Методы ведения учебных занятий с учетом личностных особенностей учащихся различных курсов

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 18 18 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 21.02.2014
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Особенности личности учащихся 4
Учет личностных особенностей учащихся в процессе преподавания 7
Методы ведения учебных занятий 12
Заключение 17
Список литературы 18

Фрагмент для ознакомления

3. Спецсеминаримеет целью подготовку студентов к исследовательской деятельности по определенной научной проблеме, приучает студентов к коллективному мышлению и творчеству в ходе использования специальных приемов, например моделирования ситуаций.Основная форма проведения семинаров – дискуссия — это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения-спора, столкновение различных точек зрения, позиций. Дискуссия обеспечивает активное, глубокое, личностное усвоение знаний. Активное, заинтересованное, эмоциональное обсуждение ведет к осмысленному усвоению новых знаний, может заставить человека задуматься, изменить или пересмотреть свои установки. Соответственно на первом – втором курсе практикуются в основном просеминары, так как студентыне владеют приемами работы с учебной литературой (отбор, анализ/синтез, сравнение, обобщение и т.д.), что создает определенные проблемы в процессе обучения. На 2 – 4 курсах, когда студенты обретают навыки методической работы, умения вести научную беседу, дискуссию, осваивают методику работы на семинарах, в основном проводятся собственно семинарские занятия. Вначале – направленные на углубленное изучение тем, и постепенно – семинары исследовательского характера. На последних курсах проводятся спецсеминары [8].Еще одним популярным методом проведения занятий в высшей школе является игровой метод — это форма деятельности (чаще — совместной деятельности) людей, воссоздающая те или иные практические ситуации и систему взаимоотношений, одно из средств активизации учебного процесса в системе образования. Игра как метод обучения дает возможность: сформировать мотивацию на обучение, и поэтому может быть эффективна на начальной стадии обучения; оценить уровень подготовленности обучающихся; оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния — знания — в активное — умение, и поэтому может быть эффективна в качестве метода практической отработки навыка сразу после обсуждения теоретического материала. Могут быть использованы деловые, ролевые, организационно - деятельностные игры [10]. Соответственно на первом – втором курсах для входного контроля, для стимулирования учебной мотивации, для итогового контроля эффективности обучения. К старшим курсам можно проводить деловые и организационно - деятельностные игры.Для проведения практических занятий может использоваться тренинг — один из интерактивных методов обучения и социально-психологического развития личности. Тренинги состоят из комплекса разнообразных упражнений и игр, объединенных в систему небольшими теоретическими модулями (по 5—15 минут). Они достаточно разнообразны по своему целевому назначению, содержанию, формам (тренинги, семинары-тренинги, тренинги-марафоны и др.) и техникам проведения. В качестве основных целей тренинга в учебном процессе можно выделить следующие: 1) фасилитация психологических изменений личности; 2) повышение социально-психологической компетентности участников; 3) развитие у них способности эффективно взаимодействовать с окружающими; 4) формирование активной социальной позиции участников; 5) развитие у них способности производить значимые позитивные изменения в своей жизни и жизни окружающих людей; 6) формирование новых профессиональных знаний, умений и навыков [2]. Тренинги могут проводиться на разных курсах.Это основные методы ведения занятий, позволяющие учитывать личностные особенности учащихся в процессе передачи знаний, умений и навыков с целью их лучшего усвоения.В своей практической деятельности преподаватель самостоятельно осуществляет выбор методов ведения теоретического или практического занятия. В то же время при выборе методов необходимо учитывать: – цели и задачи обучения и развития; – содержание изучаемого материала; – реальные учебные возможности обучающихся; – имеющиеся условия и отведенное для обучения время; – возможности преподавателей и др. ЗаключениеЭффективность обучения зависит не только от характера предъявленных заданий, но и, прежде всего, от качества активности учащегося как субъекта. Игнорирование этого положения может свести к нулю эффект выполнения доброкачественных учебных заданий. Из этого следует, что процесс преподавания требует от преподавателя разных подходов в методике изложения материала, которые должны базироваться на личностно ориентированном обучении, а также с применением индивидуализации и дифференциации обучения. Необходимо учитывать возрастные особенности студентов, курс обучения. Так, первокурсники нуждаются в организующей и направляющей (контролирующей) помощи взрослого в постановке перед ними задач, обязательном напоминании и подталкивании. Необходим внешний контроль их деятельности. В средних курсах студенты уже определены в профессиональном выборе, им подходит проблематическая, исследовательская деятельность. На старших курсах студенты активно планируют будущую профессиональную деятельности, им требуется больше практики.Среди методов, которые можно использовать с учетом личностных особенностей студентов можно отметить: лекционные методы, практические методы (семинары, игры, тренинги и др.).Образовательный процесс, в котором происходит не просто передача учебной информации, а развитие способностей будущих специалистов выполнять профессиональные функции, создает реальные условия для собственного целесообразования студентов от учения как вида деятельности, к профессиональному труду как новому виду деятельности. Создавая в образовательном процессе психологические, педагогические и методические условия для трансформации учебной деятельности в профессиональную, можно обеспечить зарождение процесса постепенной смены потребностей и мотивов, целей, действий, средств и качественных результатов учения.Список литературыБондаревская Е.В. Ценностные основания личностно - ориентированного воспитания // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 44 – 53. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал. - № 2.– 2012. С. 1 – 18.Иващенко Г.А. Формирование теоретико-методологических основ гуманизациигеометро-графической подготовки инженеров (для строительных специальностей): дис. д-ра пед. наук. – М., 2009. – 571 с.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. – 2012. №4 (15). – URL: http://medpsy.ru Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.Лумпиева Т.П. Волков А.Ф. Поколение Z: психологические особенности современных студентов [Электронный ресурс] // ДВНЗ «Донецкий национальный технический университет». – URL: http://medpsy.ru Масалков И. К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания: учебник для вузов / И. К. Масалков, М. В. Семина. — М.: Академический Проект, 2011. — 443 с.Онушкин В. Г. Образование взрослых как предмет исследования / В. Г. Онушкин, Ю. Н. Кулюткин // Советская педагогика. – 1981. – № 6.Панина Т.С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 176 с.Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии : Активное обучение: учебное пособие / А.П. Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с. Пиняева, С.Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости / С.Е. Пиняева, Н. В. Андреев // Вопросы психологии. – 1998. – № 2.Полат Е.С. Метод проектов / Е. С. Полат // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. — Минск : РИВШ БГУ, 2003. — С. 39—47. Ситуационный анализ или Анатомия Кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672 сЯкиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопр. психологии. - 1995. - №2. - С. 31– 41. Яковлева Е.В. Учет психологических особенностей мышления студентов в процессе формирования логической культуры// Общественные науки. Педагогика. - № 1, 2007. –С. 69 – 74.

Список литературы
1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно - ориентирован-ного воспитания // Педагогика. - 2007. - № 8. - С. 44 – 53.
2. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал. - № 2.– 2012. С. 1 – 18.
3. Иващенко Г.А. Формирование теоретико-методологических основ гуманизациигеометро-графической подготовки инженеров (для строительных специальностей): дис. д-ра пед. наук. – М., 2009. – 571 с.
4. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. – 701 с.
5. Исаева Е.Р. Новое поколение студентов: психологические особенности, учебная мотивация и трудности в процессе обучения первого курса [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон.науч. журн. – 2012. №4 (15). – URL: http://medpsy.ru
6. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
7. Лумпиева Т.П. Волков А.Ф. Поколение Z: психологические особенности современных студентов [Электронный ресурс] // ДВНЗ «Донецкий национальный технический университет». – URL: http://medpsy.ru
8. Масалков И. К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания: учебник для вузов / И. К. Масалков, М. В. Семина. — М.: Академический Проект, 2011. — 443 с.
9. Онушкин В. Г. Образование взрослых как предмет исследования / В. Г. Онушкин, Ю. Н. Кулюткин // Советская педагогика. – 1981. – № 6.
10. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 176 с.
11. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии : Актив-ное обучение: учебное пособие / А.П. Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.
12. Пиняева, С.Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости / С.Е. Пиняева, Н. В. Андреев // Вопросы психологии. – 1998. – № 2.
13. Полат Е.С. Метод проектов / Е. С. Полат // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. — Минск : РИВШ БГУ, 2003. — С. 39—47.
14. Ситуационный анализ или Анатомия Кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с.
15. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 672 с
16. Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопр. психологии. - 1995. - №2. - С. 31– 41.
17. Яковлева Е.В. Учет психологических особенностей мышления студентов в процессе формирования логической культуры// Общественные науки. Педагогика. - № 1, 2007. –С. 69 – 74.

Вопрос-ответ:

Какие методы можно применять при ведении учебных занятий с учетом личностных особенностей учащихся различных курсов?

При ведении учебных занятий с учетом личностных особенностей учащихся различных курсов можно применять разные методы, включая дифференцированный подход, индивидуальные консультации, групповую работу, а также использование интерактивных технологий.

Какие особенности личности учащихся нужно учитывать при проведении учебных занятий?

При проведении учебных занятий необходимо учитывать такие особенности личности учащихся, как их уровень знаний, интересы, способности, предпочитаемые обучающие стратегии, степень самостоятельности итд.

Как можно учесть личностные особенности учащихся в процессе преподавания?

Для учета личностных особенностей учащихся в процессе преподавания можно использовать различные методы и подходы, например, дифференциацию заданий, индивидуальные консультации, адаптацию материалов под уровень и интересы учащихся, а также создание благоприятной и поддерживающей обстановки в классе.

Какие методы можно применять при ведении учебных занятий?

При ведении учебных занятий можно применять различные методы, такие как лекции, дискуссии, групповая работа, практические задания, ролевые игры и т.д. Важно выбирать методы, которые способствуют активизации учащихся, развитию их творческого и критического мышления, а также позволяют учесть индивидуальные потребности и особенности каждого ученика.

Где можно найти дополнительную литературу по данной теме?

Дополнительную литературу по данной теме можно найти в научных журналах, специализированных изданиях, библиотеках и онлайн-ресурсах. Некоторые рекомендуемые источники могут быть указаны в списке литературы, который обычно представлен в конце статьи или исследования.

Какие методы ведения учебных занятий можно использовать с учетом личностных особенностей учащихся?

Существует ряд методов ведения учебных занятий, которые можно использовать с учетом личностных особенностей учащихся. Некоторые из них включают групповую работу, интерактивные задания, индивидуальные проекты и обратную связь. Важно учитывать разные стили обучения и предпочтения учащихся при выборе методов.

Какие особенности личности учащихся стоит учитывать в процессе преподавания?

В процессе преподавания стоит учитывать разные особенности личности учащихся. Это может включать их индивидуальные способности, предпочтения в обучении, уровень мотивации, эмоциональное состояние и уровень развития. Каждый ученик уникален, поэтому важно адаптировать учебный материал и подход к каждому учащемуся.

Какие методы ведения учебных занятий эффективны для учащихся различных курсов?

Для учащихся различных курсов эффективны разные методы ведения учебных занятий. Для младших курсов возможно использование игровых методов, практических заданий и коллективных проектов. Старшекурсникам можно предложить более самостоятельную работу, исследовательские проекты и дебаты. Важно подбирать методы, которые соответствуют уровню развития и потребностям учащихся на каждом курсе.

Какие методы помогают учитывать личностные особенности учащихся?

Для учета личностных особенностей учащихся можно использовать различные методы. Некоторые из них включают дифференциацию обучения, где материал разделяется на уровни сложности, а также использование различных методик и форм работы с учащимися, таких как парное обучение, групповая работа и индивидуальные проекты. Важно создать комфортную и поддерживающую атмосферу в классе, чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно и мотивированными для обучения.