Состояние игровой деятельности у старших дошкольников с онр III уровня
Заказать уникальную дипломную работу- 102 102 страницы
- 56 + 56 источников
- Добавлена 04.04.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение………………………………………………………………………..…...4
Глава I Научно-теоретические основы исследования игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня…………………….…..7
1.1 Понятие об игровой деятельности……………………………………….........7
1.2 Онтогенез игровой деятельности………………………………………….....17
1.3 Характеристика общего недоразвития речи……………………………..….18
1.4 Особенности игровой деятельности у детей собщим недоразвитием речи…………………………………………………………………………….…..25
Глава II Исследование игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи III уровня………………………………………………………………….…30
2.1 Цели, задачи и основные этапы исследования…………………………......30
2.2 Характеристика обследуемых детей…………………………………….…..30
2.3 Методика констатирующего эксперимента…………………………….…...31
Глава III Сравнительная характеристика игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи III уровня и у детей с нормальным развитием....39
3.1 Анализ результатов контрольной группы………………………………….39
3.2 Результаты в экспериментальной группе…………………………………..42
3.3 Сравнительный анализ обеих групп………………………………………..51
Глава IV Методические рекомендации по развитию игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи III уровня………………………………...52
4.1 Принципы, цель, задачи, методы и организация методики……………….52
4.2 Методика коррекционно-логопедической работы по совершенствованию игровой деятельности у детей…………………………………………………..58
Заключение……………………………………………………………………….68
Список литературы………………………………………………………………74
Играя, нельзя отвлекаться от сюжета: например, сделать замечания детям или привлекать их к участию в игре, так как в этом случае теряется целостность восприятия сюжета. Когда речевой сюжет или его фрагмент проигран полностью, его можно повторить уже с участием детей, побуждая их к выполнению игровых действий: Погладь Катю. Вот так погладь Катю. Пожалей, скажи: не плачь, Катя! Таким образом, логопед одновременно демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения. В ходе игры воспитатель или логопед должен искренне перевоплощаться в то или иное лицо, чтобы затронуть эмоции ребенка, заставить его сопереживать. Взрослый, взяв на себя игровую роль, способствует переводу неорганизованных действий в собственно игровые, показывает необходимость участия в игре речи. Неплохо в процессе формирования игровых навыков создать и возможности создание разноплановых проблемных ситуаций: в одних случаях они могут касаться возможных вариантов развития сюжета (например, «мама» звонит по телефону, чтобы пригласить гостей на день рождения, ломается телефон.Возможные выходы из ситуации: позвонить из автомата, обратиться к соседям, вызвать мастера и т.д.), в других случаях, путем создания искусственного дефицита игрушек, дети должны побуждаться к использованию разнообразных предметов- заместителей.Навык общения с предметом-заместителем дается ребенку достаточно сложно. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий. Принимая во внимание характер игровой деятельности детей с общим недоразвитием речи, им нужно давать такое количество игрушек, которое могло бы удовлетворять их индивидуальные запросы, так как первоначально коллективное использование игрушек таким детям недоступно. Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы. Например: «День рождения куклы», где все дети танцуют и поют; «Поезд», где все дети — пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку, затем играют с ней; причем получает игрушку тот, кто правильно попросит ее у «продавца». В указанные игры дети вовлекаются постепенно. Сюжетно-ролевые игры организуют логопед и воспитатель. Обучение детей практическим действиям (через игры с дидактической куклой) проводится логопедом в форме занятия, а в дальнейшее развитие игры и ее обогащение осуществляется воспитателем. Развитые сюжетно-ролевые игры логопеду следует использовать для актуализации имеющихся у ребенка речевых средств. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. В процессе игры воспитатель и логопед много разговаривают с детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Мотивом, который становится ведущим в сюжетно-ролевой игре, становится стремление дошкольника войти во взрослый мир, подражать действиям взрослого. Поэтому в основу работы с сюжетно-ролевыми играми должно быть положено обогащение знаний ребенка об окружающем мире. Тем не менее, должен учитываться тот факт, что дети, имеющие ОНР не могут организовывать игру с большим количеством участников. Поэтому обогащение игры должно осуществляться несколько иным способом, нежели в игре детей в норме. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношение между ними. При этом они комментируют свои действия: «Мама наливает чай»; «Шофер едет на машине». Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. «Я буду мама, а ты моя дочка», — говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги. «Это у нас шофер2, — решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль.Усложнение структуры игровых объединений должно происходить не за счет роста количества детей в совместной игре – это будет сложным для детей с ОНР, а путем увеличения числа диад и игрового взаимодействия между ними, т.е. коллективный процесс возникнет первоначально как деятельность двух, трех и т.д. диад, каждая из которых должна развивать самостоятельный сюжет. Пересечение на определенном этапе игры этих сюжетов существенно расширит событийную сторону игрового процесса.При организации условий для сюжетно-ролевой игры должна учитываться устремленность детей вовне, стремление заниматься деятельностью, выходящей за пределы личностного опыта ребенка. Предметно-ролевая среда должна организовываться таким образом, чтобы дети смогли почувствовать себя в роли разных профессий от водителей камазов до космонавтов. Это характерно даже для детей, развивающихся в норме, а для детей, имеющих ОНР ситуация будет осложниться тем, что дети не могут долгое время взаимодействовать между собой. В этом случае на помощь им должен приходить воспитатель, помогающий продумать ход игры. Созданная таким образом среда помогала детям пробудить присущую им инициативность, познавательную активность, умение взаимодействовать между собой. Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они неуступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив. Таким образом, развивая речь, необходимо так же совершенствовать и игровые навыки детей. Дошкольников следует постоянно побуждать к общению друг с другом, комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и формированию умения играть коллективно.Сюжетно-ролевые игры, как известно, это игры отражательные, каждая из которых несет в себе знания об определенной стороне человеческой жизни. Именно поэтому огромная роль должна уделяться бытовым играм, таким как организация праздника или игра в семью, играм в профессиональную деятельность взрослых, а также играм-путешествиям, предполагающим задействовать героев сказок, когда дети включались в выдуманные события. Для каждой игры должны быть предположены определенные цели. К примеру, в игре «Строитель» целью становилось обогащение знаний ребенка о профессии, путем использования ее атрибутов (использовался конструктор). Дети в этой игре должны были договариваться о поставке материалов, решать споры, согласовывать свои действия с планом игры. Задача эта не из легких даже для детей с нормальными навыками игры. Тут же игра должна осуществляться при помощи взрослого. Содержание этой игры должно объективироваться в рамках выбора объекта строительства, обогащения знаний об объекте, его отличительных чертах, соответственно, необходимо планировать здание, предусматривать расположение помещений в нем. Иными словами, можно говорить о том, что должна осуществиться перспективная познавательная активность. Или три игры, которые в определенный момент пересекаются между собой: «Магазин» - две девочки- продавцы продовольственного и промышленного отделов - распределяют товар; «Гараж» - механик ремонтирует машину попавшего в аварию водителя; «Дочки-матери» - мама собирается праздновать день рождения и готовится к приходу гостей. Мальчики в гараже решают покрасить машину и обращаются в магазин за кистью и красками. Мама приходит в продовольственный отдел за продуктами, делает много покупок, объясняет, что у нее день рождения, получает поздравления от продавцов, возвращается домой и принимает гостей. Девочки-продавцы активно общаются между собой, принимают товар, который подвозится на машине еще одним участником игры и т.д. Думается, что постепенно можно прийти к ситуации, когда подготовка к игре будет подчинена условиям игры. В связи с этим большое внимание следует уделить детализации атрибутики игры. К примеру, для игры в «Экологов» предоставить такие атрибуты, как карты, набор минералов (коллекция из научно-популярного журнала), красная книга. Игра в «Дизайнеров» предполагает использование образцов тканей, альбомы по флористике, даже дизайнерские журналы с примерами организации интерьера мебели и помещения.Игры, которые будут использоваться детьми, должны находиться в свободном доступе не постоянно, а до той поры, пока к ним будет сохраняться стойкий интерес. Как только интерес утрачивается, коробки должны быть убраны. Постепенно можно будет прийти к ситуации, когда подготовка будет занимать минимальное время (а ведь именно она, как мы выяснили, занимает большую часть игры. Размещая в доступе множество материалов для игр, следует помнить о том, что стоит также использовать и предметы-заместители, которые будут способствовать развитию воображения ребят. Не следует запрещать детям планировать игру. Самостоятельная деятельность детейс ОНР всегда тесно связана с определением тематики игры, распределением ролей. В противном случае для ребенка будет достаточно сложно организовать свою деятельность в диаде. Воспроизведение эмоционально значимых для ребенка ситуаций, деятельности эмоционально значимых взрослых постепенно приведет к усложнению детской игры, а сам ребенок будет вовлекаться в модель социальных отношений посредством игры. Преобразование содержательной стороны деятельности должно привести к усложнению структуры игровых объединений и станет следствием развития диадических объединений детей на основе сложившихся интересов. Таким образом: для детей с общим недоразвитием речи игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития и коррекции речи, психических процессов и личности в целом, однако становитсявозможной только при специально организованном обучении.Работу по формированию игровой деятельности необходимо строить в соответствии с общедидактическими принципами (концентрированность, центричность, тематическая ориентация). Игры, которые будут использоваться детьми, должны находиться в свободном доступе не постоянно, а до той поры, пока к ним будет сохраняться стойкий интерес. Как только интерес утрачивается, коробки должны быть убраны. Постепенно можно будет прийти к ситуации, когда подготовка будет занимать минимальное время (а ведь именно она, как мы выяснили, занимает большую часть игры). Воспроизведение эмоционально значимых для ребенка ситуаций, деятельности эмоционально значимых взрослых постепенно приведет к усложнению детской игры, а сам ребенок будет вовлекаться в модель социальных отношений посредством игры. Преобразование содержательной стороны деятельности должно привести к усложнению структуры игровых объединений и станет следствием развития диадических объединений детей на основе сложившихся интересов. ЗаключениеАнализ литературных источников по проблеме игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи показал что, что эта тема актуальна и значима в настоящее время, проблема развития игровой деятельности детей с ОНР IIIуровня по праву может считаться одной из самых актуальных как в логопедии, так и в дошкольной педагогике. Развитие игровой деятельности необходимо потому, что оно лежит в основе умственных качеств личности, что проявляется впоследствии в развитии ее инициативности и самостоятельности суждений. Игровая деятельность для детей, имеющих патологии в развитии, имеет свое значение не только как деятельность развлекательная, но и как деятельность развивающая, в которой реализовываются различные знания, мыслительные операции, а также практические умственные действия, которые необходимо освоить детям. Творческие игры детей, в большинстве своем отражательные, это не только средство развлечения, но и средство актуализации знаний об окружающем мире, средство развития ребенка. В процессе этих игр происходит развитие знаний ребенка. Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии (иногда). Игра детей, имеющих общее недоразвитие речи отличается следующими особенностями: как правило, фиксируются только единичные попытки детей спланировать будущую игру, которые проявляются в предложениях играть вместе, распределении ролей. Гораздо чаще игры возникают ситуативно, без предварительного сговора, при этом организующим началом деятельности, определяющим ее содержание, становятся игрушки. Мотивированность игры игрушками и материалами проявляется как в содержании, так и в названии игр - играть в куклы, машинки. При игре большая часть времени отводится манипуляциям с игровым материалом: расставление мебели, одевание-раздевание кукол. При этом обустройство не определяется спецификой игры, напротив, сама специфика игры напрямую зависит от этого обустройства. В процессе такой деятельности четко выявляется изначальное стремление детей отмежеваться друг от друга (это будет мой дом, а это - твой). Манипулирование игровым материалом, как правило, указывает на неустойчивость замысла, связанную с переходом ребенка от одной игрушки к другой. Замыслы, которые возникают в ходе игровой деятельности у одного ребенка, как правило, игнорируются партнером, увлеченным собственной деятельностью. Да и сам ребенок, придумавший сюжет игры, как правило, оказывается не в состоянии его реализовать. Ролевое поведение детей с ОНР, как правило, отличается выраженной хаотичностью: неумение соблюдать правила, налагаемые той или иной ролью, раскрываются в большом количестве нехарактерных ролевых действий, переходе от одной игрушки к другой и частой смене ролей. Как следствие, возникает скачкообразность сюжета и множество сюжетных линий никак не связанных между собой. Игра детей с ОНР обнаружила следующие показатели:1.не имела устойчивого характера, 2. складывались стихийно, 3. длительноезастревание на сюжете, 4. «перепрыгивание» с него на другой, не имеющий с предыдущим ничего общего. Были зафиксированы единичные попытки детей организовать переходы в игре, расширение сюжета, но попытки эти были достаточно слабы и не увенчивались успехом.Игра детей с ОНР не имела устойчивого характера, складывались стихийно, при этом наблюдалось длительное застревание на сюжете, а затем «перепрыгивание» с него на другой, не имеющий с предыдущим ничего общего. Были зафиксированы единичные попытки детей организовать переходы в игре, расширение сюжета, но попытки эти были достаточно слабы и не увенчивались успехом.Работу по формированию игровой деятельности и коммуникации в ней необходимо строить в соответствии с общедидактическими принципами (концентрированность, центричность, тематическая ориентация). В данной работе мы опирались на положения Н. С. Жуковой и Е. А. Стребелевой. Развитие речи детей лучше всего осуществлять посредством обращения к игровой деятельности, как ведущей в дошкольном возрасте. Организация должна сводиться к планированию деятельности, распределению ролей, использовании игровой атрибутики. Педагог в сюжетно-ролевой игре выполняет регуляторную функцию.Таким образом, обучение ребенка игровой деятельности становится возможным только при условии систематической и целенаправленной коррекционно-логопедической работы, которая также должна способствовать расширению кругозора детей, обогащению их чувственного опыта, активизации мыслительной деятельности и развитию речи в целом.Список литературыАнаньев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.2 -287 с.Аркин Е.А. Родителям о воспитании.- М.: Учпедгиз, 1957. - 346 с.Артемова Л.В. Динамика содержательности общения детей с 3 до 7 лет в игровых группах// Новые исследования в психологии.- 1986. - N2.-С. 49-55.Артемова Л.Ф. Формирование общественной направленности ребенка-дошкольника в игре.- Киев :Выща школа, 1988. - 159 с.Арутюнова Л.Д., Булыгина Т.В., Кибрик A.A. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис.- М.: Наука, 1992. - 821 с.Ахутина Т.В. Порождение речи.- М.: Изд-во МГУ, 1989. - 213 с.Балли III. Французская стилистика,- М.: Изд-во ин.лит-ры, 1961. - 394 с.БиблерB.C. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога.- М.: Политиздат, 1975. - 399 с.БодалевA.A. Личность и общение // Избран, психол. труды.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.БодалевA.A. О коммуникативном ядре личности // Советская педагогика.-1990. - N 5. - С. 77-81.БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. - 426 с.БолдыреваТ.А., Болдырева М.А., Фадеева H.A. Роль семьи в развитии речи и мышления ребенка / Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации,- М, 1998. - С. 28-29.БолдыреваН.К., Коваленко Е.В., Орешкина М.Ю. Особенности эмоциональной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи // Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международногосипозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М, 1997. - С. 29-30.ВасиленкоТ. А., Кольцова Т.И. Некоторые лексические особенности разговорной речи // Русская разговорная речь. Сб. науч. Трудов. – Саратов., 1970. -251 с.ВинарскаяE.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии.- М.: Просвещение, 1987. - 160 с.ВинокурГ.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка.- М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. - 356 с.Волкова Г.А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр // Педагогические нуги устранения речевых нарушений у детей.- Л.: ЛГПИ им.Гертдена, 1976.- 136 с.ВольцисК.Я. Взаимоотношения детей в малых группах, возникающие на основе игровой деятельности. Сообщение 2 // Новые исследования в психологии.- 1973.- N 1. - С. 58-61.ВоробьеваВ.1С. Формирование у младших школьников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи // Дефектология,- 1988.-N 6. - С. 56-62.ВоробьеваВ.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология. - 1989.- N 4. - С. 40-47.ВоробьеваВ.К., Даскалова Е.С. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью // Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности,- М.: Межвуз. сб. науч. трудов, 1983. - 134 с.ВыгодскаяГ.Л. Руководство ролевой игрой глухих дошкольников. - М.: Просвещение, 1964. - 155 с.ВыгодскаяИ.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре.- М.: Просвещение, 1989. - 175 с.ВыготскийЛ.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.ВыготскийЛ.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии., 1966.- N 6. - С. 62-76.ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений. В 6 т.- М.: Педагогика, 1984. -Т.6.- 374 с.ГазманО.С. О понятии детской игры / Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. - 123 с.ГалигузоваЛ.Н. К вопросу о происхождении и специфике потребности в общении со сверстником // Новые исследования в психологии., 1980.- N 2. - С. 31 -36.ГлуховВ.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения // Дефектология.- 1989.- N 1. - С. 69-76.ГлуховВ.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II Дефектология.- М., 1990.- N 6. - С. 63-70.Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология., 1995.- N 6. - С. 7-16.ГриншпунБ.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология.- 1988.-N 3. - С. 81-84.ДьяченкоО.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 127 с.ЖуковаН.С. Формирование устной речи,- М.: Социально- политический журнал. Ассоциация "Гуманитарий", 1994. - 96 с,ЖуковаН.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: Социально-политический журнал. Ассоциация "Гуманитарий", 1994.-96 с.ЖуковскаяР.И. Игры-занятия как педагогическое условие становления сюжетно-ролевой игры и взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста // Нравственное воспитание дошкольников, /Под ред. В.Г.Нечаевой.- М.: Педагогика, 1971. - 280 с,Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.А.Запорожца, А.П.Усовой.- М.: Изд-во Просвещение, 1966. - 351 с.КапанадзеЛ.А. Лексико-семантические особенности разговорной речи // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест /Под ред. Е.А.Земской, Н.Н.Розановой.- М.: Наука, 1993. - 238 с.КрагшвинаЛ.М. Этапы развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М, 1997. - С. 86-87.КривоязИ.С. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 1996. - 17 с.ЛитвиноваС.Н. Формирование игрового взаимодействия у детей пятого года жизни в сюжетно-ролевых играх: Автореф. дис. ... канд. пед. наук .- М., 1997. - 16 с.Логопедия./Под ред. Л.С.Волковой.- М.: Просвещение, 1989. - 528 с.Левина Р.Е. (ред.) Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1967 – 312 с. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология.- 1971.- N 6. - С. 7-14.Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2000. – 314 с. МенджерицкаяД.Б. Воспитателю о детской игре.Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т.А.Марковой.- М.: Просвещение., 1982. - 182 с.МуминоваЛ.Р. Теоретические основы коррекционно- педагогической работы по преодолению речевого недоразвития у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук,- Ташкент, 1992. - 39 с.Рахимова Ж.Т. Формирование предпосылок обучения языку детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-М., 1988. - 16 с.СмирноваЛ.А. Приемы работы по преодолению импрессивногоаграмматизма у детей // Дефектология., 1979.- N 3. - С. 65-70.Усачева Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи: Дис. ... канд. пед. наук.- М., 1983. - 195 с.Усольцева TI.K. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук,- М., 1996. - 16 с.ФиличеваТ.Б.,Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с ОНР в старшей группе специального детского сада // Дефектология,- 1987.-N4 - С. 71-75.ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста // Дефектология, 1985.-N4.-С. 72-78.ХаритоноваЕ.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно- ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 1997. - 17 с.Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. A.B.Запорожца, А.П.Усовой,- М.: Просвещение, 1966. - 351 с.ЯстребоваA.B. Коррекция общего недоразвития речи у учащихся общеобразовательной школы // Дефектология, 1981.- N 1. - С. 59-65.Приложение 1Протокол исследования игровой деятельности 1ФИО испытуемого Эля К.Возраст испытуемого 6 Диагноз ОНР III степениТип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках2333Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение ролиПротокол исследования речевой и игровой деятельности 2ФИО испытуемого Даня ПВозраст испытуемого 5,5 Диагноз ОНР III степениТип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках3212Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение ролиПротокол исследования речевой и игровой деятельности 3ФИО испытуемого Дима С.Возраст испытуемого 6 Диагноз ОНР III степениТип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках3121Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение ролиПротокол исследования речевой и игровой деятельности 4ФИО испытуемого Гера Д.Возраст испытуемого 5,2 Диагноз ОНР III степениТип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках2221Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение ролиПротокол исследования речевой и игровой деятельности 5ФИО испытуемого Артем КВозраст испытуемого 6 Диагноз ОНР III степениТип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках2121Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение ролиПротокол исследования речевой и игровой деятельности 6ФИО испытуемого Миша ШВозраст испытуемого 5,5 Диагноз ОНР III степениТип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках2312Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение ролиПротокол исследования речевой и игровой деятельности 7ФИО испытуемого Катя НВозраст испытуемого 6 Диагноз ОНР III степениТип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках3232Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение ролиПротокол исследования речевой и игровой деятельности 8ФИО испытуемого ВацлавШВозраст испытуемого 6 Диагноз ОНР III степениТип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках2211Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение ролиПротокол исследования речевой и игровой деятельности 9ФИО испытуемого Олеся КВозраст испытуемого 6 Диагноз ОНР III степениТип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках3232Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение ролиПротокол исследования речевой и игровой деятельности 10ФИО испытуемого Вероника ГВозраст испытуемого 5,5 Диагноз ОНР III степениТип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках2211Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение ролиПротокол исследования речевой и игровой деятельности 11ФИО испытуемого Саша КВозраст испытуемого 6 Диагноз ОНР III степениТип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках1121Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение ролиПротокол исследования речевой и игровой деятельности 12ФИО испытуемого Маша БВозраст испытуемого 6 Диагноз ОНР III степениТип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках3121Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение ролиПротокол исследования речевой и игровой деятельности 13ФИО испытуемого Алена Д. Возраст испытуемого 5,5 Диагноз ОНР III степениТип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках2211Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение ролиПротокол исследования речевой и игровой деятельности 14ФИО испытуемого Даша ГВозраст испытуемого 5,5 Диагноз ОНР III степениТип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках3122Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение ролиПротокол исследования речевой и игровой деятельности 15ФИО испытуемого Кирилл ДВозраст испытуемого 6 Диагноз ОНР III степениТип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках2212Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение ролиПротокол исследования игровой и речевой деятельности у ребенка с нормальным речевым развитием №1ФИО испытуемого Катя ЩВозраст испытуемого 5 Тип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках4433Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение роли4333Протокол исследования речевой и игровой деятельности у ребенка с нормальным речевым развитием № 2ФИО испытуемого ДашаПВозраст испытуемого 5,5 Тип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках444Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение роли4343Протокол исследования речевой и игровой деятельности у ребенка с нормальным речевым развитием №3ФИО испытуемого Дина МВозраст испытуемого 6 Тип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках4343Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение роли4344Протокол исследования речевой и игровой деятельности у ребнка с нормальным речевым развитием № 4ФИО испытуемого Вера Д.Возраст испытуемого 5,6Тип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках3433Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение роли4334Протокол исследования речевой и игровой деятельности у ребенка с нормальным речевым развитием № 5ФИО испытуемого Арина СВозраст испытуемого 6 Тип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках4443Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение роли4444Протокол исследования речевой и игровой деятельности у ребенка с нормальным речевым развитием №6ФИО испытуемого Мила ЯВозраст испытуемого 5,5 Тип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках433Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение роли4344Протокол исследования речевой и игровой деятельности ребенка с нормальным речевым развитием №7ФИО испытуемого Валя МВозраст испытуемого 6 Тип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках3443Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение роли4343Протокол исследования речевой и игровой деятельности ребенка с нормальным речевым развитием8ФИО испытуемого Костя ЮВозраст испытуемого 6 Тип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках4444Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение роли4444Протокол исследования речевой и игровой деятельности ребенка с нормальным речевым развитием № 9ФИО испытуемого Миша ФВозраст испытуемого 6 Тип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках3443Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение роли4344Протокол исследования речевой и игровой деятельности ребенка с нормальным речевым развитием №10ФИО испытуемого Максим АВозраст испытуемого 5,5 Тип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках4433Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение роли4332Протокол исследования речевой и игровой деятельности ребенка с нормальным речевым развитием № 11ФИО испытуемого Саша ТВозраст испытуемого 6 Тип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках3333Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение роли4343Протокол исследования речевой и игровой деятельности ребенка с нормальным речевым развитием № 12ФИО испытуемого Коля ЖВозраст испытуемого 6 Тип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках4333Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение роли4343Протокол исследования речевой и игровой деятельности ребенка с нормальынм речевым развитием №13ФИО испытуемого Оскар ЗВозраст испытуемого 5,5 Тип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках4444Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение роли4444Протокол исследования речевой и игровой деятельности ребенка с нормальным речевым развитием № 14ФИО испытуемого Витя КВозраст испытуемого 5,5 Тип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках3444Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение роли4444Протокол исследования речевой и игровой деятельности ребенка с нормальным речевым развитием № 15ФИО испытуемого Кирилл ДВозраст испытуемого 6 Тип задания Критерии анализаИгра со взрослымхарактер взаимодействия со взрослымотношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушкамиизбирательность в игрушках4443Индивидуальная ролевая играпринимает игру на самом элементарном уровнеМанипулятивный характер действийПростой сюжетРазвернутый сюжет, поведение роли4344
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1980. - Т.2 -287 с.
2. Аркин Е.А. Родителям о воспитании.- М.: Учпедгиз, 1957. - 346 с.
3. Артемова Л.В. Динамика содержательности общения детей с 3 до 7 лет в игровых группах// Новые исследования в психологии.- 1986. - N2.-С. 49-55.
4. Артемова Л.Ф. Формирование общественной направленности ребенка-дошкольника в игре.- Киев : Выща школа, 1988. - 159 с.
5. Арутюнова Л.Д., Булыгина Т.В., Кибрик A.A. Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис.- М.: Наука, 1992. - 821 с.
6. Ахутина Т.В. Порождение речи.- М.: Изд-во МГУ, 1989. - 213 с.
7. Балли III. Французская стилистика,- М.: Изд-во ин. лит-ры, 1961. - 394 с.
8. Библер B.C. Мышление как творчество: введение в логику мысленного диалога.- М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
9. Бодалев A.A. Личность и общение // Избран, психол. труды.- М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
10. Бодалев A.A. О коммуникативном ядре личности // Советская педагогика.-1990. - N 5. - С. 77-81.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968. - 426 с.
12. Болдырева Т.А., Болдырева М.А., Фадеева H.A. Роль семьи в развитии речи и мышления ребенка / Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации,- М, 1998. - С. 28-29.
13. Болдырева Н.К., Коваленко Е.В., Орешкина М.Ю. Особенности эмоциональной сферы у детей с тяжелыми нарушениями речи // Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного сипозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М, 1997. - С. 29-30.
14. Василенко Т. А., Кольцова Т.И. Некоторые лексические особенности разговорной речи // Русская разговорная речь. Сб. науч. Трудов. – Саратов., 1970. -251 с.
15. Винарская E.H. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии.- М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
16. Винокур Г.Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по грамматике русского литературного языка.- М.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. - 356 с.
17. Волкова Г.А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по системе игр // Педагогические нуги устранения речевых нарушений у детей.- Л.: ЛГПИ им.Гертдена, 1976.- 136 с.
18. Вольцис К.Я. Взаимоотношения детей в малых группах, возникающие на основе игровой деятельности. Сообщение 2 // Новые исследования в психологии.- 1973.- N 1. - С. 58-61.
19. Воробьева В.1С. Формирование у младших школьников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи // Дефектология,- 1988.-N 6. - С. 56-62.
20. Воробьева В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией // Дефектология. - 1989.- N 4. - С. 40-47.
21. Воробьева В.К., Даскалова Е.С. Структура семантических полей в речевой продукции учащихся с нормальной и нарушенной речевой деятельностью // Коррекционное обучение детей с нарушением речевой деятельности,- М.: Межвуз. сб. науч. трудов, 1983. - 134 с.
22. Выгодская Г.Л. Руководство ролевой игрой глухих дошкольников. - М.: Просвещение, 1964. - 155 с.
23. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре.- М.: Просвещение, 1989. - 175 с.
24. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
25. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии., 1966.- N 6. - С. 62-76.
26. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т.- М.: Педагогика, 1984. -Т.6.- 374 с.
27. Газман О.С. О понятии детской игры / Игра в педагогическом процессе. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. - 123 с.
28. Галигузова Л.Н. К вопросу о происхождении и специфике потребности в общении со сверстником // Новые исследования в психологии., 1980.- N 2. - С. 31 -36.
29. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения // Дефектология.- 1989.- N 1. - С. 69-76.
30. Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи II Дефектология.- М., 1990.- N 6. - С. 63-70.
31. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология., 1995.- N 6. - С. 7-16.
32. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология.- 1988.-N 3. - С. 81-84.
33. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.Н. Психическое развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984. - 127 с.
34. Жукова Н.С. Формирование устной речи,- М.: Социально- политический журнал. Ассоциация "Гуманитарий", 1994. - 96 с,
35. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей.- М.: Социально-политический журнал. Ассоциация "Гуманитарий", 1994.-96 с.
36. Жуковская Р.И. Игры-занятия как педагогическое условие становления сюжетно-ролевой игры и взаимоотношений детей младшего дошкольного возраста // Нравственное воспитание дошкольников, /Под ред. В.Г.Нечаевой.- М.: Педагогика, 1971. - 280 с,
37. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.А.Запорожца, А.П.Усовой.- М.: Изд-во Просвещение, 1966. - 351 с.
38. Капанадзе Л.А. Лексико-семантические особенности разговорной речи // Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест /Под ред. Е.А.Земской, Н.Н.Розановой.- М.: Наука, 1993. - 238 с.
39. Крагшвина Л.М. Этапы развития диалогической речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Язык, сознание и образ мира. Материалы 7 Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М, 1997. - С. 86-87.
40. Кривояз И.С. Пути коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 1996. - 17 с.
41. Литвинова С.Н. Формирование игрового взаимодействия у детей пятого года жизни в сюжетно-ролевых играх: Автореф. дис. ... канд. пед. наук .- М., 1997. - 16 с.
42. Логопедия./ Под ред. Л.С.Волковой.- М.: Просвещение, 1989. - 528 с.
43. Левина Р.Е. (ред.) Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1967 – 312 с.
44. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология.- 1971.- N 6. - С. 7-14.
45. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М.: Академия, 2000. – 314 с.
46. Менджерицкая Д.Б. Воспитателю о детской игре.Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т.А.Марковой.- М.: Просвещение., 1982. - 182 с.
47. Муминова Л.Р. Теоретические основы коррекционно- педагогической работы по преодолению речевого недоразвития у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук,- Ташкент, 1992. - 39 с.
48. Рахимова Ж.Т. Формирование предпосылок обучения языку детей шестилетнего возраста с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-М., 1988. - 16 с.
49. Смирнова Л.А. Приемы работы по преодолению импрессивного аграмматизма у детей // Дефектология., 1979.- N 3. - С. 65-70.
50. Усачева Л.Н. Коррекционная направленность игровой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи: Дис. ... канд. пед. наук.- М., 1983. - 195 с.
51. Усольцева TI.K. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук,- М., 1996. - 16 с.
52. ФиличеваТ.Б., Чиркина Г.В. Обучение и воспитание детей с ОНР в старшей группе специального детского сада // Дефектология,- 1987.-N4 - С. 71-75.
53. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Психолого-педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста // Дефектология, 1985.-N4.-С. 72-78.
54. Харитонова Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно- ролевой игры у детей с общим недоразвитием речи: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- М., 1997. - 17 с.
55. Эльконин Д.Б. Основные вопросы теории детской игры // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. A.B.Запорожца, А.П.Усовой,- М.: Просвещение, 1966. - 351 с.
56. Ястребова A.B. Коррекция общего недоразвития речи у учащихся общеобразовательной школы // Дефектология, 1981.- N 1. - С. 59-65.
Вопрос-ответ:
Как определить состояние игровой деятельности у старших дошкольников с онр III уровня?
Состояние игровой деятельности у старших дошкольников с онр III уровня можно определить путем наблюдения за их игровыми проявлениями, анализа их способностей к самостоятельной игре, уровня развития речи и общего недоразвития речи.
Какой онтогенез игровой деятельности у старших дошкольников с онр III уровня?
Онтогенез игровой деятельности у старших дошкольников с онр III уровня происходит в соответствии с общими закономерностями развития игры у детей. Они проходят через стадии функциональной подготовки к игре, символической игры, ролевой игры и конструктивной игры.
Какие особенности игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи III уровня?
Особенности игровой деятельности у детей с общим недоразвитием речи III уровня заключаются в затруднениях в коммуникации и восприятии речи, что влияет на их способность к развитию имагинации и символической игре. Они могут иметь ограниченный словарный запас и проблемы с формированием предложений.
Каковы научно-теоретические основы исследования игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня?
Научно-теоретические основы исследования игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня основаны на понимании роли игры в развитии ребенка, понятии общего недоразвития речи и его особенностях, а также на теориях и концепциях развития игры у детей.
Что включает в себя характеристика общего недоразвития речи у старших дошкольников?
Характеристика общего недоразвития речи у старших дошкольников включает в себя затруднения в понимании и произношении звуков, ограниченный словарный запас, нарушения грамматической структуры предложений и затруднения в коммуникации. Также она может включать проблемы с формированием связной речи и выражением своих мыслей.
Каково понятие об игровой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня?
Понятие об игровой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня описывает виды игр, которыми они занимаются и особенности их игровой активности. Учитывается влияние общего недоразвития речи на игру и возможности ребенка в игровой деятельности.
Каков онтогенез игровой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня?
Онтогенез игровой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня описывает развитие игровых навыков и умений у детей данной категории. Рассматриваются этапы развития игры от раннего дошкольного возраста до старшего дошкольного возраста.
Как характеризуется общее недоразвитие речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня?
Общее недоразвитие речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня характеризуется отставанием в развитии речевых навыков и затруднениями в освоении речи. В данном случае речь может быть неполноценной, неразборчивой или отсутствующей.
Какие особенности присутствуют в игровой деятельности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня?
Игровая деятельность у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня характеризуется особыми особенностями. Дети могут испытывать трудности в формировании игровых ситуаций, взаимодействии с игровыми объектами и игровыми партнерами, а также в развитии игрового воображения и речи в игре.
Какие виды игр представлены у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня?
Старшие дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня могут заниматься различными видами игр, такими как ролевая игра, конструктивная игра, игры с правилами и др. Каждый вид игры имеет свои особенности и требует определенных навыков и умений от ребенка.
Что такое игровая деятельность?
Игровая деятельность - это особый вид деятельности, в котором ребенок общается, учится, развивается и получает удовольствие через игру. В игровой деятельности дети использовать свое воображение, фантазию и эмоции, а также развивают такие навыки, как коммуникация, пространственное мышление и моторика.