Сравнительный анализ картин Спящий пастушок и Крестьянские дети в поле А.Г. Венецианова.
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 30.01.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Жанровая живопись ХIХ века 5
1.1 Зарождение жанровой живописи в России 5
1.2 Особенности жанровой манеры А.Г. Венецианова 8
Глава 2. Своеобразие картин А.Г. Венецианова «Спящий пастушок» и «Крестьянские дети в поле» 12
2.1 Картина «Спящий пастушок» 12
2.2 Картина «Крестьянские дети» 15
Заключение 18
Список литературы 20
Приложение 22
Картина представляет сцену из обыденной крестьянской жизни: две девочки принесли обед в поле мальчику-пастушку.
Максимально приближены к переднему краю фигуры детей. Захватывают их отношения, выраженные всего несколькими точными штрихами: робко протянутый в руке хлеб, нежность, с которой одна девочка, приобняв подругу, положила голову ей на плечо.
Так же тих и прост колорит картины, спокойствие которого нарушается всего лишь несколькими яркими цветовыми пятнами. В 1838 под названием «Мальчик с двумя девочками» разыгрывалась во 2-й лотерее Общества поощрения художников.
Венецианов тщательно разрабатывает передний план, выписывая взрыхленную землю, травы, камни, листья. Зритель ощущает почву под травяным покровом. И тут же земля словно раздвигается до бесконечности, выходя за пределы картинного поля, не будучи ограничена по сторонам кулисами. Бесконечность земли, бесконечность пространства, возвышающегося над ней, художник постигает не как некую философскую категорию (так делал его младший современник Александр Иванов), а как реальную данность и к тому же – как место бытия человека, место приложения его сил. Земля – дом для человека. И вместе с тем этот дом "хочет быть" всей вселенной. У Венецианова такие крайности не просто сочетаются – они соединяются, дополняя друг друга.
Венецианов не писал специально пейзажи. Он не мыслил природу отдельно от человека. Образы природы, создаваемые им, нельзя назвать лирическими. Красота природы в его представлении – онтологична; она не зависит от того, как воспринимает ее человек. Она – есть. Ее надо раскрыть, познать. Нет необходимости ее одухотворять – она одухотворена с самого начала своего существования; каждая травинка, каждая ветка дерева или куст обладают этой одухотворенностью. Нет необходимости соизмерять природу с состоянием человека, искать в ней отклика человеческому настроению. Здесь мы вновь касаемся того принципа, о котором шла речь: художник прежде всего познает закон бытия.
Венецианов выбирает природу в том ее качестве, которое само по себе образцово и наиболее прямо выражает ее красоту. Художник не ищет сложных переходов. Он любит лето, день, солнце, ясное небо с небольшими неказистыми облаками. Его не интересуют закаты, ветры, бури, переходы от одного состояния в другое. Он любит, когда природа молчит.
В целом в искусстве этой поры вырабатывается «венециановская традиция» в изображении детей: сентиментальность и известная идеализация, что нашло отражение и в произведениях его учеников. О
Заключение
Художественный мир А.Г. Венецианова, пленяет роскошью красочных разнообразий своих героев и пейзажей, словно в зеркальном отражении действительности перед зрителем появляются портретные сюжеты застывших мгновений далекого прошлого.
Искусство живописи этого времени говорит о внутреннем мире отдельного человека, повествует о глубоких и самых скрытных тайниках его души. А.Г. Венецианов не мыслил в своем творчестве природу отдельно от человека.
Образы природы, которые он создавал, являются глубоко лирическими, так как красота природы в представлении художника очень сильно зависит от того, как её воспринимает человек.
Красоту произведений А.Г. Венецианова надо раскрыть, познать. И для зрителя нет никакой необходимости ее одухотворять, так как она одухотворена с самого начала своего появления из под кисти художника, буквально каждая травинка, каждая ветка дерева или куст обладают этой одухотворенностью.
Что касается портретов А.Г. Венецианова, то каждый портрет созданный художником, представляет собой маленькую жизнь, которая отображена в лицах его картинных героев, то ли это задумчивый сон о вечности «Спящего пастушока», то ли измученные от нелегкой работы «Крестьянские дети в поле».
Неудивительно, что при просмотре каждой картины у зрителя возникнет чувство, как восторга, так и тревоги. Простота, правда и естественность представляют собой три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства.
Художник любит солнце, лето, день, ясное небо с небольшими неказистыми облаками. Поэтому А.Г. Венецианова не интересуют закаты, бури, ветры, переходы от одного состояния в другое. Художник любит, когда природа молчит. У Венецианова природа молчит всегда - в тишине лучше выявляется ее красота. Ведь в ней не должно быть ничего случайного - она должна предстать перед нами в своих лучших качествах.
Поэтому почти все картины Венецианова молчаливы, часто космическое молчание – как мы увидели это в «Спящем пастушке» или молчание, в котором мы видим единение в «Крестьянских детях в поле», которое как затянувшееся, но при этом животрепещущее молчание будут культивировать Врубель, а также другие художники рубежа ХIХ – XX веков.
Список литературы
1. Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество. 1955 г.
2. Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. М.,1982 г.
3. Алексеева Т.В. Венецианов и развитие бытового жанра. В кн.: Истории русского искусства. М., 1964 г.
4. Аленов М.М. Изображение и образ сна в русской живописи. А.Г.Венецианов. “Спящий пастушок”. // в сб. Введение в храм. М., “Языки русской культуры”, 1998 г..
5. Бенуа А.Н. Русская школа живописи. М.: 1997. - 336 с.
6. Болотина И.С. Предметный мир у Венецианова и его учеников. М., 1989 г.
7. Брук Я.В. Из истории художественного собирательства в Петербурге и Москве в XIX веке. Л., 1981 г.
8. Быкова Е. Б. Художественные особенности жанровой картины А. Г.Венецианова. М., 1984 г.
9. Венецианов и его школа. Сост. Г.В.Смирнов. Л., 1973 г.
10. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. 1987г.
11. Крестьянские портреты-типы А. Г.Венецианова 1830-1840-х годов и академические жанры//Искусство и образование. – 2007. – № 5 (49). – С. 4-12
12. Леонов А. Русская жанровая живопись. М., 1961,с.3-4.
13. Леонтьева Г.К. А.Г.Венецианов. Л.,1980.
14. Машковцев А..Н. Искусство первой половины XIX века/., М., 1954 г.
15. Молева Н. М. Алексей Гаврилович Венецианов. М. 1991 г.
16. Портреты-жанры в творчестве В. А. Тропинина и А. Г.Венецианова. Общее и особенное//Тропининский вестник. Вып. III. М., 2005. – С. 50-70
17. Портреты А. Г.Венецианова «сафонковского» периода (1819-1847). СПб., 2006.
18. Роль портрета в становлении жанровой картины А. Г.Венецианова// Аспирантские тетради. – 2008. – № 27 (61). – С. 193-197
19. Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955 г.
20. Сарабьянов Д.В. Федотов и русская художественная культура 40-х годов 19 века. М., 1973 г.
Приложение
Венецианов, Алексей Гаврилович. Спящий пастушок. 1823-24
Венецианов, Алексей Гаврилович. Крестьянские дети. 1820-е
Брук Я.В. К истории русского бытового жанра. Жанровые тенденции в искусстве первой половины XVIII века. М.,1980,с.192-206.
Сарабьянов Д.В. Федотов и русская художественная культура 40-х годов 19 века. М., 1973, с.31.
Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. 1987г., с. 43
Машковцев А..Н. Искусство первой половины XIX века. М.: 1954., с. 124
Портреты-жанры в творчестве В. А. Тропинина и А. Г.Венецианова. Общее и особенное//Вып. III. – М.: ОАО «Типография «Новости»», 2005. – С. 50-70
Роль портрета в становлении жанровой картины А. Г.Венецианова. Аспирантские тетради. 2008. – № 27 (61). – С. 193-197
Роль портрета в становлении жанровой картины А. Г.Венецианова. Аспирантские тетради. – 2008. – № 27 (61). – С. 193-197
Роль портрета в становлении жанровой картины А. Г.Венецианова. Аспирантские тетради. – 2008. – № 27 (61). – С. 193-197
Бенуа А.Н. Русская школа живописи. М.: АРТ-Родник, 1997., с. 93
Крестьянские портреты-типы А. Г.Венецианова 1830-1840-х годов и академические жанры//Искусство и образование. – 2007. – № 5 (49). – С. 4-12
Крестьянские портреты-типы А. Г.Венецианова 1830-1840-х годов и академические жанры//Искусство и образование. – 2007. – № 5 (49). – С. 4-12
Крестьянские портреты-типы А. Г.Венецианова 1830-1840-х годов и академические жанры//Искусство и образование. – 2007. – № 5 (49). – С. 4-12
Портреты А. Г.Венецианова «сафонковского» периода (1819-1847)/Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. – СПб., 2006., с. 73
Портреты А. Г.Венецианова «сафонковского» периода (1819-1847)/Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. – СПб., 2006., с. 77
Крестьянские портреты-типы А. Г.Венецианова 1830-1840-х годов и академические жанры//Искусство и образование. – 2007. – № 5 (49). – С. 4-12
Портреты А. Г.Венецианова «сафонковского» периода (1819-1847)/Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. – СПб., 2006., с. 81
Крестьянские портреты-типы А. Г.Венецианова 1830-1840-х годов и академические жанры//Искусство и образование. – 2007. – № 5 (49). – С. 4-12
Портреты А. Г.Венецианова «сафонковского» периода (1819-1847)/Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. – СПб., 2006., с. 97
2
1. Алексей Гаврилович Венецианов. Жизнь и творчество. 1955 г.
2. Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. М.,1982 г.
3. Алексеева Т.В. Венецианов и развитие бытового жанра. В кн.: Истории русского искусства. М., 1964 г.
4. Аленов М.М. Изображение и образ сна в русской живописи. А.Г.Венецианов. “Спящий пастушок”. // в сб. Введение в храм. М., “Языки русской культуры”, 1998 г..
5. Бенуа А.Н. Русская школа живописи. М.: 1997. - 336 с.
6. Болотина И.С. Предметный мир у Венецианова и его учеников. М., 1989 г.
7. Брук Я.В. Из истории художественного собирательства в Петербурге и Москве в XIX веке. Л., 1981 г.
8. Быкова Е. Б. Художественные особенности жанровой картины А. Г.Венецианова. М., 1984 г.
9. Венецианов и его школа. Сост. Г.В.Смирнов. Л., 1973 г.
10. Евангулова О.С. Изобразительное искусство в России первой четверти XVIII века. 1987г.
11. Крестьянские портреты-типы А. Г.Венецианова 1830-1840-х годов и академические жанры//Искусство и образование. – 2007. – № 5 (49). – С. 4-12
12. Леонов А. Русская жанровая живопись. М., 1961,с.3-4.
13. Леонтьева Г.К. А.Г.Венецианов. Л.,1980.
14. Машковцев А..Н. Искусство первой половины XIX века/., М., 1954 г.
15. Молева Н. М. Алексей Гаврилович Венецианов. М. 1991 г.
16. Портреты-жанры в творчестве В. А. Тропинина и А. Г.Венецианова. Общее и особенное//Тропининский вестник. Вып. III. М., 2005. – С. 50-70
17. Портреты А. Г.Венецианова «сафонковского» периода (1819-1847). СПб., 2006.
18. Роль портрета в становлении жанровой картины А. Г.Венецианова// Аспирантские тетради. – 2008. – № 27 (61). – С. 193-197
19. Савинов А. Н. Алексей Гаврилович Венецианов: Жизнь и творчество. М., 1955 г.
20. Сарабьянов Д.В. Федотов и русская художественная культура 40-х годов 19 века. М., 1973 г.
Вопрос-ответ:
Какие картины сравниваются в статье?
В статье сравниваются картины "Спящий пастушок" и "Крестьянские дети в поле" А. Г. Венецианова.
Какие особенности жанровой манеры А. Г. Венецианова рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности жанровой манеры А. Г. Венецианова.
Что изображено на картинах "Спящий пастушок" и "Крестьянские дети в поле"?
Картина "Спящий пастушок" изображает сцену из обыденной крестьянской жизни, а "Крестьянские дети в поле" представляет двух девочек.
Какие картины А. Г. Венецианова описывает автор статьи в главе 2?
Во второй главе автор статьи описывает картину "Спящий пастушок" и "Крестьянские дети в поле" А. Г. Венецианова.
Что можно сказать о жанровой живописи XIX века?
Жанровая живопись XIX века зарождалась в России и имела свои особенности, которые рассматриваются в статье.
Какие картины сравниваются в статье?
В статье сравниваются картины "Спящий пастушок" и "Крестьянские дети в поле" А. Г. Венецианова.
Какие особенности жанровой манеры А. Г. Венецианова рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности жанровой манеры А. Г. Венецианова, такие как точное изображение деталей, выразительность мазков и эмоциональная проникновенность.
Описание картины "Спящий пастушок".
Картина "Спящий пастушок" изображает сцену из обыденной крестьянской жизни. На ней запечатлены две девочки, одна из которых спит, а другая смотрит на нее с нежностью и заботой. Картина передает атмосферу тишины, мира и доверия.
Какую сцену из обыденной крестьянской жизни показывает картина "Крестьянские дети в поле"?
Картина "Крестьянские дети в поле" показывает сцену, где дети играют и проводят время на поле. Зритель видит, как они активно общаются и занимаются различными играми. Картина передает атмосферу счастья и беззаботности детства.
Какие эмоции вызывают картины А. Г. Венецианова?
Картины А. Г. Венецианова вызывают разные эмоции у зрителей. На картинах представлены моменты из жизни простых крестьян, которые часто поражают своей искренностью и проникновенностью. Просмотр картин может вызывать эмоции, такие как нежность, сострадание к жизненным трудностям крестьян, а также радость и восхищение перед прекрасным и гармоничным искусством.
Что изображено на картинах "Спящий пастушок" и "Крестьянские дети в поле" А. Г. Венецианова?
На картинах "Спящий пастушок" и "Крестьянские дети в поле" А. Г. Венецианова изображены сцены из обыденной крестьянской жизни. На первой картине изображен спящий пастушок, а на второй - две девочки, играющие в поле.
Каково своеобразие картин А. Г. Венецианова "Спящий пастушок" и "Крестьянские дети в поле"?
Картины А. Г. Венецианова "Спящий пастушок" и "Крестьянские дети в поле" отличаются своим своеобразным стилем и манерой живописи. Венецианов воспроизводит образы сельской жизни с особой трепетностью и реализмом. Он передает в своих работах простоту и естественность обычных людей и их повседневные занятия.