состояние фонетических функций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Логопедия
  • 114 114 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 05.04.2014
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 8
1.1. Формирование фонематических функций в онтогенезе 8
1.2. Формирование фонематического анализа у детей с нормальным речевым развитием 13
1.3. Современное состояние проблемы изучения фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи 17
Обобщение теоретических основ исследования 22
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 24
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей экспериментальной группы 24
2.2. Содержание методики исследования фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи 26
Глава 3. Особенности фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи (анализ экспериментальных данных) 38
3.1. Состояние фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи 38
3.2. Состояние фонематического анализа у детей с общим недоразвитием речи 43
3.3. Состояние фонематического синтеза у детей с общим недоразвитием речи 48
3.4. Состояние фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи 51
Обобщение результатов констатирующего исследования, выводы 57
Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по развитию фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитие речи 59
4.1. Научно-теоретические основы содержания логопедической работы по результатам констатирующего исследования 59
4.2. Дифференцированный подход в процессе коррекции нарушений фонематических функций у дошкольников с общим недоразвитием речи 62
Заключение 84
Список литературы 90
Приложение 95
Приложение 1 95
Приложение 2 96
Приложение 3 97
Приложение 4 98
Приложение 5 99
Приложение 6 100
Приложение 7 101



Фрагмент для ознакомления

Так, дошкольникам с уровнем развития фонематических процессов ниже среднего предлагаются задания простые по содержанию речевого материала, содержащие одно условие выполнение (например, выделить последний согласный звук в слове), с минимальным количеством повторений (повтори за мной 2 раза слоги), выполнение задания с опорой на наглядность и т.п.Дошкольникам со средним уровнем развития фонематических процессов предлагаются задания более сложные по содержанию речевого материала, содержащие два-три условия выполнения (например, выделить последний согласный звук и ударный звук в слове), с большим количеством повторений (повтори за мной 3, 4 раза слоги), выполнение задания на слух с минимальной опорой на наглядность и т.п.

1. Бабина Г. В., Идес Р.Е. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. – М. «Книголюб», 2005- 96 с.
2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и в патологии). – М., 1977.
3. Винарская Е.Н. Ранее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии.-М.: Просвещение, 1987.- 157с.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. учеб.-метод. пособие – 2005
5. Волкова Л.С. Методическое наследие. В 5 кн.- М.,2003.-Кн. 5 Фонетико–фонематическое и общее недоразвитие речи.
6. Гвоздев А.Н. Усвоение ребёнком звуковой стороны русского языка.- СПб., Акцидент, 1995- 65 с.
7. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000
8. Гуровец Г.В, Маевская С.И К генезису фонетико-фонематических расстройств// Обучение и воспитание с нарушениями речи.-М.: Изд. МПГИ им. В.И. Ленина, 1982.- 67-78 с.
9. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, - 112 с.
10. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М.,1996.-23с
11. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи //В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1996. -5-25с.
12. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1999
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, 2-е изд., М., Просвещение, 1990.
14. Журова Л.Е Развитие слогового анализа слов у детей дошкольного возраста// Вопросы психологии.- 1963, с 21-32.
15. Журова Л.Е, Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников.- М., 1963.
16. Каше Г.А. , Филичева Т.Б Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М.: Провещение,1978 .- 78с.
17. Каше Г.А. Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Дефектология. 1985. № 1
18. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб, 1999. – 160 c.
19. Левина Р. Е. Нарушение слоговой структуры у детей // Спец. школа. 1959. №4.
20. Левина Р. Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.
21. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. - М.1969.
22. Лопатина Л.В. К вопросу о дифференциальной диагностике стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения. // Клинические проявления и методы коррекции. Спб., 1999.
23. Лопатина Л.В., Н.В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников : Учебное пособие.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. «Союз», 2001.-191с.( развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стёртой дизартрией// Хрестоматия по логопедии. – М., 1997.
24. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой дизартрией. – СПб, 1994
25. Лурия А.Р. Основы нейросихологии.- М.,: Изд-во Москв. Ун-та, 1973.
26. Макарова Н.В. Речь ребенка от рождения до пяти лет. – СПб.: КАРО, 2004. – 48 с.
27. Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.- 1996 .- №5 С . 3-9.
28. Методы изучения и преодоления речевых расстройств.- СПб., 1994
29. Орфинская В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. ЛГПИ им. А. И. Герцена.-1964 . Т.3. – С .44-52.
30. Орфинская В.К. Расстройства речи, связанные с избирательным недоразвитием фонематической системы // Пятая научная сессия по дифектологии. – М., 1967.
31. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
32. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.В.Волосовец. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002.
33. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. -Л., 1976.
34. Спирова Л.Ф. Формирование фонематического анализа у детей с нарушениями речи // Развитие речи в условиях сенсорных дефектов.- М., 1966.
35. Спирова. Л.Ф. Особенности звукового анализа у детей с недостатками речи. М., 1957.- 55 с.
36. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей д/с / Под ред. Ф.А.Сохина. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1981.
37. Ткаченко Т.А. Об использовании зрительных символов при формировании навыков звукового анализа у детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. 1995. №6.
38. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. 1995. №1.
39. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 1999
40. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи - воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Гном и Д», 2000.
41. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений - М.: Профессиональное образование, 1993
42. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико - фонематическим нарушением. Программа и мето-дические рекомендации для дошкольных образовательных учереждений компенсирующего вида. М., 2002.
43. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программ обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи (старшая группа детского сада). М., 1993, -112 с.
44. Фомичева М.Ф. Воспитание речи у детей с органическими поражениями центральной нервной системы.- М. : Просвещение, 1965 .- 76 с.
45. Фонетика спонтанной речи –Под. Ред. Н. Д. Светозаровой.- Л. : изд-во ЛГУ, 1998. 245с.
46. Хватцев М.Е. Логопедия. Изд-е 5-е.-М.: Просвещение, 1959.- 476 С.
47. Чевелева Н.А. Приёмы развития логопедического восприятия у дошкольников с нарушениями речи. // Дефектология. 1986.№5.
48. Чиркина Г.В. Методы обследования речи у детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.,2003- с . 5-18.
49. Чистович Л.А. Текущее распознавание речи человеком.- М., 1983.
50. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем детстве. // Известия АПН РФСР.- вып. 13. -1948.- С . 101-133.
51. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М., 1969.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО "Уральский государственный

педагогический университет"

Институт специального образования

Кафедра логопедии и клиники дизонтогенеза

Выпускной квалификационной работы

Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста совместно с недоразвитием речи III уровня

Екатеринбург 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ обоснование ПРОБЛЕМЫ изучения И ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ОБЩИМ У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

1.1 Определение понятия "фонематические процессы"

1.2 Онтогенез развития фонематических процессов у детей в норме

1.3 Клинико-психолого-педагогическая характеристика общих детей с недоразвитием речи

1.4 Особенности фонематических процессов, общим у детей с недоразвитием речи III уровня

ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ

2.1 Организация и методика исследования фонематических процессов, общим у детей с недоразвитием речи III уровня

2.2 Анализ результатов исследования фонематических процессов, общим у детей с недоразвитием речи III уровня

ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ СОВМЕСТНО С НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

3.1 Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников совместно с недоразвитием речи III уровня

3.2 Содержание логопедической работы по формированию фонематических процессов у дошкольников совместно с недоразвитием речи III уровня

ВЫВОД

СПИСОК литературы

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВДЕЛАЮТ

Актуальность приэто. Среди детей дошкольного возраста распространенным голосовые нарушением является общее недоразвитие речи, которое характеризуется различными сложными особенностью расстройств, в которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте этот процесс общения патологии считается.

Тщательное логопедическое обследование и наблюдение выявляют их конкретные ряд нарушений: позднее начало речи, аграмматична и недостаточно фонетически оформлена; экспрессивная речь в результате импрессивной, речь детей с ОНР малопонятна.