Взаимосвязь родительского отношения и развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 71 71 страница
  • 64 + 64 источника
  • Добавлена 14.06.2014
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Детско-родительские отношения и их взаимосвязь с коммуникативными навыками ребёнка раннего возраста 8
1.1. Семейное воспитание. Детско-родительские отношения 8
1.2 Влияние родителей на коммуникативные навыки детей раннего возраста 21
1.2.1.Особенности психического развития детей раннего возраста 21
1.2.2.Роль родителей в развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста 30
Глава 2. Исследование влияния родительских отношений на коммуникативные навыки у детей раннего возраста 35
2.1. Цель, гипотеза и задачи исследования 35
2.2. Методика исследования 36
2.3. Результаты исследования 48
Заключение 63
Список литературы 66


Фрагмент для ознакомления

Затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно. Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, результат. Конструирование из палочек (“молоточек” или “домик”). Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия, анализа образца, умения ребенка действовать по подражанию, показу. Оборудование: четыре или шесть плоских палочек одного цвета. Проведение обследования. Перед ребенком строят из палочек фигуру “молоточек” или “домик” и просят его сделать так же: “Построй, как у меня”.Обучение. Если ребенок по показу не может создать “молоточек”, экспериментатор просит выполнить задание по подражанию: “Смотри и делай, как я”. Затем снова предлагают ребенку выполнить задание по образцу.Оценка действий ребенка: принятие задания, характер действия (по подражанию, показу, образцу), обучаемость, результат, отношение к результату. Достань тележку (скользящая тесемка). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления, умения использовать вспомогательное средство (тесемку)Оборудование: тележка с кольцом, через кольцо продета тесемка; в другом случае – рядом со скользящей тесемкой – ложная. Проведение обследования. Перед ребенком на другом конце стола находится тележка, до которой он не может дотянуться рукой. В зоне досягаемости его руки находятся два конца тесемки, которые разведены между собой на 50 см. Ребенка просят достать тележку. Если ребенок тянет только за один конец тесемки, тележка остается на месте. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался соединить оба конца тесемки и подтянул тележку.Обучение. Проводится на уровне практических проб самого ребенка.Оценка действий ребенка. Если ребенок тянет за оба конца, то отмечается высокий уровень выполнения. Если же ребенок тянет сначала за один конец тесемки, то ему надо дать возможность попробовать еще раз, но это уже более низкий уровень выполнения. Взрослый за экраном продевает тесемку через кольцо и, убрав экран, предлагает ребенку достать тележку. Если ребенок не догадывается использовать тесемку, то это оценивается как невыполнение задания, фиксируется также отношение к результату, результат. Нарисуй (дорожку или домик). Задание направлено на понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, результат. Оборудование: карандаш, бумага. Проведение обследования. Ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят порисовать: “Нарисуй дорожку”, “Нарисуй домик”. Обучение не проводится. Оценка действий ребенка: принятие задачи, отношение к заданию, оценка результата деятельности, понимание речевой инструкции, результат.Приложение 3.Результаты методики PARI№Определяемые признаки123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445SУровень1Вербализация67149128119128111079131018151714141616151315121116171315671491281197614111212средний2Чрезмерная забота1415181391216151211814121016135712141211910121412109111111658796755768910средний3Подавление воли1214119107131198111416121011576678785578568756855665656768средний4Опасение обидеть151412691114131011976131511131512137581210141512111391175977101165657810средний5Раздражительность6710911877129687712886759117885659101281619152020181719191618151911средний6Излишняя строгость131510149111516141815171315914576987765569105571315101491115715813101111средний7Исключение внесемейных влияний58667976581179667767856695657558658667976866577низкий8Подавление агрессивности8108977105879911813914151217151613171514161815131615810897710510978511средний9Партнерские отношения67910866575576657192020181617201917151618171920189714116131012787111012средний10Развитие активности ребенка811168141518101214121315914131719201819162019151417151311161781116814151810111315121414средний11Уклонение от контакта121114171815121491114161315111456575565556556761720161920181819201920171512средний12Подавление сексуальности56576655786695106675567655568755656576655656556низкий13Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка1416151310141619152018151713101557665811557612565756557665657659средний14Уравненные отношения679108665755766571614151515161820151612131617151681091215131112101113141011средний15Стремление ускорить развитие ребенка6710911877129687712812910131512141110127957121178665797886769среднийПриложение 3.Тест функционального ресурса семьиВопросы и варианты ответовОтветI Какова стратегия членов семьи при решении семейных проблем:1. общее мнение членов семьи учитывается только в делах, важных для семьи, но не в мелочах…..2. во всех случаях члены семьи принимают решения, учитывая общие интересы семьи……….……3. каждый член семьи принимает решения, исходя из собственных интересов…………………..…...………………II Место семьи в системе жизненных ценностей:1. достижение высокого общественного положения важнее, чем сохранение семьи………………..2. самая большая ценность – это дети и их благополучие ………………………………………..……3. главное в жизни построить счастливую семью без разделения чувств к детям и к супругу……..………………III Какая степень доверительности существует в семейных отношениях:1. максимально ограничиваются сведения, сообщаемые членами семьи друг другу о себе.…………2. каждый сообщает семье только о том, что затрагивает интересы кого-либо из членов семьи……3. в семье не существует никаких личных секретов, кроме интимных…………………………….…..………………IV Фактор, в наибольшей мере определяющий сплочение семьи:1. чувство долга перед семьей ………………………………………...…………………………………..2. стремление к повышению материального благосостояния семьи………….………………………...3. сочувствие, взаимопонимание и взаимопомощь членов семьи ……………………………………...………………V Какое отношение к несемейным интересам членов семьи:1. безразличное, не принято вмешиваться в дела членов семьи, если эти дела не касаются семьи …2. одобряются любые интересы членов семьи, при условии, что никому не наносится вред……......3. осуждаются интересы членов семьи, если эти интересы бесполезны для семьи…………………...………………VI Сколько времени члены семьи стремятся проводить в семейной среде:1. руководствуются стремлением как можно меньше надоедать друг другу…………………………2. вполне достаточно находиться вместе только в свободное время…………………………….……3. есть желание постоянно находиться вместе………...…………………………………………………………………VII Степень участия членов семьи в выполнении семейных функций:1. строгое соблюдение требований внутрисемейного контракта распределения обязанностей …… 2. участие в семейных делах только при условии свободного времени 3. готовность выполнить любые семейные обязанности, если это требуется по обстоятельствам…………………VIII Оценка семейной перспективы:1. в перспективе сохранение целостности семьи, несмотря на возможные конфликты……………..2. нет причин для опасений будущего нарушения семейной целостности,.3. существуют предпосылки для разрушения семейных отношений……………………………………IX Соответствие членов семьи представлениям об их семейной роли:1. в основном, соответствуют ……………………………………………………………………………2. соответствовали бы, если бы не мешали друзья и родственники………………………………….3. не соответствуют………………………………………………………………………………………………………X Способ выхода из внутрисемейных конфликтных ситуаций:1. конфликты завершаются после формального примирения без согласования разных мнений …..2. конфликты разрешаются с учетом всех мнений, нередко с помощью юмора.….…………………3. возникающие ссоры и конфликты редко разрешаются, сохраняются обиды членов семьи ……..………………XI Всегда ли семейными делами руководит общепризнанный глава семьивсеми делами управляет глава семьи, смена лидера не допускается………………………………отсутствует единоличный лидер, все члены семьи имеют равные права в управлении делами…3. семья признает нового руководителя, если он наиболее компетентен в возникшей ситуации….………………Ключ к тесту8 баллов за ответы подпунктов: I2, II3, III3, IV3, V2, VI3, VII3, VIII2, IX1, X2, XI3;4 балла – подпунктов: I1, II2,III2, IV1, V1, VI2, VII1, VIII1, IX2, X1, XI1;0 баллов – подпунктов: I3, II1, III1, IV2, V3, VI1, VII2, VIII3, IX3, X3, XI2Сумма баллов и результат оценки ресурса88 – 7271 – 5554 – 3736 – 1918 – 0Ресурс: высокий положительныйРесурс: средний положительный Ресурс: низкий положительный Ресурс: слабо отрицательный Ресурс: высоко отрицательный Ответы регистрируются в таблице, образец которой приводится ниже.Таблица .Результаты теста функционального ресурса семьи _____:№ воп-росаВарианты ответов членов семьи на вопросы тестаПроблема в зоне вопроса (оценка консультанта) баллы за ответ________возраст:________возраст:________возраст:________возраст:________возраст:I1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……4….2……8….3……0….II1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……0….2……4….3……8….III1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……0….2……4….3……8….IV1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……4….2……0….3……8….V1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……4….2……8….3……0….VI1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……0….2……4….3……8….VII1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……4….2……0….3……8….VIII1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……4….2……8….3……0….IX1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……8….2……4….3……0….X1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……4….2……8….3……0….XI1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……….2……….3……….1……4….2……0….3……8….=оценка: = оценка: = оценка: = оценка:=оценка: Номера актуальных проблем:________________min=_________ самый функциональный, а ______ самый проблемный член семьи

Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова; - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для вузов Изд. 3-е, перераб., доп. 2005 г.-67 c.
3. Арутюнянц Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи.- Вильнюс.- 1988.- 46с.
4. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. - СПб.: ВМА, 1999. – с.11
5. Бодалёв А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии.- 1994.- №1.- с.122-127.
6. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
7. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.- СПб.: Питер, 2001.
8. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т.4.
9. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т6. М.: Педагогика. 1984. с. 5-90.
10. Веракса, Н. Е. Зарубежные психологи о развитии ребенка - дошколь¬ника: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса,Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 144 с.
11. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Ляминой. - 2-е изд перераб. и доп. - М.: «Просвещение», 1976. - 239 с.
12. Выготский, Л. С. Детская психология. Собрание сочинений в 6-ти то¬мах- Т. 4 / Выготский Л. С - М.: Просвещение, 1984. - 433 с.
13. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк: книга для учителей / Выготский Л. С. - М. : Про¬свещение, 1991. - 90 с.
14. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Выготский Л. С. - СПб.: Союз, 1997.-220 с.
15. Галигузова, Л. Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. - 1993. - №2. - С. 17-24.
16. Захарова Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду .- 1998.- №1.- с.9-17.
17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.- М, 1986.
18. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Проспект, 1999.- с.308.
19. Зиновьева М.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений и ненормативного поведения детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование.- 2000.- №3.-с.35.
20. Керш П.К. Семейный контекст: удовлетворённость супружеством, родительский стиль и речевое поведение с детьми // Вопросы психологии.- 1990.- №1.- с.103-109.
21. Кошкарова Т.А. Психологический анализ проблем детско-родительских отношений // Школа здоровья.- 2004.- №2.- с.5-14.
22. Кулакова Е. Изучение эмоционального самочувствия дошкольника в семье // Обруч.- 1999.- №5.- с.11-13.
23. Кэлвин С., Гарднер Л. Теория личности. - М.'КСП, 1997.- 66 с.
24. Личность и тип личности - http://coma.su/content/view/108/30/
25. Личность и тип личности - :http://www.socioniko.net/ru/articles/aug-lichnost.html
26. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка.- М.: Воронеж, 1997.- 216с.
27. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.- М.: Изд-во института психотерапии, 2003.- 240с.
28. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А. Г. Лидерс. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 432 с.
29. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Вопросы психологии.- 2001.- №1.- с.19-26.
30. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: ,2002.- 322с.
31. Психология / Под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 1999.- 584с.
32. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста // Вопросы психологии.- 2003.- №5.- с.56-66.
33. Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей // Вопросы психологии.- 1996.- №2.- с.14-18.
34. Разумова А.В. Стили семейного воспитания и восприятие родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2000.- №1.- с.88-93.
35. Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А. Савиной и Е.О. Смирновой.- М.: «Когито-Центр», 2003.- 230с.
36. Рождественская Н.А. Негармоничные стили семейного воспитания и восприятия родителями своих детей // Вестник Московского университета.- 2002.- №2.-с.48-53.
37. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М.:ЭКСМО-Пресс, 1999.- 34 с.
38. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту.- М., 2000.
39. Самсонова Е.В. Влияние семейных отношений на общение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками // Психолог в детском саду.- 2003.- №3.- с.89-109.
40. Селивёрстова Н.Я. Психодиагностика ребёнка: за и против // Вопросы психологии.- 2000.- №3.- с.14-18.
41. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001.- 118с.
42. Слободская Т.П. Темперамент в раннем возрасте: родительские оценки поведения детей // Вопросы психологии.- 1994.-№6.- с.5-12.
43. Скрипкина Т. П., Гулъянц Э. К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов.- Ростов-на-Дону, 1993.
44. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка // Психолог в детском саду.- 2003.- №4.- с.102-108с.
45. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии.- 2000.- №3.- с.3- 9.
46. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 1989.- №3.- с.16-37.
47. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд.Мысль, 1987. - 351с.
48. Флэйк – Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребёнка и его отношений с окружающими.- М.: , 1998.
49. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.- 480с.
50. Фридман И.К. О контакте родителей с детьми // Вопросы психологии.- 1990.- №1.- с.93-99.
51. Хрестоматия по детской психологии. Учебное пособие для студентов: сост. И ред. Г.В. Бурменская.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 264с.
52. Шапиро А.З. Психолого – гуманистические проблемы позитивно-негативных внутрисемейных отношений // Вопросы психологии.- 1994.- №4.- с.45-46.
53. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотера¬пия семьи. СПб., 1999.
54. Эйдемиллер Э. Г. Ребёнок в ситуации развода родителей: взгляд психотерапевта и просто человека // Психологическая газета.- 2001.- №3.- с.19-21.
55. Ягодина Л.А. Совместная семейная игровая терапия в условиях детского сада // Психолог в детском саду.- 2003.- №3.- с.118-124.
56. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валерии СПД, М.: ТЦ Сфера, 2002.- 112с.
57. Campbell S. Cognitive styles and behavior problems of clinic boys // Journal of abnormal Child Psychology. 1974.№ 2 .P. 307-312.
58. Cardoso-Martins C., Mervis C. Maternal speech to prelinguistic children with Down Syndrome // Am. J. Mental Deficiency. 1984. № 89. P. 451-458.
59. Featherstone H. A difference in the family: Life with a disabled child. N.Y.: Basic Books, 1980.
60. Ilagamen M.B. Family adaptation to the diagnosis of mental retardation in a child and strategies of intervention // Syzmansky L.S., Tanguay P.E. (eds.).Emotional disorders of mentally retarded persons Baltimore: Univ. Park Press, 1980. P. 147171.
61. Hodapp R. Parenting children with Down syndrome and other types of mental retardation // Bronstein M. (ed.). Handbook of parenting. V. I. Children and parenting. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Ass., 1995. P. 233-234.
62. Holden G.W. Parental attitudes towards childrearing // Bronstein M. (ed.). Handbook of parenting. V. 3. Children and parenting. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Ass., 1995. P. 359-392.
63. Holroyd J., Mac Arthur D. Mental retardation and stress on parents: A contrast between Down syndrome and childhood autism // Am. J. Mental Deficiency. 1976. №80. P. 431-436.
64. Marfo K. Maternal directiveness with children in interaction with mentally handicapped children: An analytical commentary // J. Child Psychol, and Psychiatry. 1990. №31. P. 531-549.

Вопрос-ответ:

Какое влияние оказывает семейное воспитание на развитие коммуникативных навыков детей?

Семейное воспитание играет важную роль в развитии коммуникативных навыков у детей. Ребенок в первые годы жизни активно наблюдает и подражает родителям, поэтому их образцы коммуникативного поведения становятся основой для формирования у него навыков общения. Влияние семейного воспитания проявляется в способе общения с ребенком, настройке на его потребности, стимулировании его развития через разные виды коммуникации.

Какие особенности психического развития у детей раннего возраста могут влиять на развитие их коммуникативных навыков?

У детей раннего возраста психическое развитие происходит очень быстро, но имеет свои особенности. Ребенок только начинает осваивать язык и процесс коммуникации, поэтому его навыки общения еще не сформированы полностью. Его понимание речи более развито, чем произношение, поэтому может возникать некоторая трудность в общении. Также у детей этого возраста еще слабо развито внимание и концентрация, что может затруднить их участие в диалоге.

Какая роль у родителей в развитии коммуникативных навыков у детей раннего возраста?

Родители имеют ключевую роль в развитии коммуникативных навыков у детей раннего возраста. Они выступают в качестве примера для подражания и первоначального обучения общению. Родители должны создавать коммуникативную среду, где ребенок имеет возможность развиваться через общение. Они должны активно взаимодействовать с ребенком, задавать вопросы, слушать, поддерживать его инициативу и пытаться понять его высказывания.

Как влияют родительские отношения на развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста?

Родительские отношения имеют сильное влияние на развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста. Качество и тип коммуникации в семье может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие ребенка.

Какое влияние оказывает семейное воспитание на коммуникативные навыки ребенка?

Семейное воспитание играет важную роль в формировании коммуникативных навыков ребенка. Когда родители создают благоприятную атмосферу, активно общаются с ребенком и уделяют внимание его коммуникационным потребностям, это способствует развитию его навыков общения.

Какие особенности психического развития детей раннего возраста влияют на их коммуникативные навыки?

В психическом развитии детей раннего возраста существуют некоторые особенности, которые влияют на их коммуникативные навыки. Например, дети в этом возрасте только начинают осваивать язык и у них еще не сформировалось понимание сложных коммуникативных структур.

Какую роль играют родители в развитии коммуникативных навыков детей раннего возраста?

Родители играют важную роль в развитии коммуникативных навыков детей раннего возраста. Они могут быть примером для ребенка, помогать ему расширять словарный запас, учить простым коммуникативным навыкам и создавать условия для активного общения.

Как влияет влияние родителей на развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста?

Влияние родителей на развитие коммуникативных навыков детей раннего возраста может быть значительным. Если родители обеспечивают ребенку подходящую коммуникативную среду, активно взаимодействуют с ним и позволяют ему развиваться в области общения, то ребенок имеет больше возможностей для успешного развития коммуникативных навыков.

Какие влияния на развитие коммуникативных навыков у детей оказывают родительские отношения?

Родительские отношения имеют значительное влияние на развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста. Качество и стиль взаимодействия между родителями и детьми может определять, насколько успешно ребенок сможет развиваться в области коммуникации. Если родители устанавливают эмоциональную связь с ребенком, активно общаются с ним, поддерживают диалог, поощряют их инициативу и выражение своих мыслей, это способствует развитию речи, слуха, восприятия и других коммуникативных навыков.