Особенность построения философских драм Кальдерона.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 12 12 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 09.02.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1.1. Социально-культурные предпосылки развития творчества Кальдерона 4
1.2.Философское начало в произведениях Кальдерона 6
Заключение 11
Список литературы 12
Фрагмент для ознакомления

Суды, которые вершит алькальд, в том числе и над капитанами, призваны, подобно судам СанчоПансы, воздать хвалу народному правосудию, имеющему нечто первобытное и патриархальное в своей основе, но справедливое и нравственное по своей сути. Иным был замысел Кальдерона. Он полностью снимает идею народного правосудия, а честь рассматривает как высшее благо, дарованное богом всем людям и именно поэтому равняющее всех — и дворянина и простолюдина. Но, как подчеркивает кальдероновский Педро Креспо в беседе с сыном, во всех остальных отношениях испокон веков существующее неравенство сословий неоспоримо и справедливо. Центральное место в драме занимает та сцена последнего акта, в которой Креспо, отложив в сторону жезл алькальда, униженно умоляет капитана вернуть ему честь, женившись на его дочери Исабель. Он предлагает капитану взять все его имущество, а если этого мало — продать в рабство самого себя и сына. Здесь обнаруживается не только готовность Креспо поступиться материальными благами во имя высшего духовного сокровища, каким представляется ему честь, в данном случае воплощенная в брачных узах. Однако самой философской драмой Кальдерона можно назвать «Жизнь есть сон» (1635). История принца Сехизмундо, которому при рождении было предсказано, что он станет жестоким тираном, и которого поэтому отец, польский король Басилио, с детства заключил в уединенную башню, где он воспитывался вдали от общества людей. Сехизмундо много леттомился в башне, закованный в кандалы. Однако настает момент, когда его отец решает проверить истинность предсказания: по его приказу спящего сына переносят во дворец и, когда тот просыпается, объявляют ему, что он наследник престола. Вскоре дикий и необузданный нрав принца проявляет себя, и пророчество подтверждается. Сехизмундо во сне вновь переносят в башню и убеждают затем, что все происшедшее было лишь сновидением. Но народ, узнав о законном наследнике престола, восстает, требуя передать власть в руки Сехизмундо, а не чистокровного принца Астольфо, избранного Басилио себе в преемники. После недолгих колебаний Сехизмундо становится во главе восставших и одерживает победу, но лишь для того, чтобы «над самим собой победу одержать» и «добро творить». Горькие размышления принца о зыбкости границ между явью и сном, реальностью и фантазией, конечно, созвучны настроениям самого драматурга, как и неостоический философский идеал человека, к которому приходит Сехизмундо.ЗаключениеИскусство и философия – это равнозначные воплощения духовной сферы жизни общества. Очень часто они выступают в качестве взаимодополняющих форм общественного сознания.Связь искусства и философии крайне многогранна: они могут быть связаны тем, что вырастают из одной культуры. Кроме того, они могут быть связаны тем, что коррелируют друг в друга — искусство философствует, а философия, в свою очередь, способна стать искусством.Испанская философия XVIIвека не отложила значимого отпечатка на историю мировой философской мысли. Однако можно сказать, что все основные идеи того времени были сосредоточены в области драматического искусства, а именно – в пьесах Кальдерона. Кальдерон продвигал идеи контрреформации и абсолютной монархии и уводил зрителей в идеальный мир, где знатные испанцы, изображенные в виде символов и аллегорий, демонстрируют пессимизм и деградацию. Христианский мистицизм Кальдерона — это сомневающееся христианство, что в общем было нехарактерным для испанской культуры того времени. Поэтому, театральные постановки, поставленные по драмам Кальдерона, доступные широким слоям общественности, были трансляторами новых философских идей. Философичность идей в драмах Кальдерона кроется в обращении к вопросам добра и зла, чести и бесчестия, красоты и безобразного. Философия здесь граничит не только и искусством, но и с этикой. Список литературыГранцева Н. Попытка великой революции // Нева, 2012. - № 10.ЛуковВл.А. Кальдерон Педро, испанский современник Шекспира // URL: http://around-shake.ru/personae/4099.html. Дата обращения 09.01.2014.Педро Кальдерон де ла Барка. Библиографический указатель. Выпуск 2 / Под ред. В. Гинько, М.: Издательство Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, 2006. – 344с.

Список литературы
1. Гранцева Н. Попытка великой революции // Нева, 2012. - № 10.
2. ЛуковВл.А. Кальдерон Педро, испанский современник Шекспира // URL: http://around-shake.ru/personae/4099.html. Дата обращения 09.01.2014.
3. Педро Кальдерон де ла Барка. Библиографический указатель. Выпуск 2 / Под ред. В. Гинько, М.: Издательство Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, 2006. – 344с.

Вопрос-ответ:

Какие социально-культурные предпосылки влияли на развитие творчества Кальдерона?

Социально-культурные предпосылки, влиявшие на развитие творчества Кальдерона, включали в себя религиозные и философские традиции Испании, а также общественно-политическую обстановку того времени.

Какое философское начало можно увидеть в произведениях Кальдерона?

В произведениях Кальдерона прослеживается философское начало, основанное на идеях религии и метафизики. Автор поднимает вопросы о смысле человеческой жизни, природе реальности и нравственности.

Что можно сказать о судах, описанных в произведениях Кальдерона?

Суды, которые вершит алькальд в произведениях Кальдерона, воздают хвалу народному правосудию, которое имеет первобытные и патриархальные основы, но при этом справедливо и нравственно.

Какие идеи лежат в основе философских драм Кальдерона?

В философских драмах Кальдерона заложены идеи о религиозной вере, природе человека, ценности морали, свободе воли и сущности бытия. Автор стремится показать сложность и противоречивость человеческой жизни.

Какие источники вдохновляли Кальдерона при написании философских драм?

Кальдерон черпал вдохновение для своих философских драм из различных источников: религиозных текстов, мифов, философских трактатов и классической литературы. Он синтезировал эти идеи и создал свой собственный философский мир.

Какие социально-культурные предпосылки определяли развитие творчества Кальдерона?

Развитие творчества Кальдерона определяли социально-культурные предпосылки Европы XVI-XVII веков, такие как католическое религиозное влияние, абсолютизм и формирование национальных идентичностей. Также на его творчество повлияла кастовая система и идеология конкурирующих религий и философских течений того времени.

Какое философское начало присутствует в произведениях Кальдерона?

В произведениях Кальдерона можно найти различные философские начала, такие как платонизм, аристотелизм, христианская теология и ренессансная философия. Он использовал эти идеи для обсуждения сложных метафизических и этических вопросов, таких как природа человека, справедливость и свобода воли.

Какие особенности присутствуют в построении философских драм Кальдерона?

В философских драмах Кальдерона можно выделить несколько особенностей. Он часто использует аллегории, символы и метафоры, чтобы передать сложные философские идеи. Также он экспериментирует с формой и структурой, сочетая элементы трагедии, комедии и философского диалога. Его пьесы часто основаны на древне-греческих мифах и легендах, но он также вносит собственные философские и религиозные идеи.

Какие суды в произведениях Кальдерона развивают идею народного правосудия?

В произведениях Кальдерона суды, которые вершат алькальды и капитаны, развивают идею народного правосудия. Он приписывает этим судам первобытное и патриархальное основание, но считает их справедливыми и нравственными. Это связано с его идеей о важности справедливости и нравственности, которую он рассматривает с философской точки зрения в своих произведениях.