Особенности личностного и эмоционального развития младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 56 56 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 27.02.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Особенности личностного и эмоционального развития младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах. 2
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей личностного и эмоционального развития младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах 6
1.1. Понятие личности в психологии 6
1.2. Характеристика личностного и эмоционального развития младшего школьника 13
1.3. Понятие образовательной среды 19
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Эмпирическое изучение особенностей личностного и эмоционального развития младших школьников, обучающихся в разных образовательных средах 28
2.1 Программа и методы исследования 28
2.2. Результаты исследования 34
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 45
Выводы по главе 2 49
Заключение 51
Список литературы 53
Фрагмент для ознакомления

Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что таких детей довольно легко вывести из душевного равновесия, они часто имеют пониженное настроение, в то время как дети с низкой оценкой спокойнее, реже расстраиваются. Наравне с этим, обучающиеся средней общеобразовательной школы отличаются избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности, в их поведении преобладает нервное напряжение. По шкалам G и Q3 ни один ребенок из данной группы не обладает высоким уровнем. Это говорит о том, что большинство овладело в среднем уровне социальной приспособленностью, более успешным овладением требованиями окружающей жизни. В большинстве своем школьники обладают высоким чувством ответственности, целеустремленные, добросовестные, аккуратные, однако иногда по этому поводу возникают конфликты с родителями, учениками, сверстниками.


Таблица 6
Сводная таблица результатов ответов обучающиеся ГБОУ ЦО №264
(личностный опросник Кеттела CPQ (12-факторный)
Шкала

Ф.И.О. A B C D E F G H I O Q3 Q4 Высокий уровень 12,5% 22,5% 12,5% 12,5% 30% 20% 12,5% 5% 25% 35% 5% 37,5% Умеренный уровень 62,5% 45% 75% 82,5% 60% 70% 62,5% 67,5% 70% 57,5% 80% 57,5% Низкий уровень 25% 32,5% 12,5% 5% 7,5% 10% 25% 27,5% 5% 2,5% 15% 2,5%
В целом по группе по всем шкалам большинство обучающиеся ГБОУ ЦО №264 обладают умеренным уровнем. Однако высоким уровнем по шкалам Q4, O и E достаточно значительные показатели. Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что таких детей довольно легко вывести из душевного равновесия, они также часто имеют пониженное настроение, в то время как дети с низкой оценкой спокойнее, реже расстраиваются. Учащиеся этой группы имеют выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличается стремлением к лидерству и доминированию.
Результаты ответов каждого участника исследования по методике личностного опросника Кеттела представлены в приложениях №8 и №9.
Изучив и сравнив результаты двух групп (Рис.3), мы видим, что у обучающихся МБОУ СОШ №67 и ГБОУ ЦО №264 имеются одинаковые показатели по шкалам O и B. Это говорит о том, что интеллектуальные и познавательные функции, способность контролировать свои эмоции, сформированы в равной степени у двух групп. Однако поданным диаграммы ми видим, что у обучающихся центра образования показатели по шкалам Q4 и D значительно выше, чем у обучающихся средней общеобразовательной школы. Это говорит о том, что у первых уровень сформированности концентрации внимания, активности, а также нервного напряжения выше. По данным шкалы F мы видим, что средний показатель обучающихся школы №67 превышает таковой учеников центра образования №264. Это говорит о том, что у детей этой группы выше уровень энергичности, активности, отсутствия страха в ситуации повышенного риска.

Рис.3: Сравнительная характеристика средних значений данных личностного опросника Кеттела обучающихся МБОУ СОШ №67 и ГБОУ ЦО №264.
Результаты анализа по проективной методике «Несуществующее животное» учащихся общеобразовательной школы приведены в таблице 7
Таблица 7
Особенности эмоциональных переживаний учащихся общеобразовательной школы, в %
Уровень выраженности Тревожность Фрустрация Агрессия Страх Самооценка Высокий 28% 18% 21% 9% 34% Средний 54% 44% 38% 42% 46% Низкий 18% 38% 41% 49% 20%
Итак, рассмотрим особенности эмоционального состояния учащихся общеобразовательной школы.
Дети, обучающиеся в общеобразовательной школе, демонстрируют в основном средний уровень тревожности (54 %), примерно треть этих учеников испытывают высокий уровень тревожности (28 %), меньше всего детей из этой группы с низким уровнем тревожности (18%).
Дети с высоким уровнем тревожности беспокоятся, когда попадают в определенные ситуации, в основном эти ситуации связаны с учебой. Например, дети волнуются, когда их вызывают к доске, перед контрольными, когда общаются с некоторыми учителями и т.д. На рисунках высокий уровень тревожности виден через тонкие неуверенные линии, исправления и т.д.
Дети с низким уровнем тревоги уверенны в себе, они не беспокоятся по поводу того, что их могут вызвать к доске, они не боятся учителей и т.д. Рисунки этих детей имеют сильные четкие линии, элементы рисунка создаются сразу, без исправлений, зачеркиваний и т.д.
Фрустрация – это негативное эмоциональное состояние, которое проявляется в виде напряженности, настороженности, ожидания чего-то негативного и т.д. Дети из общеобразовательной школы в большей степени демонстрируют средний уровень выраженности фрустрации (44%) и низкий (38%), высокий уровень фрустрации свойственен лишь 18 % детей.
На рисунках детей с высоким уровнем фрустрации изображены различные предметы, «отгораживающие» животное, оно как будто из-за них наблюдает (панцирь, очки и т.д.)
Что касается агрессии, то дети из общеобразовательной школы проявляют низкий уровень ее выраженности (41 %), высокий выявлен у 21 % опрошенных.
Дети с высокий уровнем агрессии демонстрируют гнев, раздражительность, грубость, драчливость в поведении, могут конфликтовать как со сверстниками, так и с учителями.
На рисунках детей с высоким уровнем агрессии отмечаются клыки, рога, копыта и многие другие острые элементы, угрожающие позы и т.д..
Дети с низким уровнем агрессии доброжелательны, открыты, демонстрируют положительный эмоциональный фон и т.д.
Высокий уровень страха выявлен у 9 % детей из общеобразовательной школы, низкий – у 49 %.
Страх на рисунке проявляется через такие элементы, как большие глаза, позы защитного характера, спрятавшееся животное и т.д. В школе эти дети демонстрируют крайнюю степень тревожности в определенных ситуациях и при общении с определенными учителями, могут даже заикаться, впадать в ступор.
Высокий уровень самооценки выявлен у 34 % детей из общеобразовательной школы. Эти дети уверенны в себе, открыты, демонстрируют мотивацию достижения, самостоятельны, имеют много друзей, достаточно успешны и занимают высокий социометрический статус в группе.
Низкий уровень самооценки выявлен у 20 % учащихся общеобразовательной школы. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, демонстрируют мотивацию избегания неудачи, замкнуты, имеют низкий социометрический статус в группе, мало друзей.
Ни рисунке у детей с низкой самооценкой животное очень маленькое, находится в нижней части листа и т.д.
Рассмотрим теперь особенности эмоциональных переживаний у детей, обучающихся в образовательном центре. Результаты приведены в таблице 8.
Таблица 8
Особенности эмоциональных переживаний учащихся из образовательного центра, в %
Уровень выраженности Тревожность Фрустрация Агрессия Страх Самооценка Высокий 58% 36% 37% 28% 28% Средний 25% 54% 46% 49% 52% Низкий 14% 10% 17% 23% 20%
Итак, у учащихся образовательного центра диагностируется высокий уровень тревожности - 58 % от общей выборки, низкий же уровень тревожности выявлен только у 14 % учеников.
Большинство учеников центра демонстрируют средний уровень фрустрации (54%), однако более трети имеют высокий уровень фрустрации – 36 %, низкий же выявлен только у 10 % учащихся центра.
Также высок процент детей, имеющих страхи: 28 % - высокий уровень, 49 % - средний, низкий присущ только 23 % учеников.
Можно предположить, что учащиеся образовательного центра в большей степени испытывают на себе особенности учебы этого образовательного учреждения: здесь больше задают, строже спрашивают, ученикам необходимо усвоить большой объем информации и т.д. Все это вызывает фрустрацию и тревожность, а у некоторых учащихся и страх.
Ученикам образовательного центра свойственно проявлять средний уровень агрессии – 49% от общей выборки, однако почти четверть учащихся имеют высокий уровень агрессивности (37%), низкий уровень выявлен только у 17 %.
Возможно фрустрация и тревожность приводят к тому, что учащиеся образовательного центра таким образом защищаются, сбрасывают накопившееся эмоциональное напряжение.
Что касается самооценки, то большинство детей имеют средний уровень самооценки – 52%, высокий выявлен у 28%, низкий – у 20% учащихся образовательного центра.
Теперь сравним полученные данные между группами. На рисунке 4 представлен сравнительный анализ особенностей эмоциональных переживаний учащихся общеобразовательной школы и учеников центра.



Рис. 4. Сравнительный анализ особенностей эмоциональных переживаний у учащихся МБОУ СОШ №67 и ГБОУ ЦО №264, в %

Итак, как видим из таблицы и рисунка, уровень негативных переживаний в большей степени выражен у учащихся ГБОУ ЦО №264, нежели у детей, которые обучаются в общеобразовательной школе.
Наиболее у учащихся центра выражена тревожность, фрустрация и агрессия; у учащихся общеобразовательной школы: тревожность, хотя и не так ярко, как у учащихся центра.
Данная методика подтверждает ранее полученные результаты.
Итак, дети, обучающиеся в образовательном центре и имеющие высокие показатели по шкале агрессии и самооценке часто демонстрируют бестактность, чрезмерную самоуверенность. Эти дети часто переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключается на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим. Основный акцент в планах на будущее эти учащиеся делают на внешней стороне деятельности. Если что-то противоречит их желаниям, склонны проявлять раздражительность, гнев, даже злобу. Могут «срываться» на сверстниках, грубить взрослым, педагогам.
Однако эти же ученики склонны проявлять повышенный уровень тревоги и фрустрации. В подобных ситуациях они склонны переоценивать достижения одноклассников. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться и могут вообще не проявляться.
Как отмечают педагоги, характерной особенностью подростков с высоким уровнем тревоги и фрустрации является их склонность «уходить в себя», выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание, закрываться от окружающих, жалеть себя. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неудачи. Очень ранимы, повышенно застенчивы, робки. Сосредоточенность на себе, собственных трудностях, неуспехах затрудняет их общение со сверстниками и взрослыми. И в то же время эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.
У учащихся общеобразовательной школы также выявлены негативные эмоциональные состояния, однако они не так явно выражены. В большинстве своем учащиеся общеобразовательной школы более эмоциональной устойчивы, демонстрируют положительный эмоциональный фон, устойчивость самооценки, большую адаптацию к внешним условиям.
Дети, обучающиеся в общеобразовательном центре, в большинстве своем составляют группу риска, так как данные особенности препятствуют нормальному и гармоничному течению процесса психического и личностного развития индивида.
Таким образом, уровень негативных переживаний у учащихся общеобразовательного центра выражен в большей степени, чем у учеников общеобразовательной школы: это высокий уровень тревожности, фрустрации и страха, повышенный уровень агрессии.

2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов


Статистическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы SPSS.
Для выявления взаимосвязи различных характеристик личностной и эмоциональной сфер было проведено сравнение средних значений с использованием параметрического критерия t-Стьюдента.
Метод позволяет проверить гипотезу о том, что средние значения двух генеральных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые независимые выборки, отличаются друг от друга.
Формула для эмпирического значения критерия t-Стьюдента [21, 165]:
.

Результаты сравнения средних значений с использованием параметрического критерия t-Стьюдента представлены в Приложении №10.
Проанализировав результаты, приведенные Приложении №10, мы видим, что по шкале «Нейротизм» обнаружены различия (t=-2,515 при p<0,05). Так как среднее значение у обучающихся ГБОУ ЦО №264 больше, следовательно, это личности, характеризующийся хорошей эмоциональной устойчивостью, зрелостью, отличной адаптацией. Этих детей не характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Обучающиеся центра образования более решительны, спокойны, уравновешены.
Скорее всего, такие результаты можно объяснить тем, что центр образования охватывает различные направления образования по сравнению со школой. Разнообразие во всех направлениях, особенно в образовательном процессе, приводит к тому, что ребенок самостоятельно адаптируется к сложившимся условиям. В связи с тем, что в школах начальные классы уже обучаются по стандартам нового поколения, кабинеты оборудованы соответствующе, обилие технических средств обучения, наличие новых методических материалов, подготовка к обучению по новым стандартам в среднем звене – все это влияет на эмоциональную стабильность ребенка, на его адаптацию.
Так же по шкале Q4 обнаружены различия (t= -1,987 при p<0,05). Так как среднее значение у обучающихся ГБОУ ЦО №264 больше, следовательно, дети этой группы отличаются избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности, в их поведении преобладает нервное напряжение. 
Таким образом, мы видим, что существуют различия между учащимися обучающимися средней общеобразовательной школы и центра образования.
Выводы по главе 2


Анализируя результаты, полученные в эмпирическом исследовании мы можем сделать следующие выводы:
1. Сформированный нами комплекс методик соответствовал поставленной цели и выдвинутой гипотезе нашего исследования. Методики были подобранны с соответствии с возрастными особенностями испытуемых.
2. Младшие школьники, обучающиеся в разных образовательных средах обладают высоким уровнем экстраверсии и нейротизма, что их характеризует как активных, открытых к общению и эмоциональных детей.
3. Обе группы учащихся имеют негативные эмоциональные переживания, связанные с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
4. Обучающиеся МБОУ СОШ №67 имеют стабильное положительное эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются их социальные контакты
5. Учащиеся ГБОУ ЦО №264 имеют негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. В равной степени у двух групп сформированы интеллектуальные и познавательные функции, способность контролировать свои эмоции. Однако у детей школы уровень сформированности концентрации внимания, активности, а также нервного напряжения выше. А у детей из центра образования выше уровень энергичности, активности, отсутствия страха в ситуации повышенного риска.
7. Согласно полученным данным сравнения средних значений было выявлено, что обучающиеся ГБОУ ЦО №264 более решительны, спокойны, уравновешены. Для этих детей не характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. А так же дети этой группы отличаются избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности, в их поведении преобладает нервное напряжение.
Заключение


Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций. Знание о личности - это часть психологического знания, которая больше всего отражает интерес к человеку во всей его полноте – сложному человеческому существу и индивидуальности.
Решающее значение для развития личности ребенка младшего школьного возраста имеет вступление его в школьный коллектив. Общая учебная деятельность и та ее организация, которая характерна именно для школы, постепенно сплачивает учащихся в такие детские коллективы, отличительной чертой которых является учебная целеустремленность.
Под влиянием коллектива у ребенка младшего школьного возраста постепенно формируется тот более высокий тип социальной направленности личности, который характерен для каждого, кто живет осознанными коллективными интересами. В младшем школьном возрасте ребенок начинает особенно активно стремиться к обществу других детей, начинает интересоваться общественными делами своего класса, стремится сам определить свое место в коллективе сверстников.
Сформированный нами комплекс методик соответствовал поставленной цели и выдвинутой гипотезе нашего исследования.
Особенности личностного и эмоционального развития младших школьников отличаются друг от друга в зависимости от образовательной среды.
Младшие школьники, обучающиеся в различных образовательных средах обладают высоким уровнем экстраверсии и нейротизма, что их характеризует как активных, открытых к общению и эмоциональных детей. Однако учащиеся центра образования более решительны, спокойны, уравновешены. Для этих детей не характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. А так же дети этой группы отличаются избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности, в их поведении преобладает нервное напряжение.
В равной степени у двух групп сформированы интеллектуальные и познавательные функции, способность контролировать свои эмоции. Однако у детей из общеобразовательной школы уровень сформированности концентрации внимания, активности, а также нервного напряжения выше. А у детей из центра образования выше уровень энергичности, активности, отсутствия страха в ситуации повышенного риска.
Обе группы учащихся имеют негативные эмоциональные переживания, связанные с необходимостью самораскрытия, демонстрации своих возможностей, но у обучающиеся МБОУ СОШ №67 также более стабильное положительное эмоциональное состояние, на фоне которого развиваются их социальные контакты. Учащиеся ГБОУ ЦО №264 имеют негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
Таким образом, поставленные в нашей работе задачи были выполнены, и выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение.
Список литературы


Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Абрамова Г.С. Возрастная психология М.: ВЛАДОС, 2003
Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.
Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003.
Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ.. - М.; СПб: КСП+; Ювента, 2000.
Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2 томах. Т. 1. – М.: Педагогика, 2005.
Анастази А. Психологическое тестирование. Т.1. - М.: Педагогика, 2002.
Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М., Манке Г.Г. Физиолого-гигиеническая оценка развивающего обучения в начальных классах // Педагогика. № 8. - 1999. - С. 35-41.
Артамонова И.О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дош. вое. 1995. - №4.
Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1997.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2001. – 349 с.
Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - № 4. - С.29-36.
Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М., 2005
Возрастная психология: учебно-методическое пособие / Сост.М.В.Нухова. – Уфа: БашГПУ, 2000. 
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Сост.И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999. 
Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002
Выготский Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Хрестоматия по детской психологии от младенца до подростка. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. - М.: Ноосфера, 1999.
Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. – Екатеринбург, 1993
Детская картина мира // Дош. вое. 1994. - №6. - с. 27-31
Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников и младших школьников // Вопросы психологии. – 1998. - № 2. с. 52 – 59
Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник. - М: МПСИ, Флинта, 2003.
Загвязинский В. И. Личностно-социальный подход в воспитании // Педагогика. – 2006. - № 3
Захаров Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. – 1996. – № 6.
Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.:Питер, 2001
Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008
Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000
Краткий психологический словарь //Под ред. Петровского А.В. и Ярошевского М. Г. - М.: Политиздат, 2002.
Кулагина Л. Групповая форма учебной работы на уроках. // Дош вое. 1990. -№12. -С. 76-79.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. М., 2000.
Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., Линка-пресс, 1997. 
Морозов С.М. Методы психологического исследования личности учащегося. Киев: УМК ВО, 2000.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 9-е изд. стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды. – М.: Воронеж, 1995.
Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. - СПб., Речь, 2007.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Сфера, 1999. - 560 с.
Орлов В. И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. -1998. №4
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1997.
Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 2001.
Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Academia, 2000.
Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вопросы психологии.- 2003.- № 5. - с. 56-66
Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000
Психология человека от рождения до смерти. / Под общ. ред. А.А. Реана. – М.: Прайм - ЕВРОЗНАК , 2002
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд – СПб.: Изд-во «Питер», 2002.
Толстикова О. Создаем развивающую среду своими руками // Дош.вое. -1997. -№ 5.
Цукерман Г.А. Психология саморазвития - М.: Смысл, 2000.
Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. – М. Тривола, 1996.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 2003.












7

1. Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. – М.: ВЛАДОС, 2004.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология М.: ВЛАДОС, 2003
3. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.
4. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2003.
5. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ.. - М.; СПб: КСП+; Ювента, 2000.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды. В 2 томах. Т. 1. – М.: Педагогика, 2005.
7. Анастази А. Психологическое тестирование. Т.1. - М.: Педагогика, 2002.
8. Антропова М.В., Бородкина Г.В., Кузнецова Л.М., Манке Г.Г. Физиолого-гигиеническая оценка развивающего обучения в начальных классах // Педагогика. № 8. - 1999. - С. 35-41.
9. Артамонова И.О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дош. вое. 1995. - №4.
10. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1997.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2001. – 349 с.
12. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. - № 4. - С.29-36.
13. Венгер А.Л., Цукерман Г.А.. Психологическое обследование младших школьников. - М., 2005
14. Возрастная психология: учебно-методическое пособие / Сост.М.В.Нухова. – Уфа: БашГПУ, 2000.
15. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Сост.И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М., 1999.
16. Волков Б.С. Психология младшего школьника: Учебное пособие / Б. С. Волков. М.: Пед. общ-во России, 2002
17. Выготский Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Хрестоматия по детской психологии от младенца до подростка. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
18. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. - М.: Ноосфера, 1999.
19. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция неблагополучия. – Екатеринбург, 1993
20. Детская картина мира // Дош. вое. 1994. - №6. - с. 27-31
21. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников и младших школьников // Вопросы психологии. – 1998. - № 2. с. 52 – 59
22. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. Учебник. - М: МПСИ, Флинта, 2003.
23. Загвязинский В. И. Личностно-социальный подход в воспитании // Педагогика. – 2006. - № 3
24. Захаров Е.И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Журнал практического психолога. – 1996. – № 6.
25. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000
26. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.:Питер, 2001
27. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008
28. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000
29. Краткий психологический словарь //Под ред. Петровского А.В. и Ярошевского М. Г. - М.: Политиздат, 2002.
30. Кулагина Л. Групповая форма учебной работы на уроках. // Дош вое. 1990. -№12. -С. 76-79.
31. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
32. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Проблемы развития психики. М., 2000.
33. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., Линка-пресс, 1997.
34. Морозов С.М. Методы психологического исследования личности учащегося. Киев: УМК ВО, 2000.
35. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- 9-е изд. стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.
36. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. Избранные психологические труды. – М.: Воронеж, 1995.
37. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. - СПб., Речь, 2007.
38. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Сфера, 1999. - 560 с.
39. Орлов В. И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. -1998. №4
40. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1997.
41. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука, 2001.
42. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Academia, 2000.
43. Прохоров А.О., Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вопросы психологии.- 2003.- № 5. - с. 56-66
44. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000
45. Психология человека от рождения до смерти. / Под общ. ред. А.А. Реана. – М.: Прайм - ЕВРОЗНАК , 2002
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд – СПб.: Изд-во «Питер», 2002.
47. Толстикова О. Создаем развивающую среду своими руками // Дош.вое. -1997. -№ 5.
48. Цукерман Г.А. Психология саморазвития - М.: Смысл, 2000.
49. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. – М. Тривола, 1996.
50. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 2003.

Вопрос-ответ:

Какие особенности личностного и эмоционального развития младших школьников могут наблюдаться в разных образовательных средах?

Особенности личностного и эмоционального развития младших школьников могут зависеть от образовательной среды, в которой они обучаются. Например, дети, обучающиеся в традиционной школе, могут испытывать большее давление со стороны учебной программы и ожиданий от учителей. Это может приводить к стрессу и негативным эмоциям у детей. С другой стороны, дети, обучающиеся в альтернативных образовательных средах, таких как домашнее обучение или специализированные школы, могут иметь большую свободу в выборе учебных материалов и методов обучения. Это может способствовать их личностному развитию, развитию креативности и самостоятельности. Конечно, эти особенности могут проявляться индивидуально у каждого ребенка, и важно учитывать их индивидуальные потребности и особенности.

Какое понятие личности используется в психологии?

В психологии, понятие личности описывает уникальные индивидуальные характеристики и особенности человека. Личность включает в себя различные аспекты, такие как характер, поведение, мотивы и ценности. Личность формируется в процессе развития от раннего детства до взрослости и может изменяться под влиянием внешней среды и личного опыта. Она также включает эмоциональные аспекты, такие как эмоциональная стабильность, способность контролировать свои эмоции и эмоциональную реактивность. Развитие личности младших школьников является важным этапом и требует особого внимания и поддержки.

Какие особенности личностного и эмоционального развития младших школьников могут иметься при обучении в различных образовательных средах?

Одной из особенностей личностного и эмоционального развития младших школьников при обучении в различных образовательных средах является различие в формировании социальных навыков и взаимодействии со сверстниками. Например, при обучении в классе с малым количеством учащихся, ребенку может быть сложнее развивать навыки коллективной работы и адаптироваться к большому количеству сверстников, если он переходит в более массовую школу. В то же время, участие в различных образовательных программах или проектах может способствовать расширению кругозора и развитию творческого мышления у младших школьников.

Какие факторы могут влиять на личностное и эмоциональное развитие младших школьников в разных образовательных средах?

Факторы, которые могут влиять на личностное и эмоциональное развитие младших школьников в разных образовательных средах, включают, например, характер взаимодействия со сверстниками и учителями, особенности образовательных программ и методов обучения, наличие дополнительных занятий и интересных кружков, а также общие условия внутришкольной среды, такие как организация свободного времени, возможности для саморазвития и самовыражения, адаптация к новой среде и т.д.

Как может повлиять выбор образовательной среды на эмоциональное состояние младшего школьника?

Выбор образовательной среды может оказывать влияние на эмоциональное состояние младшего школьника. Например, переход в новую школу или класс может вызывать у ребенка страх и тревогу из-за неизвестности, незнакомых людей или новых требований. Однако, если ребенок ощущает поддержку и понимание со стороны родителей и учителей, он может быстрее адаптироваться к новой среде и преодолеть негативные эмоции. В то же время, выбор образовательной среды, которая соответствует интересам и потребностям ребенка, может способствовать его положительному эмоциональному состоянию и развитию.

Какие особенности личностного развития младших школьников в разных образовательных средах?

Одной из особенностей личностного развития младших школьников в разных образовательных средах является различие в формировании базовых ценностей и норм поведения. В зависимости от образовательной среды, учащиеся будут вырабатывать разные ценности и приоритеты в жизни. Кроме того, образовательная среда может влиять на формирование самооценки и самопонимания ребенка.

Какие особенности эмоционального развития младших школьников в разных образовательных средах?

Эмоциональное развитие младших школьников в разных образовательных средах может быть разным. В некоторых образовательных средах акцент может быть сделан на развитие социальных навыков и эмоциональной интеллектуальности, в то время как в других - на развитие когнитивных способностей и интеллекта. Это может оказывать влияние на способность ребенка распознавать и управлять своими эмоциями.

Как воспитываются младшие школьники в разных образовательных средах?

Воспитание младших школьников в разных образовательных средах может осуществляться по-разному. В некоторых образовательных средах акцент может быть сделан на авторитарном воспитании, где детям навязываются жесткие правила и требуются слепое подчинение. В других средах может применяться более демократический подход, где ребенок имеет возможность выражать свои мнения и принимать участие в принятии решений.

Какие трудности могут возникнуть у младших школьников в разных образовательных средах?

У младших школьников в разных образовательных средах могут возникать различные трудности. Например, в среде с жесткими правилами и ограничениями, ребенку может быть сложно развивать свою самостоятельность и инициативность. В то же время, в более свободной среде, ребенку может быть трудно адаптироваться к жестким правилам и требованиям других образовательных сред.

Какие особенности личностного развития младших школьников обнаружены в разных образовательных средах?

В разных образовательных средах младшие школьники могут проявлять разные особенности личностного развития. Например, в традиционной школе они могут быть более конформными и подчиненными, в то время как в альтернативных образовательных средах, таких как свободные школы или домашнее обучение, они могут развивать большую самостоятельность, творческое мышление и самоопределение.