Особенности обучения русскому языку детей с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы ( 2 класс)
Заказать уникальную дипломную работу- 103 103 страницы
- 57 + 57 источников
- Добавлена 22.02.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 7
1.1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 15
1.3. ОСОБЕННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФФН 25
1.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ 36
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ 47
2.1. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ЭТАПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСЛЕДУЕМЫХ ДЕТЕЙ 47
2.2. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ 50
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 53
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 70
3.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ 70
3.2. НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С ОНР И ФФН 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ 103
Со слов учителя: неправильно произносит несколько звуков.
Со слов матери: неправильно произносит звуки, стесняется разговаривать с незнакомыми людьми: не отмечает неправильно произносимых звуков.
7. Заключение психиатра (заполняется по мере надобности): -
8. Состояние слуха: Норма
9. Данные о ходе развития речи:
со слов матери: слова — с 1,5 лет: фразовая речь — с 2 лет.
10. Состояние артикуляционного аппарата.
Строение — N., слабость мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений.
11. Общая характеристика речи (запись беседы, самостоятельных связных высказываний)
«За окном три синички и воробьи. Они чирикали. Они висели на мясе. Оно было на заборе». На вопрос экспериментатора, о чем был рассказ, ответил, что рассказ был о птицах. Три синицки клевари мяцо. На вопрос, где было мясо, ответил - висело.
а) Словарный запас (количественная и качественная характеристика).
Ограничен рамками обиходно-бытовой тематики; качественно неполноценен; неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов - смешение по акустическому сходству (куст – кисть)
б) Грамматический строй:
предложения состоят из 2-3 слов, наличие аграмматизмов - («голот» - голод, «слошно» - сложно, «чишина» - тишина)
в) Произношение и различение звуков:
1) произношение звуков: Дефектное произношение оппозиционных звуков, нескольких групп. Преобладают искаженных звуков: ш-с, л-р, б-п и т.д. крошка - «клоска», уборе - «уболе»
2) различение оппозиционных звуков
кусочик – вместо кусочки, языком – вместо языков, прости – вместо просит, бабочку – вместо бабушку.
3) воспроизведение слов с различным звуко-слоговым составом:
Добавление звуков, принадлежащих к названиям букв (птэицы, кусочеки).
12. Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова: снег: Сколько всего звуков? – «3».
1-ыйзвук? –«с»,
2-ой звук? – «н»
3-й звук? – «е».
Назови последний звук? – «х».
13. Письмо: наличие и характер специфических ошибок - смешение и замена букв, аграмматизмы
Серая и холодная осен. Чаще льет дозь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая чишина в осеннем лесу. Поблекли упавшие на на землу листья. Полько иногда на голые ветки можно найти маленький флазок. Это последний листок. Над землей плывут хмурые тучи. Вот-вот пойдет снег.
14. Чтение
а) уровень овладения техникой чтения (побуквенное, послоговое, словами): словами, но путает некоторые буквы.
б) ошибки при чтении
Ошибки согласования проявлялись: согласование в роде (два синички, побурели трава), в числе (тоненьким клювами).
В) Понимание прочитанного: понимает хорошо.
15. Проявление заикания: не заикается
17. Краткая характеристика ребенка по педагогическим наблюдениям (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)
Внимание неустойчивое, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления.
18. Заключение логопеда: стертая дизартрия.
2. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. Педвузов / А.К. Аксенова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
3. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. - М.: ACT: Астрель, 2006. - 222 с.
4. Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Т.В. Ахутина //Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. - Москва-Воронеж, 2010. - С. 7-20.
5. Барсукова Л.А. Логопедия для учителей, психологов, родителей / Л.А. Барсукова, Н.Е. Земская, Н.А. Румега – М.: Феникс, 2010. - 320 с.
6. Васильева Е.Е. Ринолалия: Учебное пособие / Е.Е. Васильева. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. – 324 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- М. : Детство-Пресс, 2007. - 471 с.
8. Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности / В.П. Глухов, В.А. Ковшиков. - М.: АСТ, 2007. – 318 с.
9. Гогуадзе Т. В. Приемы работы с ребенком, страдающим дисграфией, на пропедевтическом этапе логопедической работы / Т. В. Гогуадзе // Школьный логопед. - 2006. - № 2. - С. 25-32.
10. Грушевская М.С. Результаты массового изучения письма младших школьников / М.С. Грушевская // Дефектология. - 1981. - №3. С. 23-27.
11. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму / Е.В. Гурьянов. – М.: Просвещение, 1959. – 263 с.
12. Елецкая О.В. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская /Научн. ред. О.В. Защиринская. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 180 с.
13. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Владос, 2006. - 335 с.
14. Жинкин Н.И. Психолингвистика / Н.И. Жинкин. - М.: Лабиринт, 2009. - 288 с.
15. Зайцева Л.А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. пособие / Л.А. Зайцева, И.С Зайцев., С.Ф. Левяш, И.Н. Ясова. – Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. – 74 с.
16. Зиндер Л. Р. Очерк общей теории письма / Л.Р. Зиндер. – Ленинград: Наука, Ленинградское отд-е, 1987. – 110с.
17. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г.А. Каше // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы /Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1965. - С. 39-45.
18. Кобзарева Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. - М.: Учитель, 2009. – 80с.
19. Колповская И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи /Под ред. Р.Е.Левиной. - М., 1967. – 96с.
20. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. – СПб.: ИД «МиМ», 2007. – 286с.
21. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: КАРО, 2009. – 208 с.
22. Корсакова Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников / Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. - М.: Педагогическое общество России, 2008. -160 с.
23. Краузе Е.Н. Практическая логопедия / Е.Н. Краузе. – М.: КОРОНА-Век, 2008. – 304с.
24. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - СПб.: Союз, 2007. - 224 с.
25. Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р.Е. Левина. - М.: АРКТИ, 2005. – 221с.
26. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи / Р.Е. Левина, Н.А.Никашина, Л.Ф. Спирова [и др.] // Основы теории и практики логопедии. - М., 1967. - С. 67- 165.
27. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
28. Логинова Е.А. Актуальные вопросы логопедии в изучении дисграфии, организации ее диагностики и коррекции / Е.А. Логинова // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I . Международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2008. - С. 167- 173.
29. Логинова Е.А. Нарушения письма: Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития / Е.А. Логинова. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. - 208с.
30. Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.С.Волковой. – Издание пятое, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 678с.
31. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб.пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 352 с.
32. Мазанова Б.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения язы¬кового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов / Е.В. Мазанова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006. -128 с.
33. Мастюкова Е.М. Этиология нарушений речи / Е. М. Мастюкова // Логопедия. – М., 1998. – С. 123 – 147.
34. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова,Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
35. Микфельд Я. О. Диагностика и коррекция предпосылок дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза у дошкольников / Я. О. Микфельд, Н. Л. Смирнова // Практ. психология и логопедия. – 2006. - № 6. – С. 58-69.
36. Милостивейко Л. Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. / Л. Г.Милостивейко. - СПб.: Союз, 2005. - 194 с.
37. Мисаренко Г.Г. Коррекционно-развивающие технологии в работе логопеда общеобразовательной школы / Г.Г. Мисаренко // Логопед. 2008. - № 1. - С.4- 10.
38. Никашина Н. А. Нарушения письменной речи у младших школьников. / Н. А. Никашина. - М.: Знание, 2004. - 265 с.
39. Орфинская В.К. Формы дисграфии, отражающие недоразвитие фонематической системы / В.К. Орфинская // XXIII Герценовские чтения. Дефектология. - Л., 1970. - С. 106 -108.
40. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. – СПб.: Детство-Пресс, 2006. – 128 с.
41. Парамонова Л.Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга / Л.Г. Парамонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. – 128 с.
42. Пинюгина Е.В. Коррекционно-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи / Е.В. Пинюгина // Логопед в дет. саду. – 2004. - № 3. – С. 29-36.
43. Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция / И.А. Поварова. - СПб. : Речь, 2005. – 275с.
44. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие / Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов.— М.: Просвещение, 1979. — 431 с.
45. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Уч. Пособие / И.Н. Садовникова. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 256 с.
46. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: Учеб. пособие для студентов / Е.Ф. Соботович. - М.: Классике Стиль, 2009. - 160с.
47. Совак М. Логопедия / М. Совак, К.-П. Беккер. – М.: Медицина, 1981. – 288с.
48. Спирова Л. Ф. Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ / Л.Ф. Спирова, А. В. Ястребова // Дефектология. - 2004. - № 5. - С. 37-42.
49. Спирова Л. Ф. Нарушение процесса овладения чтением у школьников / Л. Ф. Спирова. - М.: Сфера, 2003. - 336 с.
50. Токарева О. А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) / О. А. Токарева /под ред. С. С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
51. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева. – М.: Айрис Пресс, 2005. – 224с.
52. Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. - М.: Айрис-пресс, 2007.- 176 с.
53. Фуреева Е.П. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / Е.П. Фуреева, Е.В. Шипилова, О.В. Филиппова. – Ростов н\Д.: Феникс, 2006. – 208 с.
54. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических заведений. В двух книгах. Книга 2 / М.Е. Хватцев / Под ред. Р.И Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 293 с.
55. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л.С. Цветкова. - М.: «Юристъ», 1997.
56. Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Г.В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2003. – 309с.
57. Ястребова А.В. Учителю о детях с недостатками речи / А.В. Ястребова, Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова. – М.: АРКТИ, 1996. – 176 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности обучения русскому языку имеют дети с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы?
Дети с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы имеют некоторые особенности в обучении русскому языку. Это связано с тем, что у них есть проблемы с произношением, словарным запасом, грамматикой и другими аспектами речи. В связи с этим, им необходима специальная поддержка и адаптированные методики обучения для усвоения языка в школьных условиях.
Какие психофизиологические предпосылки влияют на развитие письменной речи у детей с речевыми нарушениями?
Психофизиологические предпосылки развития письменной речи у детей с речевыми нарушениями оказывают влияние на их способности восприятия, памяти, моторики и других аспектов письма. Дети с речевыми нарушениями могут иметь затруднения в запоминании букв, формировании правильной постановки руки, координации движений и других аспектах, необходимых для письма.
Какие особенности и виды нарушений речи присутствуют у детей младшего школьного возраста?
У детей младшего школьного возраста могут присутствовать различные виды нарушений речи, такие как дислалия (нарушение звукопроизношения), дизартрия (нарушение артикуляции), афазия (нарушение понимания и выражения речи) и другие. Они могут проявляться в замедленной речи, неправильном произношении звуков, трудностях в образовании предложений и других особенностях.
Какие особенности имеет письменная речь у детей с общим недоразвитием речи и ффн?
У детей с общим недоразвитием речи и ффн (фонетической фонематической недостаточностью) может быть ряд особенностей в письменной речи. Это могут быть проблемы с орфографией, пунктуацией, постановкой буквы и другими аспектами письма. Дети могут иметь трудности в написании слов, образовании предложений и правильном использовании грамматических конструкций.
Какие особенности обучения русскому языку у детей с речевыми нарушениями в условиях общеобразовательной школы?
Дети с речевыми нарушениями в общеобразовательной школе нуждаются в специфическом подходе к обучению русскому языку. Они могут испытывать трудности с произношением и пониманием речи, формированием письма и другими аспектами языка. Педагоги должны учитывать эти особенности и применять соответствующие методики и подходы для успешного обучения.
Какие психофизиологические предпосылки влияют на развитие письменной речи у детей?
Психофизиологические предпосылки, такие как развитие моторики, внимания, памяти и мышления, имеют важное значение для развития письменной речи у детей. Например, развитие мелкой моторики рук и пальцев позволяет детям правильно держать карандаш и писать буквы. Педагоги должны учитывать эти факторы и создавать условия для их развития у детей с речевыми нарушениями.
Какие виды нарушений речи встречаются у детей младшего школьного возраста?
У детей младшего школьного возраста могут встречаться различные виды нарушений речи, такие как звуковая аграмматизм, нарушение лексико-семантического развития, недостатки в синтаксическом строении предложений и другие. Каждый вид нарушения требует особого подхода к обучению и коррекции.
Какие особенности имеет письменная речь у детей с общим недоразвитием речи и ФФН?
У детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическим нарушениями (ФФН) письменная речь может быть затруднена. Они могут испытывать трудности с правильной орфографией, пунктуацией и другими аспектами письма. Педагоги должны помочь им развивать навыки письменной речи через специальные методики и индивидуальный подход.
Какие особенности обучения русскому языку у детей с речевыми нарушениями в школе?
Дети с речевыми нарушениями могут испытывать сложности в усвоении правил русского языка, особенно в области письменной речи. Им может быть трудно правильно составлять предложения, понимать грамматические правила и использовать их корректно.
Какие психофизиологические предпосылки влияют на развитие письменной речи у детей с речевыми нарушениями?
Психофизиологические особенности детей с речевыми нарушениями могут влиять на развитие их письменной речи. Например, задержка развития моторики и координации движений может затруднять написание букв и слов. Также, сниженная артикуляционная подвижность может сказываться на качестве написания звуков.
Какие методические аспекты важны при обучении русскому языку детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями?
При обучении русскому языку детей с общим недоразвитием речи и фонетико-фонематическими нарушениями важно использовать индивидуальный подход и разнообразные методики. Необходимо учитывать специфические особенности речи каждого ребенка и создавать условия для активного участия в уроках. Также важно проводить систематическую работу по развитию словарного запаса и грамматических навыков.