Нарушение неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией и пути их коррекции

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 93 93 страницы
  • 66 + 66 источников
  • Добавлена 12.02.2014
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Научно - теоретические основы изучения нарушений письма у младших школьников 7
1.1. Развитие высших психических функций 7
1.2. Психологическая характеристика процесса письма 16
1.3. Современные представления о дисграфии 20
1.4. Классификации дисграфий 23
1.5. Состояние неречевых психических функций у младших школьников
с дисграфией 30
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Исследование состояния неречевых психических функций у детей младшего школьного возраста с дисграфией 35
1.1.Цель, задачи, методы и организация исследования 35
2.2. Характеристика детей экспериментальной группы 36
2.3. Содержание методики исследования 40
2.4. Состояние неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией по данным констатирующего эксперимента 51
Выводы по главе 2 66
Глава 3. Логопедическая работа по формированию неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией 69
3.1. Теоретические и методические основы логопедической работы по формированию неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией 69
3.2. Ход, методика проведения и результаты контрольного эксперимента 90
Выводы по главе 3 92
Заключение 94
Список литературы 97
Приложение 102
Фрагмент для ознакомления

Неполноценность психических функций у детей этой подгруппы проявилась в снижении устойчивости и продуктивности внимания, низкой слухоречевой памяти, низкий уровень сформированности мыслительных операций.
У детей четвёртой группы (3 чел. – 30%), с аграмматической дисграфией. Эти школьники имеют относительно высокую степень сформированности неречевых психических функций. У детей выявлено достаточно высокое развитие сформированности восприятия, мыслительных операций, они правильно устанавливают причинно – следственные связи, самостоятельны в выполнении заданий. У них развита познавательная потребность. Интеллектуальная сфера у этих школьников характеризуется умением выделять существенное, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
Таким образом, у младших школьников с дисграфией имеются особенности в состоянии значимых неречевых психических функций, имеется взаимосвязь между развитием внимания, памяти, мышления и нарушением письменной речи.
Выводы по главе 2
Экспериментальное исследование включило в себя констатирующий эксперимент:
- исследование внимания («Корректурная проба», методики Л.И. Баскаковой)
- исследование памяти (объём, непроизвольная и произвольная зрительная, вербальная).
- исследование мышления («Сравнение понятий»)
По результатам качественного и количественного анализа экспериментальных данных было выделено четыре подгруппы школьников с дисграфией по уровню сформированности неречевых психических функций, значимых для работы по преодолению различных видов дисграфии.
У школьников с оптической дисграфией отмечается неустойчивое внимание, быстрая истощаемость, что проявляется как в речи, так и неречевой деятельности. У детей выявлен низкий уровень развития слухоречевой и зрительной памяти. Особенности мыслительной деятельности этих школьников проявлялись в трудностях выполнения заданий на обобщение предметов методом классификации.
Школьник с акустической дисграфией отличается инертностью познавательных процессов. Выявлен низкий уровень развития слухоречевой и зрительной памяти. Особенности мыслительной деятельности проявлялись в трудностях выполнения заданий на обобщение предметов методом классификации. Понимает временные и причинно – следственные отношения.
У младших школьников с дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза выявлена неполноценность психических функций, которые проявилась в снижении устойчивости и продуктивности внимания, низкой слухоречевой памяти.
Дети с аграмматической дисграфией имеют относительно высокую степень сформированности неречевых психических функций. У детей выявлено достаточно высокое развитие сформированности восприятия, мыслительных операций, они правильно устанавливают причинно – следственные связи, самостоятельны в выполнении заданий. У них развита познавательная потребность. Интеллектуальная сфера у этих школьников характеризуется умением выделять существенное, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
Таким образом, у обследованных школьников с дисграфией наблюдается недостаточная сформированность многих неречевых психических функций, а также особенности психических процессов: памяти, внимания и мышления.

Глава 3. Логопедическая работа по формированию неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией

3.1. Теоретические и методические основы логопедической работы по формированию неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией

С учетом результатов экспериментального исследования разработаны методические рекомендации по развитию неречевых психических процессов.
Цель работы: формирование у младших школьников навыков произвольного поведения и самоконтроля; стремления к размышлению и поиску; развитие высших психических функций.
Направления работы:
Развитие памяти.
Развитие внимания.
Развитие мышления.
Методы, используемые в ходе работы: игры, упражнения, беседа.
Экспериментальное исследование показало, что в логопедическую работу необходимо включить упражнения на развитие и коррекцию переключения, объема, концентрации, устойчивости и избирательности внимания.
Для развития переключения внимания.
Цель: развивать переключаемость внимания.
Задание №1.
Учащимся показывается таблица с числами черного и красного цвета от 1 до 25. Предлагается показать числа:
а) черного цвета от 1 до 25.
б) красного цвета от 25 до 1.
в) черного в возрастающем, а красного в убывающем порядке.
Необходимо работать быстро и без ошибок.
Перед началом каждой серии делают перерыв в 3-4 минуты для отдыха испытуемого.
Если испытуемый в процессе выполнения заданий любой из серий ошибается, то он сам должен найти ошибку.
Задание№2.
Напиши два числа одно под другим, например 4 и 2. Сложи их. Единицы суммы напишите рядом с верхним числом, а верхнее число из первого столбика перенеси вниз во второй столбик. Теперь сложи два числа из второго столбика. И так продолжай дальше.
4 6 0 6 6 2
2 4 6 0 6 6
Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания
Для тренировки переключения внимания используются упражнения, имеющие в основе своей текст «Красно-черные таблицы».
Для занятия используются таблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Порядок же работы остается неизменным:
1 этап – рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черного цвета от 1 до 12;
2 этап – рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1;
3 этап - необходимо поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12 , а числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1.
После того, как у подростка будут удовлетворительные результаты по предложенному выше количеству цифр, их число можно увеличить сначала до 16 (и тех и других), а затем до 24 (т.е. черные – от 1 до 24, красные от 24 до 1).
Это же задание можно модифицировать, заменив цифры буквами. Например, черные буквы нужно выписать в алфавитном порядке, а красные в обратном. Поскольку это задание сложнее предыдущих, то использовать его желательно после того, как дети хорошо научатся справляться с числовыми вариантами, сама же таблица должна состоять не более чем из 9 – 16 ячеек (т.е. количество черных букв не превышает 8, а красных – 7).
Когда испытуемые достигнут значительных успехов в работе с вышеописанными таблицами, задание можно усложнить.
Школьники должны находить на предлагаемой им таблице красные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные – в возрастающем. Первые предлагаемые таблицы должны содержать не более 13 черных пар чисел – букв и 12 красных пар чисел – букв. Работа идет таким образом:
Красная цифра 12, пишем букву «р», потом цифра 1, пишем букву «в», далее красная цифра 11, пишем букву «и», черная цифра 2, пишем букву «н»…
Таблица к заданию «Красно-черные пары»
3-А 11 - И 4 – С 6 - Г 10 - Б 5 - М 8 - Е 2 – Н 9 - К 4 - Ф 12 - Р 1 - В 8 – Ч 8 - М 7 - Н 7 - Ф 5 - Б 11 – Л 2 - Т 10 - Е 9 - А 3 - К 1 – В 6 - Х 12 - И
При успешной работе детей количество пар может быть увеличено до 24 красных пар чисел – букв и 24 черных пар чисел – букв.
Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.
Задание № 1
Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:
Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, командировка.
Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велосипедист.
Всего 18 слайдов – два разных набора по 9.
Задание № 2.
Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:
Я бегу Что ты
Дай мне Я плыву
Дым идет Лень мне
Двор чист Один – воин
Что делать Птица поет
Ученье – свет Делу – время
Все по колено Вода в решете
Работа не волк Слово – серебро
Счастье в труде Всем не угодишь
Всего 18 слайдов – 2 разных набора по 9.
Слайды каждого задания показываются в порядке возрастания количества букв. На занятии можно использовать как одно задание из этой серии, так и два или три. Содержание задания может меняться в зависимости от подготовленности испытуемых, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Игра «Пуговица».
Другим упражнением, направленным на увеличение объема внимания, является игра «Пуговица».
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле- это квадрат, разделённый на клетки.
Начинающий игру выставляет на своём поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После чего первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
( ( (
Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее
для развития объема внимания используется упражнение на динамику – тренировка с таблицами Шульте.
Каждая таблица комплекта представляет квадрат с числами от 1 до 25. Методика заключается в том, чтобы быстро отыскивать по порядку возрастания все 25 чисел в каждой таблице отдельно. Время, затраченное на поиск всего ряда, замечается по секундомеру (обычно люди с хорошими параметрами внимания затрачивают на одну 25-30 секунд). По мере тренировок со всеми таблицами время поиска постепенно сокращается и у отдельных лиц доходит до 11-12 секунд, а иногда до 7-8 секунд.
Можно рекомендовать следующие правила с таблицами Шульте.
Для тренировок использовать все 10 изготовленных таблиц.
Считать необходимо беззвучным счетом, т.е. про себя в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Перебирать по очереди все 10 таблиц в любом порядке. Все найденные числа обязательно указываются карандашом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 25 секунд.
Перед началом работы с таблицей взгляд фиксируется в ее центре, чтобы видеть таблицу целиком. Расстояние от таблицы до глаз такое же, как и при чтении обычного текста, т.е. примерно 25-30 сантиметров.
Время и периодичность тренировок устанавливается по желанию учащихся, учитывая, что не следует переутомляться.
Когда привыкнете к считыванию таблиц, то можно проводить эти тренировки, используя поисковые движения взором, т.е. без подтверждения найденного числа карандашом.
Другой вид работы с таблицами:
Испытуемому предлагается тестовая и проверочная таблицы.
В тестовой таблице представлены 25 произвольно расположенных цифр. Испытуемому необходимо записать их в возрастающем порядке в аналогичной рабочей таблице в течение 2 минут.
Для развития концентрации внимания применяются:
Задание №1.
1 способ. Испытуемому предлагается писать на доске числа от 1 до 20 и одновременно считать вслух от 20 до 1.
2 способ. Предлагается писать свою фамилию, одновременно называя буквы в обратном порядке – от конца к началу.
Фиксируется количество ошибок и остановок.
Игра. «В каждой руке свое дело»
Левой рукой медленно перелистывать в течение одной минуты книгу с иллюстрациями, а правой чертить геометрические фигуры.
Задание№2.
Испытуемому предлагается расставить на предложенном тесте с изображенными на нем квадратом, ромбом, прямоугольником, кружком и треугольником знаки за 1 минуту построчно. В квадрат – минус, в прямоугольник – плюс, в кружок – ничего не ставить и в треугольник – точку.
Корректурное задание направлено на развитие устойчивости внимания.
Выполнение корректурного задания способствует развитию устойчивости внимания.
Занятие может быть индивидуальным или групповым.
Для его проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши или ручки.
Инструкция выглядит следующим образом: «В течение 5 мин. нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора».
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.
По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв.
Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным.
Время проведения занятия 5 минут.
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания
Занятие может проводиться как коллективно, так и индивидуально. Перед началом работы детям сообщается задание: «Перед вами на листке ряд перепутанных линий. Каждая из них наинается слева и заканчивается справа. Ваша задача – проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, поставить ее номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца».
Первоначальное количество линий, предлагаемое ученикам, зависит от уровня их подготовки. Практика показывает, что обычно это 5 – 8 линий. Сначала можно разрешить детям помогать себе пальцами или карандашом, переходя, по возможности, к слежению только глазами на последующих занятиях. Как только предлагаемое количество линий будет «распутано» ребенком быстро и без помощи подручных средств, их число должно быть
Упражнения на развитие зрительной памяти.
«Опиши по памяти».
Детям короткое время показывается кукла, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфли, носочки, стоит она или сидит и так далее.
«Найди картинку».
Ребенку на короткое время показывается картинка, а затем из набора похожих картинок предлагается выбрать ту, которую ему показывали.
«Запомни картинку».
Ребенку в течение 2 – 3 секунд показывается детям лист бумаги с изображенными на нем в произвольном порядке фигурами, после чего его просят по памяти воспроизвести фигуры.
Такое же задание можно проводить с изображениями букв и цифр, геометрических фигур.
«Что изменилось?».
Перед ребенком ставится несколько игрушек, и дают посмотреть на них несколько секунд. Затем просят его отвернуться и меняют местами несколько игрушек. Повернувшись, ребенок говорит, что изменилось.
«Я фотоаппарат».
Ребенку предлагается представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и так далее.
Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все, что происходит за окном. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
«Что поменялось».
Ребенку показывают три пары карточек с предметными изображениями: на первой паре – изменено месторасположение предметного изображения вверху столбца; на второй паре – внизу столбца; на третьей паре – в середине столбца. Его просят в течение 10 секунд смотреть на первую карточку из пары. Потом переворачивает ее и открывает вторую. Далее просят ребенка сказать или показать, что поменялось соответственно в первой паре карточек, во второй и в третьей.
Такое же упражнение можно проводить с геометрическими и абстрактными фигурами.
А также располагать изображения не только в столбце, но и в ряду и в таблице.
«Чего не стало».
Ребенку показывают три пары карточек с предметными изображениями: на первой паре – изменено количество предметных изображений вверху столбца; на второй паре – внизу столбца; на третьей паре – в середине столбца. На первой карточке из пары – семь предметных изображений, на второй – шесть. Его просят в течение 10 секунд смотреть на первую карточку из пары. Потом переворачивает ее и открывает вторую. Далее просят ребенка сказать или показать чего не хватает соответственно в первой паре карточек, во второй и в третьей.
Такое же упражнение можно проводить с геометрическими и абстрактными фигурами, а также располагать изображения не только в столбце, но и в ряду и в таблице.
Упражнения на развитие внимания, памяти и мышления
«Снежный ком».
Дети по кругу называют свое имя и имена всех детей, уже назвавших свои имена.
«Найди одинаковые предметы».
Среди нескольких игрушек или предметов надо отыскать два одинаковых.
«Опиши предмет».
Взрослый показывает ребенку какой-либо предмет или игрушку и просит описать его. Какого цвета? Из чего сделана? Для чего она предназначена? Расскажи о данном предмете сказку или необычную историю.
«Скажи движением».
Дети становятся в круг. Ведущий вызывает любого игрока и говорит ему (так, чтобы остальные не слышали), какое действие он должен изобразить. Например, показать, как он копает яму, рвет яблоки или переходит через лужу. После того, как ведущий дал игроку задание, тот начинает с помощью пантомимы показывать загаданное действие. Остальные игроки должны отгадать, какое действие было загадано. Тот игрок, который первым отгадал, становится новым ведущим.
«Доскажи словечко».
Вы читаете стихотворение, а в последней строчке останавливаетесь и предлагаете ребенку сказать завершающее слово.
Примеры стихотворных загадок.
***
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все ... (четыре)
***
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая … (лисица)
***
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на … ( машине).
***
Шагает мастерица
По шелку да по ситцу.
Как мал ее шажок!
Зовется он - … (стежок)
***
Никак не согласится
Она лежать без толку.
Кто знает мастерицу,
Усердную … (иголку)
***
Мне неженки сандали
Доверчиво сказали:
Боимся мы щекотки
Большой сапожной … (щетки).

***
Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как стая ос,
Работяга… (пылесос).
***
Муха ахнула сперва:
Ах какие кружева! –
А попала в кружева –
И пропала голова!
Бедняжка словно в тине,
Увязла в … (паутине)
«Запоминаем вместе».
Один ребенок называет какой–нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье и т.д.
«Графический диктант».
Две клетки влево.
Две вверх
Две вправо
Две вниз
Две вправо
Две вверх
Две влево
«Дорожка».
Все игроки выстраиваются в затылок друг к другу и идут змейкой по воображаемой дорожке. По команде ведущего они должны преодолевать воображаемые препятствия.
«Мы идем по дорожке… Вокруг нас деревья, цветы, ягоды…Летают бабочки…Ветерок шелестит листвой…Вдруг на дорожке появилась большая лужа. Обходим ее. Осторожно, не намочите ноги… Снова шагаем по дорожке…Перед нами канава, а через нее перекинут маленький мосточек. Переходим через него…Опять идем по дорожке…А вот на дорожке кто-то оставил бревна. Перешагиваем через них…Опять идем по дорожке…Вдруг пошел дождик. Мы открыли зонтики и идем дальше…От дождя дорожка стала скользкая, идем тихо – тихо…Вот перед нами речка. А через речку мостик. Идем по мостику и держимся за перила…Опять идем по хорошей дорожке Пришли домой. Молодцы.
«Отгадай загадки».
***
Два конца,
Два кольца,
А посередине гвоздик.
(Ножницы)
***
Красна, да не девка;
Хвостата, да не мышь.
Красна,
В землю вросла. (Морковь)
Зимой и летом одни цветом. (ель)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (еж)
«Посмотри и запомни».
Требуется набор карточек (10 рисунков (оса, лук, роза, книга, гриб, мяч, замок, ваза, ключ, яблоко). Игроки внимательно рассматриваются их в течение 1-2 мин. Потом картинки убирают, а игроки перечисляют предметы, которые им удалось запомнить. Выигрывает тот, кто назовет большее количество предметов.
«Графический диктант».
Одна клетка вправо
Одна вверх
Одна вправо
Одна вверх
Одна вправо
Одна вверх
Одна вправо
Одна вверх
Одна вправо
Одна вниз
Одна вправо
Одна вниз
Одна вправо
Одна вниз
Одна вправо
Одна вниз
Одна вправо
«В чем отличия?»
Детям предлагаются изображения двух похожих предметов, имеющих при этом некоторые отличия. Ведущий, предлагает игрокам внимательно посмотреть на картинки. Далее задаются вопросы:
-Чем отличаются два стакана, два домика…
- Эти картинки одинаковые или нет
- Перечислите все отличия на этих картинках
«Кто летает ».
Ведущий говорит: Сейчас мы выясним, кто может летать, а кто нет. Я буду спрашивать, а вы сразу, без пауз, отвечайте: «Летает» - и показывайте, как это делается, разведя руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: « Поросенок летает?» – молчите и не поднимайте руки.
«Графический диктант».
Одна клетка влево
Три вверх
Две влево
Одна вверх
Пять вправо
Одна вниз
Две влево
Три вниз
«Встаньте все те, кто …».
Ведущий дает задание: Встаньте те, кто…
любит смеяться,
у кого темные волосы,
у кого светлые глаза,
любит играть с малышами…
«Скороговорки».
Произнести скороговорку про Егорку (или любую другую).
Освободились от воздуха («ПФ!»)
Вдохнули носом
Произнесли:
«Как на горке,
На пригорке
Жили тридцать три
Егорки.
Раз Егорка, два Егорка,
Три Егорка»
Постепенно можно «прибавлять» по Егорке.
«Назови одним словом».
А) Ведущий выкладывает перед игроками три карточки, объединенные одной темой (например, машины), и спрашивает одного из игроков: «Что нарисовано на картинках? Назови каждый из предметов. Какие общие признаки объединяют предметы? Назови предметы одним словом». Игрок правильно ответивший получает приз. Тот, кто соберет больше призов, становится победителем.
Б) Ведущий перечисляет несколько предметов, затем просит одного из игроков сказать, что их объединяет и как их можно назвать одним словом.
Примеры заданий:
автобус, машина, трактор, самолет.
Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
Красный, желтый, синий, черный.
Воробей, галка, синица, ворона.
Корова, конь, овца, коза.
Север, юг, запад, восток.
Заяц, лиса, белка, волк.
Лук, капуста, огурец, свекла.
Холодильник, телевизор, пылесос, утюг.
Сосна, дуб, тополь, липа.
Англия, Германия, Россия, Украина.
Батон, каравай, бублик, пряник.
Щука, сом, карась, окунь.
«Что появилось? Что потерялось?».
Внимательно посмотрите на картинки. Что появилось, что потерялось на них.
«Пошли письмо».
Играющие дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга. Он говорит: « Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает «передавать письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо: т.е. увидеть у кого из детей оно находится.
«Обведи по точкам».
Ребенку необходимо соединить все точки рисунка одной линией, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
«Цвета».
За одну минуту назови 5 предметов определенного цвета. Повторять предметы не разрешается.
«Продолжи ряд».
Продолжи верхний ряд предметов. Недостающий предмет следует выбрать из нижнего ряда.
«Графический диктант».
Четыре клетки вверх,
Две вправо,
Одна вверх,
Одна вправо,
Одна вниз,
Две вправо
Четыре вниз,
Две влево,
Одна вверх,
Одна влево,
Одна вниз,
Две влево.
«Путанка».
Дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путанка водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также, не разнимая рук.
«Закончите предложение».
Если бы я был (а) Буратино, то я бы …, потому что…
Если бы я был (а) Золушкой, то я бы…, потому что…
Если бы я был (а) Винни-Пухом, то я бы …, потому что…
Если бы я был (а) Снегурочкой, то я бы…, потому что…
Если бы я был (а) Золотой рыбкой, то я бы …, потому что…
Если бы я был (а) Цветиком - Семицветиком, то я бы…, потому что..
Если бы я был (а) Лужей, то я бы …, потому что…
Если бы я был (а) Дорогой, то я бы…, потому что…
Если бы я был (а) Розой, то я бы …, потому что…
Если бы я был (а) Фруктом, то я бы…, потому что…
«Где игрушка»?
Взрослый размещает вокруг детей игрушки (3-4 штуки). Затем он просит назвать игрушку, которая расположена справа от ребенка, слева, перед ним, позади. Потом задание усложняется:
- Назвать все предметы, расположенные справа от дивана и слева от стола и т.д.
«Магнитики».
Дети ходят по комнате. На сигнал ведущего выполняют следующие действия:
на один хлопок в ладоши – приседают и закрывают глаза,
на два – объединяются по двое,
на три – по трое,
- на четыре – образуют один тесный круг.
«Графический диктант».
Одна клетка вправо,
Семь вверх,
Одна вправо,
Пять вниз,
Три вправо,
Пять вверх,
Одна вправо,
Семь вниз,
Одна вправо
«Сочиняем рассказ».
Ведущий начинает рассказ, а игроки по очереди продолжают его. Например: «Вечерело. Дул сильный ветер. Деревья наклонялись до самой земли. По улице шел мальчик с собакой. Вдруг…» Продолжение этого рассказа придумывает тот игрок, которому ведущий скажет «Продолжай!». После того как все игроки по одному разу продолжат рассказ, ведущий говорит кому-нибудь из них: «Конец!» Этот игрок должен придумать окончание рассказа.
«Запомни и нарисуй».
В течение 10 секунд посмотрите на рисунок и нарисовать то, что он запомнил.
«Назови противоположность».
Ведущий называет слово и бросает мяч одному из игроков. Тот должен поймать его и, бросив мячик обратно, назвать слово с противоположным значением. Повторять слова нельзя. Игрок, неправильно назвавший слово, выбывает из игры. Победитель становится новым ведущим, и игра начинается снова.
Слова к которым надо подобрать противоположности:
- кислый – сладкий,
- хороший - …
- черный - …
- продавать - …
- день - …
- широкий - …
- зима - …
- ранняя весна - …
- низкий - …
- земля - …
- высокое дерево - …
- помнить - …
- веселый гном - …
- старт - …
- храбрый мальчик - …
«Пузырьки».
Все дети маленькие пузырьки, а один – большой пузырь. Маленькие пузырьки «летают» легко и быстро, а большой - медленно. Задача - маленьким пузырькам не столкнуться между собой и с большим пузырьком.
«Закончите предложение».
Милая, добрая, ласковая …(мама)
Свежий, пахучий, черный …
Стройное, зеленое, высокое…
Разноцветные, деревянные, ровные…
Оранжевый, сочный, ароматный…
Соленое, теплое, шумящее…
Крикливый, драчливый, горластый…
Пушистая, игривая, рыжая…
Стрекочущий, зеленый, забавный…
Яркое, красное, горячее…
«Круглый год».
Рассмотрите внимательно картинки. Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ игроки получают фант.
Назови времена года на каждой из картинок.
Что делают дети на первой картинке?
Что делают дети на последней картинке?
Чем занимаются дети на третьей картинке?
Почему ты думаешь, что на второй картинке нарисовано лето?
Расположи картинки по порядку.
Составь рассказ по картинкам.
Рассказ дети составляют вместе. Один говорит первое предложение, другой прибавляет к нему второе и т.д.
«Четыре стихии».
Играющие сидят в кружок. Ведущий объясняет правила игры: Если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, если слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах. Игра повторяется дважды. Тот, кто ошибся во второй раз, выбывает из игры.
Понятия «до», «после», «потом», «сейчас».
Ребенку предъявляют какой-либо простой предмет, например камушек, кусочек дерева, карандаш и т.д. Затем просят описать его свойства, рассказать, как он попал сюда, что с ним было раньше, что с ним будет потом.
«Не пропусти растение».
Играющие сидят в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встретится название растения, дети должны вставать и тут же садиться.
Примеры слов:
Дорога, тигр, береза, самолет, пшеница, роза, змея, дуб, кукла, гриб, школа, шиповник, ромашка, рама, дом, машина, малина, тополь, тепловоз, муравей, графин, музей, гвоздика, театр, игра, ива, иволга, воробей, каштан, пальма, кино, кенгуру, киви, банан, василек, кувшин, молоко, тюльпан, тыква, теремок, лес, ель, сосна, дорога, книга, музыка, осина, балет, тапочки, паркет, плющ, одуванчик, мимоза.
Игра повторяется дважды. Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один.
«Страна геометрия».
Для игры потребуется набор геометрических фигур, в который входят квадраты, треугольники, прямоугольники, круги разных цветов и размеров.
Собери все круги (квадраты, прямоугольники, треугольники).
Отложи в сторону все большие круги (квадраты, прямоугольники, треугольники).
Отложи в другую сторону все маленькие круги (квадраты, прямоугольники, треугольники).
Выбери среди больших кругов (квадратов, прямоугольников, треугольников) все синие
Выбери среди маленьких кругов (квадратов, прямоугольников, треугольников) все красные
Собери все синие (желтые, красные) квадраты…
«Найди и раскрась».
Найдите из предложенных фигур похожие и раскрасьте их.
«Много-один».
Дети сидят в кружок. Ведущий бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, - в единственном.
Варианты слов:
- Коты, грачи, леса, ряды, холмы, мосты, дома, кроты, косы, глаза, шкафы, шарфы, слоны, блины, листы, кусты, носы, столы, ножи, коржи, банты, фанты, полы, братья, гномы, рты, часы, болты, ковши, рубли, зонты.
«Графический диктант».
Две клетки вверх,
Две влево,
Две вверх,
Шесть вправо,
Две вниз,
Две влево,
Две вниз,
Две влево
«Нарисуй из геометрических фигур».
Нарисуй цветок из треугольников, дом из кругов, кошку из трапеций…
«Отгадай по описанию».
Ведущий загадывает какой-либо предмет или игрушку (обязательно находящийся в пределах видимости игроков). Затем он начинает описывать внешний вид, способы применения и т.д. Побеждает тот, кто первым отгадает задуманный предмет. Он и становится ведущим.
«Пантомима».
Изобразите мимикой, звуками, жестами предлагаемый предмет (поезд, машину, чайник, самолет). Попробуйте изобразить действие: плавание, рисование, умывание, расчесывание.
«Назови, что изображено».
Последовательно назовите, какой предмет изображен в каждом из 9 квадратов.
«Коллективный рисунок».
Каждый из игроков придумывает какой-нибудь образ, но вслух его не называет. Затем один рисует на бумаге часть своего образа, а второй добавляет к нему какую-нибудь деталь – так, чтобы получился задуманный им образ. Затем рисунок поочередно продолжают все остальные участники игры.

3.2. Ход, методика проведения и результаты контрольного эксперимента

Результаты экспериментального изучения свидетельствуют о том, что уровень формирования неречевых высших функций у младших школьников с дисграфией стал выше.
Процентное соотношение развития внимания, памяти и мышления у школьников с дисграфией до и после формирующего эксперимента по результатам психолого – педагогического обследования представлено на диаграмме 2.
Диаграмма 2
Динамика формирования внимания, памяти и мышления у школьников с дисграфией (до и после формирующего эксперимента)



Таким образом, после проведённой работы школьники экспериментальной группы показали более высокий уровень развития неречевых высших психических функций.
Таким образом, результаты, полученные в ходе систематической работы с детьми младшего школьного возраста, свидетельствуют о том, что использование дидактической игры в сочетании с обучением на логопедических и коррекционно – развивающих занятиях — одно из эффективных средств в развитии внимания, памяти и мышления школьников с дисграфией.
Проделанная коррекционная работа по развитию внимания, памяти и мышления при помощи дидактических игр у детей младшего школьного возраста с дисграфией показала положительные результаты.

Выводы по главе 3
Предлагаемые методические рекомендации направлены на развитие памяти, мышления, и внимания.
В процессе проведения данных занятий все школьники с удовольствием приняли в них участие.
Постепенно к 4 – 5 занятию их всё в большей степени заинтересовала конечная цель, необходимость сделать известное усилие ради успеха. Здесь использовались игры, способствующие развитию инициативы, самоорганизации, оценочных суждений и самоконтроля.
К концу занятий у детей всё больше находили интерес игры, содержащие элементы соревнования в ловкости, сообразительности.
Нами было отмечено, что у школьников с дисграфией повышается сдержанность и осознанность в проявлениях эмоций, устойчивость эмоциональных состояний, позитивный эмоциональный настрой. Школьники учатся управлять своим настроением. Дети стали более уравновешенными.
Школьники научились внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. Это позволяет детям сознательно подчинять свои действия правилам, уметь ориентироваться на заданную систему требований и самостоятельно выполнить требуемое задание.
Также было отмечено, что школьников с дисграфией стали формироваться основные элементы волевого действия: постановка цели, принятие решения, построение плана действия, выполнение его, проявление определённого усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия.
Дидактические игры максимально оречевлялись, т.е. дети играли не молча, а проговаривали свои действия. Дидактические игры способствовали их умению спокойно и логически излагать свои желания, мысли, умению правильно держаться в момент разговора. Задача педагога состояла в том, чтобы в момент игры снять напряжённость при ответах на вопросы, избавить от двигательных и речевых уловок, сформировать положительную мотивацию к продолжению общения, поддерживать бодрое, радостное настроение и уверенное поведение.
Все эти психолого – педагогические условия, учитывающие психологические особенности детей с дисграфией, были успешно реализованы. Об этом свидетельствуют результаты контрольного эксперимента, описанного ниже.
После формирующего эксперимента нами был проведён контрольный эксперимент, аналогичный констатирующему эксперименту.
Проделанная коррекционная работа по развитию внимания, памяти и мышления при помощи дидактических игр у детей младшего школьного возраста с дисграфией показала положительные результаты.







Заключение

Проведённое исследование завершилось, доказав свою теоретическую и практическую значимость.
Проблема исследования уровня сформированности высших психических функций, а также их развития с целью преодоления дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательной школы и проблема профилактики дисграфии являются актуальными и по сей день и требуют дальнейших исследований и разработок новых методов исследования и развития высших психических функций, методик предупреждения и преодоления дисграфий.
Дисграфия составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ
Для детей 7-10 лет ведущей становится учебная деятельность. От нее зависит успешность дальнейшего развития ребенка. Под влиянием учебной деятельности происходит перестройка всех познавательных процессов, необходимых для включения школьников в новые виды деятельности.
Полученные данные при исследовании памяти, внимания и мышления позволяют говорить о том, что у младших школьников с дисграфией внимание отличалось рядом особенностей. У школьников с дисграфией отмечалось низкопродуктивное, неустойчивое внимание, слабая способность к концентрации, распределению внимания. Дети испытывали затруднения в произвольном сосредоточении внимания при продолжительном выполнении задания. У учащихся с нарушениями письма был отмечен низкий объем кратковременной зрительной и слухоречевой памяти, при этом особенно страдала слухоречевая память на сукцессивно организованный материал. Кроме того, наблюдалась низкая продуктивность, низкая скорость заучивания материала, быстрое угасание следов памяти по сравнению.
У обучающихся с дисграфией также оказался снижен объем оперативной зрительной и кратковременной слухоречевой памяти. Однако объем кратковременной слухоречевой памяти на сукцессивно организованный материал и уровень сформированности опосредованных приемов запоминания оказались на более высоком уровне.
У школьников с нарушением письменной речи был выявлен низкий уровень сформированности всех мыслительных операций, особенно в операциях сравнения и классификации. Наибольшие трудности дети с нарушением письма испытывали при сравнении и классификации вербального материала, особенно понятий, обозначающихся словами третьей степени обобщения. У многих учащихся с дисграфией имели место те или иные недостатки произвольной регуляции деятельности, которые проявлялись в недостаточной мотивации, слабой зависимости деятельности от поставленной цели, подмене цели более простой и знакомой, слабости контроля по ходу и за результатами деятельности. Дети нуждались в постоянном побуждении к деятельности со стороны экспериментатора, не могли эффективно использовать время для решения тех или иных задач, у них отмечалась недостаточная выраженность ориентировочного этапа, малая значимость образца действия, трудности удержания многоступенчатых инструкций.
С учетом общих принципов логопедической работы и результатов экспериментального исследования разработаны методические рекомендации по развитию неречевых психических процессов.
Цель работы: формирование у младших школьников навыков произвольного поведения и самоконтроля; стремления к размышлению и поиску; развитие высших психических функций.
Направления работы:
- развитие памяти.
- развитие внимания.
- развитие мышления.
После формирующего эксперимента нами был проведён контрольный эксперимент, аналогичный констатирующему эксперименту.
Проделанная коррекционная работа по развитию внимания, памяти и мышления при помощи дидактических игр у детей младшего школьного возраста с дисграфией показала положительные результаты.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что у младших школьников с дисграфией имеют место нарушения памяти, внимания и мышления и учёт этих особенностей в планировании коррекционно-педагогического процесса позволит оптимизировать коррекционное воздействие и достичь более высоких результатов.
Цель достигнута, задачи решены.




Список литературы

Ананьев Б.Г.Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом//Известия АПН РСФСР. - 1955
Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 1989
Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Педагогическая психология - М., 1996
Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Под ред. А.А. Люблинской. - Л., 1974 С. 239
Гальперин П.Я., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. – М., 1987
Гончарова В.А. Особенности мыслительных операций младших школьников с дисграфией / Традиции и инновации специального образования // СПб., 2010
Даниленкова О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитие речи. Дефектология № 6. 2000. - С. 59-64
Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания / Сост. Ю.В. Филиппова. - Ярославль, 2003
Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-4 классов - М., 1998
Зейгарник Б.Л. Патопсихология мышления. – МГУ, 1987
Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи. Автореф. канд. дисс. М., 1961
Иваненко С.Ф. К диагностике нарушения чтения и письма у младших школьников //Дефектология. 1984. № 1
Иншакова О.Б., О.А. Величенкова. Использование психолого-педагогических и нейро-психологических методов для изучения дисграфии у младших школьников / Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррекция. Материалы научно-практической конференции. – СПб., 2001
Иншакова О.Б., Русецкая М.Н., Левашов О.В. Стратегия обработки зрительной информации у детей с нарушениями письма и чтения / Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррекция. Материалы научно-практической конференции. – СПб., 2001. – С. 159.
Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушением речи. – СПб., 2004
Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Логопедия: Методическое наследие – Кн.IV./ Под ред. Волковой Л.С. – М., 2003. – С. 167
Колповская И.К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи. Автореф. канд. дисс. - М., 1970
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – М. 2003
Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2002
Крутецкий В.А Психология. – М., 1986
Лалаева Р.И. Дисграфия // Хрестоматия по логопедии, т.2, - М., 1997. – С. 502
Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. – СПб., 2006
Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи //Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989
Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961
Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей // Логопедия: Методическое наследие - Кн. IV. / Под ред. Волковой Л.С. – М., 2003
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981
Логопедия: Учебное пособие /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма - М., 1950
Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. – М., 2002
Ляудис В.И., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М., 1994
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000
Макселон Юзеф. Психология. – М., 1998
Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.// Под ред. М. В. Гамезо и др. – М., 1984
Мнухин С.С. О врожденной алексии и аграфии // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. – М., 1934, - Т.3. – Вып.2-3
Мнухин С.С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме у детей // Резидуальные нервно-психические расстройства у детей. – Л., 1968
Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, – М., 1999
Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов./ Под ред. Петровского А.В. – М., 1976
Парамонова Л.Г. Логопедия для всех.- СПб.,2000.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПб., 2004
Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006
Практикум по возрастной психологии // Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2005
Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. – М., 1983
Психология детства // Под ред. А. А. Реана – СПб., 2003
Развитие логической памяти у детей. / Под ред. Смирновой А.А. – М., 1976
Разживина Н.В. Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией // Практическая психология логопедия. 2005, № 3
Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2002
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М., 1986
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, - М., 1997
Семенович А.В. Актуальные проблемы нейропсихологической классификации отклоняющегося развития. // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. – М., 2001
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002
Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов //Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. - М., 1979. – С. 49
Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма / Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Левиной Р.Е. – М.,1965
Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцирванный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ// Дефектология. 1988. №5
Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 2004
Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста: Избр. главы. М., 1998
Тараканова А.А. Логопедическая работа по формированию мыслительных операций в системе коррекции дисграфии у младших школьников: Автореф.дис. …канд.пед.наук. – СПб., 2001
Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети семи – десяти лет. – Ярославль, 2005
Токарева О.А. Расстройства чтения и письма // Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов деф. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн.-М.,2003. Кн.4: Нарушения письменной речи Дислексия. Дисграфия. - М., 2003. – С. 208- 223
Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислалии и дисграфии) //Расстройства речи у детей и подростков /Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969
Хватцев М.Е. Логопедия. – М.,1959
Хватцев М.Е. Аграфия и дисграфия //Хрестоматия по логопедии, - М., 1997. – С. 348-373
Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. – М.,1997
Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей. – М., 2005
Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения. Автореф. канд. дисс. - М., 1967
Щерба Л.В. Теория русского письма. - Л., 1983
Яковлев С.Б. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся школы для детей с ТНР //Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - СПб., 1993
Приложение












2

1. Ананьев Б.Г.Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом//Известия АПН РСФСР. - 1955
2. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 1989
3. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в шко-льном возрасте // Педагогическая психология - М., 1996
4. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Под ред. А.А. Люблинской. - Л., 1974 С. 239
5. Гальперин П.Я., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. – М., 1987
6. Гончарова В.А. Особенности мыслительных операций младших школьников с дисграфией / Традиции и инновации специального образования // СПб., 2010
7. Даниленкова О.Р. Развитие преднамеренного запоминания у детей с нерезко выраженным общим недоразвитие речи. Дефектология № 6. 2000. - С. 59-64
8. Детская психодиагностика: Практ. занятия: Метод. указания / Сост. Ю.В. Филиппова. - Ярославль, 2003
9. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-4 классов - М., 1998
10. Зейгарник Б.Л. Патопсихология мышления. – МГУ, 1987
11. Зимняя И.А. К вопросу о восприятии речи. Автореф. канд. дисс. М., 1961
12. Иваненко С.Ф. К диагностике нарушения чтения и письма у младших школьников //Дефектология. 1984. № 1
13. Иншакова О.Б., О.А. Величенкова. Использование психолого-педагогических и нейро-психологических методов для изучения дис-графии у младших школьников / Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррекция. Материалы научно-практической конференции. – СПб., 2001
14. Иншакова О.Б., Русецкая М.Н., Левашов О.В. Стратегия обработки зрительной информации у детей с нарушениями письма и чтения / Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррекция. Материалы научно-практической конференции. – СПб., 2001. – С. 159.
15. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушением речи. – СПб., 2004
16. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения // Логопедия: Методическое наследие – Кн.IV./ Под ред. Волковой Л.С. – М., 2003. – С. 167
17. Колповская И.К. Особенности письма у детей при общем недоразвитии речи. Автореф. канд. дисс. - М., 1970
18. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – М. 2003
19. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2002
20. Крутецкий В.А Психология. – М., 1986
21. Лалаева Р.И. Дисграфия // Хрестоматия по логопедии, т.2, - М., 1997. – С. 502
22. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. – СПб., 2006
23. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи //Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1989
24. Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. - М., 1961
25. Левина Р.Е. Недостатки чтения и письма у детей // Логопедия: Методическое наследие - Кн. IV. / Под ред. Волковой Л.С. – М., 2003
26. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1981
27. Логопедия: Учебное пособие /Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1989
28. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма - М., 1950
29. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. – М., 2002
30. Ляудис В.И., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. – М., 1994
31. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., 2000
32. Макселон Юзеф. Психология. – М., 1998
33. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.// Под ред. М. В. Гамезо и др. – М., 1984
34. Мнухин С.С. О врожденной алексии и аграфии // Советская невропатология, психиатрия и психогигиена. – М., 1934, - Т.3. – Вып.2-3
35. Мнухин С.С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме у детей // Резидуальные нервно-психические расстройства у детей. – Л., 1968
36. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, – М., 1999
37. Общая психология. Учебник для студентов пед. ин-тов./ Под ред. Петровского А.В. – М., 1976
38. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех.- СПб.,2000.
39. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.- СПб., 2004
40. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб., 2006
41. Практикум по возрастной психологии // Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2005
42. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. – М., 1983
43. Психология детства // Под ред. А. А. Реана – СПб., 2003
44. Развитие логической памяти у детей. / Под ред. Смирновой А.А. – М., 1976
45. Разживина Н.В. Особенности познавательной деятельности у младших школьников с дисграфией // Практическая психология логопедия. 2005, № 3
46. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб., 2002
47. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М., 1986
48. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников, - М., 1997
49. Семенович А.В. Актуальные проблемы нейропсихологической классификации отклоняющегося развития. // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. – М., 2001
50. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М., 2002
51. Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых школьников младших классов //Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. - М., 1979. – С. 49
52. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма / Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под ред. Левиной Р.Е. – М.,1965
53. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцирванный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ// Дефектология. 1988. №5
54. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д, 2004
55. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста: Избр. главы. М., 1998
56. Тараканова А.А. Логопедическая работа по формированию мыслительных операций в системе коррекции дисграфии у младших школьников: Автореф.дис. …канд.пед.наук. – СПб., 2001
57. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети семи – десяти лет. – Ярославль, 2005
58. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма // Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов деф. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой: в 5 кн.-М.,2003. Кн.4: Нарушения письменной речи Дислексия. Дисграфия. - М., 2003. – С. 208- 223
59. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислалии и дисграфии) //Расстройства речи у детей и подростков /Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. - М., 1969
60. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.,1959
61. Хватцев М.Е. Аграфия и дисграфия //Хрестоматия по логопедии, - М., 1997. – С. 348-373
62. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. – М.,1997
63. Черемошкина Л.В. Развитие памяти у детей. – М., 2005
64. Чиркина Г.В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения. Автореф. канд. дисс. - М., 1967
65. Щерба Л.В. Теория русского письма. - Л., 1983
66. Яковлев С.Б. Система логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся школы для детей с ТНР //Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - СПб., 1993

Вопрос-ответ:

Какие функции неречи могут быть нарушены у младших школьников с дисграфией?

У младших школьников с дисграфией могут быть нарушены различные неречевые психические функции, такие как моторная координация, финемоторика, пространственное восприятие, память, внимание и концентрация.

Каковы пути коррекции нарушений неречевых психических функций у детей с дисграфией?

Для коррекции нарушений неречевых психических функций у детей с дисграфией можно использовать разнообразные методики и упражнения, направленные на развитие моторики, координации движений, пространственного восприятия, памяти, внимания и концентрации. Кроме того, важно проводить индивидуальные занятия с ребенком, учитывая его особенности и потребности.

Какие высшие психические функции развиваются у детей в процессе письма?

В процессе письма у детей развиваются различные высшие психические функции, такие как моторика, координация движений, пространственное восприятие, память, внимание, концентрация, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и творческое мышление.

Как можно классифицировать дисграфии у детей?

Дисграфии у детей можно классифицировать по различным признакам, например, по симптоматике (графическая, фонетическая, смешанная дисграфия), по тяжесть (легкая, средняя, тяжелая дисграфия), по причинам (органическая, функциональная дисграфия), по особенностям личности (невротическая дисграфия, эмоционально-волевая дисграфия).

Какие выводы можно сделать по данной главе?

Из данной главы можно сделать вывод, что нарушение неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией является распространенным явлением. Для коррекции таких нарушений необходимо учитывать особенности каждого ребенка и использовать разнообразные методики и упражнения, направленные на развитие соответствующих психических функций.

Почему у младших школьников возникают нарушения неречевых психических функций?

У младших школьников нарушения неречевых психических функций могут возникать по разным причинам. Одной из основных причин является недостаточная развитость высших психических функций, ответственных за письмо. Также нарушения могут быть связаны с психологическими характеристиками процесса письма и специфическими особенностями дисграфии.

Какие высшие психические функции развиваются у младших школьников?

У младших школьников развиваются такие высшие психические функции, как внимание, память, мышление, речь и творчество. Эти функции играют важную роль в процессе письма и могут быть нарушены у детей с дисграфией.

Какие особенности процесса письма влияют на нарушения неречевых психических функций?

Процесс письма имеет свои особенности, которые могут влиять на нарушения неречевых психических функций у младших школьников. Например, недостаточная развитость моторики рук и пальцев, слабая координация движений, недостаточная устойчивость внимания и памяти. Все эти факторы могут оказывать негативное влияние на качество письма и вызывать нарушения.

Какие классификации дисграфий существуют?

Существует несколько классификаций дисграфий. Одна из них основывается на характере нарушений письма и выделяет дисграфии лексико-графические, лексико-синтаксические, фонетико-графические и фонетико-синтаксические. Другая классификация учитывает причины возникновения дисграфии и выделяет органическую и функциональную дисграфию.

Какие неречевые психические функции нарушены у младших школьников с дисграфией?

У младших школьников с дисграфией могут быть нарушены различные неречевые психические функции. Это может быть недостаточное развитие моторики рук и пальцев, недостаточная устойчивость внимания и памяти, слабое мышление и речь. Все эти функции, важные для процесса письма, могут быть нарушены и требуют коррекции.

Какие нарушения могут возникать у младших школьников с дисграфией?

У младших школьников с дисграфией могут возникать нарушения неречевых психических функций, таких как внимание, память, восприятие, моторика и координация движений.