Особенности художественного пространства и времени в романах Ф.Мориака.
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 11.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
КАТЕГОРИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ В ТВОРЧЕСТВЕ МОРИАКА: 5
Реализм и католицизм в творчестве Ф. Мориака 5
Особенности художественного хронотопа в романе «Тереза Дейскейру» 8
Значение пространственно-временного ряда в романе 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15
Автор, безусловно, симпатизирует Терезе. Во вступлении к роману он абстрактно обращается к ней, но видит он ее «сквозь живые прутья клетки, именуемой семьей», где она мечется, «словно волчица». Ф. Мориак описывает драму замкнутого сердца, которое «тесно связано с грязной человеческой плотью» . Писатель мечтает о том, чтобы страдания привели Терезу к богу, но тогда бы общественное мнение заговорило о кощунстве.
В своем романе Ф. Мориак показал, что чувство нельзя определенно классифицировать, это сложная область в человеческом познании. Человеку с глубоким внутренним миром трудно заставить себя жить так, как предписывает общественное мнение, «честь семьи». Что делать если в глубине души Терезы бушевали страсти, которые стала энергично подавлять тесная «клетка» семейной жизни. Тереза пыталась найти в браке убежище от своих мыслей, занять в подобающем для нее круге определенное место. Но получилось, что брак ее погубил чередой семейных устоев и правил. Она стала играть в сложную игру «не выдавай себя». Итак, постоянная игра, когда нужно заставлять себя улыбаться, следить за выражением лица. В реальном циклическом пространстве времени Тереза не могла быть счастливой. Она видела всю близорукость своего окружения, которые не прочь пообсуждать то, что происходит вокруг, но «совершенно равнодушны к гораздо более многочисленным, но скрытым изъянам души и тела». Семья стала для нее клеткой, где «кругом уши и глаза». И в этой клетке она должна будет сидеть, дожидаясь смерти. Муж раздражает ее вечным нытьем и кажется смешным со своим страхом смерти, так как жизнь, которую она видит вокруг себя и которой живет, кажется ей бесполезной и удивительно
похожей на смерть. Когда она высказывает такие мысли Бернару, то раздражает его своими «парадоксами». Сам же он не считает нужным говорить что-либо наперекор здравому смыслу. Следует отметить, что Тереза не считала Бернара плохим, она не выносила не существующих образов необыкновенных личностей. Главной ее мечтой было найти в человеке понимание, но этого не происходит в ее семейной жизни в Аржелузе. Она ищет истинных, не придуманных правилами отношений, и не находит их. Итак, тоскливая обыденность серой жизни едва не делает Терезу убийцей мужа. Пространство этой жизни удивительно точно обрисовывает Жан Азеведо: «Огромное и однообразное пространство, это болото, затянутое льдом, сковавшим здесь все души». В этом замкнутом пространстве у каждого есть своя особая судьба, но следует подчиняться общей участи, а если ей противятся, то случаются драмы в почтенных семьях. Подобная драма случилась и в семье Дескейру, но ее замяли.
Но вот в конце романа Тереза уезжает в Париж. Есть ли надежда у нее там обрести саму себя и найти счастье? Автор ей желает удачи на этом пути. Хотя она сама представляет, что в Париже кругом будут не сосны, а люди, опасные люди. А вместо «полчищ деревьев – полчища людей». Сидя в парижском кафе, Тереза «смотрела на живую человеческую реку, в которую она сейчас бросится» , но уже не испытывает одиночества. Она спокойна.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, пространство и время протекает в романе в двух разных формах: циклическое бытовое время и пространство провинциального местечка Аржелуз и идиллическое пространство лихорадочного состояния внутреннего мира Терезы.
Итак, Тереза едва не становится убийцей мужа вследствие того, чтобы заперты ее лучшие мысли и чувства в «клетке» семьи. Терезе противоестественно нормальное состояние, в котором живут ее родственники, ничтожные в своих понятиях о долге и чести семьи. Героиня оказывается в нравственном вакууме. Тереза не смогла жить мелкой самодовольной жизнью, она «задыхалась» в круге своей семьи, где не было понимания между ее членами.
Следует отметить, что Ф. Мориак не оправдывает героиню, которая совершает преступление, ей уготованы тяжкие моральные муки. Но писатель в своем романе рисует борьбу Терезы с пустотой обывательского существования. Отчаяние, которое вызывает в ней ничтожество мужа, приводит постепенно к ненависти и преступлению. По мысли М. Ваксмахера, «роман производит ощущение полной безысходности» .
Однако мы не склонны соглашаться с таким мнением исследователя о полной безысходности. Героиня познала бездну падения, но она ищет истину, стремится к духовному возрождению. Она не равнодушна и не корыстолюбива. Свою героиню Мориак через преступление ведет к осознанию утраченного ей чувства собственного достоинства. Она согрешила, но покаялась. А, значит, есть путь к спасению. Трагическое у Мориака приобретает глубокий смысл, а страдание открывает лучшее в человеке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев Л.Г. Чистилище Франсуа Мориака: Предисловие к сборнику избранной прозы.- М.: Прогресс, 1971.
Балахонов В.Е. Этот народ – мой народ, его история – моя история [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.litmir.net/br/?b=178558&p=12
Ваксмахер М. Франсуа Мориак. Писатели Франции.- М.: Просвещение, 1964.
Мориак Ф. Воспоминания. Новые страницы моей внутренней жизни / Пер. О.В. Гринберг, В.А. Мильчиной [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://noblit.ru/node/110
Мориак Ф. Тереза Дескейру: Роман [Электронный ресурс].- Режим доступа: ModernLib.Ru
Андреев Л.Г. Чистилище Франсуа Мориака: Предисловие к сборнику избранной прозы.- М.: Прогресс, 1971.
Андреев Л.Г. Чистилище Франсуа Мориака: Предисловие к сборнику избранной прозы.- М.: Прогресс, 1971.
Там же.
Андреев Л.Г. Чистилище Франсуа Мориака: Предисловие к сборнику избранной прозы.- М.: Прогресс, 1971.
Там же.
Мориак Ф. Воспоминания. Новые страницы моей внутренней жизни / Пер. О.В. Гринберг, В.А. Мильчиной [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://noblit.ru/node/110
Там же.
Мориак Ф. Тереза Дескейру: Роман [Электронный ресурс].- Режим доступа: ModernLib.Ru
Там же.
Там же.
Мориак Ф. Тереза Дескейру: Роман [Электронный ресурс].- Режим доступа: ModernLib.Ru
Мориак Ф. Тереза Дескейру: Роман [Электронный ресурс].- Режим доступа: ModernLib.Ru
Мориак Ф. Тереза Дескейру: Роман [Электронный ресурс].- Режим доступа: ModernLib.Ru
Мориак Ф. Тереза Дескейру: Роман [Электронный ресурс].- Режим доступа: ModernLib.Ru
Ваксмахер М. Франсуа Мориак. Писатели Франции.- М.: Просвещение, 1964.
14
2. Балахонов В.Е. Этот народ – мой народ, его история – моя история [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.litmir.net/br/?b=178558&p=12
3. Ваксмахер М. Франсуа Мориак. Писатели Франции.- М.: Просвещение, 1964.
4. Мориак Ф. Воспоминания. Новые страницы моей внутренней жизни / Пер. О.В. Гринберг, В.А. Мильчиной [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://noblit.ru/node/110
5. Мориак Ф. Тереза Дескейру: Роман [Электронный ресурс].- Режим доступа: ModernLib.Ru
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет пространственно-временной ряд в романе Ф. Мориака?
Пространственно-временной ряд в романе Ф. Мориака играет важную роль в создании визуальной и эмоциональной атмосферы произведения. Он помогает читателю разобраться в сложной внутренней мире героев и погрузиться в их мир.
Как автор характеризует главную героиню романа "Тереза Дейскейру"?
Автор безусловно симпатизирует Терезе. Во вступлении к роману он абстрактно обращается к ней, но видит ее сквозь живые прутья клетки, именуемой семьей, где она мечется словно волчица.
Каким образом реализм и католицизм проявляются в творчестве Ф. Мориака?
В творчестве Ф. Мориака реализм проявляется в описании реального мира, психологии героев и нравственных дилеммах, с которыми они сталкиваются. Католицизм присутствует в произведениях Мориака как один из мотивов, влияющих на поступки героев и определяющих их мировоззрение.
Какие особенности художественного хронотопа можно выделить в романе "Тереза Дейскейру"?
В романе "Тереза Дейскейру" можно выделить особенности художественного хронотопа, которые включают в себя детальные описания окружающего мира, внутренний мир героев, а также переходы между реальностью и фантазией. Это создает атмосферу тайны и загадочности в произведении.
Какие особенности художественного пространства и времени можно отметить в романах Ф. Мориака?
Одной из особенностей художественного пространства и времени в романах Ф. Мориака является тщательное описание внутреннего мира героев. Автор создает атмосферу, полную деталей, которые помогают воссоздать аутентичность жизни героев и передать их внутренний мир. Еще одной особенностью является использование реалистических сцен, в которых герои сталкиваются с трудностями и конфликтами. Временной ряд в романах Мориака также имеет свои особенности, он может быть разбит на отрезки прошлого и настоящего, что позволяет лучше понять развитие событий и эволюцию героев.
Какое значение имеет пространственно-временной ряд в романе Ф. Мориака?
Пространственно-временной ряд в романе Ф. Мориака играет важную роль в передаче эмоциональной и психологической составляющей истории. Автор использует различные сцены и локации, чтобы создать нужную атмосферу и погрузить читателя в мир героев. Этот ряд также помогает понять уникальность персонажей и их отношение к происходящим событиям. Отправляя героев в разные места и времена, Мориак показывает их внутреннюю эволюцию и изменение, а также их отношение к окружающей реальности.
Как автор относится к главной героине романа "Тереза Дейскейру"?
Автор безусловно симпатизирует Терезе. Во вступлении к роману он абстрактно обращается к ней, но видит ее через призму ее семьи. Он описывает ее мучения и страдания, которые она испытывает под влиянием своей семьи. Тереза мечется словно волчица, что показывает ее силу и решимость противостоять трудностям и обстоятельствам.
Какие особенности художественного пространства и времени присутствуют в романах Ф. Мориака?
Особенности художественного пространства и времени в романах Ф. Мориака связаны с его реализмом и католицизмом. Автор создает живые образы и атмосферу конкретных мест, в которых происходят события, а также точно передает временные рамки истории. Его произведения часто описывают детально пространственные особенности городов и деревень, а также отражают культурные и религиозные особенности тех эпох, о которых идет речь.
Какие категории пространства и времени присутствуют в творчестве Ф. Мориака?
В творчестве Ф. Мориака можно выделить три категории пространства и времени: реалистический хронотоп, католический хронотоп и символический хронотоп. Реалистический хронотоп характеризуется точным описанием мест и времени, созданием реальности и обыденности. Католический хронотоп включает в себя образы церкви, религиозных обрядов и мотивы веры. Символический хронотоп является метафорическим пространством и временем, где обыденность сочетается с глубинным смыслом.