Русская песня и романс первой трети ХIХ века
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 11.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Русская песня и романс в 1\3 XIX века 7
1.1 Терминология 7
1.2 История развития жанров «песня» и «романс» в России 13
Глава 2. Исследование русской песни и романса на примере творчества А.В. Кольцова и Н.П. Огарева 17
2.1 Жанр песни в творчестве А.В. Кольцова 17
2.2 Жанр романса в творчестве Н.П. Огарева 22
Заключение 26
Библиография 28
Список источников 30
Итак, в стихотворной форме песни в первой трети XIXвека созданы первые выдающиеся образцы жанра, сформированы основные его каноны.При использовании песен А.В. Кольцова в музыкальных произведениях, они реализуются в жанре романса, имеющего народно-песенную основу и бытовое, салонное предназначение.Песня как поэтический жанр у Кольцова предполагает:Народную тематику (герои, темы его песен посвящены событиям крестьянской жизни, эмоциональным переживаниям простых людей).Использование словарного состава русского народного языка.Использование различных метафор, эпитетов, характерных для речи простых крестьян.Использование своеобразного ритма строки (замена первой стопы хорея ямбом).2.2 Жанр романса в творчествеН.П. ОгареваРоманс – совершенно особое явление для творчества русского поэта, революционера, близкого друга Герцена Н.П. Огарева (1813-1877). Его первые опыты в жанре романс были как стихотворными, так и композиторскими, и относятся к концу 1830ыхгодов: он использовал народную музыку для переложений своих стихов, а также сочинял сам. Он вводит в поэзию жанр романса, ноктюрна, серенады.Любовь к музыке, увлечение ею Николаем Платоновичем Огаревым запечатлено в стихотворении «Звуки», послужившем основой для произведений «Внутренняя музыка» Варламова и Гурилева:«Как дорожу я прекрасным мгновеньем!Музыкой вдруг наполняется слух,Звуки несутся с каким-то стремленьем,Звуки откуда-то льются вокруг.Сердце за ними стремится тревожно,Хочет за ними куда-то лететь...В эти минуты растаять бы можно,В эти минуты легко умереть».Восхищение от эмоциональной полноты музыкального звучания, переданное Огаревым в стихотворении, дало толчок нескольким композиторам – современникам обратиться к поэтическому творению Огарева, воплотив его в камерно-вокальном жанре. Поэт не называл свое сочинение романсом, однако, стихотворение очень органично ложится на музыку.Интересно, что поэзия Огарева дает основу композиторам для жанровых поисков. Так, создавая романс на стихотворение «Путник», А. Гурилев использует подзаголовок для романса «Мелодия». Это тем более интересно, что мелодия речитативного склада, и скупое сопровождение в музыке (в соответствии с поступью путника) не характерно для иных, мелодичных, лирических романсов композитора. Тогда что значит упоминание о мелодии? Видимо, это символическое указание на простоту музыки, соответствующую содержанию аскетичного стихотворения Огарева.Композиторы начала – первой половины XIXвека, обращавшиеся к жанру романса, использовали различные типы поэтических источников:НародныеАвторские стихи.Стихи собственного сочинения.Народные слова.В музыке Гурилева преобладают романсы на авторские стихи, он использует в качестве основы для своей музыки произведения наиболее выдающихся современников: Пушкина, Лермонтова, Жуковского, Баратынского. Поэзия Огарева занимает в этом списке не последнее место. Гурилев создал романсы «Деревенский сторож», «Зимний вечер», «Путник» на слова Огарева.Характер поэзии Н.П. Огарева отличается, если не сказать – противоположен – песням Кольцова. Периодичность и четкость ритмической стороны стиха, отсутствие фразеологизмов, красочных эпитетов речи, интерес к чувствам, внутреннему миру современника отличают поэзию Огарева раннего периода.Поэт использует прием четкого ритма и рифмы в стихе (перекрестная рифма в «Звуках»), его произведения уже лишены того высокопарного стиля конца XVIIIвека, который уже в то время неминуемо устаревал. В заключении необходимо указать на то, что и в романсах Огарева нет четкой жанровой дифференциации, иногда они оказываются близки песни.Так, например, в «Зимнем вечере» колорит народного крестьянского вечера передан во всей полноте («Вечер зимний длится, дедушка в избе на печи ложится и уж спит себе»…). В романсе композитора Варламова на эти слова используется простая, народного характера мелодия, напоминающая знаменитый «Красный сарафан»:Рис.1.Фрагмент романса «Зимний вечер»А. Варламова на слова Н.П. Огарева.Выводы.Романсы – важная часть поэтического творчества Огарева, они соответствовали музыкантским наклонностям и увлечениям, тема музыки и восхищения ею составляла тематику многих стихов.Необходимо акцентировать, что поэт не давал своим стихам название романсов, мы их классифицируем таким образом исключительно из-за того, что поэзия Огарева многократно применяется композиторами-современниками в качестве авторских стихов, положенных на музыку.Стихотворения Огарева, послужившие основой для романсов, не связаны с социальной и философской тематикой, к которой он обращается в ряде других стихов. Мир музыки, лирических чувств, образов природы и народной жизни находит отражение в романсах на слова поэта.Композитором, наиболее плодотворно работавшим с Огаревым, был Гурилев. Ритм стиха базируется на европейских образцах, польской силлабике, отличается регулярностью и четкостью рифмы (в отличии от свободной организации внутреннего строения и длины стопы в народных образцах, а также в стилизациях Кольцова).ЗаключениеВ творчестве Кольцова и Огарева отражены две ведущие тенденции в русской поэзии начала XIXвека. Одна из них проистекает из народной праосновы, стилизует особенности народного говора, стремиться искать национальное своеобразие. Другая – основана на западном образце стихосложения, но уже на этапе заимствования этой формы начинаются поиски нового, своего, авторского, русского.В результате можно отметить наличие перекрестных тенденций взаимопроникновения жанров песни и романса, которые можно конкретизировать следующим образом:Стихотворный жанр песни служит основой для написания музыкальных романсов.В жанре романса используются элементы песенного жанра.В музыке 1\3 XIXвека жанры песни и романса практически не разделимы, в ряде произведений композиторы указывают жанр произведения как «песня-романс». Некоторые романсы Варламова и Гурилева написаны на слова песен Кольцова.Таким образом, имея свое жанровое своеобразие, песня и романс в начале XIXвека в силу стилевых и общекультурных тенденций тяготеют к взаимопроникновению.Исследование песни и романса в музыкальном и словесном искусствах позволяет говорить как об общих, так и о различных тенденциях. Так, в музыке данные жанры не выделяются в самостоятельные, не обладают яркой спецификой. Исследователи романсов говорят о том, что многие из них написаны в стиле песни, имеют народную основу. Проанализировав теорию и практику песен и романсов в поэзии обсуждаемого периода, мы дали определение основным терминам курсовой работы в литературоведении, исследовали исторические предпосылки и эволюцию жанров, а также принципы претворения жанра песни в творчестве Кольцова и жанра романса в творчестве Огарева.Цель и задачи работы достигнуты.БиблиографияАненкова И.В. Музыка как константа культурного пространства семьи в России XVIII–начала XIXвека. Автореф. канд. дис. – Саранск, 2012. Асафьев Б.В. Избранные труды, том 4. М.: Издательство Академии наук СССР, 1955. - 440с.Банникова И.В. Ритмический словарь русской песни-романса второй половины XVIII - первой половины XIX в. Автореф. канд. дис. – М., 2001. Васина – Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово. – Л.: Музгиз, 1960. – 56 с. Васина – Гроссман В.А. Русский классический романс XIXвека. – М.: Музгиз, 1956. - 245 с.Веселовский А. Н. Эпические повторения, как хронологический момент. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля. Три главы из исторической поэтики, «Собрание сочин.», т. I, СПБ, 1913, стр. 86-129, 130-225, 226-484.Келдыш Ю.В. Очерки и исследования по истории русской музыки. – М.: Советский композитор, 1978. - 513 с.Келдыш Ю.В. Русская музыка XVIII века. - М.: Наука, 1965. - 464 с.Кольцов А. В. Страницы жизни и творчества: к 175-летию со дня рождения/ - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984. - 209 с.Кулаковский Л.В. Песня, ее язык, структура, судьбы. – М.: Советский композитор, 1962. – 341 с.Листова Н. Александр Варламов. - М.: Музыка, 1968. – 186 с.Литературный энциклопедическийсловарь. Под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 751 с.Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – началаXIXвека). – Спб.: Искусство – СПб, 1994. – 758 с.Огарев Н. П. в воспоминаниях современников. - М.: Худож. лит., 1989. - 543 с.Одоевский В. Ф. Старинная песня. - «Русский архив», 1863.Ожегов С.И. Толковый словарь. «Песня». Электронные источники, режим доступа http://www.ozhegov.ru/Ожегов С.И. Толковый словарь. «Романс». Электронные источники, режим доступа http://www.ozhegov.ru/Потемкинский альманах. Вып. 4. Итальянцы в России. Электронные источники, режим доступа: http://www.potemkin.earlymusic.ru//cgjournal/4/67/04.html. Серов А. Н. О великорусской песне и особенностях ее музыкального склада. - «Москва», 1868, №№ 19 и 20, от 25 и 26 авг. Соколов Б. М., Экскурсы в область поэтики русского фольклора, «Художественный фольклор», вып. I, М., 1926.Штелин Я.Я. Известия о музыке в России. Пер. Б.И. Загурского // Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. – Л.: Муз.издат., 1935. - С. 49-143.Яницкая С.С. Романс в русской поэзии XVIII века. Автореф. канд. дис. Спб, 1995.Список источниковВарламов А.Е. Романсы и песни. Полное собрание. Для голоса с фортепиано. Вступ. ст. Н. Листовой. – М.: Советский композитор, 1973. Кольцов А.В. Стихотворения / Антология русской поэзии. Электронные источники, режим доступа: http://www.stihi-rus.ru/page3.htmОгарев Н. П. Стихотворения/ Ред. и примечания С. Рейсера и Н. Суриной. Вступительная статья С. Рейсера. - Б. м.: Сов.писатель, 1937. - 289 с.Розанов И.Н. Русские песни. – М.: Художественная литература, 1952. – 405 с.
2. Кольцов А.В. Стихотворения / Антология русской поэзии. Электронные источники, режим доступа: http://www.stihi-rus.ru/page3.htm
3. Огарев Н. П. Стихотворения/ Ред. и примечания С. Рейсера и Н. Суриной. Вступительная статья С. Рейсера. - Б. м.: Сов. писатель, 1937. - 289 с.
4. Розанов И.Н. Русские песни. – М.: Художественная литература, 1952. – 405 с.
Вопрос-ответ:
Какова история развития жанров песни и романса в России?
История развития жанров песни и романса в России очень интересна и насыщена. Сначала появились народные песни, которые играли важную роль в культуре страны. В XIX веке начинается активное создание песен и романсов высокого художественного уровня, и в этот период появляются первые выдающиеся образцы этих жанров.
Какие образцы песен и романсов были созданы в первой трети XIX века?
В первой трети XIX века были созданы первые выдающиеся образцы песен и романсов. Это в основном были стихотворные песни, которые были написаны в разных жанрах и тематиках. Некоторые из них стали классикой русской музыки и по сей день пользуются огромной популярностью.
Какие творцы стали основателями русской песни и романса в первой трети XIX века?
В первой трети XIX века основателями русской песни и романса стали А. В. Кольцов и Н. П. Огарев. Они создали множество произведений, которые стали классикой русской музыки. Их творчество оказало большое влияние на развитие этих жанров в последующие годы.
В чем заключается значение народных песен в развитии русской культуры?
Народные песни играли и играют важную роль в развитии русской культуры. Они передают народные традиции, историю и обычаи. Благодаря народным песням мы можем узнать о жизни и быте наших предков, о менталитете и духовных ценностях нашего народа. Они являются важной частью культурного наследия России.
Какие жанры можно выделить в творчестве А. В. Кольцова и Н. П. Огарева?
В творчестве А. В. Кольцова можно выделить жанр песни. Он создал множество стихотворных песен, в которых затрагивал разные темы и эмоции. Н. П. Огарев в своем творчестве сконцентрировался на жанре романса. Он написал ряд прекрасных романсов, которые до сих пор исполняются и любимы многими.
Какова терминология, связанная с русской песней и романсом первой трети ХIХ века?
Терминология, связанная с русской песней и романсом первой трети ХIХ века, включает такие понятия, как "песня", "романс", "жанр", "стихотворная форма", "образец".
Как развивались жанры песни и романса в России в первой трети XIX века?
Жанры песни и романса в России первой трети XIX века развивались активно и приобретали свои особенности. Песни получили стихотворную форму и были созданы первые выдающиеся образцы жанра. Романс стал популярным видом музыкального искусства и имел свою специфику.
Какие образцы жанра песни появились в первой трети XIX века?
В первой трети XIX века в стихотворной форме песни были созданы первые выдающиеся образцы жанра. Эти песни привлекали внимание своей глубиной содержания, красотой поэтического языка и музыкальной выразительностью.