Свободные экономические зоны в Китае
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 05.02.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1. Свободные экономические зоны – сущность, основные понятия 5
1.2. Основные плюсы и минусы свободных экономических зон 13
2. Опыт Китая в сфере создания и функционирования свободных экономических зон 18
2.1. Роль свободных экономических зон в развитии Китая 18
2.2. Достижения и неудачи Китая в формировании свободных экономических зон 22
Заключение 26
Список использованной литературы 30
Приложение А 32
Приложение Б 33
В структуре экономики зон происходит трансформация: доля местной торговли, мелкого сельскохозяйственного и промышленного производства сужается, а доля крупной промышленности в сочетании с внешней торговлей растет. При этом 50-60% инвестиций предполагается иметь за счет иностранного капитала и на экспорт направлять не менее 70% производственной продукции.3-й этап. Осуществить переход от трудоемких производств к техническим производствам, базирующимся на передовой технологии.По оценкам западных и китайских экономистов, зона Шеньчжень к 90-му году в основном решила задачи первого этапа формирования.Формирование механизма свободных экономических зон в Китае осуществлялось для реализации следующих основных целей.Привлечение иностранного капитала. Китай, как и многие развивающиеся страны, для развития своей экономики испытывает нехватку капитала. Предоставляя льготы для иностранных инвесторов, можно компенсировать эту нехватку капитала.Заимствование передовых технологий и мирового опыта менеджмента.2.2 Достижения и неудачи Китая в формировании свободных экономических зонНачало 1990-х годов было знаменательным для Китая, так как произошла отмена санкций. В результате, этот период стал поистине "золотым периодом", так как началось очень активное привлечение иностранного капитала.В 1992-1993 гг. процесс привлечения иностранного капитала носил лавинообразный характер. За указанный период было создано такое количество СП, какое было создано, начиная с 1879 года, когда были введены реформы.Благодаря такой стратегии в 1993 году Китай вышел на первое место в сравнении со всеми развивающимися странами по количеству привлекаемого иностранного финансового капитала. Во всем мире Китай занял второе место, уступив лишь США. Большинство инвесторов без особой боязни инвестировали свои средства, так как Китай этого периода отличался стабильной политической деятельностью всего общества. Также огромное влияние оказало и присутствие огромного внутреннего рынка, и тесная связь со всей китайской диаспорой, которая существует за рубежом.Вводимые реформы также дали свой результат со временем, что привело к стабильному экономическому росту и интеграции в мировую экономику, что также выглядело привлекательным для инвесторов. Интеграция на данном этапе была даже глубже, чем у таких стран, таких как Япония и Республике Кореи на ее начальном этапе. Также в Китае позаботились о системе налоговых льгот, что способствовало развитию предпринимательства.Но наиболее решающим и действенным фактором все же видится допущение иностранного капитала в некоторые отрасли «третьей сферы». Сюда можно отнести розничную торговлю и недвижимость, а также многие виды финансовых услуг в торгово-промышленных центрах Китая. Это Пекин, Шанхай,Тяньцзинь и Гуанчжоу, а также Шэньчжэнь.Интересен тот факт, что в 1990-х годах в качестве конкурентов не смогла выступить ни одна страна из бывших стран СССР и всей Восточной Европы.В 1994-1996 гг. было отмечено некоторое снижение роста совместных предприятий и объема их инвестиций. Но в целом все китайские специалисты отметили такое снижение положительно, так как оно свидетельствовало об урегулировании отраслевой структуры СП, которое в свою очередь было вызвано нехваткой инвестиций в основные отрасли промышленности. Также этому поспособствовала жесткая кредитно-финансовая политика Китая.Госсовет КНР во Временном положении о регулировании направления иностранных инвестиций (1995 г.), подчеркнул, что приоритетными отраслями, куда в первую очередь привлекается иностранный капитал будут:- сельское хозяйство и рыбное, лесное, скотоводство;- инфраструктура и основные отрасли промышленности, включая энергетику, железные и автомобильные дороги, металлургию, порты и аэропорты;- машиностроение, автомобильная промышленность, электронная, нефтехимическая, производство стройматериалов;- высокотехнологичные, энергосберегающие и наукоемкие экологичные производства;- отрасли, в которых активно задействуется рабочая сила, а также природные ресурсы центральных и западных районов страны.Динамика роста СП объясняется также и влиянием следующих факторов:Рост конкуренции за "свободные" капиталы, в которой участвуют развивающиеся страныИндонезия, Таиланд и Малайзия.Колебания американского доллара, а также японской йены.Активные торговые войны между главными экономическими державами.Вместе с тем на пути дальнейшего развития сотрудничества КНР с иностранным капиталом сохраняется немало проблем, часть из которых связана с несбалансированностью отраслевой структуры инвестиций. Несмотря на то, что к началу 1990-х годов промышленная сфера стала в ней доминирующей, что позволило китайскому руководству дать "зеленый свет" инвестициям в "третью сферу" экономики, далеко не идеальным остается положение дел в базовых промышленных отраслях (черная и цветная металлургия, химия, стройматериалы), распыленность инвестиций имеет место в обрабатывающей промышленности.Другая проблема - нежелание крупнейших промышленно развитых стран предоставлять КНР современную технику и технологию, зачастую использование ими в отношении Китая тактики "выпавшего технологического звена", когда роль китайской стороны ограничивается простой сборкой, подключением к производственному процессу на его последних стадиях. В этом, очевидно, проявляется стремление иностранных компаний соблюдать свои стратегические выгоды, нежелание создавать сильного конкурента на мировом рынке. В связи с этим, наиболее перспективной формой представляются именно совместные предприятия, предполагающие заинтересованность обеих сторон в привлечении современной технологии для модернизации производства.Проблемой остается и невысокое качество многих китайских товаров, несоответствие их международным стандартам, недостаточная квалификация рабочего и инженерно-технического персонала. Их работа в трудоемких отраслях на конвейере и сборке имеет узкую специализацию, не дает широких технологических навыков.Дальнейшие перспективы привлечения ссудного капитала будут определяться, с одной стороны, результатами экономических реформ, дальнейшим формированием инвестиционного климата, а с другой стороны - эффективностью использования привлекаемых средств, что предопределит своевременное обслуживание внешней задолженности по ссудам без негативного влияния на общее финансовое положение страны.ЗаключениеИзучив вышеприведенный материал, можно прийти к некоторым интересным выводам. Специальные экономические зоны были учреждены в КНР в 1980 году. Все они расположены на территории южного побережья страны. Самая крупная экономическая зона заняла практически территорию всей провинции, располагающейся на острове Хайань.Кроме этой действующей СЭЗ также действуют и другие зоны, к которым можно отнести Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямынь. В результате таких преобразований в 1992 году весь общий объем промышленного производства вышеперечисленных зон составил почти 50 млрд юаней. Это составило около 2% от всей промышленной продукции КНР.Весь внешнеторговый оборот составил почти 20 млрд долларов, что также составляло свыше 14% от всего общекитайского внешнеторгового оборота. Все зоны имеют специальный административный статус, а также особую экономическую самостоятельность.Также здесь установлены льготы для деятельности иностранных предпринимателей. Если на всей общей территории Китая реальная ставка подоходного налога на деятельность совместных предприятий составляет около 33%, то в СЭЗ этот показатель равняется 15%. Если планируется создание инфраструктуры, тогда всей зоне предоставляется кредит, имеющий весьма низкую процентную ставку -6%.Давайте более подробно рассмотрим одну из этих пяти зон, а конкретно,Шэньчжэнь, ведь именно с ее деятельностью ознакомился один из авторов книги.Город Шэньчжэнь расположен непосредственно на юге провинции Гуандун, которая находится к востоку от реки Сицзян, а также южнее города Гуанчжоу на 150 километров. В 1980 году был опубликован документ Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, в котором и уделялось особое внимание созданию особых экономических районов. Затем началось создание СЭЗ Шэньчжэнь, а одновременно с ней создавались СЭЗ в Чжухай, а также Шаньтоу.Благодаря довольно выгодному географическому и экономическому положению Шэньчжэня, которое обусловливалось близостью Гонконга, правительство КНР решило предоставить этой зоне значительный перечень различных льгот.Такие действия казались довольно разумными, поэтому уже за первые 7 лет весь объем инфраструктурных капиталовложений исчислялся 9 млрд юаней. Стоит отметить, что около 80% всех капиталовложений представляли собой инвестиции, которые были получены непосредственно из бюджета центрального правительства, а также их предоставили и местные органы власти. Среди инвесторов числились банки Китая и предприятия, которые открыли свои действующие представительства в этой зоне.Капиталовложения иностранных компаний и предприятий были намного меньше и составили всего лишь 20%. Гонконг предоставил 60% инвестиций от всех иностранных вкладчиков.Создание СЭЗ требует довольно крупных вложений от государства на раннем этапе. К примеру, для привлечения одного доллара от иностранных инвесторов, требуется вложить собственные четыре доллара. Но собственных средств катастрофически не хватало, поэтому возникла необходимость обратиться к таким же развивающимся странам за кредитом. Уже в 1989 году вложения в 4 специальные зоны исчислялись 4 млрд долларов. Весь собственный инвестированный начальный капитал составил 22 млрд долларов.Одновременно проводится и реформирование системы социально-трудового страхования. К ней относится система страхования законтрактованных, а также временных рабочих. Изменениям подверглась и система единого планирования страховых фондов пенсионеров, а также рабочих и служащих предприятии всенародной собственности. Реорганизована система трудового страхования лиц, которые ожидают работы, так как существовала потребность гарантировать материальное обеспечения работающих лиц, а также обеспеченной их старости.В середине 80-х годов произошли еще некоторые изменения. К СЭЗ КНР добавились еще 14 приморских городов, внутри которых решили создать еще 15 районов технико-экономического развития.В отличие от Шэньчжэня, а также других СЭЗ, в этих городах все внимание было обращено на привлечение качественной и передовой технологии, а также участие иностранного капитала.Вторая половина 80-х годов также принесла с собой некоторые новшества. Госсовет КНР принял решение предоставить льготы иностранному капиталу еще пяти приморским районам, которые находились в дельтах рек Янцзы и Сицзян, а также на полуострове Ляодун и Шаньдун и в южной провинции Фуцзянь. Особенностей этого решения была в том, что это в основном сельскохозяйственные районы. Решение о создании здесь льготного режима свидетельствовало о желании правительства КНР перенести политику открытых дверей также и в сельскохозяйственные регионы.Чтобы преодолеть техническую отсталость некоторых внутренних провинций, было принято решение Госсоветом КНР образовать еще 27 технополисов.В Шанхае в начале 90-х годов было решено создать новую зону развития, которая была довольно близка к статусу СЭЗ, тем не менее, она не являлась независимой структурой, а оставалась составной частью Шанхая. На ее функционирование было выделено около 15 млрд юаней.Теперь правительство КНР решило выдвинуть концепцию формирования северного пояса открытости непосредственно вдоль границы с Россией, а также Казахстаном и Монголией. Начали активно действовать некоторые пограничные зоны оптово-розничной торговли, которые размещались в провинции Хэйлунцзян. Также появились торговые улицы в Амурской и Читинской области. Российское руководство принимает решение полностью поддерживать превращение провинции Хэйлунцзян в территорию открытости КНР.При организации СЭЗ в Китае не обошлось и без некоторых серьезных ошибок. Довольно серьезно волнует многих китайцев вопрос об изъятии значительного количества площадей из сельскохозяйственного оборота. Этот вопрос является довольно актуальным ввиду того фактора, что прибрежная зона представляет собой главную житницу всей страны. Учитывая, что население КНР имеет более миллиарда жителей, вопрос о производстве продовольствия является насущным.Список использованной литературыАрхипов А. Экономические зоны: достоинства и недостатки // Экономист. – 2006. - №11. – С.28-34 Верещагин С.Г. Свободные экономические зоны: история и современность // Гражданин и право. – 2008. - №7. – С. 9-17 Зименков, Рудольф. Опыт Китая в сфере создания и функционирования свободных экономических зон // Инвестиции в Росси. – 2006. - №11. – С. 13-21 Зименков, Рудольф. Практика создания и функционирования свободных экономических зон в Азии // Инвестиции в России. – 2006. - №5. – С. 3-8 Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. – М.: ЮНИТИ, 2005. С. 159. Кабиров. Р.Ф. Основы теории и современные представления о свободных экономических зонах // Экономические науки. – Самара. – 2007. - №3. – С. 67-72 Клим И.В. Свободная экономическая зона как институт инновационного развития экономики // Российский внешнеэкономический вестник. – 2008. - №4. – С. 26-33 Кузьменко В.П., Кузнецова Л.И. Свободные экономические зоны: Мифы и реальность // Экономика предприятия. - 1999, № 2-3, с. 24-34.Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 591 с. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 512 с.Ревенко Л.С. Свободные экономические зоны: проблемы функционирования и специфика изучения // Российский внешнеэкономический вестник. – 2006. - №2. – С. 69-70 Приложение АРис. 1. Взаимодействие свободных экономических зон и фаз экономического циклаПриложение БРис. 2. СЭЗ Китая. Источник: Я.С.Друзик. Свободные экономические зоны, Мн:2000, с. 144
2. Верещагин С.Г. Свободные экономические зоны: история и современность // Гражданин и право. – 2008. - №7. – С. 9-17
3. Зименков, Рудольф. Опыт Китая в сфере создания и функционирования свободных экономических зон // Инвестиции в Росси. – 2006. - №11. – С. 13-21
4. Зименков, Рудольф. Практика создания и функционирования свободных экономических зон в Азии // Инвестиции в России. – 2006. - №5. – С. 3-8
5. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. – М.: ЮНИТИ, 2005. С. 159.
6. Кабиров. Р.Ф. Основы теории и современные представления о свободных экономических зонах // Экономические науки. – Самара. – 2007. - №3. – С. 67-72
7. Клим И.В. Свободная экономическая зона как институт инновационного развития экономики // Российский внешнеэкономический вестник. – 2008. - №4. – С. 26-33
8. Кузьменко В.П., Кузнецова Л.И. Свободные экономические зоны: Мифы и реальность // Экономика предприятия. - 1999, № 2-3, с. 24-34.
9. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 591 с.
10. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 512 с.
11. Ревенко Л.С. Свободные экономические зоны: проблемы функционирования и специфика изучения // Российский внешнеэкономический вестник. – 2006. - №2. – С. 69-70
Вопрос-ответ:
Какие основные плюсы и минусы свободных экономических зон?
Основными плюсами свободных экономических зон являются привлечение иностранных инвестиций, создание новых рабочих мест, развитие экспорта, повышение уровня технологий и инноваций. Эти зоны также способствуют развитию местных инфраструктур и повышению жизненного уровня населения.
Какова роль свободных экономических зон в развитии Китая?
Свободные экономические зоны сыграли важную роль в экономическом развитии Китая. Они стимулировали приток иностранных инвестиций, способствовали модернизации экономики и развитию технологий, создали новые рабочие места и повысили уровень жизни местного населения. Благодаря свободным экономическим зонам Китай смог привлечь иностранные компании и стать одной из ведущих экономических держав мира.
Какие достижения и неудачи Китая в формировании свободных экономических зон?
Среди достижений Китая в формировании свободных экономических зон можно отметить привлечение огромных объемов иностранных инвестиций, создание сильной экономической базы, развитие высоких технологий и инноваций. Однако, некоторые свободные экономические зоны не смогли достичь ожидаемых результатов из-за проблем с коррупцией, недостаточной инфраструктурой, слабым управлением и географическими ограничениями.
Какие теоретические аспекты формирования свободных экономических зон?
Теоретические аспекты формирования свободных экономических зон включают в себя выбор оптимального места для создания таких зон, определение правового и налогового режимов, разработку мер по привлечению иностранных инвестиций, а также установление механизмов контроля и поддержки развития зон. Также важными аспектами являются создание благоприятного инвестиционного климата и обеспечение конкурентоспособности свободных экономических зон на мировом рынке.
Что такое свободные экономические зоны?
Свободные экономические зоны (СЭЗ) - это специальные территории, на которых действует особый экономический режим с установленными налоговыми льготами, таможенными преференциями и специальными правилами для привлечения иностранных инвестиций и стимулирования экономического развития.
Какие преимущества и недостатки имеют свободные экономические зоны?
Основные плюсы свободных экономических зон включают привлечение иностранных инвестиций, создание новых рабочих мест, технологический прогресс, экспортный потенциал, развитие местных рынков и т.д. Однако, есть и некоторые недостатки, такие как неравномерное распределение экономического развития, несправедливая конкуренция с местными предприятиями, проблемы защиты трудовых прав работников и др.
Какую роль свободные экономические зоны играют в развитии Китая?
Свободные экономические зоны сыграли определенную роль в экономическом развитии Китая. Они привлекли большое количество иностранных инвестиций, способствовали модернизации отраслей экономики, создали новые рабочие места и улучшили экономическую ситуацию в регионах, где они были созданы.
Какие достижения и неудачи есть у Китая в формировании свободных экономических зон?
Китай достиг некоторых значительных успехов в формировании свободных экономических зон, таких как привлечение иностранных инвестиций, развитие новых технологий и открытие новых рынков. Однако, есть также и некоторые неудачи, такие как проблемы с трудовыми правами работников, неравномерное развитие в регионах и др.