Логопедическая работа по произношению шипящих звуков через логопедическое пособие у старших дошкольников
Заказать уникальную дипломную работу- 55 55 страниц
- 61 + 61 источник
- Добавлена 01.04.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы педагогической работы по исправлению произношения шипящих звуков 7
1.1. Развитие звукопроизношения у детей в норме 7
1.2. Причины нарушения произношения у детей дошкольного возраста 12
1.3. Система педагогической работы по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста 19
Глава 2. Организация исследования произношению шипящих звуков у старших дошкольников 27
2.1. Цель, задачи и организация исследования 27
2.2. Методики исследования 28
2.3. Характеристика экспериментальной группы 33
Глава 3. Педагогическая работа по преодолению нарушений произношения шипящих звуков у старших дошкольников 36
3.1. Перспективный план работы по исправлению нарушения звукопроизношения шипящих у ребенка старшего дошкольного возраста 36
3.2. Подготовительный этап коррекционной работы по преодолению нарушений произношения шипящих звуков 37
3.3. Восстановительный этап Коррекционной работы по преодолению нарушений произношения шипящих звуков 39
Заключение 55
Список литературы 57
Упражнение № 8. Игра «Пальчики здороваются».
Цель: автоматизация звука [ш] в обратных слогах.
Педагог повторяет слоги, утрируя звук [ш]. На каждый слог выполняются движения пальцами: каждый палец правой и левой руки соединяется с большим пальцем. Начинать с указательного пальца. Ребенок повторяет за педагогом.
Инструкция: повторяй за мной.
Лексический материал:
Аш-аш-ош;
Ош-аш-аш;
Ош-ош-аш;
Уш-уш-аш;
Уш-уш-ош;
Аш-ош-уш;
Ош-аш-уш.
Упражнение № 9. Наматывание ниток на клубок.
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, где он стоит между гласных звуков.
Оборудование: клубок ниток, палочка или карандаш.
Педагог наматывает нитки на палочку, произнося слоги на каждое движение. Ребенок повторяет за педагогом.
Инструкция: делай, как я.
Лексический материал:
Аша-аша-аша;
Ошо-ошо-ошо;
Ушу-ушу-ушу;
Еше-еше-еше;
Иши-иши-иши.
Упражнение № 10. Игра «Плывем на лодке».
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах со стечением согласных.
Педагог выполняет упражнение: на каждый слог выполняет волнообразные движения ладонью в воздухе, произнося слоги на каждое движение. Ребенок повторяет за педагогом.
Инструкция: повторяй за мной.
Лексический материал:
Шта-шта-шта-шта;
Шту-шту-шту-шту;
Шма-шма- шма-шма;
Шму-шму-шму-шму.
Упражнение № 11. Игра «Нарезаем полоски».
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах со стечением согласных.
Оборудование: листы бумаги, ножницы.
Педагог показывает упражнение: режет бумагу на полоски, произнося слоги на каждое движение ножниц. Затем ребенок повторяет за педагогом.
Инструкция: повтори за мной.
Лексический материал:
Шма-шмо-шму-шмэ;
Шта-што-шту-штэ;
Шпа-шпо-шпу-шпэ;
Шка-шко-шку-шкэ;
Шва-шво-шву-швэ;
Шна-шно-шну-шны.
2. Автоматизация в словах.
Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в словах.
Упражнение № 1. Игра «Повтори за мной».
Оборудование: мяч.
Педагог бросает ребенку мяч, называя слово. Ребенок повторяет слово и бросает мяч педагогу.
Инструкция: повтори за мной.
Лексический материал: шахта, ноша, наша, ваша, шаги, уши, пушок, дышу, пишу, ушиб, шлем, шить, шов, шум, шипы, шепот, шесть, шея, шут, шутка, ковш, шмель.
Упражнение № 2. Игра «Лото».
Оборудование: дидактическая игра «Лото»
Педагог дает ребенку задание назвать и расставить картинки на карточку, где изображены такие же предметы: душ, кошка, мишка, башня, пушка, башмак.
Инструкция: называй картинки и расставляй их на карточку, чтобы они совпадали. Назови еще раз эти картинки.
Упражнение № 3. Игра «Запутанные картинки».
Оборудование: нарисованные на большом листе картинки с наложением.
Педагог дает ребенку задание назвать нарисованные предметы, наложенные друг на друга.
Инструкция: найди и назови предметы, которые нарисованы.
Предполагаемый результат: шина, камыш, шиповник, мешок, нож, кошелек, ковшик, шмель.
Упражнение № 4. Загадки.
Оборудование: предметные картинки (мышь, кошка, подушка, петушок, катушка)
Педагог загадывает загадку, а ребенок называет отгадку. Затем отгадка сравнивается с картинкой.
Упражнение № 6. Игра «Укрась платье».
Оборудование: бумажное платье белого цвета, геометрические фигуры с наклеенными предметными картинками (ухо, уши, мышь, мыши, пешка, пешки, шина, шины, сушка, сушки, ковш, ковши, вишня, вишни).
Инструкция: укрась платье фигурками, на которых нарисовано несколько предметов. Назови картинки на фигурках.
Предполагаемый результат: уши, мыши, пешки, шины, сушки, ковши, вишни.
Упражнение № 7. Игра «Волшебный кубик».
Оборудование: кубик с наклеенными картинками (лепешка, шашки, шахматы, катушка, кувшинка, кукушка)
Инструкция: подкидывай кубик и называй картинки, которые выпадают.
Упражнение № 8. Игра «Воздушные шарики».
Оборудование: нарисованные на большом листе воздушные шарики без ниточек, фломастер.
Инструкция: детям на праздник подарили шарики, но они без ниточек. Вспоминай и называй слова со звуком [ш] и на каждое правильное слово дорисовывай ниточки шарикам.
Упражнение № 9. Игра «Наряди елочку».
Оборудование: елочка из картона с пуговичками, бумажные кружочки (шарики) с петельками с наклеенными картинками (шишка, лиса, петушок, башмак, собака, машина, свисток, машина, мишка, бантик, кошка, лягушка)
Инструкция: выбери шарики и назови картинки со звуком [ш] и укрась ими елочку.
Предполагаемый результат: шишка, петушок, башмак, мошка, машина, мишка, кошка, лягушка.
Упражнение № 10. Игра «Поле Чудес».
Оборудование: вращающийся круг из картона с наклеенными картинками (вышивка, шина, шляпка, плюшка, клюшка, букашка, камешек,, ушко, пушинка, капюшон) и стрелочкой.
Инструкция: крути барабан и называй картинки, на которые покажет стрелка.
Упражнение № 11. Игра «Ромашка».
Оборудование: ромашка из картона, лепестки которой с наклеенными картинками вставлены в сердцевину.
Инструкция: а) вытаскивай по одному лепестку, переворачивай и называй картинки; б) назови картинки, в названии которых звук [ш] стоит в начале слова.
Предполагаемый результат:
а) мишень, штаны, бабушка, наушники, веснушки, шапка, пушка, дедушка, пушка, уж, камыш, шахматы;
б) шахматы, шапка, штаны.
Упражнение № 12. Игра «Назови ласково».
Педагог называет слова в обычной форме, а ребенок - в уменьшительно-ласкательной.
Инструкция: назови ласково.
Предполагаемый результат:
Петух – ПЕТУШОК;
Башня – БАШЕНКА;
Вишня – ВИШЕНКА;
Камень – КАМЕШЕК;
Дом – ДОМИШКО;
Тетя – ТЕТУШКА;
Изба – ИЗБУШКА;
Ухо – УШКО;
Кадка – КАДУШКА;
Пятно – ПЯТНЫШКО;
Поле – ПОЛЮШКО,
Антон – АНТОШКА;
Пастух – ПАСТУШОК;
Хлеб – ХЛЕБУШЕК.
Упражнение № 13. Выбор картинок по теме «Одежда».
Оборудование: предметные картинки (шляпа, штаны, носки, шуба, платье, гольфы, шапка-ушанка, шинель, кофта).
Педагог раскладывает перед ребенком картинки и называет их, затем дает инструкцию.
Инструкция: выбери и назови одежду, в названии которой есть звук [ш].
Предполагаемый результат: шляпа, штаны, шуба, шапка-ушанка.
Упражнение № 14. Игра «Помоги ежику».
Оборудование: ежик без иголок, иголки, фланелеграф.
Педагог выставляет ежика без иголок на фланелеграф.
Инструкция: ежик заболел, у него осыпались все иголки. Сидит ежик и вздыхает ш-ш-ш. Нужно его вылечить. Вспомни и назови слова со звуком [ш], тогда у ежика вырастут новые иголочки.
По мере называния ребенком слов педагог прикрепляет ежику иголки. Если ребенок называет слово без звука [ш], педагог просит исправиться.
Упражнение № 15. Игра «Построй домик мышке».
Оборудование: предметные картинки на прямоугольниках-кирпичиках и на большом треугольнике-крыше (дедушка, шахматы, цыпленок, подушка, катушка, кукушка, заяц, кошелек, капуста, бабушка, лягушка, тележка, скамейка), игрушка мышка, фланелеграф.
Педагог предлагает ребенку построить дом для мышки. Ребенок отбирает кирпичики и прикрепляет их на фланелеграф.
Инструкция: выбери и прикрепи кирпичики и крышу с картинками, в названии которых есть звук [ш], назови картинки.
Предполагаемый результат: дедушка, шахматы, цыпленок, подушка, катушка, кукушка, кошелек, бабушка, лягушка, тележка.
Упражнение № 16. Парные картинки.
Оборудование: пары картинок, логически связанные между собой (кошка – мышка, картошка – мешок, шайба – клюшка, шарф – шапка, шофер – машина, собака – ошейник, курица – петушок, вешалка – шуба, дедушка – бабушка, каша – ложка, корзинка – вишня, платье – шкаф)
Педагог знакомит ребенка с картинками, раскладывая их парами. Потом ребенок отворачивается, а педагог убирает по одной из каждой пары (по четыре картинки). Ребенок должен назвать, какие картинки были связаны с оставленными.
Инструкция: вспомни и назови картинки, которые я убрала.
Предполагаемый результат: мышка, мешок, клюшка, шапка, машина, ошейник, петушок, шуба, бабушка, каша, вишня, шкаф.
3. Автоматизация в словосочетаниях.
Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в словосочетаниях.
Упражнение № 1 - Игра «Рыбалка».
Оборудование: игрушка удочка с магнитом на веревочке, предметные картинки с прикрепленными скрепками, коробка.
Инструкция: лови удочкой картинки и называй, что ты поймала.
Предполагаемый результат: у меня вишенки (катушку, мышь, шубу, мешок, подушку, шкаф, кошку, кукушку, шапку).
Упражнение № 2. Игра «Дашины вещи».
Оборудование: предметные картинки.
Ребенку рассказывают о девочке Даше, у которой есть шапка, шубка, штанишки и башмаки, показывая картинки. Затем просят назвать Дашины вещи, задавая вопросы типа: что это?
Предполагаемый результат: Дашина шапка, Дашина шубка, Дашины штанишки, Дашины башмаки.
Упражнение № 3. Игра «У кого что».
Оборудование: предметные картинки, на которых нарисованы предметы белого цвета, у которых раскрашена одна часть.
Инструкция: посмотри на картинки и назови, у кого что раскрашено.
Предполагаемый результат: у шиповника шипы, у машины шины, у шкафа ножки, у мишки уши, у башни окошки, у кувшина донышко.
Упражнение № 4. Игра «Третий лишний».
Оборудование: предметные картинки.
Педагог раскладывает по три картинки. Ребенок должен выбрать из них лишнюю.
Лиса – кукушка – медведь;
Штаны – сандали – сапоги;
Ананас – банан – вишни;
Шкаф – стакан – сито;
Сок – кофе – каша.
Инструкция: выбери и назови картинку, которая не подходит.
Предполагаемый результат: лишняя кукушка, лишние штаны, лишние вишни, лишний шкаф, лишняя каша.
Упражнение № 5. Игра «Какой? Какая?».
Оборудование: предметные картинки.
Педагог показывает и называет картинки: пушистая кошка, большая шляпа, пшенная каша, сушеный шиповник, шапка-ушанка, плюшевый мишка, большая башня
Инструкция: посмотри на картинку и ответь на вопрос:
- Какая кошка?
- Какая шляпа?
- Какая каша?
- Какой шиповник?
- Какая шапка?
- Какой мишка?
- Какая башня?
Предполагаемый результат: кошка пушистая, шляпа большая, каша пшенная, шиповник сушеный, шапка-ушанка, мишка плюшевый, башня большая.
Упражнение № 6. Игра «Скажи наоборот».
Оборудование: предметные картинки.
Педагог показывает картинки, на которых изображены предметы, отличающиеся по размеру. Педагог называет один предмет, а ребенок – другой.
Инструкция: скажи наоборот.
Бабушка маленькая, а…
Дом маленький, а…
Зайчик маленький, а…
Орешек маленький, а…
Велосипед маленький, а…
Предполагаемый результат: дедушка большой, башня большая, мишка большой, шишка большая, машина большая.
Автоматизация в предложениях.
Цель: закрепить правильное произношение звука [ш] в предложениях.
Упражнение № 1 - игра «Магазин».
Оборудование: игрушки (пушка, лиса, мишка, кубики, мышка, машина, петушок, утенок, неваляшка, шишка, кукла, танк).
Инструкция: открылся новый магазин игрушек, купи игрушки, в названии которых есть звук [ш].
Предполагаемый результат: я куплю пушку (пушку, мишку, мышку, машину, петушка, неваляшку, шишку).
Упражнение № 2. Игра «Кто что ест?».
Оборудование: сюжетные картинки.
Инструкция: расскажи, кто что ест.
Предполагаемый результат:
Лягушка ест мошек.
Кошка ест мышей.
Маша ест кашу.
Бабушка ест плюшки.
Дедушка ест вишни.
Петушок ест пшено.
Упражнение № 3. Игра «Чего не хватает?».
Оборудование: предметные картинки с недорисованными частями.
Инструкция: художник не дорисовал картинки. Расскажи, чего не хватает у предметов.
Предполагаемый результат:
У мишки не хватает ушей;
У машины не хватает шин;
У шкафа не хватает ножки;
У бабушки не хватает ложки;
У дедушки не хватает шеи;
У башни не хватает окошек;
У башмака не хватает подошвы.
Упражнение № 4. Составление предложений по картинкам.
Оборудование: сюжетные картинки.
Педагог задает вопросы по картинкам, а ребенок отвечает полным предложением.
Инструкция: ответь на вопросы, используя картинки.
- Куда залез еж?
- Что болит у Наташи?
- Что делает Маша?
- Кого пасет пастушок?
- Какую букву пишет Наташа?
- Что делает мама?
Предполагаемый результат:
- Еж залез под шкаф.
- У Наташи болят уши.
- Маша вешает шубу.
- Пастушок пасет петушка.
- Наташа пишет букву «ш».
- Мама шьет на машине.
Упражнение № 5. «Кто что делает?».
Оборудование: сюжетные картинки.
Инструкция: ответь на вопросы по картинкам:
- Что ест Маша?
- Что готовит бабушка?
- Куда залезли мышата?
- Кого вышивает Даша?
- Где висит шляпа?
- Что у девушки на лице?
- Что у Саши в ушах?
- Что штопает бабушка?
Предполагаемый результат:
- Маша ест кашу;
- Бабушка готовит лепешки;
- Мышата залезли в мешок;
- Даша вышивает кошку;
- Шляпа висит в шкафу;
- У девушки на лице веснушки;
- У Саши в ушах наушники;
- Бабушка штопает штаны.
Упражнение № 6. Беседа по прослушанному рассказу
Педагог просит ребенка внимательно послушать рассказ:
Наташа и мишка.
У Наташи плюшевый мишка. Наташа надевает ему штанишки, а бабушка – шапку. Наташа выходит с мишкой погулять. Там Паша. У Паши большая машина. Наташа и Паша посадили мишку в машину. Мишка едет на машине.
Инструкция: ответь на вопросы:
- Кто у Наташи?
-Что надевает ему Наташа?
- Что надевает мишке бабушка?
- Что делает с мишкой Наташа?
- Что есть у Паши?
- На чем едет мишка?
Предполагаемый результат:
- У Наташи плюшевый мишка.
- Наташа надевает ему штанишки.
- Бабушка надевает мишке шапку.
- Наташа выходит с мишкой погулять.
- У Паши большая машина.
- Мишка едет на машине.
На этапе автоматизации звука [ш] в предложениях проводилась работа по уточнению артикуляции и постановке звука [ж].
Упражнение № 1. Уточнение артикуляции звука [ж].
Цель: формирование правильного положение органов артикуляции для произношения звука [ж].
Оборудование: картинка с изображением жука, зеркало.
Педагог предлагает ребенку произнести перед зеркалом звук [ш] и беседует с ним.
- Когда мы произносим звук [ш], какие губки по форме?
- Круглые.
- Где находится язычок?
- Вверху, за зубками.
- Какая идет воздушная струя?
- Теплая.
- Голос есть или нет?
- Нет.
- А вот у нашего нового звука [ж] есть голосок. Он жужжит, как жук.
Педагог подставляет руку ребенка к своему горлу и дает почувствовать вибрацию голосовых связок.
Упражнение № 2. Игра «Веселый жук».
Цель: добиться четкого произношения изолированного звука [ж].
Оборудование: картинка с изображением жука, зеркало.
Постановка звука [ж] проводится по подражанию. Педагог беседуе с ребенком.
- Как шипит гусь?
- Ш-ш-ш.
-А ты знаешь, как жужжит жук? Чтобы это у нас получилось, нужно к «шипению гуся» прибавить голос.
«Ж» как «Ш» мы произносим,
Только голос в гости просим.
Звонко «Ж» в словах жужжит,
«Ж» как жук большой гудит [26].
Положи руку на горлышко себе и мне, послушай, как буду «жужжать» я, а ты повторишь. Ж-ж-ж, чувствуешь, как дрожит горлышко? Повтори.
-Ж-ж-ж.
На данном этапе коррекционная работа по исправлению сигматизма шипящих звуков была закончена.
Заключение
Данная исследовательская работа посвящена изучению проблемы организации педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения, а именно: нарушение произношения шипящих звуков.
Сегодня отмечается рост числа дошкольников, имеющих проблемы развития речи. До данным статистики, каждый второй ребенок дошкольного возраста страдает от подобных проблем.
Период дошкольного девства – этап онтогенеза, когда происходит активное психическое, личностное и социальное развитие индивида. Это также сензитивный период для речевого развития ребенка. На сколько правильно и гармонично будут формироваться высшие психические функции ребенка к периоду старшего дошкольного возраста (восприятие, внимание, память, мышление, речь и воображение), настолько успешным будет его адаптация и обучение в школе.
Речь играет в жизни и развитии ребенка очень большое значение. Благодаря речи происходит познание ребенком окружающей среды, взаимодействие с ней, общение со взрослыми и сверстниками, развитие мыслительных операций, усвоение социальных ном и правил, социализация и формирование личности.
Если ребенок имеет речевые нарушения, пусть даже самые незначительные, это существенно усложняет его жизнь: нарушаются процессы коммуникации, формируется фрустрация, ребенок испытывает негативные переживания, что сказывается на его самооценке, повышает уровень тревожности, формирует различные комплексы, тормозит психическое развитие. Таким образом, дети дошкольного возраста, имеющие нарушения речи, нуждаются в специально организованной квалифицированной педагогической помощи, направленной на коррекцию имеющегося нарушения
Исходя из этого, проблему проблемы организации педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения произношения шипящих звуков, справедливо можно считать актуальной темой исследования, важной и с точки зрения науки, и с точки зрения практического применения.
В данной работе мы рассмотрели теоретические основы педагогической работы по исправлению произношения звуков; изучили развитие звукопроизношения у детей в норме; проанализировали причины нарушения произношения у детей дошкольного возраста; рассмотрели систему педагогической работы по преодолению нарушений; провели исследование, включающее в себя разработку и проведение серии педагогических занятий по коррекции произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста; проанализировали результаты
В результате проведенного комплекса коррекционных мероприятий были получены положительные результаты в развитии звукопроизношения у ребенка старшего дошкольного возраста. Отсюда следует, что предложенный комплекс коррекционно-развивающих упражнений был успешно реализован, а значит, является эффективным и может быть применен в отношении других детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в произношении шипящих звуков, что говорит о практической значимости дипломной работы. Гипотеза, поставленная в начале исследования, является доказанной.
Список литературы
Берк Л. Развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2008
Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. – М.: Просвещение, 1979
Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). – М.: Сфера, 2005
Борисова Е.А. Индивидуальные педагогические занятия с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. – СПб., - 2006.
Вологодина Н.Г. Домашний педагог. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Педагогические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб. 2006.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Смысл, 2007
Герасимова А.С. Популярная педагогия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Грибова О.Е. Технология организации педагогического обследования: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Знание, 2004
Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Эксмо, 2004
Жукова Н.С. Уроки педагога. Исправление нарушений. – М.: Эксмо, 2008.
Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008
Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Карельская Е.Г. Педагогическая азбука для говорунов и грамотеев. – М.: Дрофа, 2007.
Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2005.
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.. - М.: «Гном-Пресс», 2000.
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2010
Краузе Е. Педагогия. – СПб., 2002.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) . – М.: Знание, 1998
Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш, Ж, Щ: Практическое пособие для педагогов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, - 2005.
Левина Е.В. Педагогические игры по автоматизации и дифференциации звуков // Педагог. – 2004. - № 5. – С. 58-64.
Лизунова Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников //Педагог . – 2004. -№ 4. – С. 70-72.
«Педагог» для ДОУ: сборник материалов. – М.: Сфера, 2005.
Педагогическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. — СПб.: Москва: САГА: ФОРУМ, 2006.
Педагогия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Лопухина И.С. Педагогия. Звуки, буквы и слова. – 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.
Маклаков А.Г, Общая психология. – СПб.: Питер, 2007
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005.
Моисеева Р. Пальчиковые игры – упражнения // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 10. – С. 42-54.
Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005. – 420 с.
Нестеренко И. Речевые упражнения // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 3. – С. 26-31.
Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Педагогические игры и упражнения. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2008.
Основы педагогии с практикумом по звукопроизношению / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова, - М., 2004. – 156 с
Парамонова Л.Г. Педагогия для всех. – СПб.: Питер, 2004.
Перегрудова Т.С., Османова Г. А. Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков [ш], [ж]. – СПб.: Педагогам-практикам и заботливым родителям, 2006.
Перегрудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков [ч], [щ]. – СПб.: Педагогам-практикам и заботливым родителям, 2006.
Поваляева М.А. Справочник педагога. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. Пособие для педагогов. – СПб.: КАРО, - 2006.
Полякова М.А. Самоучитель по педагогии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-пресс, 2009.
Психология человека от рождения до смерти /Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм - Еврознак, 2004
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2010
Суздальская Т.Р. Речевой материал по автоматизации звукопроизношения. Из опыта работы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
Ткаченко Т.А. Педагогическая энциклопедия. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
Ткаченко Т. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 3. - С. 36-41.
Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Туманова Т. В. Исправление произношения у детей. Дидактический материал. / Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. – М.: Гном-Пресс, 1999.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТ: Астрель, - 2007.
Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум. – М., 1998
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2002
Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: занятия для дошкольников. – М., 2007
Флерова Ж.М. Педагогия. Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по педагогии. – М.: Просвещение, 1989.
Хватцев М.Е. Педагогия: работа с дошкольниками: Пособие для педагогов и родителей. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.
Чигинцева Е.Г. Поиск эффективного пути обучения правильному произношению детей с дислалией в условиях дошкольного логопункта // Педагог. – 2006. - № 1. – С. 44-51.
Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зинина И.А. Педагогическая работа с дошкольниками. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков // Педагог. – 2005. - № 5. – С. 96-99.
Щетинина О.Г. Автоматизация звуков с помощью наглядно-игровых приемов // Педагог. – 2010. - № 2. – С. 68-74.
Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2006
3
1. Берк Л. Развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2008
2. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. – М.: Просвещение, 1979
3. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). – М.: Сфера, 2005
4. Борисова Е.А. Индивидуальные педагогические занятия с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. – СПб., - 2006.
6. Вологодина Н.Г. Домашний педагог. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
7. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Педагогические упражнения: Артикуляционная гимнастика. – СПб. 2006.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Смысл, 2007
9. Герасимова А.С. Популярная педагогия: практическое руководство для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2007.
10. Грибова О.Е. Технология организации педагогического обследования: методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
11. Дошкольная педагогика. / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Знание, 2004
12. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Эксмо, 2004
13. Жукова Н.С. Уроки педагога. Исправление нарушений. – М.: Эксмо, 2008.
14. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008
15. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Логопсихология. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.
16. Карельская Е.Г. Педагогическая азбука для говорунов и грамотеев. – М.: Дрофа, 2007.
17. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2005.
18. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.. - М.: «Гном-Пресс», 2000.
19. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2010
20. Краузе Е. Педагогия. – СПб., 2002.
21. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) . – М.: Знание, 1998
22. Лебедева И.Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Ш, Ж, Щ: Практическое пособие для педагогов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, - 2005.
23. Левина Е.В. Педагогические игры по автоматизации и дифференциации звуков // Педагог. – 2004. - № 5. – С. 58-64.
24. Лизунова Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников //Педагог . – 2004. -№ 4. – С. 70-72.
25. «Педагог» для ДОУ: сборник материалов. – М.: Сфера, 2005.
26. Педагогическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. — СПб.: Москва: САГА: ФОРУМ, 2006.
27. Педагогия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
28. Лопухина И.С. Педагогия. Звуки, буквы и слова. – 2-е изд. – СПб.: КОРОНА принт, 2004.
29. Маклаков А.Г, Общая психология. – СПб.: Питер, 2007
30. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005.
31. Моисеева Р. Пальчиковые игры – упражнения // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 10. – С. 42-54.
32. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2005. – 420 с.
33. Нестеренко И. Речевые упражнения // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 3. – С. 26-31.
34. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Педагогические игры и упражнения. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2008.
35. Основы педагогии с практикумом по звукопроизношению / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
36. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова, - М., 2004. – 156 с
37. Парамонова Л.Г. Педагогия для всех. – СПб.: Питер, 2004.
38. Перегрудова Т.С., Османова Г. А. Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков [ш], [ж]. – СПб.: Педагогам-практикам и заботливым родителям, 2006.
39. Перегрудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека заданий для автоматизации звуков [ч], [щ]. – СПб.: Педагогам-практикам и заботливым родителям, 2006.
40. Поваляева М.А. Справочник педагога. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
41. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. Пособие для педагогов. – СПб.: КАРО, - 2006.
42. Полякова М.А. Самоучитель по педагогии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-пресс, 2009.
43. Психология человека от рождения до смерти /Под общ. ред. А.А. Реана. – СПб.: Прайм - Еврознак, 2004
44. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М., 2010
45. Суздальская Т.Р. Речевой материал по автоматизации звукопроизношения. Из опыта работы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
46. Ткаченко Т.А. Педагогическая энциклопедия. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
47. Ткаченко Т. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 3. - С. 36-41.
48. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
49. Туманова Т. В. Исправление произношения у детей. Дидактический материал. / Под ред. проф. Т.Б. Филичевой. – М.: Гном-Пресс, 1999.
50. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – М.: АСТ: Астрель, - 2007.
51. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум. – М., 1998
52. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2002
53. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма: занятия для дошкольников. – М., 2007
54. Флерова Ж.М. Педагогия. Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
55. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по педагогии. – М.: Просвещение, 1989.
56. Хватцев М.Е. Педагогия: работа с дошкольниками: Пособие для педагогов и родителей. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996.
57. Чигинцева Е.Г. Поиск эффективного пути обучения правильному произношению детей с дислалией в условиях дошкольного логопункта // Педагог. – 2006. - № 1. – С. 44-51.
58. Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зинина И.А. Педагогическая работа с дошкольниками. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
59. Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков // Педагог. – 2005. - № 5. – С. 96-99.
60. Щетинина О.Г. Автоматизация звуков с помощью наглядно-игровых приемов // Педагог. – 2010. - № 2. – С. 68-74.
61. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М., 2006
Вопрос-ответ:
Какова цель логопедической работы по произношению шипящих звуков у старших дошкольников?
Целью логопедической работы по произношению шипящих звуков у старших дошкольников является исправление неправильного произношения данных звуков, чтобы ребенок мог говорить правильно и свободно, без затруднений.
Какие факторы могут привести к нарушению произношения шипящих звуков у детей дошкольного возраста?
Нарушение произношения шипящих звуков у детей дошкольного возраста может быть вызвано различными факторами: генетическими предрасположенностями, недостаточным развитием артикуляционного аппарата, неправильными привычками при произношении звуков, а также отсутствием модели правильного произношения в окружении ребенка.
Какая система педагогической работы используется для преодоления нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста?
Для преодоления нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста используется комплексная система педагогической работы, включающая индивидуальные занятия с логопедом, групповые занятия с детьми, использование специальных логопедических пособий и игр, а также работу с родителями для поддержки и содействия в процессе исправления произношения.
Какие основные этапы включает организация исследования произношения шипящих звуков?
Организация исследования произношения шипящих звуков включает несколько этапов: предварительное обследование ребенка, анализ и интерпретацию данных, определение уровня нарушения произношения и разработку индивидуального плана работы, проведение логопедических занятий с учетом особенностей ребенка и его потребностей, а также оценку результатов и коррекцию работы в зависимости от прогресса ребенка.
Почему важно исправлять нарушения произношения шипящих звуков у старших дошкольников?
Исправление нарушений произношения шипящих звуков у старших дошкольников важно, так как это влияет на развитие речи ребенка, его возможности для коммуникации и обучения. Правильное произношение шипящих звуков является основой для формирования правильного звукопроизношения в целом и помогает ребенку стать более успешным и уверенным в себе.
Что такое логопедическая работа по произношению шипящих звуков?
Логопедическая работа по произношению шипящих звуков - это специальная терапия, которая направлена на исправление ошибок в произношении звуков, таких как "ш", "ж", "с" и "з", у старших дошкольников.
Какие теоретические основы лежат в основе педагогической работы по исправлению произношения шипящих звуков?
Основные теоретические основы работы логопеда по исправлению произношения шипящих звуков включают развитие звукопроизношения у детей в норме, изучение причин нарушения произношения у детей дошкольного возраста и системы педагогической работы по преодолению этих нарушений у детей старшего дошкольного возраста.
Почему у детей дошкольного возраста возникают нарушения произношения шипящих звуков?
Причинами нарушения произношения шипящих звуков у детей дошкольного возраста могут быть физиологические особенности речевого аппарата, недостаток слуховой и артикуляционной моторики, а также нарушение связи между слуховым и двигательным анализаторами.
Какие методы используются в системе педагогической работы по исправлению произношения шипящих звуков?
В системе педагогической работы по исправлению произношения шипящих звуков у детей старшего дошкольного возраста могут применяться различные методы, такие как аналитический метод, синтетический метод, комбинированный метод, метод моделирования, метод восприятия и др.
Каким образом организуется исследование произношению шипящих звуков?
Исследование произношения шипящих звуков организуется с помощью специальных логопедических методик, которые позволяют определить наличие и характер нарушений, а также разработать индивидуальный план коррекционной работы для каждого ребенка.