Организация и содержание социального обслуживания граждан пожилого возраста (на примере КЦСОН Пушкинского р-на)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 82 82 страницы
  • 56 + 56 источников
  • Добавлена 02.02.2014
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теория социального обслуживания граждан пожилого возраста 10
1.1. Содержание и организация социального обслуживания 10
1.2. Виды обслуживания граждан пожилого возраста 19
1.3. Выводы 27
Глава 2. Организация и содержание социального обслуживания граждан 28
пожилого возраста в КЦСОН Пушкинского района г. Санкт-Петербург 28
2.1. Характеристика КЦСОН Пушкинского района г. Санкт-Петербург 28
2.2. Планирование социального обслуживания граждан пожилого 36
возраста 36
2.3. Практическая реализация социального обслуживания граждан 46
пожилого возраста 46
2.4. Предложения по улучшению обслуживания граждан пожилого 58
возраста в КЦСОН Пушкинского г.Санкт-Петербург 58
2.5. Выводы 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
Фрагмент для ознакомления

), праздничной одежды, причесок, оформлении подарков. На занятиях в студии флористики можно научиться создавать флористические композиции из цветов, растений и других природных и искусственных материалов для украшения своего дома, узнать как можно оригинально оформить подарок или сделать сувенир для друга.
Активными участниками пенсионеры могут становиться в клубе поэзии, особенно, если до пенсионного возраста данное направление было для них в какой-то степени актуальным. Основная цель клуба – дать поэтам возможность не просто пообщаться, но и постоянно совершенствоваться, чему способствуют организуемые клубом фестивали, да и перспектива увидеть свои работы напечатанными, подстёгивает авторов к творчеству.
Активное участие пенсионеры также принимают в интеллектуальном клубе, участвуя в различного рода интеллектуальных играх.
Так же необходимо отметить, что помимо творческой работы в студиях и коллективах с пенсионерами может проводиться коллективная и индивидуальная работа по социально – культурной реабилитации специалистами социальной работы. Ее целью является успешная адаптация и интеграция в обществе в связи с новым социальным статусом, повышение их стремления к обучению и развитию.
Среди мероприятий, проводимых в данных целях могут присутствуют обязательные экскурсии для новичков по Центру. Во время экскурсии пенсионеры могут оценить и получить информацию где они будут заниматься, с какой деятельностью связан их выбор и какие перспективы он дает им в будущем.
В дальнейшем предусматриваются экскурсии по осмотру достопримечательностей города, посещение культурных заведений – музеев города, театров, библиотек и пр. в данном направлении весьма активно привлекаются к участию пенсионеры, которые очень любят подобные коллективные выходы.
Как уже было сказано, социокультурная реабилитация служит в первую очередь для активизации психических процессов, способствующих процессу обучения: повышает самооценку, формирует уверенность в своих силах. Целеустремленность, развивает задатки, способствует процессу социализации и общительности пенсионера с окружающими.
Результаты исследования выявили следующие особенности поведения пенсионеров выявили, что основными проблемами выделяли: проблемы социально - бытовой и правовой адаптации, проблемы в усвоении материала, так как по большей степени они воспринимают материал визуально, высокая утомляемость, отсутствие чувства ответственности.
В качестве одной из приоритетных для решения проблем педагоги определяют увлечение виртуальным общением, что замедляет процесс реального общения и полноценной реабилитации. Данное направление также представлено на базе центра и пенсионер может научиться пользоваться компьютером. При обучении использованию компьютера пенсионер также может учиться пользоваться возможностями и ресурсами сети интернет, в том числе и общению в социальных сетях, где происходит поиск новых друзей, платформ для общения, тем для обсуждения и происходит процесс устранения проблемы одиночества, повышается уровень интереса к жизни.
Пенсионеру также необходима комплексная реабилитация, потому что проблем и трудностей у него много и в разных сферах. Нужно поправлять здоровье (медицинская реабилитация), ставить речь, повышать самооценку, менять мировосприятие. Пенсионеры - инвалиды обычно не уверены в себе, замкнуты (психологическая реабилитация), что также требует работы специалистов.
В КЦСОН Пушкинского района представлены все необходимые виды комплексной реабилитации. Социально-культурная реабилитация имеет важную роль, потому что является как реабилитационным процессом, так и просто досугом для пенсионеров. Пенсионеры развивают свои таланты, восстанавливают силы, снимают стресс, это так же шанс для каждого реализовать себя, стать лучшим в каком-либо направлении, участвовать в конкурсах и побеждать.
Особую роль в пенсионеров в творческом процессе имеет коллективная работа над созданием различного рода композиций, так как она формирует у них взаимопонимание, стремление к совместной деятельности. Так же как направление подобной работы возможно выделить создание совместных групп.
Одним из актуальных направлений для увлечения и организации творческого кружка может стать фотостудия. Фотография может стать предметом, для организации выставки, а может стать наглядным материалом в творческой деятельности, либо презентации проекта.
Таким образом, фотография оказывает положительное влияние и активизирует познавательные процессы. Именно поэтому оптимальным в контексте социально – культурной реабилитации будет включение пенсионеров в совместную работу. Таким образом, развитие и активизация психических процессов будет проходить гораздо быстрее. Значительным так же будет являться организация выставок с работами, конкурсов и познавательных вечеров.
Как уже было указано в предыдущей главе, одним из положительных факторов влияния на социально – культурную реабилитация является музыка. Не взирая на возраст пенсионеры весьма заинтересованы в деятельности, связанной с музыкой. Часть пенсионеров посещают местный народный ансамбль, поют, танцуют.
Присутствие у некоторых пенсионеров нарушения слуха и различную степень его сохранности, музыка оказывает на них то же воздействие, что и на людей с сохранным слухом. Они так же имеют способность, возможность и желание участвовать в музыкальных мероприятиях – играть на музыкальных инструментах, заниматься пением, создавать музыкальные композиции. Как одну из причин подобного воздействия можно отметить факт, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма.
Чтобы создать безопасное пространство для занятий музыкой с заинтересованными пенсионерами, не имеющими навыков игра на музыкальных инструментах, нужно учитывать множество факторов: физические условия, качество и набор музыкальных инструментов, количество людей в помещении и. помимо всего прочего, саморазвитие отношений между музыкой и людьми в этом пространстве.
Одним из приоритетных направлений в процессе социально – культурной реабилитации так же можно определить занятие танцами.
Наряду с названными решаются также задачи:
- повышения двигательной активности; коммуникативного тренинга и организации социо-терапевтического общения, особенно в свете отсутствия склонности к общению;
- получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов пожилого человека и его самопознания;
- раскрепощения пенсионера, поиска аутентичных путей развития.
Оптимальным в данном направлении социально – культурной реабилитации является именно включение вновь прибывших в уже действующие коллективы, где они смогут наиболее успешно и полноценно адаптироваться и социализироваться по средствам общения и взаимопомощи.
Однако, необходимо отметить неподготовленность многих желающих к полноценному включению в коллектив, где участники находятся на гораздо более высоком уровне. В связи с этим, при организации подобных направлений в социальной реабилитации оптимальным будут являться создание групп для начинающих, где пенсионеры по средствам занятий со специалистами по танцу и психологами смогут «дотянуться» до необходимого уровня и затем включиться в коллектив.
При дальнейшем полноценном включении в коллектив пенсионеры могут не только скорректировать свои психические возможности. Поднять самооценку, осознать реальные возможности и способности, но и полноценно включиться в процесс общения с другими членами коллективов.
Таким образом, использование возможностей социально – культурной реабилитации достаточно обширны и могут иметь различную направленность. В общем и целом, процесс социально – культурной реабилитации должен быть направлен на полноценное включение пенсионеров в творческий процесс, который подразумевает не только сам процесс обучения, но и полноценное развитие каждого, как успешной, деятельной личности.
В результате проведенного наблюдения и оценки документации КЦСОН Пушкинского района было выявлено, что пенсионеры в процессе социально – культурной реабилитации выбирают те сферы деятельности, которые им наиболее доступны и просты. Однако, данный контингент так же имеет возможность полноценно включаться и прочие виды социально – культурного процесса на базе КЦСОН Пушкинского района.
Многие аспекты, возможные к применению в реабилитации КЦСОН Пушкинского района, до сих пор не используются при работе с пенсионерами. Пенсионеры крайне ограниченно участвуют в такой успешной в плане реабилитации для них деятельности, как танцы, театральные кружки, фото - студия, библитерапия.
Социо - культурная поддержка способствует социальной адаптации пенсионеров и является неотъемлемым компонентом процесса поддержки данного контингента, потому, что активизирует социальную активность за счет приобщения их к культурной деятельности, способствует установлению контактов с окружающими и преодолению состояния замкнутости и отчужденности.
Помимо повышения роли организации досуга и роли социально – культурной реабилитации также необходимо отметить необходимость развития связей КЦСОН Пушкинского района с организациями социальной инфраструктуры района в повышении качества работы самого центра и предоставления пожилым людям услуг, в которых они нуждаются, с привлечением специалистов других Центров.
Социальная инфраструктура Пушкинского района г. Санкт - Петербурга представлена весьма разнообразно и включает в себя учреждения образования, медицинского обслуживании, административные структуры, центры психологической и социальной помощи, в том числе предоставляющие услуги на благотворительных основах.
Подавляющая часть данных учреждений оказывает услуги населению на безвозмездной основе, однако, часть услуг являются частью коммерческого сектора и доступны не каждому из жителей, в том числе и пенсионерам.
Низкий уровень взаимодействия организаций приводит к тому, что в результате при возникновении проблемы пенсионеры пытаются решить вопрос самостоятельно, не имея представления о том, в какую из организаций они могут обратиться за помощью и получить ее на выгодных для них условиях.
Данные направления возможно отметить в качестве приоритета и для деятельности организаций социальной инфраструктуры, которые имеют значительный опыт работы с пенсионерами и их проблемами, в том числе и в области профилактики, имеют базу и необходимых специалистов, однако, при всех своих возможностях не ориентированы на контакт с пенсионерами до момента их самостоятельного обращения, которое происходит только у небольшой части нуждающихся.
Неразвитым также является и взаимодействие между организациями, что во многом обусловливает фактическим отсутствием единого центра, который имеет возможность взять на себя обязанности по руководству процессом взаимодействия. Для определения возможностей направления работы во взаимодействии организаций и центров необходимым представляется оценить специфику работы данных центров. Наиболее актуальным же представляется определение приоритетности центра имеющего опыт социальной работы с пожилыми людьми по ряду направлений, принадлежность его к государственным структурам, опыт взаимодействия с административными органами, в том числе отделами Администрации Пушкинского района, наличие у специалистов опыта взаимодействия с учреждениями образования и опыта работы с различным контингентом (не только пожилыми людьми), что обусловлено включением во взаимоотношения множества потенциальных нуждающихся в помощи. Подобным требованиям вполне отвечает КЦСОН Пушкинского района.
Исходя из выявленных направлений возможности задействования социальной инфраструктуры в организации социальной работы с пожилыми людьми была выявлена необходимость выделения организации – центра, способного координировать процесс данного взаимодействия. Оптимальным в качестве подобного центра был признан КЦСОН Пушкинского района.
Отсутствие выработанной системы взаимодействия между организациями социальной инфраструктуры на уровне Пушкинского района также представляется проблемой в обслуживании пожилых людей на базе КЦСОН Пушкинского района.
Наиболее приоритетной область КЦСОН в данном направлении будет являться обеспечение коммуникативного процесса, который включает в себя аспекты взаимодействия с целью определения возможностей сотрудничества, его актуальности, действенности.
Актуальными коммуникативные процессы в установлении направлений работы КЦСОН являются в связи с тем, что человек живет в мире, переполненном информацией. Информация и коммуникация с другими формирует человека, делает из него личность. Необходимо также учитывать, что коммуникация может иметь место лишь в том случае, если общающиеся люди понимают друг друга, т.е. у них имеется общий социальный опыт, если они говорят на одном языке.
Также одним из приоритетов деятельности в установлении успешных коммуникативных связей является повышение информированности населения относительно наличия и деятельности организаций социальной инфраструктуры, возможностей оказания ими помощи пожилым людям (приложение 4).
В связи с этим, развитие сотрудничества КЦСО с организациями возможно в установлении совокупных действий через сеть интернет, создание специализированных ресурсов, в том числе на базе популярных социальных сетей, привлечение к процессу организаций, занимающихся предоставлением жителям услуг связи и пр.
Также необходимо отметить, что социальная инфраструктура Пушкинского района является достаточно разветвленной, что обеспечивает широкие возможности воздействия при установлении системы взаимосвязей между организациями, а также подключение к процессу самого населения в удовлетворении социальных потребностей (приложение 5). При существующей системе взаимосвязей гораздо проще обеспечить контроль и профилактические мероприятия. Установить взаимодействие самих жителей по поддержанию ими благополучной обстановки в районе, где проживают их семьи и дети.
Приоритетным направлением в установлении контактов и взаимосвязей определяется работа специалистов КЦСОН. При обращении к одному из специалистов для пожилого человека может возникнуть необходимость получения дополнительной помощи в ряде других организаций, в которые его направит непосредственно специалист, либо порекомендует обратиться в координационный отдел КЦСОН для поиска наиболее оптимального варианта организации помощи, выяснения на месте возможности оказания помощи, наличие очереди, материальных ресурсов сопутствующих организаций и прочих факторов.
Для специалистов Центра поиск подобных возможностей представляется более успешным в связи с наличием опыта, ранее устанавливаемых контактов и знакомств со специалистами иных организаций, определение для них степени и значимости проблемы каждого конкретного случая.
В целом, ориентированность КЦСОН Пушкинского района на повышение и расширение своих возможностей в предоставлении услуг пожилым людям повысит и результативность работы как в реабилитации, так и профилактике.

2.5. Выводы
Исходя из теоретических и практических данных, полученных в работе, возможно выявить основные направления по использованию поддержки, как компонента социальной работы с пенсионерами.
Фактические, пожилые люди имеют те же потребности и устремления, что и люди не пенсионного возраста – потребность с саморазвитии, организации досуга. При этом имеют и потребности, связанные с устранением групп проблем – материальная помощь, помощь в организации быта, поддержании здоровья. Одним из слабо реализованных на уровне КЦСОН Пушкинского района является направление социально – культурного досуга. Пожилые люди стремятся в творческие коллективы и, как правило, успешно в них адаптируются. Творческие же коллективы в купе с остальными направлениями реабилитации приносят очень высокие результаты. Однако, необходимо отметить неподготовленность многих желающих к полноценной адаптации к коллективу, где пришедшие в коллектив давно находятся на гораздо более высоком уровне. В связи с этим, при организации подобных направлений в социальной реабилитации оптимальным будут являться создание групп для начинающих, где пенсионеры по средствам занятий со специалистами и психологами смогут «дотянуться» до необходимого уровня и затем включиться в коллектив.
При дальнейшем полноценном включении в коллектив пенсионеры могут не только скорректировать свои психические возможности, поднять самооценку, осознать реальные возможности и способности, но и полноценно включиться в процесс общения с окружающими.
Наряду с названными при включении в коллектив решаются также задачи:
- повышения двигательной активности; коммуникативного тренинга и организации социо - терапевтического общения;
- получения диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов инвалида/пенсионера и его самопознания;
- раскрепощения, поиска аутентичных путей развития.
Оптимальным в данном направлении социально – культурной реабилитации является именно включение новеньких в уже действующие коллективы, где они смогут наиболее успешно и полноценно адаптироваться и социализироваться по средствам общения и взаимопомощи.
В решении данной проблемы так же необходимо информирование пенсионеров о существующих творческих коллективах и их возможностях. Данный контингент ориентируется, в первую очередь, на те коллективы, где их дефект будет не столь заметен. О ряде других коллективах им либо не известно, либо они опасаются попытаться участвовать в их деятельности из –за страха неудачи, убеждают себя, что «это не мое», «я все равно не смогу».
В качестве возможности решения данной проблемы возможно предложить в аналогии с «Днем открытых дверей», устраивать подобные же дни и в творческих коллективах. Во время презентации своего коллектива уже состоящие в нем могут показать свои возможности, ответить на интересующие вопросы. Важным условием должно являться то, что новенькому дают возможность попробовать поучаствовать, к примеру, в творческой деятельности коллектива – участие в простом танце, составление букета в студии флористики, рисование в изо студии и другие формы. Очень важным является убеждение пенсионера в том, что он тоже сможет полноценно участвовать в данном виде творческой деятельности и сможет «подтянуться» до уровня основного коллектива в подготовительной группе.
Важным направлением является и развитие существующих форм социально - культурной реабилитации – совместные прогулки, экскурсии, тренинги. Действенным аспектом в данном процессе так же может быть включение в руководство процессом социально – культурной реабилитации разных участников. Программа помощи старшего младшему является весьма эффективным и действенным способом повысить результативность проводимых мероприятий. Причиной тому является более тесное сотрудничество на основе общих имеющихся интересов, особенно, если пенсионеры имеют общие интересы. Важным аспектом так же является психологический комфорт и ситуация стимулирования.
Необходимо помнить и о приоритетных для пенсионеров направлениях социо - культурной поддержки. Их ориентация на различного рода традиционные занятия также может приобрести высокое значение при организации взаимодействия. Привлечение к работе с пенсионерами, посещающих центр, представителей более молодого поколения помогут пенсионерам почувствовать себя значимыми и нужными.
Таким образом, использование возможностей социально – культурной поддержки, как компонента помощи пенсионерам, достаточно обширны и могут иметь различную направленность. В общем и целом, процесс реабилитации должен быть направлен на полноценное включение пенсионеров в творческий процесс, который подразумевает не только сам процесс обучения, но и полноценное развитие каждого, как успешной, деятельной личности.
В качестве актуального направления также определяется развитие взаимосвязей КЦСОН Пушкинского района с организациями социальной инфраструктуры района в оказании помощи пенсионерам в соответствие с их потребностью. Это поможет расширить комплекс услуг и снизить период ожидания их получения, помочь пожилым людям получать помощь в более комфортных условиях, в том числе и в географической доступности.





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, было выявлено, что в связи с увеличением количества пожилых людей наблюдается необходимость рассмотрения возможностей их поддержки в связи со сменой социального статуса, возникновением ряда проблем социального, культурного и медицинского характера.
На сегодняшний день существует большое количество организаций и проектов различных мероприятий, которые являются результатом активной деятельности государства и основной целью которых стоит снижение уровня остроты проблемы старения российского общества. Деятельность эта является достаточно разносторонней – начиная с государственной политики РФ в отношении пожилых людей и заканчивая деятельностью различного рода центров социальной помощи пенсионерам.
Учреждениями, ориентированными на оказание профессиональной помощи пожилым и старым людям являются КЦСОН, на базе которых располагаются ОДП. КЦСОН предоставляют пожилым и старым людям комплекс услуг социально – медицинского характера непосредственно на базе учреждения и, как было выявлено, в организации социальной помощи представляют такие направления как:
- организация досуга;
- организация консультирования относительно социально – бытовых и правовых вопросов;
- социально психологическая помощь.
В медицинском направлении оказывается помощь, связанная с профилактикой старческих болезней, оказание первичной помощи, оказание первичной срочной помощи, информировании о проблемах здоровья и здоровом образе жизни.
В современных КЦСОН внедряются и новые подходы организации социально – медицинского обслуживания, в частности комплексный подход.
Организация весьма активно следует принципам социально – ответственной и создает комфортные условия труда для своих специалистов, занимается реализацией различного рода социальных программ для клиентов организации, занимается привлечением спонсоров, сотрудничает с благотворительными организациями и спонсорами.
Весьма значимой составляющей в работе Центра является возможность предоставления им первичной медицинской помощи и организации медицинской профилактики непосредственно на базе организации в системе комплексных услуг. Оказание профилактической помощи также связано с возможностью предоставления санаторно – курортного лечения нуждающимся, организации помощи в надомном обслуживании со стороны медицинского персонала. Также Центр имеет возможность привлекать к сотрудничеству волонтеров, что играет значительную роль не только в качестве, но и скорости предоставления помощи.
В результате создания подобного комплекса услуг процесс социализации пожилого человека происходит наиболее успешно. Пожилые граждане имеют возможность не сидеть дома в четырех стенах, занимаясь обслуживанием детей и внуков, либо просматривая телевизионные передачи, а активно развивать свои творческие порывы, реализовать свои мечты и планы, которые им не удалось реализовать в молодости и зрелости по причине активной трудовой и семейной занятости.
Занятость любимым делом для пожилого человека является основополагающим успехом социализации, формирующим психическое здоровье, срессоустойчивость, чувство психологической защищенности и ощущения своей значимости в мире.
Данные направления работы не только способствуют процессу социализации, но и повышению уровня компетентности граждан пожилого возраста в области особенности своего статуса в социальном, медицинском и юридическом плане.
Проблемой также представляется и отсутствие возможности организовать свой досуг в коллективе, который будет ориентирован на сферу интересов пожилого человека. Интересы же могут быть весьма разнообразными и не заканчиваться традиционными кружками вязания, шиться и пр. Для КЦСОН Пушкинского района организация широкого спектра возможностей досуга для пожилых людей ограничена в связи с отсутствием специалистов и неразвитостью взаимосвязей с актуальными в данном направлении организациями социальной инфраструктуры.
По результатам проведенного исследования среди актуальных направлений разбития социального обслуживания пожилых людей в КЦСОН Пушкинского района были определены:
1. Расширение направления социального культурного досуга для пожилых людей. Данное направление связано с высокой востребованностью досуга пожилыми людьми и отсутствием разнообразия его в КЦСОН.
2. Расширение взаимосвязей с организациями социальной инфраструктуры района. Низкий уровень взаимодействия организаций приводит к тому, что в результате при возникновении проблемы пенсионеры пытаются решить вопрос самостоятельно, не имея представления о том, в какую из организаций они могут обратиться за помощью и получить ее на выгодных для них условиях.
Данные направления возможно отметить в качестве приоритета и для деятельности КЦСОН так, как они ориентированы на решение групп проблем, актуальных для пенсионеров. Профилактическое направление в работе специалистов должно играть не менее значимую роль, чем реабилитация.








СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте. - М.: «Дашков и К», 2008. – 338 с.
Александрова М.Д. Очерк о психофизиологии старения - М.: Гардарики, 2006. – 272 с.
Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - М.: Академический проект, 2006. – 332 с.
Алексеев В. Социальная философия. – М.: ТК Велби, 2008. – 416 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 355 с.
Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Учебное пособие по психологии старости / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2005. – 432 с.
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.-Воронеж: МПСИ, 2006. – 346 с.
Бергер П., Лукман Т. Социальной конструирование реальности./ П. Бергер – М.: Академия, 1995. – 358 с.
Василенко Н.Ю. Социальная геронтология. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 140 с.
Гонтмахер Е.Ш. Проблема старения населения в России// Тезисы к международной научной конференции «Япония и Россия: экономика и общество в океане проблем» (Москва, 15-16 декабря 2011 г.) - с. 21 -22.
Горбунова М.Ю. Социокультурная мотивация в структуре социальной работы. – Саратов: 2008. – 293 с.
Давыдовский И.В. Что значит стареть. - М.: Знание, 2007. – 326 с.
Дашибалова И.Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. - 104 с.
Девяткина Е.Н. Адресная социальная помощь: социологический анализ. – Саранск: 2004. – 252 с.
Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых. - М.: Логос, 2008. – 280 с.
Жарков А. Д., Жаркова Л.С., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория и методика научного исследования./А.Д. Жарков. - М.:МГИК,1994. – 294 с.
Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология. - М.: Владос, 2005. – 457 с.
Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008. - 144 с.
Заяц О.В. Экономические основы социальной работы. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008. - 175 с.
Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы адаптации инвалидов. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2007. - 188 с.
Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2006. - 260 с.
Краснова О.В. Руководство по оказанию социально- психологической помощи старым людям. - М.: Владос:2008. – 321 с.
Краснова О.В. Психология старости и старения. - М.: Академия, 2008. – 416 с.
Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования. Курс лекций./Ю.Д. Красильников –М.: Прогресс, 2002.-172 с.
Конституция Российской Федерации. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008. – 36 с.
Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2007. - 84 с.
Костина Е.Ю. История социальной работы. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2006. - 110 с.
Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008. – 860 с.
Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. - 192 с.
Ларионова Т. Социальная геронтология в схемах и таблицах. – М.: Дашков и К, 2008. – 80 с.
Лиходей О.А. Профессиональное нищенство и бродяжничество как социальный феномен Российского общества. – СПБ.Питер:2006. – 423 с.
Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2004. – 794 с.
Максимова С.Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого возраста и старческого возраста // Клиническая геронтология.- 2005, № 5-6. с. 36 – 48.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2006. – 272 с.
Мельников В.П. История социальной работы в России. - М.Корпоративное образование: 2008. – 327 с.
Невлева И.Н. Конфликтология в социальной работе. – М.: Корпоративное образование, 2006. – 327 с.
Павленюк П.Д. Теория, история и методика социальной работы. - М. Фаир - Пресс: 2005. – 300 с.
Пожилые люди: политика и развитие социальных услуг. /ред. Е.Р. Смирновой - М.: Астрель, 2008. – 293 с.
Практикум по возрастной психологии. / ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.- СПБ.: «Речь», 2008. – 418 с.
Проблемы старости: духовные, медицинские, социальные аспекты. / ред. Е.И. Холостовой - М. «Класс»: 2008. – 464 с.
Психология среднего возраста, старения, смерти. / Под ред. А. А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 412 с.
Социальная защита пожилых и несовершеннолетних граждан. - Пермь: 2006. – 514 с.
Социокультурная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации /Мин. труда и соц. развития РФ, Рос. институт культурологии Мин. культуры РФ; под общей ред. В.И. Ломакина. - М.: РИК, 2002. - 144с.
Сухобская Г.С. Пожилой человек в современном мире. – СПБ.: Айрис – Пресс, 2005. – 396 с.
Технология социальной работы. / под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос, 2008. – 240 с.
Толстых А. На старости лет. // Психология старости и старения: Хрестоматия / Cост. А. Г. Лидерс, О. В. Краснова. М.: Аспект Пресс, 2006. – 506 с.
Ярская – Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами. - М.: Владос, 2005. – 325 с.
Тарнавский Ю.Б. Чтобы осень была золотой. – Ростов – на - Дону., 2007. – 456 с.
Холостова Е.И. Социальная геронтология. - М.: «Дашков и К», 2008. – 418 с.
Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. - М.: «Дашков и К», 2006. – 285 с.
Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социализация. – М.: «Дашков и К», 2006 – 339 с.
Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга /Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2001. – 256 с.
Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. - М.: Медицина, 2007. – 472 с.
Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. - М.: Аспект Пресс, 2008. – 436 с.
Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. - М.: Элит, 2008. – 288 с.
Яцемирская Р.С. Социальная геронтология. - М.: Российское педагогическое агенство,2006. – 320 с.



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1


Календарный план исследования
№ этап Ответственный Формы 1 подготовительный Автор работы Мониторинг доступности документации, установление контактов, проведения исследования, подготовка необходимого инвентаря 2 полевой Автор работы Проведение исследования 3 обработка результатов Автор работы Обработка полученных результатов опроса 4 анализ результатов Автор работы Представление результатов в виде анализа, соотношения с теорией и внесения полученных данных в исследование




















Приложение 2
Добрый день!
Приглашаем Вас принять участие в социальном опросе.
Просим Вас ответить на вопросы этой анкеты. Вопросы уже с готовыми вариантами ответов- обведите номера тех, которые соответствуют Вашему мнению.
Опрос анонимный – фамилию в анкете указывать не надо. Ваши ответы очень важны для нашего центра.
Благодарим за Вашу помощь.

1. Половое распределение респондентов: 1. Мужской 8 2. Женский 22
2. Возрастной состав: ______________ (полных лет)М-( 60-78) Ж-( 56-80)
3.Семейное положение: 1. Одиноко проживающие 20 2. Проживающие с детьми 10
4. Уровень доходов: 1. Меньше прожиточного минимума 2 2.На уровне прожиточного минимума 18 3.Выше прожиточного минимума 10
5. Состояние здоровья: 1. Если инвалидность, какая группа_1-10;2-10______ 2. Нет инвалидности 10
6. Отношение с детьми:1. Есть ли уважение к Вам 5 2. Есть ли конфликты 20 3. Нет конфликтов 5
7. Причины обращения за помощью в КЦСОН: 1. Состояние здоровья13 2. Отдельное проживание с родственниками5 3. Нежелание жить с детьми 10 4. Финансовое положение2
8. Каким образом вы узнали о центре: 1. От знакомых 10 2. От участкового врача5 3. От социального работника 10 4. Из средств массовой информации(СМИ) 5
9. В каком специалисте больше всего вы нуждаетесь в нашем центре: 1. Соц. работнике 15 2. Мед. работнике 15
10. Какого рода помощь вы бы хотели получить от соц. работника: 1. Покупка и доставка продуктов 15 2. Оплата коммунальных услуг 3. Содействие в приготовлении пищи и кормлении15
11. В каком медицинском специалисте вы нуждаетесь: 1.Психиатре 0 2. Психологе 3 3.Нервопатологе 5 4. Терапевта 5 5. Мед. Сестре15
12. Считаете ли вы себя одиноким: 1. Да 24 2. Нет 6
13. Считаете ли вы себя обделенными со стороны Государства и общества: 1.Да 28 2. Нет 2
14. Нуждаетесь ли вы в религии: 1. Да в какой: 26(христ.) 2. Нет 4
Иудаизм Буддизм Христианство Католицизм
15. Частота общения с детьми и внуками: 1. Ежедневно 5 2. Изредка 23 3. Регулярно общаюсь 2
16. Удовлетворены ли вы отношениями с детьми и внуками: 1. Да 15 2. Нет 15
17. Чего вам не хватает в общении с детьми и внуками: 1. Доброты, любви, заботы 22 2. Не желаю общаться 5 3. Общение через телефонную связь или других людей 3
18. Удовлетворены ли вы отношениями с родственниками (сестры, братья, дяди, тёти): 1. Да 15 2. Нет 15
19 Чего вам не хватает в общении с родственниками (сестры, братья, дяди, тёти): 1. Доброты, любви, заботы 10 2. Не желаю общаться 5 3. Общения 15
20. Удовлетворены ли вы уровнем обслуживания сотрудниками нашего центра: 1. Соц. работник – да 15 / нет 15 2. Мед. работник да 15 / нет15 3. Администрация – да 15 / нет15
21. Что бы вы хотели изменить в работе сотрудников центра
Доброжелательность Профессионализм Внимание Все устраивает Мед .работник 10 Соц. работник 10 Администрация 10 Другие
22. Что бы вы хотели изменить в работе комплексного центра КЦСОН:
1. Время работы ________8_____________________________________
2. Новые отделения ______2____________________________________
3. Поменять сотрудников _____5________________________________
4. Увеличить квалификацию ________3___________________________
5. Хотели бы Вы, чтобы в трудовой состав коллектива входили
мужчина и женщина __________________10_______________________
6. Улучшить морально-психологическую обстановку коллектива_____2
7. Другое _________________________________________________0__



























Приложение 3



Операционализация понятий (выделение эмпирических индикаторов)
Ключевые понятия Индикаторы Показатели




Социальная работа
С пожилыми людьми Повышение качества удовлетворения первичных и вторичных потребностей Снижение числа неблагополучных клиентов Совершенствование методов и технологий социальной работы Включенность в социальную работу Активизация социальной инфраструктуры Сотрудничество Совершенствование социальной работы Реабилитация и профилактика

















Приложение 4


Модель социальной инфраструктуры














Приложение 5


Группы потребностей







Яновский Г.Д. Современный проблемы качества жизни пожилых граждан России.

Закон «Об основах социального обслуживание населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ
Там же
Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи./Л.И. Антонов – М.: Академия, 2006. с. 202.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. проф. П. Д. Павленка. - М.: «Дашков и Ко», 2004. с.56.
Там же с. 58.
Фирсов. М.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / М.В. Фирсов, Б.Ю. Шапиро. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. с. 96.
Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. - М.: «Дашков и К», 2012. с. 117.
Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых. - М.: Логос, 2008. с.60.
Павленок П.Д. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. - М.: Инфра-М, 2009. с.211.
Федеральный закон (РФ) «О государственной социальной помощи» № 178-ФЗ от 17 июля 1999 г. (с изменениями от 8 декабря 2010 г.)// http://www.pravoteka.ru/
Постановление Правительства РФ №456 от 10 июня 2011 г. // http://www.pravoteka.ru/
Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - М.: Академический проект, 2006. с.216.
Александрова М.Д. Очерк о психофизиологии старения. - М.: Гардарики, 2006. с.26.
Василенко Н.Ю. Социальная геронтология. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. с.52.
Сухобская Г.С. Пожилой человек в современном мире. – СПБ.: Айрис – Пресс, 2011. с.81.
Ярская – Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами. - М.: Владос, 2005. с.90.












4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авербух Е.С. Неврозы и неврозоподобные состояния в позднем возрасте. - М.: «Дашков и К», 2008. – 338 с.
2. Александрова М.Д. Очерк о психофизиологии старения - М.: Гардарики, 2006. – 272 с.
3. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - М.: Академический проект, 2006. – 332 с.
4. Алексеев В. Социальная философия. – М.: ТК Велби, 2008. – 416 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 355 с.
6. Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Учебное пособие по психологии старости / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом БАХРАХ-М, 2005. – 432 с.
7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.-Воронеж: МПСИ, 2006. – 346 с.
8. Бергер П., Лукман Т. Социальной конструирование реальности./ П. Бергер – М.: Академия, 1995. – 358 с.
9. Василенко Н.Ю. Социальная геронтология. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2005. - 140 с.
10. Гонтмахер Е.Ш. Проблема старения населения в России// Тезисы к международной научной конференции «Япония и Россия: экономика и общество в океане проблем» (Москва, 15-16 декабря 2011 г.) - с. 21 -22.
11. Горбунова М.Ю. Социокультурная мотивация в структуре социальной работы. – Саратов: 2008. – 293 с.
12. Давыдовский И.В. Что значит стареть. - М.: Знание, 2007. – 326 с.
13. Дашибалова И.Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006. - 104 с.
14. Девяткина Е.Н. Адресная социальная помощь: социологический анализ. – Саранск: 2004. – 252 с.
15. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых. - М.: Логос, 2008. – 280 с.
16. Жарков А. Д., Жаркова Л.С., Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория и методика научного исследования./А.Д. Жарков. - М.:МГИК,1994. – 294 с.
17. Зароченцев К.Д., Худяков А.И. Экспериментальная психология. - М.: Владос, 2005. – 457 с.
18. Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008. - 144 с.
19. Заяц О.В. Экономические основы социальной работы. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008. - 175 с.
20. Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы адаптации инвалидов. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2007. - 188 с.
21. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2006. - 260 с.
22. Краснова О.В. Руководство по оказанию социально- психологической помощи старым людям. - М.: Владос:2008. – 321 с.
23. Краснова О.В. Психология старости и старения. - М.: Академия, 2008. – 416 с.
24. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования. Курс лекций./Ю.Д. Красильников –М.: Прогресс, 2002.-172 с.
25. Конституция Российской Федерации. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2008. – 36 с.
26. Корнюшина Р.В. Зарубежный опыт социальной работы. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2007. - 84 с.
27. Костина Е.Ю. История социальной работы. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2006. - 110 с.
28. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2008. – 860 с.
29. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. - 192 с.
30. Ларионова Т. Социальная геронтология в схемах и таблицах. – М.: Дашков и К, 2008. – 80 с.
31. Лиходей О.А. Профессиональное нищенство и бродяжничество как социальный феномен Российского общества. – СПБ.Питер:2006. – 423 с.
32. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2004. – 794 с.
33. Максимова С.Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого возраста и старческого возраста // Клиническая геронтология.- 2005, № 5-6. с. 36 – 48.
34. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2006. – 272 с.
35. Мельников В.П. История социальной работы в России. - М.Корпоративное образование: 2008. – 327 с.
36. Невлева И.Н. Конфликтология в социальной работе. – М.: Корпоративное образование, 2006. – 327 с.
37. Павленюк П.Д. Теория, история и методика социальной работы. - М. Фаир - Пресс: 2005. – 300 с.
38. Пожилые люди: политика и развитие социальных услуг. /ред. Е.Р. Смирновой - М.: Астрель, 2008. – 293 с.
39. Практикум по возрастной психологии. / ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.- СПБ.: «Речь», 2008. – 418 с.
40. Проблемы старости: духовные, медицинские, социальные аспекты. / ред. Е.И. Холостовой - М. «Класс»: 2008. – 464 с.
41. Психология среднего возраста, старения, смерти. / Под ред. А. А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. – 412 с.
42. Социальная защита пожилых и несовершеннолетних граждан. - Пермь: 2006. – 514 с.
43. Социокультурная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации /Мин. труда и соц. развития РФ, Рос. институт культурологии Мин. культуры РФ; под общей ред. В.И. Ломакина. - М.: РИК, 2002. - 144с.
44. Сухобская Г.С. Пожилой человек в современном мире. – СПБ.: Айрис – Пресс, 2005. – 396 с.
45. Технология социальной работы. / под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Владос, 2008. – 240 с.
46. Толстых А. На старости лет. // Психология старости и старения: Хрестоматия / Cост. А. Г. Лидерс, О. В. Краснова. М.: Аспект Пресс, 2006. – 506 с.
47. Ярская – Смирнова Е.Р. Социальная работа с инвалидами. - М.: Владос, 2005. – 325 с.
48. Тарнавский Ю.Б. Чтобы осень была золотой. – Ростов – на - Дону., 2007. – 456 с.
49. Холостова Е.И. Социальная геронтология. - М.: «Дашков и К», 2008. – 418 с.
50. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. - М.: «Дашков и К», 2006. – 285 с.
51. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социализация. – М.: «Дашков и К», 2006 – 339 с.
52. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга /Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2001. – 256 с.
53. Шахматов Н. Ф. Психическое старение: счастливое и болезненное. - М.: Медицина, 2007. – 472 с.
54. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. - М.: Аспект Пресс, 2008. – 436 с.
55. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в системе социальной поддержки пожилых людей. - М.: Элит, 2008. – 288 с.
56. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология. - М.: Российское педагогическое агенство,2006. – 320 с.

Вопрос-ответ:

Что такое КЦСОН Пушкинского района г. Санкт-Петербург?

КЦСОН - это Коммунальное центральное служба по обеспечению социального обслуживания населения. КЦСОН Пушкинского района г. Санкт-Петербург является организацией, осуществляющей социальное обслуживание граждан пожилого возраста в данном районе.

Какие виды обслуживания предоставляются гражданам пожилого возраста в КЦСОН Пушкинского района?

В КЦСОН Пушкинского района предоставляются различные виды социального обслуживания гражданам пожилого возраста. Это может быть помощь в бытовых вопросах (готовка, уборка, покупки), медицинское обслуживание (прием врача, выдача лекарств), социальная поддержка (психологическая помощь, социальное сопровождение), досуг и развлечения (организация культурно-просветительных мероприятий, посещение театров, музеев и т.д.), а также трудоустройство и поддержка ведения активной жизненной позиции.

Какие услуги предоставляются в рамках медицинского обслуживания граждан пожилого возраста в КЦСОН Пушкинского района?

В рамках медицинского обслуживания гражданам пожилого возраста в КЦСОН Пушкинского района предоставляются услуги врача, а также выдача необходимых лекарств и медицинских препаратов. Медицинский персонал также может оказывать первую помощь в случае необходимости.

Какую помощь оказывает КЦСОН Пушкинского района в сфере трудоустройства граждан пожилого возраста?

КЦСОН Пушкинского района помогает гражданам пожилого возраста найти подходящую работу, обеспечить их социальное трудоустройство. Это включает поиск вакансий, консультации по трудоустройству, помощь в составлении резюме, а также содействие в прохождении собеседований.

Что такое социальное обслуживание граждан пожилого возраста?

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста - это комплекс мер, предоставляемых государством и общественными организациями для удовлетворения потребностей и обеспечения комфортной жизни людей старшего возраста.

Какие виды обслуживания пожилых граждан существуют?

Существуют различные виды обслуживания пожилых граждан, такие как социально-бытовое обслуживание, социально-медицинское обслуживание, социально-психологическое обслуживание, а также оказание помощи в получении социальных услуг и возможностей для участия в социальных мероприятиях.

Как организовано социальное обслуживание пожилых граждан в КЦСОН Пушкинского района г. Санкт-Петербурга?

В КЦСОН Пушкинского района г. Санкт-Петербурга социальное обслуживание пожилых граждан осуществляется через предоставление различных услуг, таких как оказание помощи в бытовых вопросах, проведение медицинских осмотров и консультаций, организация культурно-развлекательных мероприятий и т.д.

Что предполагает организация социального обслуживания граждан пожилого возраста?

Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста включает в себя разработку программ и планов действий, обеспечение доступности социальных услуг, проведение мониторинга и оценки качества предоставляемых услуг, обучение специалистов и т.д.

Какие меры предпринимаются в КЦСОН Пушкинского района г. Санкт-Петербурга для обслуживания пожилых граждан?

В КЦСОН Пушкинского района г. Санкт-Петербурга для обслуживания пожилых граждан предпринимаются такие меры, как предоставление социально-бытовых услуг (помощь в бытовых вопросах, доставка продуктов и лекарств, уход за больными), проведение занятий и тренингов для поддержания физической и психологической активности, организация поездок на экскурсии и т.д.

Что такое КЦСОН Пушкинского района?

КЦСОН Пушкинского района - это организация, которая занимается социальным обслуживанием граждан пожилого возраста в Пушкинском районе г. Санкт-Петербурга.

Какие виды обслуживания предоставляются гражданам пожилого возраста в КЦСОН Пушкинского района?

В КЦСОН Пушкинского района предоставляются различные виды обслуживания, такие как дневной стационар, социальное сопровождение, досуговая деятельность и прочие услуги, направленные на помощь и поддержку граждан пожилого возраста.

Какова роль организации социального обслуживания граждан пожилого возраста?

Организация социального обслуживания граждан пожилого возраста играет важную роль в обеспечении достойной жизни и поддержки этой категории населения. Она предоставляет необходимые услуги и помощь гражданам пожилого возраста, создает условия для активного и интересного досуга, а также помогает им оставаться социально интегрированными и самостоятельными.