Жанр мюзикла и его воплощение в отечественной музыке последних десятилетий ( в творчестве В.Лебедева, А.Рыбникова, М.Дунаевского, Г.Гладкова)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Музыка
  • 25 25 страниц
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 17.01.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. История становления жанра «мюзикл» 6
Глава 2. Мюзикл в отечественной музыке последних десятилетий 16
2.1 Мюзикл в творчестве А. Рыбникова 16
2.2 Мюзикл в творчестве В.Лебедева 18
2.3 Мюзикл в творчестве Г.Гладкова 20
2.4 Мюзикл в творчестве М. Дунаевского 21
Заключение 23
Литература 25
Фрагмент для ознакомления

Продолжателем данной традиции является Максим Дунаевский, мюзиклы которого активно ставятся на современных сценах.

2.4 Мюзикл в творчестве М. Дунаевского
М. Дунаевский – один из величайших современных советских и российских композиторов. Яркий мелодист, автор музыки мюзиклов «»Тили-тили-тесто», «Емелино счастье», «Три мушкетера», «В поисках капитана Гранта», «Веселые ребята – 2», «Двенадцать стульев», «Мэри Поппинс», «Алые паруса», «Любовь и шпионаж».
Первые мюзиклы Максима Исаковича Дунаевского, по его собственному признанию, были не совсем удачными. Той мелодической изюминки, которая отличает лучшие образцы в этом жанре, в ранних мюзиклах не было.
Одни из последних работ в этом жанре – «Мэри Поппинс», «Любовь шпионаж» и «Алые паруса». В этих произведениях композитор выходит на новый уровень.
В «Мэри Поппинс» очень притягательный мелодизм, запомнившийся советскому зрителю по фильму 1983 года. Как очень талантливое произведение мюзикл был оценен зрителями и кллегами
При создании мюзикла «Любовь и шпионаж» про историю Маты Хари М. Дунаевский является не только композитором, но и художественным руководителем проекта, созданного с ориентацией на конкретных исполнителей и их возможности. Так, главную роль в мюзикле спела Лариса Долина.
Мюзикл «Алые паруса» был несколько доработан, и осенью 2013 года вновь показан на русской сцене. Творчество Дунаевского в жанре мюзикла является как никогда современным, дающих образец сочетания вокала, инструментального начала, пластики и актерского мастерства самой высшей пробы.



Заключение

Мюзикл в отечественной традиции имеет свои особенности, связанны с историко-культурными, политическими особенностями развития нашей страны.
В отличии от американского аналога, русский мюзикл не был ориентирован на развлекательность. Советские театры являлись учреждениями культуры, ставили перед собой, прежде всего, просветительские цели. Это сказалось на тематике российского мюзиклов, на его образной, художественной составляющей.
Российская культура имеет богатую литературную и поэтическую традицию, которая нашла отражение в мюзикле. Фигура либреттиста имеет большое значение, он оказывается равным композитору создателей спектакля (наиболее яркий пример: Рыбников – Грушко). Первые российские мюзиклы были названы рок-операми, или зонг-операми, также существовало понятие «музыкально-поэтическая сказка», В этих жанрах происходит преобразование американской традиции мюзикла на русскую почву, его ассимиляция.
Среди компонентов мюзикла существует неравномерное распределение ролей. Так литература, поэзии в российском мюзикле важны, а вот хореография и пластика не играют ведущего значения. Возможно, эта тенденция в ближайшее время будет пересмотрена, ведь в одном из последних произведений – новой версии мюзикла «Алые паруса» М. Дунаевского в Московском театре мюзикла пластика становится одним из важнейших компонентов спектакля.
В целом, характеризуя значение мюзикла для современной российской культуры, необходимо сказать, что он занимает некое промежуточное значение между популярной и классической музыкой. Бум популярной музыки 1990ых годов в последнее время сменяется на активизацию интереса к музыке классической традиции. Множество исполнителей, гастролирующих пианистов, вокалистов и др. тому подтверждение. В этом контекст интересно, что отечественный мюзикл начинает «идти в гору». С чем это связано? Видимо, мюзикл является чрезвычайно мобильным жанром, он может удовлетворять потребности различных слушательских аудиторий: от апологетов классики до молодежи, приверженной в большинстве своей музыке поп-культуры.
Предположим, что потенциал отечественного мюзикла еще до конца не исчерпан. Именно в современных условиях, когда политическая система не накладывает идеологические ограничения на произведения культуры и искусства, а музыка коммерческая имеет достаточно развитую инфраструктуру, востребована в обществе, возможно дальнейшее развитие жанра мюзикла в русской музыке.
Рассмотрев в курсовой работе историю становления мюзикла за рубежом и в России, проанализировав различные воплощения жанра мюзикла в произведениях А.Рыбникова, В.Лебедева, Г.Гладкова, М.Дунаевского, мы дали представление об эволюции данного жанра в России и современном его состоянии.
Цель и задачи работы выполнены.

Литература
Адабашьян, В. Мюзикл / Музыка наших дней: Современная энциклопедия. - М.: Аванта+, 2002. - С. 80-81.
Боброва М.С. Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины XX - начала XXI века. Автореф. канд. дис. – Ростов-на-Дону, 2011.
Бушуева, С. Мюзикл. Сб. ст., 2 изд. доп. / Искусство и массы в современном буржуазном обществе. - М.: Искусство, 1989. - С. 170-193.
Вейнценфельд, А. Новая студия Алексея Рыбникова / Звукорежиссер. - 1999.
Великие мюзиклы мира. – М,: Олма-пресс, 2002. – 740 с.
Гринберг, М., Тараканов М. Современный мюзикл. Сб. ст. / Советский музыкальный театр: проблемы жанров. - М.: Советский композитор, 1982. - С. 231-286.
Грум-Гржимайло, Т. Алексей Рыбников в поисках нового театра. Литургия оглашенных. Интервью / Литературная газета. - 1993. - 29 сентября.
Грум-Гржимайло, Т. Литургия? Мистерия? Проповедь? (Беседа с А. Рыбниковым) / Независимая газета. - 1992. - 1 дек.
Емельянова, И. Мюзиклу можно все / Великие мюзиклы мира: Популярные энциклопедии. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 5 - 26.
Интервью с Г. Гладковым «Давайте негромко». Электронные источники, режим доступа: http://www.rg.ru/2013/10/09/gladkov.html
Кампус, Э. О мюзикле. - Л.: Музыка, 1983. - 128 с.
Кон, Э. Мюзикл после мюзикла / Америка. 1991. - № 7. - С. 47 - 51.
Корябин И. Премьера, открывшая сезон / Музыкальная жизнь. - 2006. - № 11. - С. 5-6.
Кретова, Е. «Литургия оглашенных»: Рыбников возвестил Апокалипсис / Коммерсант. - 1992. - 14 нояб.
Лебедев В. На мюзикле не заработаешь столько, сколько на концерте «поющих трусов». Интервью. Электронные источники, режим доступа: http://topdialog.ru/2013/09/02/viktor-lebedev-na-myuzikle-ne-zarabotaesh-stolko-skolko-na-koncertax-poyushhix-trusov/
Максакова, Н. Ад и рай Алексея Рыбникова / Парламентская газета. -2003. - № 131 (16 июл.).
Мосина, М. Алексей Рыбников: Я очень боюсь лекарств / Аргументы и факты. Здоровье. - 2008. - 23 сентября.
Музыкальный театр и современность. Вопросы развития советской оперетты. – М.: Государтственное музыкальное издательство, 1962. – 99 с.
Пранг А. Французский детектив – русский мюзикл / Музыкальная жизнь. - 2005. - № 12. - С. 12-13.
Растегаева, Е. Алексей Рыбников / Музыка в России. - 2007. - № 1.- С.2.
Ткачев, А. Алексей Рыбников: насколько многогранен человек - настолько многогранна музыка / Музыкальная жизнь. - 2000. - № 8.
Тхарева Т. «Mamma mia» или много шума из ничего / Музыкальная жизнь. - 2006. - № 12. - С. 6-7.
Уварова, Е. Мюзикл в России / Эстрада в России. XX век. - М.: Олма-пресс, 2004. - 861 с.
Эттингер, М. Мюзиклы. Взгляд в прошлое. Заметки об истории жанра / Америка. 1976. - № 231. - С. 31 - 34.




Лебедев В. На мюзикле не заработаешь столько, сколько на концерте «поющих трусов». Интервью. Электронные источники, режим доступа: http://topdialog.ru/2013/09/02/viktor-lebedev-na-myuzikle-ne-zarabotaesh-stolko-skolko-na-koncertax-poyushhix-trusov/
Бушуева, С. Мюзикл. Сб. ст., 2 изд. доп. / Искусство и массы в современном буржуазном обществе. - М.: Искусство, 1989. - С. 170-193.
Адабашьян, В. Мюзикл / Музыка наших дней: Современная энциклопедия. - М.: Аванта+, 2002. - С. 80-81.
Гринберг, М., Тараканов М. Современный мюзикл. Сб. ст. / Советский музыкальный театр: проблемы жанров. - М.: Советский композитор, 1982. - С. 231-286.
Уварова, Е. Мюзикл в России / Эстрада в России. XX век. - М.: Олма-пресс, 2004. - 861 с.
Кон, Э. Мюзикл после мюзикла / Америка. 1991. - № 7. - С. 47 - 51.
Кампус, Э. О мюзикле. - Л.: Музыка, 1983. - 128 с.
Мосина, М. Алексей Рыбников: Я очень боюсь лекарств / Аргументы и факты. Здоровье. - 2008. - 23 сентября; Пранг А. Французский детектив – русский мюзикл / Музыкальная жизнь. - 2005. - № 12. - С. 12-13 и т.д.
Лебедев В. На мюзикле не заработаешь столько, сколько на концерте «поющих трусов». Интервью. Электронные источники, режим доступа: http://topdialog.ru/2013/09/02/viktor-lebedev-na-myuzikle-ne-zarabotaesh-stolko-skolko-na-koncertax-poyushhix-trusov/;
Интервью с Г. Гладковым «Давайте негромко». Электронные источники, режим доступа: http://www.rg.ru/2013/10/09/gladkov.html.
Боброва М.С. Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины XX - начала XXI века. Автореф. канд. дис. - Ростов-на-Дону, 2011.
Великие мюзиклы мира. – М,: Олма-пресс, 2002. – 740 с.
В связи с этим существовала традиция стационарных мюзиклов, а ближе к современности распостранились и телевизионные версии мюзиклов, ориентированные на широкую аудиторию и созданные по принципам, аналогичным для кинолент широкого проката.
Кампус, Э. О мюзикле. - Л.: Музыка, 1983. - 128 с.
Кампус, Э. О мюзикле. - Л.: Музыка, 1983. - 128 с.
Там же, с. 26.
Кампус, Э. О мюзикле. - Л.: Музыка, 1983. С. 26.
Гринберг, М., Тараканов М. Современный мюзикл. Сб. ст. / Советский музыкальный театр: проблемы жанров. - М.: Советский композитор, 1982. - С. 231-286.
Эттингер, М. Мюзиклы. Взгляд в прошлое. Заметки об истории жанра / Америка. 1976. - № 231. - С. 31 - 34.
Емельянова, И. Мюзиклу можно все / Великие мюзиклы мира: Популярные энциклопедии. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 5 - 26.
Цит. по: Интервью с Г. Гладковым «Давайте негромко». Электронные источники, режим доступа: http://www.rg.ru/2013/10/09/gladkov.html
Подробнее об этом см.: Музыкальный театр и современность. Вопросы развития советской оперетты. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. – 99 с.
Подробнее об этом см.: Боброва М.С. Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины XX - начала XXI века. Автореф. канд. дис. – Ростов-на-Дону, 2011.
Лебедев В. На мюзикле не заработаешь столько, сколько на концерте «поющих трусов». Интервью. Электронные источники, режим доступа: http://topdialog.ru/2013/09/02/viktor-lebedev-na-myuzikle-ne-zarabotaesh-stolko-skolko-na-koncertax-poyushhix-trusov/
В ряду работ композитора для кино «Небесные ласточки», «Ищите женщину», «Дневник директора школы», «Гардемарины вперед», «Трудно быть Богом», и множество других.
Пранг А. Французский детектив – русский мюзикл / Музыкальная жизнь. - 2005. - № 12. - С. 12-13.
«Последний удачный опыт был у Максима Дунаевского в «Мэри Поппинс» с очень талантливой музыкой» - пишет Виктор Лебедев (Лебедев В. На мюзикле не заработаешь столько, сколько на концерте «поющих трусов». Интервью. Электронные источники, режим доступа: http://topdialog.ru/2013/09/02/viktor-lebedev-na-myuzikle-ne-zarabotaesh-stolko-skolko-na-koncertax-poyushhix-trusov/).
Композитор и автор либретто мюзикла «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты».









4

Литература
1. Адабашьян, В. Мюзикл / Музыка наших дней: Современная энциклопедия. - М.: Аванта+, 2002. - С. 80-81.
2. Боброва М.С. Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины XX - начала XXI века. Автореф. канд. дис. – Ростов-на-Дону, 2011.
3. Бушуева, С. Мюзикл. Сб. ст., 2 изд. доп. / Искусство и массы в современном буржуазном обществе. - М.: Искусство, 1989. - С. 170-193.
4. Вейнценфельд, А. Новая студия Алексея Рыбникова / Звукорежиссер. - 1999.
5. Великие мюзиклы мира. – М,: Олма-пресс, 2002. – 740 с.
6. Гринберг, М., Тараканов М. Современный мюзикл. Сб. ст. / Советский музыкальный театр: проблемы жанров. - М.: Советский композитор, 1982. - С. 231-286.
7. Грум-Гржимайло, Т. Алексей Рыбников в поисках нового театра. Литургия оглашенных. Интервью / Литературная газета. - 1993. - 29 сентября.
8. Грум-Гржимайло, Т. Литургия? Мистерия? Проповедь? (Беседа с А. Рыбниковым) / Независимая газета. - 1992. - 1 дек.
9. Емельянова, И. Мюзиклу можно все / Великие мюзиклы мира: Популярные энциклопедии. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С. 5 - 26.
10. Интервью с Г. Гладковым «Давайте негромко». Электронные источники, режим доступа: http://www.rg.ru/2013/10/09/gladkov.html
11. Кампус, Э. О мюзикле. - Л.: Музыка, 1983. - 128 с.
12. Кон, Э. Мюзикл после мюзикла / Америка. 1991. - № 7. - С. 47 - 51.
13. Корябин И. Премьера, открывшая сезон / Музыкальная жизнь. - 2006. - № 11. - С. 5-6.
14. Кретова, Е. «Литургия оглашенных»: Рыбников возвестил Апокалипсис / Коммерсант. - 1992. - 14 нояб.
15. Лебедев В. На мюзикле не заработаешь столько, сколько на концерте «поющих трусов». Интервью. Электронные источники, режим доступа: http://topdialog.ru/2013/09/02/viktor-lebedev-na-myuzikle-ne-zarabotaesh-stolko-skolko-na-koncertax-poyushhix-trusov/
16. Максакова, Н. Ад и рай Алексея Рыбникова / Парламентская газета. -2003. - № 131 (16 июл.).
17. Мосина, М. Алексей Рыбников: Я очень боюсь лекарств / Аргументы и факты. Здоровье. - 2008. - 23 сентября.
18. Музыкальный театр и современность. Вопросы развития советской оперетты. – М.: Государтственное музыкальное издательство, 1962. – 99 с.
19. Пранг А. Французский детектив – русский мюзикл / Музыкальная жизнь. - 2005. - № 12. - С. 12-13.
20. Растегаева, Е. Алексей Рыбников / Музыка в России. - 2007. - № 1.- С.2.
21. Ткачев, А. Алексей Рыбников: насколько многогранен человек - настолько многогранна музыка / Музыкальная жизнь. - 2000. - № 8.
22. Тхарева Т. «Mamma mia» или много шума из ничего / Музыкальная жизнь. - 2006. - № 12. - С. 6-7.
23. Уварова, Е. Мюзикл в России / Эстрада в России. XX век. - М.: Олма-пресс, 2004. - 861 с.
24. Эттингер, М. Мюзиклы. Взгляд в прошлое. Заметки об истории жанра / Америка. 1976. - № 231. - С. 31 - 34.

Вопрос-ответ:

Каково значение жанра мюзикла в отечественной музыке последних десятилетий?

Жанр мюзикла играет огромную роль в отечественной музыке последних десятилетий, он является одним из самых популярных и успешных жанров. Мюзиклы привлекают широкую аудиторию и становятся настоящими хитами как на сцене, так и на экране.

Какие композиторы приняли участие в развитии мюзикла в отечественной музыке?

В развитии мюзикла в отечественной музыке последних десятилетий приняли участие такие композиторы, как Владимир Лебедев, Алексей Рыбников, Геннадий Гладков и Максим Дунаевский. Их творчество оказало значительное влияние на развитие этого жанра в нашей стране.

Какой из перечисленных композиторов стал продолжателем традиции мюзикла?

Продолжателем традиции мюзикла после Владимира Лебедева, Алексея Рыбникова и Геннадия Гладкова стал Максим Дунаевский. Его музыкальные произведения стали настоящей классикой в мире российского мюзикла.

Какие мюзиклы написаны Владимиром Лебедевым?

Владимир Лебедев написал такие известные мюзиклы, как "Джентльмены удачи", "Операция "Ы" и другие. Его музыка стала популярной благодаря ярким мелодиям и интересным сюжетам.

Какой мюзикл стал наиболее известным произведением Максима Дунаевского?

Наиболее известным произведением Максима Дунаевского в жанре мюзикла является музыка к фильму "Музыкальная история" (1981). Этот фильм получил большую популярность и стал классикой российского кино и музыки.

Какими художниками был воплощен жанр мюзикла в отечественной музыке последних десятилетий?

Жанр мюзикла в отечественной музыке последних десятилетий был воплощен такими художниками, как В. Лебедев, А. Рыбников, М. Дунаевский, Г. Гладков и другими.

Какова история становления жанра мюзикла?

История становления жанра мюзикла включает в себя развитие музыкального театра, появление балетов-феерий, оперетт и других жанров, которые в конечном итоге привели к появлению мюзикла.

Какие композиторы активно используют жанр мюзикла в своем творчестве?

В последние десятилетия жанр мюзикла активно используют такие композиторы, как В. Лебедев, А. Рыбников, М. Дунаевский, Г. Гладков и другие.

Какими особенностями отличается мюзикл в творчестве А. Рыбникова?

Мюзиклы, созданные А. Рыбниковым, отличаются яркими мелодиями, эмоциональными текстами и оригинальными музыкальными аранжировками.

Какие работы в жанре мюзикла М. Дунаевский выпустил в последние десятилетия?

В последние десятилетия М. Дунаевский выпустил такие известные мюзиклы, как "Калина красная", "Служебный роман", "Мэри Поппинс, до свидания!" и другие.

Какие композиторы писали музыку в жанре мюзикла в отечественной музыке последних десятилетий?

В отечественной музыке последних десятилетий музыку в жанре мюзикла писали такие композиторы, как В. Лебедев, А. Рыбников, М. Дунаевский, Г. Гладков.