Гончарова (структура текста и типология характеров): Автореф. диссерт.- Красноярск, 2011.
11. Писарев И.Д. Обломов: Роман И.А. Гончарова [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.goncharow.net.ru/lib/ar/author/842
12. Строганов М.В. Странствователь и домосед [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.goncharow.net.ru/lib/ar/author/842
Вопрос-ответ:
Каковы особенности проявления авторской позиции в романе "Обломов" А. И. Гончарова?
В романе "Обломов" А. И. Гончарова авторская позиция проявляется через отношение писателя к главным героям, соотнесенность писателя с образом Обломова, а также через отстраненность автора от жизненных воззрений героев. Позиции всех героев в романе не признаются абсолютными, они взаимоопровергаются и взаимоутверждаются.
Какие особенности мировидения автора можно увидеть в романе "Обломов"?
В романе "Обломов" Гончаров выражает свое мировидение через главных героев. Авторская позиция проявляется в отношении к героям, их действиям и мировоззрению. Гончаров при этом не признает абсолютности позиций героев, а скорее исследует их, оставаясь в некотором отдалении от них.
Как автор относится к главным героям романа "Обломов"?
В романе "Обломов" авторская позиция в отношении к главным героям ярко прослеживается. Гончаров скептически относится к Обломову и его бездействию, признавая его нежизнеспособностью. Одновременно автор показывает понимание и сострадание к Обломову, выражаясь через персонажа Штольца, который старается помочь Обломову изменить свою жизнь.
Как соотносится писатель с созданным им образом Обломова в романе?
Автор глубоко соотносится с созданным им образом Обломова. Гончаров показывает понимание сложности образа Обломова и его противоречия. С одной стороны, автор показывает Обломова как типичного лентяя с бездейственным образом жизни, с другой стороны, он показывает его как символ своего времени и его проблем.
Что можно сказать о позиции автора и героев в романе "Обломов"?
В романе "Обломов" авторская позиция является удаленной и отличается от жизненных воззрений героев, включая Обломова и Штольца. Гончаров не признает абсолютности их позиций, а скорее исследует их, позволяя им взаимоопровергаться и взаимоутверждаться в ходе сюжета. Автор при этом как бы самоотстраняется и наблюдает за развитием событий.
Какие особенности проявления авторской позиции можно выделить в романе И. А. Гончарова "Обломов"?
Авторская позиция в романе "Обломов" проявляется через различные характеристики и поступки главных героев, авторское отношение к ним, а также через самоотстранение автора от жизненных воззрений героев.
Как автор И. А. Гончаров соотносится с главными героями романа "Обломов"?
Автор соотносится с главными героями романа "Обломов" путем создания образов, которые не являются абсолютно положительными или отрицательными. Автор представляет свою собственную позицию и отношение к героям через их различные поступки и особенности.
Как авторство И. А. Гончарова проявляется в отношении к главным героям романа "Обломов"?
Автор И. А. Гончаров создает главных героев романа "Обломов" с различными характеристиками и взаимоотношениями, отображая свое отношение к ним через их поступки и мысли. Автор не признает позиции героев абсолютными, а показывает, как они взаимоопровергаются и взаимоутверждаются.
Какие особенности мировидения Гончарова проявляются в романе "Обломов"?
В романе "Обломов" проявляются особенности мировидения Гончарова через удаленность авторского "я" от жизненных воззрений героев, отношение автора к созданным им образам и их характеристики, а также через неоднозначность и взаимоопровергаемость позиций всех героев.
Каким образом автор И. А. Гончаров относится к созданным им образам, таким как Обломов и Штольц, в романе "Обломов"?
Автор И. А. Гончаров относится к созданным им образам, таким как Обломов и Штольц, с определенным отстранением. Он не принимает их позиции как абсолютные и показывает их взаимодействие и противоречия в романе. В своей авторской позиции Гончаров выступает как наблюдатель и аналитик, представляя множество точек зрения.
Какие особенности проявляются в авторской позиции Гончарова в романе "Обломов"?
В романе "Обломов" авторская позиция Гончарова проявляется через удаленное отношение к жизненным воззрениям главных героев.
Как автор соотносится с образом Обломова в своем романе?
Автор сознательно отдаляется от образа Обломова и не признает его позицию абсолютной, создавая персонажей, которые утверждают и опровергают эту позицию.