Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением речи.
Заказать уникальную дипломную работу- 83 83 страницы
- 47 + 47 источников
- Добавлена 07.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы психолого – педагогического сопровождения детей с нарушением речи 6
1.1. Понятия речевого нарушения 6
1.2. Классификация речевых нарушений 19
1.3. Основные задачи психолого-педагогического сопровождения детей, определение психолого-педагогической классификации 27
Вывод по главе 1 47
Глава 2. Практические основы психолого – педагогического сопровождения детей с нарушением речи 48
2.1. Тестовая диагностика и исследование речи и моторики детей 3-6 лет с речевыми нарушениями 48
2.2. Программа обучения и воспитания детей с ОНР 58
2.3. Программа развития коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР 66
Вывод по главе 2 72
Заключение 74
Список литературы 78
Приложения 83
Таким образом, возможно отметить, что дети с ОНР отстают в речевом развитии, также, как отстают и в развитии мыслительных процессов, моторики уже на стадии младшего дошкольного возраста. В связи с этим коррекционная работа является необходимым компонентов в ДОУ.
2.2. Программа обучения и воспитания детей с ОНР
Детский сад, в котором проводилось исследование детей с ОНР, работает по программе Феличевой Т.Б. и Г.В. Чиркиной «Программа коррекционного обучения и воспитания детей в детском саду».
Согласно программе работа педагогов должна быть основана на том, чтобы помочь ребенку своевременно овладеть правильной и чистой речью, которая необходима для полноценной социализации ребенка. Грамотная речь является одним из основных показателей готовности ребенка к школьному обучению в связи с чем компенсировать имеющийся дефект речевого развития – главная задача логопеда и педагога.
В связи с этим, целью логопедической работы определяется воспитание у детей правильной, четкой, умеренно громкой выразительной речи, с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи путем применения наряду с общепринятыми специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта и развитие активной познавательной деятельности детей.
Согласно программе коррекционная работа выстраивается исходя из следующих направлений деятельности:
- Мониторинговое (диагностическое, которое проводится в начале, середине и конце года);
- Коррекционно – развивающее – создание условий, направленных на речевую коррекцию детей и обеспечивающих достижение ребенком, имеющим нарушения речи, уровня речевого развития, соответствующего норме.
- Информационно – методическое – создание условий для освоения и внедрения инновационных технологий в области коррекции речевых нарушений, позволяющих повысить результативность коррекционного процесса в целом.
Выявленные недоразвития речи дошкольников с ОНР требуют специализированной коррекционной работы в данном направлении. В случае отсутствия таковой появляются не только затруднения в учебной деятельности, но и изменения в характере: агрессивность, отказ от выполнения учебных заданий, тревожность, чувство собственной неполноценности.
Коррекционная работа, согласно программе, включает в себя различные игровые упражнения и задания, с помощью которых можно будет формировать предпосылки полноценного овладения речью.
В процессе логопедической работы используются игры с постепенным усложнением условий их выполнения. Работа по формированию речи проводится одновременно с другой педагогической работой, в частности по расширению кругозора детей, формированию у них словарного запаса и общего речевого развития.
В целях оптимизации коррекционной работы для детей старшего дошкольного возраста подбираются сюжетно – ролевые игры.
Программное содержание:
- Организовать помощь в создании для детей игровой обстановки, которая поможет им наладить взаимоотношения, в том числе между исполняющими роли детьми.
- способствовать формированию у детей умений организовывать сюжетно – ролевую игру по собственному замыслу, стимулируя их творческую активность;
- Способствовать формированию дружеских отношений в игре, успешного взаимодействия и речевого общения, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.
- Способствовать закреплению полученных ребенком навыков.
Предварительная работа:
- Беседы с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.
- Чтение художественной литературы.
Ознакомление детей с навыками речи, особенностями ее построения наиболее успешно происходит при непосредственной поддержке и направляющем действии педагога.
В процессе работы педагога с детьми происходит ориентация на коллективную работу детей, ориентация на совместную работу педагога с детьми.
В результате целенаправленной работы у детей повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; в дальнейшем формируется правильное, осмысленное связной речи, пробуждается интерес к процессу беседы, выражения своих мыслей в связной речи, взаимодействие в процессе речевой активности, снимается эмоциональное напряжение и тревожность.
Организованные педагогом игры рекомендуется проводить не реже 5-6 раз в месяц. В процессе организации игровой деятельности необходимо выбирать тематику игр, которая знакома детям и они имеют необходимый словарный запас для полноценного участия в ней. Параллельно с игровой деятельностью обеспечивается работа с ребенком логопеда для исправления имеющихся дефектов речи.
Акцент внимания на игре, как форме логопедической работы, связан с тем, что по своей сути игра носит характер отражательной деятельности так, как в ее процессе происходит творческая переработка окружающей действительности, усвоенных социальных навыков. Дети в процессе своей игры не бездумно копируют окружающую действительность. Они задействуют фантазию, вносят в усвоенную действительность свои коррективы, которые делают содержание игры более соответствующим их потребностям. В связи с данной особенностью в игре детей переплетается действительность и вымысел. Причем, чем больше задействовано фантазии в игре, тем она более продуктивна и доставляет больше удовольствия ребенку.
Основополагающим результатом игры становится удовлетворение ребенка от игрового процесса. Второстепенным результатом становится его обогащение навыками игровой деятельности, закрепление знаний о социальной действительности, отношениях между людьми, формируются навыки отношений со сверстниками. Одновременно с этим формируется познавательный интерес и умственные способности.
В процессе организации работы по формированию у детей речи средствами игровой деятельности наиболее важным представляется организация работы таким образом, чтобы между педагогом и детьми существовала обратная связь, позволяющая педагогу помогать детям в процессе игры, задавать наводящие вопросы, вопросы проблемно – поискового характера на основе индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом его личностного развития и с учетом сформированности у него представлений об окружающем мире.
Особое внимание педагогом уделяется развитию самостоятельности у детей, которая, в свою очередь, стимулирует сообразительность и находчивость. Наиболее спешно данные качества развиваются с применением развивающих игр, содержащих в себе сравнения. Наиболее продуктивной при формировании у детей с ОНР становится дидактическая игра.
В процессе проведения коррекционной работы также рекомендуется использовать методику работы рассказывания по картинкам с определенным сюжетом, осуществлять иную работу по обогащению содержания детской речи. Параллельно с этим следует обогащать и детский словарь так, как именно он лежит в основе повествования и обеспечивает качественное развитие сюжета во время рассказывания.
На протяжении обучения также необходимо значительное внимание уделять развитию речи внутри диалога. В повседневном общении и на обучающих занятиях необходимо создавать коммуникативные мотивированные ситуации, которые требуют от детей развернутых сообщений. Необходимо широко использовать сюжетный материал, как средство достижения.
Сюжетный материал, с одной стороны, может послужить источником информации для высказывания, средством накопления знаний и, с другой, подсказывал ход изложения мыслей, структуру высказывания. Возможно определение следующей последовательности в использовании сюжетных картин: иллюстрации к знакомым сказкам, сюжетная картина, серия сюжетных картин. Параллельно для демонстрации динамики действия возможно использовать игрушки, фигурки для фланелеграфа.
Согласно рекомендациям коррекционная работа по формированию речи должна включать в себя три основополагающих этапа:
1. Подготовительный, в процессе которого предполагается решение следующих задач:
- обогащать жизненный опыт детей;
- учить видеть и называть характерные признаки действия, предметов;
- дать детям представления о последовательности действий, персонажей в литературном произведении, персонажей, изображенных на картине, в игровых ситуациях;
- учить детей располагать слова в определенной логической последовательности в соответствии с развитием повествования.
Данные задачи возможно решать, главным образом, в процессе групповых и индивидуальных занятий, во время которых создаются условия для высокой речевой активности детей, формируется интерес к обучающим занятиям.
В процессе коррекционной работы также необходимо проведение упражнений на развитие словаря, умение строить предложения, инсценировки с игрушками, которые сопровождались рассказами воспитателя, высказываниями детей.
Основополагающим стремление детей во время коррекционной работы должно стать обучение новым речевым формам, формирование эталонов, образцов, новых форм деятельности.
В процессе выполнения детьми заданий также необходимо сосредотачивать их внимание на необходимости работы над собственным словарем, выстраивания грамматически правильной речи.
Особое внимание необходимо обратить на формирование у детей навыка выбора эпитетов, а также слов, отражающих их эмоциональное состояние, поведение участников рассказа, внешность, характеристики, свойственные персонажу.
При отсутствие предварительной работы с детьми по развитию их лексико – грамматического словаря предложения детей в монологической речи получаются бессвязными, однообразными, похожими друг на друга. В связи с этим формирование речевых навыков в качестве предварительной работы является не менее важным в логопедической работе в принципе.
Обогащение словаря детей необходимо, в первую очередь, производить в повседневной жизни, однако на занятиях реализация данной задачи будет более эффективна в связи с целенаправленностью работы педагога. На занятиях дети гораздо успешнее усваивают материал в связи с тем, что занятие – организованный процесс, который дисциплинирует детей и способствует активации их кратковременной памяти, внимания. В связи с этим, оптимальным будет являться проведение с детьми занятий, ориентированных на их речевое развитие с активным использованием заданий в форме игры.
Во время групповых занятий в старшей группе при формировании монологической речи, а также занятий индивидуальных возможным является проведение беседы о том, что представляет собой описание ситуации, сюжетный рассказ, творческий рассказ.
Точность словоупотребления у детей на занятиях формируется в таких случаях, когда используются упражнения в которых дети образуют слова со смысловыми оттенками. В каждом из занятий должны быть задания, в которых дети с ОНР учатся составлять словосочетания, из словосочетаний предложения как простые, так и сложные. В данном случае наиболее оптимальным считается использование сюжетных картинок, исходя из действий на которых дети стараются дать связные объяснения тому, что на них происходит.
Оптимальным средством развития монологической речи также представляется использование плана рассказа, коллективных рассказов «по цепочке», продолжение рассказа исходя из предложенного начала. С использованием данных методик дети учатся составлять рассказы в разных вариантах, формируют положительный опыт успешного монологического высказывания, формируют речевые умения и навыки.
В процессе выполнения заданий детьми по придумыванию повествования на определенную тематику необходимо научить выполнять их основное требование к представлению монологического рассказа, а именно – соблюдение последовательности событий. Последовательность событий включает в себя не только завязку, основную часть и развязку, но также и обрисовку действующих лиц, времени и места действия, причина события, развитие события, кульминация, окончание событий. Знания многократно повторялись. Данная последовательность позволяет сделать сочинения детей более развернутыми по характеру, законченными и логичными по своему смысловому содержанию.
В процессе организации работы с детьми также используется еще один прием, которые обусловливает стимулирование речевой деятельности детей. Данный прием заключается в том, что дети должны использовать в своих рассказах выражения, которые употребляли в ходе различного рода тренировочных упражнений. Данный прием позволяет детям подходить к выполнению заданий более осознанно. А также стимулировать процессы памяти и повышать качество своего рассказа с лингвистической и грамматической точки зрения.
Важным составляющим аспектом также является использование различного рода игр и упражнений, ориентированных на развитие у детей процессов внимания, памяти, восприятия, быстроты реакции, слухового внимания. Подобные игры вызывают у детей активность и интерес, способствуя реализации дидактической задачи. Также игры подобного характера вызывают у детей дух соперничества, соревновательности, повышают интерес к занятиям на развитие речи.
Результатом организации логопедической работы по формированию у детей речи должна стать их большая самостоятельность в последовательном расположении предложений в тексте, правильное понимания слов, понимание того с чего начинается и чем заканчивается монолог, умение переносить игры и игровые ситуации в самостоятельную деятельность.
Второй этап подразумевает решение следующих задач:
- формировать самостоятельность высказываний, их структуру, оформленность;
- закрепить умения соединять предложения в тексте, используя разнообразные способы связи.
Обучение детей речи на втором этапе может происходить с использованием различных наглядных материалов, в том числе и иллюстраций к знакомым сказкам и дидактическим материалами Также могут быть использованы различные наборы, из которых дети будут создавать игровые ситуации и тем самым учиться развивать сюжетную линию творческих рассказов. Возможно также предлагать задания по продолжению рассказа, начатого взрослыми.
На втором этапе предполагается проведение работы над всеми сторонами речи, в процессе чего дети учатся подбирать антонимы, синонимы, для характеристики объектов, персонажей, действий.
Важным аспектом формирования монологической речи должно стать закрепление умения строить связные, повествовательные высказывания. Закрепление материала может происходить во время самостоятельных игр детей, а также во время организованных игр педагога, дидактических играх, занятиях, в творческой деятельности.
2.3. Программа развития коррекционной работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР
Коррекционная логопедическая работа в ДОУ сопровождается также психолого – педагогической поддержкой детей как на уровне работы с детьми с ОНР, так и с семьей, в которой воспитывается ребенок. Работа с семьей определяется необходимым компонентом в связи с тем, что в семье ребенок развивает не только речевые навыки, в семье происходит социализаций, необходимая для развития речи. Также семья может являться деструктивным фактором, ухудшающим состояние ребенка и комплексная коррекционная работа становится определяющей успешной деятельности специалистов детского сада.
Исходя из представленных ожидаемых результатов предусматривается реализация следующих направлений деятельности:
1. Профилактические и реабилитационные мероприятия:
- Борьба с девиантным поведением родителей и детей в семьях путем реабилитационных мероприятий с привлечением возможностей организаций социальной инфраструктуры района;
- Формирование успешных моделей взаимодействия специалистов ДОУ с семьей;
- Коррекция девиаций в социализации детей в профилактике и коррекции психического развития;
- Привлечение внимания родителей к проблемным составляющим, развития их ребенка;
- Обеспечение необходимого уровня внешней и внутренней защиты детей от различного рода факторов пагубного влияния, обеспечение для детей условий, необходимых для поддержания здоровья и ориентация детей на сохранение своего здоровья в следствие его ценности на уровне детского сада;
- Повышение уровня правовой грамотности родителей;
- Создание в семье состояния психологического комфорта, равновесия путем реабилитационных мероприятий с привлечением к участию организаций социальной инфраструктуры и профилактических мероприятий на уровне детского сада;
- Формирования навыков преодоления кризисных и проблемных ситуаций, умения противостоять неудачам, трудностям путем организации профилактических мероприятий для родителей на уровне детского сада.
2. Приоритетные методы и технологии педагогической работы с родителями:
- Проведение семинаров для педагогического коллектива ДОУ по проблемам работы с семьей и детьми;
- Организация тренингов для родителей;
- Организация тренингов для персонала детского сада;
- Использование возможностей лекций, семинаров для проведения просвещения родителей;
- Индивидуальные беседы с родителями;
- Применение диагностик для выявление групп проблем;
- Организация творческих мероприятий, ориентированных на повышение качества взаимодействия детского сада и семьи, семей детей, воспитывающихся в одной группе, посещающих один детский сад.
Мероприятия, ориентированные на родителей:
- Обучение родителей на уровне ДОУ базовым компетенциям, способствующим построению конструктивных отношений в семье - умение общаться, адекватно оценивать ситуации, находить конструктивный выход из конфликтной ситуации и пр.
- Знакомство родителей на уровне ДОУ с педагогическими аспектами воспитания, его законами, местами опасностей и трудностей.
- Формирование у родителей мотивации, обеспечивающие включение и тренинг волевых качеств, наработка умений по устранению речевых нарушений ребенка.
Данные мероприятия ориентированы на профилактику снижения качества работы педагогов в ДОУ. При том, что дети с ОНР в ДОУ часто страдают хроническими заболеваниями, в связи с чем не посещают детский сад, необходимо организовать непрерывную работу по устранению речевого дефекта. Это обусловливает необходимость подключения к работе родителей так, как работа педагогов при обратном действии родителей может оказаться безрезультатной.
Мероприятия, ориентированные на детей:
- Проведение комплексной психолого – педагогической работы, ориентированной на развитии личностных особенностей, социализацию и социальную активность: театральные игры, ролевые игры, дидактические занятия, творческие занятия и пр.
- Организация познавательной среды: экскурсии, мероприятия по социально – бытовой адаптации. Формирование бытовых умений и навыков, формирование словарного запаса и готовности к школе.
- Организация коррекционной работы, ориентированной на устранение недоразвитий, отставания, компенсацию дефекта (коррекционная логопедическая и психологическая работа).
- Мероприятия, ориентированные на поддержание здоровья детей (соблюдение гигиены, закаливание, занятия по физическому развитию).
Работа с детьми проводится в комплексе педагогической деятельности, ориентированной на программные требования для ДОУ.
Проведение работы предполагает наличие постоянного контроля:
- соответствие работы графику;
- эффективность занятий и степень их влияния на детей и их родителей при помощи оценки психолога, бесед с детьми и родителями и непосредственного наблюдения за ними в процессе работы;
- фиксация изменений.
Данные приоритеты работы с семьей выстраиваются на базе непосредственно в ДОУ, однако, существующие группы проблем могут быть ориентированы и на внешнюю среду, которая представляет собой группу психолого – социально – экономических проблем.
Профилактическое направление также в приоритете ориентировано на детский возраст, что определяется фактором определения данного возраста, как пикового в возникновении проблем, асоциального поведения и закрепления негативных личностных особенностей.
На базе ДОУ используются следующие направления поддержки семьи, воспитывающей ребенка с ОНР.
Во – первых, это социально - медицинская помощь, основной целью которой является оздоровление через обучение, переобучение и общение, направленных на компенсацию или восстановление нарушенных функций организма.
Во – вторых, проводится обучение методикам устранения речевых дефектов у детей, начиная с младшего дошкольного возраста.
В - третьих, ведется просветительская работа родителей.
В-четвертых, ведется коррекционная работа с детьми по устранению дефектов речи.
Контрольный этап.
Контрольный этап подразумевает выявление результативности работы, проводимой специалистами на базе детского сада.
Выявление изменений предполагает проведение повторного исследования. Исследование может проводиться по методикам, идентичным первоначальному этапу или включать в себя иные сходные методики, которые могут выявить сходства и различия начального периода и итогового, представленного по результатам комплексной работы специалистов.
Результаты повторного исследования сопоставляются с первичным и выявляется динамика изменений, которая дает основание говорить о наличие или отсутствие положительных изменений, достижении поставленных задач и целей в исследовании. На основании результативности также проводятся коррекции и изменения в модели работы, включение и исключения некоторых методов и технологий, которые стали актуальными или не показали результативности при работе.
Критерии эффективности психолого – педагогического сопровождения детей с ОНР ориентированы на оценку общих и частных возможностей ДОУ в данном процессе. Среди них возможно выявить:
- разработку программ, проектов и координационных планов работ с целью совершенствования практической деятельности по обеспечению социально-психологической адаптации, разрешения личных проблем, формирования устойчивой жизненной позиции для достижения успеха ребенка на базе ДОУ;
- оказывает психологическую и профессиональную помощь детям в их самоопределении, развитии конструктивных личностных качеств и творческих способностей;
- участвует в творческом развитии дошкольников, а также в проведении мероприятий ориентированных на семью и повышение ее социализирующих возможностей.
Таким образом, возможно отметить, что ДОУ ориентирован на работу с семьей и детьми по целому ряду направлений, имеет значительный опыт, в том числе и опыт взаимодействия с другими организациями социальной инфраструктуры, расположенной в районе. Наличие подобного опыта является наиболее значимым в представлении данного дошкольного учреждения, как основы для организации в процессе психолого – педагогического сопровождения детей.
Оказание качественной помощи ребенку дошкольного возраста, во многом зависит от знания принципов выявления проблемных составляющих, в том числе и определение потенциальной проблемы, которая может возникнуть в процессе его развития. Подобная особенность определяется личностной направленностью работы с каждым ребенком с одновременным выявлением характерных его проблемных составляющих. Важной составляющей также становится подключение к процессу психолога, который имеет навык и возможности выявления негативных психолого – личностных составляющих, которые могут стать факторами задержки речевого развития.
Таким образом, одним из критериев эффективности является качественная проработка предварительной диагностики. Диагностика становится определяющим при выявлении групп проблем речевого и психологического развития и выстраивания оптимальной коррекционной работы на уровне ДОУ.
Значимую роль в процессе коррекционной педагогической и психологической работы с детьми имеет игра, в том числе и в процессе работы с психологом, ориентированным на развитие психических функций детей.
Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей. Игра оказывает значительное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений в группе, помогает снять напряженность, повысить самооценку. Игровая терапия с дошкольниками с ОНР должна быть тщательно продумана и построена таким образом, чтобы все члены группы могли в ней участвовать. Она не должна быть связана с высокой физической активностью так, как здоровье детей различно и обусловливает разные нагрузки.
Таким образом, возможно отметить, что эффективность организации психолого – педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста с ОНР на уровне детского сада, зависит от активности педагогов, наличия взаимосвязи с семьей, качества взаимодействия педагогов детского сада и уровня социализирующей среды воспитательного учреждения. Во многом успешность процесса также определяется и настроенностью родителей на контакт со специалистами и предоставление возможности сопровождения семьи и решения групп существующих проблем.
Вывод по главе 2
Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что дети 3 и 6 лет имеют разный уровень развития речевых и моторных навыков. Дети трехлетнего возраста показали низкие навыки речевого развития, а также были выявлены предпосылки к тому, что в дальнейшем дети будут иметь речевые нарушения в случае отсутствия полноценной коррекционной работы и психолого – педагогического сопровождения. Дети 6 лет в ОНР также не демонстрировали высокого уровня, что указывало на наличие у них ОНР.
Невнимательность являлась показателем проблем психического развития детей как 3, так и 6 лет. У детей 3 лет также была снижена подвижность губ и языка, в связи с чем они имели проблемы звукопроизношения. Присутствовали проблемы с развитием моторики, что указывало на наличие отставания развития мыслительной деятельности, особенно у детей 6 лет.
Дети 3 лет также показали низкий уровень развития умственных способностей, проявляли безразличие к своей деятельности, у них отсутствовал интерес к выполняемым заданиям. Подобные проблемы являются причиной возникновения проблем при формировании словарного запаса и грамотного формирования речевых навыков.
В результате исследовании также было выявлено, что дети с ОНР в значительной степени отстают от детей с нормальным онтогенезом, в том числе и в процессе речевого описания предметов, что составляет фразовую речь. Это существенно ограничивает их возможности полноценного информативного общения. Проявления речевых ошибок сказывалось на внятности речи. У детей часто отсутствовала связка слов, слова, особенно малознакомые, не склонялись, дети очень часто ошибались в использовании незнакомых им слов. У детей 6 лет также наблюдались проблемы построения связного повествования.
По результатам исследования был сделан вывод о необходимости коррекционной работы, насыщенной разными видами активности, развитием предметно-развивающей среды, отличающейся функциональностью, доступностью материалов и пособий, обеспечивающих самореализацию детей с ОНР.
В групповом помещении было предложено выделение рабочей части для занятий и пространство для игровой деятельности детей, организованное в виде центров:
- Двигательной активности;
- Экспериментирования;
- Речевой;
- Художественного творчества;
- Игровой.
При этом, необходимо так организовать занятия детей, их деятельность и поведение, чтобы у каждого ребенка сформировались и закрепились положительные качества личности и вовремя были заторможены отрицательные, расширялись познавательные интересы и творческие способности. Комплексная работа с приоритетом на логопедическую станет успешным средством формирования у дошкольников с ОНР речи.
Заключение
Актуальность проведенного в работе исследования обусловлена необходимостью систематизации имеющихся теоретических данных, их обобщения и на их основе выработку актуальных направлений работы по формированию речи у детей с ОНР с учетом современных воспитательных и образовательных стандартов.
В контексте теоретического исследования было выявлено, что значительное влияние на развитие речи дошкольников с ОНР оказывают уровень их психического развития (соответствие возрасту), социальное окружение, развитие психических процессов (внимание, память), сформированность словарного запаса.
Важным аспектом для логопеда при наличие данной проблемы является диагностика так, как во многом проявление речевого нарушения индивидуально для каждого ребенка и устранение проблемы возможно только при ее четком диагностировании. В связи с этим, разработка рекомендаций в отношение коррекционной работы обусловливает необходимость наличия предварительного исследования. Оптимальным в исследовании будет являться сравнение, которое позволит выявить факт нарушения и отличие от ребенка с нормальным речевым развитием.
В соответствие с выявленными особенностями необходимого уровня развития детской речи при нормальном онтогенезе возможно выстроить исследовательскую работу по выявлению ее специфических особенностей у детей с наличием ОНР.
Речь детей проявляется их умении и способности говорить связно, представлять сюжет в виде целостной картины, понятной их собеседнику. Полноценное речевое развитие ребенка к старшему дошкольному возрасту предполагает следующие аспекты сформированной речи:
- умение правильно представить связное повествование;
- умение правильно представить сюжетный рассказ;
- умение представить творческий рассказ.
Целенаправленная работа педагогов по формированию данных видов речи происходила по средствам предусмотренных в детском саду программных требований.
С целью изучить особенности развития речи детей с ОНР дошкольного возраста и возможности коррекционной работы в данном направлении в контексте данной работы было проведено исследование.
В данной работе были определены цели, задачи и методы исследования, выделена группа детей с диагностированным общим недоразвитием речи. При выполнении одинакового задания, которое детям дал логопед, были показаны различные результаты, из которых норма речи не достигалась ни одним из детей.
Цель исследования состоит в выявлении специфики развития речи у дошкольников с ОНР, ее соответствие возрасту и необходимость наличия коррекционной работы в данном направлении.
Задачи исследования:
Анализ литературы по проблеме.
Определение теоретических основ и содержание методики констатирующего эксперимента.
Составление методики диагностики речи и составляющих предпосылок речевого развития у дошкольников с ОНР.
Сравнительный анализ (качественный и количественный) состояния развития связной речи у дошкольников в возрасте 3 года и 6 лет.
В процессе исследования использовались следующие методы (по Б.Г. Ананьеву):
Организационные (сравнительный, комплексный);
Эмпирические (констатирующий эксперимент, наблюдение);
Биографические (сбор анамнестических данных, анализ документации),
Интерпретационные.
Исследование проводилось в детском саду комбинированного вида.
Исследование сформированность речи у детей с ОНР было направлено на необходимость выявления факторов отставания, соответствия требованиям возрастного развития.
В исследовании участвовало по 30 детей с ОНР.
Методики исследования были подобраны при опоре на труды специалистов, занимавшихся данной тематикой. При использовании данных методик в дальнейшем были выявлены особенности ОНР у детей, позволившие разработать рекомендации по коррекционной работе.
Исходя из результатов проведенного в работе исследования возможно отметить, что обследуемые дети с ОНР показали весьма низкие результаты в обследовании речевых функций, необходимых для полноценного развития связной речи, а так же уровень развития самой речи. При выполнении заданий многие дети переспрашивали задание, нуждались в помощи педагога. При выявлении уровня специфики развития речи только дин смог выполнить задание, но со значительными ошибками, а двое не смогли с ним справиться вовсе. Дети старшего дошкольного возраста имели весьма слабое представление о том, как нужно строить монологическую речь, что обусловливает необходимость коррекционной работы в данном направлении.
В связи с поставленными задачами и, осуществляя коррекционный процесс, который насыщен разными видами активности, предполагается рационально организовать предметно-развивающую среду, отличающуюся функциональностью, доступностью материалов и пособий, обеспечивающих самореализацию детей с ОНР.
В групповом помещении предполагается выделение рабочей части для занятий и пространство для игровой деятельности детей, организованное в виде центров:
- Двигательной активности;
- Экспериментирования;
- Речевой;
- Художественного творчества;
- Игровой.
При этом, необходимо так организовать занятия детей, их деятельность и поведение, чтобы у каждого ребенка сформировались и закрепились положительные качества личности и вовремя были заторможены отрицательные, расширялись познавательные интересы и творческие способности. Комплексная работа с приоритетом на логопедическую станет успешным средством формирования у дошкольников с ОНР речи. Оптимальным направлением также является установление взаимодействия с семьей и повышение активности родителей в формировании речевых качеств детей и устранения дефектов речевого развития.
Список литературы
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: МПСИ, 2006. – 296 с.
Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М.: Педагогика, 1991. – 354 с.
Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - М.: «Просвещение», 1994. – 217 с.
Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 382 с.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. - 144с.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика, 1983.
Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 418 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Наука, 1961. – 311 с.
Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов. //Логопедия. - 2003. – №1. - С.28-30
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Издательство Московского педагогического университета, 2005. – 211 с.
Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников ( Дети с общим недоразвитием речи): Пособие для логопедов. - М.: Наука, 1985. – 412 с.
Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с.
Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. // Логопедия: методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. Кн. 4 «Нарушения письменной речи». – М.: Владос, 2003. – 420 с.
Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб., 2006. - 368с
Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО, 2004. – 318 с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.
Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с
Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.: Наука, 1961. 240 с.
Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. – 477 с.
Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития: пособие для психологов, воспитателей и родителей. – М.: Аркти, 2005.
Мухина В.С. Психология дошкольника. /Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
Основы логопедической работы с детьми. /Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2002. – 316 с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Академия, 2002. – 325 с.
Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: КАРО, Дельта, 2005. - 384с.
Поваляева М.А. Ранняя диагностика и дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей. Ч. 1. - Ростов-н /Д.: Изд-во РГПУ, 1997. – 366 с.
Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 - 6 лет / Под ред. А. Герасимовой. - М.: Айрис- пресс, 2007. - 224с.
Розенталь Д.Э., Голуб., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Рольф, 2001. – 448 с
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. – 315 с.
Сереброва Н.И. Методика логопедического обследования // Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. - М., 1969. – 277 с.
Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. /Под ред. Л.С.Волковой. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. – М.: Владос, 2003. – 518 с.
Справочник логопеда / Под ред. М.А. Поваляевой. - Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 445с
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: Гном и Д, 2005. – 144 с.
Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969. – 411 с.
Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 3-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 224с.
Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. – 2004. - №5. – С. 6-15
Филичева Т.Б. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Владос, 2003. Кн.5: Фонетико- «. фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. С. 73-80.
Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // «Дети с проблемами в развитии». – 2004. - №1. – с. 47 – 54.
Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Наука, 1981. – 380 с.
Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: АСТ, 2002. – 540 с.
Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи //Дошкольное воспитание. – 2006. - №11. - с.65-75
Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
Приложения
2
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. – М.: МПСИ, 2006. – 296 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 1999. – 160 с.
3. Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью. М.: Педагогика, 1991. – 354 с.
4. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - М.: «Просвещение», 1994. – 217 с.
5. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 382 с.
6. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. - 144с.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педа¬гогика, 1983.
8. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 418 с.
9. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Наука, 1961. – 311 с.
10. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов. //Логопедия. - 2003. – №1. - С.28-30
11. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. – М.: Издательство Московского педагогического университета, 2005. – 211 с.
12. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников ( Дети с общим недоразвитием речи): Пособие для логопедов. - М.: Наука, 1985. – 412 с.
13. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 432 с.
14. Каше Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения. // Логопедия: методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. Кн. 4 «Нарушения письменной речи». – М.: Владос, 2003. – 420 с.
15. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. - СПб., 2006. - 368с
16. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н. Н. Яковлевой. — СПб.: СПбАППО, 2004. – 318 с.
17. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: РОУ, 1996. – 180 с.
19. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 224 с.
20. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999. - 36 с
21. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. – М.: Наука, 1961. 240 с.
22. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 2000. – 477 с.
23. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
24. Матвеева Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития: пособие для психологов, воспитателей и родителей. – М.: Аркти, 2005.
25. Мухина В.С. Психология дошкольника. /Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
26. Основы логопедической работы с детьми. /Под общ. Ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2002. – 316 с.
27. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. /М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Академия, 2002. – 325 с.
28. Парамонова Л.Г. Ваш ребенок на пороге школы: Как подготовить ребенка к школе. - СПб.: КАРО, Дельта, 2005. - 384с.
29. Поваляева М.А. Ранняя диагностика и дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей. Ч. 1. - Ростов-н /Д.: Изд-во РГПУ, 1997. – 366 с.
30. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми 5 - 6 лет / Под ред. А. Герасимовой. - М.: Айрис- пресс, 2007. - 224с.
31. Розенталь Д.Э., Голуб., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Рольф, 2001. – 448 с
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
33. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. – 315 с.
34. Сереброва Н.И. Методика логопедического обследования // Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б.М. Гриншпун. - М., 1969. – 277 с.
35. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов. /Под ред. Л.С.Волковой. – Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. – М.: Владос, 2003. – 518 с.
36. Справочник логопеда / Под ред. М.А. Поваляевой. - Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 445с
37. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: Гном и Д, 2005. – 144 с.
38. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Медицина, 1969. – 411 с.
39. Устранение общего недоразвития у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - 3-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 224с.
40. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. // Дефектология. – 2004. - №5. – С. 6-15
41. Филичева Т.Б. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием // Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. факультетов педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Владос, 2003. Кн.5: Фонетико- «. фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. С. 73-80.
42. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников // «Дети с проблемами в развитии». – 2004. - №1. – с. 47 – 54.
43. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
44. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М.: Наука, 1981. – 380 с.
45. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М.: АСТ, 2002. – 540 с.
46. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи //Дошкольное воспитание. – 2006. - №11. - с.65-75
47. Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
Вопрос-ответ:
Какие понятия используются при описании речевых нарушений у детей?
Для описания речевых нарушений у детей используются такие понятия, как дислалия, афазия, ретардация речи и др.
Какие задачи решаются в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением речи?
В рамках психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением речи решаются задачи диагностики и коррекции речевых нарушений, развития коммуникативных навыков, адаптации в образовательной среде и помощи родителям.
Что включает в себя психолого-педагогическая классификация детей с нарушением речи?
Психолого-педагогическая классификация детей с нарушением речи включает в себя описание характеристик речевых нарушений, определение степени их выраженности, а также учет возможных сопутствующих психологических и педагогических проблем.
Какие практические методы используются в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушением речи?
В психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушением речи используются такие методы, как логопедические занятия, работа с артикуляционными упражнениями, игры на развитие речи, использование специализированных технологий и др.
Какие тесты и диагностические методики используются при определении речевых нарушений у детей?
Для определения речевых нарушений у детей используются различные тесты и диагностические методики, например, «Тест на оценку речевого развития», «Тест на выявление дисграфии», «Массовая диагностика речевого развития» и др.
Что такое психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением речи?
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением речи - это комплекс мер и методов, направленных на определение и устранение причин и последствий нарушений речи у детей, а также на развитие и коррекцию их речевых навыков.
Какие задачи решает психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением речи?
Задачи психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением речи включают в себя определение и классификацию речевых нарушений, проведение тестовой диагностики, разработку индивидуальных программ развития ребенка, проведение коррекционных занятий и психологической поддержки, а также оценку эффективности проведенных мероприятий.
Как классифицируются речевые нарушения?
Речевые нарушения могут быть классифицированы по различным признакам, например, по проявлениям (афазия, дизартрия и др.), по причинам возникновения (органические, функциональные и др.), по степени выраженности (легкая, умеренная, тяжелая формы) и др.
Какие основные практические аспекты важны при психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушением речи?
Важные практические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением речи включают проведение тестовой диагностики для определения степени нарушения, разработку индивидуальных программ развития, организацию коррекционных занятий, психологическую поддержку ребенка и его семьи, а также проведение оценки эффективности проведенных мероприятий.
Какие выводы можно сделать по главе о теоретических основах психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением речи?
По главе о теоретических основах психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением речи можно сделать вывод, что для эффективного сопровождения необходимо определить и классифицировать речевые нарушения, а также разработать индивидуальные программы развития для каждого ребенка.