Предмет изучения методологии и научных исследований

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Методология
  • 25 25 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 06.02.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Науковедческие основания 5
Общие понятия о науке 6
Основные этапы развития науки 13
Глава 2. Методология научного исследования 17
Заключение 23
Список литературы 24
Фрагмент для ознакомления

Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое (абстрактное) целое. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны между собой в любом научном исследовании. Сравнение — установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.Абстрагирование — мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей. Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе противоположна абстрагированию). Обобщение — выделение в процессах и явлениях общих черт, позволяющее отображать и фиксировать свойства и отношения предметов независимо от частных условий их наблюдения.Моделирование — исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей. Индукция и дедукция — логические методы обобщения полученных эмпирическим путём данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.Третий уровень методологии — конкретно-научный — объединяет совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине, и ориентирует исследователя на ряд подходов, среди которых основными для человековедческих наук являются:Системный подход, Личностно-деятельностный подход,Диалогический подход, Культурологический подход,Антропологический подход.Парадигмальный путь развития науки предполагает определить:цели изучения (какие законы, закономерности, факты должны быть установлены);способы достижения этих целей (какие гипотезы должны быть сформулированы и каков их приоритет, каковы должны быть методы, аппаратура, приёмы обработки материала);систему критериев оценки соответствия всех компонентов исследования требованиям парадигмы (математико-статистические критерии, критерии валидности, надёжности).Смена парадигмы предполагает, тем не менее, преемственный характер объяснительных принципов науки.Принципы объяснения — основополагающие положения, предпосылки или концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщения и интерпретации.Принцип взаимодействия и развития. Взаимодействие и развитие — два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно-временной структуры мира. Свойства целостности, структурное разнообразие, эффекты развития, формирование нового получают объяснение на основе этого фундаментального принципа. Неразделимость взаимодействия и развития проявляется в том, что взаимодействие возможно только как развитие, а развитие — это «способ существования... взаимодействующих систем, связанный с образованием качественно новых... структур... за счёт развивающего эффекта взаимодействия». Структуры, с этой точки зрения, представляют собой фиксированные этапы развития систем.Важно выделение как самого процесса взаимодействия и развития, так и продуктов этого процесса — структур, фиксирующих информационные модели совершившихся взаимодействий.Принцип взаимодействия и развития получил выражение в фундаментальной концепции эволюции. Эволюция — это процесс накопления изменений в структуре взаимодействующих объектов и увеличения их разнообразия во времени. Вопреки распространённой точке зрения эволюционная теория не является собственно биологической, она была сформирована и развивалась как междисциплинарная и общенаучная. Согласно этой теории эволюционируют физические, биологические и социальные системы, биогеоценозы, планетные системы, галактики и Вселенная в целом.Развитие индивидуальных организмов (онтогенез) находится в определённом соотношении с эволюцией биологических видов (филогенезом). Это соответствие сформулировано в виде биогенетического закона: онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение (рекапитуляция) филогенеза данного вида.Эволюционный процесс совершается в два этапа:формирование многообразия и его фиксация в специализированных структурах;отбор новых форм по их адаптивной ценности.Эволюция как процесс порождения нового необратима. Обратимость требовала бы бесследного исчезновения структур, зафиксировавших этапы развития. Эволюция лежит в основе феномена необратимости времени. В процессе эволюции у живых организмов формируются специализированные структуры, фиксирующие модели совершившихся взаимодействий, накопленных как в истории вида, так и в уникальной индивидуальной истории взаимодействий с миром. Компоненты таких структур представляют модели именно целостных взаимоотношений организма с миром, которые не могут быть сведены к отдельным их аспектам:ни к объектам как таковым (атрибутивный аспект);ни к воздействиям на них (операциональный аспект);ни к воздействиям объектов на организм (стимульный аспект);ни к цели воздействия (интенциональный аспект);ни к результату взаимоотношения (прагматический аспект).Сегодня складывается новый тип идеалов и норм научного исследования, эталонов и способов объяснения и описания, норм доказательности и обоснованности знания, идеалов организации знания и научных исследований. ЗаключениеЛюбая научно-исследовательская деятельность всегда направлена на объективно новый результат, вследствие чего возникает необходимость ее организации, то есть возникает необходимость применения методологии. В целом методология указывает, как именно осуществлять научно-исследовательскую и практическую деятельность.Методология представляет собой соотношение знания и деятельности. Знание порождается деятельностью субъекта, а деятельность субъекта определяется, организуется знанием. Деятельность является работой с содержанием знания, которое выступает как начальный и конечный пункт движения. Методологию интересует знание как результат, необходимое условие, предпосылка и средство различных форм и видов научной деятельности.Список литературыЛатур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос. – 2002. – Вып. 5–6. Лебедев С.А. Философия науки. – М., 2007. Новиков А.Н., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010.Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2006.Хиценко В.Е. Самоорганизация: элементы теории и социальные приложения. – М.:URSS, 2005.

Список литературы
1. Латур Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос. – 2002. – Вып. 5–6.
2. Лебедев С.А. Философия науки. – М., 2007.
3. Новиков А.Н., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: ЛИБРОКОМ, 2010.
4. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. – М., 2006.
5. Хиценко В.Е. Самоорганизация: эле¬менты теории и социальные приложения. – М.:URSS, 2005.

Вопрос-ответ:

Какие понятия выделяются в методологии научного исследования?

В методологии научного исследования выделяются такие понятия, как анализ, синтез, сравнение и абстрагирование.

Чем отличается анализ от синтеза в научном исследовании?

Анализ - это разложение объекта на составные части для изучения каждой отдельно, а синтез - это собирание отдельных частей в единое целое. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны между собой и используются в научном исследовании.

Какое значение имеет сравнение в научном исследовании?

Сравнение позволяет установить сходство и различия между рассматриваемыми явлениями, что помогает лучше понять их особенности и взаимосвязи.

Что такое абстрагирование в методологии научного исследования?

Абстрагирование - это мысленное отвлечение от конкретных деталей явления или объекта и выделение его основных характеристик и свойств. Абстрагирование позволяет создать более общую и абстрактную модель, которая может быть использована в исследовании.

Какие основные этапы развития науки можно выделить?

Основные этапы развития науки - это обсервация, формулирование гипотез, эксперимент, анализ данных, выводы и теоретическое обобщение полученных результатов.

Что изучает методология научных исследований?

Методология научных исследований изучает процессы и методы, которые используются в науке для получения знаний о мире.

Какие основные понятия связаны с наукой?

Основные понятия, связанные с наукой, включают предмет изучения, методологию и научный метод.

Какие этапы развития науки можно выделить?

Этапы развития науки включают преднаучный, пренаучный, предпараллельный, научный и постнаучный этапы.

Чему посвящена глава "Методология научного исследования"?

Глава "Методология научного исследования" посвящена изучению методов и подходов, используемых в научных исследованиях для получения новых знаний и решения научных задач.

В чем заключается связь между анализом и синтезом в научном исследовании?

Анализ и синтез тесно взаимосвязаны в любом научном исследовании. Анализ заключается в разборе явления на составные части, а синтез - в составлении этих частей в целостное понимание явления.

Что такое методология и научные исследования?

Методология - это наука, изучающая методы и способы получения знаний. Научные исследования - это систематическое изучение явлений и процессов с целью получения новых знаний или развития существующих.