Разработка комплекса упражнений по предотвращению и устранению последствий межличностного конфликта персонала в рамках динамического подхода (гештальт).
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 27.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Основные положения динамического подхода (гештальт). 3
1.1. Особенности метода гештальт в решении конфликтов. 3
1.2.. Преимущества и недостатки метода гештальт при решении межличностных конфликтов. 6
Глава 2. Межличностный конфликт как фактор, снижающий организацию трудового процесса 8
2.1. Специфика протекания межличностных конфликтов у работников умственного труда 8
2.2. Анализ зависимости организации трудового процесса от степени выраженности межличностных конфликтов у работников 14
Глава 3. Программа комплекса упражнений по предотвращению и устранению последствий межличностных конфликтов методом гештальт 17
Заключение 24
Список использованной литературы 25
(Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.)
Способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями (п.2.2, гештальт-игры).
Упражнение выполняется в парах. (Выберете себе в пару того члена группы, которого вы знаете меньше всего)
Инструкция: Данное упражнение включает в себя несколько заданий. Каждое задание рассчитано на определенное время. Я буду говорить, что надо делать, буду следить за временем и сообщать вам, когда оно закончится.
Задание №1 . В течение 4 минут молча смотрим друг на друга.
Задание №2. Каждому из вас дается 4 минуты, в течение которых вы должны рассказать своему собеседнику, кого вы видите перед собой. Рассказ надо начинать словами: «Я вижу перед собой» и дальше говорить только о внешнем облике, не включая в рассказ оценочных понятий.
Задание №3. Каждому из вас дается 5 минут для того, чтобы рассказать своему собеседнику, каким он (ваш собеседник) был, с вашей точки зрения, когда ему было 5 лет. При этом можно говорить не только о внешнем облике, но и об особенностях поведения, характера.
Задание №4. Каждому из вас дается 5 минут для того, чтобы рассказать своему партнеру, какой он, с вашей точки зрения, человек. Вы можете говорить обо всем, что соответствует ответу на вопрос: «Какой человек мой собеседник?»
После проведения упражнения обсуждение следующих вопросов:
«Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе?»
«Выполнение, какого из четырех заданий у вас вызвало трудности?»
«Какие впечатления возникли у вас в ходе выполнения упражнения?»
Блок 2. Выработка навыков эффективного взаимодействия в конфликтной ситуации
Упражнение 3. «Конфликт с инспектором»
Цель: Отработка навыка стрессоустойчивости в конфликтной ситуации.
Используется техника гештальта «Проективная игра» (см. п 2.1., Таблица 2). Она наравлена на минимизацию внутригрупповых конфликтов, так как она предназначенна для описания ожидаемых явлений и дает возможность проиграть в ролевой игре разные сценарии с разными людьми и решить, какой из них лучше.
Упражнение направленно:
Разбор типа конфликта, как агрессивной реакции на блокаду личностных потребностей, связанных напрямую с производственной деятельностью (см. п.2.2, рис.1 Типы конфликтов);
На устранение такиех при чин, как «Экономические и социальное неравенство». А также «Неудовлетворенность отношениями между отдельными структурными единицами организации» (см. п. 2.1., рис.2. Причины конфликтов).
Упражнение:
Участники группы объединяются в тройки и разыгрывают конфликтную ситуацию. Двое участников разыгрывают разногласие, между инспектором ГИБДД и водителем. Третий участник оценивает происходящие с точки зрения сохранения водителем самообладания и контроля эмоций, отмечает происходящие и дает обратную связь при обсуждении в тройках.
Задача «инспектора» в агрессивной манере пытаться забрать автомобиль «водителя» на штрафную стоянку за серьезное нарушение: «водитель» забыл права дома.
Задача «водителя» не отдать автомобиль, а уговорить водителя подождать пока он принесет права, благо живет недалеко.
Каждый из участников должен поочередно побывать во всех трех ролях.
После проведения упражнения обсуждение в кругу.
Упражнение 4. «Конфликты и сплоченность»
Цель: Отработка навыка бесконфликтного общения, приобретение чувства сплоченности в группе.
С точки зрения групповой согласованности, конфликты между участниками группы призваны выполнять важную задачу. Они предоставляют возможность выразить амбивалентные чувства, неизбежно возникающие в любых значимых отношениях. Более того, незначительные конфликты взаимно нейтрализуют друг друга и предотвращают раскол группы в результате какого-нибудь центрального конфликта.
С другой стороны, важным является, разумеется, наличие объединяющего всех членов группы общего согласия в каких-то базовых вопросах. Такое согласие дает им возможность чувствовать себя достаточно уверенно при столкновениях между собой в разного рода мелких конфликтах. Это упражнение поможет членам группы понять, в чем состоит базовое согласие в их группе, а также выяснить, есть ли в группе небольшие конфликты, обеспечивающие достаточно высокую степень групповой сплоченности.
Упражнение направленно:
Разбор объективных и субъективных причин, приводящих к конструктивным конфликтам в деловой и производственной сфере у работников умственного труда (п.2.1., рис.1 «Взаимосвязь причин», п.2.1. табл. 3 «Объективные и субъективные причины»).
Выяснить, есть ли в группе небольшие конфликты, обеспечивающие достаточно высокую степень групповой сплоченности (п.2.2., табл.4. «Причинные факторы конфликтов»).
Инструкция: «Я хотела бы предложить вам эксперимент, который поможет вам всем проверить прочность нашего единства как группы. Значимость наших отношений можно определить, помимо всего прочего, по тому, в какой мере они провоцируют между нами конфликты. Все вы знаете поговорку: «Кого люблю, того дразню». К тем, кто нам безразличен, мы не испытываем ни особо теплых чувств, ни особо враждебных. Правда, мы часто считаем, что именно в значимых и ценных для нас отношениях конфликтов быть не должно.
Наличие в группе определенного количества небольших конфликтов является знаком того, что она полна жизни и сил, и ее участники ценят друг друга.
Мне хотелось бы, чтобы вы проанализировали, достаточно ли у нас небольших конфликтов для того, чтобы внешний наблюдатель мог о нас сказать: «Да, это сплоченная группа». Разделитесь на тройки.
Сейчас вам надо будет сделать следующее: нарисуйте картину, в центре которой символически изобразите то, в чем, по вашему мнению, состоит базовое единство нашей группы, тот общий для всех исходный пункт, который всех нас объединяет. Затем составьте перечень всех имеющихся у нас конфликтов и нарисуйте их вокруг центрального образа картины. При этом постарайтесь, чтобы зрителям было понятно, кто участвует в том или ином конфликте. Я надеюсь, что вы сможете найти достаточное количество небольших конфликтов. Не забудьте проверить и изобразить, в какой мере вовлечен в те или иные конфликты и я. Для этой работы у вас есть один час.
Во время обсуждения дайте всем группам по очереди представить свои картины и пояснить их. Помогите членам группы определить, какие конфликты они хотели бы оставить, какие должны быть решены самими участниками конфликта, а в каких им хотелось бы получить помощь со стороны остальных.
Заключение
В первой главе дано определение гештальт-терапии, выделены ее особенности, основные техники-упражнения, преимущества в организационном консультировании.
Во второй главе дано определение межличностного конфликта, перечислены причины его возникновения, его варианты и последствия. Выявлены причинные факторы конфликта, влияющие на организацию трудового процесса.
В третий главе разработана программа тренинга по предотвращению и устранению последствий межличностных конфликтов персонала методом гештальта, который рассчитан на 3 занятия по 4-6 часов.
Список использованной литературы
Левин К. Разрешение социальных конфликтов.Спб.,2000
Левин К. Теория поля в социальных науках. Спб., 1999.
Маслов Е.В. Организация труда персонала: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2008
Невис Э. Гештальт-терапия и организационное консультирование. -В. Сб.: Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века. Ростов-на-Дону, 2001.
Кондаков И. Психологический словарь. М., 2000
Платонов Г. Корпоративная культура: экзистенция и эффективность консультирования. - В сб.: Психология и бизнес. СП б, Иматон,1999.
Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я: Краткий словарь терминов по гештальт-терапии, 2002
Гуманитарный портал http://psyera.ru/2462/geshtalt-terapiya
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996, С.168
1
Причины конфликта
Различие или пересечение интересов членов организации
Интерес рассматривается как актуализированный мотив, возникающий у отдельного работника или социальной группы.
Различие в ценностных ориентациях
Индивидуальные и групповые ценности могут иметь разную значимость для членов организации.
Различные формы экономического и социального неравенства
Неудовлетворенность отношениями между отдельными структурными единицами организации
Следует сказать, что само неравное распределение ценностей между отдельными членами организации, группами и подразделениями служит лишь основанием для возникновения конфликта
Т.е. тем местом или статусом, которые работники или социальные группы занимают в структуре организации.
Типы конфликтов
Конфликты как агрессивная реакция на блокаду потребностей в достижении значимых целей трудовой деятельности
Конфликты как агрессивная реакция на блокаду личностных потребностей, связанных напрямую с производственной деятельностью
Конфликты, связанные с контролем за соблюдением групповых или организационных культурных норм, возникают, когда работник занимает позицию, отличающуюся от позиции группы; следует нормативным образцам, отличающимся от групповых нормативных образцов; не выполняет нормативные требования, связанные с его статусом в организации, и т.д
Личные конфликты, связанные с несовместимостью ценностей, установок, ориентации отдельных членов организации, не связанных непосредственно с производственным процессом в организации
1. Левин К. Разрешение социальных конфликтов.Спб.,2000
2. Левин К. Теория поля в социальных науках. Спб., 1999.
3. Маслов Е.В. Организация труда персонала: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2008
4. Невис Э. Гештальт-терапия и организационное консультирование. -В. Сб.: Теория и практика гештальт-терапии на пороге XXI века. Ростов-на-Дону, 2001.
5. Кондаков И. Психологический словарь. М., 2000
6. Платонов Г. Корпоративная культура: экзистенция и эффективность консультирования. - В сб.: Психология и бизнес. СП б, Иматон,1999.
7. Тройский А.В., Пушкина Т.П. Гештальт-терапия от А до Я: Краткий словарь терминов по гештальт-терапии, 2002
8. Гуманитарный портал http://psyera.ru/2462/geshtalt-terapiya
Вопрос-ответ:
Какие основные положения динамического подхода гештальт?
Одним из основных положений динамического подхода гештальт является то, что весь опыт человека может быть рассмотрен как организованное целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. Для разрешения конфликтов важно осознавать эти элементы и работать с ними в целостном подходе.
Какие методы используются в гештальт-терапии для решения конфликтов?
Основным методом гештальт-терапии является работа с осознанием. С помощью различных упражнений и техник гештальт-терапевты помогают клиентам осознать свои эмоции, потребности и межличностные конфликты. Это позволяет разрешить конфликты и достичь более гармоничных отношений с окружающими.
Какие преимущества и недостатки имеет метод гештальт при решении межличностных конфликтов?
Одним из преимуществ метода гештальт является его фокус на целостность человека. Это позволяет получить глубокое понимание причин и последствий межличностных конфликтов. Однако, недостатком может быть то, что работа в рамках гештальт-терапии требует времени и интенсивных усилий со стороны клиента. Некоторые люди могут испытывать трудности в самоосознании и работе с эмоциями.
Как межличностный конфликт влияет на организацию трудового процесса?
Межличностный конфликт может существенно снижать эффективность и продуктивность работы коллектива. Конфликты могут вызывать напряженность, неопределенность и недоверие между коллегами. Это может приводить к отсутствию сотрудничества, ухудшению коммуникации и снижению мотивации работников. В результате, организация трудового процесса страдает, что ведет к снижению общей результативности работы организации.
Какими основными положениями отличается динамический подход гештальт?
Основными положениями динамического подхода гештальт являются акцент на целостности человека, признание важности здесь и сейчас, упор на напряжение и контакт с окружающим миром, подчеркивание важности самосознания и самовыражения, а также внимание к непрерывности и преемственности процессов.
Какие особенности метода гештальт помогают в решении межличностных конфликтов?
Метод гештальт помогает в решении межличностных конфликтов за счет акцентирования внимания на здесь и сейчас, осознания своих потребностей и эмоций, а также развития навыков эффективного общения и взаимодействия с другими людьми.
В чем преимущества и недостатки метода гештальт при решении межличностных конфликтов?
Преимуществами метода гештальт при решении межличностных конфликтов являются повышение осознанности, улучшение коммуникационных навыков, разрешение эмоциональных блоков и развитие самосознания. Однако, недостатками могут быть высокая эмоциональная нагрузка для участников конфликта, необходимость работать над собой и развивать новые навыки, а также потребность во времени и усилиях для достижения результата.
Как межличностный конфликт может снижать организацию трудового процесса?
Межличностный конфликт может снижать организацию трудового процесса путем создания неприятной и напряженной атмосферы в коллективе, снижения мотивации сотрудников, нарушения коммуникации и сотрудничества, повышения уровня стресса и нездоровой конкуренции, а также увеличения числа ошибок и конфликтов на рабочем месте.
Какие специфические характеристики имеет межличностный конфликт?
Межличностный конфликт имеет свои особенности, такие как субъективность и эмоциональная окрашенность, наличие противоположных интересов и потребностей, угрозу самооценке и самоидентификации участников конфликта, а также потенциал для разрешения и преобразования, если иметь подходящие инструменты и навыки.
Что такое метод гештальт в решении конфликтов?
Метод гештальт в решении конфликтов - это подход, основанный на принципах гештальт-терапии, который помогает людям найти урегулирование конфликтных ситуаций путем осознания своих чувств и эмоций, а также понимания взаимодействия с другими людьми. Он предлагает работу с восприятием, чувствами и телесными ощущениями, чтобы помочь людям получить полное представление о себе и своих отношениях с другими.