Константин Симонов – военный корреспондент

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История журналистики
  • 22 22 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 28.01.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1. Краткая биография К.М.Симонова 7
2. Историко-политический контекст и периодика военного времени 10
3. Деятельность К.М.Симонова в годы Великой Отечественной войны. 12
Заключение 20
Литература 22
Фрагмент для ознакомления

Стремление к многогранности, емкости изображения приводит к тому, что в повести бытоописание органично сочетается с прямыми эмоциональными оценками событий и героев. Авторский лиризм часто вторгается в раздумья Сабурова. Так, например, посреди описания одного из боевых эпизодов, можно прочитать: «Он не знал, что происходило южнее и севернее, хотя, судя по канонаде, кругом повсюду шел бой, - но одно он твердо знал и еще тверже чувствовал: эти три дома, разломанные окна, разбитые квартиры, он, его солдаты, убитые и живые, женщина с тремя детьми в подвале - все это вместе взятое была Россия, и он, Сабуров, защищал ее».Здесь, кажется, впервые так отчетливо прозвучала мысль о единстве «живых и мертвых», которой суждено было на десятилетия стать главной в творчестве Симонова.Взволнованная, чуть ли не поэтическая интонация подобных строк напоминает, что Симонов первоначально собирался писать поэму о защитниках Сталинграда, а потом оставил свою мысль и обратился к прозе. Повесть Симонова, несомненно, одно из тех произведений военных лет, которые успели принять участие в Великой Отечественной войне, были могущественным средством патриотического воодушевления, яростно сражались за победу.Симонов сражался в рядах армии, могущество которой было неотделимо от ее морально-политического единства. И поэтому акцент в его прозе военного времени - именно на этом единстве. Конечно, и в то время бывали у Симонова образы офицеров, вызывавших критику и осуждение. В повести «Дни и ночи» такая тенденция получила наиболее яркое выражение.Очерк «Дни и ночи» был подробно разобран и высоко оценен М.И. Калининым в его речи на совещании секретарей обкомов ВЛКСМ по пропаганде 28 сентября 1942 года.Глубокой, бесконечной болью отзываются жесткие, натуралистичные, несмотря на лирику и художественную ценность описания, очерки Симонова. Один из таких очерков - «На старой смоленской дороге» - из их числа. Белизна берез в повествовании контрастно оттеняется смертью, многочисленными смертями, как врагов, так и своих, близких, еще вчера живших, дышавших, под этими березами, на этой дороге, которая вела их сквозь жизнь, и вот – безвременно оборвалась. Откровенность некоторых сцен порой шокирует. «Вот следующая за Вязьмой деревня, овраг, в котором лежат еще не закопанные, вчера только убитые старики и женщины. Одна из них лежит, закинув голову, судорожно прижав к груди убитого ребенка. Над оврагом останавливается саперный взвод: сначала подходят первые двое, потом все ближе начинают тесниться остальные. Немолодой рыжеусый сапер долго, внимательно смотрит в овраг на мертвую женщину с ребенком. Потом, ни к кому не обращаясь, поправив на плече винтовку, говорит глуховатым, простуженным голосом: – Робеночка не пожалели...».В самые яростные дни войны Константин Михайлович писал очерки и рассказы прямо по записям в блокнотах и не вел параллельно записей в дневнике. В течение 1943-1945 годов Константин Симонов напечатал в газетах и журналах более пятидесяти очерков, а также рассказы, стихи и рецензии. Вся его корреспонденция была непосредственно связана с жизнью фронта, с тем новым, что происходило на фронтах Великой отечественной. По сравнению с первым периодом войны гораздо более свободной и разнообразной становится художественная форма корреспонденций Симонова, часто он пишет очерки от лица непосредственных участников сражений, в живой форме рассказывающих о ходе боев.Особое место в очерках К. Симонова занимает тема дружбы, разрабатываемая автором в нескольких планах. В ряде очерков мы читаем о дружбе личной, о солдатской выручке и взаимной поддержке в бою, в других - о дружбе советских людей с народами других стран. Рассказывая о фронте и фронтовиках, К. Симонов отмечает то особенно развитое чувство товарищества, дружбы, взаимопомощи и выручки, которое стало в нашей Армии одним из ведущих установлений. В своем предисловии к шеститомному собранию сочинений К. Симонов пишет: «Я любил и люблю работу журналиста, но она имеет одну неотъемлемую особенность - чем дальше идет время, тем все меньше и меньше из написанного тобою в прошлом ты вправе заново предлагать вниманию читателя. Особенность в какой-то мере горькая, но тому, кто заранее не готов с ней примириться, нет смысла становиться журналистом. Из числа своих журналистских работ я включил в Собрание сочинений только полтора десятка военных очерков и несколько рассказов об искусстве Японии, связанных с длительной корреспондентской поездкой в эту страну в 1945-1946 годах вскоре после войны».Характеризуя в целом военные очерки К. Симонова, следует отметить, что все они отличаются большим вниманием к военным деталям, автор пишет о новых военных задачах и их решении, о боевом мастерстве, отваге и героизме воинов. При этом прямо говорит о трудностях боев, о великих испытаниях, выпавших на долю русского народа.Многое из того, что тогда торопливо писалось для завтрашнего номера газеты, сохранило живую силу до наших дней. В этом нет ничего удивительного, если помнить, что постоянными корреспондентами газет военной поры были такие видные художники слова как Алексей Толстой и Михаил Шолохов, Илья Эренбург и Константин Симонов, Александр Твардовский и Николай Тихонов, Андрей Платонов и Василий Гроссман, Всеволод Вишневский и Борис Горбатов. Эти и многие другие писатели как или иначе сотрудничали в газете «Красная звезда», которая в годы войны пользовалась популярностью у читателей на фронте и в тылу в немалой степени благодаря тому, что стала самой литературной газетой.В «Автобиографии» Симонов писал: «Почти весь материал - для книг, написанных во время войны, и для большинства послевоенных - мне дала работа корреспондентом на фронте». В беседе с Владимиром Еременко К. Симонов также отмечал: «Знаете, пишу об этой войне глазами корреспондента».ЗаключениеПроизведения наших соотечественников на военную тему составляют немалую долю в ряде художественных произведений, тем не менее, творчество Константина Михайловича Симонова по сей день остается наиболее целостным и полным художественным исследованием исторического феномена Великой Отечественной войны.Проанализировав период жизни и творчества Константина Симонова, пришедшийся на военные годы, принимая во внимание цель настоящей работы, можно сделать следующие выводы.Главная задача Симонова как военного корреспондента - воспроизвести достоверно, и вместе с этим образно, дух Советской Армии, а так же человеческой личности в условиях войны, воссоздать жизненные обстоятельства, определяющие характер героя. Рассматривая в целом военные очерки К. Симонова, можно отметить, что все они характерны детальным рассмотрением ситуаций и обстоятельств войны. При этом без каких-либо прикрас автор повествует о трудностях боев, о тяжких испытаниях, глубочайшей трагедии, выпавших на долю русского народа и коснувшихся каждой семьи, каждого человека.В работах Симонова немаловажную роль играет тема дружбы. Рассказывая о фронте и фронтовиках, К. Симонов подчеркивает то исключительно развитое чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи и сплоченности, которое стало в нашей Армии одним из ведущих установлений. Очерки -боевые эпизоды посвящены описанию военных операций и роли людей в них. Такие очерки призваны создать ощущение общей картины героически сражавшейся армии, показать роль различных военных профессий в победе над врагом.Очерк для К. Симонова в военное время являлся главным видом литературного оружия. Каждый из них проникнут идеями любви и преданности родной стране, беззаветной верности своему гражданскому и патриотическому долгу, пламенной самоотверженности в порой неравной борьбе за правое дело. Деятельность Симонова-военного корреспондента искренне, и в то же время, глубоко и полно осветила морально-политическое единство, сплоченность русского народа, подчеркнула высокую сознательность, чувство сопричастности, высокой личной ответственности за свой народ, за отечество, ярко проявившиеся в невыразимо тяжелые для нашего Отечества годы.Проза военных лет в творчестве К. Симонова выражает собой основные принципы, его творчества, наравне с публицистикой: автор писал о войне, освещая самые разные ее ракурсы, повествуя о тяжелом и полным опасностей труде народа как на фронте, так и в тылу, осмысливал тему взаимоотношений войны и человека, единство личного и социального, вопросы отдельных и общих судеб. Важнейшей из основных тем военной прозы Симонова можно назвать тему соотношения жизни и смерти на войне.Герой прозы К. Симонова, не выдающаяся личность,а, напротив, парень из нашего двора, волею судеб попавший в жерло войны, и там раскрывающийся, как личность, в контексте экстремальных событий. Симонов целенаправленно стремился к тому, чтобы выразить героизм солдата не пафосно, а близко к реальности, во всей егобезусловной доподлинности. Вот почему так сложна в текстах Симонова структура конфликтов, всегда включающая в себя кроме основного противостояния с фашизмом, также и многоплановуюсферу конфликтов частных, межличностных, нравственных, мировоззренческих.Данная работа позволяет использовать рассматриваемый материал при разработке уроков и тематических внеклассных мероприятий в рамках патриотического воспитания современных школьников.Литература Бюллетень кинопрокатчика. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.kinometro.ru/release/card/id/13524Вишневская И. А. Константин Симонов. - М., 1966Гареев М.В. Всегда в строю. Константин Симонов и военная тема//Независимая газета, №25 (72), 30 июня 2001Еременко. В.В. Вблизи сильных мира. Константин Симонов// Литературная Россия, 1 февраля 2002 г.№ 5.Кузнецов И.В.История отечественной журналистики(1917–2000). Хрестоматия. - М.: Флинта: Наука, 2002Симонов К.М. Военная лирика. - М.: Советская Россия, 1968. - с.3-4Симонов К.М. Дни и ночи. - М.: Молодая гвардия, 1987Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. - М., 1990Слова, пришедшие из боя. Статьи, Диалоги. Письма. Вып.2 / Сост. А.Г. Коган - М.: Книга, 1985. - с. 86Симонов К. Собрание сочинений в шести томах. Т.1 - 4. - М.: Художественная литература, 1998Суворов В. И. День «М». - М.: Молодая гвардия, 1993.- с.5Финк Л. Константин Симонов. Творческий путь. - М.: Советский писатель, 1979

Литература

1.   Бюллетень кинопрокатчика. [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.kinometro.ru/release/card/id/13524
2. Вишневская И. А. Константин Симонов. - М., 1966
3. Гареев М.В. Всегда в строю. Константин Симонов и военная тема//Независимая газета, №25 (72), 30 июня 2001
4. Еременко. В.В. Вблизи сильных мира. Константин Симонов // Литературная Россия, 1 февраля 2002 г.№ 5.
5. Кузнецов И.В.История отечественной журналистики (1917–2000). Хрестоматия. - М.: Флинта: Наука, 2002
6. Симонов К.М. Военная лирика. - М.: Советская Россия, 1968. - с.3-4
7. Симонов К.М. Дни и ночи. - М.: Молодая гвардия, 1987
8. Симонов К. Письма о войне. 1943-1979. - М., 1990
9. Слова, пришедшие из боя. Статьи, Диалоги. Письма. Вып.2 / Сост. А.Г. Коган - М.: Книга, 1985. - с. 86
10. Симонов К. Собрание сочинений в шести томах. Т.1 - 4. - М.: Художественная литература, 1998
11. Суворов В. И. День «М». - М.: Молодая гвардия, 1993.- с.5
12. Финк Л. Константин Симонов. Творческий путь. - М.: Советский писатель, 1979

Вопрос-ответ:

Какими были деятельность и роль Константина Симонова в годы Великой Отечественной войны?

В годы Великой Отечественной войны Константин Симонов был военным корреспондентом. Он активно освещал события войны, писал репортажи, занимался документированием героических подвигов советских солдат и офицеров. Его работы были популярны и востребованы как на фронте, так и на заднем фронте. Симонов также активно работал в периодической печати, публикуя статьи, очерки и рассказы о боевых действиях и жизни военных. Его вклад в патриотическую пропаганду и поддержку фронта был значительным.

В чем состояла роль историко-политического контекста и периодики военного времени для Константина Симонова?

Историко-политический контекст и периодика военного времени играли важную роль в творчестве и деятельности Константина Симонова. Он в своих работах отражал политическую обстановку, идеологические линии и актуальные темы. Симонов был членом Союза писателей СССР и активно взаимодействовал с другими писателями и журналистами. Он внимательно следил за событиями на фронте и заднем фронте, изучал отчеты и документы, чтобы точно и объективно передавать информацию своим читателям. Периодическая печать давала ему возможность оперативно и широко распространять свои работы и влиять на общественное мнение. Военное время создало определенные условия и задало определенные темы для творчества Симонова, которые он успешно освещал в своих произведениях.

Какова краткая биография Константина Симонова?

Константин Михайлович Симонов был известным советским писателем и поэтом, родился 28 ноября 1915 года в Москве. В 1936 году он окончил Московскую государственную литературную академию имени Горького и приступил к работе в журнале "Молодая Гвардия". В годы Великой Отечественной войны Симонов был военным корреспондентом, добровольно пошел на фронт и принимал участие в боях. После войны он продолжил активно писать и работать в литературной сфере. Константин Симонов скончался 28 августа 1979 года.

Какой историко-политический контекст связан с периодикой военного времени?

Во время Великой Отечественной войны советское общество было сильно мобилизовано, и многие простые люди стали воевать. В период военного времени периодика играла важную роль в передаче информации о ходе войны, поднятии морального духа населения и мобилизации ресурсов для поддержки фронта. Она использовалась как средство пропаганды, чтобы поддержать население в трудные времена и создать героический образ войны.

Какую роль играл Константин Симонов в годы Великой Отечественной войны?

Константин Симонов был военным корреспондентом и одним из самых известных писателей, рассказывающих о военных событиях. Он добровольно пошел на фронт и принимал активное участие в боях. Симонов отчетливо и эмоционально передает образы солдат, их подвиги и страдания. Он писал о войне, чтобы прославить героизм и мужество советской армии, а также донести до читателей, что война - это ужасная и разрушительная сила, которая не должна повториться.

Какая была особенность Симонова как писателя?

Константин Симонов стремился к многогранности и емкости изображения в своих произведениях. В его повести бытоописание органично сочетается с прямыми эмоциональными оценками событий и героев. Авторский лиризм часто вторгается в раздумья главного героя. Например, посреди описания одного из боев, Симонов вводит внутренние размышления Сабурова. Это делает его рассказы более живыми и глубокими.

Какова краткая биография Константина Симонова?

Константин Михайлович Симонов родился 28 ноября 1915 года в Москве. Он был русским поэтом, писателем и журналистом, наиболее известным как военный корреспондент. Симонов считался одним из самых популярных и авторитетных писателей во время Великой Отечественной войны. Он участвовал в боях и был награжден орденами и медалями за свое служение. В послевоенные годы Константин Симонов продолжал писать и работать в журналистике. Он умер 28 августа 1979 года в Москве.

Какие историко-политические события сопровождали военные годы, когда действовал Константин Симонов?

Во время работы Константина Симонова как военного корреспондента в годы Великой Отечественной войны происходили множество важных историко-политических событий. Это включало в себя нападение на Советский Союз фашистской Германии, Битву за Москву, Сталинградскую битву, освобождение Курской дуги и другие оборонительные и наступательные операции. Также стоит отметить советскую пропаганду того времени и особое внимание к созданию политического единства и военной мобилизации населения.